Композиция и колористическое средства в портретной живописи на примере З. Е. Серебряковой" (подробный анализ на примере картины "За туалетом" 1909г.)
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 23.08.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Особенности портретной живописи
1.1Композиция и колористические средства в портретной живописи
1.2 Тенденции русской портретной живописи XX века
Глава 2. Творчество и анализ картины З.Е Серебряковой «За туалетом», (1909г.)
2.1 Портретная живопись начала XX века в работах З. Серебряковой: стилистика, композиция, цвет
2.2 Анализ автопортрета З. Серебряковой «За туалетом» (1909г.)
Заключение
Список литературы
Приложение
Присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля» .
Композиция представлена как отражение в зеркале, что традиционно для жанра автопортрета. Этот прием привносит оттенок интимности и одновременно создает необходимую отстраненность. Художница за утренним туалетом словно смотрит на себя со стороны, как на позирующую модель. Мотив «зазеркалья» не вызывает чувства таинственности. Даже свечи, обычно символизирующие в живописи быстротечность времени, в светлой атмосфере картины будто забывают о своем значении. Пространство комнаты наполнено оттенками белого цвета. От огромных блестящих карих глаз, приветливого лица героини исходит тепло. Руки и волосы создают обрамление для лица. Вместо атрибутов живописи – на туалетном столике атрибуты женской красоты. Серебрякова никак не демонстрирует свою принадлежность к собратьям по искусству. Возникает ощущение, что автопортрет написан для близких людей семейного круга.
В данном портрете изображение пространства играет особую роль. В этом произведении все, за исключением подсвечника со свечой на туалетном столике, является отражением в зеркале. Тема зеркала возникала в ту пору во многих работах (В.А. Серов «Портрет Г.Л. Гиршман). Пространство, отраженное в зеркале, углубляется и трактуется как своеобразный предмет, имеющий неограниченные возможности оптического бытия. Все вещи, находящиеся в отраженном пространстве, теряют свою самодостаточность, являясь лишь отражением, то есть оптической случайностью, поскольку в отраженном варианте форма изменчива. Подсвечник со свечой словно задает эту тему – он показан и как реальный предмет и как отражение в зеркале.
В плане образного решения картины эффект зеркала дает Серебряковой возможность пококетничать со зрителем. Она пишет свой автопортрет, не просто глядя в зеркало, как это обычно делается, а как отражение в зеркале. Данный прием позволяет ей показать себя в интимной обстановке, наедине с собой. Она словно и не предполагает присутствие посторонних глаз: ее лукавый взгляд, легкая улыбка обращены как к себе самой, так и к зрителю.
Яркость и легкость цвета, эмалевая поверхность картины, где мазок пригнан к мазку, не оставляя заметных стыков, особое изящество письма в подробностях, деталях, прорисованных столь тщательно, будто тоненькой кисточкой по фарфору, — все это присутствует и во многих других созданных ею портретах.
Необходимо отдельно подчеркнуть исключительный реализм картины – обстановка, такая знакомая и близкая женщинам. Четко прорисованные предметы не только на первом плане, но и вдалеке: виднеются умывальные принадлежности, полотенце, кровать, накрытая белоснежным покрывалом. Вся обстановка скромная и нехитрая, говорит о простоте и незатейливости хозяйки комнаты.
С большой убедительной материальностью, тонким пониманием красоты простых предметов написаны туалетные коробочки, флаконы, булавки. Жемчуг светится изнутри внутренним светом, на предметах – блики солнца. От флакона с духами почти исходит едва уловимый аромат – такова сила таланта художницы.
Если мы обратим внимание на преобладающий цвет – он мягкий, теплый, спокойный, вызывающий чувства уюта и комфорта – ни один оттенок не выбивается и контекста, все выдержано в коричневых и пастельных тонах.
Теперь обратим внимание на саму модель: ее образ в самых лучших традициях Серебряковой дышит свежестью, настоящей русской красотой и здоровьем. На губах играет спокойная улыбка, которая оставляет у зрителя впечатление предвкушения интересного, радостного дня, полного приятных встреч, радостных забот, надежды, эмоций и приятных волнений.
Интересно, что в картине сильно обращают на себя внимание глаза персонажа – яркие, карие, пронзительные. По нашему мнению они как будто живут сами по себе, и говорят о другом. Эти глаза серьезные и глубокие и немного не связаны с улыбкой на лице девушки. В них мудрость, забота и даже грусть. Это странное сочетание улыбки и глаз создает удивительное впечатление о многогранности и многоплановости изображаемой художницей натуры.
Действительно, женщина в зеркальном отражении прекрасна и телом и душой и оставляет у зрителя очень сильную эмоцию, связанную с магнетизмом ее личности, какой-то необъяснимо притягательностью. Ее хочется видеть, с ней говорить, общаться, разделить в общении эту светлую энергетику, которая исходит от нее.
Итак, композиция картины «За туалетом» представляет собой удивительное, целостное, гармоничное сочетание многих деталей, грамотное слияние фигуры, фона и цвета. Она полностью отражает внутреннее душевное состояние художницы в момент написания картины – ее надежды, одухотворенность, ее молодость, красоту и здоровье, внутреннюю силу, гармоничность и душевную глубину.
С исключительным мастерством она передала живой блеск глаз, плотность, упругость и сияние тела. Естественно красивы ее сочетания красок, с такой классической легкостью ложились мазки ее кисти и штрихи пастели. Серебрякова использует в картине в полной мере гармонию контрастных цветов (коричневый тон); пастельные оттенки телесного, бежевого, персикового. А также очень плавные, изящные линии, виртуозно-точные и пластичные. В данной работе в полной мере ощущается зрителем то радостное возбуждение, в котором пребывает художник во время своей работы, в процессе творчества. Есть удивительное впечатление ускользания, загадочности, игры; легкости, возникающее благодаря динамизму позы, фигуры, игры светотеней, легкого утреннего платья, волшебству, которое сообщает зрителю Зазеркалье.
Серебрякова всегда в своих работах оставалась верной себе, следуя правилу любимого ею Венецианова «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Она добивалась поэтической верности природе в сочетании с совершенством технического исполнения.
Картина «За туалетом» является очень значительным произведением Серебряковой. Какие бы произведения художница ни создавала позже – тематические композиции, портреты, пейзажи, – они выражали тот же жизнеутверждающий, светлый эмоциональный настрой.
Творчество Зинаиды Серебряковой как образчик русской портретной живописи начала XX века всегда будет занимать видное место в культурной сокровищнице нашей страны.
Заключение
В конце девятнадцатого века, в русском искусстве усиливаются признаки формирования новых представлений о человеческой личности. В области портрета это сказывалось, прежде всего, в поисках более тонких средств передачи не одних только основных черт характера человека, но и его переживаний. В искусстве рубежа XIX–XX веков начинался процесс размывания жанровых границ произведений. Например, портрет чаще всего писался не на пустом фоне, а в пейзаже или интерьере, приобретая черты жанровой картины.
Композиция и колористические средства всегда играли в портретной живописи определяющую роль. Так как композиция передает сюжет в целостности всех составляющих элементов картины, она раскрывает тонкие душевные переживания художника и запечатленного им образа, отражает непосредственный замысел. Колористические средства, цвета и линии в пластике подчеркивают и передают все тонкости эмоциональной составляющей сюжета. Именно в цветовой гамме портрета выражается дух картины, страсть, огонь или наоборот апатия, инертность.
Для русской портретной живописи начала двадцатого века характерна простота и реализм, изображение скромных и благородных форм. Одним из ярких примеров такого плана могут послужить работы З. Серебряковой и ее картина «За туалетом» в частности.
Жанр автопортрета всегда играл значительную роль в творчестве Серебряковой. В каждом из них она шла к утверждению своего идеала женственности. В ее работе «За туалетом» гармония пастельных тонов удивительно сочетается с плавностью линий. Композиция данного произведения полна гармонии множества мелких деталей как в образе самой художницы, так и интерьера, которые в совокупности оставляют у зрителя чувство необыкновенной реалистичности, неподдельности и живости самого персонажа. Это удивительное, целостное, гармоничное произведение, сегодня ставшее классикой русской живописи начала нового времени. Художнице удалось в нем живо передать все очарование молодости, глубокую духовность и надежду предвкушения нового дня. Она использовала очень легкую и невесомую технику прорисовки элементов картины, где мазок пригнан к мазку и не оставляет заметных стыков, это придало работе З. Серебряковой особое изящество письма в подробностях, свой собственный индивидуальный стиль.
Основой своего творчества Серебрякова выбрала неоклассические принципы, которые развивались во взаимодействии со стилевыми формами современной ей эпохи.
Список литературы
Алешина Л.С. Русское искусство XIX - начала ХХ века - М.: Искусство, 1972.
Автопортрет в русском и советском искусстве. - М.: Советский художник, 1985.
Азизян. И. А. Диалог искусств «Серебряного века». - М.: Прогресс-Традиция, 2001.
Дар Н. С. Аржанникова. Музей и коллекционер. Каталог. - М.: Советский художник, 1988
Живопись и графика русских художников первой трети XX века из собрания Я. Е. Рубинштейна и Т.С.Жегаловой. Каталог выставки. - Новосибирск, 1967.
Живопись XII начала XX века из собрания Государственного Русского Музея. - М.: Изобразительное искусство, 1993.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство - М.: Высшая школа, 2005.
Лукомский Г. С. Выставка современных женских портретов. - СПб.: Аполлон, 1990.
Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда - М., Искусство, 1992.
Матафонов С.М. Три века русской живописи - СПб.; Китеж, 1994.
Портрет в русской живописи конца XIX начала XX века. Каталог выставки, - Л.: ГРМ, 1975.
Поспелов Г. Г. Русское искусство начала XX века. Судьба и облик России. - М.: Наука, 1999.
Произведения русских и западных мастеров XVI начала XX века из собрания И. С. Зильберштейна. - М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей личных коллекций: Родина, 1993.
Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. - М.: Высота, 1968.
Сарабьянов Д.В. История русского и советского искусства. – М.: Высшая школа, 1979.
Щульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З. Культура России IX - ХХ вв. учебное пособие - М.: Простор, 1996.
Приложение
Картина З. Серебряковой «За туалетом»
Сарабьянов Д.В. История русского и советского искусства. – М.: Высшая школа, 1979.- С.134.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство - М.: Высшая школа, 2005.- с.197.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство - М.: Высшая школа, 2005.- с.200.
2
2.Автопортрет в русском и советском искусстве. - М.: Советский художник, 1985.
3.Азизян. И. А. Диалог искусств «Серебряного века». - М.: Прогресс-Традиция, 2001.
4.Дар Н. С. Аржанникова. Музей и коллекционер. Каталог. - М.: Советский художник, 1988
5.Живопись и графика русских художников первой трети XX века из собрания Я. Е. Рубинштейна и Т.С.Жегаловой. Каталог выставки. - Новосибирск, 1967.
6.Живопись XII начала XX века из собрания Государственного Русского Музея. - М.: Изобразительное искусство, 1993.
7.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство - М.: Высшая школа, 2005.
8.Лукомский Г. С. Выставка современных женских портретов. - СПб.: Аполлон, 1990.
9.Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда - М., Искусство, 1992.
10.Матафонов С.М. Три века русской живописи - СПб.; Китеж, 1994.
11.Портрет в русской живописи конца XIX начала XX века. Каталог выставки, - Л.: ГРМ, 1975.
12.Поспелов Г. Г. Русское искусство начала XX века. Судьба и облик России. - М.: Наука, 1999.
13.Произведения русских и западных мастеров XVI начала XX века из собрания И. С. Зильберштейна. - М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей личных коллекций: Родина, 1993.
14.Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. - М.: Высота, 1968.
15.Сарабьянов Д.В. История русского и советского искусства. – М.: Высшая школа, 1979.
16.Щульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З. Культура России IX - ХХ вв. учебное пособие - М.: Простор, 1996.
Вопрос-ответ:
Какие особенности композиции и колористических средств в портретной живописи можно найти на примере картины З Е Серебряковой "За туалетом"?
На картине З Е Серебряковой "За туалетом" можно наблюдать особенности композиции и колористических средств, типичные для портретной живописи. Композиция картины характеризуется расположением главного объекта - женского портрета - в центре и демонстрацией деталей туалета вокруг него. Колористические средства используются для достижения эмоционального эффекта: яркие и контрастные цвета создают насыщенность и живость образа. Различные оттенки и тоновые передачи помогают добиться градаций в цвете и пространстве, что придает картины глубину и объем.
Каковы тенденции в русской портретной живописи XX века?
В русской портретной живописи XX века можно выделить несколько основных тенденций. В начале века наблюдается переход к новым художественным направлениям, таким как кубизм, футуризм и конструктивизм, что отражается на стиле и композиции портретов. Однако, с появлением современных художественных течений, ощущается тяга к классическим традициям, особенно к реализму и импрессионизму. В целом, разнообразие стилей и направлений влияет на эстетическое ощущение и восприятие портретов.
Какие особенности стилистики, композиции и цветовой гаммы можно найти в портретной живописи З Е Серебряковой в начале XX века?
З Е Серебрякова, являясь представительницей современного художественного направления, создавала портреты, которые отличались своей стилистикой, композицией и цветовой гаммой. Ее произведения характеризуются яркой и экспрессивной кистью, крупными мазками и мягкими переходами цветов. Композиция портретов акцентируется на главных деталях, при этом в центре внимания находится женское лицо. Цветовая гамма может быть яркой и разнообразной, с использованием контрастов и насыщенных цветов, или пастельной и спокойной, с использованием пастельных оттенков. В целом, стилистика, композиция и цветовая гамма в творчестве З Е Серебряковой помогают выразить эмоциональное состояние и характер портретируемых лиц.
Какие особенности композиции и колористических средств в портретной живописи представлены на примере картины "За туалетом" З Е Серебряковой?
На картинах З Е Серебряковой, в том числе на картинах "За туалетом", можно наблюдать ряд особенностей в композиции и использовании цветовых средств. Композиция в портретах Серебряковой обычно строится симметрично и сосредоточена на центральном персонаже. Цветовая гамма характеризуется насыщенными тонами, использованием контрастных цветов и широким использованием черного цвета.
Какие были тенденции в русской портретной живописи XX века и как они отобразились в творчестве З Е Серебряковой?
В русской портретной живописи XX века можно выделить несколько тенденций. Одной из них было стремление к экспрессивности и выражению внутреннего мира героев портретов. В творчестве З Е Серебряковой эта тенденция проявляется в ее особых композиционных решениях, использовании насыщенных цветов и нестандартных ракурсов.
Какие характеристики композиции и цветовой гаммы присутствуют на картинах З Е Серебряковой?
Композиция на картинах З Е Серебряковой, включая картину "За туалетом", часто строится с использованием симметрии. Цветовая гамма характеризуется насыщенными тонами и контрастными сочетаниями. Особенностью ее работ является также широкое использование черного цвета, создающего особую атмосферу на картинах.
Какая стилистика, композиция и цвет использованы на картинах З Е Серебряковой?
На картинах З Е Серебряковой можно наблюдать особую стилистику, сочетающую в себе элементы символизма и модерна. В композиции присутствуют симметричные решения, а цветовая гамма включает в себя насыщенные тони, контрастные сочетания и широкое использование черного цвета.
Какие особенности композиции и колористических средств можно наблюдать в портретной живописи на примере картины "За туалетом" З.Е. Серебряковой?
В портретной живописи картины "За туалетом" З.Е. Серебряковой присутствуют несколько особенностей композиции и колористических средств. Композиционно картина выполнена симметрично, с акцентом на фигуре женщины, которая занимает центральное положение на холсте. В качестве колористических средств художница использует сдержанные пастельные оттенки, сочетающиеся с основными цветами картины - черным и белым.
Какие тенденции можно отметить в русской портретной живописи XX века?
В русской портретной живописи XX века можно выделить несколько тенденций. В целом, наблюдается стремление к новаторству и экспериментам с композицией и колоритом. Зарождается интерес к психологическим аспектам портрета, отражению внутреннего мира модели. Также важным элементом становится изображение авторского стиля и оригинальности.
Какие особенности стилистики, композиции и цвета можно увидеть в работах З.Е. Серебряковой в портретной живописи начала XX века?
В портретной живописи З.Е. Серебряковой начала XX века можно отметить несколько особенностей. Она предпочитала использовать реалистический стиль, передавая детали и реальность изображаемых объектов. Композиционно ее работы часто также были симметричными, с акцентом на основной фигуре. Цветовая гамма была отличительной чертой ее работ - она использовала сдержанные, пастельные тона, которые хорошо сочетались с черным и белым.