Федеральное Собрание Российской Федерации: полномочия, механизм реализации функций.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 67 67 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 06.07.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Представительная власть и парламент………………………...…..6
1.1 Понятие представительной власти и парламентаризма ……………………6
1.2 Общая характеристика парламента, представительной власти…………..10
Глава 2. Структура и конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации………………………..………………..…21
2.1 Место Федерального Собрания Российской Федерации в системе органов государственной власти………………………..………………………………..21
2.2 Структура Федерального собрания РФ………………………..………...…28
2.3 Организация деятельности Федерального Собрания Российской Федерации………………………..………………………..……………………..33
2.4 Компетенция Федерального собрания Российской Федерации. Механизм реализации функций федерального собрания РФ.……………….………..…..37
Глава 3. Особенности и вопросы российской модели парламента………46
3.1 Сравнительно-правовой анализ российского парламента с парламентами других стран………………………..………………………..………………..…46
3.2 Проблемы и совершенствование российской модели парламента………49
Заключение………………………..………………………..……………………57
Список использованной литературы……………………………….…………..62


Фрагмент для ознакомления

Чтобы реализовать свои полномочия, Государственная Дума принимает обращения и заявления от граждан и общественных объединений. Однако, Федеральное Собрание РФ лишилось части своих полномочий в сфере контроля за исполнительной властью и президентской властью. В сравнении с высшим представительным органом начала 1990-х годов, сегодняшний парламент не имеет такого общественного авторитета. Таким образом, Государственная Дума остается важным органом Российской Федерации с широким спектром полномочий, но многие принимаемые ею решения не всегда ясны и однозначны.Разные полномочия Совета Федерации и Государственной Думы по содержанию и одинаковые по принадлежности к определенным группам, объясняются необходимостью реализации в рамках принципа разделения властей системы «сдержек и противовесов», которая не позволяет какому-либо органу государственной власти Российской Федерации занимать авторитарное положение в их системе.Таким образом, Федеральное Собрание Российской Федерации – высший законодательный орган государства, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы. Его деятельность направлена на разработку, принятие и утверждение законодательных актов, регулирующих жизнь граждан и управление государством в целом.Значение деятельности Федерального Собрания для России заключается в повышении эффективности управления государственными делами, гармонизации законодательства, обеспечении правового поля и защите прав и свобод граждан.Прежде всего, Федеральное Собрание является местом формирования закона, регулирующего общественные отношения на территории страны. Законы, принятые Советом Федерации и Государственной Думой, являются основой правовой системы государства и определяют права и обязанности граждан, юридических лиц, муниципальных образований в целом а также органов власти.В связи с этим, законодательное содержание, которое создается Федеральным Собранием, помогает сформировать правовые механизмы развития экономики, экологии, науки и культуры.Федеральное Собрание РФ является местом становления новых законодательных инициатив. Представители разных регионов страны, различных политических направлений и статусов могут выступать с инициативами, помогая тем самым обеспечивать механизмы саморегулирования общественной и политической жизни в стране.Кроме того, Федеральное Собрание играет важную роль в функционировании механизмов контроля и балансовой системы власти. Федеральное Собрание является главным органом, который обеспечивает правовое поле и защиту прав и свобод граждан. Как законодательный орган, Федеральное Собрание занимается разработкой и утверждением федеральных законов, которые регулируют жизнь граждан страны. Также Федеральное Собрание отслеживает реализацию законов и осуществляет контроль за их выполнением.Как следствие, Федеральное Собрание Российской Федерации – это неотъемлемый элемент власти государства, который отвечает за законодательную деятельность и разработку законов, обеспечение правового поля, контроль за исполнением законов и защиту прав и свобод граждан. Как высший законодательный орган страны, Федеральное Собрание формирует основы правовой системы России, способствует ее совершенствованию и вносит вклад в развитие государства и общества в целом.ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ И ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ПАРЛАМЕНТА3.1 Сравнительно-правовой анализ российского парламента с парламентами других странКаждый парламент в разных странах имеет свои уникальные черты в организации своей деятельности. Одним из отличий может быть официальное название парламента, например в России это Федеральное Собрание, в Болгарии - Народное собрание, на Кипре - Палата представителей, в Литве - Сейм, в Бразилии – Национальный конгресс, в Македонии - Собрание, в Румынии, Чехии, Греции, Италии, Франции и Великобритании - Парламент, Сабор в Хорватии, Генеральные кортесы в Испании, Генеральные штаты в Нидерландах, Национальная ассамблея в Польше и Конгресс в США. Важным отличием также является структура парламента, который может быть однопалатным или двухпалатным, причем двухпалатный парламент обычно закрепляется в федерациях. Существует разные способы формирования парламентов в разных странах, например, в нижнюю палату могут избираться депутаты непосредственно гражданами, либо путем многоступенчатых выборов, либо посредством резервирования. Также способы формирования верхней палаты могут быть различными, включая непрямые (многоступенчатые или косвенные) выборы, прямые выборы и феодальный или наследственный способ формирования. Например, государства Индия, Норвегия и Франция используют непрямые выборы для образования верхней палаты, в то время как Италия применяет прямые выборы на базе областей. В Великобритании верхняя палата формируется посредством видов наследственности, тогда как в Федеративной Республике Германии формируется путем назначения. Кроме того, структура парламента и способы его формирования могут варьироваться в зависимости от структуры государства, будь то унитарная или федеративная форма правления.Верхняя палата Парламента в разных странах формируется различными способами, включая элементы выборности, назначения и наследственности. Например, в Италии пять граждан, прославивших родину выдающимися достижениями, могут быть назначены пожизненно сенаторами Президентом Республики. В Швейцарии члены Совета кантонов выбираются в некоторых кантонах непосредственно населением, а в других - кантональными парламентами. Длительность срока полномочий нижней палаты каждого созыва может варьироваться от двух до семи лет в различных странах, как, например, в США, ФРГ, Японии, Франции, Ирландии. Численность палат устанавливается обычно конституцией, которая определяет различные способы её установления, такие как фиксированное число, минимальное и максимальное число, число, определяемое законом, а также пропорция. Каждый депутат парламента представляет весь народ, а не отдельный избирательный округ, что определяется конституционными, органическими и обычными законами, а также регламентами палат. Они являются профессиональными парламентариями в большинстве стран, получая вознаграждение из государственной казны. Однако, в социалистических странах, таких как Китай, депутаты не работают в парламенте на общественных началах, получая только компенсацию расходов, связанных с выполнением своих функций. Свободный мандат - это норма, существующая практически во всех странах. Различные статьи конституции разных стран устанавливают этот принцип, который предусматривает, что депутаты осуществляют свои полномочия свободно, без императивного мандата. Однако, это также может стать отрицательным моментом, поскольку депутат становится зависимым от той политической партии, которая его поддерживала на выборах.Парламент также участвует в формировании бюджета государства, утверждает важные правительственные назначения, проводит общественные слушания и рассматривает предложения гражданских инициатив. В некоторых странах парламент может быть использован для проведения народных референдумов, а также может принимать решения по вопросам внешней политики. В общем, парламент является ключевым институтом государства, который представляет граждан, защищает их интересы и осуществляет управление страной в интересах общества в целом.Законодательный процесс в Российской Федерации, как и во многих других странах, включает в себя несколько стадий: от внесения законопроекта до его принятия и опубликования. Важным инструментом парламента является парламентский контроль, который позволяет оценить участие общества в работе законодательной власти. В России насчитывается 18 форм парламентского контроля, что значительно больше, чем в некоторых зарубежных странах. Однако, есть такие формы контроля, которые используются за рубежом и не характерны для российской парламентской практики, например, большие и малые запросы парламента в Бундестаге Германии. Среди форм контроля, применяемых в России, можно отметить проведение парламентских слушаний и расследований, заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ, рассмотрение отчетов Центрального Банка РФ и докладов Генерального прокурора РФ. Кроме того, парламенты зарубежных стран могут использовать и другие методы контроля над правительством, например, выражение недоверия правительству, интерпелляцию и депутатские вопросы.Отличительными чертами российского парламентского контроля от зарубежного являются совместный механизм взаимодействия Государственной Думы, Правительства РФ и Президента РФ в вопросах ответственности Правительства РФ, а также его реализация в состоянии функционирования всей системы власти через Президента РФ. В целом, контрольные полномочия парламентов зарубежных стран и российского представительного органа власти имеют ряд общих черт, однако, есть и отличия, вызванные, в первую очередь, конституционно-правовыми особенностями каждой страны.3.2 Проблемы и совершенствование российской модели парламентаПарламентские органы разных стран сталкиваются с некоторыми факторами, которые могут препятствовать эффективности их работы и формированию эффективной парламентской структуры. Факторы, связанные с историческим наследием, типом правовой системы и установленной структурой органа, оказывают значительное влияние на работу парламента. Некоторые из этих факторов нельзя изменить, но с помощью некоторых методов можно улучшить механизм взаимодействия между палатами двухпалатного парламента.Проблемы, связанные с работой парламента, обсуждаются в работе М.Д. Сысоева и В.А. Переймовой, где они отмечают неравенство статусов палат и отсутствие возможности вносить законопроекты напрямую в верхнюю палату парламента. Кроме того, проблемы возникают в связи с временными рамками Совета Федерации для принятия решений по законопроектам и отсутствием разнообразия механизмов преодоления разногласий между палатами.Высокие темпы принятия законопроектов также могут привести к тому, что качество обсуждения их будет низким. Отсутствие возможности совместного заседания палат для обсуждения законопроектов в случае возникновения разногласий также может препятствовать эффективной работе парламента.Имеются некоторые методы, которые могут помочь в улучшении взаимодействия между палатами парламента. Например, создание согласительной комиссии для урегулирования спорных вопросов и поиска приемлемого решения. Также можно рассмотреть возможность расширения списка случаев для совместных заседаний палат парламента.Таким образом, расширение механизма взаимодействия между палатами двухпалатного парламента может помочь в улучшении эффективности работы парламента и формирования более эффективной парламентской структуры.Для обеспечения оперативности принятия решения и упрощения процедуры голосования, необходимо предоставить возможность для совместного обсуждения разногласий или мотивов отклонения президентом законопроекта. Такое предложение находится в центре внимания научной общественности и получает поддержку у ученых. Например, Г.В. Трубилов предлагает создать Палату представителей оппозиции при Государственной Думе, чтобы улучшить представительство интересов разных социальных групп и уменьшить напряжение в обществе. Россия переживает этап адаптации после проведения реформирования государственного и парламентского строительства с 2020 года. Президент РФ внес в Государственную Думу проект закона о поправках в Конституцию Российской Федерации, одобренных в последующем в ходе народного голосования, которые направлены на способствование обновлению взаимоотношений между ветвями власти, учитывая интересы гражданского общества и назревшие потребности внутреннего развития страны. Из изменений особое внимание следует уделить новым полномочиям Совета Федерации, а также участию этой институции в процедуре назначения руководителей силовых и правоохранительных министерств и участии в процедуре отрешения от должности судей. Кроме того, представители государственных органов не должны иметь второе гражданство или вид на жительство другого государства, чтобы обеспечить высокий уровень ответственности перед обществом и избежать внешних вызовов. Закон о поправке к Конституции РФ был принят в марте 2020 года и направлен на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. В целом, эти реформы отвечают потребности современной России в эффективности и стабильности государственного управления.Законопроект о внесении изменений в Конституцию РФ направлен на закрепление обязательных требований к должностным лицам, которые ответственны за обеспечение безопасности страны и ее суверенитета. Одним из основных изменений является установление требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 25 лет для кандидатов на должность Президента РФ, а также требование об отсутствии гражданства иностранных государств или права на постоянное проживание на территории иностранных государств. Для усиления роли Государственной Думы и парламентских партий внесены изменения в положения Конституции РФ, устанавливающие порядок назначения Председателя Правительства РФ, его заместителей, а также в целях повышения ответственности членов Правительства РФ. В соответствии с этими изменениями Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, затем Президент РФ назначает утвержденного Председателя на должность. Кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Правительства РФ. Если Государственная Дума трижды отклонила кандидатуру Председателя Правительства, то Президент РФ назначает Председателя Правительства самостоятельно, без утверждения парламентом.Эти изменения направлены на повышение эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти и усиление контроля за деятельностью Правительства РФ. Реализация этих предложений является значимым шагом в развитии государства и сохранении его суверенитета.В настоящее время в России вызывает дополнительные вопросы система назначения членов правительства, требующая дальнейшего обсуждения. Практика осуществления назначений Президентом РФ без участия Государственной Думы зачастую приводит к возникновению сложных ситуаций, когда парламент не утверждает представленные кандидатуры на должности. В связи с этим обостряется вопрос о возможности Государственной Думы выносить предложение о прекращении полномочий уже утвержденных ею членов правительства.Следует отметить, что законодательство предусматривает право Президента РФ на освобождение от должности Председателя Правительства РФ без отставки всего правительства, что позволяет сохранить прежнюю структуру федеральных органов исполнительной власти. В то же время роль Совета Федерации усилена за счет процедуры его участия в назначениях руководителей федеральных органов исполнительной власти, ответственных за вопросы безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел и предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также для прокуроров субъектов РФ. Этот подход, по словам В.В. Путина, направлен на увеличение прозрачности и подотчетности силовых и правоохранительных органов перед обществом.В общей сложности, все изменения, связанные с политической системой, направлены на усиление роли парламента и значимости его участников, таких как парламентские партии и государственная дума. Эти изменения способствуют более эффективному и содержательному взаимодействию между исполнительной и представительной ветвями власти. Однако, несмотря на это, В.В.Путин выразил свои сомнения в том, сможет ли Россия существовать в качестве парламентской республики и пришел к выводу, что страна должна оставаться президентской республикой, чтобы сохранить стабильность.Согласно решению Конституционного Суда РФ, изменения в некоторых статьях конституции не противоречат принципам народовластия и федерального устройства и не нарушают разделения властей между федеральными органами правления, обусловленных двухпалатной структурой Федерального Собрания. При этом, увеличивая количество представителей России в Совете Федерации, сохраняется федеративная основа парламентской системы.Закон о поправке редакции статей 83 и 102 Конституции РФ регламентирует, что Совет Федерации может прекращать полномочия некоторых должностных лиц, на основании представления Президента РФ и в соответствии с федеральным конституционным законом. Эти изменения являются механизмом сдержек и противовесов между Федеральным Собранием и Президентом РФ, одновременно не нарушают принципов разделения правительственных полномочий и независимости соответствующих органов власти.Таким образом, новые изменения в Конституции РФ не только не противоречат конституционному строю и принципам народовластия, но также укрепляют верховенство Конституции РФ и обеспечивают сбалансированность между различными ветвями власти.В результате проведенного исследования был сделан вывод о малой значимости предлагаемых изменений в части конституционно-правового статуса Федерального Собрания для повышения роли парламента в формировании органов исполнительной власти. Фактически, они превращают Федеральное Собрание в связующее звено при назначении кандидатур, что создает лишь дополнительную бюрократическую волокиту и затягивает процесс назначения руководителей на должности. Кроме того, не изменяется роль парламента в назначении состава Правительства РФ в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции РФ. Анализ также показал, что целесообразно исключить положение о том, что Президент РФ может принять решение и о роспуске Государственной Думы из статьи 117 Конституции РФ для реального повышения роли парламента. Кроме того, организация деятельности парламентов различных стран имеет свои отличительные черты. В целом можно выделить ряд общих и отличительных черт контрольных полномочий парламентов зарубежных стран с российским. Федеральное Собрание РФ также имеет ряд проблемных аспектов, мешающих эффективному и слаженному взаимодействию его палат. Однако устранение этих проблем может значительно повысить эффективность механизма взаимодействия палат. В заключении можно отметить, что проведенный анализ позволил выявить некоторые проблемы в работе Федерального Собрания РФ и сделать рекомендации по их устранению для повышения эффективности его деятельности.Подводя итог сказанному, резюмируем, что система парламентаризма является воплощением реализации принципов современной демократии. Российская Федерация не исключение. Но, несмотря на наличие такой системы, существует множество проблем, которые постоянно ставят под угрозу эффективность работы парламента. Однако, нужно признать, что за последние годы на российской политической сцене произошли большие изменения. В России была проведена политическая реформа, по итогам которой мы получили новую версию российской Конституции. Свидетельством этого является то, что увеличилась роль Совета Федерации, который стал выполнять функции стабилизации в системе верховных органов власти. Соответственно, эта реформа обеспечивает возможность балансирования интересов регионов России и центра.Другой давний вопрос — проблема увеличения количества контролирующих функций парламента. На сегодняшний день он играет более политическую роль, нежели законодательную. Если раньше парламент был органом, который создавал новые законы для регулирования жизни общества, то на сегодняшний день больше всего заботит власти утверждение тех законов и актов, которые были предложены уже другими органами. В условиях России это выражается в том, что принятые законы не соответствуют потребностям российского общества и даже часто являются непонятными для обычных людей. Следовательно, становится все более значимым фактором осуществление контрольной деятельности, что должно привести к более точному воспроизведению общих целей и интересов общества, а не только озаботить интересами государственных органов.Одним из путей совершенствования российской модели парламента может быть развитие структурных изменений в нашей стране, направленных на укрепление парламентской системы. Демократические ценности и права человека являются одними из основных столпов современной демократии. В России также существуют координаты, по которым можно измерять качество работы парламента в этой важной области. Так, например, возможно создание специальной рабочей группы, задача которой будет состоять в разработке конкретных механизмов для обеспечения этих ценностей. Нужно улучшать систему для отслеживания нарушений прав человека и ограничивающих свободу людей законов, развивать правоохранительную систему и формировать систему запретов на нарушение прав граждан.Таким образом, совершенствование российской модели парламента очень важно, так как именно этот орган сыграть ключевую роль в процессе реализации реформ в нашей стране. Важно формировать эффективную парламентскую систему, которая будет способна работать на благо населения, и которая обеспечит контроль за властями на высшем уровне.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в заключительной части выпускной квалификационной работы представлен анализ понятий представительной власти и парламентаризма, а также общая характеристика парламента как органа представительной власти. В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.Парламентаризм – это система взаимодействия парламента с другими государственными органами, обеспечивающая его адекватное положение в государственном механизме и являющаяся основным способом организации и функционирования представительной демократии. Парламент представляет собой главный орган государственной власти, осуществляющий законодательную власть.Установлено, что Федеральное Собрание РФ выполняет функции представительного и законодательного органа страны, и имеет двухпалатную структуру, что обусловлено идеей разделения властей. Совет Федерации является палатой российского парламента, образуя вместе с Государственной Думой общефедеральный представительный и законодательный орган.Важно отметить, что реализация полномочий Федерального Собрания РФ невозможна без совместного участия обеих его палат. Представительство, которое осуществляют члены Совета Федерации, делегируемые органами государственной власти субъектов РФ, призвано обеспечить сбалансированность властей и функций: законодательной и исполнительной, федеральной и региональной.Таким образом, парламентаризм лежит в основе осуществления полновластия народа, его представительской воли в условиях демократической формы правления. Палаты Федерального Собрания РФ формируются на основе разных принципов в целях наиболее полного обеспечения народного представительства в условиях федеративного государства.Парламент является одним из главных институтов в государственной системе, представляющим законодательную власть. Он является ключевым фактором в обеспечении правового государства, демократии и свободы выражения мнений и отношений в обществе. Общая характеристика парламента можно описать с точки зрения его структуры, функций и основных принципов.Состав парламента может различаться в разных странах, но обычно он является многочисленным и представляет различные политические партии. Парламент может быть разделен на две палаты – верхнюю и нижнюю, или работать в единственной палате. Каждый член парламента занимает свое место по определенной процедуре, которая может варьироваться в разных странах. Обычно члены парламента являются представителями своих избирательных округов, однако в некоторых странах национальный состав парламента может быть урегулирован законодательно.Парламент выполняет следующие основные функции: законотворчество, контроль за действиями правительства и формулирование политики. Законотворчество – это процесс принятия законов и изменения существующих законов. Члены парламента имеют право на создание законопроектов, рассмотрение их и голосование за их принятие. Контроль за действиями правительства – это процесс проверки правительства на соответствие установленным законам и принятие решений по поводу его дальнейших действий. Формулирование политики – это определение основных направлений развития государства, а также принятие решений по поводу важнейших вопросов внутренней и внешней политики.Парламент обладает своими основными принципами, которые являются неотъемлемыми частями работы законодательной власти. Один из основных принципов – это принцип выражения воли народа. Члены парламента, как правило, являются избранными должностными лицами, которые избираются на основе свободных и справедливых выборов, проводимых в строгом соответствии с законом. Парламент должен представлять интересы и мнения народа, являться его голосом и защищать его права.Еще один принцип – это принцип абсолютного большинства, который предусматривает, что любое решение, принятое парламентом, должно быть поддержано абсолютным большинством голосов. Это обеспечивает высокую степень демократии, а также гарантирует глубокое обсуждение и анализ любого важного вопроса.Кроме того, парламент является открытым и доступным для широкой общественности. В любое время граждане могут обращаться к своим депутатам, а также публиковать свои мнения и предложения в прессе и социальных сетях. Это позволяет гражданам принимать участие в мнениях и решениях парламента и гарантирует открытость и прозрачность работы законодательной власти.Парламент – это один из самых важных институтов государства, осуществляющий законодательную власть. Он обладает своими специфическими структурами, функциями и принципами работы, которые обеспечивают демократическую, правовую и прозрачную систему и принципы работы правительства. Парламент является отражением интересов и мнений народа и гарантирует эффективное управление в интересах всех граждан.Представляется, что Государственная Дума и Совет Федерации являются органами народного представительства и государственными органами, соответствующие признаки которых обозначены в Конституции РФ. Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания имеет свою внутреннюю структуру и регламент деятельности. В качестве высшего представительного и законодательного органа власти страны, Совет Федерации и Государственная Дума имеют компетенцию по решению государственных вопросов, акты которых обязательны для всех граждан. В связи с ежегодным отчётом Правительства РФ, необходимо было бы дополнить ФКЗ о Правительстве РФ положениями о критериях, требованиях и правовых последствиях при отрицательной оценке деятельности Правительства за отчётный период. Рассмотрение ежегодного отчёта должно проводиться на совместном заседании палат, а также предусматривать организацию общественного обсуждения отчёта при участии Общественной палаты РФ. При выражении недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы, Правительство РФ должно подавать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ после проведения согласительных процедур. Это поможет повысить ответственность Правительства за проводимый политический курс и объяснить его избирателям.Изложенная в настоящей работе проблема парламентского контроля имеет множество аспектов, которые требуют решения. Однако необходимо отметить, что специальный закон о парламентском контроле не является решением этой проблемы. Ее решение заключается в реализации уже установленных законов и актов, которые определяют контрольные полномочия палат Федерального Собрания и самого Федерального Собрания. Кроме того, необходимо улучшить законодательное регулирование отдельных форм и институтов парламентского контроля, таких как «правительственный час», «парламентский и депутатский запрос», «парламентские слушания» и др.В рамках принципа разделения властей системы «сдержек и противовесов» полномочия Совета Федерации и Государственной Думы неравнозначны. Однако, в целях повышения эффективности механизма взаимодействия палат, необходимо устранить проблемные аспекты, мешающие качественному и слаженному взаимодействию палат.Парламентский контроль в России имеет отличительные черты от зарубежного, такие как совместный механизм взаимодействия Государственной Думы, Правительства РФ и Президента РФ в вопросах ответственности Правительства РФ, а также то, что российский парламентский контроль реализуется в состоянии функционирования всей системы власти через Президента РФ.Проведенный анализ показал, что изменения в части конституционно-правового статуса Федерального Собрания незначительно повышают роль парламента в формировании органов исполнительной власти. Также было отмечено, что необходимо рассмотреть возможность исключения положения из ст. 117 Конституции РФ, которое дает Президенту РФ право на роспуск Государственной Думы в случае недоверия Правительству РФ нижней палатой парламента.В целом, решение проблемы парламентского контроля в России требует комплексного подхода и усилий всех парламентских фракций, правительства и общественности. Однако, реализация необходимых мер позволит повысить эффективность механизма контроля и в целом укрепит демократические институты в России.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
a. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Российская газета. 2021. 27 декабря.
3. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 08 июля.
4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 7. – Ст. 635.
5. Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» // СЗ РФ. – 2015. – № 17 (Ч. IV). – Ст. 2542.
6. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 28.02.2023) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 25 февраля.



Книги и статьи
7. Авакьян, С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М., 1999. – 432 с.
8. Авакьян, С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография. М.: Юстицинформ, 2022. – 486 с.
9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2005. – 767 с.
10. Бахарев, А.А. Взаимодействие президента, правительства и парламента в полупрезидентских системах: сравнительный анализ опыта России, Украины и Турции / А.А. Бахарев, И.И. Кузнецов // Политическая наука. - 2019. - № 4. - С. 105 - 126.
11. Васильев, В.Г. Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием // Современное право. - 2020. - № 12. - С. 37 - 43.
12. Винокуров, В.А. Должности Российского государства: понятие и классификация // Журнал российского права. - 2020. - № 7. - С. 133 - 143.
13. Вишняков, В.Г. Майские указы: почему затянулось проведение преобразований // Законодательство и экономика. - 2014. - № 1. - С. 5-9.
14. Галуева, В.О. Конституционное закрепление контрольной деятельности Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 8. - С. 44 - 47.
15. Горлачев, Р.Ю. О пределах правового регулирования избирательного права в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 4. - С. 27-34.
16. Добрынин, Н.Л. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации. 100 вопросов и ответов. Современная версия новейшей истории государства. Практическое руководство. – Новосибирск, 2015. – 634 с.
17. Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства: Учеб.: В 2 т. Т. 2. – Новосибирск: Наука, 2016. – 490 с.
18. Зубарев, А.С. Типы парламентских запросов палат Федерального Собрания Российской Федерации (к вопросу о необходимости интерпелляций) // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 5. - С. 65 - 80.
19. Керимов, А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право. - 2002. - № 7 - 8. - С. 46-49.
20. Кучеренко, П.А., Кацарский М.И., Клочко Е.И. Представительная природа верхней палаты Федерального Собрания как определяющий фактор законодательных требований, предъявляемых к кандидатам на должность члена Совета Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 3. - С. 22-27.
21. Миерхольд, А.А. Конституционная эволюция порядка формирования и полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Lex russica. - 2018. - № 11. - С. 134 - 144.
22. Осавелюк, А.М. Общие черты и специфика парламентского контроля как меры конституционной ответственности в России и зарубежных странах // Теория государства и права. - 2020. - № 1. - С. 96-106.
23. Нечкин, А.В. Конституционализация дополнительных представительных органов в странах СНГ - фактор усиления влияния главы государства в системе разделения властей // Конституционное и муниципальное право. - 2023. - № 1. - С. 42 - 46.
24. Парасюк, Е.А. Современное правовое исследование понятия «парламентаризм» // Российская юстиция. - 2012. - № 3. - С. 62-67.
25. Парламентское право России: монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М.: Издательство Государственной Думы, 2013. – 398 с.
26. Парламент и парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации. Актуальные вопросы современного права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.А. Глотова. – М., 2019. – 166 с.
27. Писарев, А.Н. Конституционно-правовые основы системы органов публичной власти в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: РГУП, 2018. – 298 с.
28. Сергеев, В.Ю. Цели и пределы допустимости ограничений прав и свобод человека в конституционном праве зарубежных стран // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 10. - С. 76 - 80.
29. Спиридонов, А.А. Актуальные аспекты государственного контроля в зарубежных странах: соотношение с российским опытом с конституционно-правовой точки зрения // Государственная власть и местное самоуправление. - 2023. - № 2. - С. 41 - 49.
30. Старостина, И.А. Конституционно-правовые проблемы лоббизма в России и за рубежом // Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / отв. ред. д. ю. н., проф. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. – 566 с.
31. Сысоев, М. Д., Переймова, В. А. Проблемы взаимодействия палат парламента Российской Федерации: опыт зарубежных стран, российская практика // Молодой ученый. - 2019. - №22. - С. 366-368.
32. Трубилов, Г.В. Проект реформы российского парламентаризма: Палата представителей оппозиции при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 3. - С. 51 - 56.
33. Фомичева, О.А. Конституционное право депутата на участие в законотворческом процессе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 11. - С. 3 - 10.
34. Фомичева, О.А. Основные направления деятельности субъектов законотворческого процесса: монография. М.: Юрлитинформ, 2019. – 181 с.
35. Шайо, А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). – М., 2001. – 292 с.

Авторефераты и диссертации
36. Обухов, С. П. Современный российский парламент: политические проблемы развития и их отражение в общественном мнении страны (1989– 2005 гг.): Автореф. дисс…. д-ра полит. наук. – М., 2006. – 49 с.

Материалы юридической практики
37. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 21 июня.
38. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. № 26-П // Российская газета. 1998. 08 декабря.
39. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2006 г. № 9- П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2007. – № 1.

Иные источники информации
40. Итоги работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за период осенней сессии 2022 года. Аналитический доклад [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://cou№cil.gov.ru/activity/a№alytics (дата обращения: 29.05.2023).
41. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2020. 16 января.