Характеристика содержания и структуры урока физической культуры
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 28.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Основные понятия физической культуры как школьной дисциплины 7
1.2. Урок как основная форма обучения 11
1.3. Урок по физической культуре – содержание и структура 16
1.4. Анализ педагогического опыта по содержанию и структуре урока физической культуры 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Легкая атлетика – беговые упражнения, прыжковые упражнения, метание.Лыжные гонки – упражнения при передвижении на лыжах.Спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол.Прикладно-ориентировочные упражнения.Упражнения общеразвивающего характера – упражнения для развития гибкости, координации, силы, выносливости [10].Все указанные составляющие содержание урока тесно связаны друг с другом. Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность[13].По мнению Н.Г. Сарамуд и др., школьный урок физической культуры должен включать следующие основные структурные элементы:организация внимания;подготовка организма;изучение нового;повторение, совершенствование, оценка степени усвоения материала;организация условий;коррекция нагрузки;подведение итогов урока;выполнение и обработка задания на дом[9].Как полагает Ю.Д. Железняк, среди основных элементов урока физической культуры можно выделить следующие:организация подготовки учащихся к уроку; постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися; психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и их активная познавательная деятельность занимающихся;обучение двигательным действиям; развитие двигательных качеств; воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности; контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности обучающихся: коррекция учебно-воспитательных воздействий;коррекция физической нагрузки учащихся; подведение итогов урока; задание на дом;организованное завершение.Е.М. Чепаков, О.А. Богданов, Е.В. Сабурова, С.А. Медведева отмечают, что трехчастная структура современного урока (занятия) по физической культуре является научно и методически обоснованной и признанной всеми специалистами в области физической культуры и спорта.Подготовительная, основная и заключительная части позволяют учителю физической культуры, преподавателю и тренеру по видам спорта решать поставленные задачи, творчески подходить к своей профессионально-педагогической деятельности [24].Именно поэтому в современной системе обучения предполагается деление урока на три части:Подготовительная часть урока – эта часть создает предпосылки для основной учебно-воспитательной работы.Основная часть урока – данная часть предназначена для реализации задачи урока, достижения тех результатов, которые предусмотрены учебной программой.Заключительная часть урока – необходима для приведения организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, создания установки на предстоящую учебную деятельность[5].Таким образом, содержание и структура любого урока регламентированы, строго определены.1.4. Анализ педагогического опыта по содержанию и структуре урока физической культурыНесмотря на тот факт, что в целом содержание и структура урока физической культуры определены нормативными документами, хорошо изучены в современной педагогике, отдельные специалисты предлагают авторские методики, подходы, которые могут быть интересными при решении ряда специфических задач.Например, И.М. Малофеева, М.С. Чебыкина отмечают, что применение игровых заданий и соревновательных упражнений в разных частях урока не только не противоречит решению дидактических и оздоровительных задач, но и является способом приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков. В зависимости от этапа обучения двигательным действиям могут применяться различные формы игровой и соревновательной деятельности: на этапе ознакомления и разучивания - преимущественно упражнения на качество выполнения двигательных действий; на этапе совершенствования - применяются подвижные и спортивные игры как на качество выполнения, так и на количественный результат. Включение в учебно-воспитательный процесс элементов игровой и соревновательной деятельности, адекватных возрастным особенностям учащихся, улучшает эмоциональный фон урока, способствует повышению активности и сознательности школьников. Целенаправленное использование учителем физической культуры разнообразных методических приемов способствует обеспечению оптимального управления учебным процессом и соответственно высокой эффективности урока [11].С.П. Аршинник, М.Ю. Пушкарный, В.И. Тхорев изучают содержание и структуру урока здоровьесберегающей направленности. Модель такого урока можно видеть на рисунке 1.Рисунок 1 – Модель современного здоровьесберегающего урока физической культуры продолжительностью 40-45 минут[2]О.В. Михель характеризует содержание и структуру урока физической культуры в начальной школе. Автор предлагает данные о разной пульсовой стоимости уроков. Например, на рисунке 2 можно видеть пульсовую стоимость урока с образовательно-познавательной направленностью (вверху), образовательно-предметной направленности (в центре) и образовательно-тренировочной направленности (внизу).Рисунок 2 – Пульсовая стоимость урока с образовательно-познавательной направленностью (вверху), образовательно-предметной направленности (в центре) и образовательно-тренировочной направленности (внизу) (по О.И. Михель[14])Н.В. Ермолина, О.В. Морозова, А.В. Доронцев, О.Ю. Блохина изучают место регионального компонента в структуре и содержании урока по физической культуре, говоря о том, что такой компонент повышает результативность занятий [7].Таким образом, педагоги стремятся разнообразить, повысить эффективность классического подхода к построению урока физической культуры и спорта.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы дали характеристику содержания и структуры урока физической культуры.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Физическая культура представляет собой предмет школьной программы обучения, к которому предъявляется ряд требований по тем результатам, которые должны быть достигнуты по его окончании.Урок – это основная форма проведения занятий в школе, они могут быть стандартными и нестандартными, каждый из которых делится на множество видов.Содержание и структура любого урока регламентированы, строго определены.Педагоги стремятся разнообразить, повысить эффективность классического подхода к построению урока физической культуры и спорта.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАндреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.Аршинник С.П. Структура и содержание современного здоровьесберегающего урока физической культуры / С.П. Аршинник, М.Ю. Рушкарный, В.И. Тхорев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2015. – № 9 (127). – С. 32-42.БишаеваА.А. Физическая культура: учебник для учр. нач. и средн. проф. подготовки/ А.А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.ВойтусЛ.В. К вопросу о структуре урока физической культуры / Л.В. Войтус // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2013. – С. 80-87.Гришина Ю.И. Физическая культура студента: учеб.пособие/ Ю.И. Гришина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 283 с.Ермолина Н.В. Влияние региональных особенностей на структуру и содержание уроков по физической культуре / Н.В. Ермолина, О.В. Морозова, А.В. Доронцев, О.Ю. Блохина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология, 2018. – № 2 (218). – С. 119-127.Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина; под ред. Ю.Д. Железняка. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.Лях В.И. Физическая культура. Примерная рабочая программа. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 104 с.МалофееваИ.М. Игровой и соревновательной методы в структуре урока физической культуры в школе / И.М. Малофеева, С.М. Чебыкина // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрение. Сборник научных трудов, 2000. Т. 2 (6). – С. 89-95.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб.для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.Матвеева А.П. Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 1-4 классы / А.П. Матвеев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. –127 с.МихельО.И. Содержание и структура уроков физической культуры с учащимися в начальной школе на основе реализации ФГОС / О.И. Михель // Научные исследования: от теории к практике, 2015. – Т. 1. – № 2 (3). – С. 244-248.Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей и направлений / под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной. – Нижний Новгород: НГПУ, 2011. – 232 сПисьменскийИ.А. Физическая культура: учебник для бакалавриата и специалитета / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 493 с.ПодласыйИ.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика»: в 3-х книгах. Книга 1. Общие основы / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 527 с.Практическая педагогика: 99 схем и таблиц: авт.-сост. Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. – Ростов-на-Дону, 2014. – 118 с.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 25.05.2023).Примерная рабочая программа основного общего образования «Физическая культура» (для 5-9 классов образовательных организаций» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/db3ed667e81512984478fc6701ed925b.pdf (дата обращения: 25.05.2023).Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 172 с.СарамудН.Г. Урок – основная форма работы по физической культуре в школе: учебное пособие / Н.Г. Сарамуд, И.А. Сарамуд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://school255.ru/wp-content/uploads/2014/06/urok-osnovnaya-forma-raboty-po-fiz.vos.-v-shkole-Saramud.pdf (дата обращения: 25.05.2023).СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Стастенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.ЧепаковЕ.М. История становления структуры урока по физической культуре / Е.М. Чепаков, О.А. Богданов, Е.В. Сабурова, С.А. Медведева // Современные проблемы науки и образования, 2022. – № 2. – С. 66-67.ШиробоковаТ.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждения СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании, 2012. – №12. – С. 46-58.
2. Аршинник С.П. Структура и содержание современного здоровьесберегающего урока физической культуры / С.П. Аршинник, М.Ю. Рушкарный, В.И. Тхорев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2015. – № 9 (127). – С. 32-42.
3. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учр. нач. и средн. проф. подготовки/ А.А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.
4. Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.
5. Войтус Л.В. К вопросу о структуре урока физической культуры / Л.В. Войтус // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2013. – С. 80-87.
6. Гришина Ю.И. Физическая культура студента: учеб. пособие/ Ю.И. Гришина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 283 с.
7. Ермолина Н.В. Влияние региональных особенностей на структуру и содержание уроков по физической культуре / Н.В. Ермолина, О.В. Морозова, А.В. Доронцев, О.Ю. Блохина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология, 2018. – № 2 (218). – С. 119-127.
8. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина; под ред. Ю.Д. Железняка. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
9. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
10. Лях В.И. Физическая культура. Примерная рабочая программа. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 104 с.
11. Малофеева И.М. Игровой и соревновательной методы в структуре урока физической культуры в школе / И.М. Малофеева, С.М. Чебыкина // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрение. Сборник научных трудов, 2000. Т. 2 (6). – С. 89-95.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
13. Матвеева А.П. Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 1-4 классы / А.П. Матвеев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. –127 с.
14. Михель О.И. Содержание и структура уроков физической культуры с учащимися в начальной школе на основе реализации ФГОС / О.И. Михель // Научные исследования: от теории к практике, 2015. – Т. 1. – № 2 (3). – С. 244-248.
15. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей и направлений / под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной. – Нижний Новгород: НГПУ, 2011. – 232 с
16. Письменский И.А. Физическая культура: учебник для бакалавриата и специалитета / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 493 с.
17. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика»: в 3-х книгах. Книга 1. Общие основы / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 527 с.
18. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц: авт.-сост. Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. – Ростов-на-Дону, 2014. – 118 с.
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 25.05.2023).
20. Примерная рабочая программа основного общего образования «Физическая культура» (для 5-9 классов образовательных организаций» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/db3ed667e81512984478fc6701ed925b.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
21. Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 172 с.
22. Сарамуд Н.Г. Урок – основная форма работы по физической культуре в школе: учебное пособие / Н.Г. Сарамуд, И.А. Сарамуд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://school255.ru/wp-content/uploads/2014/06/urok-osnovnaya-forma-raboty-po-fiz.vos.-v-shkole-Saramud.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
23. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Стастенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
24. Чепаков Е.М. История становления структуры урока по физической культуре / Е.М. Чепаков, О.А. Богданов, Е.В. Сабурова, С.А. Медведева // Современные проблемы науки и образования, 2022. – № 2. – С. 66-67.
25. Широбокова Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждения СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании, 2012. – №12. – С. 46-58.