«Особенности портретности в Древней Греции»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 26 26 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 29.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ……………………………………………….…………………… 5
1.1. Развитие искусства в древней Греции ………………………….… 5
1.2. История портретного жанра в Греции …………………..……….10

ГЛАВА II. СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ-ОТОБРАЖЕНИЕ ГЛАВНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ………………………..……….…14
2.1. Особенности греческой скульптуры …………………….…….….14
2.2. Семантика портрета, образ человека Древней Греции ……….….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..…..…22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….………...…25

Фрагмент для ознакомления

Искусство отступает в область мысли. Старое равновесие между телом и духом все больше расшатывается в пользу идеала. В жизни региона Эллады доминирует философия. Общей тенденцией в скульптурном искусстве было сохранение классических («нормативных») идеалов Фидия, разделение стиля на «героический» и «лирический», персонификация мужской фигуры (формирование портретов) и максимальное приближение к реальности истории.Скопас сыграл важную роль в этом смысле. Сохранившиеся фрагменты его работ показывают, что он был первым, кто написал картину «Страсти». Чтобы передать выражение лица, он создал новый тип головы. Она кубическая, сидит на сильной шее и имеет маленькие, сильно запавшие глаза. Голова раненого воина нарисована на западном фронтоне храма Афины Алейи в Тегии. Ранее воины никогда не изображались таким образом. Несмотря на то, что он двигается, его лицо остается спокойным. Лицо другого мастера, атлета Лисиппа (Апохименоса), также утратило героические черты, обнажив нечто простое и обыденное. Работа Лисиппоса, создавшего портрет Александра Македонского, сохранилась в Стамбуле. Этот портрет выполнен в романтическом стиле (взъерошенные волосы, наклоненная голова, открытый рот).Поздний классический период - это расцвет греческой портретной живописи. Высокий классический период, который нивелировал все личное, не приветствовал портретную живопись. Греки, которые раньше считали, что люди делятся на «благородных» и «злых», что прекрасные души населяют прекрасные тела, а уродливые души - уродливые тела, перед лицом личности Сократа пережили обратный переворот этих представлений. Портреты всегда отклоняются от общепринятого и раскрывают уникальные черты человека. Сократ был чрезвычайно уродлив. Однако он был воплощением мудрости и благородства. Портреты поздних классицистов формируют уникальный портрет личности.Как всегда, категория портретов включает только интеллектуальную элиту общества - политиков, философов, драматургов, поэтов, риторов, ораторов, историков и, конечно, правителей. И любопытной особенностью Греции является то, что портреты - это фигуры воображения. Они изображают людей, которые давно покинули земной мир. Большинство портретов - посмертные.Еще одна особенность - идеализированный образ мудрого старца. Модельный состав исключительно мужской. Портретируемые - мужчины, и портреты - это сумма их предыдущего опыта, своего рода завещание живым, а по духу они - учителя.Греки рассматривали портреты только как полные портреты тела и не имели портретов только лиц, как это делали римляне. Сохранившихся работ немного, и, кроме того, они ограничены репродукциями. Самым редким является портрет Гомера. Общая форма плавная и передает образ слепого Аэда, открытого для звуков вселенной. Гомер живет своей внутренней жизнью и видит своим внутренним взором.Портрет Сократа, изображает афинского мудреца в его антиидеальном виде: круглые глаза, открытый рот, насморк и высокий лысый лоб. Однако внутри его обезображенной головы пылает высокий дух. Его взгляд обращен слева направо и вверх, а лоб изборожден резкими морщинами.На портрете Софокла афинский трагик стоит в гиматии, одна рука зажата в складках плаща, другая спрятана за спиной - поза, характерная для мужских фигур IV века до нашей эры. Поэтика прически имеет большое значение. Волосы струятся и обрамляют лицо. Это идеальный образ красивого, благородного и мудрого человека.В конце IV века до н. э. на месте огромной империи Александра Македонского возник новый тип государства - деспотия, положивший начало новому периоду исторического и культурного развития, известному как эллинизм.Общая картина эллинистического искусства сложна и многообразна, но его основные достижения связаны с дальнейшим развитием человеческой фигуры. Обобщенный идеализированный героический образ в конце концов уступил место более индивидуалистическому образу, с преувеличенным героическим началом и акцентом на потере душевного равновесия. Школа Боэфа создала ряд портретов героев: портрет Аттала I Пергамского, камею ГонзагаАлександрийского, а также школу Боэфа, которая создавала статуи детей.Придерживаясь принципов типизации, характерных для классического периода, художники значительно индивидуализировали образы, внешние черты и душевные состояния. Образ неизвестного философа, так называемого Сенеки (Неаполь, III-II вв. до н.э.), написан в момент обострения эмоций, раскрывая не только главного героя, но и трагический крах, характеризующий ощущение кризиса того периода.Портретная живопись достигла своего расцвета в Риме. Портретное искусство в Риме достигло своего подлинного расцвета, когда оно вобрало в себя многие достижения греческой и этрусской культуры и воплотило их в художественной практике огромной Римской империи.ЗАКЛЮЧЕНИЕПортрет - один из самых загадочных жанров искусства в мире. Его история уходит корнями в глубокую древность и отвечает естественному стремлению человека преодолеть быстротечность существования.Жанр портрета возник в античности, развиваясь сначала в скульптуре, а затем в живописи. История портрета - это история человеческих понятий, и ее изучение важно не только для понимания искусства, но и для понимания цивилизации. Античный портрет имел основополагающее значение для возникновения портретного жанра в европейском искусстве. В Древней Греции сформировался художественный язык, характерный для этого жанра, и укоренилась традиция ставить статуи в общественно значимых местах.Сравнение древнегреческого искусства с другими цивилизациями во многом напоминает египетское, но при симметрии и строгости египетских образов в критском искусстве преобладают плавные линии и красивые силуэты. Если египетское искусство основывалось на мифологических сюжетах, погребальных верованиях и отношениях человека с животным миром (сила человека - сила льва, мудрость змеи), то в Греции мифологические сюжеты были связаны с добродетелями и пороками человека и его внешностью. Греческие художники уделяли больше внимания строению тела, чем их египетские коллеги, и давали более реалистичные изображения ступней и пальцев ног.К IV веку до н.э. греческая культура переживала кризис, связанный с упадком общественной морали и ростом индивидуализма в обществе и культуре. Это затронуло и искусство. Ведущими мастерами этого периода считаются Плекситер, Лисипп и Скопас. В работах античных мастеров стали появляться интимные сюжеты, далекие от сюжетов классического периода. Работы Праксителя отличаются медитативным, лирическим настроением и пасторальной одухотворенностью.Для греков человек был олицетворением всего сущего, архетипом всего созданного и сотворенного. Именно поэтому человеческая фигура, выраженная в своей самой прекрасной форме, стала эстетической нормой в Древней Греции и была не только главным героем, но и почти единственным предметом классического искусства. В Древней Греции человеческая форма имела огромное значение, и практиковалось поклонение телу. Это видно из множества различных, часто стилизованных человеческих типов, изображенных на сохранившихся скульптурах, вазах, керамике и других произведениях искусства. Понятие человеческой красоты в первую очередь ассоциировалось с моральными качествами. Красивый мужчина был символом мужества, чувственной силы и сосредоточенности, а красивый юноша - ловкости, обаяния и других достоинств, характерных для его возраста. Внешний вид человека символизировал, так сказать, душевный покой.В древнегреческие времена эстетика достигла высокого уровня во всех сферах жизни, не только в бытовой и церемониальной, но и в художественной. Все образы чувственны, а их образность молода и женственна. Это связано с особенностями греческой философии, в основе которой лежат понятия человеческой красоты, силы, индивидуальности, единства и гармоничного равновесия с окружающей и социальной средой.Древний Рим стал наследником греческой культуры и в результате успешных завоеваний прошел путь от небольшого городка до столицы огромного государства - Римской империи. В отличие от древнегреческого портрета, для которого была характерна идеализация, римский портрет максимально натуралистичен и считается самым реалистичным образцом портрета в истории искусства.Скульптурные портреты показывают даже непривлекательные части лица изображенных и передают характер человека удивительно беспристрастно. Некоторые из них - правители, другие - простые люди.Для греков человек был главным объектом и смыслом культуры, воплощением всего сущего, архетипом всех сотворенных вещей, другими словами, человек был "центром вселенной и мерой всех вещей". А человеческая фигура (поклонение телу), выраженная самым прекрасным образом, стала эстетической нормой в Древней Греции и была не только главной темой классического искусства, но и почти единственной.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАкимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. Серия: «Новая история искусства». СПб, 2007Быкова Э. В. Античная культура: социальные и духовные основы. Учебное пособие. - М, 2004Быкова Э. В. Античная культура: социальные и духовные основы. Учебное пособие. - М, 2004Бюттен А. — М. Классическая Греция/ Пер. с фр. — М., 2019Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета. – М. ЮРАЙТ, 2019Власов В. Г. Портрет // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. /В.Г. Власов. — СПб.: Азбука-классика, 2004Гнедич П. П. Всеобщая история искусств. Живопись, скульптура, архитектура. Современная версия. 4-е издание, исправленное и дополненное. М.: Эксмо, 2018Залюбовина Г. Т. Архаическая Греция: Особенности мировоззрения и идеологии. — М., 2017Ковалев А.Н. История искусств / К.Н. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2010Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. — М.: Высшая школа, 2017Лотман Ю. М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Академический проект, 2002Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира: очерк-путеводитель по выставке в Государственном Эрмитаже. Л., 1975Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970Проблемы портрета: Материалы научной конференции в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1972 г. / Ред. Ревалд Джон. История импрессионизма. - М., Издательство "Республика", 1999Санникова, А. А. Зарождение портретного жанра в Древнем мире / А. А. Санникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96729/ Суриков И. Е. Древняя Греция: история и культура / Игорь Суриков. - Москва: АСТ :Астрель, 2005Трофимова А. А. Существовал ли портрет в античном мире? К проблеме жанра. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017Чубова А.П. Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л., 1986Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966

1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. Серия: «Новая история искусства». СПб, 2007
2. Быкова Э. В. Античная культура: социальные и духовные основы. Учебное пособие. - М, 2004
3. Быкова Э. В. Античная культура: социальные и духовные основы. Учебное пособие. - М, 2004
4. Бюттен А. — М. Классическая Греция/ Пер. с фр. — М., 2019
5. Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета. – М. ЮРАЙТ, 2019
6. Власов В. Г. Портрет // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.
7. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. /В.Г. Власов. — СПб.: Азбука-классика, 2004
8. Гнедич П. П. Всеобщая история искусств. Живопись, скульптура, архитектура. Современная версия. 4-е издание, исправленное и дополненное. М.: Эксмо, 2018
9. Залюбовина Г. Т. Архаическая Греция: Особенности мировоззрения и идеологии. — М., 2017
10. Ковалев А.Н. История искусств / К.Н. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2010
11. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000
12. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. — М.: Высшая школа, 2017
13. Лотман Ю. М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Академический проект, 2002
14. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира: очерк-путеводитель по выставке в Государственном Эрмитаже. Л., 1975
15. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970
16. Проблемы портрета: Материалы научной конференции в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1972 г. / Ред. Ревалд Джон. История импрессионизма. - М., Издательство "Республика", 1999
17. Санникова, А. А. Зарождение портретного жанра в Древнем мире / А. А. Санникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96729/
18. Суриков И. Е. Древняя Греция: история и культура / Игорь Суриков. - Москва: АСТ : Астрель, 2005
19. Трофимова А. А. Существовал ли портрет в античном мире? К проблеме жанра. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017
20. Чубова А.П. Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л., 1986
21. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966