Развитие морально-волевых качеств занимающихся физической культурой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 31 31 страница
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 01.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ 6
1.1. Общее представление о воле, психологическая структура волевого акта, особенности развития воли в онтогенезе 6
1.2. Сущность понятия «морально-волевые качества», их виды, подходы к классификации 9
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ 13
ГЛАВА 3. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 15
3.1. Характеристика потенциала физической культуры в формировании морально-волевых качеств школьников 15
3.2. Анализ педагогического опыта по организации процесса формирования морально-волевых качеств школьников на уроках физической культуры 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 27
Фрагмент для ознакомления

Как полагает О.Ю. Давыдов, в целом волевая подготовка в качестве методической основы имеет систему воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности. Такие упражнения способствуют накопление индивидом опыта волевого поведения, создают основу с высокоразвитой функциональной, физиологической и морфологической базой для волевых проявлений. В качестве средств, способствующих решению этих задач выступают физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватных трудностям производства. Наиболее эффективным средством формирования волевых качеств в процессе физического воспитания являются физические упражнения, создающие элементы преодоления значительного внешнего и внутреннего сопротивления. Обычно речь идет также о неблагоприятных метеорологических условиях, большом объеме работы, которая требует больших затрат нервной энергии. При воспитании стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.Во время формирования волевых качеств нужно тренировать не только волевое усилие, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что, в конечном счете, отразится на волевом действии. Упражнения на волевые качества: Медленный длительный бег в сложных метеорологических условиях – до 3 ч. Темповый кроссовый бег – до 3 ч. Кроссовый бег по сложной, изобилующей различными препятствиями местности. Тренировка в кроссе и марш-броске при неблагоприятных метеорологических условиях: в дождь, снегопад, при сильном ветре, высокой и низкой температуре.Соревнования в марш-броске, беге на 8, 10, 20, 30 км. Плавание на дальность. Преодоление специальных полос препятствий. Борьба с более сильным противником. Однодневные и многодневные пешие, лыжные, водные, горные, велосипедные, конные, альпинистские, спелеологические спортивные туристические походы. Задержка дыхания на время на вдохе или выдохе.Таким образом, эффективность физической культуры в формировании морально-волевых качеств высоки. При этом применяются разнообразные упражнения, виды спорта, предполагающие терпение, борьбу.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современном мире, наполненном конкурентными отношениями между людьми с различными возможностями и способностями, каждый человек стремится проявить как можно больше положительных черт и качеств личности. Достижение желаемых высоких результатов во многом обеспечивается за счет мобилизации своих волевых качеств.В целом воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженной в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. В настоящее время выделяется большое число волевых качеств, часть из которых психологи считают базисными. Это целеустремленность, самостоятельность, решительность, выдержка и самообладание, настойчивость, дисциплинированность, мужество и смелость.Все они в той или иной мере могут быть развиты средствами физической культуры и спорта. При этом применяются разнообразные упражнения, виды спорта, предполагающие терпение, борьбу.ЛИТЕРАТУРА Кравцов Г.Г. Онтогенез воли / Г.Г. Кравцов // Вестник РГТУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2012. – № 15 (95). – С. 29-41.Алексеев У.Н. Формирование морально-волевых качеств у юных волейболистов 13-14 лет (на примере Джикимдинской СОШ грного улуса) / У.Н. Алексеев, С.В. Сабарайкин // Инновационная наука, 2015. – Т. 1. – № 3. – С. 71-73.Ахунов И.Г. Психологические особенности личностных и морально-волевых качеств у боксеров / И.Г. Ахунова, Т. Мельгуй // Социотипическое поведение личности. Сборник научных статей, 2010. – С. 148-151. Блудова И.Н. Формирование морально-волевых качеств детей дошкольного возраста средствами борьбы дзюдо / И.Н. Блудова // Физкультурное образование Сибири, 2020. – № 2 (44). – С. 17-18.Бочкарев С.И. Физическая культура: учебное-методический комплекс (для студентов экономических специальностей)/ С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с. Быков А.В. Особенности волевой регуляции в кризисные периоды развития личности / А.В. Быков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2012. – № 1. – С. 7-16.Глазунов Ю.Т. О волевых качествах человека и основаниях их выделения / Ю.Т. Глазунов, К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2016. – Т. 26. – № 2. – С. 64-72.Давыдов О.Ю. Формирование у студентов профессионально важных психофизических качеств средствами физической культуры и спорта / О.Ю. Давыдов // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2009. – № 1. – С. 41-45.Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н.С. Ефимова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 287 с. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Питер, 2009. – 364 с.Ионов А.А. Физическая культура и спорт в воспитании учащейся молодежи / А.А. Ионов, Н.Н. Софронов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2009. – № 4 (13). – С. 70-77.Киселева Д.О. Проблема диагностики воли в психологии / Д.О. Киселева, О.С. Чаликова // Евразийский союз ученых, 2016. – № 30-3. – С. 71-73.Ковалева М.В. Формирование морально-волевых качеств подростков в условиях лыжной подготовки в школе / М.В. Ковалева, Б.С. Омина // Наука и образование: прошлое, настоящее и будущее. Сборник статей II межвузовской студенческой конференции, 2020. – С. 145-148.Колесников В.Ю. Особенности воспитания морально-волевых и психологических качеств у спортсменов / В.Ю. Колесников, К.М. Жомин // Цитисэ, 2018. – № 1 (14). – С. 28-38.Колесникова Т.Г. Развитие воли у детей 5-6 лет в условиях детского сада / Т.Г. Колесникова, Е.Ю. Елшина, Т.А. Щербакова, С.Л. Пронина // Научное отражение, 2020. – № 1 (19). – С. 23-26.Конышев А.Ю. Формирование морально-волевых качеств подростка при занятиях физической культурой и спортом / А.Ю. Конышев // Современные спортивные технологии (актуальные вопросы подготовки спортивного резерва). Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции, 2018. – С. 92-97.Красилов О.В. Воспитание морально-волевых и психологических качеств на занятиях по физической подготовке / О.В. Красилов // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России, 2020. – № 35. – С. 107-109. Кудрявцев М.Д. Физкультура и спорт как средство воспитания морально-волевых качеств / М.Д. Кудряацев, Е.В. Панов, А.Р. Гусейнова // Аллея науки, 2018. – Т. 7. – № 6 (22). – С. 1050-1052.Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – М.: Питер, 2021. – 582 с.Махмудова Х.И. Развитие эмоций и воли у детей подросткового возраста / Х.И. Махмудова // Трибуна ученого, 2021. – № 4. – С. 383-386.Мурзагалиев А.Р. Физкультура и спорта как средство воспитания морально-волевых качеств / А.Р. Мурзагалиев, В.М. Крылов // Аллея науки, 2022. – Т. 1. – № 10 (73). – С. 374-377.Немов Р.С. Общая психология: учебник для педагогических вузов. В 3 т. Т. 3. / Р.С. Немов. – 6-е изд, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 739 с.Носова Д.А. Проблема развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста / Д.А. Носова // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 162-168.Общая психология и психология личности: учебник для вузов / А.А. Баранов и др.; под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 639 с.Основы здорового образа жизни в образовательной организации : учебное пособие для вузов / А.А. Зайцев и др.; под общей редакцией А.А. Зайцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 137 с.Поскребышева Н.П. Волейбол как средство развития морально-волевых качеств личности спортсмена / Н.П. Поскребышева, М.Ю. Разиньков // Повышение конкурентоспособности кадров в условиях современного образования. Материалы международной научно-практической конференции, 2019. – С. 143-149.Рубенштейн С.Л. (1889-1960). Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. – М.: Питер, 2012. – 705 с.Самойленко В.Ю. Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях физической культурой и спортом / В.Ю. Самойленко // Научный альманах, 2020. – № 11-1 (73). – С. 201-203.Саттарова Г.И. Регулятивная функция и физиологическая основа воли / Г.И. Саттарова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. – № 4. – С. 163-171. Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом / В.И. Селиванов. – М.: Высш. школа, 1980. – 95 с.Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии, 1990. – № 3. – С. 49-57.Стеблецов Е.А.  Гигиена физической культуры и спорта : учебник для вузов / Е.А. Стеблецов, А. И. Григорьев, О.А. Григорьев; под редакцией Е.А. Стеблецова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 308 с.Степаненко Н.П. Динамика состояния вегетативной нервной системы и психоэмоционального статуса у детей, занимающихся сложнокоординационными видами спорта / Н.П. Степаненко, А.Б. Коновалов, О.В. Достовалова, Е.А. Матвеева, Е.В. Замулина // Сибирский медицинский журнал (г. Томск), 2014. – Т. 29. № 2. – С. 63-66.Ступницкий В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Шербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательская корпорация «Дашков и К°», 2013. – 520 с.Теоретические основы физической культуры : учебное пособие для вузов / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.Усманов Э.Г. Физическая активность в жизни человека. Влияние физической культуры на организм / Э.Г. Усманов, Г.Ю. Бикбаева, Д.В. Курбатова // Мировая наука, 2018. – № 3 (12). – С. 189-193.Физиология человека: учебник/ под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.Физическая культура : учебное пособие для вузов / Е.В. Конеева; под редакцией Е.В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 599 с. Францева В.О. Характеристика целевых и мотивационных установок младших школьников / В.О. Францева, Ю.В. Тихонова // Социальные аспекты здоровья населения, 2011. – № 4 (20). – С. 19.Хаджимуратов Ш.А. Развитие эмоций и воли у детей подросткового возраста / Ш.А. Хаджимуратов // Шаг в науку. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 735-738.

1. Кравцов Г.Г. Онтогенез воли / Г.Г. Кравцов // Вестник РГТУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2012. – № 15 (95). – С. 29-41.
2.Алексеев У.Н. Формирование морально-волевых качеств у юных волейболистов 13-14 лет (на примере Джикимдинской СОШ грного улуса) / У.Н. Алексеев, С.В. Сабарайкин // Инновационная наука, 2015. – Т. 1. – № 3. – С. 71-73.
3.Ахунов И.Г. Психологические особенности личностных и морально-волевых качеств у боксеров / И.Г. Ахунова, Т. Мельгуй // Социотипическое поведение личности. Сборник научных статей, 2010. – С. 148-151.
4.Блудова И.Н. Формирование морально-волевых качеств детей дошкольного возраста средствами борьбы дзюдо / И.Н. Блудова // Физкультурное образование Сибири, 2020. – № 2 (44). – С. 17-18.
5.Бочкарев С.И. Физическая культура: учебное-методический комплекс (для студентов экономических специальностей)/ С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.
6.Быков А.В. Особенности волевой регуляции в кризисные периоды развития личности / А.В. Быков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2012. – № 1. – С. 7-16.
7.Глазунов Ю.Т. О волевых качествах человека и основаниях их выделения / Ю.Т. Глазунов, К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2016. – Т. 26. – № 2. – С. 64-72.
8.Давыдов О.Ю. Формирование у студентов профессионально важных психофизических качеств средствами физической культуры и спорта / О.Ю. Давыдов // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2009. – № 1. – С. 41-45.
9.Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н.С. Ефимова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 287 с.
10.Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Питер, 2009. – 364 с.
11.Ионов А.А. Физическая культура и спорт в воспитании учащейся молодежи / А.А. Ионов, Н.Н. Софронов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2009. – № 4 (13). – С. 70-77.
12.Киселева Д.О. Проблема диагностики воли в психологии / Д.О. Киселева, О.С. Чаликова // Евразийский союз ученых, 2016. – № 30-3. – С. 71-73.
13.Ковалева М.В. Формирование морально-волевых качеств подростков в условиях лыжной подготовки в школе / М.В. Ковалева, Б.С. Омина // Наука и образование: прошлое, настоящее и будущее. Сборник статей II межвузовской студенческой конференции, 2020. – С. 145-148.
14.Колесников В.Ю. Особенности воспитания морально-волевых и психологических качеств у спортсменов / В.Ю. Колесников, К.М. Жомин // Цитисэ, 2018. – № 1 (14). – С. 28-38.
15.Колесникова Т.Г. Развитие воли у детей 5-6 лет в условиях детского сада / Т.Г. Колесникова, Е.Ю. Елшина, Т.А. Щербакова, С.Л. Пронина // Научное отражение, 2020. – № 1 (19). – С. 23-26.
16.Конышев А.Ю. Формирование морально-волевых качеств подростка при занятиях физической культурой и спортом / А.Ю. Конышев // Современные спортивные технологии (актуальные вопросы подготовки спортивного резерва). Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции, 2018. – С. 92-97.
17.Красилов О.В. Воспитание морально-волевых и психологических качеств на занятиях по физической подготовке / О.В. Красилов // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России, 2020. – № 35. – С. 107-109.
18.Кудрявцев М.Д. Физкультура и спорт как средство воспитания морально-волевых качеств / М.Д. Кудряацев, Е.В. Панов, А.Р. Гусейнова // Аллея науки, 2018. – Т. 7. – № 6 (22). – С. 1050-1052.
19.Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – М.: Питер, 2021. – 582 с.
20.Махмудова Х.И. Развитие эмоций и воли у детей подросткового возраста / Х.И. Махмудова // Трибуна ученого, 2021. – № 4. – С. 383-386.
21.Мурзагалиев А.Р. Физкультура и спорта как средство воспитания морально-волевых качеств / А.Р. Мурзагалиев, В.М. Крылов // Аллея науки, 2022. – Т. 1. – № 10 (73). – С. 374-377.
22.Немов Р.С. Общая психология: учебник для педагогических вузов. В 3 т. Т. 3. / Р.С. Немов. – 6-е изд, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 739 с.
23.Носова Д.А. Проблема развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста / Д.А. Носова // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 162-168.
24.Общая психология и психология личности: учебник для вузов / А.А. Баранов и др.; под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 639 с.
25.Основы здорового образа жизни в образовательной организации : учебное пособие для вузов / А.А. Зайцев и др.; под общей редакцией А.А. Зайцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 137 с.
26.Поскребышева Н.П. Волейбол как средство развития морально-волевых качеств личности спортсмена / Н.П. Поскребышева, М.Ю. Разиньков // Повышение конкурентоспособности кадров в условиях современного образования. Материалы международной научно-практической конференции, 2019. – С. 143-149.
27.Рубенштейн С.Л. (1889-1960). Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. – М.: Питер, 2012. – 705 с.
28.Самойленко В.Ю. Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях физической культурой и спортом / В.Ю. Самойленко // Научный альманах, 2020. – № 11-1 (73). – С. 201-203.
29.Саттарова Г.И. Регулятивная функция и физиологическая основа воли / Г.И. Саттарова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. – № 4. – С. 163-171.
30.Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом / В.И. Селиванов. – М.: Высш. школа, 1980. – 95 с.
31.Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии, 1990. – № 3. – С. 49-57.
32.Стеблецов Е.А.  Гигиена физической культуры и спорта : учебник для вузов / Е.А. Стеблецов, А. И. Григорьев, О.А. Григорьев; под редакцией Е.А. Стеблецова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 308 с.
33.Степаненко Н.П. Динамика состояния вегетативной нервной системы и психоэмоционального статуса у детей, занимающихся сложнокоординационными видами спорта / Н.П. Степаненко, А.Б. Коновалов, О.В. Достовалова, Е.А. Матвеева, Е.В. Замулина // Сибирский медицинский журнал (г. Томск), 2014. – Т. 29. № 2. – С. 63-66.
34.Ступницкий В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Шербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательская корпорация «Дашков и К°», 2013. – 520 с.
35.Теоретические основы физической культуры : учебное пособие для вузов / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
36.Усманов Э.Г. Физическая активность в жизни человека. Влияние физической культуры на организм / Э.Г. Усманов, Г.Ю. Бикбаева, Д.В. Курбатова // Мировая наука, 2018. – № 3 (12). – С. 189-193.
37.Физиология человека: учебник/ под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.
38.Физическая культура : учебное пособие для вузов / Е.В. Конеева; под редакцией Е.В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 599 с. 
39.Францева В.О. Характеристика целевых и мотивационных установок младших школьников / В.О. Францева, Ю.В. Тихонова // Социальные аспекты здоровья населения, 2011. – № 4 (20). – С. 19.
40.Хаджимуратов Ш.А. Развитие эмоций и воли у детей подросткового возраста / Ш.А. Хаджимуратов // Шаг в науку. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 735-738.