Автоматизированная информационная система поддержки учета посещаемости и успеваемости студентов в ЧУПО <КГК>
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 30.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Аналитическая часть 6
1.1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия 6
1.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 6
1.1.2. Организационная структура управления предприятием 6
1.1.3 Программная и техническая архитектура ИС предприятия 8
1.2 Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации 8
1.2.1 Анализ комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов «Как есть» 12
1.2.2. Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание 14
1.2.3 Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи 20
1.2.4 Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации 21
1.3. Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 23
1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи 23
1.3.2 Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи 24
1.3.3. Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации задачи 26
2. Проектная часть 29
2.1. Обоснование проектных решений 29
2.1.1 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению 29
2.2.2. Обоснование проектных решений по программному обеспечению 30
2.2.3 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению 32
2.1 Разработка проекта автоматизации 32
2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации 32
2.2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации 37
2.2.3. Характеристика результатной информации 38
2.3 Программное обеспечение задачи 38
2.3.1 Дерево функций и сценарий диалога 38
2.3.2. Характеристика базы данных 40
2.3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей) 40
2.3.4 Описание программных модулей 46
2.4. Контрольный пример реализации проекта и его описание 47
III Обоснование экономической эффективности проекта 47
3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности 57
3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проекта 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Рисунок – Диаграмма физической модели2.3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)На рисунке 15 показано дерево вызова программных модулей.Рисунок – Дерево вызова программных модулейВ таблице 25приведено описание функций модулей.Таблица 25Описание функций подсистем№ п/пНаименование подсистемыФункции подсистемы1Подсистема безопасностиАнализ полномочий пользователя2Подсистема инициализации интерфейса программыПосле успешного входа в систему, запускает программу, используя настройки прав доступа 3Подсистема управления деревом объектовУправление пунктов меню4Подсистема взаимодействия с базой данныхВзаимодействие с базой данных5Подсистема справочной системыСправка по работе с системой6Подсистема «Справочники» Работа со справочниками 7Отчет поуспеваемости Формирование свода по успеваемости 8Отчет попосещаемостиФормирование отчетности по посещаемостиВ качестве примера рассмотрим программный модуль М7 «Отчет по заявкам на перевозки».При вызове модуля производится формирование и вывод на экран отчета, содержащего список клиентов, интервал дат и сумма проведенных платежей. 2.3.4 Описание программных модулейСтруктура представления (VIEW) otchet_cli, предназначенного для получения списка для формирования отчетной информации, представлена в таблице 18.Таблица 26Структура записи представления otchet_cli№ п/пНаименование показателяИдентификаторТип1Код строкиidInt2Код студентаId_cliInt3ФИО студентаfioVarchar(60)4Количество пропусковTrafint6ПредметPodrtextНа рисунке 14 приведена блок-схема модуля М8. Текст запроса: select id, id_cli, fio, traf, podr from view_1 Рисунок – Блок-схема модуля М82.4. Контрольный пример реализации проекта и его описаниеОбъектами созданной конфигурации являются:Подсистемы: Справочники, Документы, Отчеты;Перечисления: Должности, Причины пропуска;Справочники: Учебные дисциплины, преподаватели, студенты, группы, специальности;Документы: Успеваемость, пропуски занятий;Регистры накопления: Оценки, пропуски;Система отчётности.Администрирование информационной системы осуществляется в режиме конфигуратора. На рисунке 17 приведен режим настройки справочника студентов. На рисунке 18 показана настройка документа «Пропуски занятий».Рисунок 17 - Настройка справочника студентовРисунок 18 - Настройка документа «Ввод пропусков»На рис.19 показана настройка регистра накопления «Пропуск».Рисунок 19- Регистр накопления "Пропуск"На рис.20 приведен конструктор отчета по посещаемости студентов.Рисунок 20 - Конструктор отчета по посещаемости студентовНа рис.21 приведен режим настройки ролей пользователей. На рис.22 – настройка учётной записи.Рисунок 21 – Настройка прав администратораРисунок 22 – Настройка учётной записиНа рис.23 приведена главная форма приложения.Рисунок 23 - Главная форма приложенияНа рис.24 приведён справочник специальностей.Рисунок 24 - Справочник факультетовНа рис.25 приведен справочник студентов.Рисунок 25 - Справочник студентовНа рис.26 приведен справочник групп студентов.Рисунок 26 – Справочник группНа рис.27 приведён справочник преподавателей.Рисунок 27 - Справочник преподавателейНа рис.28 приведён справочник предметов.Рисунок - Справочник предметовНа рис.29 приведен режим ввода оценок.Рисунок 29 – Режим ввода оценокНа рис.30 приведён список введенных данных по успеваемости студентов.Рисунок 30 – Список введенных данных по успеваемости студентов На рис.31 приведён режим справочника причин пропусков.Рисунок - Режим справочника причин пропусковНа рис.32 приведён режим формы ввода данных о пропусках занятий. Рисунок - Режим формы ввода данных о пропусках занятийНа рис.33 приведена форма списка документов по пропускам занятий.Рисунок – Список введенных документов по пропускам занятийНа рис.34 приведен отчет по пропускам занятий.Рисунок – Отчет по пропускам занятийНа рис.35 приведён отчет «Справка по результатам сессии».Рисунок - Отчет «Справка по результатам сессии»Выводы по разделуВ проектной части работы проведено создание структуры данных информационной системы для автоматизации работы учебного отдела колледжа в части учета данных по посещаемости и успеваемости, проведен обзор информационных объектов, описаны связи между объектами, типы данных, реляционные отношения. Далее описаны пользовательские сценарии работы с системой. В системе предполагается наличие сценариев, связанных с работой специалиста учебного отдела, что предполагает ведение картотек студентов, учета данных о пропусках занятий и полученных оценках, учета личных дел.Прецедент администратора включает управление доступом к системе, обслуживание базы данных. Настройка пользовательских режимов работы в системе проведена в Конфигураторе. Функции администратора системы связаны с управлением учетными записями, ролями, подсистемами, проведением работ по настройке базы данных, установке обновлений.Далее приведено описание разработанного приложения, а также результаты его тестирования, по итогам которого показано соответствие реализованной системы поставленным задачам. В качестве объектов тестирования выбраны режимы работы со справочной информацией, содержащей протоколы проверки режимов учета данных об успеваемости и посещаемости занятий, формирования отчетности по учебному процессу, формирования выборочной информации. III Обоснование экономической эффективности проекта3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективностиПри проведении оценивания показателей экономического эффекта внедрения автоматизированной технологиивыполняется сопоставление затрат, необходимых для выполнения работ по проектированию системы.При проведении анализа показателей экономической эффективности ввода разработанной системы в эксплуатацию определяется перечень бизнес-процессов, которые автоматизируютсяс использованиемлогистической информационной системы. Проводится вычисление показателей сокращения трудоемкости бизнес-процессов до и после внедрения системы. (1) – общий временные затраты на выполнение учета успеваемости и посещаемости по базовой технологии;Т - общий временные затраты на выполнение учета успеваемости и посещаемости по внедряемой технологииВ денежном выражении показатели экономического эффекта () вычисляются по формуле: (2)С0 – величина заработной платы сотрудников, участвующих в выполнении обязанностей, связанных с бизнес-процессами учебного отдела.Вычисленные показатели экономического эффекта, выраженные в денежныхединицах, сравниваются с величиной сметы на создание информационной системы, статьи которой предполагают учет оплаты труда сотрудников, задействованных в разработке и тестировании логистической программной системы, величину накладных расходов и учет машинного времени. При этом при внедрении информационной системы необходимо учитывать повышение издержек, связанных с ростом нагрузки на ИТ-специалистов, сопровождающих систему: (3)(Z – величина постоянных затрат, связанных с введением системы в эксплуатацию)Далее проводится сопоставление величины полученного эффекта и итогового значения суммы затрат в реализацию системы, рассчитываются параметров денежного потока с учётом дисконтирования.3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проектаВнедрение системы автоматизации работы по учету посещаемости занятий предполагает необходимость возврата средств, вложенных в реализацию проекта и получения эффекта в форме оптимизации технологии работы специалистов. При расчете показателей экономической эффективности необходимо учитывать:вложения в реализацию системы;затраты, связанные с приобретением дополнительного оборудования и комплектующих, лицензий на программные продукты;постоянные затраты, связанные с сопровождением системы ИТ-специалистами;снижение нагрузки на специалистов, использующих информационную систему;оценку косвенного эффекта, получаемого за счет внедрения системы и оптимизации технологии работы по учету посещаемости занятий.Бизнес-план внедрения системы включает:анализ задач автоматизации работы по учету посещаемости занятий, интервьюирование сотрудников;разработка функциональной модели работы с системой;создание технического задания на создание системы автоматизации;программная реализация системы;опытная эксплуатация системы;введение системы в промышленную эксплуатацию.Для расчета выбрана методика оценки экономической эффективности, предполагающая сравнение внедряемой системы с технологией, используемой сотрудниками в настоящее время. Использование данной методики предполагает проведение расчета снижения трудозатрат на технологические операции () в заданный период. (1) – трудоёмкость выполнения операций по базовому варианту;Т - трудоёмкость выполнения операций по внедряемому варианту.Показатель относительного сокращения затрат на выполнение операций в денежном выражении (KC):(2)Показатель сокращения затрат на рабочем месте специалиста (YС):(3)Кроме указанные выше параметров в рамках оценки экономического эффекта проводится оценка срока окупаемости проекта, выражаемого в единицах времени:(4)где КП – объём финансирования разработки программного проекта.Таким образом, получение прибыли за счет внедрения системы обусловлено сокращением времени, необходимого на веление операций по учету работы со студентами в части учета посещаемости.Расчет показателей получаемой экономической выгоды производится путем сопоставления показателей полученной выгоды в сравнении с объёмом вложений в реализацию проекта. Также необходимо учитывать дополнительные эксплуатационные затраты, необходимые при работе в условиях измененной технологии работы специалистов. При создании системы автоматизации предполагается необходимость вложений денежных средств, связанных с привлечением сотрудников к работе с системой автоматизации, приобретением лицензионных ключей на программные продукты, амортизационные и эксплуатационные издержки. Далее проведена оценка объёмов вложений в создание информационной системы. Расчет получаемого экономического эффекта производится через сопоставление величины вложений, связанных с разработкой программного решения и сокращения трудозатрат на выполнение операций по учету посещаемости занятий в денежных единицах. (1) – затраты времени на ведение данных по посещаемости занятий с использованием существующей технологии;Т - затраты времени на ведение данных по посещаемости занятий с использованием разработанной технологии.Коэффициент сокращения стоимости выполнения операций на ведение данных по посещаемости занятий с использованием существующей технологии (KC):(2)Параметр снижениятрудозатрат сотрудников (YС):(3)Период, в течение которого предполагается возврат средств, вложенных в создание системы автоматизации:(4)где КП – вложения в создание проекта автоматизации учета посещаемости занятий.Вложения в создание проекта автоматизации ведения данных посещаемости занятий включают оплату труда сотрудников, участвующих в создании программного решения, вложения в приобретение материалов, прочие затраты, связанные с использованием компьютерной техники. При принятии решения о внедрении системы необходимо провести сравнение величины ожидаемого эффекта и объемов вложенных средств в создание системы автоматизации.В таблице 27 приведён расчёт сумм заработной платы сотрудников, привлеченных к созданию системы автоматизации учета посещаемости занятий. Таблица 27Расчёт сумм заработной платы сотрудников, привлеченных к созданию системы автоматизации учета посещаемости занятийКатегория привлеченных сотрудников Часовая ставка оплаты труда (руб.)Длительность участия в проекте, час.Общие затраты на оплату трудаПрограммист40023092000Тестировщик3657025550Менеджер3306019800Руководитель ИТ-отдела550158250Итого145600Таким образом, при планировании проекта автоматизации необходимо предусмотреть расходы на заработную плату сотрудников, привлеченных к созданию системы автоматизации учета посещаемости занятий в сумме145600 руб. Для расчета фонда оплаты труда необходимо проводить учет взносов во внебюджетные фонды в размере 30,2%: руб.Затраты, связанные с использованием машинного времени, предполагают учет амортизационных издержек и сумм оплаты затраченной электроэнергии.(4) – амортизационные затраты, руб.T – длительность использования машинного времени, час;T0 – срок полезного использования техники.S – цена приобретения устройств (руб.).Затраты, связанные с оплатой электроэнергии, потребляемой используемым компьютерным оборудованием: – сумма расходов по указанной статье, руб.;t – тариф за 1кВт*ч в денежных единицах.T – длительность использования машинного времени, час;N – Мощность устройств, используемых в работе над проектом, кВт.В таблице 28приведены расчеты по объемам накладных расходов ().Таблица 28Расчет объемов накладных расходовРасходные материалыЦена ед.КоличествоИтогоКанцтовары 50021000Бумага для принтера 5001500Тонер-картридж350013500Всего5000Расчет общей величины необходимых затрат на создание программного продукта: Кп = Z + + + Кп = 189571 + 2000 + 756 + 5000 = 197327 руб.Также в рамках работы с проектом необходимо предусмотреть резерв в 10% от рассчитанной сметы, связанный с вероятностью рисков удорожания материалов или увеличения длительности работ. Итоговая сумма, которую необходимо предусмотреть в смете расходов, составляет:Кп = 1,1*197327 = 217059 руб.Далее рассчитаны суммы получаемого экономического эффекта от внедрения разработанной системы в деятельность Колледжа (таблица 29).Таблица 29Суммы получаемого экономического эффекта от внедрения разработанной системы в деятельность КолледжаОперации Количество операций в годДлительность операции по базовой технологии, мин.Длительность операции по внедряемой технологии, мин.Экономия времени при внедрении системы, мин.Общеесокращение времени выполнения, мин.Величина экономии в денежном выражении, руб. (с учетом часовой ставки в 500 руб.)Учет полученных оценок10015213130010833.33Учет студентов601501149894074500Учет пропусков50020119950079166.67Учет преподавателей 10030129290024166.67Формирование сводной информации по пропускам занятий о результатам аттестации 10060159590049166.67Итого237833.34Таким образом, оценка полученного эффекта (∆С) составляет 237833 руб.На рис.36 приведена диаграмма сокращения временных затрат на выполнение операций, связанных с учетом посещаемости, на рис.37 – диаграмма сокращения стоимостных затрат.Рисунок – Сокращение временных затратРисунок – Сокращение стоимостных затратСрок окупаемости проекта () составит:Выводы по разделуВ экономической части работы проведены расчеты показателей получаемого эффекта за счет внедрения системы автоматизации учета успеваемости и посещаемости занятий. Показано, что при внедрении системы значительно сокращаются трудовые затраты сотрудников, связанные с учетом проводимых занятий, причинах пропусков, формирования данных для отчетности по пропускам занятий. Оценка времени окупаемости вложений в создание проекта составляет 11 мес. Также проведено создание календарного плана внедрения системы в деятельность Колледжа. Разработка является экономически целесообразной.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках данной работы проведено создание системы автоматизации учета посещаемости занятий. В аналитической части работы проведен анализ деятельности Колледжа, рассмотрена деятельность учебного отдела, построена функциональная модель учета посещаемости занятий, по результатам которой было показано, что в существующей технологии в условиях Колледжа отсутствует программное средство, позволяющее автоматизировать технологию по получению данных по посещаемости занятий, что не обеспечивает возможности печати сводной информации, эффективно проводить работу, связанную с формированием студенческого актива, формированию предложений для работодателей, а также формировать отчетность по посещаемости занятий, пропусков в разрезе их причин. Обзор функционала систем-аналогов показал их неполное соответствие задачам, характерным для указанной технологии в условиях Колледжа. В качестве способа приобретения программного средства выбрана собственная разработка.В проектной части работы проведено построение реляционной модели технологии учета посещаемости занятий, построена модель UML, рассмотрены прецеденты и пользовательские сценарии работы с ИС учета студентов. Далее проведено обоснование выбора средства разработки, разработано техническое задание на создание системы автоматизации поставленных задач. Далее проведено описание реализованного функционала и проведено его тестирование. В экономической части работы проведены расчеты показателей получаемого эффекта за счет внедрения системы автоматизации учета успеваемости и посещаемости занятий. Показано, что при внедрении системы значительно сокращаются трудовые затраты сотрудников, связанные с учетом проводимых занятий, пропусках и их причинах, формирования данных для отчётности. Оценка времени окупаемости вложений в создание проекта составляет 11 мес. Также проведено создание календарного плана внедрения системы в деятельность Колледжа. Разработка является экономически целесообразной. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.После формулировки технического задания была проведенаразработка программного обеспеченияв среде "1С: Предприятие 8.3". В результате проектирования поставленные задачи были реализованы. Далее после опытной эксплуатации были проведены оценки экономической целесообразности внедрения разработанного программного продукта и область его применения.Подводя итог анализа проекта, можно сказать, что поставленная цель оптимизации работы ЧУПО «КГК»достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПРИЛОЖЕНИЕФрагменты программного кодаОбработка проведения документа «Пропуски занятий»Обработка проведения документа «Результаты сессии»:Обработка заполнения формы списка учащихся:Запрос отчета по пропускам занятий:Запрос отчета по результатам сессии:
2. USU. Управление учебным заведением [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.usu.kz/app_upravlenie_vuzom.php (Дата обращения: 23.01.2023)
3. Галеев И. Х. Интеллектуальные обучающие системы (проектирование): учебное пособие / И. Х. Галеев. - Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. – 70 с.
4. Гордеев С. И. Организация баз данных в 2 ч.: учебник / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 513 с
5. Егорова И. Е. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие / И.Е. Егорова. - Волгоград: ВолгГТУ, 2016. – 125 с.
6. Заграновская А. В. Системный анализ: учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 с
7. Зыков С. В. Программирование : учебник и практикум для вузов / С. В. Зыков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 320 с.
8. Казанский А. А. Программирование на Visual C# : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Казанский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 192 с.
9. Лаврищева Е. М. Программная инженерия и технологии программирования сложных систем: учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. 2-е изд., исп. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 432 с.
10. Марц Н., Уоррен Д. Большие данные: принципы и практика построения масштабируемых систем обработки данных в реальном времени / Натан Марц, Джеймс Уоррен. - Москва: Вильямс, 2018. - 368 с.
11. Мелихова Н. В. Информационные технологии управления: учебное пособие. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного колледжа, 2017. - 214 с.
12. Нестеров С. А. Базы данных: учебник и практикум / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 230 с.
13. Разумников С.В. Модели, алгоритмы и программное обеспечение поддержки принятия стратегических решений к переходу на облачные технологии: монография/ Разумников С.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического колледжа, 2020. – 176 с.
14. Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум для вузов/ Романова Ю.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 411 с.
15. Серова Г. А Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / Г. А. Серова. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 239с.
16. Системный анализ : учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 270 с.
17. Стативко Р. У. Интеллектуальные системы и технологии: учебное пособие / Р. У. Стативко. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2018. - 124 с.
18. Стрекалова Н. Б. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие/ Н.Б.Стрекалова. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2018. - 128 с.
19. Стружкин Н. П. Базы данных: проектирование: учебник для вузов / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 477 с.
20. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами : учебное пособие. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
21. Толстобров А. П. Управление данными : учебное пособие для вузов / А. П. Толстобров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 272 с.