Разработка конкурентной стратегии АО Краскон

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
  • 81 81 страница
  • 81 + 81 источник
  • Добавлена 19.07.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5
1 Теоретические подходы к обоснованию конкурентной стратегии
предприятия 7
1.1 Конкурентная стратегия» как управленческая категория 7
1.2 Информационное обеспечение разработки конкурентной стратегии 16
1. 3 Конкурентоспособность товара как способ усиления собственных позиций в ходе конкурентной борьбы 22
2 Анализ факторов, формирующих конкурентную стратегию АО «Краскон» 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Краскон» и оценка его маркетинговой среды 31
2.2 Исследование конкурентного положения АО «Краскон» на рынке сахаристых кондитерских изделий г. Красноярска 34
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции АО «Краскон» 45
3 Разработка и обоснование конкурентной стратегии АО «Краскон» 56
3.1 Выбор конкурентной стратегии АО Краскон 56
3.2 Разработка программы реализации конкурентной стратегии
АО «Краскон» 60
3.3. Экономическое обоснование конкурентной стратегии АО «Краскон» 63
Заключение 67

Фрагмент для ознакомления

Чистая прибыль15 365 тыс. руб.Средняя стоимость одной покупки 1 клиентом2 300 руб.Затраты на продвижение 3 457,92 тыс. руб.Расходы всего190 569 тыс. руб.Условно постоянные расходы85,5 тыс. руб.Уровень наценки300%Освоение мощности62%По этим данным можно отметить, что в среднем по АО «Краскон» не используют свою мощность на максимум, этот показатель в 2022 году равен 62%. Также, эффективность продвижения бренда находится на низком уровне в 24%. Поэтому необходимо пересмотреть текущую бизнес-модель продвижения по активному привлечению новых клиентов в АО «Краскон», а также разработать мероприятия по их удержанию, возвращению. Далее проведем оценку влияния продвижения бренда АО «Краскон» на финансовые результаты – расчета коэффициента эластичности. Данный расчет будет осуществлён по следующей формуле: Коэффициент эластичности спроса (выручки) по рекламе = % Изменение выручки / % Изменение расходов на рекламу (5)Эластичность спроса по рекламе показывает, на сколько процентов изменится объем продаж при изменении расходов на рекламу товара на 1%. Расчет коэффициента эластичности проведен в таблице 28. Таблица 27–Расчет коэффициента эластичности АО «Краскон» на 2020-2022 годаНаименование исходных данных для расчета2021/20202022/2021% Изменение выручки152,45103,70% Изменение расходов на рекламу 79,5148,41Коэффициент эластичности 152,45/79,51 = 1,19103,7/48,41 = 2,14Эластичность спроса по рекламе показал, что в 2021 году объем продаж при изменении расходов на рекламу товара на 1% вырос на 1,19%, в 2022 году вырос на 2,14%.Далее следует рассмотреть, какое влияние оказывает маркетинговая деятельность на результаты АО «Краскон». Для этого необходимо произвести факторный анализ прибыли от продаж. Расчет проведен в таблице 28. Таблица 28–Исходные данные для расчета влияния факторов на прибыль от продаж в АО «Краскон» 2021-2022 годаПоказатель20212022Отклонение, тыс. руб.Темп роста, %Выручка, тыс. руб.18728919421169223,7Расходы по обычной деятельности, тыс. руб.16994217547455323,26Затраты на рекламу, тыс. руб.2329,923457,92112848,41Чистая прибыль, тыс. руб.17675434,43667,4207,55Рентабельность рекламы, %1,241,780,5443,12В 2022 году в АО «Краскон» выросли затраты на рекламу на 48,41% и составили 3457,92 тыс. руб.. Стоит отметить, что рентабельность рекламы в 2022 году увеличилась на 0,54% в связи со ростом затрат на рекламу и увеличением чистой прибыли. Для более полного анализа необходимо провести факторный анализ чистой прибыли.На чистую прибыль предприятия влияют рентабельность рекламы и затраты на рекламу. Факторный анализ чистой прибыли в АО «Краскон» представлен в таблице 29.Таблица 29–Факторный анализ чистой прибыли в АО «Краскон» на 2022 годПоказательРасчетРезультат, тыс. руб.Чистая прибыль в 2022 г5434,4*1,789673,2Изменение затрат на рекламу3457,92*1,786155,1Изменение рентабельности рекламы 3457,92*0,541867,3Влияние изменения затрат на рекламу на чистую прибыль6155,1-9673,2-3518,1Влияние изменения рентабельности рекламы на чистую прибыль1867,3-6155,1-4287,8Совокупное влияние всех факторов-4287,8-3518,1-7805,8Таким образом, на основе приведенного факторного анализа чистой прибыли можно сделать вывод о том, что рост затрат на рекламу привело к снижению чистой прибыли на -3518,1 тыс. руб. Увеличение показателя рентабельности рекламы привело к снижению чистой прибыли на 4287,8 тыс. руб. Совокупное влияние составило -7805,8 тыс. руб. Таким образом, для увеличения чистой прибыли предприятию необходимо пересмотреть методы продвижения и маркетинговой деятельности в целом. Так как влияние расходов на маркетинг оказывает негативное влияние. Далее следует рассмотреть, какое влияние оказывает маркетинговая деятельность на результаты АО «Краскон». Для этого необходимо произвести факторный анализ прибыли от продаж. Исходные данные представлены в таблице 30.Таблица 30–Исходные данные для расчета влияния факторов на прибыль от продаж в АО «Краскон» на 2021-2022 годаПоказатель20212022ОтклонениеВыручка от реализации, тыс. руб.1872891942116922Себестоимость, тыс. руб.1699421754745532Уровень себестоимости90,790,3-0,4Коммерческие расходы, тыс. руб.000Уровень коммерческих расходов, %000Управленческие расходы, %116239477-2146Уровень управленческих расходов, %6,24,9-1,3Рентабельность продаж, %1,124,773,65Прибыль от продаж, тыс. руб.572492603536На прибыль от продаж влияют следующие факторы: выручка, себестоимость, управленческие расходы. При этом отрицательное влияние наблюдается у управленческих расходов. Факторный анализ прибыли от продаж АО «Краскон» на 2022 год представлен в таблице 31. Таблица 31–Факторный анализ прибыли от продаж АО «Краскон» на 2022 годПоказательРасчетРезультат, тыс. руб.Влияние изменения выручки от реализации на прибыль от продаж3536*3,6512906,4Влияние изменения себестоимости на прибыль от продаж-0,4*194211-77684,4Влияние изменения коммерческих расходов на прибыль от продаж0*1942110Влияние изменения управленческих расходов на прибыль от продаж-1,3*194211-252474,3Совокупное влияние всех факторов12906,4-77684,4+0-252474,3-317252,3Таким образом, на основе приведенного выше анализа влияния факторов на прибыль от продаж, можно сделать вывод о том, что благодаря росту выручки на 6922 тыс. руб. прибыль от продаж возросла на 12906,4 тыс. руб., так как увеличение выручки положительно влияет на рост прибыли. Роста уровня себестоимости на 5532 оказал негативное влияние на прибыль от продаж, уменьшив ее на 77684,4 тыс. руб. Снижение управленческих расходов на 2146 тыс. руб. привело к снижению прибыли от продаж на 252474,3 тыс. руб. Совокупное влияние всех факторов составило -317252,3 тыс. руб. Таким образом, прибыль от продаж в 2022 году по сравнению 2021 увеличилась на 3536 тыс. руб. за счет роста выручки. Все расходы оказывают негативное влияние. Затраты на маркетинговую деятельность были отражены управленческих расходах.Проведенный факторный анализ прибыли от продаж показал, что рост выручки, снижение управленческих расходов оказало неблагоприятное влияние на рост прибыли от продаж. Следовательно, подтверждается вывод о том, что АО «Краскон» не эффективно осуществляет маркетинговую деятельность.  3.2Разработка программы реализации конкурентной стратегии АОКрасконПаспорт проекта по разработке бизнес-модели инновационных преобразований системы продвижения бренда АО «Краскон».Название бизнес-модели — преобразования в системе продвижения с использованием инновационных практик.Цель разработки бизнес-модели: увеличение прибыли.Период разработки проекта: июнь-июль 2023 годаПериод реализации проекта: второе полугодие 2023 годаОсновные показатели проекта:объем затрат: 6 530,29 тыс. руб.;эффект 75 733,648 тыс. руб.;эффективность: 2 866,12%;В предыдущей главе в результате проведенного анализа системы продвижения АО «Краскон» были выявлены недостатки. В организационной структуре компании отсутствуют сотрудники, которые занимаются продвижением бренда в социальных сетях, так называемые SMM, а также коммуникациями, связями с общественностью и т.д., вследствие чего имеет ряд коммуникационных проблем с целевой аудиторией. На данный момент социальные сети ведут менеджеры АО «Краскон». Также в сети есть один главный маркетолог на корпоративном уровне, который занимается планированием, проводит менеджерскую работу с маркетинговыми сетями по размещению контекстной и таргетированной рекламы. Данный подход работы с маркетинговой сетью имеет ряд минусов: низкий уровень вовлеченности в работу сотрудников сети, сложно отслеживать честные результаты кампаний, а также несистемный подход. АО «Краскон» находится на низком уровне интернет – коммуникаций. Сайт АО «Краскон» недостаточно отражает ценности и не современен как по дизайну, так и по технологиям и возможностям.Проблемой являются и социальные сети, которые ведутся, но собирают мало активности и в которых крайне мало подписчиков. Компания не может конкурировать на одном уровне с похожими сетями, у них как правило более развиты каналы продвижения, соцсети ведутся профессионально, имеют больше качественного визуального контента и видео, качественно подготовленного, а также следуют трендам, которые появляются на рынке – честность и открытость для потребителя, создание коротких видеороликов и др.Предлагаемая бизнес-модель инновационных преобразований продвижения основывается и ставит акцент на тесной связи с ЦА, на трендовых моделях развития предприятий, бенчмаркинге, эмоциональном маркетинге, использовании современных технологий для привлечения клиентов. Далее, выделим основные направления изменений в текущую бизнес-модель продвижения.Улучшить использование сайта и приложения.Сайт и приложение – лицо АО «Краскон». Стиль на сайте и в приложении должен соответствовать уровню заведения, что сейчас выглядит иначе. Также необходимо добавить новые возможности для клиентов. В целом по данному пункту необходимо провести такие мероприятия преобразований:обновить дизайн;добавить элементы интерактивности (живое меню, подсветка акционных механик, рекомендации, просмотр товаров и выбор в 3D);Затраты на данный этап составят: привлечение разработчика сайта (90 тыс. р.), разработчика мобильного приложения (80 тыс. р.) и дизайнера (65 тыс. р.) на аутсорсинг. Всего 235 тыс. руб.Новый подход к социальным сетям и рекламе в сети интернет:Добавить в организационную структуру предприятия SMM менеджера на производственный уровень, который будет подчиняться главному маркетологу с корпоративного уровня. Возложить обязанности: Создание контент плана по всем соц. сетям ежедневно, создание трендовых коротких видеороликов и размещение на площадках Likee, YouTubeShorts, VK., Я.Дзен., в которых передается атмосфера организации. Создание историй, в которых клиент видит, что происходит на производстве, или узнает о каком-либо сотруднике, или может «подсмотреть» как производиться определённый вид кофе/чая и т.д., тем самым сближаясь с АО «Краскон» и повышая лояльность клиентов к бренду, человеку становится интересно следить каждый день за предприятием, что в нем происходит, вовлекается в обсуждения. Также возложить обязанность за написание статей (копирайтинг) в Я.Дзен и медиакоммуникации (1-2 статьи в месяц). Дизайнер привлекается на условиях аутсорсинга по необходимости. добавить в организационную структуру маркетолога по контекстной и таргетированной рекламе в подчинение главного маркетолога на корпоративном уровне. выделить дополнительный бюджет на привлечение клиентов из социальных сетей – на призы для конкурсов, на скидку по секретному слову (из социальной сети) на первый визит и регистрацию в системе лояльности. Затраты = 303 тыс. р.Затраты составят: заработная плата SMM менеджера в месяц = 70 тыс. р., заработная плата маркетолога по контекстной и таргетированной рекламе = 50 тыс. р., заработная плата дизайнера на аутсорсинге в месяц = 15 тыс. р. В год всего с отчислениями за штатных сотрудников в фонды: 1 093,68 тыс. р. + 781,2 тыс. р. + 180 тыс.р.+ 303 тыс. р. = 2 357,88 тыс. р. в планируемый год.Внедрение геймификации и применение AR-технологий – инструмент, подсмотренный, скорее, из других сфер, но актуальный и для интернет продвижения брендов – разработка флеш-приложения, позволяющего визуально просмотреть объемную версию товара, сделать заказ онлайн; геймификация очень популярный вовлекающий инструмент продвижения, предлагается периодически проводить геймифицированные промо-акции в приложении и на сайте АО «Краскон», разработанные главным маркетологом и созданные привлечённым разработчиком на аутсорсинге. Понадобится помощь большой команды разработчиков и дизайнеров. Ориентировочно такая инициатива обойдется компании в 300 тысяч рублей в год сучетом затрат на внедрение и призы гостям, участникам геймификации. Итого затраты в планируемом году на маркетинг с учетом изменений в бизнес-модели представлены в таблице 32.Таблица 32–Затраты в планируемом году на продвижение в АО «Краскон» на 2023 годТип затратСумма (тыс. р.)12Оплата продвижения через Я.Карты252Промо активности (акции, скидки)1 023Блоггеры180Продвижение в интернете195Поддержка сайта120SMM2 357,88Окончание таблицы 3212Оплата труда штатного маркетолога (с учетом отчислений и индексации)1 337,41Оплата работ с сайтом и приложением 235Внедрение геймификации (с учетом затрат на призы) и применение AR-технологий400Всего6 100,29Затраты в планируемом году вырастут за счет разовых работ с сайтом, приложением, созданием виртуальной 3D среды, внедрением AR технологий, привлечением новых сотрудников. Сократятся расходы на продвижение в интернете, так как теперь нет необходимости платить комиссию агентству.Далее рассчитаем прогнозные показатели предприятия АО «Краскон» на планируемый год с учетом преобразований в бизнес-модели продвижения3.3. Экономическое обоснование конкурентной стратегии АОКраскон Посчитаем ожидаемый эффект от рекламы в интернете посредством таргетинга и контекста. В отчетном году результат средней конверсии составил 3,52%, посмотрим в разрезе источников:1,4% в Яндекс.Директ;5,4% от прямых заходов на сайт;6,7% переходов с других сайтов;5% через СЕО;Контекстная реклама в Яндекс.Директ стоит 150 тысяч рублей в месяц и приводит 70% трафика на сайт. Бюджет рекламной кампании (контекстная реклама) составляет 600 тысяч рублей в год с учетом комиссии агентству.Стоимость труда маркетолога 104,16 тысяч рублей.Итого, расходы – 704,16 тысяч рублей.Мы можем рассчитывать на приток 7000 человек с такой рекламы.Трафик на сайте ожидаемый = 7 000/0,35 = 20 000 человек. Стоимость за привлечение 1 посетителя 600 000 / 20 000 = 30 рублей за человека.Средний чек составляет 2 300 рублей. Вероятность прихода посетителя сайта в ресторан составляет 20% по результатам опыта.Результаты работы с социальными сетями можем оценить по опыту конкурентов, обычно это очень лояльная аудитория с постоянными клиентами. На данный момент приток клиентов всего 10-15 на ресторан в месяц в почти полной отсутствии поддержки данного вида коммуникаций, то активизация всех социальных сетей и начале ведения новых с четко отстроенным контент планом, использованием продвижения с помощью коротких видео, конкурсов, проведением дегустаций и использованием новых сетей таких как Likee и Я.Дзен способно многократно увеличить количество пришедших с соц. сетей посетителей. В нашем случае в среднем начиная со 2-го месяца +90-100 каждый месяц на предприятие, начиная со 2-го месяца активного ведения SMM проектов. Делая ставку на близком контакте с потребителем и открытостью информации, мы подкрепляем связь современными технологиями, что, в свою очередь привлекает молодую целевую аудиторию, которая любит тренды, комфорт, быстроту и удобство. Удобно выбрать столик, который понравится, забронировать без звонка, посмотреть меню «в живую», поиграть в интересные механики геймификации и получить приятные подарки от сети. Данное мероприятие на основе опыта конкурентов, приводит к увеличению, как уже было сказано, молодой целевой аудитории. Приток таких гостей увеличивается в среднем на 13%. Определим прогноз выручки на 2023 год с применением коэффициента эластичности спроса в зависимости от затрат на рекламу и изменения доходов населения.в таблице 33. Таблица 33–Прогноз выручки на 2023 год с применением коэффициента эластичности спроса в зависимости от затрат на рекламу и изменения доходов населенияПоказателиЕд. измер.2021 г.2022 г.2023 г.ВыручкаТыс. руб.187289194211381500 (прогноз)Затраты на рекламуТыс. руб.2329,923457,925787,84 (прогноз)1) темп прироста выручки = «Выруч22 / Выруч21» = 194211/187289 =1,04 % выросла выручка;2) изменение затрат на рекламу = «Затраты на рекламу 2022 / Затраты на рекламу 2021» = 3457,92/2329,92*100%-100% = 48,41%;3) коэф. Эластичности = «Изменение выручки (2021 к 2022) / Изменение затрат на рекламу (2021 к 2022) = 1,04%/48,41% = 0,02;4) темп прироста затрат на рекламу (2022 к 2023) = «Затраты на рекламу 2023 / Затраты на рекламу 2022» = 5787,84 /3457,92*100%-100% = 67,4%;5) темп прироста выручки в зависимости от затрат на рекламу = «Темп прироста затрат на рекламу (2022 к 2023) / коэф. эластичности (2) = 67,4%*0,02 = 1,348%;6) выручка прогнозная от затрат на рекламу = «Выручка 2022 * Темп прироста выручки в зависимости от затрат на рекламу» = 194211*1,348 = 261796,428 тыс. руб.На рисунке 34 приведем сравнение полученных показателей.Рисунок 34–Прогнозные показатели по выручке и расходам на маркетинговую деятельность, тыс. руб.Рассчитаем эффект и эффективность.выручка до преобразований – 1942116 тыс. руб. в год (2022);расходы всего (2022) – 3457,92 тыс. руб. в год; в том числе условно-постоянные – 850 тыс. руб.;выручка после применения инноваций – 381500 тыс. руб. в год;увеличение затрат, связанных с инновациями = 6 100,29 тыс. руб. – 3457,92 тыс. руб. = 2642,37 тыс. руб.;1. Прибыль предприятия до преобразований:П1 = ,(6)где П1 – прибыль предприятия до преобразований,В1 – выручка до преобразований,Р1 – расходы до преобразований.П1 = 194211 тыс. руб. – 6100,29 тыс. руб.= 188110,71 тыс. руб.2. Изменение выручки в результате применения инноваций:Изм.в = В2/В1 = 381500 тыс. руб. /194211 тыс. руб.= 1,96 3. Размер переменных затрат:Рпер1 = Р1 – Русл-пост1,(7)где Рпер1 – переменные расходы;Русл-пост1 – условно-постоянные расходы.Рпер1 = 3457,92 тыс. руб.– 850 тыс. руб. = 2607,92 тыс. р руб.4. Размер переменных затрат после применения инноваций с учетом того, что они изменяются прямо пропорционально изменению объемов производства: Рпер2 = Рпер1*Изм.в. = 2607,92 тыс. руб..* 1,96 = 5111,5232 тыс. руб.5. Прибыль после применения инноваций: П2 = В2 – Рпер2 – (Русл-пост+увел.затр.) = 381500 тыс. руб.– 5111,5232 тыс. руб.– (850 тыс. руб. + 2642,37 тыс. руб.) = 372896,1068 тыс. руб.6. Изменение прибыли после применения инноваций:Изм.пр. = П2-П1 = 194211 тыс. руб. – 188110,71 тыс. руб. = 6100,29 тыс. руб.7. Эффект = Изм.прибыли - увел.затрат= 6100,29 тыс. руб. - 2 642,37 тыс. руб. = 3457,92 тыс. руб.8. Эффективность = эффект/увел.затр = 3457,92 тыс. руб. / 2 642,37 тыс. руб. *100%= 130,9%На рисунке 36 приведем сравнение полученного показателя прибыли до и после мероприятий. Рисунок 36–Сравнение полученного показателя прибыли до и после мероприятий, тыс. руб.Таким образом, предложенные мероприятия являются целесообразными к реализации в отношении продвижения бренда компании. ЗАКЛЮЧЕНИЕТоварная политика занимает одно из ключевых мест в стратегии предприятия и изучает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, созданию новых товаров, оптимизации ассортимента, удлинению жизненного цикла. Однако товарная политика – это не только целенаправленное формирование ассортимента и управление им, но также учет внутренних и внешних факторов воздействия на товар, продвижение на рынок и реализация, юридическое подкрепление такой деятельности, ценообразование как средство достижения стратегических целей товарной политики.Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара приносит прибыль. Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений. В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, коммуникативной политики, а также распределительной и сбытовой политики.При этом сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение.Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку или к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшей парадигмой. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность определяет степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране. Обобщив результаты исследований различных авторов по данной проблематике, отметим, что конкурентоспособность предприятия зависит следующих основных факторов:конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; - конкурентоспособность региона и страны. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.Сегодня существует множество различных интерпретаций понятия конкурентоспособности продукции. Одним из распространенных подходов к данному понятию является трактовка конкурентоспособности как совокупности потребительских свойств товара безотносительно к его стоимости. В соответствии с данным подходом, низкая конкурентоспособность приводит к снижению цен на товары и, напротив, рост конкурентоспособности является предпосылкой роста цен. Конкурентоспособность в данном случае отождествляется с качеством продукции, хотя качество выступает лишь как один из факторов ее конкурентоспособности.В условиях высокой насыщенности товарных рынков товары, а также стоящие за ними товаропроизводители и продавцы должны вести интенсивную борьбу за потребителя. Одна и та же потребность покупателей может быть удовлетворена одинаковыми или различными способами, одновременно предлагаемыми множеством товаров, на одинаковых или несущественно отличающихся ценовых условиях. В этих условиях потребитель отдает предпочтение конкурентоспособному товару.Товар, который более полно соответствует удовлетворению конкретной общественной потребности по сравнению с товарами-конкурентами, получает наибольшее признание среди аналогичных товаров. Это приподнимает его над общей товарной массой, обеспечивает успех в конкурентной борьбе. Это и дает основания говорить, что товар является конкурентоспособным.В ходе работы был проведен анализ повышения конкурентоспособности товара в современных условиях на примере АО "Краскон"Акционерное общество "Кондитерско-макаронная фабрика «Краскон» (АО "Краскон") – это крупнейший производитель кондитерских и макаронных изделий в Красноярском крае.Красноярская кондитерско-макаронная фабрика была создана в 1942 году на базе артели «Энергия» и имела в своем составе три цеха: карамельный, конфетный и пряничный. В 1958 году на месте пряничного цеха было налажено производство ириса, неглазированных конфет, драже и мармелада. В 1963 г. в состав фабрики вошла макаронная, а в 1976 – шоколадная фабрика. В 1992 г. предприятие было приватизировано, а в 1998 г. после очередной смены организационно-правовой формы получило свое название – ЗАО "Краскон". В 2015 г. предприятие стало АО "Краскон".В ходе исследования были выявлены следующие проблемы в данной сфере:необходимость расширения спектра маркетинговых инструментов, используемых для продвижения предоставляемых услуг;отсутствие систематического характера маркетинговой деятельности. На основании исследования во второй главе в третьей главе были сформированы направления, направленные на повышение эффективности продвижения АО «Краскон» с применением инновационных инструментов маркетинга. Эластичность спроса по рекламе показал, что в 2021 году объем продаж при изменении расходов на рекламу товара на 1% вырос на 1,19%, в 2022 году вырос на 2,14%.В 2022 году в АО «Краскон» выросли затраты на рекламу на 48,41% и составили 3457,92 тыс. руб.. Стоит отметить, что рентабельность рекламы в 2022 году увеличилась на 0,54% в связи со ростом затрат на рекламу и увеличением чистой прибыли. Для более полного анализа необходимо провести факторный анализ чистой прибыли. На основе приведенного факторного анализа чистой прибыли можно сделать вывод о том, что рост затрат на рекламу привело к снижению чистой прибыли на -3518,1 тыс. руб. Увеличение показателя рентабельности рекламы привело к снижению чистой прибыли на 4287,8 тыс. руб. Совокупное влияние составило -7805,8 тыс. руб. Таким образом, для увеличения чистой прибыли предприятию необходимо пересмотреть методы продвижения и маркетинговой деятельности вцелом. Так как влияние расходов на маркетинг оказывает негативное влияние. На основе приведенного выше анализа влияния факторов на прибыль от продаж, можно сделать вывод о том, что благодаря росту выручки на 6922 тыс. руб. прибыль от продаж возросла на 12906,4 тыс. руб., так как увеличение выручки положительно влияет на рост прибыли. Роста уровня себестоимости на 5532 оказал негативное влияние на прибыль от продаж, уменьшив ее на 77684,4 тыс. руб. Снижение управленческих расходов на 2146 тыс. руб. привело к снижению прибыли от продаж на 252474,3 тыс. руб. Совокупное влияние всех факторов составило -317252,3 тыс. руб. Таким образом, прибыль от продаж в 2022 году по сравнению 2021 увеличилась на 3536 тыс. руб. за счет роста выручки. Все расходы оказывают негативное влияние. Затраты на маркетинговую деятельность были отражены управленческих расходах.Проведенный факторный анализ прибыли от продаж показал, что рост выручки, снижение управленческих расходов оказало неблагоприятное влияние на рост прибыли от продаж. Следовательно, подтверждается вывод о том, что организация не эффективно осуществляет маркетинговую деятельность. Компании АО «Краскон» необходимы данные мероприятия, так как в условиях кризиса все тяжелее оставаться конкурентоспособным предприятием, и на данный момент предприятие очень слабо в продвижении и в использовании современных форм коммуникации с аудиторией, современных технологий.Проведя расчеты эффекта и эффективности по итогам преобразований в бизнес-модели продвижения, в плановом году эффект от мероприятий составит 3457,92 тыс. руб. а эффективность 130%, что является довольно оптимистичным прогнозом.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434Абрамов, В. С.  Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 270 с. Голубков, Е. П.  Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 290 с.Зуб, А. Т.  Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 375 с.Ильдеменов, С. В. Операционный менеджмент: учебное пособие/ С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, С.В. Лобов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 337 с Малюк, В. И.  Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 361 с.Мардас, А. Н.  Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 176 с. Отварухина, Н. С.  Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 336 с.Попов, С. А.  Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 447 с. Попов, С. А.  Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 481 с. Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2022. – 274 с.Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В. Н. Родионова. – 3-е изд., испр. и перераб. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. – 106 с. Сироткин, С. А. Стратегический менеджмент : учебник / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 263 с. Скобкин, С. С.  Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма : учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 442 с. Соклакова, И.В. Стратегический анализ деятельности организации : учебное пособие для бакалавров / И.В. Соклакова, М.С. Санталова, И.Л. Сурат и др. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К, 2022. – 242 с.Тебекин, А. В.  Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 333 с.Шифрин, М. Б.  Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 321 с.Котлер Ф., Келлер К. «Маркетинг-менеджмент». — СПб.: Питер, 2020. — 816 с.«The New Rules of Marketing and PR: How to Use Social Media, Online Video, Mobile Applications, Blogs, News Releases, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly» by David Meerman Scott. Издательство не указано, 2009 г. – 304 с. «Public Relations: A Managerial Perspective» by Danny Moss, DejanVerčič, and Emeritus Associate Professor David M. Dozier Издательствонеуказано, 2011 г. – 512 с. «Effective Public Relations» by Scott M. Cutlip, Allen H. Center, and Glen M. Broom ИздательствоВильямс, 2016 г. – 624 с. «Strategic Communications Planning for Public Relations and Marketing» by Laurie J. Wilson and Joseph D. Ogden Издательствонеуказано, 2009 г. – 304 с.«The Practice of Public Relations» by Fraser P. SeitelИздательствонеуказано, 2008 г. – 266 с."Public Relations: Strategies and Tactics" - Деннис Л. Уилкок, Гленн Б. Кэмерон, Брайан Р. РезникоффИздательствонеуказано, 2009 г. – 304 с."The Practice of Public Relations" - Фрезер П. Сейтл Издательство не указано, 2014 г. – 598 с."Advertising and Promotion: An Integrated Marketing Communications Perspective" - ДжорджБелч, МайклБелчИздательствонеуказано, 2007 г. – 820 с."The New Rules of Marketing and PR: How to Use Social Media, Online Video, Mobile Applications, Blogs, News Releases, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly" - ДэвидМирманСкоттИздательствонеуказано, 2013 г. – 439 с."Exploring Public Relations" - РальфТенч, ЛизЙитс, БрайанДж. Каннингем Издательство не указано, 2006 г. – 641 с."Integrated Advertising, Promotion, and Marketing Communications" - ДональдБаакИздательствонеуказано, 2017 г. – 512 с."Marketing Communications: A Brand Narrative Approach" - ФредрикЛанге, ТерриСмит, МикаэлДаленИздательствонеуказано, 2009 г. – 304 с."Strategic Communication for Sustainable Organizations: Theory and Practice" – МирияИздательствонеуказано, 2009 г. – 608 с.Аналитические инструменты в РиСО [Электронный ресурс]. URL.: https://studopedia.net/3_74072_analiticheskie-instrumenti-korporativnih-riso.html (дата обращения 14.05.2023) Ачкасова В. А. Связи с общественностью как социальная инженерия: учебное пособие/ В. А. Ачкасова.- М.: Юрайт, 2021 г.— 351 с.Богославский А. Больше чем пиар. Как создать звезду: учебное пособие/ А. Богославский.— М.: АСТ, 2021 г.— 192 с.Воронцова М. В. Технология формирования имиджа, PR и рекламы в социальной работе: учебное пособие/ М.В. Воронцова. — М.: Юрайт, 2021 г.— 251 с.Ворошилов В. В. Современная пресс-служба: учебное пособие/ В.В. Ворошилов.— М.: КноРус, 2021 г.— 224 с.Грушевский С. PR в B2B: учебное пособие/ С. Грушевский. — М.: Спутник+, 2021 г.— 100 с.Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для вузов / С. М. Емельянов.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Юрайт, 2021 г.— 197 с.Крайнов Г. Н. Технология подготовки и реализация компании по рекламе и PR: учебное пособие/ Г.Н. Крайнов. -СПб.: Лань, 2021 г.— 372 с.Коноваленко, В. А. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность: учебное пособие/ В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед.— М.: Юрайт, 2021 г.— 383 с.Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 374 с. Карпова С.В. Основы маркетинга. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 сГригорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 363 с«The New Rules of Marketing and PR» by David Meerman Scott Издательствонеуказано, 2009 г. – 287 с.«Marketing Communications: A Brand Narrative Approach» by MicaelDahlen and Fredrik Lange Издательствонеуказано, 2010 г. – 571 с.«Guerrilla Marketing: Easy and Inexpensive Strategies for Making Big Profits from Your Small Business» by Jay Conrad Levinson Издательствонеуказано, 2007 г. – 384 с.«Building a StoryBrand: Clarify Your Message So Customers Will Listen» by Donald Miller Издательствонеуказано, 2017 г. – 240 с.«Purple Cow: Transform Your Business by Being Remarkable» by Seth Godin Издательствонеуказано, 2009 г. – 224 с.«The Ultimate Guide to Content Marketing & Digital PR» by Luke Nicholson, Tim Kitchen, and Charlie MarchandИздательствонеуказано, 2016 г. – 222 с."Public Relations" by Edward L. Bernays Издательство не указано, 2013 г. – 388 с."Effective Public Relations" by Scott M. Cutlip, Allen H. Center, and Glen M. Broom Издательствонеуказано, 2006 г. – 486 с."Public Relations Strategies and Tactics" by Dennis L. Wilcox and Glen T. Cameron Издательствонеуказано, 2017 г. – 512 с."Crisis Communication: Theory and Practice" by Alan Jay ZarembaИздательствонеуказано, 2015 г. – 256 с."Social Media and Public Relations: Eight New Practices for the PR Professional" by Deirdre K. BreakenridgeИздательствонеуказано, 2012 г. – 166 с."Digital Marketing: Strategy, Implementation and Practice" by Dave Chaffey and Fiona Ellis-Chadwick Издательствонеуказано, 2012 г. – 698 с."Social Media Marketing: A Strategic Approach" by Melissa Barker, Donald I. Barker, and Nicholas F. Bormann Издательствонеуказано, 2012 г. – 400 с."The New Rules of Marketing and PR" by David Meerman Scott Издательствонеуказано, 2009 г. – 287 с."Digital Marketing Excellence: Planning, Optimizing and Integrating Online Marketing" by Dave Chaffey Издательствонеуказано, 2017 г. – 690 с."The Art of Digital Marketing: The Definitive Guide to Creating Strategic, Targeted, and Measurable Online Campaigns" by Ian Dodson Издательствонеуказано, 2016 г. – 400 с."The Big Book of Content Marketing" by Andreas Ramos Издательствонеуказано, 2013 г. – 154 с."Digital Marketing Analytics: Making Sense of Consumer Data in a Digital World" by Chuck Hemann and Ken BurbaryИздательствонеуказано, 2013 г. – 98 с.«Digital Marketing: Integrating Strategy and Tactics with Values» - авторАйраКауфман, КрисХортонИздательствонеуказано, 2014 г. – 368 с.«The Power of Visual Storytelling: How to Use Visuals, Videos, and Social Media to Market Your Brand» - авторыДжессикаДжольо, ЕкатеринаУолтерИздательствонеуказано, 2014 г. – 256 с.«Digital Marketing Excellence: Planning, Optimizing and Integrating Online Marketing» - автор Dave Chaffey. Издательство не указано, 2017 г. – 690 с.«The Art of Digital Marketing: The Definitive Guide to Creating Strategic, Targeted, and Measurable Online Campaigns» - автор Ian Dodson. Издательство не указано 2016 г. – 400 с.«The Big Book of Content Marketing» - автор Andreas Ramos. Издательство не указано, 2013 г. – 160 с.«SocialMediaMarketing: AStrategicApproach» - авторы Мелисса Баркер, Дональд Баркер и Николас Борманн. Издательство не указано, 2012 г. – 400 с.«Strategic Digital Marketing: Top Digital Experts Share the Formula Издательствонеуказано, 2013 г. – 352 с.for Tangible Returns on Your Marketing Investment» - авторЭрикГринберг.«The Ultimate Guide to Digital Marketing» - авторДжоБернс. Издательство не указано, 2014 г. – 78 с.«DigitalMarketingforDummies» - авторы РайанДеис и РассХеннеберри. Издательство не указано, 2020 г. – 368 с.«Digital Marketing Analytics: Making Sense of Consumer Data in a Digital World» - ЧакХеманн и КенБербариИздательствонеуказано, 2013 г. – 968 с.«Digital Marketing Excellence: Planning, Optimizing and Integrating Online Marketing» - Dave Chaffey Издательствонеуказано, 2017 г. – 690 с.«The Art of Digital Marketing: The Definitive Guide to Creating Strategic, Targeted, and Measurable Online Campaigns» - Ian Dodson Издательствонеуказано, 2016 г. – 400 с.«The Big Book of Content Marketing» - Andreas Ramos Издательствонеуказано, 2012 г. – 600 с.«SocialMediaMarketing: AStrategicApproach» - Мелисса Баркер, Дональд Баркер и Николас Борманн Издательство не указано, 2012 г. – 400 с.«Strategic Digital Marketing: Top Digital Experts Share the Formula for Tangible Returns on Your Marketing Investment» - ЭрикГринбергИздательствонеуказано, 2013 г. – 352 с.«The Ultimate Guide to Digital Marketing» - ДжоБернс» Издательствонеуказано, 2014 г. – 78 с.DigitalMarketingforDummies» - РайанДеис и РассХеннеберри Издательство Диалектика, 2019 г. – 400 с.«Digital Marketing: Integrating Strategy and Tactics with Values» - АйраКауфман, КрисХортонИздательствонеуказано, 2014 г. – 368 с.«The Power of Visual Storytelling: How to Use Visuals, Videos, and Social Media to Market Your Brand» - ДжессикаДжольо, ЕкатеринаУолтерИздательствонеуказано, 2014 г. – 256 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
2. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 270 с.
3. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 290 с.
4. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 375 с.
5. Ильдеменов, С. В. Операционный менеджмент: учебное пособие/ С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, С.В. Лобов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 337 с
6. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 361 с.
7. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 176 с.
8. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 336 с.
9. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 447 с.
10. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 481 с.
11. Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2022. – 274 с.
12. Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В. Н. Родионова. – 3-е изд., испр. и перераб. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. – 106 с.
13. Сироткин, С. А. Стратегический менеджмент : учебник / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 263 с.
14. Скобкин, С. С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма : учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 442 с.
15. Соклакова, И.В. Стратегический анализ деятельности организации : учебное пособие для бакалавров / И.В. Соклакова, М.С. Санталова, И.Л. Сурат и др. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К, 2022. – 242 с.
16. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 333 с.
17. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 321 с.
18. Котлер Ф., Келлер К. «Маркетинг-менеджмент». — СПб.: Питер, 2020. — 816 с.
19. «The New Rules of Marketing and PR: How to Use Social Media, Online Video, Mobile Applications, Blogs, News Releases, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly» by David Meerman Scott. Издательство не указано, 2009 г. – 304 с.
20. «Public Relations: A Managerial Perspective» by Danny Moss, Dejan Verčič, and Emeritus Associate Professor David M. Dozier Издательство не указано, 2011 г. – 512 с.
21. «Effective Public Relations» by Scott M. Cutlip, Allen H. Center, and Glen M. Broom Издательство Вильямс, 2016 г. – 624 с.
22. «Strategic Communications Planning for Public Relations and Marketing» by Laurie J. Wilson and Joseph D. Ogden Издательство не указано, 2009 г. – 304 с.
23. «The Practice of Public Relations» by Fraser P. Seitel Издательство не указано, 2008 г. – 266 с.
24. "Public Relations: Strategies and Tactics" - Деннис Л. Уилкок, Гленн Б. Кэмерон, Брайан Р. Резникофф Издательство не указано, 2009 г. – 304 с.
25. "The Practice of Public Relations" - Фрезер П. Сейтл Издательство не указано, 2014 г. – 598 с.
26. "Advertising and Promotion: An Integrated Marketing Communications Perspective" - Джордж Белч, Майкл Белч Издательство не указано, 2007 г. – 820 с.
27. "The New Rules of Marketing and PR: How to Use Social Media, Online Video, Mobile Applications, Blogs, News Releases, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly" - Дэвид Мирман Скотт Издательство не указано, 2013 г. – 439 с.
28. "Exploring Public Relations" - Ральф Тенч, Лиз Йитс, Брайан Дж. Каннингем Издательство не указано, 2006 г. – 641 с.
29. "Integrated Advertising, Promotion, and Marketing Communications" - Дональд Баак Издательство не указано, 2017 г. – 512 с.
30. "Marketing Communications: A Brand Narrative Approach" - Фредрик Ланге, Терри Смит, Микаэл Дален Издательство не указано, 2009 г. – 304 с.
31. "Strategic Communication for Sustainable Organizations: Theory and Practice" – Мирия Издательство не указано, 2009 г. – 608 с.
32. Аналитические инструменты в РиСО [Электронный ресурс]. URL.: https://studopedia.net/3_74072_analiticheskie-instrumenti-korporativnih-riso.html (дата обращения 14.05.2023)
33. Ачкасова В. А. Связи с общественностью как социальная инженерия: учебное пособие/ В. А. Ачкасова.- М.: Юрайт, 2021 г.— 351 с.
34. Богославский А. Больше чем пиар. Как создать звезду: учебное пособие/ А. Богославский.— М.: АСТ, 2021 г.— 192 с.
35. Воронцова М. В. Технология формирования имиджа, PR и рекламы в социальной работе: учебное пособие/ М.В. Воронцова. — М.: Юрайт, 2021 г.— 251 с.
36. Ворошилов В. В. Современная пресс-служба: учебное пособие/ В.В. Ворошилов.— М.: КноРус, 2021 г.— 224 с.
37. Грушевский С. PR в B2B: учебное пособие/ С. Грушевский. — М.: Спутник+, 2021 г.— 100 с.
38. Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для вузов / С. М. Емельянов.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Юрайт, 2021 г.— 197 с.
39. Крайнов Г. Н. Технология подготовки и реализация компании по рекламе и PR: учебное пособие/ Г.Н. Крайнов. -СПб.: Лань, 2021 г.— 372 с.
40. Коноваленко, В. А. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность: учебное пособие/ В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед.— М.: Юрайт, 2021 г.— 383 с.
41. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 374 с.
42. Карпова С.В. Основы маркетинга. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с
43. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
44. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 363 с
45. «The New Rules of Marketing and PR» by David Meerman Scott Издательство не указано, 2009 г. – 287 с.
46. «Marketing Communications: A Brand Narrative Approach» by Micael Dahlen and Fredrik Lange Издательство не указано, 2010 г. – 571 с.
47. «Guerrilla Marketing: Easy and Inexpensive Strategies for Making Big Profits from Your Small Business» by Jay Conrad Levinson Издательство не указано, 2007 г. – 384 с.
48. «Building a StoryBrand: Clarify Your Message So Customers Will Listen» by Donald Miller Издательство не указано, 2017 г. – 240 с.
49. «Purple Cow: Transform Your Business by Being Remarkable» by Seth Godin Издательство не указано, 2009 г. – 224 с.
50. «The Ultimate Guide to Content Marketing & Digital PR» by Luke Nicholson, Tim Kitchen, and Charlie Marchand Издательство не указано, 2016 г. – 222 с.
51. "Public Relations" by Edward L. Bernays Издательство не указано, 2013 г. – 388 с.
52. "Effective Public Relations" by Scott M. Cutlip, Allen H. Center, and Glen M. Broom Издательство не указано, 2006 г. – 486 с.
53. "Public Relations Strategies and Tactics" by Dennis L. Wilcox and Glen T. Cameron Издательство не указано, 2017 г. – 512 с.
54. "Crisis Communication: Theory and Practice" by Alan Jay Zaremba Издательство не указано, 2015 г. – 256 с.
55. "Social Media and Public Relations: Eight New Practices for the PR Professional" by Deirdre K. Breakenridge Издательство не указано, 2012 г. – 166 с.
56. "Digital Marketing: Strategy, Implementation and Practice" by Dave Chaffey and Fiona Ellis-Chadwick Издательство не указано, 2012 г. – 698 с.
57. "Social Media Marketing: A Strategic Approach" by Melissa Barker, Donald I. Barker, and Nicholas F. Bormann Издательство не указано, 2012 г. – 400 с.
58. "The New Rules of Marketing and PR" by David Meerman Scott Издательство не указано, 2009 г. – 287 с.
59. "Digital Marketing Excellence: Planning, Optimizing and Integrating Online Marketing" by Dave Chaffey Издательство не указано, 2017 г. – 690 с.
60. "The Art of Digital Marketing: The Definitive Guide to Creating Strategic, Targeted, and Measurable Online Campaigns" by Ian Dodson Издательство не указано, 2016 г. – 400 с.
61. "The Big Book of Content Marketing" by Andreas Ramos Издательство не указано, 2013 г. – 154 с.
62. "Digital Marketing Analytics: Making Sense of Consumer Data in a Digital World" by Chuck Hemann and Ken Burbary Издательство не указано, 2013 г. – 98 с.
63. «Digital Marketing: Integrating Strategy and Tactics with Values» - автор Айра Кауфман, Крис Хортон Издательство не указано, 2014 г. – 368 с.
64. «The Power of Visual Storytelling: How to Use Visuals, Videos, and Social Media to Market Your Brand» - авторы Джессика Джольо, Екатерина Уолтер Издательство не указано, 2014 г. – 256 с.
65. «Digital Marketing Excellence: Planning, Optimizing and Integrating Online Marketing» - автор Dave Chaffey. Издательство не указано, 2017 г. – 690 с.
66. «The Art of Digital Marketing: The Definitive Guide to Creating Strategic, Targeted, and Measurable Online Campaigns» - автор Ian Dodson. Издательство не указано 2016 г. – 400 с.
67. «The Big Book of Content Marketing» - автор Andreas Ramos. Издательство не указано, 2013 г. – 160 с.
68. «Social Media Marketing: A Strategic Approach» - авторы Мелисса Баркер, Дональд Баркер и Николас Борманн. Издательство не указано, 2012 г. – 400 с.
69. «Strategic Digital Marketing: Top Digital Experts Share the Formula Издательство не указано, 2013 г. – 352 с.for Tangible Returns on Your Marketing Investment» - автор Эрик Гринберг.
70. «The Ultimate Guide to Digital Marketing» - автор Джо Бернс. Издательство не указано, 2014 г. – 78 с.
71. «Digital Marketing for Dummies» - авторы Райан Деис и Расс Хеннеберри. Издательство не указано, 2020 г. – 368 с.
72. «Digital Marketing Analytics: Making Sense of Consumer Data in a Digital World» - Чак Хеманн и Кен Бербари Издательство не указано, 2013 г. – 968 с.
73. «Digital Marketing Excellence: Planning, Optimizing and Integrating Online Marketing» - Dave Chaffey Издательство не указано, 2017 г. – 690 с.
74. «The Art of Digital Marketing: The Definitive Guide to Creating Strategic, Targeted, and Measurable Online Campaigns» - Ian Dodson Издательство не указано, 2016 г. – 400 с.
75. «The Big Book of Content Marketing» - Andreas Ramos Издательство не указано, 2012 г. – 600 с.
76. «Social Media Marketing: A Strategic Approach» - Мелисса Баркер, Дональд Баркер и Николас Борманн Издательство не указано, 2012 г. – 400 с.
77. «Strategic Digital Marketing: Top Digital Experts Share the Formula for Tangible Returns on Your Marketing Investment» - Эрик Гринберг Издательство не указано, 2013 г. – 352 с.
78. «The Ultimate Guide to Digital Marketing» - Джо Бернс» Издательство не указано, 2014 г. – 78 с.
79. Digital Marketing for Dummies» - Райан Деис и Расс Хеннеберри Издательство Диалектика, 2019 г. – 400 с.
80. «Digital Marketing: Integrating Strategy and Tactics with Values» - Айра Кауфман, Крис Хортон Издательство не указано, 2014 г. – 368 с.
81. «The Power of Visual Storytelling: How to Use Visuals, Videos, and Social Media to Market Your Brand» - Джессика Джольо, Екатерина Уолтер Издательство не указано, 2014 г. – 256 с.