Современные концепции культуры

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 17 17 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 05.07.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Особенности культурологии как области знаний 5
1.1. Концепция культурологии в свете наук 5
1.2. Особенности теории культуры 7
Глава 2. Концепции культуры: классические подходы 9
2.1. Постмодернизм и его влияние на концепцию культуры 9
2.2. Культурные идентичности и мультикультурализм 11
2.3. Культурологические подходы к исследованию массовой культуры 13
Заключение 16
Список использованной литературы и источников: 17

Фрагмент для ознакомления

Культурологический подход. Культурологический подход к исследованию массовой культуры рассматривает ее как совокупность культурных процессов, которые происходят в обществе. Этот подход основан на исследовании культурных символов, традиций, ценностей и норм, которые отражаются в массовой культуре.Коммуникационный подход. Коммуникационный подход к исследованию массовой культуры изучает ее как средство коммуникации между людьми. Исследователи анализируют способы передачи информации, используемые в массовой культуре, технологии, которые используются для ее производства и распространения, а также анализируют реакцию аудитории на массовую культуру.Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, их использование для дальнейшего развития человечества, способность передавать их из поколения в поколение составляют культуру. Все, что противостоит природе, принадлежит культуре, т.е. девственная природа как нечто возделываемое и созданное человеческим трудом. Принято различать материальную и интеллектуальную культуру.Материальная культура включает прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в круговорот общественной жизни. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат людям. Материальная культура свидетельствует об уровне практического освоения человеком природы.Духовная культура включает в себя науку и степень внедрения ее результатов в производство и быт, уровень образованности населения, состояние образованности, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы социального поведения людей, владение логикой мышление. и богатство языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей.При деятельностном подходе культура выступает как специфический образ жизни человека (Э. Маркарян, В. Давидович, З. Файнбург и др.). В семиотическом подходе (Кассирер, В. Эко) культура определяется через ее сущностные свойства – как небиологический знаковый механизм передачи опыта через социокод, как совокупность деятельностных систем, обеспечивающих закрепленное за знаками социальное наследование. При структуралистском подходе (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, Деррида, М. Фуко, Р. Барт и др.) главной задачей является не определение феномена культуры, а преодоление описательности в культурологическом анализе. Здесь рекомендуется поставить изучение культуры на строго научную основу. Психофизиологический подход (З. Фрейд, К. Юнг) объясняет функционирование культуры, ее развитие из личности, человеческой субъектности, провозглашая фундаментальное противоречие между природным началом в человеке и господствующими над ним культурными нормами. В социологическом подходе (М. Вебер, Т. Парсонс) культура рассматривается как социальный институт, придающий системность обществу и позволяющий рассматривать последнее как устойчивую целостность. Аксиологический (ценностный) подход представляет собой соотношение культуры и мира человеческих ценностей. Игровые концепции культуры (Я. Хейзинга, Г. Гессе, Э. Финк, Ж. Ортега-и-Гассет) связывают происхождение и жизнедеятельность культуры с феноменом игры. Согласно Хейзингу, культура возникает из игры как «живой плод», и всякое культурное творчество есть игра. Игра рассматривается здесь как спонтанная, неинтересная деятельность, приятная сама по себе и не зависящая от какой-либо цели.ЗаключениеВ заключение можно сказать, что современные концепции культуры являются очень важным направлением изучения культуры. Они помогают нам понять, как культура взаимодействует с различными аспектами жизни человека, как она влияет на его мировоззрение, поведение и действия.Концепции культуры также помогают нам понять, как культура меняется во времени и пространстве, как она взаимодействует с другими культурами и как она формируется в различных контекстах.Конечно, каждая концепция имеет свои преимущества и недостатки, и не существует универсальной теории, которая могла бы охватить всю многогранность культуры. Однако, изучение этих концепций помогает нам более глубоко понять культуру и ее влияние на нашу жизнь.В целом, изучение современных концепций культуры является важным направлением для тех, кто интересуется культурой, антропологией, социологией, культурологией и другими социальными науками. Получив знания о концепциях культуры, мы можем более глубоко понимать и анализировать культуры и их роль в формировании общества и культурного наследия человечества.Изучение культуры может предоставить нам богатый информационный ресурс для развития и преобразования различных областей человеческой жизни. Современные концепции культуры помогают нам не только понимать ее значение для нашей жизни, но и использовать этот знакомый, но всегда новый материал для решения различных проблем и задач.Список использованной литературы и источников:Абдулаева, Э. С. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и её роль в развитии современной культуры / Э. С. Абдулаева // Вестник научной мысли, 2021. – № 6. – С. 965-966.Берестовская, Д. С. Концепция Аристотеля и современная теория культуры / Д. С. Берестовская // Симферополь : Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2017. – С. 7-9.Грушевицкая, Т. Г. Концепция культурных поворотов в современной культурологии / Т. Г. Грушевицкая // Калуга : Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2020. – С. 906-910.Зубанова, Л. Б. Современная культура в постклассических концепциях и актуальных социокультурных трендах / Л. Б. Зубанова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2013. – № 1(33). – С. 47-54.Стебляк, В. В. Постмодернистская концепция как способ осмысления современной культуры / В. В. Стебляк // Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. – С. 265-269. Ушанова, И. А. Глобализация и мультикультурализм: пути развития / И. А. Ушанова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2004. – №27. – 5 с.

1. Абдулаева, Э. С. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и её роль в развитии современной культуры / Э. С. Абдулаева // Вестник научной мысли, 2021. – № 6. – С. 965-966.
2. Берестовская, Д. С. Концепция Аристотеля и современная теория культуры / Д. С. Берестовская // Симферополь : Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2017. – С. 7-9.
3. Грушевицкая, Т. Г. Концепция культурных поворотов в современной культурологии / Т. Г. Грушевицкая // Калуга : Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2020. – С. 906-910.
4. Зубанова, Л. Б. Современная культура в постклассических концепциях и актуальных социокультурных трендах / Л. Б. Зубанова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2013. – № 1(33). – С. 47-54.
5. Стебляк, В. В. Постмодернистская концепция как способ осмысления современной культуры / В. В. Стебляк // Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. – С. 265-269.
6. Ушанова, И. А. Глобализация и мультикультурализм: пути развития / И. А. Ушанова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2004. – №27. – 5 с.