93. Понятие и виды социальных услуг: правовые основы предоставления

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 73 73 страницы
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 06.07.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социальны услуг 6
1.1. Правовые основы предоставления социальных услуг 6
1.3. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности 19
Глава 2. Отдельные виды социальных услуг, предоставляемых населению 26
2.1. Социальные услуги, предоставляемые семьям с детьми 26
2.2. Социальные услуги, предоставляемые инвалидам и пенсионерам 30
2.3. Социальные услуги, предоставляемые многодетным семьям и детям, оставшимся без попечения родителей 35
Глава 3. Проблемы правоприменения мер социальной помощи и социальных услуг 41
3.1. Проблемы реализации социальных услуг в России 41
3.2. Перспективы развития мер социальной помощи и социальных услуг в РФ 46
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения 60

Фрагмент для ознакомления

2022. №1. С. 151-159Кузьмин В.П., Бородина Е.С. Технологии социальной реабилитации в повышении качества жизни инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. №1 (26). С. 28-35Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения // Молодой ученый. 2018. № 38 (224). С. 173-175 Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях // URL: https://bus.gov.ru/pub/search/agencies?searchString=специализированные&d-442%20831-p=1&pageSize=10&searchTermCondition=or&orderAttributeName=rank&orderDirectionASC=false (дата обращения 21.05.2023)Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Официальный сайт Минпросвещения России // URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (дата обращения: 26.06.2023)Попов С. В., Кручек И. В., Агашева И. П. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: PRO ET CONTRA // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. №2. С. 192-202Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. М., 2017. 686 с.Садыков, Р. М., Большакова Н.Л., Хамалеева Р.Х. Социальная деятельность негосударственных организаций в отношении семей с детьми // Вестник университета. 2021. № 4. С. 189-194 Синкевич Ж.В. Система и виды социальных услуг // Сибирский юридический вестник. 2020. №4 (91). С. 49-53Синькевич Е.А., Гостева Л.З. Среднее профессиональное и высшее образование как важнейший социальный институт адаптации детей-сирот к социальным условиям жизни в обществе // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №84. С. 57-60Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография / Е. И. Холостова, И. В. Малофеев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 368 с. Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская (науч. ред.); Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 144 с.Социальная поддержка граждан.2021 // URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/gp-2022/ГП-3%20социальная%20поддержка.pdf (дата обращения: 24.05.2023)Судебная статистика РФ // URL: https://sudstat.ru/stats/gr/t/22/s/0 (дата обращения: 25.05.2023)Тезадова Д.А. Социальная политика в современных государствах: основное содержание, направления и модели // Южно-российский журнал социальных наук. 2015. №3. С. 90-106Трутаева А.В. Правовое регулирование социального обеспечения в субъектах Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. Наук. Омск. 2020. 28 с.Ульянова В. Проблемы ответственности за нарушения в сфере социального обеспечения в Российской Федерации // Вестник НИБ. 2019. №37. С. 323-326Усова О.А., Грищук В.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы // Общество, экономика, управление. 2019. №1. С. 18-23Хабибуллина Р.М. Понятие, формы и виды социального обслуживания граждан // Экономика и социум. 2021. №5-2 (84). С. 477-493Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2017.905 с. Цветкова Г.А. О проблемах пенсионного обеспечения и трудовой занятости пенсионеров в России // Интерактивная наука. 2021. №5 (60). С. 60-62ПриложенияПриложение 1Система социального обслуживанияПриложение 2Функции системы социального обслуживанияФункции системы социального обслуживанияПрофилактика бедностиСоздание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства; надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.)Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитанияОрганизация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновлениеФункция консультированияКонсультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.); участие в подготовке молодежи к выбору профессии; подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству; родительский медико-психологический всеобуч;Функция социального корректирования и реабилитацииСоциальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающихФункция информации населенияИзучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления: предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранениеФункция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтовУчастие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ; формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.Приложение 3Виды социальных пособий, предоставляемых семьям с детьмиПриложение 4Социальные услуги, предоставляемые семьям с детьми в г. МосквеВид социальной услугиСубъект, предоставляющий социальные услугиСоциальная няняБлаготворительная автономная некоммерческая организация Ресурсный центр поддержки людей с мультисенсорными нарушениями и членов их семей «Ясенева поляна»Инклюзивный клубФонд поддержки инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Преодолей-ка»Медицинская реабилитацияБлаготворительный фонд содействия в оказании медико-социальной и реабилитационной помощи детям с тяжелой травмой и ее последствиями (Фонд детского доктора Рошаля)Профилактика родительского выгоранияРегиональная Общественная организация «Объединение многодетных семей города Москвы»Благотворительный фонд в поддержку материнства «Быть мамой»Приложение 5Судебная практикаРеквизиты делаФабула делаОпределение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 г. N 29-КГ19-1По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначен лекарственный препарат, не зарегистрированный на территории Российской Федерации.К., действующий в интересах несовершеннолетней дочери А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Пензенской области о признании за А. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом "Ц" по жизненным показаниям, возложении на ответчика обязанности обеспечить А. данным лекарственным препаратом в дозе, рекомендуемой медицинской организацией.В обоснование предъявленных требований истец указал, что его дочь А. является ребенком-инвалидом, страдает жизнеугрожающим наследственным редким (орфанным) заболеванием. Консилиумом врачей и врачебной комиссией ФГБУ "Российская детская клиническая больница" и консилиумом врачей областной детской клинической больницы ей был разрешен к индивидуальному применению по жизненным показаниям не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат "Ц" как единственно возможный вариант лечения с учетом быстро прогрессирующего характера заболевания. Министерством здравоохранения Пензенской области было отказано в обеспечении А. названным лекарственным препаратом со ссылкой на то, что диагноз заболевания А. отсутствует в перечне жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.Решением суда первой инстанции исковые требования К. удовлетворены.Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования К., суд первой инстанции исходил из того, что необеспечение А. лекарственным препаратом, назначенным ей врачебной комиссией и консилиумами врачей по жизненным показаниям, нарушает фундаментальное право ребенка на жизнь и здоровье. Отсутствие лекарственного препарата "Ц" в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда решение суда первой инстанции отменено с принятием нового решения об оставлении без удовлетворения исковых требований К. Суд апелляционной инстанции указал, что назначенный А. лекарственный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права и они выразились в следующем.В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не учел, что несмотря на невключение имеющегося у А. редкого (орфанного) наследственного заболевания в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 403), именно в связи с этим заболеванием ей с трехлетнего возраста установлена инвалидность. Вследствие этого А. как ребенок-инвалид в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.Суд апелляционной инстанции также оставил без внимания, что не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат был назначен А. по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, то есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение суда апелляционной инстанции и оставила в силе решение суда первой инстанции.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2018 г. N 57-КГ18-13М. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социальной защиты Белгородской области об обязании обеспечить его лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Белгородской области.В обоснование заявленных требований М. указал, что он является инвалидом II группы, страдает онкологическим заболеванием. Национальным медицинским исследовательским центром ему рекомендована по жизненным показаниям терапия не предусмотренным стандартами медицинской помощи лекарственным препаратом "П.", в связи с исчерпанностью стандартных методик лечения и прогрессированием заболевания. Решением врачебной комиссии государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника" г. Белгорода (далее - городская поликлиника) подтверждена нуждаемость М. в лекарственном препарате, рекомендованном национальным медицинским исследовательским центром. Ввиду того, что препарат "П." является дорогостоящим, М. в устной форме обращался в Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области с требованием обеспечить его этим препаратом, в чем ему было отказано.Решением районного суда исковые требования М. удовлетворены.Разрешая спор и возлагая на ответчика обязанность обеспечить М. лекарственным препаратом "П." в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Белгородской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку согласно консультационному заключению медицинского исследовательского центра и решению врачебной комиссии городской поликлиники страдающий социально значимым заболеванием (онкологическим заболеванием) М. нуждается в применении лекарственного препарата "П." по жизненным показаниям, то Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, не осуществившим его закупку, допущено нарушение прав истца на получение данного лекарственного препарата бесплатно.Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым М. отказано в удовлетворении исковых требований.Суд апелляционной инстанции сослался на несоответствие медицинских документов о нуждаемости М. в бесплатном обеспечении препаратом "П." требованиям Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (справка врачебной комиссии городской поликлиники не оформлена протоколом, в ней отсутствует указание на наличие медицинских показаний для рекомендации истцу лекарственного препарата "П."), в связи с чем пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушений прав истца на получение им бесплатного лекарственного препарата "П.".Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям, указав следующее.Из нормативных положений федерального законодательства (Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной социальной помощи", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" и др.) и регионального законодательства Белгородской области (Социальный кодекс Белгородской области) в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Белгородской области) лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение инвалидов, страдающих заболеваниями, лекарственными препаратами, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким инвалидам лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.Согласно статье 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.Таким образом, надлежащее оформление документов (в данном случае о назначении гражданину лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи) является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.Кроме того, согласно Положению о Департаменте здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, утвержденному постановлением Правительства Белгородской области от 11 февраля 2013 г. N 35-пп, Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, осуществляя в числе иных полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области в рамках координации деятельности медицинских организаций всех форм собственности на территории Белгородской области, включая подведомственную названному департаменту городскую поликлинику г. Белгорода, при выявлении недостатков в направленных данным медицинским учреждением документах о необходимости обеспечения М. лекарственным препаратом "П." должен был принять меры по устранению этих недостатков, в частности, указать лечебному учреждению на исправление документов. Однако Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области устранился от решения данного вопроса, тем самым фактически возложив на М. обязанность представить надлежаще оформленные документы.Непринятие Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области мер, с учетом его компетенции, по устранению недостатков медицинской документации М. и фактическое возложение на М. обязанности самому представить надлежащим образом оформленные необходимые документы о нуждаемости в лекарственном препарате "П.", в то время когда М. находится в тяжелом состоянии, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме.Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение суда апелляционной инстанции как принятое с существенными нарушениями норм материального права и оставила в силе решение суда первой инстанции, правильно разрешившего спор.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 г. N 53-КГ17-32М. обратилась в суд с иском к фармацевтической организации (государственному предприятию Красноярского края "Губернские аптеки") о взыскании материального ущерба.В обоснование заявленных требований М. указала, что является инвалидом I группы, ей установлен диагноз "онкологическое заболевание" и назначено лечение лекарственным препаратом "Г.". Лечебным учреждением 31 августа 2016 г. М. для получения данного препарата за счет средств федерального бюджета выписан соответствующий рецепт. 1 сентября 2016 г. этот рецепт М. предъявила в фармацевтическую организацию, с которой 7 декабря 2015 г. Министерством здравоохранения Красноярского края как заказчиком был заключен государственный контракт на поставку лекарственных препаратов для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.Однако препарат "Г." фармацевтической организацией М. отпущен не был, фармацевтическая организация направила в адрес лечебного учреждения письмо об отзыве рецепта на лекарственный препарат по причине окончания государственного контракта на обеспечение этим препаратом, в связи с чем истцом 22 сентября 2016 г. за счет собственных средств был приобретен другой лекарственный препарат с тем же действующим активным веществом. Считая, что фармацевтической организацией ненадлежащим образом исполнены функции по обеспечению ее лекарственным препаратом по федеральной льготе, М. просила взыскать с указанной организации причиненный ей ущерб - стоимость лекарственного препарата, приобретенного ею за счет собственных средств, в размере 95 550 руб.Решением городского суда исковые требования М. удовлетворены.Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования М., суд первой инстанции исходил из того, что из-за неправомерных действий ответчика, выразившихся в необеспечении М. в определенный нормативными правовыми актами срок лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниям, и в обращении фармацевтической организации в лечебное учреждение об отзыве рецепта на лекарственный препарат, назначенный истцу в установленном порядке, М. понесла расходы, ей причинен ущерб, которые должны быть ей компенсированы. Суд первой инстанции указал на то, что фармацевтической организации в сложившейся ситуации (в отсутствие лекарственного препарата в аптечном учреждении) надлежало по условиям контракта и в соответствии с положениями пункта 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в установленный срок организовать отсроченное обслуживание М., что сделано не было, вследствие чего фармацевтическая организация как исполнитель по государственному контракту на поставку лекарственных препаратов от 7 декабря 2015 г. обязана компенсировать М. расходы, связанные с самостоятельным приобретением лекарственного препарата, необходимого ей по жизненным показаниям.Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе М. в удовлетворении исковых требований к фармацевтической организации о взыскании материального ущерба.Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для возмещения истцу понесенных расходов на покупку лекарственного препарата не имелось, поскольку со стороны фармацевтической организации не было допущено противоправных действий, а компенсация расходов, понесенных получателем льгот на приобретение лекарственного препарата за свой счет, действующим законодательством не предусмотрена.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права в связи со следующим.Из нормативных положений федерального законодательства (статьи 19, 29, 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 6.1, 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", статьи 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан") и регионального законодательства Красноярского края (Закона Красноярского края от 24 декабря 2004 г. N 13-2831 "О реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае" территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 25 декабря 2015 г. N 703-п) в их системной взаимосвязи следует, что инвалиды, страдающие онкологическими заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.Если фармацевтическая организация, осуществляющая непосредственное обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами, не обеспечила в установленные законом сроки такого гражданина лекарственными средствами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, и данное обстоятельство привело к необходимости приобретения гражданином указанного в рецепте лекарственного препарата за счет собственных средств, потраченные гражданином средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет названной фармацевтической организации при установлении ее вины в нарушении социальных прав гражданина.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала следующее - судом апелляционной инстанции, сделавшим вывод о том, что компенсация расходов, понесенных гражданином на самостоятельное приобретение лекарственного препарата за свой счет, действующим законодательством не предусмотрена, не учтено, что компенсация расходов, понесенных гражданином, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, в случае приобретения им таких средств за свой счет, не предусмотрена законом только в случае надлежащего исполнения своих обязательств уполномоченной фармацевтической организацией по бесплатному обеспечению лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение такого вида социальной помощи.Ввиду того, что 31 августа 2016 г. М. лечебным учреждением был выписан рецепт на лекарственный препарат, который входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2724-р, она на основании данного рецепта подлежала обеспечению бесплатно указанным в рецепте лекарственным препаратом в установленный нормативными предписаниями срок (Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328) в течение 10 дней с момента ее обращения в аптечное учреждение.Однако вместо принятия предусмотренных нормативными правовыми актами мер по обеспечению М. лекарственным средством, необходимым ей по жизненным показаниям, ответчик обратился в лечебное учреждение за отзывом рецепта на указанный лекарственный препарат, что нормативными положениями, регулирующими порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам, выписанным врачом на бесплатной основе, не предусмотрено.Таким образом, в результате неправомерных действий фармацевтической организации истец была лишена возможности использовать предоставленное ей Федеральным законом "О государственной социальной помощи" право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, вследствие чего была вынуждена приобрести его за счет собственных средств, тем самым ей был причинен материальный ущерб, подлежащий возмещению в соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение суда апелляционной инстанции и оставила в силе решение суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального права.Приложение 6Социальные услуги имеры социальной поддержки, предоставляемые многодетным семьям в г. МоскваСоциальные выплаты и пособия- единовременная компенсационная выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) одновременно троих и более детей;- ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям, имеющим троих и более детей;- ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям, имеющим троих и более детей;- ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном семьям, имеющим троих и более детей;- ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет;- ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения.Льготы и натуральная помощь- освобождение от оплаты содержания детей в государственных детских садах;- по установлению размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги;- право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;- право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок, стадионов, культурно-просветительных и спортивных мероприятий в учреждениях культуры и спорта, находящихся в ведении Правительства Москвы, а один раз в месяц — бесплатное посещение музеев и стадионов;- преимущественное право на получение садовых участков;- право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте родителям в многодетной семье;- бесплатный отпуск по заключению врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы продуктов детского питания — на детей, не достигших семилетнего возраста;- бесплатное обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте до 18 лет;- бесплатное двухразовое питание детей, обучающихся в школах (лицеях, гимназиях и в других учреждениях);- бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) детей в возрасте до 18 лет;право отдавать детей в государственные детские сады в первую очередь;- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте детей в возрасте до 18 лет;- безвозмездное пользование детьми платными физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами, оказываемыми учреждениями, входящими в городскую государственную систему физической культуры и спорта.Приложение 7Виды социальных льгот детям-сиротамВид социальной льготыСоциальная льготаДополнительные гарантии права на образование- посещение государственного детского сада бесплатно;- обучение на подготовительном отделении вуза за счет бюджета, но только если они обучаются на отделении впервые;- зачисление в вуз в преимущественном порядке и на бюджет — по квоте;- второе среднее профессиональное образование за счет бюджета при очной форме обучения;- выплаты во время обучения: ежемесячную государственную социальную стипендию и ежегодное пособие на покупку учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер выплат устанавливают региональные власти;- бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте;- компенсацию проезда к месту жительства и обратно к месту учебы, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте;- сохранение полного гособеспечения и социальной стипендии во время академического отпуска по медицинским показаниям, беременности и родам или по уходу за ребенком до трех лет;- получение единоразовой финансовой помощи при выпуске из учебного заведения.Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение- бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;- путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно;- компенсация стоимости путевки и затрат на проезд в случае приобретения путевки самостоятельно.Дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещениеДети из льготной категории имеют право на жилье, в котором они могут поселиться после того, как выпустятся из, например, интерната. Жилье предоставляют по договору найма специализированных жилых помещений на пять лет. После договор можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма. Жилье по договору соцнайма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать.Дополнительные гарантии права на труд и социальную защиту от безработицы- Органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают содействие указанным лицам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, организуют их профессиональную ориентацию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;- Для впервые ищущих работу безработных из этой льготной категории предусмотрена выплата пособия в течение шести месяцев. Важно: чтобы получить эти выплаты, нужно зарегистрироваться в службе занятости. Выплаты будут в размере среднемесячной зарплаты в регионе на дату регистрации в качестве безработного.- Если организацию, где работает сирота или оставшийся без попечения родителей, ликвидируют, то работодатель обязан оплатить ему необходимое профессиональное обучение и трудоустроить. То же самое работодатель должен сделать, если человек из льготной категории подпадает под сокращение.Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейЗа защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в соответствующие суды Российской Федерации.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь.

Список использованных источников
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
4. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3699
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007
6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 145
7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ // Парламентская газета от 9 августа 2007 г. N 99-101
8. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1929
9. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 19
10. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563
11. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831
12. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965
13. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832
14. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880
15. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880
16. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ // Российская газета от 30 апреля 2008 г. N 94
17. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3802
18. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ // Российская газета от 23 ноября 2011 г. N 263
19. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 мая 1992 г., N 19, ст. 1044
20. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. N 17 ст. 2059
21. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «Консультант плюс»
22. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года // СПС «Консультант плюс»
23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-Р // СПС «Гарант ру»
24. Постановление Правительства Калининградской области от 24.08.2015 N 492 «О бесплатном обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и признании утратившими силу пункта 1 постановления Правительства Калининградской области от 22 февраля 2012 года N 78 и постановления Правительства Калининградской области от 21 февраля 2013 года N 72» // URL: https://docs.cntd.ru/document/430540924 (дата обращения: 23.05.2023)
25. Постановление Правительства Калининградской области от 17.02.2021 N 66 «Об организации оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Калининградской области» // URL: https://docs.cntd.ru/document/574639715 (дата обращения: 23.05.2023)
26. Декларация Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда» (Принята в г. Филадельфии 10.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 351 – 372
27. Рекомендация N 67 Международной организации труда «Об обеспечении дохода» (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 591 – 612

II. Акты судебных органов
1. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 г. N 29-КГ19-1 // СПС «Консультант плюс»
2. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2018 г. N 57-КГ18-13 // СПС «Консультант плюс»
3. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 г. N 53-КГ17-32 // СПС «Консультант плюс»
III. Литература
1. Бачернихина М.В., Грунина В.А. Организауия защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере Владимирской области) // Право и государство: теория и практика. 2021. №10 (202). С. 72-76
2. Виноградова М.Ю. Особенности социального обеспечения детей-сирот // Проблемы науки. 2019. №10 (46). С. 70-72
3. Галаева Л.А., Малая Т.Н. К вопросу о понятии и содержании нетрудоспособности в российском законодательстве // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. №2. С. 267-273
4. Гончарова Н.Л. О состоянии стационарной формы обслуживания населения старше трудоспособного возраста // Вестник Академии знаний. 2020. №6 (41). С. 79-84
5. Григорьев, И. В. Гражданско-правовые конструкции в законодательстве о социальном обслуживании // Сибирское юридическое обозрение. 2020. Т. 17, № 4. С. 465-474
6. Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей // Социальная политика и социальное партнерство. 2022. № 11. С. 751-778
7. Заварихина Э. А. Многодетные семьи: понятие, критерии, проблемы социального обеспечения // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023. № 3(79). С. 162-166
8. Ильина О.Ю. Конституционно-правовые основы социального вектора современной государственной семейной политики // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2019. №2. С. 33-42
9. Кирова А.А., Спиридонова М.А. Социальное обслуживание населения: современные аспекты правового регулирования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №11-4. С. 118-122
10. Кожевникова М. С. Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 8 (403). С. 107-110
11. Кокорева М.Е. Трансформация модели социальной работы в учрежденияъ реабилитационного профиля в условиях новой социальной реальности // Социально-гуманитарные знания. 2022. №1. С. 151-159
12. Кузьмин В.П., Бородина Е.С. Технологии социальной реабилитации в повышении качества жизни инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. №1 (26). С. 28-35
13. Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения // Молодой ученый. 2018. № 38 (224). С. 173-175
14. Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях // URL: https://bus.gov.ru/pub/search/agencies?searchString=специализированные&d-442%20831-p=1&pageSize=10&searchTermCondition=or&orderAttributeName=rank&orderDirectionASC=false (дата обращения 21.05.2023)
15. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Официальный сайт Минпросвещения России // URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (дата обращения: 26.06.2023)
16. Попов С. В., Кручек И. В., Агашева И. П. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: PRO ET CONTRA // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. №2. С. 192-202
17. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. М., 2017. 686 с.
18. Садыков, Р. М., Большакова Н.Л., Хамалеева Р.Х. Социальная деятельность негосударственных организаций в отношении семей с детьми // Вестник университета. 2021. № 4. С. 189-194
19. Синкевич Ж.В. Система и виды социальных услуг // Сибирский юридический вестник. 2020. №4 (91). С. 49-53
20. Синькевич Е.А., Гостева Л.З. Среднее профессиональное и высшее образование как важнейший социальный институт адаптации детей-сирот к социальным условиям жизни в обществе // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №84. С. 57-60
21. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография / Е. И. Холостова, И. В. Малофеев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 368 с.
22. Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская (науч. ред.); Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 144 с.
23. Социальная поддержка граждан.2021 // URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/gp-2022/ГП-3%20социальная%20поддержка.pdf (дата обращения: 24.05.2023)
24. Судебная статистика РФ // URL: https://sudstat.ru/stats/gr/t/22/s/0 (дата обращения: 25.05.2023)
25. Тезадова Д.А. Социальная политика в современных государствах: основное содержание, направления и модели // Южно-российский журнал социальных наук. 2015. №3. С. 90-106
26. Трутаева А.В. Правовое регулирование социального обеспечения в субъектах Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. Наук. Омск. 2020. 28 с.
27. Ульянова В. Проблемы ответственности за нарушения в сфере социального обеспечения в Российской Федерации // Вестник НИБ. 2019. №37. С. 323-326
28. Усова О.А., Грищук В.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы // Общество, экономика, управление. 2019. №1. С. 18-23
29. Хабибуллина Р.М. Понятие, формы и виды социального обслуживания граждан // Экономика и социум. 2021. №5-2 (84). С. 477-493
30. Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2017.905 с.
31. Цветкова Г.А. О проблемах пенсионного обеспечения и трудовой занятости пенсионеров в России // Интерактивная наука. 2021. №5 (60). С. 60-62