Царебожие

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 12 12 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 05.07.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Царебожие – общая характеристика 3
2. История возникновения царебожия 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, следуя Историческому Откровению, он должен верить в искупительную жертву Николая II и в Грядущего Царя.Мы полагаем, что учение о святости царей опирается именно на этот конструкт. Апологеты Ивана Грозного и других царей занимаются, по выражению Б. Кнорре, «историческим ревизионизмом» - развенчанием мифов об этом царе и переоценкой его личности в истории. Такие «ревизионисты» доказывают, что царь был православным, боролся с врагами России и проводил полезную для страны политику. Таким образом, подчеркивается не личное благочестие царя, а то, что он являлся персонификацией благого начала истории и Космократором. Из этого следует святость любого русского царя, в том числе и Ивана Грозного. О. Роман Зеленский эксплицирует это представление так: Каждый Государь свят уже потому, что является сосудом благодати Духа Святаго. Он к тому же еще и святой образ, то есть святая икона, Господа нашего Иисуса Христа. Разве образ Христов может быть не святым!Сбор аргументов в пользу святости каждого царя в отдельности лишен смысла для тех царебожников, в сознании которых присутствует подобный конструкт Исторического Откровения. Поэтому мы не считаем корректным называть их «почитателями царей»: этот термин применим только к тем авторам, которые готовы причислять к лику святых только отдельных, достойных этого царей (за подвиги их благочестия).За время существования данного учения было предложено множество вариантов его обозначения. Мы считает корректным термин «царебожие», так как в его основе лежит именно уподобление царя Богу. Приведем некоторые аргументы в пользу такого уподобления.1. Апелляция к Ветхому Завету. Так, о. Роман Зеленский говорит: «Надо сказать, что Цари, братья и сестры, еще в Святой Псалтири называются богами. Моисея Сам Господь называет Богом по отношению к Аарону». В синодальном переводе Библии, однако, читаем: «Он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:15-16). В церковнославянском тексте вторая часть фразы звучит еще определеннее: «ты же будеши ему в тех, яже к Богу».2. Апелляция к авторитету святых (например, Лаврентия Черниговского, Дмитрия Ростовского, Филарета Московского, Иоанна Кронштандтского); все они учили о том, что царская власть подобна власти Бога.3. Утверждение, что царь является образом (иконой) Бога. Искупительная жертва Николая II есть образ Искупительной Жертвы Христа. Христианин - в первую очередь верноподданный; в эсхатологическое царство Грядущего Царя войдут лишь те, кто был верен царям.4. Подмена ожидания Второго пришествия Христа ожиданием Грядущего Царя. Приветствие, которым два царебожника (о. Роман Зеленский и о. Геннадий Ткач) обменялись в публичной переписке, звучит так: «Христос и Государь посреди нас!» .Несомненно, актуальные проблемы религиозной культуры далеко не исчерпаны и требуют дальнейшего тщательного анализа.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,для того, чтобы подробнее изучить выбранную тему, следует понимать, что из себя представляет рассматриваемое понятие. В научной литературе есть определение, согласно которому следует, что «Царебожие» — это еретическое учение о «царе-искупителе» Николае IIНа сегодняшний день рассматриваемое понятие описывается в различных научных источниках, да и в обычной жизни применяется достаточно часто. Таким образом, предлагаем проанализировать данное понятие более подробно.Царебожие - учение о божественном статусе русского царя и течение в современном российском православии, возникшее в 90-х годах XX в.«Царебожие» — это религиозном течение, которое предполагает «веру в Царя-искупителя». И в качестве такого царя, адепты этой доктрины предлагают святого страстотерпца Николая II, последнего монарха Российской Империи.Во-вторых, необходимо отметить, что идею «царя-искупителя» и попытки введения новых обрядов, с ней связанных, прямо осудил патриарх Алексий II. Кроме того, по мнению противников, «царебожие» напрямую смыкается с иными сомнительными взглядами, бытующими в части православного сообщества, такими, как неприятие страховых полисов, ИНН,вера в существование заговора евреевили стремление к канонизации Распутина.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВБеглов АЛ. «Николаевцы» Поволжья и генезис идей «русской теократии». – [Электронный ресурс]. URL: http://ustav.livejournal.com/825705.html7thread-17165161 (дата обращения: 02.06.2023)Беглов А.Л. О происхождении религиозных настроений, лежащих в основе почитания Григория Распутина и царя Ивана Грозного// Царь Иван Васильевич - Грозный или святой. Аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С.51-54.Никольский Е.В. Ересь царебожия как «реинкарнация» культа деизированных правителей Древнего мира // StudiaHumanitatis. – 2014. – С.124Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 02.06.2023)

1. Беглов АЛ. «Николаевцы» Поволжья и генезис идей «русской теократии». – [Электронный ресурс]. URL: http://ustav.livejournal.com/825705.html7thread-17165161 (дата обращения: 02.06.2023)
2. Беглов А.Л. О происхождении религиозных настроений, лежащих в основе почитания Григория Распутина и царя Ивана Грозного// Царь Иван Васильевич - Грозный или святой. Аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С.51-54.
3. Никольский Е.В. Ересь царебожия как «реинкарнация» культа деизированных правителей Древнего мира // Studia Humanitatis. – 2014. – С.124
4. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 02.06.2023)