Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности средства физической культуры в регулировании работоспособности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 15 15 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 01.07.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психофизиология умственной работы 4
1.1. Особенности учебного труда 4
1.2. Утомление и переутомление 5
1.3. Динамика умственной работоспособности 7
2. Влияние двигательной активности на работоспособность 8
3. Психофизическая саморегуляция 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Литература 15
Фрагмент для ознакомления

Снижение влияния внешних воздействий на организм и мобилизация внутренних ресурсов происходит через систему поддержания гомеостаза путем нервной и гуморальной регуляции. Очень эффективны для предупреждения утомления и восстановления организма комплексные методы релаксации и мобилизации в форме аутогенной, психомышечной, психорегулирующей, психофизической, идеомоторной и ментальной тренировок. В настоящее время существует множество вариаций методов и техник психосоматической тренировки, в том числе авторских, что дает возможность каждому подобрать индивидуальный комплекс приемов саморегуляции [4]. Например, техника нервно-мышечной релаксации базируется на предположении, что определенному эмоциональному состоянию соответствует напряжение конкретной группы мышц и свой паттерн дыхания. Это объясняется наличием тесной взаимосвязи между экспрессивно-эмоциональной и физиологическими функциями. Так, при страхе наблюдается задержка дыхания, спазм в горле, напряжение мышц спины и ног. При депрессивных состояниях дыхательные мышцы напряжены, дыхание поверхностное, тонус мимических мышц снижен. Было также замечено, что при расслаблении мышц происходит изменение нервно-психического состояния с возбужденного на более спокойное. Это используется при обучении технике нервно-мышечной релаксации. Научившись произвольно расслаблять мышцы своего тела, человек снимает нервно-эмоциональное напряжение, успокаивается, что дает ему возможность сэкономить энергетические ресурсы организма и более эффективно их использовать для совладания с ситуацией. Для достижения релаксационного эффекта также могут использоваться приемы самомассажа и аппаратного массажа, водные процедуры и др. Другой известный метод - аутогенная тренировка включает две ступени - «низшую» (релаксация и самовнушение) и «высшую» (трансовые состояния). Благодаря аутогенной тренировке можно регулировать эмоциональное состояние, снимать нервное напряжение, осуществлять мобилизацию ресурсов, проводить терапию неврозов и психосоматических расстройств. Обучение приемам аутогенной тренировки начинается с программирования состояния релаксации и спокойствия. В соответствии с сопровождающими тренировку словесными директивами, достигается поочередное расслабление различных групп мышц . Словесными формулировками также поддерживается правильное дыхание (медленное, глубокое, спокойное, свободное) и состояние отдыха. С помощью приемов аутогенной тренировки произвольным образом достигается состояние, связанное с отрешением от актуальных проблем и сосредоточении на тактильно-кинестетических релаксационных ощущениях. На этом этапе аутогенной тренировки с помощью самовнушения (аутотренинга) программируется ресурсное психическое состояние, которое будет наиболее эффективным при столкновении с реальной стрессовой ситуации.Таким образом, психофизическая саморегуляция позволяет повышать умственную и физическую работоспособность, регулировать психоэмоциональное состояние, предупреждать развитие различных заболеваний, в т.ч. профзаболеваний. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, множество факторов, связанных с умственной работой студентов, могут негативно влиять на эффективность кровообращения, снабжение головного мозга кислородом и питательными веществами: – длительное время, проведенное в сидячем положении за столом, – нервное и психическое напряжение, – отрицательные эмоции, – напряженная работа в условиях ограниченного времени, – высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.Для профилактики утомления, сохранения высокой интеллектуальной работоспособности необходимо соблюдать режим труда и отдыха, адекватный режим питания, распределять учебную нагрузку с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, регулярно заниматься физическими упражнениями. Физические упражнения позитивно влияют на основные показатели развития человека, повышают работоспособность, устойчивость к стрессу, улучшают процесс врабатывания, помогают снять утомление. Овладение техниками психофизической регуляции позволяют восстановить умственную работоспособность даже в тех случаях, когда невозможно снять усталость переключением на двигательную активность (например, во время занятия или на экзамене).ЛитератураБочкарева, С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.Ерохин С.А. Производственная гимнастика как важный ресурс здоровьесберегающей деятельности чело-века / С.А. Ерохин // Наука сегодня: теория и практика : материалы международ. научно-практич. конфер. М. : Научный центр «Диспут», 2016. - С. 117-120. Ерохин С.А. Производственная гимнастика как важный ресурс здоровьесберегающей деятельности человека / С.А. Ерохин // Наука сегодня: теория и практика : материалы международ. научно-практич. конфер. М. : Научный центр «Диспут», 2016. - С. 117-120.Кузнецова Д.В., Мильчакова В.А. Проблема психофизической саморегуляции: современные концепции и их физиологические механизмы // Вестн. психотерапии. 2018. № 67 (72). С. 66–91.Малютин Г. В. Офисная гимнастика для работников умственного труда / Г.В. Малютин, И.А.Дубовицкая, Л.В. Иванова // Вестник ТГУ. 2014. №5 (133). С.215-219Фазлеева, Е.В. Лекционный курс по дисциплине «Физическая культура»: учебн. Пособие / Е.В. Фазлеева [и др]. – Казань: КФУ, 2014. – 329 с.Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I – III курсов) / сост. В. Н. Буянов, И. В. Переверзева. – Ульяновск :УлГТУ, 2011. – 310 с.Физическая культура студента : Учебник для студентов вузов /Под общ. Ред. В.И.Ильинича – М., 2000. – С. 353.Шихшабеков. Ш. Ю. Психофизиологические основы учебного труда студентов и роль мышечной деятельности в активизации умственной работоспособности / Ш. Ю. Шихшабеков, Ш. З Ибрагимова. //Вестник Социально-педагогического института. – 2022. – №. 3 (43). – С. 74-80.

1.Бочкарева, С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.
2. Ерохин С.А. Производственная гимнастика как важный ресурс здоровьесберегающей деятельности чело-века / С.А. Ерохин // Наука сегодня: теория и практика : материалы международ. научно-практич. конфер. М. : Научный центр «Диспут», 2016. - С. 117-120.
3. Ерохин С.А. Производственная гимнастика как важный ресурс здоровьесберегающей деятельности человека / С.А. Ерохин // Наука сегодня: теория и практика : материалы международ. научно-практич. конфер. М. : Научный центр «Диспут», 2016. - С. 117-120.
4.Кузнецова Д.В., Мильчакова В.А. Проблема психофизической саморегуляции: современные концепции и их физиологические механизмы // Вестн. психотерапии. 2018. № 67 (72). С. 66–91.
5.Малютин Г. В. Офисная гимнастика для работников умственного труда / Г.В. Малютин, И.А. Дубовицкая, Л.В. Иванова // Вестник ТГУ. 2014. №5 (133). С.215-219
6. Фазлеева, Е.В. Лекционный курс по дисциплине «Физическая культура»: учебн. Пособие / Е.В. Фазлеева [и др]. – Казань: КФУ, 2014. – 329 с.
7.Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I – III курсов) / сост. В. Н. Буянов, И. В. Переверзева. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 310 с.
8. Физическая культура студента : Учебник для студентов вузов /Под общ. Ред. В.И.Ильинича – М., 2000. – С. 353.
9. Шихшабеков. Ш. Ю. Психофизиологические основы учебного труда студентов и роль мышечной деятельности в активизации умственной работоспособности / Ш. Ю. Шихшабеков, Ш. З Ибрагимова. //Вестник Социально-педагогического института. – 2022. – №. 3 (43). – С. 74-80.