РАЗВИТИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 37 37 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 30.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 7
1.1. Становление политической системы РФ в 1990-1993 гг., особенности формирования российской многопартийности 7
1.2. Модификация партийной системы РФ и изменения в избирательном законодательстве 14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 21
2.1. Укрепление доминирующей партии и ослабление оппозиции и изменение нормативно-правовой базы деятельности партий 21
2.2. Партии в регионах 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

Теряя поддержку как партия, «Единая Россия» выигрывает за счёт «проходных» политических персон, закрепляя тем самым систему клиентелистских отношений в партии и с партией.2.2. Партии в регионахСтановление партийных систем в регионах началось несколько позднее, чем на федеральном уровне. Если точкой отсчёта формирования партийных систем на федеральном уровне принято  считать 1987 г., то в регионах этот процесс приходится на начало 90-х гг. ХХ в. Ориентиром партийного строительства в регионах стали партии федерального значения. Подавляющее большинство региональных партийных организаций возникали как избирательные штабы и прекращали свою деятельность по завершению федеральных кампаний. Это было обусловлено тем фактором, что партии не обладали серьезными ресурсами, отсутствовали у них и стимулы к регулярному партийному строительству значительного масштаба. Региональные отделения приобретали форму «комитетов» клиентелистского типа. Кроме того, в большинстве субъектов Российской Федерации применялась мажоритарная система, что приводило к вытеснению партий на периферию электорального поля. Большее число мандатов в региональных легислатурах отходила независимым кандидатам, который являлись или чиновниками исполнительной власти, или игроками из экономической сферы (директора предприятий, владельцы бизнес-структур), которые стремились к установлению собственного контроля над формированием законодательной базы и распределением финансов. Важную роль в этих процессах играло и наличие у кандидатов серьёзного объема материальных ресурсов, необходимых для проведения дорогостоящей предвыборной компании. Обратимся к статистическим данным, например, в Законодательном Собрании первого созыва Алтайского края из 41 депутатам 14 являлись главами или заместителями глав администраций различных населенных пунктов, 19 были хозяйственными руководителями, только 4 из них работали в бюджетной сфере. Аналогичные показатели наблюдались и в Кемеровской области, где большая часть депутатского корпуса приходилась на чиновников различных уровней (главы и работники администраций), директорский состав экономического сектора. Представители хозяйственного сектора составили большинство и в Томской областной думе первого созыва, руководителям предприятий отошло почти 40% мандатов.  В соответствии с Указом №1723 1 ноября 1993 г. Малый совет Хабаровского краевого совета народных депутатов принял Решение «О реформировании краевой представительной власти», по которому выборы в краевой представительный орган - Законодательное собрание из 27 депутатов - намечались на 6 марта 1994 г. Рабочей группе Малого совета в месячный срок предлагалось провести проекты документов, связанных с формированием нового краевого парламента. В результате 13 марта 1994 г. в Хабаровском крае состоялись выборы в 25 одномандатных округах. В 18 они были признаны состоявшимися, в 4 округах явка составила менее 25%, а в 3 большинство проголосовало против всех кандидатов.. Довыборы семи депутатов прошли в течение последующих лет. Всего в выборах приняло участие 33, 1% населения края. Депутатами были избраны: 2 главы районных администраций, 8 директоров предприятий, начальник военного института, учитель, налоговый инспектор, журналист, 3 бывших депутата Советов.Таким образом, в Хабаровском крае наблюдалась аналогичная тенденция: большинство мест в ЗС отходила представителям администрации или хозяйственного сектора. Особо активно электоральную функцию в регионах реализовывала КПРФ, члены которой участвовали во всех проходящих выборах и открыто заявляли о своей партийной принадлежности. Например, в 1996 г. прошли выборы в Алтайский краевой совет, где КПРФ выступала в рамках созданного совместно с АПР блока «За подлинное народовластие, гражданский мир и интересы человека труда», блок выдвинул кандидатов во всех 50 округах и по результатам выборов получил 20 мандатов. На следующих выборах в 2000 г. От блока выдвигались 29 кандидатов, из них 15 получили места в органах управления [22, с.179]. Партии активнее участвовали в избирательных кампаниях в регионах с более высокой предрасположенностью населения к политическим новациям, а также с большей фрагментацией и конкуренцией региональных элит. Формально значение партий в избирательном процессе возросло в связи с переходом в 2002 г. к смешанной системе формирования региональных парламентов. Например, в 2004 г. в ходе выборов в Алтайский совет народных депутатов партии несли ответственность не только за формирование пародийных списков, но их силами проводилось и выдвижение почти половины кандидатов по одномандатным округам. По итогам выборов доля пародийных депутатов достигла отметки в 75%, в 2000 г. численность партийных кандидатов достигала 48%. По состоянию на 2005 г. почти 80% депутатов в составе Новосибирского областного совета представляли ту или иную политическую партию. Тем не менее, стоит понимать, что рост численного показателя партийных выдвиженцев не являлся показателем изменений в профессиональной структуре депутатского корпусам, а как следствие и а законотворческой деятельности. По результатном выборов в Алтайском крае в 2004 г. в Законодательном Собрании работали 62 депутата, 50% из которые представляли доминающую группу глав различных экономических объектов. В декабре 2005 г. состоялись выборы в Законодательную думу Хабаровского края четвертого созыва. Отличительной особенностью думы нового созыва стало ее формирование по смешанной системе. Степень высокого доверия жителей Хабаровского края к законодательному (представительному) органу власти выразилась в результатах выборов. Из 26 депутатов только 12 избраны впервые, два депутата избираются в думу четвертый раз, четверо - в третий, восемь - во второй раз [23, с.202].Следующие выборы свидетельствовали о стабилизации в конфигурации профессионального состава депутатского корпуса в регионах: доля бизнесменов и представителей хозяйственного сектора закрепилась на отметки 50-60% от общего числа депутатов [23, с.191]. Деятельность политических партий Деятельность политических партий в лице их региональных отделений в Хабаровском крае осуществляется в соответствии с целями, определенными Федеральным законом «О политических партиях»: участие в общественных и политических акциях; участие в выборах; представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления [10].Любая политическая партия создается и функционирует для захвата, удержания и использования политической власти. Исходя из этого целью существования любой политической партии (из легально закрепленных и представленных выше) является участие в выборах. В Хабаровском крае в политические партии данную цель достигали посредством выдвижения кандидатов исключительно на выборах выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований.Согласно данным избирательной комиссии Хабаровского края в регионе зарегистрировано 45 региональных партийных отделений, однако реальное участие в избирательном процессе принимали только 7 из них. Во всех выборах (100% участие) выдвижение кандидатов осуществляла только одна партия - Единая Россия (далее - ЕР). Главным её конкурентом в выборах стали не политические партии, а кандидаты-самовыдвиженцы за исключением 3-х кампаний (всего 98%).Такой порядок позволяет нам сделать вывод о том, что партии в регионах являются предпочтительным механизмов для вхождения бизнеса во власть. Сегодня партии в регионах сталкиваются с рядом препятствий на пути осуществления своих функций в законодательной сфере. Основным из них выступает утрата органами представительной власти своих позиций, которые сегодня играют роль механизма ратификации решений, принятых другими субъектами законотворческого процесса. Несмотря на переход к пропорциональной системе избрания депутатов Госдумы и смешанной системе для региональных легислатур, реальная роль партий в процессе принятия государственных решений сократилась. Фактически власть в своих руках сосредоточили представители новой партийно-государственной номенклатуры, причем с акцентом не на партийность, а на государственный статус [24, с.95].Таким образом,в современном российском обществе действует партия власти «Единая Россия», которая является основным инструментом реализации интересов действующей власти. Партия выступает признаком персоналистского режима, она сформировалась как инструмент закрепления и расширения власти лидера.В формальном смысле принципы действия российских партий в регионах соответствуют мировым трендам партогенеза. Но при этом, стоит понимать, что реальное значение партий для политической жизни субъектов РФ остается достаточно незначительной по причинам специфического политического режима и отсутствия неформальных институтов, которые бы способствовали закреплению позиций партии в политических процессах. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей работе были рассмотрены основные этапы становления многопартийности в России, основные законодательные акты, регулирующие деятельность партий, современное состояние партийной системы как на федеральном, так и на региональном уровне. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы.Во-первых, точкой отсчета становления многопартийной системы в России является 1987 г., когда был провозглашён курс на демократизацию и отменена ведущая роль КПСС в политической жизни страны. После распада СССР сформировалось большое количество политических партий и объединений, которые условно можно разделить на две группы: имеющие политический вес и «искусственные» избирательные объединения. Первая группа достаточно малочисленна и представлена фактически четырьмя партиями, которые представляют интересы граждан больше десятилетия. В целом, весь процесс становления многопартийной системы разделяется на 2 периода. Первый – ельцинская эпоха, продлившаяся до 2000 г., когда власть уделяла недостаточно внимания партийному развитию, доказательством чего служит отсутствие специального закона, регулирующего деятельность партий. Такой нормативный акт был принят только в 2001 г., т.е. в ходе второго этапа оформления партийной системы, которую мы именуем путинской эпохой. Во-вторых, основным событием второго периода становления партийной системы выступает оформление партии власти, который является «Единая Россия», именуемая с 2018 г. партией Президента РФ. Существующий режим является полуторопартийным, что подразумевает существование партии власти и всех остальных. Партия власти существует как инструмент для реализации задач власти и государственного аппарата и обеспечивает режим действующего главы государства, это обьясняет отсутствие у неё собственной идеологии, целей или харизматичных лидеров, за исключением действующего главы государства.В-третьих, становление партий в регионах началось несколько позднее, чем на федеральном уровне, для которого точкой отсчёта является 1987 г. В субъектах РФ формирование партийной системы приходится на начало 1990-х гг., начиная с этого периода и до сегодняшнего дня партии выступают эффективным механизмом для вхождения во власть, что активно используют представители хозяйственного сектора. На современном этапе положение и деятельность партий в регионах де-юре удовлетворяют мировым трендам партогенеза. Де-факто реальное значение партий для политической жизни субъектов РФ остается достаточно незначительным. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИсторические источникиРумянцев О. Г. Конституция Девяносто третьего. История явления (Документальная поэма в семи частях от Ответственного секретаря Конституционной комиссии 1990-1993 годов)./ О.Г.Румянцев– Изд. 3-е. –М. : Изд-во РГ, 2018. –400 с. Нормативно-правовые актыЗакон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 (с изм. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях». [Электронный источник]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1883/ (дата обращения: 10.05.2023).«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).[Электронный источник]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.05.2023).Региональные выборы: партийная динамика. Информационно-аналитический бюллетень ЦИК Российской Федерации / под общ. ред. Л.Г. Ивлева. Вып. 9. М., 2013. 87 с.; Вып. 10. М., 2013. 140 с.; Вып. 11. М., 2014. 186 с.; Вып. 12. М., 2015. –161 с.Региональные выборы: партийная динамика. Информационно-аналитический бюллетень ЦИК Российской Федерации / под общ. ред. А.Ю. Кинева, Е.А. Шевченко. Вып. 13. М., 2016.– 176 с.Федеральный закон«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция).[Электронный источник] / Режим доступа: hhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (дата обращения: 10.05.2023).Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ.[Электронный источник] / Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901812457 (дата обращения: 10.05.2023).Федеральный закон«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция). [Электронный источник] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/ (дата обращения: 10.05.2023).Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция). [Электронный источник] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/ (дата обращения: 10.05.2023).Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция). [Электронный источник] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ (дата обращения: 10.05.2023).МонографииБарабанов М. В. Партии и многопартийность в современной России; возникновение, основные тенденции развития : учебное пособие/ М.В.Барабанов. –М. : Изд-во МГОУ, 2011. –456 с.Короткевич В. И. История современной России. 1991—2003: учеб. пособие/В.И.Короткевич. –СПб. : Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2004. –296 с.Пихоя Р. Г., Журавлев С. В., Соколов А. К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999 гг./ Р.Г.Пихоя, С.В.Журавлев, А.К.Соколов. –М. : Новый хронограф, 2011. –312 c.Шашкова Я.Ю., Асеев С.Ю., Притчина Е.В. Формирование и функционирование партийной системы в Алтайском крае (1993-2006 гг.)/ Я.Ю.Шашклва, Асеев С.Ю., Е.В.Притчина. –Барнаул : Аз Бука, 2007. –200 с.Статьи, сборники статейАбзалбеков Б.С. Особенности становления партийной системы современной России: политологический обзор // Вестник Омского университета Серия «Исторические науки» / Б.С.Абзалбеков. –2017. –№4. –C. 228-234.Гук В. А. Многопартийность в условиях модернизации политической системы России в конце ХХ - начале XXI вв. // Вестник ИрГТУ/ В.А.Гук.–2011.–№ 4.– C.232-237.Данилов М.В. Влияние изменений в правовом регулировании участия политических партий в выборах на формирование партийной системы с доминирующей партией // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология / М.В.Данилов.– 2015.– №2.– С.76-80.Лоев С. А. Этапы партийного строительства в России на постсоветском пространстве // Вестник КузГТУ / С.А.Лоев.– 2006. –№ 5.– C.178-180.Лысков А. Ю. Формирование многопартийности - ключевой фактор партийного строительства в современной России // Теория и практика общественного развития / А.Ю.Лысков.– 2014.– № 4.– C.180-182.Макаренко Б. И. Постсоветская партия власти: «Единая Россия» в сравнительном контексте // Политические исследования / Б.И.Макаренко– 2011.– № 1. –С. 42-65.Попова Ю. В. «Единая Россия» как опорный институт персоналистского режима // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки» / Ю.В.Попова. – 2020.– №3.–C.87-95.Попова Ю. В. О типологическом соответствии современного российского политического режима // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки» / Ю.В.Попова. –2019. –№ 4.– С. 175-181.Туровский Р. Ф. Региональные аспекты общероссийских выборов // Второй электоральный цикл в России (1999-2000) / под ред. Г. Гельмана, Г. Голосова, Е. Мелешкиной.– М. : Весь Мир, 2002. –С. 186-214.Турченко М.С. От смешанных к мажоритарным? (о логике изменения региональных избирательных систем в современной России) // Полития / М.С.Турченко. –2014. –№2 (73). –С.84-96.Шаруненко Н. А. Особенности становления партийной системы современной России // Экономика и экологический менеджмент / Н.А.Шаруненко.–2009.– №1. –С.30-36.Шевцова Л.Ф. От России Ельцина к России Путина (эволюция выборной монархии) // Современная Европа / Л.Швецова.–2000. –№ 4. –С. 20-31.Geddes B. What do we know about democratization after twenty years? // Annual review in political science / B.Geddes. – 1999. – № 2. – Р. 115-144.Rhodes-Purdy M., Madrid R. L. The perils of personalism // Democratization /M.Rhodes-Purdy, R.L. Madrid. – 2019. – № 4. –Р. 1-20.Интернет-ресурсыВыборы-2016. Итоги.[Электронный источник] / Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/528903 (дата обращения: 10.05.2023).История выборов в Государственную Думу в современной России.[Электронный источник] / Режим доступа: https://tass.ru/spravochnaya-informaciya/508433(дата обращения: 10.05.2023).Итоги выборов в Госдуму по данным ЦИК России.[Электронный источник] / Режим доступа: https://ria.ru/20111204/506636441.html (дата обращения: 10.05.2023).Полуторапартийная система: настоящее и будущее.[Электронный источник] / Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177673225.html(дата обращения: 10.05.2023).

Исторические источники
1) Румянцев О. Г. Конституция Девяносто третьего. История явления (Документальная поэма в семи частях от Ответственного секретаря Конституционной комиссии 1990-1993 годов). / О.Г. Румянцев – Изд. 3-е. – М. : Изд-во РГ, 2018. – 400 с.
Нормативно-правовые акты
2) Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 (с изм. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях». [Электронный источник] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1883/ (дата обращения: 10.05.2023).
3) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный источник] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.05.2023).
4) Региональные выборы: партийная динамика. Информационно-аналитический бюллетень ЦИК Российской Федерации / под общ. ред. Л.Г. Ивлева. Вып. 9. М., 2013. 87 с.; Вып. 10. М., 2013. 140 с.; Вып. 11. М., 2014. 186 с.; Вып. 12. М., 2015. – 161 с.
5) Региональные выборы: партийная динамика. Информационно-аналитический бюллетень ЦИК Российской Федерации / под общ. ред. А.Ю. Кинева, Е.А. Шевченко. Вып. 13. М., 2016. – 176 с.
6) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция). [Электронный источник] / Режим доступа: hhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (дата обращения: 10.05.2023).
7) Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ. [Электронный источник] / Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901812457 (дата обращения: 10.05.2023).
8) Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция). [Электронный источник] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/ (дата обращения: 10.05.2023).
9) Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция). [Электронный источник] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/ (дата обращения: 10.05.2023).
10) Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция). [Электронный источник] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ (дата обращения: 10.05.2023).
Монографии
11) Барабанов М. В. Партии и многопартийность в современной России; возникновение, основные тенденции развития : учебное пособие / М.В.Барабанов. – М. : Изд-во МГОУ, 2011. – 456 с.
12) Короткевич В. И. История современной России. 1991—2003: учеб. пособие / В.И. Короткевич. – СПб. : Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2004. – 296 с.
13) Пихоя Р. Г., Журавлев С. В., Соколов А. К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999 гг. / Р.Г.Пихоя, С.В.Журавлев, А.К.Соколов. – М. : Новый хронограф, 2011. – 312 c.
14) Шашкова Я.Ю., Асеев С.Ю., Притчина Е.В. Формирование и функционирование партийной системы в Алтайском крае (1993-2006 гг.) / Я.Ю.Шашклва, Асеев С.Ю., Е.В.Притчина. – Барнаул : Аз Бука, 2007. – 200 с.
Статьи, сборники статей
15) Абзалбеков Б.С. Особенности становления партийной системы современной России: политологический обзор // Вестник Омского университета Серия «Исторические науки» / Б.С.Абзалбеков. – 2017. – №4. – C. 228-234.
16) Гук В. А. Многопартийность в условиях модернизации политической системы России в конце ХХ - начале XXI вв. // Вестник ИрГТУ / В.А.Гук. – 2011. – № 4. – C.232-237.
17) Данилов М.В. Влияние изменений в правовом регулировании участия политических партий в выборах на формирование партийной системы с доминирующей партией // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология / М.В.Данилов. – 2015. – №2. – С.76-80.
18) Лоев С. А. Этапы партийного строительства в России на постсоветском пространстве // Вестник КузГТУ / С.А.Лоев. – 2006. – № 5. – C.178-180.
19) Лысков А. Ю. Формирование многопартийности - ключевой фактор партийного строительства в современной России // Теория и практика общественного развития / А.Ю.Лысков. – 2014. – № 4. – C.180-182.
20) Макаренко Б. И. Постсоветская партия власти: «Единая Россия» в сравнительном контексте // Политические исследования / Б.И.Макаренко – 2011. – № 1. – С. 42-65.
21) Попова Ю. В. «Единая Россия» как опорный институт персоналистского режима // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки» / Ю.В.Попова. – 2020. – №3. – C.87-95.
22) Попова Ю. В. О типологическом соответствии современного российского политического режима // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки» / Ю.В.Попова. – 2019. – № 4. – С. 175-181.
23) Туровский Р. Ф. Региональные аспекты общероссийских выборов // Второй электоральный цикл в России (1999-2000) / под ред. Г. Гельмана, Г. Голосова, Е. Мелешкиной. – М. : Весь Мир, 2002. – С. 186-214.
24) Турченко М.С. От смешанных к мажоритарным? (о логике изменения региональных избирательных систем в современной России) // Полития / М.С.Турченко. – 2014. – №2 (73). – С.84-96.
25) Шаруненко Н. А. Особенности становления партийной системы современной России // Экономика и экологический менеджмент / Н.А.Шаруненко. – 2009. – №1. – С.30-36.
26) Шевцова Л.Ф. От России Ельцина к России Путина (эволюция выборной монархии) // Современная Европа / Л.Швецова. – 2000. – № 4. – С. 20-31.
27) Geddes B. What do we know about democratization after twenty years? // Annual review in political science / B.Geddes. – 1999. – № 2. – Р. 115-144.
28) Rhodes-Purdy M., Madrid R. L. The perils of personalism // Democratization /M. Rhodes-Purdy, R.L. Madrid. – 2019. – № 4. – Р. 1-20.
Интернет-ресурсы
29) Выборы-2016. Итоги. [Электронный источник] / Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/528903 (дата обращения: 10.05.2023).
30) История выборов в Государственную Думу в современной России. [Электронный источник] / Режим доступа: https://tass.ru/spravochnaya-informaciya/508433 (дата обращения: 10.05.2023).
31) Итоги выборов в Госдуму по данным ЦИК России. [Электронный источник] / Режим доступа: https://ria.ru/20111204/506636441.html (дата обращения: 10.05.2023).
32) Полуторапартийная система: настоящее и будущее. [Электронный источник] / Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177673225.html (дата обращения: 10.05.2023).