Источники административного права
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 06.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Сущность административного права как правовой отрасли 5
1.2. Система источников административного права 11
2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 18
2.1. Конституция РФ как основной источник административного права 18
2.2. Законы как источники административного права 21
2.3. Подзаконные акты как источники административного права 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Классификация этих актов осуществляется в соответствии с их юридической силой. Важнейшую роль в системе источников административного права имеет Конституция РФ. Вместе с тем требуется сказать об особом статусе Федеральных конституционных законов, определяющемся особой процедурой принятия и отсутствием у главы государства возможностиналагать на них вето. Среди федеральных законов – источников административного права громадную роль играет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства и иные кодексы. Система законодательных источников административного права дополняется законодательными актами представительных органов федеральных субъектов.2.3. Подзаконные акты как источники административного праваПодзаконные нормативные правовые акты, которые являются источниками административного права:1. Распоряжение и указы Президента РФ.Своеобразие распоряжений и указов главы государствасопряжено с его полномочиями. Данные акты не могут вступать в противоречие с федеральным законодательством, однако обладают приоритетным значением относительно иных подзаконных актов.В зависимости от характера полномочий главы государства все его указы можно подразделить на: – указы в рамках собственных полномочий; – указы на основании полномочий, которые были делегированы Парламентом;– указы, которые подлежат утверждению Советом Федерации (о введении чрезвычайного положения, военного положения, представления о назначении на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда, Генерального прокурора).Согласно юридической значимости указы классифицируются на правоприменительные и нормативные.Нормативные указы включают в себя правовые нормы и регламентируют различные сферы жизни общества, обладают общеобязательным характером. В особенности много указов принимается в целях регламентирования отношений в экономической сфере (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Порой они сопровождаются принятием положений об органах, исполняющих соответствующие функции, либо о порядке деятельности в отдельной области общественных отношений.Правоприменительные указы обладают индивидуально-разовым характером и принимаются в отношении конкретных вопросов управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).Распоряжения главы государства также обладают ненормативнымхарактером и должны приниматься в отношении оперативных вопросов государственного управления (формирование рабочих комиссий, выделение средств регионам из резервных фондов и т.д.). Их отличие от ненормативных указов немного условно и может анализироваться (рассматриваться) применительно к каждому отдельному случаю.2. Нормативные акты Правительства РФ.Крайне значимы и разнообразны по собственному содержанию нормативные правовые акты отечественного Правительства. Данные акты можно классифицировать на акты, которые издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов главы государства, и акты в части вопросов собственных полномочий. Особенности координирующей, управленческой деятельности Правительства оказывают влияние на содержание и количество принимаемых актов.Правительство разрабатывает, утверждает и осуществляетосновные нормативные правовые акты и комплексные целевые программы, которые рассчитаны на длительные периоды времени (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого бизнеса и т.д.).Принимаемые им акты:- во-первых, оперативно регламентируют отношения в разнообразныхсферах государственной и общественной жизни;- во-вторых, утверждают правовые ориентиры для функционирования всех органов исполнительной власти, учреждений и предприятий;- в-третьих, вводят нормативные правовые основы для опубликования иных правовых актов.Нормативно-правовые акты публикуются федеральными органами исполнительной власти в виде распоряжений, приказов, постановлений, правил, положений и инструкций. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм является недопустимым.Согласно действующему законодательству Правительство России с целью реализации собственных полномочий в части управления обществом принимает распоряжения и постановления. Постановления, в основном, являются общеобязательными и нормативными, они должны разрабатываться и приниматься коллегиально. Распоряжения же, являясь одним из видов правоприменительных актов, должны приниматься и подписываться Председателем либо заместителем Председателя Правительства на основании принципа единоначалия и адресованы, в основном, узкому кругу исполнителей. Распоряжения и постановления Правительства РФ должны быть официально опубликованы в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в продолжение десяти дней после их подписания.3. Ведомственные нормативные акты.Министерства, федеральные агентства, федеральные службы и другие органы издают правовые акты, называемые инструкциями и приказами. Их назначениемявляется детальное регламентирование управленческих отношений. В них, как правило, устанавливается порядок деятельности подведомственных отраслевых предприятий, учреждений и организаций по разрешению задач, которые стоят перед отраслью. Порой, в связи с функциональной, межотраслевой направленностью ведомства (министерства), эти акты могут адресоваться нескольким министерствам и регламентировать межотраслевые отношения. К примеру, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др.Приказы бывают как нормативными, так и ненормативными. Являясь одним из видов распорядительных актов, они должны разрабатываться структурными подразделениями министерств и включать в себяконстатирующую и распорядительнуючасти. Подписываются министром либо согласно его поручению заместителем министра.Инструкции же, регламентируя соответствующие сферы деятельности министерства, всегда обладают нормативным содержанием. Они должны визироваться руководителями структурных подразделений (разработчиков) и утверждаться министром (замминистра) посредством опубликования приказа либо проставления грифа утверждения.В качестве примера данных правовых актов можно назвать Положение о порядке замещения должностей преподавательского состава государственных высших учебных заведений Российской Федерации; Инструкцию об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации.Пример. Нормы административного права закреплены: - в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; - Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»; - Приказе МВД России от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений»; - Приказе Фонда социального страхования РФ от 13.01.2016 № 11 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Фонде социального страхования РФ».В данном пункте были рассмотрены основные подзаконные акты, являющиеся источниками административного права. Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами. Специфика этих актов заключается в том, что они имеют также локальную, ограниченную сферу действия, регулируя как управленческие, так и непосредственно производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с функциональным назначением предприятия.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ общей теории права формы выражения и закрепления правовых норм определяются как источники права в формально-юридическом смысле. В рамках правовой системы источники права, выстроенные по принципу их иерархической соподчиненности, образуют систему источников права. Особенностью административного права как отрасли права является разнообразие и множество составляющих его источников. Это обусловлено предметом административного права, который определяется множественностью управленческих отношений, регулирующих различные сферы общественной жизни. Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. В то же время немало источников, в которых одновременно могут содержаться нормы нескольких отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).Нередко систему источников административного права называют административным законодательством, что не совсем корректно, ибо административно-правовые нормы содержатся не только в законах, но и в подзаконных актах. Поэтому административное законодательство следует понимать как систему законов, включающих нормы административного права, а всю совокупность действующих источников данной отрасли можно назвать системой источников административного права.При изучении административного права стоит обращаться к некоторым статьям Конституции РФ, в которых определяется статус Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ, структуру органов государственной власти. Федеральные конституционные законы считаются самостоятельными источниками административного права. К источникам административного права также можно отнести федеральные законы, среди них нормативный правовой акт – Кодекс РФ об административных правонарушениях. Судебную практику также можно признать источником административного права, поскольку оказывает влияние на регулирование административных отношений. Решением суда некоторые административно-правовые нормы, которые не соответствуют Конституции РФ или закону, утрачивают юридическую силу, либо у субъектов административного права могут появиться новые права и обязанности. Поскольку споры по поводу источников административного права не прекращаются, многие ученые относят к ним большинство норм российского права, не обращая при этом внимание на характер общественных отношений. Но не стоит забывать, что нормы российского права действуют системно и многие пересекаются с административным правом.Административное право является одним из самых несистематизированных и некодированных отраслей в правовой системе России, что во многих ситуациях объясняется его многопрофильностью. На протяжении многих лет точных подходов к его систематизации так и не находилось. Но в сравнении с многими иными правовыми отраслями отличаются своей мобильностью, которая состоит из непрерывных изменений и преобразований. Конституция позволяет создать прочную базу правовой системы для проведения такого рода работ совместно с формированием стабильного законодательства по кардинальным вопросам функционирования исполнительной власти, упорядочения большого массива действующих норм разного уровня, которая зачастую устарели и противоречат действительности.В настоящее время кодифицирован только один институт административного права в России – это Кодекс об административных правонарушений, который объединяет нормы материального и процессуального права, но это всего лишь небольшая часть кодификации. Безусловно, в связи с этим необходимо значительное обновление нормативного законодательство, а также избавление от довольно таки частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих решений, инкорпорации права и т.пСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СПС Консультант Плюс.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // СПС Консультант Плюс.Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 27 (часть II) ст. 2709.Административное право : учебник для бакалавров / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 937 с.Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало-М, 2022. Великанова С.Г. Административное право. Учебник. М.: А-Приор. 2022. Габричидзе Б.Н. Административное право России: учеб. / Б.Н. Габричидзе [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект 2019. Гирев В.Н. Административное право: Практикум: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2022. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М.Петров.- М.: Международная академия предпринимательства, 2017.Захарова Е. Р. Источники административного права: значение и проблемы систематизации / Е. Р. Захарова, П. Е. Снегирева // Перспективы развития науки в современном мире : Сборник трудов по материалам XI Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 12 декабря 2022 года. Том Часть 2. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. С. 56-61.Зеленцов А. Б. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации как предпосылка смены парадигмы в теории административного права // Административное право и процесс. 2019. № 11. С. 23-24Зеленцов А. Б. Пора признать существование двух видов административной ответственности в современном российском праве // Актуальные проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности : материалы научно-практической конференции. М. : РАП, 2018.Источники и формы административного права / А. Д. Чихутова, А. С. Седова, М. А. Карпова, В. М. Юрина // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1, № 12(29). С. 657-659.Козлов Ю.М. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2018. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МА МВД России, 2020. Костик К. И. Система источников административного права, регулирующих деятельность в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС / К. И. Костик // Административное право и процесс. 2018. № 11. С. 71-73.Кубанкина Е.И. Административное право: учебн. пособие.- М.: Дашков и К, 2016. Кузнецов А. А. О некоторых особенностях источников административного права / А. А. Кузнецов, А. А. Бордонос // Вестник современных исследований. 2018. № 12.6(27). С. 129-132.Малахов С. А. Содержание и признаки системы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях / С. А. Малахов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 3(93). С. 112-117.Меркулов М. В. Проблемы классификации источников административного права / М. В. Меркулов // Научная реальность и образы будущего в контексте междисциплинарных исследований : Материалы XXXVIII Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 14 октября 2021 года. Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ВВМ», 2021. С. 319-320.Модернизация административного законодательства (цели, задачи, принципы и актуальные направления) : монография / А.М. Абакирова, М.А. Абдыраев, Г.А. Василевич [и др.] ; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2018. 496 с.Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2023.Ордина О. Н. Классификация источников административного права России / О. Н. Ордина // Административное право и процесс. 2020. № 9. С. 32-34.Полищук А. В. Значение административного права в правовой системе российской Федерации / А. В. Полищук, В. А. Олейниченко // Сборник трудов : Сборник статей. – Симферополь : Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2020. С. 149-157.Рыбаков Р. Л. Акты правосудия как источник административного права / Р. Л. Рыбаков, В. Н. Цыганаш // Правовое образование : сборник научных трудов. Том 15. – Ростов-на-Дону : Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в г. Ростове-на-Дону, 2021. С. 396-401.Сахно А. И. Система источников административно-процессуального права / А. И. Сахно, И. П. Батанина // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 12-5(80). С. 169-173. Старилов Ю. Н. Судебный нормоконтроль и административное судопроизводство в системе модернизации административного и административно-процессуального законодательства // Мировой судья. 2016. № 4. С. 31-38.Стащенко С. П. К вопросу о развитии науки административного права / С. П. Стащенко // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 108-111.Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2021.
2.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СПС Консультант Плюс.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // СПС Консультант Плюс.
4.Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 27 (часть II) ст. 2709.
5.Административное право : учебник для бакалавров / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 937 с.
6.Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало-М, 2022.
7.Великанова С.Г. Административное право. Учебник. М.: А-Приор. 2022.
8.Габричидзе Б.Н. Административное право России: учеб. / Б.Н. Габричидзе [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект 2019.
9.Гирев В.Н. Административное право: Практикум: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2022.
10.Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М.Петров.- М.: Международная академия предпринимательства, 2017.
11.Захарова Е. Р. Источники административного права: значение и проблемы систематизации / Е. Р. Захарова, П. Е. Снегирева // Перспективы развития науки в современном мире : Сборник трудов по материалам XI Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 12 декабря 2022 года. Том Часть 2. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. С. 56-61.
12.Зеленцов А. Б. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации как предпосылка смены парадигмы в теории административного права // Административное право и процесс. 2019. № 11. С. 23-24
13.Зеленцов А. Б. Пора признать существование двух видов административной ответственности в современном российском праве // Актуальные проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности : материалы научно-практической конференции. М. : РАП, 2018.
14.Источники и формы административного права / А. Д. Чихутова, А. С. Седова, М. А. Карпова, В. М. Юрина // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1, № 12(29). С. 657-659.
15.Козлов Ю.М. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2018.
16.Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МА МВД России, 2020.
17.Костик К. И. Система источников административного права, регулирующих деятельность в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС / К. И. Костик // Административное право и процесс. 2018. № 11. С. 71-73.
18.Кубанкина Е.И. Административное право: учебн. пособие.- М.: Дашков и К, 2016.
19.Кузнецов А. А. О некоторых особенностях источников административного права / А. А. Кузнецов, А. А. Бордонос // Вестник современных исследований. 2018. № 12.6(27). С. 129-132.
20.Малахов С. А. Содержание и признаки системы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях / С. А. Малахов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 3(93). С. 112-117.
21.Меркулов М. В. Проблемы классификации источников административного права / М. В. Меркулов // Научная реальность и образы будущего в контексте междисциплинарных исследований : Материалы XXXVIII Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 14 октября 2021 года. Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ВВМ», 2021. С. 319-320.
22.Модернизация административного законодательства (цели, задачи, принципы и актуальные направления) : монография / А.М. Абакирова, М.А. Абдыраев, Г.А. Василевич [и др.] ; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2018. 496 с.
23.Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2023.
24.Ордина О. Н. Классификация источников административного права России / О. Н. Ордина // Административное право и процесс. 2020. № 9. С. 32-34.
25.Полищук А. В. Значение административного права в правовой системе российской Федерации / А. В. Полищук, В. А. Олейниченко // Сборник трудов : Сборник статей. – Симферополь : Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2020. С. 149-157.
26.Рыбаков Р. Л. Акты правосудия как источник административного права / Р. Л. Рыбаков, В. Н. Цыганаш // Правовое образование : сборник научных трудов. Том 15. – Ростов-на-Дону : Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в г. Ростове-на-Дону, 2021. С. 396-401.
27.Сахно А. И. Система источников административно-процессуального права / А. И. Сахно, И. П. Батанина // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 12-5(80). С. 169-173.
28.Старилов Ю. Н. Судебный нормоконтроль и административное судопроизводство в системе модернизации административного и административно-процессуального законодательства // Мировой судья. 2016. № 4. С. 31-38.
29.Стащенко С. П. К вопросу о развитии науки административного права / С. П. Стащенко // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 108-111.
30.Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2021.