Роль этностереотипов в изучении национального характера

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 43 43 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 06.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 4
Глава 1. Теоретические характеристики понятий этностереотип и национальный характер 7
1.1 Сущность понятия «этнический стереотип» 7
1.2 Сущность понятия «национальный характер» 11
1.3 Формы проявления национального характера и способы его исследования 16
Глава 2. Роль этностереотипов в изучении национального характера 21
2.1 Влияние этностереотипов на определение национального характера 21
2.2 Роль этностереотипов в межкультурной коммуникации 25
2.3 Этностереотип как фактор формирования национального характера 29
Заключение 39
Литература 41

Фрагмент для ознакомления

Немцы любят трудиться, их показатель трудоспособности выше, чем у представителей других европейских стран. Важнейшей поведенческой нормой немцев является пунктуальность с точностью до минуты. Так, например, общественный транспорт может отправляться с остановки четко в указанное время, например в 14.13, ни минутой раньше или позже. Пунктуальность, приверженность к труду, отсутствие чувства юмора, также позволяет сформировать образ немца, как человека консервативного и сдержанного, что является объективной характеристикой немецкого народа.Итальянский народ характеризуется склонностью к проявлению эмоций, раскрывающих их отношение к тому или иному жизненному явлению. В отличие от немцев, британцев, итальянцы склонны к демонстрации своих истинных чувств, они не боятся демонстрировать их для большого круга зрителей, многие вопросы итальянцы решают громко, в присутствии посторонних людей.Для проявления эмоций итальянцам также характерна активная жестикуляция. Итальянцы также являются прагматичными, что выражается в совершении ими собственного выбора по отношению к конкретным жизненным установкам.Итальянцы общаются жестами.В стране существует утвержденный язык жестов, который позволяют итальянцам использовать руки и мимику при разговоре.Основными этническими стереотипами, раскрывающими национальный характер испанцев, являются любовь к жизни, наличие интуитивно созерцательного типа мышления, гуманизм.Среди их поведенческих и мировоззренческих характеристик можно также выделить общительность и темпераментностьВ отличие от немцев, британцев, итальянцы и испанцы склонны к проведению подвижных развлекательных мероприятий, к отдыху, а также к работе по ненормированному рабочему графику, что также обусловлено не столько этническими стереотипами, сколько климатом Испании и Италии, который предполагает проведение полуденной сиесты, регламентирующей обеденный перерыв для всех категорий граждан. Чем отличаются мировоззренческие характеристики немцев от испанцев? Самым распространенным объективным стереотипом является то, что немцы не испытывают чувство юмора, а также не склонны к проявлению эмоций в публичной форме. Немцы любят трудиться, их показатель трудоспособности выше, чем у представителей других европейских стран. Важнейшей поведенческой нормой немцев является пунктуальность с точностью до минуты. Так, например, общественный транспорт может отправляться с остановки четко в указанное время, например в 14.13, ни минутой раньше или позже. Пунктуальность, приверженность к труду, отсутствие чувства юмора, также позволяет сформировать образ немца, как человека консервативного и сдержанного, что является объективной характеристикой немецкого народа.Испанцам характерно проявление эмоций, которые они демонстрируют во всех сферах своей жизни. По своему мировоззрению испанцы открыты, приветливы, имеют чувство юмора. Среди их поведенческих и мировоззренческих характеристик можно также выделить общительность и темпераментность. Необходимо также отметить, что испанцы прагматичны во всех своих жизненных приоритетах.Основными этническими стереотипами, раскрывающими национальный характер испанцев, являются любовь к жизни, наличие интуитивно созерцательного типа мышления, гуманизм. Необходимо также отметить, что испанцы не столь привержены к труду, как немцы, в их обществе нет стремления к большому заработку. В отличие от немцев, норвежцев, британцев, итальянцы и испанцы склонны к проведению подвижных развлекательных мероприятий, к отдыху, а также к работе по ненормированному рабочему графику, что также обусловлено не столько этническими стереотипами, сколько климатом Испании и Италии, который предполагает проведение полуденной сиесты, регламентирующей обеденный перерыв для всех категорий граждан.

1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / Г. М. Андреева. — 2-е издание, дополненное и переработанное. — Москва : Издательcтво Московского университета, 1988. — 432 с.
2. Арутюнян, С.М. Нация и её психический склад / С. М. Арутюнян. - Краснодар: Краснодарский пед. институт, 1986. - 271 с.
3. Баграмов Э.А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов : монография / Э.А. Баграмов ; Департамент образования города Москвы, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" (ГАОУ ВО МГПУ), Институт гуманитарных наук, Общеуниверситетская кафедра социологии, политологии и экономики. - Москва : Московский городской педагогический университет, 2016. - 317 с.
4. Байбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционных культур // Советская этнография. – 1985. –.№2. – С.36-46.
5. Бердяев Н.Я. Новое религиозное сознание и общественность. ‒ СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1907. ‒ 233 с.
6. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. – 1983. – №3. – С.71.
7. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Москва, 1990. - 570 с.
8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Лев Гумилев. - Москва : Айрис Пресс, 2019. - 558 с.
9. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. ‒ М.: «Книга», 1991. ‒ 576с.
10. Дюркгейм Э. Моральное воспитание / Эмиль Дюркгейм ; перевод с французского и вступительная статья Александра Гофмана предисловие Поля Фоконне. - Москва : ИД Высшей школы экономики, 2021. - 451 с.
11. Ерофеев, Н.А. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских, 1825-1853 гг. / Н. А. Ерофеев. - М.: Наука, 1982. - 322 с.
12. Зыкова А. Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета: Критический очерк. ‒ М.: Наука, 1978. ‒ 160 с.
13. Канале А. Особенности формирования экологической культуры населения Италии // Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее: сб. мат. и докл.в V Всерос. науч.-практич. конференц. по экологическому образованию 20-21 октября 2017 / под общ. ред. В. А. Грачева. М., 2018. С. 1117-1122
14. Кожановский А. Н. Культурно-языковое многообразие населения Испании: теория и реальность. Автореф. ... д. и. н., Москва, 2012. 41 с.
15. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анцыферовой. ‒ М.: Наука, 1971. ‒ С. 122‒158
16. Кумыков А. М. Проблема нации и национальной идентичности в социально-политической мысли русского зарубежья : автореферат диссертации на соискание ученой степени к.филос.н. : специальность 09.00.10 / Кумыков Ауес Мухамедович. - Ставрополь : 1999. - 17 с.
17. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. - № 2. - С. 41-50.
18. Леонтович О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения : моногр. — М. : Гнозис, 2005. 352 с.
19. Мид М. Мужское и женское: Исследование полового вопроса в меняющем­ся мире / Пер. с англ.: М. Ошурков и др. ‒ М.: РОССПЭН, 2004. ‒ 412 с.
20. Павловская А.В. 5 o'clock и другие традиции Англии / Анна Павловская. - Москва: Родина, 2022. - 366 с.
21. Природа, культура и национальный характер: о корнях рус. культуры // Земля рождения, земля судьбы. Очерки. Беседы. Воспоминания. Раздумья: сб. ст. / сост. Е. А. Кожухова. — М., 1987. — С. 235–250.
22. Садохин А.П. Культурные границы и этнические маркеры в этнокультурном пространстве современной России. / Садохин А.П., Шабаев Ю.П. // Общественные науки и современность.- 2012.- № 6.- 166с.
23. Сикевич З. В., Поссель Ю. А. Структура и типология этнической идентичности членов межэтнических и моноэтнических семей (сравнительный анализ) // Социологический журнал. 2019. Том. 25. № 1. С. 121-136.
24. Сорокина Н.В. Немцы и русские глазами друг друга: содержание современных гетеростереотипов // В мире научных открытий. 2010. №4 (10). Часть 12. С. 153-155.
25. Старков В. Свальбард. Грумант. Шпицберген // Россия — Норвегия. Сквозь века и границы / Ред. Д. Бюхтен, Т. Джаксон, Й.П. Нильсен. М., 2004. С. 49-51.
26. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы её изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / Под ред. В. С. Собкина. М., 1998. С. 84-104.
27. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : [учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности "Лингвистика и межкультурная коммуникация"] / С.Г. Тер-Минасова. - Москва : Слово, 2008. - 261 с.
28. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции этничности. Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. ‒ М.: Издательство Московского университета, 2019. ‒ 416 с.
29. Трусов В. П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы // Этническая психология. Этнические процессы и образ жизни людей. М., 1984. С. 3 ‒ 20
30. Уфимцева Н. В. Этнические и культурные стереотипы: кросс-культурное исследование // Изв. РАН. Сер. литературы и языка. 1995. Т. 54, № 3. С. 55—62.
31. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. - М., Воронеж, 1996.- 492 с.

Публикации на иностранных языках

32. Katz D., Braly K. Racial Stereotypes in One Hundred College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1933, Vol.28, p.288-289