Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов колледжа, при изучении дисциплины «экономика»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 57 57 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 11.07.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 5
Глава 1. Особенности формирования мотивации студентов колледжа при изучении дисциплины «Экономика» 8
1.1. Сущность учебной мотивации 8
Глава 2. Характеристика учебной дисциплины «Экономика» 14
2.1. Сущность и структура экономики как учебной дисциплины 14
2.2. Формы, методы и средства, используемые в преподавании дисциплины «Экономика» в колледже 19
Глава 3. Методическая разработка по формированию учебно-профессиональной мотивации при изучении дисциплины «Экономика» 26
3.1. Диагностика мотивации студентов колледжа к учебной дисциплине «Экономика» 26
3.1. Выбор средств и методов преподавания 33
3.2. Методическая разработка занятия по экономике 49
Заключение 55
Список использованных источников 57

Фрагмент для ознакомления

Классификация методов по критерию степени участия в формировании учебного материала участвующих в образовательном процессе субъектов предполагает выделение следующих методов: метода, при котором новое учебное знание приобретается на основе проводимой указанными субъектами совместной деятельности; метода, при котором получение знаний происходит в процессе осуществляемой учащимся самостоятельной работы; метода, связанного с передачей в готовом виде навыков и знаний к обучаемым от педагога. Первый метод именуется интерактивным, второй - активным, третий - академическим. С точки зрения способа, посредством которого в рамках учебного процесса производится передача информации принято выделять: обучение, являющееся совместным, при котором организуются группы обучающихся, которые совместно работают над учебным материалом; обучение, являющееся прямым, с изложением педагогом ключевых относящихся к предмету принципов, законов и понятий в определенной последовательности в форме, доступной для восприятия обучающимися; моделирование, при котором представляются схемы конкретных практических ситуаций; исследование, при котором учащиеся вовлекаются в ситуации проблемного характера, и ищут ответы самостоятельно.Преподавание общественных наук в колледжах осуществляется в форме лекционных, семинарских занятий, самостоятельно проводимой обучающимися работы, внеаудиторной работы в различных формах, экзаменов и зачетов. Взаимодействие между педагогом и обучающимися определяет, насколько высоким является уровень обучения любой из дисциплин, насколько эффективным является процесс обучения. Данная закономерность присутствует и при обучении дисциплинам экономического цикла. Следует отметить, что ни одна из форм, в которых осуществляется преподавание, не в состоянии в полном объеме заменить прочие формы. Существует логическая последовательность, взаимообусловленность, взаимосвязь отдельных форм. При этом следует отметить и значимое влияние, оказываемое методикой одних форм работы на прочие. При этом существуют и определенные негативные аспекты лекций. Проведение данных занятий характеризуется практически полным отсутствием обратной связи от обучающихся к преподавателю. Данные занятия не способствуют самостоятельности мышления, т.к. приучают к тому, чтобы обучающиеся пассивно воспринимали чужие мнения и взгляды. Значительная часть обучающихся не успевает осмыслить сказанное преподавателем на лекции.Также данные занятия не стимулируют стремление обучающихся к самостоятельной работе. В то же время опыт вузов свидетельствует, что в случае отказа от лекционных занятий равномерность, комплексность подготовки обучающихся снижается. Снижается и научный уровень их подготовки. В этой связи значение лекции в качестве ведущей формы, в которой организуется проводимый в вузах учебный процесс, сохраняется. Имеется возможность преодоления вышеуказанных недостатков в случае, если лекционный курс будет построен рационально, согласно обоснованной методике. Факторы, обуславливающие ведущее положение лекционных занятий в рамках осуществляемого в вузах учебного процесса, следующие: лекционные занятия определяют эффективность прочих форм учебного процесса, их содержание; данные занятия определяют как сущность учебного процесса в целом, так и его направленность - теоретическую, профессиональную; лекционный курс по предмету отражает ключевые положения содержания предмета. Удельный вес лекционных занятий в рамках освоения каждой из дисциплин экономического цикла составляет не менее пятидесяти процентов. В рамках современных лекций учебного характера выделяются лекции, являющиеся предметными, проблемными, обзорными. Установочные лекции в общем случае читаются для обучающихся по заочной форме. Данные лекции в наибольшей степени отражают особенности, присущие таким видам лекций, как предметная и обзорная. Существует ряд общих требований в отношении содержания учебных лекций. Данные требования, которыми следует руководствоваться вне зависимости от того, каковы вид и форма лекции, предусматривают необходимость: убедительности и яркости представления материала; безупречности с научной точки зрения; логичности, грамотности; формирования стимулов для самостоятельного мышления; выхода за рамки учебных пособий, в т.ч. наиболее удачных и свежих. На лекционных занятиях формируется основа для самостоятельной работы обучающихся. Подобные занятия могут представлять обзоры, способствующие систематизации накопленных обучающимися сведений для формирования на их основе определенных выводов. Применительно к положению практических занятий в образовательном процессе необходимо отметить следующее. Существует ряд особенностей, присущих семинарам, которые определяют их положение в учебном процессе. Данные занятия представляют собой способ, являющийся наиболее действенным для детального изучения экономической теории и выработки у обучающихся творческого мышления. Доля занятий практического характера, семинаров в рамках изучения дисциплин экономического цикла находится в диапазоне от трети до половины. Результативность проведения семинара определяется в первую очередь активностью самих обучающихся. Также следует отметить, что молодые педагоги начинают свою педагогическую деятельность с проведения семинарских занятий. При подготовке к практическим занятиям необходимо как собирать необходимые для докладов материалы, сведения, детально изучать план занятия, выявлять его методические особенности, учитывать его цели, задачи. В рамках проводимых в групповом и индивидуальном порядке консультаций обеспечивается возможность получения ответов на вопросы, которые возникают у обучающихся в связи с подготовкой. Возможно решение с использованием компьютера экономических, проведение ролевых, деловых игр для улучшения усвоения тех или иных материалов. Целесообразно также проводить встречи с экономистами-практиками. Содержание деловой игры может предполагать необходимость решать конкретные задачи экономического характера, приближенные к реально существующим. От участников требуется проводить анализ ситуаций, выявлять и обсуждать сущность имеющейся задачи, определять направления ее решения с поиском решения, являющегося оптимальным. Целесообразно максимизировать число участников работы. В этой связи возможно применение соответствующих компьютерных программ. При этом следует ограничиться числом участников, не превышающим двадцать. Практика свидетельствует, что существует потребность в предварительном проведении разминки и дальнейшем стимулировании обучающихся за активность при участии в деловых играх.Необходимо сформулировать правила участия в деловой игре, ориентировать участников на уважение в отношении свободы высказываний других участников, свободы мнений. Соответственно, при проведении семинаров, практических занятий обеспечиваются условия для выявления того, что усвоено недостаточно успешно, является не вполне ясным, условия для свободного обмена мнениями и самостоятельного изучения рекомендованных педагогом профильных публикаций. Контроль успеваемости, проводимый на семестровой и текущей основе, является одной из ключевых составляющих учебного процесса. На основе детального анализа результатов подобного контроля обеспечивается возможность оценки эффективности осуществляемого в учебном заведении учебного процесса. За счет семестрового контроля обеспечивается возможность: улучшения образной связи для последующей оптимизации методики преподавания и учебного процесса; формирование стимулов для осуществления облучающимися самостоятельной работы; сокращения психологической нагрузки на обучающихся в процессе подготовки к зачетам, экзаменам; сокращения количества пропускаемых облучающимися занятий. Требования в отношении контроля являются многоплановыми, что обусловлено многообразием реализуемых им функций .С точки зрения формы, вида выделяется контроль, являющийся итоговым, промежуточным и текущим. Первый реализуется в форме защиты дипломной работы, госэкзамена, итогового экзамена по предмету. Реализация второго производится в форме экзамена (если он является одним из нескольких), собеседования, проводимого в индивидуальном порядке. 87 Формы текущего контроля представлены в виде контрольных работ, семинаров, контрольных и практических занятий. Критерий методики проведения составляет основу для выделения следующих разновидностей контроля: представленного в форме деловых игр; проводимого посредством устных опросов, проводимого посредством защиты рефератов; письменного. За счет рационально организованного контроля формируется основа для самосовершенствования обучающихся, для усвоения ими более значительных объемов информации. Осуществляемая обучающимися самостоятельная работа, а также интегрированные уроки должны являться предметом особого внимания преподавателей. Для самостоятельно осуществляемой обучающимися работы требуется развивать интеллектуальные, метакогнитивные, учебные умения. Возможна трансформация подобных умений, развиваемых в рамках учебной деятельности, из одной дисциплины в иную. Развитие данных умений составляет основу интеллектуальной интеграции. В рамках уроков, являющихся интегрированными, используются различные технические средства (демонстрируются кинофильмы, слайды), меняются виды деятельности обучающихся. Также выполняются задания, ориентированные на то, чтобы закрепить материал, который был изучен. В сопоставлении с традиционными уроками особенность указанных уроков - в форме реализации межпредметных связей. В рамках подобного урока анализ осуществляется применительно к объектам, являющимся многоплановыми. Сведения в отношении данных объектов относятся к нескольким учебным дисциплинам. В результате формируются знания, являющиеся качественно новыми, выражающиеся в подходах, категориях, понятиях общенаучного характера. В сопоставлении с обычными уроками интегрированный урок обладает ядом особенностей и в структурном отношении. Данные особенности состоят в следующем: емкость используемого в рамках интегрированного урока учебного материала является повышенной; в рамках каждого из этапов урока относящийся к различным дисциплинам материал является взаимосвязанным, логически взаимообусловленным; учебный материал является предельно компактным. За счет интеграции обеспечивается представление содержания предметов в большем объеме, выявление точек соприкосновения предметов, их сближение. Следует отметить, что используемые в рамках деятельности учебного характера навыки, умения, знания, являющиеся межпредметными, отображаются и в деятельности обучающихся, осуществляемой вне учебы. Обучающиеся изучают в рамках учебной деятельности сведения, изложенные в статьях, монографиях, учебных пособиях. Необходимо сформировать у обучающихся навыки поиска и использования данных, представленных в каждом из указанных форматов изданий. [8] Учебные пособия представляют собой ведущий источник информации в учебной деятельности обучающихся. Осуществляемая обучающимися самостоятельная деятельность контролируется в письменной и устной форме. Процесс изучения сведений, представленных в статьях, монографиях сопровождается необходимостью усвоения информации, представленной наглядно в таких формах, как таблицы, схемы, графики. Полнота усвоения соответствующего материала определяется способностью к восприятию и пониманию содержания указанных форм наглядности. Педагоги в процессе педагогической деятельности сегодня, как и ранее, ориентируются преимущественно на реализацию лекционного метода. При этом в рамках занятий преимущественно используются традиционные средства, компьютерная техника, современные технические решения в виде электронных досок, проектов и др. по-прежнему используется в ограниченном объеме. В числе средств обеспечения эффективности и качества экономического образования следует отметить внедрение информационных технологий, экономические коллоквиумы, тренинги, деловые игры. Существует ряд присущих компьютерным технологиям достоинств, которые являются значимыми с точки зрения повышения эффективности освоения обучающимися экономических дисциплин. Указанные технологии позволяют: готовить личность к тому, чтобы она могла эффективно функционировать в обществе, являющемся информационным; вырабатывать у обучающихся исследовательские умения; развивать коммуникативные способности; совершенствовать навыки работы с информацией; развивать способности к принятию решений, являющихся оптимальными. Существует ряд условий эффективного использования компьютерных технологических решений при подготовке обучающихся по экономике. Данные условия предусматривают необходимость: использовать в процессе формирования содержания курса системный подход; определять содержание профподготовки, которая обеспечивается за счет специальных дисциплин; разрабатывать лабораторный практикум исходя из необходимости отражения профессиональной деятельности, которую впоследствии будет осуществлять выпускник, и применения при решении экономических вопросов информационных технологий; определять вопросы обработки профессиональной информации, характеризующиеся повышенной актуальностью; разрабатывать содержание профессионального спецкурса, связанного с освоением информационных технологий, для выработки умений, навыков, знаний, требующихся для того, чтобы использовать указанные технологии при самостоятельном решении задач, связанных со сферой профессиональной деятельности; определять в соответствии с выявленными требованиями в отношении профессиональных задач задачи, при решении которых применяются компьютерные технологии.В преподавании экономики информационные технологии применяются по ряду направлений. Они применяются для того, чтобы: формировать информационную основу для оценки полученных обучающимися знаний; разрабатывать презентации в формате мультимедиа для того, чтобы представлять информацию при защите дипломных, курсовых работ, при проведении и лекционных занятий; проводить аттестацию обучающихся; использовать имеющиеся в сети Интернет сведения в процессе выполнения домашних заданий; внедрять дистанционное обучение; собирать сведения экономического характера, проводить их анализ. При этом не следует рассматривать указанные технологии в виде средства, которое обеспечит резкий скачок в эффективности преподавания в высших учебных заведениях гуманитарного профиля. Применение указанных технологий не во всех случаях развивает способности обучающихся по усвоению учебных материалов. Применение данных технологий предусматривает в первую очередь необходимость наличия материально-технической базы учебного заведения и роста объема работы педагогов в процессе подготовки к проведению занятий. Процесс изучения дисциплин экономического характера предполагает необходимость не решать стандартные задачи шаблонным образом, но осуществлять самостоятельно аналитическую, творческую работу. Методика преподавания оказывает, соответственно, существенное влияние на то, насколько эффективным является образовательный процесс. Сегодня в колледжах ведущая форма учебного процесса представлена в виде лекции. Формальное снижение значения педагога в процессе обучения обуславливается переходом к письменному контролю в отношении усвоения знаний обучающимися и к активному использованию методов, являющихся унифицированными. Следует отметить непосредственное влияние успешности взаимодействия между педагогом и обучающимися на эффективность обучения, уровень подготовки. Роль каждой из сторон учебного процесса должна быть творческой. Необходимо исключить ситуацию, при которой количество рассмотренных задач доминирует над развитием экономического мышления обучающихся, когда обучение осуществляется посредством выработки навыка решения задач, являющихся шаблонными. При проведении семинаров, практических занятий особое значение имеет самостоятельное изучение обучающимися литературы, рекомендованной педагогом. Достоинство подобных занятий - возможность выяснения обучающимися того, что усвоено недостаточно, возможность свободного обмена мнениями. Условием формирования стимулов к получению обучающимися знаний выступает наличие качественного контроля. Необходимо, чтобы обучающиеся умели разобраться в экономических процессах, которые происходят в реальности. Особое значение принадлежит и самостоятельной работе обучающихся, в первую очередь навыкам самостоятельного поиска информации в процессе выполнения работ исследовательского характера.Методическая разработка занятия по экономикеНа основе анализа проведенных исследований при изучении дисциплины «Экономика» нами был составлен сценарий урока по теме «Главные вопросы экономики» с использованием различных видов наглядности в соответствии с поставленными целями. Значимость этой темы в контексте дальнейшего понимания экономических явлений объективно высока, так как тема является одной из вводных в дисциплине «Экономика» и играет ключевую роль в формировании понимания базовых дидактических единиц, на которых будет строиться дальнейшее обучение по всему разделу. Тема занятия: «Главные вопросы экономики» Тип занятия: Изучения нового материала Вид занятия: Комбинированный Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал Цель: познакомить студентов с основными вопросами, стоящими перед экономикой любого общества и особенностями функционирования основных экономических систем. Задачи: 1. Раскрыть содержание основных вопросов экономики. 2. Выявить способы решения основных вопросов экономики в различных типах экономических систем. 3. Способствовать формированию умения характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. 4. Воспитание экономической культуры обучающихся. 5. Способствовать расширению знаний о роли экономики в жизни общества. Планируемые результаты: Предметные: 1. Уметь определять, понимать и объяснять главные вопросы экономики. 2. Научиться объяснять значение понятий «экономическая эффективность», «экономическая система». 3. Изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить особенности экономических систем. Метапредметные: 1. Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями. 2. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки. 3. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий, систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы. Личностные:1. Формирование активной жизненной позиции. 2. Умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора. 3. Умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни. Ход урока: I. Организационный этап (2 минуты) Главная задача первого этапа – подготовить обучающихся к работе.II. Актуализация знаний (5 минут) На данном этапе необходимо актуализировать прежние знания и подготовить учащихся к восприятию новой информации. Так как предыдущий урок был посвящен теме «Экономика и ее роль в жизни общества», имеет смысл организовать беседу по следующим вопросам: 1) Какую роль играет сфера обмен и производства продукции в хозяйственной жизни общества? 2) Вспомните, какие формы организации экономической деятельности вы знаете? 3) Какие способы экономического сотрудничества мы проходили на прошлом уроке? Обсуждение будет уместно организовать с использованием метода «Змейка». Педагог слушает ответы обучающихся, проводит параллель с ранее 65 изученным материалом и обеспечивает мотивацию обучающихся к усвоению новой темы. III. Постановка целей, задач урока (3 минуты) Постановку целей и задач урока необходимо начать с определения темы урока. Учитель демонстрирует слайд, на котором изображен кроссенс на тему «Главные вопросы экономики» и предлагает обучающимся отгадать, какое слово зашифровано в задании.Педагогу необходимо в ходе решения задания подвести обучающихся к следующему выводу: кроссенс иллюстрирует, что канцелярские товары, рюкзаки и учебники производятся специально для студентов и образовательных учреждений, значит, тема сегодняшнего урока – «Главные вопросы экономики». Обозначив тему, цель и задачи урока, учитель переходит к следующему этапу. IV. Организация познавательной деятельности (25 минут) Данный этап имеет смысл разбить на три содержательных блока. Первый блок посвящен рассмотрению главных вопросов экономики, второй – понятию экономической системы, третий – типам экономических систем. Изучение первого блока целесообразно построить при помощи метода «Учимся вместе». Для выполнения задания класс делится на 3 малые группы, внутри которых выбирается эксперт (или капитан). Затем каждая группа получает частично заполненную схему, которую необходимо закончить при помощи текста учебника и привести примеры практических ситуаций к полученным вопросам, после эксперт от каждой группы должен будет объяснить остальному классу часть информации, за которую отвечала его группа. I группа: Что производить? – Какие товары и в каком количестве следует производить? II группа: Как производить? – Какие именно ресурсы привлечь, как организовать производство? III группа: Для кого производить? – Как распределить произведенные товары? По завершению групповой работы представитель каждой команды демонстрирует получившуюся схему, остальные команды слушают выступления и переносят информацию в рабочие листы. После выступления всех команд учитель делает вывод по выполненному заданию и акцентирует внимание обучающихся на сущность каждого изучаемого вопроса Второй блок, посвященный характеристике понятия «экономическая система», является самым сложным для понимания, поэтому его изучение целесообразно будет построить на объяснении учителя. Для этого педагог объясняет сущность понятия «экономическая система» с опорой на слайд презентации. Очень важно акцентировать внимание обучающихся на том, что от типа экономической системы зависит то, каким именно образом будут решаться главные вопросы экономики [22]. Далее педагог предлагает обучающимся посмотреть видеоролик, посвященный характеристике четырех типов экономических систем: традиционной, плановой (командной), рыночной и смешанной, затем на основе изложенной в видео информации заполнить Видеоролик «Типы экономических систем» [27]: https://youtu.be/M-k-sstJEVUПо завершению индивидуальной работы учитель совместно с классом заполняет таблицу на слайде презентации методом фронтального опроса, проверяет степень понимания материала, акцентирует внимание обучающихся на сущностных моментах.V. Обобщение усвоенного материала (5 минут) На этапе обобщения учитель демонстрирует обучающимся слайд с вопросами и предлагает классу на них ответить. Проверку можно устроить при помощи фронтального опроса или при помощи записи на листке бумаги. VI. Информирование о домашнем задании (Написать эссе по теме «Экономическая система будущего». Как вы думаете, каким образом сложится система экономических отношений через 100–200 лет?VII. Рефлексия (3 минуты) Этап рефлексии наиболее эффективно организовать наглядным методом «облако слов», генерирующееся в реальном времени. Для этого педагог предлагает обучающимся просканировав QR-код, который открывает ссылку на задание сайта «Mentimetr» (приложение В, часть 5). В задании необходимо ввести 3 термина, которые ученикам больше всего запомнились на уроке. Из ответов обучающихся формируется облако слов, которое анализируется всеми совместно с педагогом.Выводы по 3 главеВ рамках данного исследования проведена диагностика учебно-профессиональной мотивации студентов в связи с их личностными особенностями. Установлено, что у большинства студентов отмечен средний уровень мотивации. Также отмечено, что молодые люди, принявшие участие в данном исследовании, обладают высоким уровнем интеллекта и ответственности, в то же время для них характерен высокий уровень напряжённости.На основе полученных результатов были предложены формы работы со студентами колледжа при изучении экономики.Также представлена методическая разработка занятия на тему «Главные вопросы экономики» с использованием различных видов наглядности в соответствии с поставленными целями.ЗаключениеПроведённый обзор источников научной литературы показал, что формирование учебно-профессиональной мотивации представляет собой сложный процесс, на который оказывают влияние ряд факторов: личностные характеристики, условия труда, возможность получения желаемого вознаграждения и др.В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой данное исследование содержало в себе диагностику мотивации студентов в соответствии с их характеристиками.Проведённая диагностика показала, что у большинства студентов отмечен средний уровень мотивации. Также отмечено, что молодые люди, принявшие участие в данном исследовании, обладают высоким уровнем интеллекта и ответственности, в то же время для них характерен высокий уровень напряжённости.Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения экономическим дисциплинам предполагает создание специальных условий, в числе которых важнейшими являются выбор эффективных онлайн-сервисов, наличие необходимых компетенций у участников образовательного процесса, наличие необходимого оборудования, анализ возможных затруднений.В целом на современном этапе развития образования информационно-коммуникативные образовательные технологии обрели широкое применение. Для успешного их использования с целью обучения экономическим дисциплинам важно наличие следующих условий: 1) информационная компетентность педагога, 2) наличие специального оборудования в образовательной организации, 3) учёт возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся.В соответствии с результатами проведённой диагностики разработаны материалы, способствующие повышению мотивации студентов к изучению экономики.Список использованных источников

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.,2008.
2. Безгачева О.Л. Некоторые вопросы формирования экономического мышления студентов // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. — СПб.: Издательство СанктПетербургского университета управления и экономики, 2014. — 692 с.: ил. – С. 181-182.
3. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). М.: МГУ, 1996. С. 11- 15.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 264 с.
5. Бучинская Е.Н., Стремоусова Е.Г. Проблемы обучения экономике в современных вузах // Экономическая теория и региональная экономика: проблемы экономического образования и задачи политики : материалы XI Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен». (г. Екатеринбург, ноябрь 2016 г.). – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/48203/1/rrfp_2016_2_120.pdf
6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. М.: издательский центр «Смысл», 2013. 486с.
8. Гайдар, К. М. Особенности профессионального самоопределения работающих специалистов и выпускников бакалавриата, повторно выбирающих профессию // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 4. С. 28-32.
9. Городсков С.Ю., Федоров С.Е. Актуальные проблемы экономического образования в России // Огарёв-Online. 2014. №6 (20). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-ekonomicheskogoobrazovaniya-v-rossii
10. Доронина И. В., Бичеев М. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Курс лекций / Новосибирск: СибАГС, 2015. – 159 с.
11. Евплова Е. В. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. В. Евплова, И. И. Тубер. – Челябинск, 2015. – 108 с.
12. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2000. № 3. С.106-107.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 508 с.
14. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т.16, №2.
15. Кирсеев П.И., Носов А.Л. Проблемы преподавания экономических дисциплин в сфере высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.28. С.24–26.
16. Ковалевская, Е.В. Личностные предпосылки самоопределения в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ковалевская Екатерина Владимировна ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Псков, 2017. - 24 с.
17. Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. – 2017.- № 1. – С. 38-41.
18. Кривонос Ю.Е. Проблемы повышения качества преподавания экономических дисциплин в гуманитарных ВУЗах // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2008. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-povysheniya-kachestva-prepodavaniyaekonomicheskih-distsiplin-v-gumanitarnyh-vuzah
19. Лаврентьева Л. В., Яшкова Е. В., Якунина А. А. Современные тенденции преподавания финансово-экономических дисциплин // Economic Consultant. 2018. №4 (24). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-prepodavaniya-finansovoekonomicheskih-distsiplin
20. Марчевский, А.П. Основные тенденции в государственной молодежной политике / А.П. Марчевский // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 1 (28). – С. 281-283.
21. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 352с.
22. Медведь В.Н. Роль экономического образования в формировании гражданского общества в условиях применения инструментария манипуляции массовым сознанием // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. — СПб.: Издательство СанктПетербургского университета управления и экономики, 2014. — 692 с.: ил. – С. 236-239. – Режим доступа: https://www.spbume.ru/file/pages/75/rol_obrazovaniya.pdf
23. Микроэкономика: учеб. и практикум для вузов / под ред. Г. А. Родиной. – М.: Юрайт, 2020.
24. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. 2003. № 9. С.40-44.
25. Пальянов, М. П. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательно-технологического 72 кластера [Текст] / М. П. Пальянов, В. А. Николаев, О. А. Масюков, Д. В. Янькин, Н. В. Харина // Профильная школа. - 2018. - Т. 6. - № 2. - С. 38-48.
26. Пелюшкевич М.Л. Проблемы экономического образования в современных условиях // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 692 с.
27. Пилюгина А.В. Преподавание экономических дисциплин студентам технических специальностей // Электронный научно-технический журнал «Инженерный вестник». - № 11. – 2019. – С.876-882.
28. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2002. 24 с.
29. Родиков, Т.А. Воспитание молодежи. Патриотизм и волонтерство: Монография / Т.А. Родиков. – Новосибирск: Издательство СО РАН; НГТУ, 2018. – С. 86
30. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. СПб., 2001. 372 с.
31. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001. 234 с.
32. Целых О.С. Современная методика преподавания экономики // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-metodikaprepodavaniya-ekonomiki
33. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки)
34. Ясеницкий И.А., Курина В.А. Современное экономическое образование: проблемы, пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1521–1525. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2015/85305.html
35. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Кейс-метод как форма оценочного средства в процессе подготовки универсальных бакалавров в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. N 56-6. С. 311-317.