Проблема использования мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 27.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о физических явлениях 7
2. Задачи, содержание и средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений и физических явлениях 11
3. Возможности и особенности использования мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста 15
4. Анализ состояния практики реализации содержания использования мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Приложение 1. 29
Приложение 2. 30
Половина опрошенных не используют научно – популярную литературу в процессе формирования у детей представлений о физических явлениях, треть ответила, что наиболее эффективными средствами формирования представлений о физических явлениях являются дидактические игры, 57,1%. Другая треть высказала мнение, что наиболее эффективными являются проведение экспериментов и физических опытов, 57,1%. Мнения воспитателей на этот счёт разошлось, опираясь на результаты опроса можно сказать, что использование познавательных мультфильмов для формирования физических представлений в процессе занятий является широко распространенной практикой среди воспитателей.Также воспитатели, которые часто используют мультфильмы для формирования у детей представлений о физических явлениях в процессе обучения детей ответили какой мультфильмы они используют. Часть воспитателейиспользуют мультсериал «Фиксики», треть использует мультфильм «Муви «Электрический ток», так же 14,3% воспитателей отдают предпочтение мультфильму «Коля, Оля и Архимед – Советский мультфильм для детей». Помимо выше перечисленных мультипликационных источников, 14,3% воспитателей используют в процессе обучения мультфильмы «Развивающий мультфильм Астрономия для малышей», «Развивающие мультфильмы – Физика для самых маленьких». Воспитатели в равном количестве с использованием мультсериала « Фиксики», так же применяют мультсериал «Смешарики» - версию «ПинКод».Воспитатели единогласно ответили на вопрос по поводу рекомендации мультфильмов родителям, по которым ведётся формирование представлений о физических явлениях, это вариант ответа «Предлагаю ссылки на мультфильмы». При этом воспитатели не настаивали на просмотре мультфильмов дома. Так же часть воспитателей отдают предпочтение традиционным источникам обучения детей, а именно при беседе с родителями предоставляют список развивающий литературы и детских книг.Опираясь на ответы анкеты, можно сделать вывод о том, что не все воспитатели единогласны в вопросе вреде или пользы от использования мультфильмов как средства формирования представления о физических явлениях у детей старшей дошкольной группы.Также в ожидаемых результатах формирования представления о физических явленияхсказано, что дети должны уметь проводить самостоятельно простые физические опыты и эксперименты, например, создание бумажного фильтра для воды, песочные часы, которые они могут создать в домашних условиях. Но не все воспитатели включают опыты и просмотр обучающих видео в процессе формирования представления о физических явлениях, согласно ответам анкетирования.ЗАКЛЮЧЕНИЕПри анализе психолого – педагогической и методической литературы, мы выявили, что использование мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста имеет положительное влияние. Формирование представлений о физических явления у детей дошкольного возраста ориентированы на магнитные, механические, электрические явления, а так же на силу притяжения и образование тепла или холода. Для изучения формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста на основе трудов ученых, психологов и педагогов мы выявили, что верное представление базируется на основе наглядного материала и практической деятельности, а именно выполнение совместных опытов. Особое внимание уделялось применению опытов для изучения физических явлений с детьми дошкольного возраста. Педагоги предлагали примеры на кипячение воды, таяние льда, силы падения предмета, преломление света, выращивание кристаллов соли и т.д.Однако в исследовательской деятельности особое внимание уделялось выдвинутому противоречию. А именно, что использование мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста имеет негативных характер. Так как в экранизации мультфильмов, дети старшего дошкольного возраста получают не достоверную информацию о падении предмета, о механических воздействиях и т.д. В свою очередь, педагог Н.В. Олейник выдвигал провотиположное мнение. Н.В. Олейник, утверждает, что использование мультфильмов в процессе обучения и формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста, не является проблемой. А именно, Н.В. Олейник считает, что мультфильмы положительно влияют на расширение кругозора детского восприятия в старшем дошкольном возрасте.После проведения практической деятельности, а именно анализа состояния практики реализации содержания использования мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста, на основе проведения анкетирования воспитателей муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад «Театр на звезде» г.Пермь. Нам удалось выявить, что воспитатели старших и средних групп положительно относятся к эффективности использования мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста. Поскольку мультфильмы имеют красочную картинку, музыкальное и литературное сопровождение, а так же практические задания. Педагоги отмечали, что занятия с использованием мультфильмов имели более высокие результаты. Полученные данные свидетельствуют, что проведенная работы предоставила возможность констатировать положительную динамику использования мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях у детей старшего дошкольного возраста.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Портал актов РФ. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf .Приказ Минобрнауки России от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф (дата обращения 26.10.18).Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования». — «РГ» — Федеральный выпуск № 6241. — 25 ноября 2013 г.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru (дата обращения:23.10.18).Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 26.10.18).Бурухина А. Ф. Мультфильм в образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина, Е.А. Гаваза // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2018. № 10. С. 60-71.Баженова Л. М. Мультфильм как произведение искусства. М. : Педагог, 2018. 360 с. Ваницына, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС [Текст] / Н. В. Ваницына // Дошкольник р.ф. — 2018. — № 10. — С. 34–35.Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6 – 7 лет. [Текст] / О.А. Воронкевич. – СПб. : – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», – 2018. – 32 с.Галлямова Р.Ф. Методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс].Режим доступа: https://infourok.ru/metodika_issledovaniya_razvitiya_vremennyh_predstavle niy_u_detey__starshego_doshkolnogo-557441.htmГорюнова, С. Н. Конспект НООД «Тайна третьей планеты» [Электронный ресурс] / С. Н. Горюнова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7. — С. 52–54 — Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/109 (дата обращения: 06.11.2018).Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. [Текст] / Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд.,испр. – М. : – ТЦ «Сфера». – 2018. – 192 с.Дыбина, О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина, Н.Н. Поддъяков. Под ред. О.В. Дыбиной. – Перераб. и доп. – М. : ТЦ Сфера. – 2017. – 128 с.Ермизина Е. В. Мультфильмы – дети: от контента к пониманию // Мир психологии. 2019. № 1. С. 25-28.Зуев, П. В. Простые опыты по физике в школе и дома : методическое пособие для учителей / П. В. Зуев. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 142 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482753 (дата обращения: 21.06.2023). – ISBN 978-5-9765-1363-1. – Текст : электронный.Как смотреть мультфильмы и фильмы с ребёнком [Электронный ресурс] // Электронный журнал. 2018. № 1. http://faq-life.ru/kak-smotret-multfilmy-i-filmy-srebyonkom.html.Костюченко, М.П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов [Текст] / М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова. – Волгоград. : Учитель. – 148 с.Куниченко О. В. Система работы педагога по нравственному воспитанию старших дошкольников на основе мультфильмов. М. : Перспектива, 2018. 360 с.Олейник Н. В. Практикум по психологии. М. : Эрудит, 2018. 330с.Рябоконь Р.В.// Методическое пособие ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ//Р.В.Рябоконь// 2020г - //https://multiurok.ru/files/metodicheskoe-posobie-eksperimentalnaia-deiatelnos.htmlСапожникова, Н. С. Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. С. Сапожникова. // Совушка. —2018. —№ 3— С. 142–154.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.Тугушева, Г.Н. А.Е. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. Парциальная программа «Любознайка» (3 – 7лет) [Текст] / Г.Н. Тугушева, А.Е. Чистякова. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». – 2018. – 64 с.Шаталова Е.В. Развитие временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –Режим доступа: http://festival.1september.ru/Электронные ресурсыhttps://doshvozrast.ru/roditeli/roditeli18.htmhttps://pandia.ru/text/78/552/71869.phphttps://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-izuchenie-fizicheskih-javlenii-v-dou.htmlhttp://dmi-azarov.narod.ru›Mult.htmlПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1.Анкетирование для воспитателей МАДОУ «Театр на звезде» г.Пермь «Использование мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях»1. Возрастная группа, с которой вы работаетеРанний возрастМладшая группаСредняя группаСтаршая группаПодготовительная группа2. Насколько часто Вы используете мультфильмы в работе с детьми ?0 - не использую12345 - регулярно3. Для решения каких задач Вы используете мультфильмы ? Формирование представлений о нравственных поступкахФормирование представлений о числахФормирование представлений о животныхФормирование представлений о физических явленияхНе используюДругое:____________________4. Представления о каких физических явлениях могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возрастаИнерцияСила притяженияДвижение маятникаЭлектричествоМагнитное явлениеТемператураЭхоДругое:_________________________5. Как вы считаете, какие средства наиболее эффективны в процессе формирования у детей представлений о вышеуказанных физических явлениях ? Научно-популярная литератураПознавательные мультфильмыЭксперименты и физические опытыДидактические игры6. Насколько часто Вы используете мультфильмы для формирования у детей представлений о вышеуказанных физических явлениях? 0 - не использую12345 - регулярно7. Рекомендуете ли Вы родителям дошкольников знакомить детей с вышеуказанными физическими явлениями ? С помощью каких средств ?Не рекомендуюПредлагаю список детских книгПредлагаю ссылки на мультфильмыПредлагаю картотеку физических опытовПредлагаю методические пособияДругое:_______________________Приложение 2.Результаты проведения анкетирования для воспитателей МАДОУ «Театр на звезде» г.Пермь«Использование мультфильмов в процессе формирования представлений о физических явлениях»№Вопросы анкеты Ответы на вопросы анкетирования Воспитатель 1Воспитатель 2Воспитатель 3Воспитатель 4Воспитатель 5Воспитатель 61Возрастная группа, с которой вы работаетеСтаршая группа Средняя группаСтаршая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 2Насколько часто Вы используете мультфильмы в работе с детьми ?4323503Для решения каких задач Вы используете мультфильмы ? Формирование представлений о нравственных поступках. Формирование представлений о физических явлениях Формирование представлений о числахФормирование представлений о животныхФормирование представлений о нравственных поступкахФормирование представлений о числахФормирование представлений о животныхФормирование представлений о физических явленияхФормирование представлений о нравственных поступкахФормирование представлений о числахФормирование представлений о животныхФормирование представлений о физических явленияхНе использую4Представления о каких физических явлениях могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возрастаСила притяженияМагнитное явление Эхо Сила притяжения Инерция, электричество Инерция, электричество, температура 5Как вы считаете, какие средства наиболее эффективны в процессе формирования у детей представлений о вышеуказанных физических явлениях ? Эксперименты и физические опытыЭксперименты и физические опытыЭксперименты и физические опытыДидактические игрыПознавательные мультфильмыПознавательные мультфильмы6Насколько часто Вы используете мультфильмы для формирования у детей представлений о вышеуказанных физических явлениях? 5430437Рекомендуете ли Вы родителям дошкольников знакомить детей с вышеуказанными физическими явлениями ? С помощью каких средств ?Не рекомендуюПредлагаю методические пособияПредлагаю ссылки на мультфильмыПредлагаю список детских книгНе рекомендуюПредлагаю методические пособия
2. Баженова Л. М. Мультфильм как произведение искусства. М. : Педагог, 2018. 360 с.
3. Богатырева А. Понимание слов детьми трех-пяти лет. М. : Знание, 2018. 250 с.
4. Бурухина А. Ф. Мультфильм в образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина, Е.А. Гаваза // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2018. № 10. С. 60-71.
5. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6 – 7 лет. [Текст] / О.А. Воронкевич. – СПб. : – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», – 2018. – 32 с.
6. Дмитриева, Е.А. Детское экспериментирование. Карты–схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. [Текст] / Е.А. Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калиниченко. – М. : ТЦ Сфера. – 2017. – 128 с. 7.
7. Дыбина, О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. – Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование». – 2002. – 131 с.
8. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. [Текст] / Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд.,испр. – М. : – ТЦ «Сфера». – 2018. – 192 с.
9. Дыбина, О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина, Н.Н. Поддъяков. Под ред. О.В. Дыбиной. – Перераб. и доп. – М. : ТЦ Сфера. – 2017. – 128 с.
10. Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один из путей развития познавательной активности ребёнка [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина. / Психологические аспекты социального развития детей дошкольного возраста. – Тольятти. : Изд-во ТГУ. – 2003. – 91 с
11. Ермизина Е. В. Мультфильмы – дети: от контента к пониманию // Мир психологии. 2019. № 1. С. 25-28.
12. Куниченко О. В. Система работы педагога по нравственному воспитанию старших дошкольников на основе мультфильмов. М. : Перспектива, 2018. 360 с.
13. Как смотреть мультфильмы и фильмы с ребёнком [Электронный ресурс] // Электронный журнал. 2018. № 1. http://faq-life.ru/kak-smotret-multfilmy-i-filmy-srebyonkom.html.
14. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2019. — 688 с.
15. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2019. – 928 с.
16. Новоселова, Г.Л. Развивающая предметно-игровая среда / Г.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2022. – №4. – С.14-18
17. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. – М.: Сфера, 2021. – 104 с.
18. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н.А. Ноткина. – СПб.: Питер, 2021. – 192 с.
19. Мерзон, Е. Е. Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника / Е. Е. Мерзон, А. С. Канаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 343-344. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78034/ (дата обращения: 05.06.2023).
20. Ожегов, Т.И. Толковый словарь русского языка / Т.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ООО «ИПИ Технологии»,2023. – 944 с.
21. Олейник Н. В. Практикум по психологии//Н.В. Олейник - . М. : Эрудит, 2018. 330 с.
22. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2022. – 640 с.
23. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2018. – 352 с.
24. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский. – М.: Просвещение, 2023. – 446 с.
25. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвщение, 2021. – 174с.
26. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-наДону: Феникс, 2019. – 640 с.
27. Рябоконь Р.В.// Методическое пособие ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ// Р.В.Рябоконь// 2020г - // https://multiurok.ru/files/metodicheskoe-posobie-eksperimentalnaia-deiatelnos.html
28. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2022. – 576 с.
29. Сулейманова Т.С.// Экспериментирование в ОО “Физическое развитие”//инструктор по физической культуре в МБДОУ//Т.С. Сулейманова // 03.11.2021// (https://infourok.ru/eksperimentirovanie-v-oo-fizicheskoe-razvitie-5442587.html)
30. Сухоставская С.А.// Опыт работы по теме «Экспериментирование в образовательной области «Физическое развитие»//С.А. Сухоставская// Опыт работы по теме «Экспериментирование в образовательной области «Физическое развитие»//2020. (https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-rmo-na-temu-yeksperimentirovanie-v-obrazovatelnoi-oblasti-fizicheskoe-razvitie-opyt-raboty.html)
31. Якунина, С. Ритмическая гимнастика / С. Якунина // Дошкольное воспитание. – 2022. – №10. – С.64-71.