Жизненные сценарии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 40 40 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 18.07.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования жизненных сценариев в психологии 5
1.1. Понятие «Жизненный сценарий» 5
1.2. Сущность трансакционного анализа 7
1.3. Характеристика жизненных сценариев в трансакционном анализе 10
Глава 2. Исследование жизненных сценариев 16
2.1. Организация и методика исследования 16
2.2. Результаты исследования 17
Глава 3. Разработка программы коррекции жизненных сценариев 20
3.1. Обоснование программы 20
3.2. Содержание программы 21
Заключение 40
Список использованных источников 42

Фрагмент для ознакомления

Ведь не секрет, что бывают такие истории, когда кто-то, искренне желая нам помочь, в действительности причинял вред. И наоборот, человек, мешающий нам что-то сделать, на самом деле оказывал нам услугу. Здесь нам потребуется внимание, непредвзятость и анализ. Упражнения 1. Какие союзники/противники у вашего героя, напишите рассказ о встрече с ними. Как и когда она произошла, что было в итоге. Какие у них ресурсы, что дают Союзники? Как происходит встреча с Противниками, в чем противоборство, на что они претендуют, как происходит взаимодействие, какие уроки можно извлечь? Зарисуйте персонажей. 2. Техника «Любимый герой и его антогонист». Лист А4 записываем ваши (из жизни) Союзники/Противники, плюсы, минусы, поразмышлять о них.3. «Островок ресурсов». Что вас наполняет ресурсом? Зарисовать на листе А3, в центре написать «Я», вокруг написать или зарисовать, символы того, что приносит вам радость и доставляет удовольствие. Рисуя эти символы, входить в состояние радости, удовольствия, чтобы проявились телесные ощущения. Шаг седьмой: приближение к внутренней пещере (чрево кита). Точка «смерти». Чрево кита - это этап самоуничтожения, человек должен отказаться полностью от своего прошлого мировоззрения, чтобы двигаться дальше. Здесь человек встречается с внутренними «демонами»: с гидрой, драконами, орками, циклопами. На психологическом уровне - это наша Тень, это реакции, это ожидания, обиды, внутренние конфликты, навязчивые мысли, застрявшие эмоции, фиксированное деструктивные убеждение и так далее. Человек должен прояснить для себя вытесненную часть своей психики, интегрировать все части, интегрировать и уладить все конфликты между разными частями этой области психики. Герой, продвигаясь в своем путешествии и проходя испытания, получает новый опыт и навыки, и неизбежно попадает в точку «смерти» - это самое тяжелое испытание на пути. На этом шаге будет определено, вынесет герой из путешествия урок для себя, или останется таким какой был. Предыдущие этапы затрагивали внешний мир нашего героя – окружение, обстоятельства, ситуации, людей. Здесь же, на седьмом шаге мы погружаемся в глубины нашего внутреннего мира, глубины сознания. Здесь мы прикоснемся к нашим убеждениям. Убеждения гораздо прочнее желаний, и менять их не так легко.Упражнения: Психосинтез, пластилин, работа с внутренними частями, которые вам не нравятся). Выпишите на 2-3 качества, которые вам не нравятся в вас. Далее вылепите из пластилина фигурки, которые будут символизировать каждое из этих качеств, разместите их на листе А4, дайте им имена. Беседа. 2. «Домик для страха» (или чувства, которое наиболее проявилось). Что это за страх? Как его зовут? Дайте ему имя. Где он живет? Как давно он там? Почему ему важно быть у вас? Чем вы такие уникальные, что он есть у вас? Кем или чем ваш страх был до того, как стал страхом? Что пугает ваш страх больше всего? Какая вашему страху нужна помощь? Шаг восьмой: Встреча с Богиней. Богиня отсылает к фигуре Матери, которая в реальной жизни для грудного ребенка была не только хорошей, но и плохой. Мать плохая, когда она не всегда присутствует, не всегда может погладить ребенка и не всегда его может накормить, когда он того хочет. Бывает плохой, когда она запрещает что-то делать и у ребенка возникает агрессия, а также страх ответной агрессии. Все эти права проявления фигуры Матери создают в психике ребенка систему из сдерживания и противовесов, тем самым создается внутренний конфликт. Как-то Актеон, молодой охотник пошел охотиться в лес, оставив позади своих друзей с охотничьими собаками, он нашел грот, где как раз в это время купалась богиня Диана со своими нимфами. Он без приглашения приблизился и Диана плеснула на него водой со своим заклятием, не успел он опомниться, как ощутил на своей голове рога, потом начал осматривать свое тело, которое мгновенно превратилось в вола, он начал быстро убегать. По иронии судьбы, в этот момент мимо шли его друзья с охотничьими собаками и начали его преследовать. В итоге встреча Актеона с богиней Дианой обернулась в смерть. Не каждый герой, не каждая психика способна выдержать встречу с фигурой Матери и остаться при этом живой, сохранить свою целостность и продолжить дальше свой путь. Встреча с Богиней - это интеграция фигуры Матери, это интеграция всех полярностей и это принятие разрушительного аспекта души. Упражнения: Отношения с матерью. Что для вас любовь к маме. Зарисуйте ее символ. Какие чувства возникают при этом. Шаг девятый: Воссоединение с Отцом. Эго героя полностью разрушается при встрече с Отцом. Отец - это источник сына, Отец - это тотальность бытия, это источник мира. Эта встреча может оказаться смертельной не только для героя. Фаэтон приходит к своему отцу Гелиосу и требует признать, что он его кровный сын. Гелиос соглашается и заверяет это тем, что выполнит любое желание Фаэтона. Фаэтон требует от Гелиоса дать ему под управление колесницу Солнца. Гелиос не смог отговорить своего сына и даёт ему колесницу. Он, конечно же, не справляется с управлением Солнцем, обжигает людей, землю и небо и, чтобы предотвратить разворачивающейся хаос, Зевс убивает своей молнией Фаэтона, который падает вниз. Когда сын встречается со своим отцом и заполучает энергию жизни, это может оказаться смертельным, как для него самого, так и для окружающих. Отец для сына - это шаман, это жрец. Он проводит инициацию сына, он подготавливает своего сына к управлению колесницей Солнца и только через подготовку, только через психологическое взращивание сына, тот становится готов принять эту энергию, эту силу, чтобы жить. Когда герои воссоединяется с отцом в фазе инициации, у героя исчезает деление на я и другие, и на я и остальной мир. Герой здесь может снять свою вуаль с источника бытия, и увидеть свою самость. Иди за мной и я завершу твое обучение, объединив наши силы, мы положим конец этим разорительным войнам и наведем порядок в Галактике. Упражнения: Отношения с отцом. Что для вас отношение к отцу. Зарисуйте его символ. Какие чувства возникают при этом. Задание на дом 1. Продолжить выполнять упражнение «Собрание (Круглый стол) внутренних частей. 2. Дополнять рисунок «Островок ресурсов». 3. Вести дневник.Блок 2. Упражнение 1. Танец эмоций. Цель: нивелировать проявление негативных эмоций через хореографическую деятельность.Участника просят описать своё эмоциональное состояние. После этого предлагают самому выбрать музыку и в танце изобразить своё настроение. После этого предлагают сформулировать его желаемое эмоциональное состояние. Далее- в танце необходимо показать то желаемое настроение, которое необходимо в данный момент.Упражнение 2. «Письмо». Участнику предлагают написать письмо своему несогласию с какими-либо условиями его жизни. При этом важно определить его особенности (описать, каким представляет участник своё несогласие). Далее следует охарактеризовать возможные причины этого несогласия. Также важно описать возможные способы преодоления этого несогласия.Упражнение3. «Оценка поступков»Участникам предлагают проанализировать различные поступки героев литературных произведений. При этом он отвечает на следующие вопросы:Почему герой поступил именно так?Что было бы, если он поступил по-другому?Как я бы поступил на месте литературного героя?Упражнение 4. «Рояль»Участнику предлагаю вспомнить, что помогало ему в жизни преодолевать сложные ситуации. Затем проанализированные способы выхода из сложных для участника ситуаций разделяют на две категории: негативные (это чёрные клавиши рояля) и позитивные (это белые клавиши рояля). Затем обобщаются, перечисляются, делая акцент на наиболее типичных для подростка негативных эмоциональных проявлениях. После этого обсуждается вопрос: «Надёжнее обладать многими или немногими «клавишами»? В заключении делается акцент на несомненном превосходстве светлых «клавиш». Упражнение 5. «Сказки»Участники сочиняют две сказочные истории. Задачи таковы: одна история должна быть с моральными законами общежития, содержать историю их соблюдения. Другая история о том обществе, где этих законов не существует. Время 15 минут. Сказки презентуются, обсуждаются по вопросам:1) Где лучше живётся?2)Необходим ли контроль над своими эмоциями? Зачем?Упражнение 6. Упражнение «Предмет»В коробке спрятаны различные предметы (мяч, зеркало, записная книжка, карандаш и др.). Участник случайным способом выбирает любой предмет и от его имени рассказывает о своём настроении, анализирует и рассуждает о нём.Упражнение 7. «Мне повезло»Участник вспоминает историю из своей жизни, в ходе которой ему в чём-либо значимом для него повезло. Он рассказывает об этой истории группе. Группа изображает этот случай.Рекомендации по регулированию эмоционального состояния Напряжённая работа должна сопровождаться регулярными перерывами. В это время деятельность должна отличаться от трудовой. Можно провести перерыв, занимаясь любимым делом. Также можно посвятить это время анализу собственных успехов. Важно эффективно планировать время для осуществления трудовой деятельности. При этом следует оградить себя от таких отвлекающих факторов, как телевидение и интернет. Часто психологическое напряжение усиливается при дополнительном интеллектуальном напряжении, связанном с отвлечением на какую-либо телепрограмму, музыку, информацию на развлекательных сайтах. Каждый день следует посвятить хоть какой-то отрезок времени той деятельности, которая доставляет реальное удовольствие. Например, после напряжённого трудового дня занятия рисованием позволят предотвратить психическое напряжение.Очень эффективным является освоение техник саморегуляции. В связи с этим целесообразно использование дыхательной гимнастики, которая уже за короткий отрезок времени даст почувствовать происходящие позитивные изменения: повысится энергичность, уйдёт напряжение и ощущение сдавленности. Большое значение для нормального функционирования и противостояния стрессорам имеет правильный режим питания. Необходимо свести к минимуму употребление полуфабрикатов и фастфуда. Переход на натуральные продукты питания в короткое время позволит ощутить чувство удовлетворённости едой и повысит энергичность.Физическая активность оказывает позитивное влияние на психическое состояние. Также в настоящее время это актуальная общественная тенденция. Благодаря разнообразным видам физической активности, человек не только существенно изменит качество своей жизни, но и позволит ощутить себя прогрессивным человеком. Физическая активность должна доставлять удовольствие, поэтому лучше выбирать те виды спортивно-оздоровительной деятельности, которые больше импонируют человеку. Не стоит полностью включаться лишь в семейные проблемы. Необходимо понимать, что жизнь многопланова и в ней множество аспектов. Важно регулярно переключаться на иные виды деятельности. Необходим баланс между физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой: только в этом случае желаемая гармония будет достигнута.Периодически следует устраивать для себя такие дни, когда можно полностью посвящать себя активному отдыху. В зависимости от личностных предпочтений каждый выбирает для себя свой вид такого восстановления. Это могут быть походы в лес и наслаждение лесной природой. Также многие выбирают для себя охоту и рыбалку: такое времяпрепровождение полезно не только для физического оздоровления, но и для снятия душевного напряжения. Если есть возможность посетить новые места, то это, безусловно, стоит сделать. Путешествия не только позволяют увидеть интересные достопримечательности, но и обновить свою эмоциональную жизнь, что очень полезно для снятия душевного напряжения. Занятия любимыми видами творческой деятельности является эффективным средством для того, чтобы получить ощущение эмоциональной удовлетворённости. При этом часто появляется особое ощущение одухотворённости, благодаря которым появляются оригинальные результаты креативной деятельности.Следует отметить, что периодически стремление заниматься творческой деятельности отсутствует. Появляется апатия и инертное состояние, нежелание активно действовать и достигать своих целей. С этим ощущением периодически сталкивается почти каждый. Одним из самый действенных инструментов при этом является намеренный выход из зоны комфорта. Необходимо вспомнить те ситуации, в которых вы действовали активно и при этом достигали успеха и гордились собой.Позитивный настрой является важным условием для сохранения душевного равновесия. Для этого необходимо посвятить некоторое время для того, чтобы активировать свои ресурсы, настроить себя на позитив и с этим начинать какое-либо дело. Для того чтобы жить полноценной и интересной жизнью, важно иметь значимые цели. Посвятите некоторое время тому, чтобы обдумать, что для вас важно сегодня, через год, через 5-10 лет. Составьте список самых значимых для себя целей и регулярно отмечайте те действия, которые вы выполняете для их достижения.Планирование дня – важное условие его эффективности. После завтрака (который каждое утро должен быть) посвятите 10-15 минут обдумыванию предстоящего дня и своей роли для того, чтобы сделать этот день полезным и приятным для себя.ЗаключениеНа протяжении достаточно продолжительного времени теория жизненных сценариев имеет место в психокоррекционной работе. Начало данной теории было положено ещё З. Фрейдом, который в своей концепции психоанализа выдвинул идею о существовании трёх психических структур.Основным исследователем, который создал рассматриваемую концепцию, стал Эрик Берн. Он во многом опирался на идеи Зигмунда Фрейда. Берн выдвинул идею о том, что существуют единицы социального взаимодействия, которые были названы трансакциями.Берн описывал три основных сценария:Победитель - человек, который ставит перед собой чёткие цели и достигает их. Он удовлетворён собой и своей жизнью.Побеждённый – человек, не достигающий поставленных целей. Он ощущает неудовлетворённость собой и своей жизнью.Не-победитель (банальный сценарий) – данный сценарий отличает человека, не готового к риску. Такой человек может в чём-либо частично выигрывать и понемногу проигрывать. Сценарий Побеждённого может проявляться в легкомысленном созерцании окружающей действительности, в стремлении избежать ответственности. Данная позиция также исходит из детства, когда ребёнок начинает сталкиваться с неизвестными явлениями действительности, которые вызывают у него страхи. Сценарий Побеждённого предполагает то, что личность отказывается считать себя активным объектом преобразования окружающей действительности, отдавая приоритет, по их мнению, более значимым людям. Сценарий Победителя связан с адекватным восприятием собеседника. Он предполагает рациональный подход к взаимодействию с другими людьми, учёт как собственных возможностей и проблем, так и соответствующих характеристик собеседника.В рамках данного исследования проведено исследование жизненных сценариев. по результатам методики можно отметить, что большинство испытуемых (38%) следуют неверному жизненному сценарию, имеют ложные поведенческие и эмоциональные установки. Для преодоления негативных жизненных сценариев была разработана серия социально-психологических тренингов.Список использованных источниковБерн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 576 с.Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. - 272 с. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психиатрия / Э. Берн. — М. : Акад. Проект, 2006. — 320 с.Бородина, Е. М. Влияние депрессии на проявление творческих способностей личности // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. 2017. С. 209-212.Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.; Киев:, 1997. - 304 с.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер,2003. С.162. ВачковИ.В . Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007. Влияние семьи на психическое развитие ребенка. - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://lesnayaskaska.com/vliyanie-semi-napsihicheskoe-razvitie-rebenkaВолкова И.В. «Жизненные сценарии как психологическая проблема»: методическое пособие-Смоленск: изд. Филиала ГОУВПО «МЭИ»(ТУ), 2004.-27с. Гамезо, Михаил Викторович. Возрастная психология: личность от молодости до старости : — М. : Пед.о-во России: Ноосфера, 2002. — 272с. Гроф С. Области человеческого бессознательного - М., 2001. Джеймс М. Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Москва Издательская группа «Прогресс»«Универс» 1993.с .329 Дикман Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. - СПб. : Академический проект, 2000.с. 32-95. Доценко Е.Л. «Семантическое пространство психотехнической сказки»// Журнал практического психолога 1999, №10-11. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996. Ефимкина Р., Горлова М. Психологическая инициация женщины \\ Российский гештальт. / Под ред. Н.Б.Долгополова и Р.П.Ефимкиной. — М.: МИГИП, Новосибирск: НГУ, 1999. с.347. Жильцова, Ольга Александровна. Трансактный анализ Э. Берна: новое прочтение [Текст] / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Мир психологии. — 2016. — № 4. — С. 256-261. Козлов В.В., Гордеев М.Н., Власов Н.А. Транзактное взаимодействие как механизм внушаемости в большой группе // Психология и Психотехника. - № 2. - 2015. - С.135-140Кудрявцев, Д.И. Трансакционный анализ Эрика Берна в управлении человеческими ресурсами // Актуальные вопросы управления и экономики. Материалы региональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 2014. С. 52-56.Левина, Е.А. Конфликтные переговоры по Эрику Берну на примере органов исполнительной власти города Москвы // Научный вестник Крыма. 2019. № 5 (23). С. 15.Лейбин, В. М. Психоанализ: учебное пособие. 3-изд. - СПб, «Питер», 2019. – 592 с.Мирошин А.В. Факторы, влияющие на негативную мотивацию в период кризиса // В сборнике: Экономические и социальные проблемы глобальной мировой финансовой системы Сборник статей участников III Международного научного студенческого конгресса. 2012. С. 516-518.Михальчи Е.В. Применение трансактного анализа для профилактики и диагностики профессиональных стрессов у персонала организаций // Балканско научно обозрение. 2019. №3 (5).Организационное поведение и управление человеческими ресурсами: кейсы из коллекции Высшей школы менеджмента СПбГУ/ под ред. И.В.Гладких, В.Н.Мининой, СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010Петровский В. Транзактный анализ. – [Электронный источник]. – Режим доступа: https://www.psychologies.ru/standpoint/tranzaktnyiy-analiz1/Терещенко В.В. Влияние отношений взаимодействия «ребеноквзрослый» на личностное развитие подростка. – [Электронный источник]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/vliyanie-otnosheniivzaimodeistviya-rebenok-vzroslyi-na-lichnostnoe-razvitie-podrostkaФрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.Харрис, Томас А. «Я – окей, Ты – окей!». – 198 с.Штайнер Клод «Сценарии жизни людей» ОЛМА-Пресс 2004Эго-состояния по Эрику Берну. Введение в трансактный анализ. - [Электронный источник]. – Режим доступа: https://goallife.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu

Список использованных источников

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 576 с.
2. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. - 272 с.
3. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психиатрия / Э. Берн. — М. : Акад. Проект, 2006. — 320 с.
4. Бородина, Е. М. Влияние депрессии на проявление творческих способностей личности // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. 2017. С. 209-212.
5. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.; Киев:, 1997. - 304 с.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер,2003. С.162.
7. Вачков И.В . Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007.
8. Влияние семьи на психическое развитие ребенка. - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://lesnayaskaska.com/vliyanie-semi-napsihicheskoe-razvitie-rebenka
9. Волкова И.В. «Жизненные сценарии как психологическая проблема»: методическое пособие-Смоленск: изд. Филиала ГОУВПО «МЭИ»(ТУ), 2004.-27с.
10. Гамезо, Михаил Викторович. Возрастная психология: личность от молодости до старости : — М. : Пед.о-во России: Ноосфера, 2002. — 272с.
11. Гроф С. Области человеческого бессознательного - М., 2001.
12. Джеймс М. Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Москва Издательская группа «Прогресс» «Универс» 1993.с .329
13. Дикман Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. - СПб. : Академический проект, 2000.с. 32-95.
14. Доценко Е.Л. «Семантическое пространство психотехнической сказки»// Журнал практического психолога 1999, №10-11.
15. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996.
16. Ефимкина Р., Горлова М. Психологическая инициация женщины \\ Российский гештальт. / Под ред. Н.Б.Долгополова и Р.П.Ефимкиной. — М.: МИГИП, Новосибирск: НГУ, 1999. с.347.
17. Жильцова, Ольга Александровна. Трансактный анализ Э. Берна: новое прочтение [Текст] / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Мир психологии. — 2016. — № 4. — С. 256-261.
18. Козлов В.В., Гордеев М.Н., Власов Н.А. Транзактное взаимодействие как механизм внушаемости в большой группе // Психология и Психотехника. - № 2. - 2015. - С.135-140
19. Кудрявцев, Д.И. Трансакционный анализ Эрика Берна в управлении человеческими ресурсами // Актуальные вопросы управления и экономики. Материалы региональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 2014. С. 52-56.
20. Левина, Е.А. Конфликтные переговоры по Эрику Берну на примере органов исполнительной власти города Москвы // Научный вестник Крыма. 2019. № 5 (23). С. 15.
21. Лейбин, В. М. Психоанализ: учебное пособие. 3-изд. - СПб, «Питер», 2019. – 592 с.
22. Мирошин А.В. Факторы, влияющие на негативную мотивацию в период кризиса // В сборнике: Экономические и социальные проблемы глобальной мировой финансовой системы Сборник статей участников III Международного научного студенческого конгресса. 2012. С. 516-518.
23. Михальчи Е.В. Применение трансактного анализа для профилактики и диагностики профессиональных стрессов у персонала организаций // Балканско научно обозрение. 2019. №3 (5).
24. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами: кейсы из коллекции Высшей школы менеджмента СПбГУ/ под ред. И.В.Гладких, В.Н.Мининой, СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010
25. Петровский В. Транзактный анализ. – [Электронный источник]. – Режим доступа: https://www.psychologies.ru/standpoint/tranzaktnyiy-analiz1/
26. Терещенко В.В. Влияние отношений взаимодействия «ребеноквзрослый» на личностное развитие подростка. – [Электронный источник]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/vliyanie-otnosheniivzaimodeistviya-rebenok-vzroslyi-na-lichnostnoe-razvitie-podrostka
27. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.
28. Харрис, Томас А. «Я – окей, Ты – окей!». – 198 с.
29. Штайнер Клод «Сценарии жизни людей» ОЛМА-Пресс 2004
30. Эго-состояния по Эрику Берну. Введение в трансактный анализ. - [Электронный источник]. – Режим доступа: https://goallife.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu