Метафора в газетных заголовках
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 08.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ГАЗЕТНЫЙ ЗАГОЛОВОК И ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ 5
1.1. Заголовок как центральный элемент газетной публикации 5
1.2. Языковые особенности газетных заголовков 8
1.3. Включение метафор в состав газетных заголовков. Классификация метафор 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТАФОР, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ЗАГОЛОВКАХ ГАЗЕТЫ «КОММЕРСАНТЪ» 15
2.1. Простая именная метафора 15
2.2. Простая глагольная метафора 16
2.3. Метафорический эпитет 16
2.4. Развернутая метафора 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Других подвидов развернутой метафоры в проанализированных заголовках нами не выявлено. Развернутая ассоциативная метафора обнаружена в 22 из 108 заголовков. Это 20,4%.К простой метафоре в заголовках журналисты анализируемого СМИ также прибегают довольно часто: выявлено 18 случаев на 108 заголовков (16,7%). Итого в сумме 37,1% проанализированных заголовков содержат метафору.Наиболее активно используемым подвидом простой метафоры является именная метафора (10 случаев из 18; 56%). Реже используются глагольная метафора (6 случаев из 18; 33%) и метафорический эпитет (2 случая из 18, 11%). Таким образом, метафора действительно является активно используемым в газетных заголовках тропом, что подтверждает проведенный нами анализ. Больше трети рассмотренных заголовков содержат метафору, чаще развернутую ассоциативную, немного реже – простую. Простая метафора в большинстве случаев именная, в трети случаев – глагольная, 11% выявленных простых метафор являются метафорическими эпитетами. ЗаключениеПодводя итоги проделанной работы, сформулируем основные результаты исследования.Заголовок как относительно самостоятельный элемент структуры газетной публикации может в ряде аспектов исследоваться отдельно от самой статьи.Контактная функция, как правило, является основной для газетного заголовка, однако она не должна идти вразрез с информационной функцией.Контактной функцией заголовка обусловлено частотное употребление различных экспрессивных языковых средств, в том числе метафор.Метафора – один из наиболее часто используемых в газетных заголовках тропов, представляющий собой скрытое сравнение, когда одна часть сравнения в тексте заменяет другую. Метафора может быть простой или развернутой. Простая метафора в свою очередь может быть именной, глагольной или метафорическим эпитетом. Развернутую метафору разделяют на ассоциативную, логическую дефектную, примыкающую ломаную и стилистически дефектную.Проведенный нами анализ заголовков статей газеты «Коммерсантъ», опубликованных в мае 2023 г., показал, что больше трети рассмотренных заголовков содержат метафору (37,1%), чаще развернутую ассоциативную (20,4%), немного реже – простую (16,7%). Простая метафора в большинстве случаев именная (56%), в трети случаев – глагольная (33%), 11% выявленных простых метафор являются метафорическими эпитетами. Список использованной литературыБульбенко, Е. С. Эмоциональное воздействие газетных заголовков современных СМИ / Е. С. Бульбенко. – Текст : непосредственный // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2022 : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 23 августа 2022 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 211-215. Ворошилов, В. В. Журналистика. Базовый курс : учебник / В. В. Ворошилов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В. А., 2004. – 704 с. – Текст : непосредственный.Галстян, А. Б. Языковые особенности газетных заголовков в англоязычной прессе (на материале политических статей) / А. Б. Галстян. – Текст : непосредственный // СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 января 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 175-177. Гедгафова, Н. А. Специфика иллокутивных моделей заголовков англоязычных газетных статей информационного жанра / Н. А. Гедгафова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. – 2017. – № 2. – С. 170-181. Головина, И. В. Синтаксические особенности газетных заголовков в форме простых распространенных предложений / И. В. Головина. – Текст : непосредственный // Университет XXI века: научное измерение : Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого: в 2 томах, Тула, 05–12 февраля 2010 года / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. Том 1. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2010. – С. 229-233. Ковалевская, В. С. Особенности заголовков новостных материалов (на примере интернет-версии "независимой газеты" и "газеты.ру") / В. С. Ковалевская. – Текст : непосредственный // Материалы Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Году российского кино : в 3 ч., Санкт-Петербург, 31 октября 2016 года. Том 2. Часть 2. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2017. – С. 19-22. Коммерсантъ : офиц. сайт. – URL: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 29.05.2023). – Текст : электронный.Меметова, З. Ш. Классификация метафоры в современной лингвистике / З. Ш. Меметова. – Текст : электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – URL: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2018/11/06/statya-klassifikatsiya-metafory-v-sovremennoy (дата обращения: 29.05.2023).Накорякова, К. М. Литературное редактирование : общая методика работы над текстом : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030601 "Журналистика" и специальности 030601 "Журналистика" / К. М. Накорякова. – Москва : Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. – 229 с. – Текст : непосредственный. Николаев, А. И. Основы литературоведения : учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново : ЛИСТОС, 2011. – 255 с. – Текст : непосредственный. Рамазанова, Д. А. Экспрессивность в художественном тексте и способы ее выражения / Д. А. Рамазанова, Х. М. Хасбулатова, З. Г. Курбанова. – Текст : непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. – 2017. – Т. 11. – № 3. – С. 86-91. Стилистика и литературное редактирование : учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Гардарики, 2007. – 653 с. – Текст : непосредственный. Харченко, Е. В. Современный газетный заголовок: интертекстуальный аспект / Е. В. Харченко. – Текст : непосредственный // МедиаVектор. – 2021. – № 1. – С. 83-86. Чжан, Ф. Лексические средства выразительности в языке газеты (на материале заголовков газеты "Тихоокеанская звезда") / Ф. Чжан, О. Ф. Куликова. – Текст : непосредственный // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира : Материалы VIII Международной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях, Комсомольск-на-Амуре, 20 апреля 2017 года. Том Часть 2. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2017. – С. 106-111.
2.Ворошилов, В. В. Журналистика. Базовый курс : учебник / В. В. Ворошилов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В. А., 2004. – 704 с. – Текст : непосредственный.
3.Галстян, А. Б. Языковые особенности газетных заголовков в англоязычной прессе (на материале политических статей) / А. Б. Галстян. – Текст : непосредственный // СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 января 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 175-177.
4.Гедгафова, Н. А. Специфика иллокутивных моделей заголовков англоязычных газетных статей информационного жанра / Н. А. Гедгафова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. – 2017. – № 2. – С. 170-181.
5.Головина, И. В. Синтаксические особенности газетных заголовков в форме простых распространенных предложений / И. В. Головина. – Текст : непосредственный // Университет XXI века: научное измерение : Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого: в 2 томах, Тула, 05–12 февраля 2010 года / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. Том 1. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2010. – С. 229-233.
6.Ковалевская, В. С. Особенности заголовков новостных материалов (на примере интернет-версии "независимой газеты" и "газеты.ру") / В. С. Ковалевская. – Текст : непосредственный // Материалы Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Году российского кино : в 3 ч., Санкт-Петербург, 31 октября 2016 года. Том 2. Часть 2. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2017. – С. 19-22.
7.Коммерсантъ : офиц. сайт. – URL: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 29.05.2023). – Текст : электронный.
8.Меметова, З. Ш. Классификация метафоры в современной лингвистике / З. Ш. Меметова. – Текст : электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – URL: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2018/11/06/statya-klassifikatsiya-metafory-v-sovremennoy (дата обращения: 29.05.2023).
9.Накорякова, К. М. Литературное редактирование : общая методика работы над текстом : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030601 "Журналистика" и специальности 030601 "Журналистика" / К. М. Накорякова. – Москва : Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. – 229 с. – Текст : непосредственный.
10. Николаев, А. И. Основы литературоведения : учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново : ЛИСТОС, 2011. – 255 с. – Текст : непосредственный.
11. Рамазанова, Д. А. Экспрессивность в художественном тексте и способы ее выражения / Д. А. Рамазанова, Х. М. Хасбулатова, З. Г. Курбанова. – Текст : непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. – 2017. – Т. 11. – № 3. – С. 86-91.
12. Стилистика и литературное редактирование : учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Гардарики, 2007. – 653 с. – Текст : непосредственный.
13. Харченко, Е. В. Современный газетный заголовок: интертекстуальный аспект / Е. В. Харченко. – Текст : непосредственный // МедиаVектор. – 2021. – № 1. – С. 83-86.
14. Чжан, Ф. Лексические средства выразительности в языке газеты (на материале заголовков газеты "Тихоокеанская звезда") / Ф. Чжан, О. Ф. Куликова. – Текст : непосредственный // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира : Материалы VIII Международной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях, Комсомольск-на-Амуре, 20 апреля 2017 года. Том Часть 2. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2017. – С. 106-111.