Активизация учебной деятельности младших школьников при изучении нумерации в пределах двадцаи по учебно-методическому комплекту «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 29 29 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИ В ПРЕДЕЛАХ ДВАДЦАТИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ …………………………………………………………………..5
1.1 Сущность понятия «учебная деятельность» и особенности её активизации у младших школьников на уроках математики…………………………………5
1.2 Особенности изучения нумерации в пределах двадцати на уроках математики………………………………………………………………………...9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НУМЕРАЦИИ В ПРЕДЕЛАХ ДВАДЦАТИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКТУ «СИСТЕМА Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА» .…….14
2.1 Анализ учебно-методического комплекта системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в свете требований ФГОС НОО……………………………………...14
2.2 Обобщение опыта педагогов по изучению нумерации в пределах двадцати по учебно-методическому комплекту «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» как средства активизации младших школьников………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………………27

Фрагмент для ознакомления

Прибавьте к белой полоске (десятку) одну синюю палочку (единицу). Сколько палочек у вас стало сейчас? (Ответы детей: 11).— Верно. Как мы можем записать это действие? Учащиеся размышляют, обдумывают варианты ответов, предлагают свои точки зрения. Учитель записывает пример на доске: 10+1=11.—Посмотрите, сколько десятков палочек перед вами? (Ответы детей: один десяток). А сколько отдельных палочек? (одна палочка). — Получается, в числе 11 содержится сколько десятков и сколько единиц? (Ответы детей: один десяток и одна единица).Учитель записывает на доске слово – «один» - «на» - «дцать» и объясняет ученикам:—Перед вами слово. Прочитаем его – одиннадцать. Это слово состоит из трех частей, эти части я выделила: 1 часть – «один», 2 часть – «на», 3 часть – «дцать». Давайте я вам расскажу, что значит слово «дцать»: в старину словом «дцать» называли число 10. Смотрите внимательно – 1 палочку кладем на 10, то есть 1 на дцать. Верно? Получилось – 11.Учащиеся внимательно слушают учителя, наблюдают за действиями, выполняемыми им на доске. — Посмотрите на второе изображение полосок. Сколько палочек лежит на десятке? (Ответы детей: 2). Проговорим формулу со старинным словом «дцать» – два на дцать. Значит, сколько всего палочек? (Ответы детей: 12).Далее по примеру 11 и 12 учитель с учащимися решают все представленные учебные задачи до числа 19. — Ребята, вы все отлично справились с заданием. Давайте сделаем вывод: что в названиях чисел од 11 до 19 — значит первая часть слова? (Ответы детей: количество единиц). А что значит вторая часть слова «дцать»? (десяток).— Молодцы!Представленный фрагмент урока создает все условия для развивающего обучения первоклассников и активизации учебно-познавательной деятельности на уроках математики. Учитель не предлагает вниманию учащихся материал, представленный в учебнике, а разработал свои методические материалы и алгоритм работы с определением и узнаванием числе второго десятка. Муравьева Елена Михайловна, учитель начальных классов, практикующая в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов»[10], отмечает необходимость введения в учебную деятельность на уроках математики в 1 классах в процессе изучения нумерации в пределах 20 различных развивающих и логических заданий. Данные игры педагог рекомендует использовать на этапах актуализации имеющихся знаний, повторения и закрепления знаний, самостоятельной работы и т.д.Приведем задания развивающего характера, рекомендуемые Е.М. Муравьевой для использования на уроках математики в 1 классе в процессе изучения темы «Образование чисел второго десятка - числа от 1 до 20»:1. Я задумала число, которое идет при счете после числа 17. Какое число я задумала? Положите перед собой 18 палочек. Сколько десятков и сколько отдельных единиц в числе 18? 2. Я задумала число, которое идет при счете перед числом 16. Положите перед собой палочки так, чтобы было видно, сколько десятков и отдельных единиц в задуманном числе.3. Представьте число 15 в виде суммы десятков и отдельных единиц.4. Мама принесла из магазина 2 десятка яиц. Когда мы вытаскивали яйца из сумки, 2 яйца разбилось. Сколько осталось целых яиц?5. Петя задумал число, которое при счете идет перед числом 11. Положите перед собой палочки так, чтобы было видно, сколько десятков и отдельных единиц в задуманном числе и др.Представленная система заданий активизирует учебную деятельность младших школьников, заставляет их логически рассуждать и мыслить. При этом ученики могут графически выполнять эти задания, фиксируя для себя получившиеся из условий задания примеры. Таким образом, представленный анализ методической работы учителей начальных классов московских школ позволяет сделать вывод о необходимости введения в учебный процесс на уроках математики разнообразных заданий и упражнений развивающего характера с целью активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. В частности, активно использовать развивающие задания на уроках математики в 1-х классах необходимо в рамках изучения такого тематического раздела, как «Нумерация в пределах 20», потому что на освоение понятий «единиц» и «десятков», системы образования чисел второго десятка и выполнения арифметических действийс ними затрачивается много сил и времени. Чтобы этот учебный процесс был активно воспринят учащимися, необходимо разрабатывать уроки с использованием элементов развивающего обучения. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящей курсовой работе рассмотрен вопрос специфики активизации учебной деятельности младших школьников при изучении нумерации в пределах двадцати по учебно-методическому комплекту «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». В рамках первой главы «Теоретические основы изучения нумерации в пределах двадцати как средство активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики» изучены особенности понятия «учебная деятельность» и особенности её активизации у младших школьников, а также обозначены особенности изучения нумерации в пределах двадцати на уроках математики.В результате изучения различных источников, научной и методической литературы по теме настоящего исследования было определено, что в начальной школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.Активизация учебной деятельности учащихся очень часто проходит через игровую и исследовательскую деятельность. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.Было выявлено, что логика учебно-познавательной деятельности, которая определяется этими требованиями, должна последовательно и систематически раскрываться учителем при изучении каждой темы, каждого раздела. Усвоение этой логики представляет значительные познавательные затруднения для младших школьников. Во второй части курсовой работы, в главе «Методические аспекты активизации учебной деятельности младших школьников при изучении нумерации в пределах двадцати по учебно-методическому комплекту «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» представлен анализ учебно-методического комплекта системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в свете требований ФГОС НОО и обобщен опыт педагогов по изучению нумерации в пределах двадцати по учебно-методическому комплекту «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».В ходе анализа было выявлено, что концепция развивающего обучения, представленная в учебно-методическом комплекте «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» в большей степени основывается на условиях развития младшего школьника как непосредственного субъекта собственной деятельности и субъекта развития, что полностью отражает ключевую задачу начального образования, представленную в ФГОС НОО. При этом в рамках УМК Эльконина – Давыдова все образовательные результаты учащихся представляют собой эффективную работу в разных видах учебной деятельности, где основной акцент делается на учебно-предметные компетентности.В процессе обобщения педагогического опыта были изучены методические особенности работы двух учителей начальных классов московских школ – Новиковой Алевтины Михайловны (ГБОУ «Школа № 1474») и Муравьевой Елены Михайловны (МОУ «СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов»). Каждый из учителей реализует концепцию развивающего обучения, внедренную в образовательный процесс посредством УМК «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Представленный анализ методической работы учителей начальных классов московских школ позволяет сделать вывод о необходимости введения в учебный процесс на уроках математики разнообразных заданий и упражнений развивающего характера с целью активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. В частности, активно использовать развивающие задания на уроках математики в 1-х классах необходимо в рамках изучения такого тематического раздела, как «Нумерация в пределах 20», потому что на освоение понятий «единиц» и «десятков», системы образования чисел второго десятка и выполнения арифметических действий с ними затрачивается много сил и времени. Чтобы этот учебный процесс был активно воспринят учащимися, необходимо разрабатывать уроки с использованием элементов развивающего обучения. Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи реализованы. СПИСОК ЛИЕТРАТУРЫ:Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. В. Белошистая. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 455 с.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1474». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch1474s.mskobr.ru/ (Дата обращения: 28.05.2023)Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С.13-27.Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: КАРО, 2021. – 184 с.Зимняя И.А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 1. – С. 3-13.Истомина Н.Б., Заяц Ю.С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. – 2-е изд., испр. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. – 144 с.Истомина Н.Б., Немкина Е.С. и др. Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Пособие для учителей. ‒ 3-е изд., испр. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. ‒ 288 с. Касимов М.Ф., Касимова М.М., Умарова Г.У. Учебные задачи как средство активизации учебной деятельности учащихся на уроках математики // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2019. – №2. – С.54-60. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 2020. – 192 с.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://estalsch15.edumsko.ru/about/fullday/doc/1438199 (Дата обращения: 28.05.2023)Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2020. – 176 с.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной школе. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 409 с.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549798/ (Дата обращения: 27.05.2023 г.)Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – М.: Педагогика, 2019. – Т. II. – 328 с.Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/ (Дата обращения: 28.05.2023 г.)Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2021. – 576 сУМК «Системы Эльконина – Давыдова». Математика. 1 класс / В. В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. – М.: Просвещение, 2019. – 120 с.УМК «Системы Эльконина – Давыдова». Математика. 2 класс / Математика. 2 класс / Э. И. Александрова. – М.: Просвещение, 2021. – 117 с.ФГОС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru (Дата обращения: 28.05.2023 г.)ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 28.05.2023 г.)Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 28.05.2023 г.)Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Институт практической психологии; МОДЭК, 2018. – 416 с.

СПИСОК ЛИЕТРАТУРЫ:

1.Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. В. Белошистая. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 455 с.
2.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1474». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch1474s.mskobr.ru/ (Дата обращения: 28.05.2023)
3.Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С.13-27.
4.Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: КАРО, 2021. – 184 с.
5.Зимняя И.А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 1. – С. 3-13.
6.Истомина Н.Б., Заяц Ю.С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. – 2-е изд., испр. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. – 144 с.
7.Истомина Н.Б., Немкина Е.С. и др. Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Пособие для учителей. ‒ 3-е изд., испр. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. ‒ 288 с.
8.Касимов М.Ф., Касимова М.М., Умарова Г.У. Учебные задачи как средство активизации учебной деятельности учащихся на уроках математики // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2019. – №2. – С.54-60.
9.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 2020. – 192 с.
10.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://estalsch15.edumsko.ru/about/fullday/doc/1438199 (Дата обращения: 28.05.2023)
11.Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2020. – 176 с.
12.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной школе. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 409 с.
13.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549798/ (Дата обращения: 27.05.2023 г.)
14.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – М.: Педагогика, 2019. – Т. II. – 328 с.
15.Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/ (Дата обращения: 28.05.2023 г.)
16.Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академия, 2021. – 576 с
17.УМК «Системы Эльконина – Давыдова». Математика. 1 класс / В. В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. – М.: Просвещение, 2019. – 120 с.
18.УМК «Системы Эльконина – Давыдова». Математика. 2 класс / Математика. 2 класс / Э. И. Александрова. – М.: Просвещение, 2021. – 117 с.
19.ФГОС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru (Дата обращения: 28.05.2023 г.)
20.ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 28.05.2023 г.)
21.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 28.05.2023 г.)
22.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Институт практической психологии; МОДЭК, 2018. – 416 с.