Разработка бизнес-плана открытия турагентства (на примере ООО «Парус»)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Туризм
  • 69 69 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 11.07.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бизнес-плана открытия турагентства 5
1.1 Понятие и сущность бизнес-планирования 5
1.2 Основные разделы и структура бизнес-плана 7
1.3 Современные методики бизнес-планирования 12
Глава 2. Разработка бизнес-плана открытия турагентства ООО «Парус» 16
2.1. Резюме бизнес-плана открытия турагентства ООО «Парус» 16
2.2. Описание бизнес-идеи открытия турагентства ООО «Парус» 18
2.3. Описание продукта или услуги 20
2.4. Анализ туристического рынка 25
2.5. Маркетинговый план турагентства ООО «Парус» 33
2.6. Организационный план турагентства ООО «Парус» 44
Глава 3. Экономическое обоснование открытия турагентства ООО «Парус» 47
3.1. Финансовый план турагентства ООО «Парус» 47
3.2 Оценка рисков и эффективности проекта открытия турагентства ООО «Парус» 53
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Приложение 3 69

Фрагмент для ознакомления

Прибыль от деятельности:2023 г. – 0 руб.2024 г. – 5444480 руб.2025 г. – 6884874 руб.2026 г. – 8587909 руб.2027 г. – 10597717 руб.2028 г. – 12965576 руб.Прогнозный баланспроекта бизнес-плана открытия турагентства ООО «Парус» представлена в таблице 15.Таблица 15 - Прогнозный баланспроекта бизнес-плана открытия турагентства ООО «Парус», руб.ПоказателиГоды0 1 2 3 4 5 АктивыВнеоборотные активы      Первоначальная стоимость520000052000005200000520000052000005200000Амортизация 0-1040000-2080000-3120000-4160000-5200000Итого внеоборотные активы520000041600003120000208000010400000Оборотные активыЗапасы02200022000220002200022000Дебиторская задолженность075000008662500100051881155599213347170Деньги0-2875206591104150105942525258737646102Итого оборотные активы0723448015275604250377813683057851015272Итого активов52000001139448018395604271177813787057851015272ПассивыСобственный капиталСобственный капитал520000052000005200000520000052000005200000Нераспределенная прибыль 0544448012329354209172623151497944480555Итого собственный капитал52000001064448017529354261172623671497949680555Заемный капитал (обязательства)Долгосрочные обязательства000000Краткосрочные обязательства0750000866250100051911555991334717Итого заемный капитал (обязательства)0750000866250100051911555991334717Итого пассивов52000001139448018395604271177813787057851015272Основные финансовые коэффициенты проекта бизнес-плана открытия турагентства ООО «Парус» представлены в таблице 16.Таблица 16 - Основные финансовые коэффициенты проекта бизнес-плана открытия турагентства ООО «Парус»ПоказателиГоды0 1 2 3 4 5 ROS (чистая прибыль/ выручка)0%18%20%21%23%24%ROA (чистая прибыль/ активы)0%48%37%32%28%25%ROE (чистая прибыль/акционерный капитал)0%51%39%33%29%26%AT (выручка/активы)0,002,631,881,481,221,05Активы/Капитал1,001,071,051,041,031,03FL (обязательства/активы)0%7%5%4%3%3%CurrentRatio (оборотные активы/краткосрочные обязательства)09,6517,6325,0231,8738,22Капитал/Стоимость капитала260000005322240087646768130586312183574896248402774Прибыль/Стоимость капитала-2722240034424368429395445298858464827878Дисконтированная терминальная стоимость-2268533323905811248492732555390826052870Рисунок 21 – Финансовый профиль проектаоткрытия турагентства ООО «Парус»Таким образом, проект бизнес-плана открытия турагентства ООО «Парус» характеризуется финансовой устойчивостью.3.2 Оценка рисков и эффективности проектаоткрытия турагентства ООО «Парус»Современная территория для развития горнолыжного спортивного туризма в России является достаточно обширной – от Калининграда до Камчатки и от Кольского полуострова до Северного Кавказа. Зоны для катания на горных лыжах распределены неравномерно и в основном сконцентрированы в областях с большим количеством населения. Большинство российских горнолыжных комплексов представляют собой территории с небольшим перепадом высот, короткими трассами, отсутствием необходимой инфраструктуры. Вследствие указанных характеристик они не способны привлечь ни опытных лыжников-сноубордистов, ни туристов из населенных пунктов, не находящихся в непосредственной близости от них. Кроме того, такие комплексы не в состоянии выдержать конкуренцию на международном уровне. Это также связано с тем, что протяженность трасс многих из них не соответствует признанным международным требованиям – не менее 1 км. По данным Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, трассы длиной свыше 1 км составляют около 6,7% от общего количества российских горнолыжных трасс. В последние годы горнолыжный туризм в Российской Федерации активно развивается.В перспективе горнолыжный туризм является наиболее привлекательным видом туризма с точки зрения вовлечения молодёжи, популяризации здорового образа жизни и потенциального вклада в экономику государства. Реализация потенциала развития горнолыжного туризма в России окажет влияние на: Повышение популярности горных лыж и сноуборда в России.Увлечение молодёжи здоровым образом жизни и увеличение числа катающихся россиян с 2,5% до 8%. Развитие отечественного производства.Создание конкурентоспособного сектора экономики, обеспечивающего рост вклада горнолыжной индустрии в ВВП страны до 1,5 - 2%.В таблице 17 представлена сравнительная оценка развития горнолыжного спортивного туризма в России и других стран.Таблица 17 - Оценка развития горнолыжного спортивного туризма в России и других странПоказательРоссия США Австрия Франция Канада Катающиеся граждане страны, % от общего населения 3% 8% 36% 13% 12% Общее кол-во горнолыжных комплексов (ГЛК) 300 (на 17,1 млнкв.км) 470 (на 9,8 млнкв.км) 254 (на 0,08 млнкв.км) 325 (на 0,6 млнкв.км)288 (на 9,9 млнкв.км) ГЛК, имеющие >5 канатных дорог, % от общего количества 16% (57 ГЛК) 75% (352 ГЛК) 78% (198 ГЛК) 72% (234 ГЛК) 25% (72 ГЛК) ГЛК, имеющие > 5 канатных дорог, в расчете на 1 млн населения0,4 1,1 23,3 3,5 2,1 Основные проблемы горнолыжной индустрии России при сравнении с развитыми странами: Недостаточный объём качественного предложения на рынке горнолыжного туризма:Рентабельность бизнеса предполагает длительные сроки из-за высоко уровня персональных вложений.Недостаточная инвестиционная привлекательность бизнеса.Низкий уровень стимулирования спроса на рынке горнолыжного туризма и продвижения туров:Популярность горнолыжного туризма в стране толь начинает увеличиваться (по сравнению с иными направления туризма) и отсутствие механизмов привлечения (продвижения); Относительно высокая стоимость услуг ГЛК, горнолыжного снаряжения и инвентаря;Недостаточный уровень безопасности на горнолыжных склонах.Неразвитое отраслевое производство экипировки.Возможные варианты для решения проблемы 1: Недостаточный объём качественного предложения на рынке горнолыжного туризма:Снижение налогового бремени для организаций, эксплуатирующих ГЛК: налоги на прибыль, на имущество (в части горнолыжного оборудования), земельный налог Снижение арендной платы за земельные участки, на которых располагаются горнолыжные трассы Создание условий для обеспечения всесезонной эксплуатации ГЛКСнижение ставок таможенных платежей: в части канатных дорог, снегоуплотнительной техники, снегогенераторовСнижение стоимости заёмных средств: субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам, лизингу Локализация производства: определение номенклатуры оборудования и товаров Поддержка российского производителя: отбор предприятий, субсидирование их деятельности Использование механизмов государственно- частного партнерства: подписание офтэйк- соглашений по программам развития производства оборудования и строительства объектов инфраструктурыВозможные варианты для решения проблемы 2: Низкий уровень стимулирования спроса на рынке горнолыжного туризма и продвижения туров:Продвижение горнолыжного туризма в России Обучение учащихся школ, расположенных вблизи ГЛК, в рамках 3-го урока физкультурыСоздание льготных условий приобщения детей и подростков к горным лыжам и сноуборду Создание комплексных туристических продуктовРазвитие «молодых» дисциплин фристайла (хафпайп, слоупстайл, ньюскул, бигэйр) Введение удобных логистических решений по доставке туристов на ГЛКСнижение стоимости экипировки и инвентаря посредством поддержки российского производителя Снижение нагрузки на бизнес Введение сезонныхски-пассов Введение субсидий для отдельных категорий гражданПродвижение ГОСТP 55881-2016 «Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов» Введение обязательной сертификации инструкторов Введение обязательной классификации горнолыжных трасс Продвижение мер безопасности среди туристовПровеем оценку точки безубыточности проектаоткрытия турагентстваООО «Парус».Таблица 18 - Анализ безубыточностипроектаоткрытия турагентства ООО «Парус», рубПоказателиГоды012345Выручка от реализации03000000034650000400207504622396653388681Переменные материальные расходы0-9000000-10395000-12006225-13867190-16016604Маржинальная (валовая) прибыль02100000024255000280145253235677637372077Постоянные материальные расходы0-5040000-5544000-6098400-6708240-7379064Расходы на оплату труда исполнителей ,втом числе и отчиления с социальные фонды0-3600000-3852000-4121640-4410155-4718866Расходы на стимулирвоание персонала0-14400-15408-16487-17641-18875Комерческие расходы0-4500000-5197500-6003113-6933595-8008302Прибыль до начисления амортизации, выплаты процентов и налогов (EBITDA)078456009646092117748861428714617246969Амортизация0-1040000-1040000-1040000-1040000-1040000Проценты000000Налогооблагаемая прибыль068056008606092107348861324714616206969Налог на прибыль0-1361120-1721218-2146977-2649429-3241394Чистая прибыль05444480688487485879091059771712965576 000000Справочно:000000Дивиденды000000Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода05444480688487485879091059771712965576Нераспределенная прибыль накопительным итогом0544448012329354209172623151497944480555Выручка от реализации03000000034650000400207504622396653388681Переменные материальные расходы0-9000000-10395000-12006225-13867190-16016604Маржинальная (валовая) прибыль02100000024255000280145253235677637372077Постоянные расходы0-14194400-15648908-17279639-19109630-21165107Уровень валовой прибыли00,700,700,700,700,70Точка безубыточности02027771422355583246851992729947230235868Количество реализуемых товаров/услуг (шт.) в точке безубыточности405,55406,47408,02410,21413,03Рисунок 22 – Точка безубыточности проектаоткрытия турагентства ООО «Парус», руб.Анализ интегральных показателей экономической эффективности и рисков проектахарактеризует его как приемлемый для реализации и позволяет рекомендовать проект к внедрению.ЗаключениеКак мы убедились, бизнес-планированиеиграет важнейшую роль всовереном бизнесе, в том числе и гостиничном бизнесе. Кроме того, организация эффективной системы бизнес-планирования сегодня становится одной из наиболее важных задач для тур-бизнеса.Так показало проведение исследование разработка проекта создания нового турагентства должно опираться на оценку современных тенденций и рисков развития туристической сферы России. В рамках исследования были сделаны выводы о том, что 2023-й год – год возможностей для развития различных направлений внутреннего труизма, в том числе и спортивного. При этом,спортивный туризм может оказывать активное влияние на экономику региона, в котором он развивается, на его спортивные, экономические, социальные и гуманитарные основы.Во второй главе был разболтан бизнес-план открытия турагентства ООО «Парус».Бизнес идея: открытие нового туристического предприятия в формате турагентства.Основная продукция: туристические услуги.Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Парус». Организационная структура: линейно-функциональная.Для выхода на рынок турагентства ООО «Парус» в нынешних геополитических и российских реалиях предлагается вывести на рынок тур горнолыжное-спортивной направленности на базе туристических ресурсов ГЛК «Манжерок». Горнолыжный спортивный тризм в России востребован у потенциальных туристов. Название тура: «ski#Манжерок».Модель тура:Тип тура: внутреннийТип целевого тура: горно-лыжный спортивный.Источник финансирования: коммерческий.База: ГЛК «Манжерок»Сезонность – осень-зима.Продолжительность: 6 дней \ 5 ночейКласс обслуживания: туристическийПоставщик туруслуг: в ГЛК «Манжерок»Общий номерной фонд – 46 номеров на 124 места (92 основных, 32 дополнительных).Питание: завтрак, обед, ужинЭкскурсии в программе: предусмотрена.Даты заездов: туры организуются по желанию туристов, либо тогда, когда набирается минимальное количество человек для формирования группы.Целевая аудитория: жители РоссииВозраст участников: 20-55 лет, + дети.Группа: 10 человек.Стоимость для 1 туриста составляет 50400 рублей. Финансовая модель:Первоначальные инвестиции – 5200000 рубNPV (чистый приведенный денежный поток) – 3856998 руб.IRR (внутренняя ставка доходности) - 35,66%PBP (период окупаемости) – 4 годаDPBP (дисконтированный период окупаемости) – 4 годаPI (индекс прибыльности) - 1,74Ставка налога на прибыль - 20%Анализ интегральных показателей экономической эффективности и рисков проектахарактеризует его как приемлемый для реализации и позволяет рекомендовать проект к внедрению.Список использованных источниковРаспоряжение Правительства РФ от 7 марта 2019 г. № 369-р «Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2019. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.09.2019. «ГОСТ Р 54601-2011 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. № 735-ст // М.: Стандартинформ, 2012 г. Закон республики Тыва от 8 июля 2011 г. № 789 ВХ-I «О туристской деятельности в Республике Тыва» // «Тувинская правда», Приложение 27, спецвыпуск, 2011. Закон Московской области от 29 января 2021 г. № 4/2021-ОЗ «Об активных видах туризма в Московской области» // Гарант. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru, (дата обращения, 29.07.2022 г.). Анисимова Д.А. Сущность и проблемы развития спортивного туризма в России // Трибуна ученого. 2021. № 6.Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2018. - 287 c.Бирман,. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман,. С. Шмидт,. Л. П. Белых.- М:. Банки и биржи:. ЮНИТИ, 2019. - 301 с.Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме/ М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. – СПб.: Издательский фонд Герда, 2018. – 208 с.Большой Глоссарий терминов международного туризма / TheGreatGlossaryofTermsforInternationalTourism / Под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова. Второе издание, дополненное и переработанное. В двух томах. Том II. СПб.: «Невский Фонд», 2003. – 992 с. Бобкова, А.Г. Безопасность туризма/ А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2018. – 272 с.Боголюбова С. А.  Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 231 с.Богданова Э.Н. Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ // Управление экономическими системами. 2011. № 33Боголюбова, С. А.  Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с.Бунич Г. А. Инновационные аспекты в экономике туризма: монография. М., 2019. 170 с.Воронкова, Л.П. История туризма и гостеприимства / Л.П. Воронкова – Москва :КНОРУС, 2018. – 348 с.Гаврильчак И. Н. Основные принципы организации и развития международного туризма: монография / под редакцией д-ра экон. наук, проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2018.Глазков, В. Н.  Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела : учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с.Гордин, В.Э. Теоретические и практические подходы к развитию туризма/ В.Э. Гордин// Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2021. – С. 189197.Гончарова О.В., ХалееваС.А. Использование современных digital-каналов и SMM-технологий в продвижении туристских услуг // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 8. – С. 1709-1724. Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России: монография / под науч. ред. Е.Н. Трофимова; Российская международная академия туризма. – М.: Университетская книга, 2016. – 503 с. Драчева Я. В., Лазовская С. В. Экономика туризма: учебное пособие. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019. 78 c.ДуровичА.П. Организация туризма. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с. Дурович, А. П. Реклама в туризме : учебное пособие / А. П. Дурович. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 158 с. Каменец, А. В.  Молодежный социальный туризм : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский.А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 сКосолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 288 с. Кусков А.С., ДжаладянЮ.А. Туристский бизнес: словарь-справочник. – М.: ФОРУМ, 2011. – 384 с. ЛинчевскийЭ.Э., Федотов Ю.Н. Типология и психология туризма: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2008. – 272 с. Мотышина, М. С.  Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.Отнюкова, М. С.  Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с. ПалаткинаГ.В. Молодежный туризм: учебное пособие / Г.В. Палаткина. – М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. – 206 с.Программа развития вида спорта "спортивный туризм" в Российской Федерации. Утверждена приказом Минспорта РФ № 257 от 21 марта 2019 года.Пономарева Е.В. Стратегический менеджмент. – СПб.: БГТУ, 2018.РотановаИ.Н., Харламова Н.Ф. Туристско-рекреационный комплекс Алтайского региона: организация и информационно- картографическое обеспечение: монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2015.РотановаИ.Н., Харламова Н.Ф Рекреационно-географические исследования в Алтайском регионе: монография. Барнаул: Изд-во Алт. н-та.2014.РотановаИ.Н., Харламова Н.Ф. Туристские ресурсы Алтайского края // География и природопользование Сибири / под ред. проф. Г.Я. Барышникова. - Вып. 18. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. -С. 166-173.Савенкова Е.А., Мочалова М.С. Тенденции развития видов спорта в Российской Федерации (по сведениям Федерального статистического наблюдения № 5-ФК) // Вестник спортивной науки. 2021. № 2.Сергеев А. А. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 286c.Скобкин, С. С.  Менеджмент в туризме : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 366 с. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: Инфра-М, 2021. - 50 c.УстьянцеваД.С. Концептуальные основы спортивного туризма в Российской Федерации // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Челябинск, 26–27 апреля 2018 года. 2018.ХолматоваЛ.Х. Проблемы и перспективы развития спортивного туризма в России // Дни науки и инноваций НовГУ. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2020.Янковский К.П., МухарьИ.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб: Питер, 2021. – 52 с.Сайт ГЛК «Манжерок» URL: https://xn--80akcrghjp.xn--p1ai/Пути развития спортивного туризма обсудили на Всероссийском форуме в Вытегре. Туристско-информационный центр Вологодской области.URL: https://vologdatourinfo.ru/news/puti-razvitiya-sportivnogo-turizma-obsudili-na-vserossiyskom-forumev-vytegreПриложение 1Итоги туризма 2022Приложение 2ГЛК «Манжерок»Приложение 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2019 г. № 369-р «Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2019.
2. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.09.2019.
3. «ГОСТ Р 54601-2011 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. № 735-ст // М.: Стандартинформ, 2012 г.
4. Закон республики Тыва от 8 июля 2011 г. № 789 ВХ-I «О туристской деятельности в Республике Тыва» // «Тувинская правда», Приложение 27, спецвыпуск, 2011.
5. Закон Московской области от 29 января 2021 г. № 4/2021-ОЗ «Об активных видах туризма в Московской области» // Гарант. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru, (дата обращения, 29.07.2022 г.).
6. Анисимова Д.А. Сущность и проблемы развития спортивного туризма в России // Трибуна ученого. 2021. № 6.
7. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2018. - 287 c.
8. Бирман,. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман,. С. Шмидт,. Л. П. Белых.- М:. Банки и биржи:. ЮНИТИ, 2019. - 301 с.
9. Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме/ М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. – СПб.: Издательский фонд Герда, 2018. – 208 с.
10. Большой Глоссарий терминов международного туризма / The Great Glossary of Terms for International Tourism / Под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова. Второе издание, дополненное и переработанное. В двух томах. Том II. СПб.: «Невский Фонд», 2003. – 992 с.
11. Бобкова, А.Г. Безопасность туризма/ А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2018. – 272 с.
12. Боголюбова С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 231 с.
13. Богданова Э.Н. Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ // Управление экономическими системами. 2011. № 33
14. Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с.
15. Бунич Г. А. Инновационные аспекты в экономике туризма: монография. М., 2019. 170 с.
16. Воронкова, Л.П. История туризма и гостеприимства / Л.П. Воронкова – Москва : КНОРУС, 2018. – 348 с.
17. Гаврильчак И. Н. Основные принципы организации и развития международного туризма: монография / под редакцией д-ра экон. наук, проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2018.
18. Глазков, В. Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела : учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с.
19. Гордин, В.Э. Теоретические и практические подходы к развитию туризма/ В.Э. Гордин// Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2021. – С. 189197.
20. Гончарова О.В., Халеева С.А. Использование современных digital-каналов и SMM-технологий в продвижении туристских услуг // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 8. – С. 1709-1724.
21. Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России: монография / под науч. ред. Е.Н. Трофимова; Российская международная академия туризма. – М.: Университетская книга, 2016. – 503 с.
22. Драчева Я. В., Лазовская С. В. Экономика туризма: учебное пособие. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019. 78 c.
23. Дурович А.П. Организация туризма. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
24. Дурович, А. П. Реклама в туризме : учебное пособие / А. П. Дурович. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 158 с.
25. Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский.А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с
26. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 288 с.
27. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Туристский бизнес: словарь-справочник. – М.: ФОРУМ, 2011. – 384 с.
28. Линчевский Э.Э., Федотов Ю.Н. Типология и психология туризма: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2008. – 272 с.
29. Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.
30. Отнюкова, М. С. Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с.
31. Палаткина Г.В. Молодежный туризм: учебное пособие / Г.В. Палаткина. – М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. – 206 с.
32. Программа развития вида спорта "спортивный туризм" в Российской Федерации. Утверждена приказом Минспорта РФ № 257 от 21 марта 2019 года.
33. Пономарева Е.В. Стратегический менеджмент. – СПб.: БГТУ, 2018.
34. Ротанова И.Н., Харламова Н.Ф. Туристско-рекреационный комплекс Алтайского региона: организация и информационно- картографическое обеспечение: монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2015.
35. Ротанова И.Н., Харламова Н.Ф Рекреационно-географические исследования в Алтайском регионе: монография. Барнаул: Изд-во Алт. н-та.2014.
36. Ротанова И.Н., Харламова Н.Ф. Туристские ресурсы Алтайского края // География и природопользование Сибири / под ред. проф. Г.Я. Барышникова. - Вып. 18. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. -
С. 166-173.
37. Савенкова Е.А., Мочалова М.С. Тенденции развития видов спорта в Российской Федерации (по сведениям Федерального статистического наблюдения № 5-ФК) // Вестник спортивной науки. 2021. № 2.
38. Сергеев А. А. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 286c.
39. Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 366 с.
40. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: Инфра-М, 2021. - 50 c.
41. Устьянцева Д.С. Концептуальные основы спортивного туризма в Российской Федерации // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Челябинск, 26–27 апреля 2018 года. 2018.
42. Холматова Л.Х. Проблемы и перспективы развития спортивного туризма в России // Дни науки и инноваций НовГУ. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2020.
43. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб: Питер, 2021. – 52 с.
44. Сайт ГЛК «Манжерок» URL: https://xn--80akcrghjp.xn--p1ai/
45. Пути развития спортивного туризма обсудили на Всероссийском форуме в Вытегре. Туристско-информационный центр Вологодской области.URL: https://vologdatourinfo.ru/news/puti-razvitiya-sportivnogo-turizma-obsudili-na-vserossiyskom-forumev-vytegre