Занятия с юными лыжниками-гонщиками в условиях крайнего севера
Заказать уникальную курсовую работу- 55 55 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 30.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Характеристика лыжных гонок как вида спорта, физической подготовки в лыжном спорте 5
2. Общая характеристика условий Крайнего Севера с точки зрения занятий лыжными гонками 26
3. Анализ опыта по занятиям с юными лыжниками-гонщиками в условиях Крайнего Севера 33
4. Особенности организации занятий с юными лыжниками-гонщиками на базе Муниципальной бюджетной организации «Жигановская средняя общеобразовательная школа» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Тренировочная работа в подготовительном периоде строится исходя из следующих принципов:преимущественное развитие выносливости;параллельное совершенствование быстроты, силы, ловкости координации движений;последовательность и преемственность в применении средств и методов тренировки;постепенное увеличение нагрузки и уменьшение количества тренировочных средств;в соответствии тренировочных нагрузок с возможностями организма.Период подготовки делится на этапы: весенне-летний (март – июль), летне-осенний (август – начало октября);осенний (конец октября-ноябрь); зимний (начало декабря – конец февраля).Основные задачи весеннее-летнего этапа – это:повышение общей физической подготовки учащихся;постепенное увеличение объемов тренировочной нагрузки при большом разнообразии средств; совершенствование технической подготовки.Основные тренировочные средства – это:бег;лыжероллеры;имитационная ходьба;прыжковая имитация;специальные упражнения;спортивные игры.Дополнительные тренировочные средства – это:прыжки и многоскоки;легкоатлетические упражнения;плавание;езда на велосипеде. Основные методы тренировки – равномерный и переменный. Иногда (в упражнениях на быстроту и силу) применяется повторный метод. Интенсивность– небольшая и средняя. В циклических упражнениях постоянно контролируется пульс (140 – 160 ударов в минуту). Интенсивные упражнения (пульс – 180 ударов и больше) составляет не более 5% общего объема.В упражнениях, связанных с имитацией лыжных ходов, акцентируется три момента: правильная техника выполнения; постепенное увеличение частоты движений и поддержание ее на уровне, соответствующем передвижению на лыжах; увеличение силы выталкивания при достигнутой частоте.В качестве контрольного упражнения используется преодоление стандартного отрезка подъема имитацией, на количество шагов. Уменьшение количества шагов на отрезке показывает прирост силы выталкивания (при сохранении или улучшении времени преодоления этого отрезка).Специальным упражнениям на совершенствование техники лыжника-гонщика отводится определенное место в микроцикле (например, в утренней зарядке), или ими предваряются основные и заключительные часы занятий. Упражнения на совершенствование техники в конце тренировки проводятся с целью мобилизации координационных возможностей на фоне усталости центральной нервной системы, для лучшегозакреплениядвигательногонавыка.В этот период при изучении техники преодоления подъемов применяются имитационные упражнения на обычных лыжах. По нашим наблюдениям такие упражнения дают значительный эффект в освоении техники подъема и очень хороший перенос двигательного навыка на основное упражнение (на снегу). Тренировки в циклических упражнениях монотонны, и детям трудно сосредоточиться на них длительное время. Поэтому в отличие от тренировок старших для младших учащихся такие упражнения следует по возможности разнообразитьиточно дозировать.Быстрота развивается как легкоатлетическими, общеразвивающими, так и специальными упражнениями. В начале этапа эти упражнения проводятся в виде ускорений, стартов, эстафет, подвижных и спортивных игр. К концу этапа разнообразие их уменьшается, а характер становится специальным (например, быстрая имитация на коротких отрезках с достаточными интервалами отдыха, ускорения на лыжероллерах, упражнения с резиновыми амортизаторами). Подобные изменения происходят и в тренировочных упражнениях на развитие силовых качеств. В начале этапа выполняются упражнения с отягощением, сопротивлением партнера, прыжковые, элементы борьбы, а в конце преобладают упражнения, направленные на силовую выносливость: отжимания, отталкивания от опоры, многократные прыжки и имитация по песку, в подъем, упражнения с резиновым амортизатором.Общеразвивающие упражнения проводятся в виде круговых тренировок, соревнований (кто больше сделает). Прыжки проводятся в виде эстафет, многоскоков, преодоления препятствий или отрезка на меньшее количество прыжков.Эмоциональности тренировок содействуют подвижные и спортивные игры. Значение игр для подростков трудно переоценить: они воспитывают важнейшие для лыжника качества – волю к победе, находчивость, настойчивость, ловкость, координацию движений. Игры можно чередовать по характеру воздействия и задачам тренировки – от небольшой нагрузки в русской лапте до значительной при игре в регби на песчаном пляже.Тренировка быстроты и силы носит выраженный избирательный характер, что, как известно, способствует быстрейшему развитию тренируемого качества. Позже они связываются с определяющим качеством – выносливостью. В старших возрастных группах эта связь проявляется раньше, в младших – позднее.Тренировка, направленная на решение в основном одной задачи, параллельно может решать и другую. Так, развивая быстроту, можно совершенствовать технику (имитация), а совершенствуя технику – развивать выносливость (лыжероллеры) и т. д.Задачи летне-осеннего этапа– это:сохранение объема циклических упражнений и повышение аэробной производительности организма; постепенное увеличение интенсивности тренировок; повышение силовой выносливости; совершенствование техники лыжника; повышение морально-волевых качеств.Круг тренировочных средств сужается, увеличивается их специальная направленность. Повышается интенсивность равномерного и переменного бега, имитации и передвижения на лыжероллерах. Интенсивность достигается прежде всего усложнением рельефа местности и позднее увеличением скорости циклических упражнений.На этом этапе применяется: равномерный или переменныйбег(реже – передвижение на лыжероллерах; общеразвивающие и специальные упражнения (в основном на отстающие мышечные группы); имитирующие прыжки по ступенькам лестниц.В основных тренировках к концу этапа внимание акцентируется на силовой выносливости. Увеличивается количество прыжков и многоскоков, имитация лыжных ходов проводится на песке (на пляже) или на песчаных подъемах.В имитации попеременного хода с палками на песке по подъему хорошо тренировать силу выталкивания руками и ногами, отрабатывать амплитуду и свободу движений, легко варьировать темп в зависимости от поставленных в занятии задач. Эти упражнения достаточно интенсивны, и, применяя их, надо тщательно контролировать состояние тренирующихся во избежание форсирования формы. При большом количестве прыжков на жестком грунте и сохранении больших объемов бега возможны травмы коленного и голеностопного суставов.Объем циклических упражнений остается примерно на уровне объема весенне-летнего этапа. Объем упражнений с высокой интенсивностью достигает 10% общего объема.Свыпадением снега начинаетсяосеннийэтап. Основные задачи этого этапа:дальнейшее повышение аэробной производительности организма и общей выносливости; восстановление и совершенствование технических навыков передвижения на лыжах; развитие специальной выносливости; морально-волевая подготовка.Основные средства тренировки – это:передвижение на лыжах в слабом и среднем темпе;бег;общеразвивающие упражнения.Основные методы – это равномерный и переменный методы. В начале периода «вкатывания» интенсивность тренировок падает и постепенно повышается к концу его. Уровень подготовки учащихся поддерживается средствами общей физической подготовки. Главная задача «вкатывания» – это совершенствование техники передвижения в различных условиях и на разнообразном рельефе.Работа над техникой проводится на учебном, а затем на тренировочном круге, носит избирательный (совершенствование одного хода или элемента хода) или комплексный (последовательное совершенствование техники нескольких ходов или элементов техники ходов) характер. Соответственно задачам тренировки подбирается рельеф учебного или тренировочного круга.Тренировки микроцикла отличаются друг от друга объемом и средствами общей физической подготовки.Период «вкатывания» продолжается немногим более двух недель. С окончанием его (по мере повышения скорости передвижения) тренировки приобретают направленность на развитие специальной и скоростной выносливости. Усложняется рельеф тренировочных кругов. Постепенно увеличивается скорость передвижения в равномерных и переменных тренировках. Время прохождения кругов контролируется.В подготовительной части занятия выполняются упражнения на развитие быстроты, силы отталкивания. В микроцикл вводится интервальная тренировка, обусловленная тем, что подростки часто переоценивают или недооценивают свои возможности. Поэтому в равномерных и переменных тренировках на длинных отрезках дистанции они, завышая скорость, не могут удержать ее до конца отрезка или передвигаются с заниженной скоростью. На относительно же коротком отрезке скорость поддерживается ими легко, даже при значительном количестве отрезков. Тренеру в этом случае проще регулировать нагрузку паузами отдыха (слабое передвижение), контролировать скорость и частоту движений.Сила и силовая выносливость основных мышечных групп поддерживаются специальными и обшеразвивающими упражнениями, имитирующими прыжками по ступенькам лестниц, передвижением на лыжах, волоча за собой отягощение.Перед тренировкой с большой нагрузкой проводится тест, определяющий восстановление после предыдущей тренировки, и по его показателям корректируется нагрузка.Протяженность тренировочных кругов уменьшается для удобства контроля времени прохождения отрезков дистанции и частоты пульса на различных участках.В микроцикле может быть от 2 до 4 тренировок с большой нагрузкой, но разнонаправленных по воздействию на организм. После тренировки на общую выносливость может следовать скоростная, после скоростной – на специальную выносливость и т. д. Объем циклической нагрузки повышается в течение двух микроциклов, затем нагрузка снижается (один микроцикл). Напряженность тренировок постепенно возрастает.Работа в зимний период часто переносится в зал, поскольку на территории, которую занимает школа, данный период отличается низкими температурами. Задачи периода – это:сохранение объема циклических упражнений и повышение аэробной производительности организма; постепенное увеличение интенсивности тренировок; повышение силовой выносливости; совершенствование техники лыжника; повышение морально-волевых качеств.Основные тренировочные средства – это:бег;имитационная ходьба;прыжковая имитация;специальные упражнения;спортивные игры.Основные методы тренировки – равномерный и переменный. Таким образом, работа с лыжниками-гонщиками делится на несколько этапов.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили особенности занятий с юными лыжниками-гонщиками в условиях Крайнего Севера.Можно сделать следующие выводы:Анализ лыжного спорта с точки зрения физической подготовки показал, что физическая подготовленность в лыжном спорте – это основа успехов в соревновательной деятельности, на повышение уровня физической подготовленности в лыжном спорте тратиться более 50% тренировочного времени. Природно-климатические условия, характерные для Крайне Севере являются крайне неблагоприятными для жизни и здоровья человека.Можно говорить о том, что климат Крайнего Север характеризуется дефицитом солнечного тепла и света, необычным фотопериодизмом, низкими температурами, сухостью воздуха в зимнее время, высокой скоростью ветра, колебаниями атмосферного давления.Анализ педагогического опыта по занятиям с юными лыжниками-гонщиками в условиях Крайнего Севера показал, что он крайне беден, почти нет исследований по данной теме.Изучив особенности организации занятий с юными лыжниками-гонщиками на базе Муниципальной бюджетной организации «Жигановская средняя общеобразовательная школа» мы пришли к выводу, что работа с лыжниками-гонщиками делится на несколько этапов. Для каждого этапа характерны свои средства и методы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгишев А.А. Аналитический обзор технических средств тренировки лыжников / А.А. Агишев, И.М. Васютина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2016. – № 2. – С. 110-114.АлляновЮ.Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю.Н. Аллянов, И.А. Письменский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 493 с.Барчуков И.С. Физическаякультура: учебн. пособие для студентов вузов / И.С. Барчуков. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 254 с.БелановА.Э. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания молодежи / А.Э. Беланов // научные междисциплинарные исследования, 2020. – № 8-2. – С. 203-210. ВиленскийМ.Я. Физическая культура: Учебник/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.ВиленскийМ.Я. Физическая культура: Учебник/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.ВинокуроваН.А. Особенности планирования годичного цикла лыжников-гонщиков в условиях республики Саха (Якутия) / Н.А. Винокурова, А.Г. Дьячковский, М.В. Данилов, К.К. Омукова // Теория и практика физической культуры, 2015. – № 10. – С. 70-72.Воронина В.Т. Тенденции развития лыжного спорта в России / В.Т. Воронина // Карельский научный журнал, 2018. – Т, 7. – № 1 (22). – С. 203-206.ВоротилкинаИ.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод.пособие/ И.М. Воротилкина. – М.: Издательство НЦЭНАС, 2006. – 144 с.Восход солнца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://voshod-solnca.ru/sun (дата обращения: 30.05.2023).ГибадуллинИ.Г. Динамика психо-физиологических показателей у юных лыжников-гонщиков 9-11 лет в условиях Крайнего Севера / И.Г. Гибадуллин, А.Ю. Дронь, К.М.Р Касумов, А.М. Сафонова, М.К. Воропай // Казанская наука, 2016. – № 10. – С. 134-136.Гунько А.Д. Стурктура подготовленности бегунов на выносливость / А.Д. Гунько, Н.В. Кафтанова, Е.Д. Серебряков // Царскосельские чтения, 2010. – Т. V. – № XIV. – С. 218-223.Доронин А.М. Развитие общей выносливости в физическом воспитании студенток: монография / А.М. Доронин, И.С. Козлов. – Майкоп: УМСИФК и дзюдо АГУ, 2010. – 129 с.ЖгирБ.А. Бег под уклон как средство развития скоростной выносливости у бегунов на длинные дистанции / Б.А. Жгир, О.Н. Кудря // Международный научно-исследовательский журнал, 2021. – № 11-3 (113). – С. 74-78.Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.Захарова Е.К. Оптимизация тренировочных нагрузок, направленных на развитие силовой выносливости у лыжника-гонщика / Е.К. Захарова, Ю.М. Зубарев // Царскосельские чтения, 2010. – Т. V. – № XIV. – С. 258-262.КарагодинаА.М. Способы дозирования нагрузки при использовании интервального метода в тренировке бегунов на средние и длинные дистанции / А.М. Карагодина, В.М. Зотов, О.Ф. Крикунова, М.С. Вмншу, Н.Д. Жигалов // Ученые записки университета Лесгафта, 2020. – № 9 (187). – С. 136-140.Климанов А.Е. Воспитание силовой выносливости у лыжников-гонщиков: учебное пособие для спортсменов и преподавателей по лыжным гонкам / А.Е. Климанов. – Омск: ОГИФК, 1982. – 36 с.Климанов А.Е. Методика воспитания силовой выносливости лыжников-гонщиков 17-19 лет в годичном курсе тренировки: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.04. – Ленинград, 1979. – 193 с.КонноваЛ.А. Природные и антропогенные факторы среды обитания и здоровье населения в арктической зоне Российской Федерации / Л.А. Коннова, Ю.В. Львова // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России», 2019. – №4. – С. 117-124.Котов П.А. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2007. – № 8. – С. 49-51.Михайловский С.П. Обучение классическим лыжным ходам на этапе начальной подготовки / С.П. Михайловский, А.П. Михайловский // Теоретические и практически проблемы физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию Благовещенского педагогического университета, 2015. – С. 320-326.Основы физической подготовки и самостоятельных занятий студентов: учеб.-метод. пособие для студентов всех специальностей / сост. О.В. Хижевский. – Минск: БГТУ, 2013. – 54 с.ПисьменскийИ.А. Физическая культура: учебник для вузов / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 450 с.СемянниковаВ.В. Скоростно-силовая подготовка юных лыжников 13-15 лет / В.В. Семянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2020. – № 2 (180). – С. 345-348.СмоляковаЛ.Н. Совершенствование специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительный период / Л.Н. Смолякова, А.Д. Торшилова // Кронос, 2019. – № 7 (34). – С. 16-17.СнигурМ.Е. Развитие скоростно-силовой выносливости у лыжников-гонщиков на этапе предварительной подготовки / М.Е. Снигур, В.А. Фролова, А.А. Фролова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017. – № 6 (148). – С. 202-205.Соловьев Г.М. Физическая культура в образовательном процессе вуза: учеб.пособие для вузов / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: Изд-во Ставроп. ун-та, 2004. – 221 с.СтепаненковаЭ.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебник для учреждений высш. образования/ Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.СтихановМ.Н. Физическая культура и спорт в вузах: учебное пособие / М.Н. Стиханов, В.И. Савинков. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 160 с.СырвачеваИ.С. Физическая культура: учебник: учеб.пособие для студентов и слушателей вузов / И.С. Сырвачева, С.Н. Зуев, В.Ю. Дианова; под общ. ред. В.Ю. Диановой. – Владивосток: Рос.тамож. акад., Владивосток. филиал, 2005. – 381 с.Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под редакцией КурамшинаЮ.Ф. – 2-е изд, испр. - М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под редакцией КурамшинаЮ.Ф. – 2-е изд, испр. - М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.Ушаков С.Н. Лыжная подготовка в спортивном зале в условиях Крайнего Севера / С.Н. Ушаков // Проблемы и перспективы развития образования в России, 2010. – № 6. – С. 307-311.ФарбейВ.В. Системно-целевое управление многолетней подготовкой спортсменов в лыжном многоборье: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.04 / В.В. Фарбей. – СПб., 2015. – 42 с.Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minsporta-rossii-ot-17092022-n-733/federalnyi-standart-sportivnoi-podgotovki-po/ (дата обращения: 30.05.2023).Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, М.Д. Кудрявцев. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 612 с.Физическая культура: учебник для вузов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Б. Муллер и др. – М.: Юрайт, 2013. – 424 с.Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 13-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.Физическая культура: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.В. Конеева и др.; под ред. Е.В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 599 с.ХекалоА.Д. Влияние упражнений по развитию локально-региональной выносливости мышц на функциональное состояние кардиореспираторной системы у лыжников-гонщиков / // Наука, образование и культура, 2020. – №6 (50). – С. 78-79. ХолодновЖ.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и длп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 450 с.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 490 с.ШирковЮ.А. О развитии лыжных видов спорта в России / Ю.А. Ширков // Карельский научный журнал, 2019. – Т. 8. – № 1 (26). – С. 54-56. ЮнакА.П. Технология безопасного проведения урока лыжной подготовки / А.П. Юнак // Наука и школа, 2013. – №6. – С. 140-143.Hébert-Losier K, Zinner C, Platt S, Stöggl T, Holmberg HC. FactorsthatInfluencethePerformanceofEliteSprintCross-CountrySkiers. SportsMed. 2017. 47 (2). 319-342.Losnegard T. Energy system contribution during competitive cross-country skiing. Eur J ApplPhysiol. 2019 Aug;119(8):1675-1690.Rasdal V, Moen F, SandbakkØ.The Long-Term Development of Training, Technical, and Physiological Characteristics of an Olympic Champion in Nordic Combined.Front Physiol. 2018. 13;9:931.Sandbakk Ø, HolmbergHC. PhysiologicalCapacityandTrainingRoutinesofEliteCross-CountrySkiers: ApproachingtheUpperLimitsofHumanEndurance. Int J SportsPhysiolPerform. 2017. 12 (8). 1003-1011.TorvikPØ, SolliGS, Sandbakk Ø. The Training Characteristics of World-Class Male Long-Distance Cross-Country Skiers. FrontSportsActLiving. 2021 Feb 25;3:641389.
2. Аллянов Ю.Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю.Н. Аллянов, И.А. Письменский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 493 с.
3. Барчуков И.С. Физическая культура: учебн. пособие для студентов вузов / И.С. Барчуков. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 254 с.
4. Беланов А.Э. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания молодежи / А.Э. Беланов // научные междисциплинарные исследования, 2020. – № 8-2. – С. 203-210.
5. Виленский М.Я. Физическая культура: Учебник/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.
6. Виленский М.Я. Физическая культура: Учебник/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.
7. Винокурова Н.А. Особенности планирования годичного цикла лыжников-гонщиков в условиях республики Саха (Якутия) / Н.А. Винокурова, А.Г. Дьячковский, М.В. Данилов, К.К. Омукова // Теория и практика физической культуры, 2015. – № 10. – С. 70-72.
8. Воронина В.Т. Тенденции развития лыжного спорта в России / В.Т. Воронина // Карельский научный журнал, 2018. – Т, 7. – № 1 (22). – С. 203-206.
9. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие/ И.М. Воротилкина. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006. – 144 с.
10. Восход солнца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://voshod-solnca.ru/sun (дата обращения: 30.05.2023).
11. Гибадуллин И.Г. Динамика психо-физиологических показателей у юных лыжников-гонщиков 9-11 лет в условиях Крайнего Севера / И.Г. Гибадуллин, А.Ю. Дронь, К.М.Р Касумов, А.М. Сафонова, М.К. Воропай // Казанская наука, 2016. – № 10. – С. 134-136.
12. Гунько А.Д. Стурктура подготовленности бегунов на выносливость / А.Д. Гунько, Н.В. Кафтанова, Е.Д. Серебряков // Царскосельские чтения, 2010. – Т. V. – № XIV. – С. 218-223.
13. Доронин А.М. Развитие общей выносливости в физическом воспитании студенток: монография / А.М. Доронин, И.С. Козлов. – Майкоп: УМС ИФК и дзюдо АГУ, 2010. – 129 с.
14. Жгир Б.А. Бег под уклон как средство развития скоростной выносливости у бегунов на длинные дистанции / Б.А. Жгир, О.Н. Кудря // Международный научно-исследовательский журнал, 2021. – № 11-3 (113). – С. 74-78.
15. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
16. Захарова Е.К. Оптимизация тренировочных нагрузок, направленных на развитие силовой выносливости у лыжника-гонщика / Е.К. Захарова, Ю.М. Зубарев // Царскосельские чтения, 2010. – Т. V. – № XIV. – С. 258-262.
17. Карагодина А.М. Способы дозирования нагрузки при использовании интервального метода в тренировке бегунов на средние и длинные дистанции / А.М. Карагодина, В.М. Зотов, О.Ф. Крикунова, М.С. Вмншу, Н.Д. Жигалов // Ученые записки университета Лесгафта, 2020. – № 9 (187). – С. 136-140.
18. Климанов А.Е. Воспитание силовой выносливости у лыжников-гонщиков: учебное пособие для спортсменов и преподавателей по лыжным гонкам / А.Е. Климанов. – Омск: ОГИФК, 1982. – 36 с.
19. Климанов А.Е. Методика воспитания силовой выносливости лыжников-гонщиков 17-19 лет в годичном курсе тренировки: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.04. – Ленинград, 1979. – 193 с.
20. Коннова Л.А. Природные и антропогенные факторы среды обитания и здоровье населения в арктической зоне Российской Федерации / Л.А. Коннова, Ю.В. Львова // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России», 2019. – №4. – С. 117-124.
21. Котов П.А. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2007. – № 8. – С. 49-51.
22. Михайловский С.П. Обучение классическим лыжным ходам на этапе начальной подготовки / С.П. Михайловский, А.П. Михайловский // Теоретические и практически проблемы физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию Благовещенского педагогического университета, 2015. – С. 320-326.
23. Основы физической подготовки и самостоятельных занятий студентов: учеб.-метод. пособие для студентов всех специальностей / сост. О.В. Хижевский. – Минск: БГТУ, 2013. – 54 с.
24. Письменский И.А. Физическая культура: учебник для вузов / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 450 с.
25. Семянникова В.В. Скоростно-силовая подготовка юных лыжников 13-15 лет / В.В. Семянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2020. – № 2 (180). – С. 345-348.
26. Смолякова Л.Н. Совершенствование специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительный период / Л.Н. Смолякова, А.Д. Торшилова // Кронос, 2019. – № 7 (34). – С. 16-17.
27. Снигур М.Е. Развитие скоростно-силовой выносливости у лыжников-гонщиков на этапе предварительной подготовки / М.Е. Снигур, В.А. Фролова, А.А. Фролова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017. – № 6 (148). – С. 202-205.
28. Соловьев Г.М. Физическая культура в образовательном процессе вуза: учеб. пособие для вузов / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: Изд-во Ставроп. ун-та, 2004. – 221 с.
29. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебник для учреждений высш. образования / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
30. Стиханов М.Н. Физическая культура и спорт в вузах: учебное пособие / М.Н. Стиханов, В.И. Савинков. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 160 с.
31. Сырвачева И.С. Физическая культура: учебник: учеб. пособие для студентов и слушателей вузов / И.С. Сырвачева, С.Н. Зуев, В.Ю. Дианова; под общ. ред. В.Ю. Диановой. – Владивосток: Рос. тамож. акад., Владивосток. филиал, 2005. – 381 с.
32. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под редакцией Курамшина Ю.Ф. – 2-е изд, испр. - М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
33. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под редакцией Курамшина Ю.Ф. – 2-е изд, испр. - М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
34. Ушаков С.Н. Лыжная подготовка в спортивном зале в условиях Крайнего Севера / С.Н. Ушаков // Проблемы и перспективы развития образования в России, 2010. – № 6. – С. 307-311.
35. Фарбей В.В. Системно-целевое управление многолетней подготовкой спортсменов в лыжном многоборье: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.04 / В.В. Фарбей. – СПб., 2015. – 42 с.
36. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minsporta-rossii-ot-17092022-n-733/federalnyi-standart-sportivnoi-podgotovki-po/ (дата обращения: 30.05.2023).
37. Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, М.Д. Кудрявцев. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 612 с.
38. Физическая культура: учебник для вузов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Б. Муллер и др. – М.: Юрайт, 2013. – 424 с.
39. Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 13-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
40. Физическая культура: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.В. Конеева и др.; под ред. Е.В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 599 с.
41. Хекало А.Д. Влияние упражнений по развитию локально-региональной выносливости мышц на функциональное состояние кардиореспираторной системы у лыжников-гонщиков / // Наука, образование и культура, 2020. – №6 (50). – С. 78-79.
42. Холоднов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и длп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 450 с.
43. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 490 с.
44. Ширков Ю.А. О развитии лыжных видов спорта в России / Ю.А. Ширков // Карельский научный журнал, 2019. – Т. 8. – № 1 (26). – С. 54-56.
45. Юнак А.П. Технология безопасного проведения урока лыжной подготовки / А.П. Юнак // Наука и школа, 2013. – №6. – С. 140-143.
46. Hébert-Losier K, Zinner C, Platt S, Stöggl T, Holmberg HC. Factors that Influence the Performance of Elite Sprint Cross-Country Skiers. Sports Med. 2017. 47 (2). 319-342.
47. Losnegard T. Energy system contribution during competitive cross-country skiing. Eur J Appl Physiol. 2019 Aug;119(8):1675-1690.
48. Rasdal V, Moen F, Sandbakk Ø.The Long-Term Development of Training, Technical, and Physiological Characteristics of an Olympic Champion in Nordic Combined.Front Physiol. 2018. 13;9:931.
49. Sandbakk Ø, Holmberg HC. Physiological Capacity and Training Routines of Elite Cross-Country Skiers: Approaching the Upper Limits of Human Endurance. Int J Sports Physiol Perform. 2017. 12 (8). 1003-1011.
50. Torvik PØ, Solli GS, Sandbakk Ø. The Training Characteristics of World-Class Male Long-Distance Cross-Country Skiers. Front Sports Act Living. 2021 Feb 25;3:641389.