Использование элементов истории математики в геометрии в 7 классе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 23 23 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 04.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы использования элементов истории математики при изучении геометрии в 7 классе 5
1.1 Характеристика курса геометрии в 7 классе, места исторических материалов в этом курсе 5
1.2 Проблема использования исторического материала при изучении геометрии в 7 классе 7
Глава 2 Особенности применения исторических материалов на уроке геометрии в 7 классе 12
2.1 Анализ мнения педагогов по особенностям применения 12
2.2 Предложения по использованию исторического материала при изучении курса геометрии в 7 классе 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложения 22
Приложение 1. Анкета для педагогов 22
Фрагмент для ознакомления

Греция как родина Геометрии. Греческие ученые, ставшими «отцами геометрии» (Евклид, Фалес Милетский). 2Луч и уголИстория появления координат точки на плоскости. История градусного измерения углов от Древнего Вавилона до наших дней.. 3Сравнение отрезков и углов4Измерение отрезковИстория появления различных мер длины, инструментов для измерения мер длины.5Измерение угловИстория появления инструментов для измерения мер угла.6Перпендикулярные прямыеПостроение прямых углов на местности – история и современность.Треугольники1, 2Первый признак равенства треугольников.Второй и третий признаки равенства треугольниковИстория возникновения треугольника. Фалес Милетский как первый ученый, доказавший признак равенства треугольников по стороне и прилежащим к ней углам. 2Медианы, биссектрисы и высота треугольникаМедиана, биссектриса, высота треугольника в древней архитектуре.4Задачи на построениеИстория появления циркуля и линейки. Параллельные прямые1Признаки параллельности двух прямыхПараллельные прямые в древней архитектуре.2Аксиомы параллельных прямыхЕвклид и Н.И. Лобачевский и аксиомы параллельных прямыхСоотношения между сторонами и углами треугольника1Сумма углов треугольникаСоотношения между сторонами и углами треугольника в древней архитектуре.2Соотношения между сторонами и углами3Прямоугольные треугольники4Построение треугольника по трем элементамИстория инструментов для построения треугольника по трем элементам.Таким образом, использование исторического материала при изучении геометрии в 7 классе может быть обширным.ЗаключениеНа основании полученных сведений можно сделать следующие выводы:Геометрия начинает изучаться в 7 классе, в рамках курса геометрии предполагается достижение определенных результатов, в т.ч. и средствами исторического материалаСовременная педагогика предполагает широкое применение исторического материала при изучении математики и говорит о его пользе для формирования и развития познавательного интереса обучающихся, их умственных способностей, ключевых компетенцийНа основании анкетирования педагогов можно заключить, что они активно применяются исторические материалы, считают их эффективными, однако вынуждены искать их самостоятельно, т.к. они плохо представлены в учебниках и методической литературе.Использование исторического материала при изучении геометрии в 7 классе может быть обширным. Нами были предложены некоторые направления такого использования.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.Список использованных источниковАлександрова О.Б. Использование исторического материала в обучении математике / О.Б. Александрова // Наука и образование: новое время, 2016. – № 1 (12). – С. 71-77.Асланян И.В. Использование исторического материала в начальном курсе математики / И.В. Асланян, К.М. Демирова // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования. Материалы III Всероссийской нучно-практической конференции, 2020. – С. 88-95.Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.Карасева Д.Н. Возможности включения исторического материала на уроках математики в начальной школе / Д.Н. Карасева // Студенческий электронный журнал Стриж, 2016. – №5(9). – С. 29-33.КардальскаяО.С. Исторический материал как мотивационный фактор при изучении линии числа в школьном курсе математики / О.С. Кардальская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012. – Т. 2. – С. 220-223.Колобов А.Н. Формирование познавательного интереса к математике у обучающихся среднего звена / А.Н. Колобов // Мир науки, культуры, образования, 2022. – № 4 (95). – С. 15-18.МамуровБ.Ж. Историзм в процессе обучения математике / Б.Ж. Мамуров, Н.О. Жураева // Вестник науки и образования, 2020. – № 17-2 (95). – С. 70-73.МутовкинаА.М. Использование исторического материала на уроках математики как условие развития научно-исследовательской деятельности младших школьников / А.М. Мутовкина // Аллея науки, 2019. – Т. 1. – № 3 (30). – С. 751-754.НосореваН.Г. Зарождение математики в контексте правильной деятельности / Н.Г. Носорева // Гуманитарные и социальные науки, 2009. – № 2. – С. 49-57.Першина Е.Ю. Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС / Е.Ю. Першина // Инновационная наука, 2016. – № 6-2. – С. 243-244.Примерная рабочая программа осинового общего образования «Математика. Базовый уровень» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/5b42fd5fc9cd25fc3571440d5d3f7610.pdf (дата обращения: 04.06.2023).Семенова В.М. Особенности познавательной деятельности обучающихся 5-6 классов во внеурочной работе по математике с использованием исторического материала / В.М. Семенова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе, 2022. – № 39. – С. 250-260.Степура Д.А. Применение исторического материала на уроках математики и во внеурочное время / Д.А. Степура // Дневник науки, 2021. – № 1 (49). – С. 12-20.Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 04.06.2023).ЧирковаН.И. Воспитательный потенциал исторического материала на уроках математики / Н.И. Чиркова // Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Материалы докладов психолого-педагогических секций, региональной университетской научно-практической конференции, 2017. – С. 105-111.ПриложенияПриложение 1. Анкета для педагоговВаш пол?МужскойЖенскийВаш возраст: _______ летВаш стаж работы в педагогике: _______ летПри обучении геометрии в 7 классе Вы используете исторический материал?Да, постоянноДа, время от времениНет Как Вы полагаете, какие УУД более всего развиваются при использовании исторического материала (можно выбрать несколько вариантов ответа)?ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативныеВ какой форме Вы используете исторические материалы на уроках геометрии (можно выбрать несколько вариантов ответа)?Исторические отступленияИсторические справкиСообщение исторических сведенийПоказ фрагмента видеофильмаРешение старинных задачРабота по рисункам, картинамПрименение исторических игрКак Вы считаете, в учебниках, методических пособиях достаточно представлен исторический материал при обучении геометрии?ДаОтчастиНетПриходится ли Вам самостоятельно готовить исторический материал для уроков?ДаНетОцените эффективность применения исторического материала при обучении геометрии?1 балл2 балла3 балла4 балла5 балловСпасибо за участие в опросе!

1.Александрова О.Б. Использование исторического материала в обучении математике / О.Б. Александрова // Наука и образование: новое время, 2016. – № 1 (12). – С. 71-77.
2.Асланян И.В. Использование исторического материала в начальном курсе математики / И.В. Асланян, К.М. Демирова // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования. Материалы III Всероссийской нучно-практической конференции, 2020. – С. 88-95.
3.Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.
4.Карасева Д.Н. Возможности включения исторического материала на уроках математики в начальной школе / Д.Н. Карасева // Студенческий электронный журнал Стриж, 2016. – №5(9). – С. 29-33.
5.Кардальская О.С. Исторический материал как мотивационный фактор при изучении линии числа в школьном курсе математики / О.С. Кардальская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012. – Т. 2. – С. 220-223.
6.Колобов А.Н. Формирование познавательного интереса к математике у обучающихся среднего звена / А.Н. Колобов // Мир науки, культуры, образования, 2022. – № 4 (95). – С. 15-18.
7.Мамуров Б.Ж. Историзм в процессе обучения математике / Б.Ж. Мамуров, Н.О. Жураева // Вестник науки и образования, 2020. – № 17-2 (95). – С. 70-73.
8.Мутовкина А.М. Использование исторического материала на уроках математики как условие развития научно-исследовательской деятельности младших школьников / А.М. Мутовкина // Аллея науки, 2019. – Т. 1. – № 3 (30). – С. 751-754.
9.Носорева Н.Г. Зарождение математики в контексте правильной деятельности / Н.Г. Носорева // Гуманитарные и социальные науки, 2009. – № 2. – С. 49-57.
10.Першина Е.Ю. Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС / Е.Ю. Першина // Инновационная наука, 2016. – № 6-2. – С. 243-244.
11.Примерная рабочая программа осинового общего образования «Математика. Базовый уровень» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/5b42fd5fc9cd25fc3571440d5d3f7610.pdf (дата обращения: 04.06.2023).
12.Семенова В.М. Особенности познавательной деятельности обучающихся 5-6 классов во внеурочной работе по математике с использованием исторического материала / В.М. Семенова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе, 2022. – № 39. – С. 250-260.
13.Степура Д.А. Применение исторического материала на уроках математики и во внеурочное время / Д.А. Степура // Дневник науки, 2021. – № 1 (49). – С. 12-20.
14.Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 04.06.2023).
15.Чиркова Н.И. Воспитательный потенциал исторического материала на уроках математики / Н.И. Чиркова // Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Материалы докладов психолого-педагогических секций, региональной университетской научно-практической конференции, 2017. – С. 105-111.