МЫТАРСТВА В ПРАВОСЛАВИИ И ЧИСТИЛИЩЕ В КАТОЛИЦИЗМЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 73 + 73 источника
- Добавлена 18.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ХРИСТИАНСТВА О ПОСМЕРТНОМ СУЩЕСТВОВАНИИ 7
1.1. Учение о загробной жизни в Ветхом Завете и раннем иудаизме…………..7
1.2 Учение о посмертной участи и воскресении в Новом Завете……………..13
1.3 Трактование смерти в раннехристианской традиции………………………15
ГЛАВА II. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЫТАРСТВАХ В ПРАВОСЛАВИИ И ДОГМАТ О ЧИСТИЛИЩЕ В КАТОЛИЧЕСКОМ ВЕРООУЧЕНИИ………..28
2.1. Посмертная участь человека в восточной патристике. Учение о мытарствах в православии……………………………………………………………………..28
2.2. Посмертная участь человека в трудах западных отцов церкви. Догмат о чистилище в католицизме………………………………………………………..32
2.3. Сравнительный анализ представлений о посмертной участи в контексте православной и католической эсхатологии……………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….58
Список источников и литературы………………………………………………60
На протяжении первых трёх дней, согласно предположениям отцов и византийским юридическим документам она блуждает на земле. Это учение известно ещё от ранних монахов-пустынников: так преподобный Макарий и Феогност считали, что душа расстаётся с родственниками и друзьями и как бы успокаивает их. После четвертого дня начинаются мытарства души. Девятый день чтится, так как в Писании на этот день Христом явился апостолам после воскресения второй раз (Ин. 20:26). Сороковой день связан с последней встречей Иисуса с учениками в день его вознесения (Мф. 28:16-17) . Это символично так же, как скорейшее ожидание Второго пришествия.Далее в дипломной работе рассматривается специфика западной традиции в аспекте представления о загробной жизни. Первые представления о загробной жизни в творениях западных отцов можно проследить в сборнике «Диалоги» свт. Григория Двоеслова, бл. Августина, свт. Амвросия Медиоланского и Киприана Карфагенского, где прослеживаются упоминания о чистилище. В XII в. РКЦ догматически закрепляет учение о чистилище, а впоследствии под влиянием Ренессанса развивается и в художественной литературе в «Божественной комедии» у Данте Алигьери.Вера в чистилище формируется в сознании Католической церкви на основании верований ветхозаветного иудаизма. В рамках латинского богословия, тот кто принял крещение, но вёл недостаточно праведную жизнь с совершениями несмертных грехов или остался непрощённым, пребывает какое-то время в состоянии-месте посмертного очищения, как и за незначительные грехи, которые не дают наследовать рай и не так страшны, чтобы отправить человека на вечные страдания, после которых грешник очищается и попадает в Небесное царство.Подводя итоги, укажем определённые отличия в латинском и византийском богословии в рамках учения о загробной жизни. Западная традиция через представления свт. Григория Двосеслова трактует возможность очищения после смерти через чистилище как место-состояние, гарантировано позволяющее попасть в рай после прохождения. Связано оно с наследием римского права как последующей основы для латинской культуры. Восточная традиция в рамках мистицизма и античной философии формирует представления схожие с чистилищем, однако не даёт самой по себе гарантии очищения, а как бы отображает прожитие грехи за всю жизнь, давая шанс умершему по молитвам церкви и милости Божьей пройти их.Православное учение сохранило ранние представления ортодоксальных христиан, тогда как католическое учение развивало теологумены западных отцов. Сравнивая их, мы понимаем, что это разные учения. При этом католическое представление основано в значительной части также и на народной традиции. Православие при этом в отличие от католицизма не догматизирует представление о мытарствах, а считает это важным благочестивым мнением актуальным для верующих христиан. Православные представляют мытарства как посмертные испытания души перед определением участи Богом, а у католиков Чистилище является местом искупления усопших, после которого они обязательно попадают в Рай. Эти принципиальные отличия являются значительными. Ввиду этого подводя итог сравнительному анализу можно сказать, что данные учения хотя и относятся к последующей участи человека по сути являются абсолютно разными.Благодарю за внимание! Доклад завершен.
Источники на русском языке:
1.Афанасий Александрийский. Послание к Князю Антиоху о многих и необходимых предметах темных, встречающихся в Божественных Писаниях // Христианское Чтение. 1842. Ч. 2. Ч. 2. - 370 с.
2.Алигьери Данте. Божественная комедия; пер. М. Лозинского. – М.Наука, 1967. - 587 с.
3.Амвросий Медиоланский. Собрание творений: на латинском и русском языках; пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта; М.: ПСТГУ, 2012.-431 с.
4.Астерий Амасийский, св. Беседа на притчу из евангелия от Луки, О богаче и Лазаре (Лк.16:19-31). / [Перевод с греческого и примечания М.Д. Муретова] // Богословский вестник. 1893. Т. 4. № 10. С. 1-17
5.Восточные отцы и учители церкви V века: Антология / Сост., биогр. и библиогр. ст. иеромонаха Илариона (Алфеева). – М.: Изд-во МФТИ, 2000. - 416 с.
6.Григорий Нисский. Творения. Все части. Тип. В. Готье, М.: 1861-1871. 538 с.
7.Григорий Великий Двоеслов. Избранные творения [Общ. ред.: проф. А. И. Сидоров]. - М.: Паломник, 1999. - 734, [1] с. - (Библиотека отцов и учителей церкви; 7) / Святого отца нашего Григория Двоеслова, епископа Римского собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. 724 с.
8.Димитрий Ростовский. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого / 12 книг. – М.: «Ковчег», 2010. – 240 с.
9.Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения и послания. Издательство Московского Подворья Свято–Троицкой Сергиевой Лавры. М.: 2000. 131 с.
10.Дюмулен Пьер. Христианское вероучение догматические тексты учительства церкви III—XX вв. Издательство св. Петра СПБ, 2002. - С.496.
11.Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. М: 2012. С. 80
12.Иоанн Дамаскин. Источник знания. Пер. и коммент. Д. Е. Афиногенова [и др.]. – М.: Индрик, 2002. - 414 с.
13.Иоанн Дамаскин. Октоих. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/oktoih/1, свободный (дата обращения 12.05.2023). – Загл. с титул. листа.
14.Иосиф Флавий. Иудейская война. «Эксмо», С. 75-79
15.Ириней Лионский священномученик. Доказательство апостольской проповеди URL: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/ (дата обращения 30.03.2020). – Загл. с титул. листа.
16.Ириней Лионский священномученик. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Книга 1, Книга 2, Книга 3, Книга 4, Книга 5. URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/5 (дата обращения 27. 03.2020). – Загл. с титул. листа.
17.Иудаизм. World Ort. Электронная еврейская библиотека. URL: https://eleven.co.il/judaism/general-information/14252/, свободный (22.05.2023). – Загл. с титул. листа.
18.Катехизис католической церкви. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://catholic-info.at.ua/biblio/Katehizis_Katolicheskoj_Cerkvi.pdf, свободный (дата обращения 22.05.2023). Загл, с титул. экрана.
19.Кирилл Александрийский/ Слово об исходе души и Страшном Суде. – М.: Луч, 2012. - 14 с.
20.Киприан, епископ Карфагенский. Священномученик. Творения. М.: "Паломник", 1999. С. 292-306.
21.Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников, то есть, каким образом они разлучаются с телом, и в каком состоянии пребывают // Христианское чтение. - 1831. - Ч. 43. - С. 123-131
22.Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV. - М.: Мартис, 1993. – 466 с.
23.Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория Дионисия (Амбигиввы)/ Пер. с греч. арх. Нектария. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. – 464 с.
24.Максим Исповедник. Письма; пер. Е. Начинкин; сост. Г.И. Беневич. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. — 288 с.
25.Никита Стифат. Сочинения. О душе. Наследие преподобного Никиты Стифата. Алетейя. СПб.: 2003. 180 с.
26.Номоканон при большом требнике: его история и тексты, греч. и слав., с объясн. и критич. примеч.: Опыт науч. разрешения вопр. об этом сб., возникавших в прошлом столетии в Святейшем правительствующем синоде / [Соч.] А. Павлова, заслуж. орд. проф. Моск. ун-та. - Новое изд., от начала до конца перераб. – М.: тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897. - XIV, [2], 520 с.
27.Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — Святая Гора, 2010. — 336 с.
28.Палладий Еленопольский. Лавсаик. Повествование о жизни святых и блаженных отцев. Второе издание; пер. с греческого. СПб., 1854. 310 с.
29.Петр Ломбардский (Новарский). Стр. 4. URL - http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-p/2563-petr-lombardskij-petr-novarskij-.html?start=3. Свободный (дата обращения 01.05.2023). Загл. с титул. экрана.
30.Пономарев А.И. Диалоги Григория Великого и легенды о загробной жизни в средние века / Христианское чтение. No 3-4. Спб; 2010. 808 с.
31.Православная энциклопедия. Искупление. // URL.: https://www.pravenc.ru/text/674968.html (дата обращения 17.05.2023). – Загл. с титул. экрана.
32.Проповеди блаженного Августина: (Доб. к кн.: "Блаженный Августин, как проповедник") / Пер. с латин. яз. на рус. прот. Дмитрий Садовский. - Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1913. - V, 228, II с.
33.Символы веры раннего Христианства – URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/simvoly-very-rannego-hristianstva/, свободный (дата обращения: 12.12.2021). – Загл. с титул. экрана.
34.Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). — М.: ДАРЪ, 2008.
35.Собрание творений: на латинском и русском языках / свт. Амвросий Медиоланский; [пер. с лат. Д. Е. Афино-генова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2012-. / Т. 3. [сост. Н. А. Кулькова] ; [пер. с лат. Н. А. Кульковой и др.]. - 2013. - 431 с. / О благе смерти. 127-211 с.
36.Требник // Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2020. – 768 с.
37.Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: Т. 1-12. - СПб: С.-Петерб. духов. акад., 1895-1906. - 12 т. / Т. 1: С изображением святого Иоанна Златоуста и его жизнеописанием. - 1895. - CXII, 883 с. / Книга о девстве.
38.Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1904. Том 10, Книга 2, Толкование на 2-е послание к Коринфянам, с.728.
39.Феодорит Киррский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 93-210
40.Феодорит Киррский. История боголюбцев: С прибавлением "О божественной любви" / Бл. Феодорит Кирский; Вступ. ст. [с. 3-136] и новый пер. А. И. Сидорова. - М.: Паломник, 1996. – 446 с.
41.Феофан Затворник, свт. Письма к его умирающей сестре [Анне Васильевне] и к скорбному мужу сестры [прот. Александру Захарьевичу Крутикову]. Душеполезное чтение. 1894. Ч. 2. Август. С. 596.
42.Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. XIII, Ч – 2. URL: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-13/. C. 538. Загл. с титлу. Экрана.
Монографии на русском языке:
43.Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж. YMCA-PRESS:, 1989. 403 с.
44.Ларше, Жан-Клод. Жизнь после смерти согласно Православной Традиции: Пер. с фр. / Сретенская духовная семинария. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. 402 c.
45.Ле-Гофф, Жак. Рождение чистилища. Пер. с фр. Т. Краевой. - Екатеринбург: У-Фактория; 2009. - 544 с.
46.Лосский В. Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/7, свободный (дата обращения 28.04.2020). – Загл. с титул. экрана.
47.Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение /; Пер. Г.Н. Начинкина ; Под ред. И.П. Медведева, В.М. Лурье ; С.-Петерб. о-во визант.-славян. исслед. - 2-е изд., испр. и доп. для рус. пер. – Спб.: 1997. Византинороссика. 479 с.
48.Пеликан Я. Возникновение кафолической традиции // Христианская традиция. История развития вероучения. Перевод с англ. – М.: Культурный центр «Духовная библиотека», Синодальная Богословская комиссия Русской Православной Церкви, 2007. – Т. 1. 374 с.
49.Попович И, прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 6. Эсхатология. М.: Паломник; 2006. 486 с.
50.Роуз, Серафим. Душа после смерти: Современные "посмертные" ответы в свете учения Православной Церкви / М.: Русский Паломник: Валаамское о-во Америки, 2007. - 366 с.
51.Савченко П. Д. Сравнительное богословие – URL: http://www.shakopeechurch.com/forbrothers/zaocnaa-skola-ehb/sravnitelnoe-bogoslovie-p-d-savcenko#3, свободный (дата обращения: 12.12.2021). – Загл. с титул. экрана
52.Скотт Брюс. Ад. История идеи и ее земные воплощения = Scott G. Bruce. The Penguin Book of Hell. — М.: Альпина нон-фикшн, 2021. —296 с.
53.Десницкий А. С. 40 вопросов о Библии. М.: Даръ, 2014. - 415 с.
Научные статьи на русском языке:
54.Баткин Л. М. О сущности борьбы гвельфов и гибеллинов в Италии, в сборнике: Из истории трудящихся масс Италии, М., 1959; Гуковский М. А., Итальянское Возрождение, т. 1, Л., 1947; Рутенбург В. И., Народные движения в городах Италии. XIV — нач. XV вв., М. — Л., 1958, с. 145—166.
55.Воронцов Е.А. Откровение во пророках и откровение во Христе // Вера и разум. 1908. № 1. С. 28–44
56.Кирсанова Я. А. Осмысление смерти в раннехристианской традиции. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 1, С. 20-22
57.Козынцева Д. М. К вопросу о влиянии шумерской мифологии на библейские тексты. С 46-49
58.Кураев А. К вопросу о статусе и богословии «мытарств Феодоры» - URL: https://web.archive.org/web/20140222152508/http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/1921/, cвободный (дата обращения 24.03.2009) – Загл. с титул. экрана.
59.Лоно Авраамово. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том доп. I : Аа — Вяхирь
60.Мальнов П. Иисус. Православный портал. Священномученик Ириней Лионский о человеке и о Боге. URL: https://jesus-portal.ru/truth/articles/svyaschennomuchenik-iriney-lionskiy-o-cheloveke-i-o-boge/, свободный (дата обращения 12.05.2020). – Загл. с титул. экрана.
61.Мальнов П. Иисус. Православный портал. Святой мученик Иустин Философ. О человеке и Боге. URL.: https://jesus-portal.ru/truth/articles/svyatoy-muchenik-iustin-filosof-o-cheloveke-i-boge/, свободный(дата обращения 24.03.2020). – Загл. с титул. экрана.
62.Мальнов П. Иисус. Православный портал. Святитель Феофил Антиохийский о человеке и Боге. URL: https://jesus-portal.ru/truth/articles/svyatitel-feofil-antiokhiyskiy-o-cheloveke-i-boge/, (дата обращения 21.04.2020). – Загл. с титул. экрана.
63.Срезневский И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб.: издание Отд-ния рус. яз. и словесности Императорской акад. наук, 1890—1906. Т. 2: Л — П. — 1895. — 15, (4) с., 1802 стб. // столбик 127 «мытарство»
64.Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. Данте Алигьери. URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-1472.htm, свободный (дата обращения 17.05.2023). – Загл. с титул. экрана.
Диссертационные исследования на русском языке:
65.Юнгеров П. А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни: магистерская диссертация. – Казань, 1882. – 148 c.
Источники на иностранных языках:
66.Logos Bible Stydy. Sadducces. URL: https://app.logos.com/books/LLS%3ALBD/headwords/Sadducees?layout=one, свободный (дата обращения 22.05.2022). – Загл. с титул. листа.
Монографии на иностранных языках:
67.Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Second Edition. – Chicago: Open Court, 1995. – xx + 488 p.
Научные статьи на иностранных языках:
68.Dagron G. Temps chrétien et anthropologie: Troisième, neuvième et quarantième jours dans la tradition byzantine. - In: Dagron, Idées byzantines. 2012. – P. 193-203.
69.Dante's infernal crimes forgiven. URL.: https://web.archive.org/web/20080622172200/http://www.telegraph.co.uk/news/newstopics/howaboutthat/2145378/Dante's-infernal-crimes-forgiven.html#continue, свободный (дата обращения 17.06.2008). – Загл. с титул. экран.
70.Krumbacher K. Studien zu den Legenden des hl. Theodosius // Sitzungsberichte der philisophish-philologischen und der historischen Classe der koniglischen Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Münich, 1982. P. 220-379.
71.Nicholas Constas. An Apology for the Cult of the Saints in Late Antiquity: Eustratius Presbyter of Constantinople // Journal of Early Christian Studies. — The Johns Hopkins University Press, 2002. — № 10:2. — С. 267 -285.
72.The Cambridge History of Christianity. URL: https://ihtika.ru/book/the-cambridge-history-of-christianity-c600-1100-2008-/text/124, свободный (дата обращения 17.05.2023). – Закл. с титул. экрана.
73.New Advent. Purgatory. URL: https://www.newadvent.org/cathen/12575a.htm, свободный (дата обращения 14.05.2023). – Загл. с титул. экрана.