Образ Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 07.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1.История создания персонажа и его прототипы…………………3
1.2.Внешность и характер Пьера Безухова………………………….4
1.3.Взгляды Пьера Безухова на мир и их эволюция………………..7
Заключение………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………16
Его слова – это отражение жизни, а сам он воплощение этой жизни.Такая способность чувствовать целое и помогала Платону Каратаеву не испытывать страх перед смертью. Пьер до того, как его встретить, знал о важности для человека отсутствия страза перед смертью – такова была одна из добродетелей участникам масонской ложи. Однако такая мысль – только слова, она никак не соотносилась с реальностью. В Платоне Каратаеве отсутствие страха перед смертью было живой реальностью[Линков 2004: 40].Каратаев, как персонаж в романе, представлен Толстым в традиционном свете. Рассказ Каратаева о своей судьбе не содержит ничего неприятного, а служит иллюстрацией стабильной семейно-хозяйственной жизни крестьянства. Толстой сознательно усилил контраст, показывая, что в речи русского солдата есть разнообразные архаизмы. Безусловно, моральные формулы и образцы, которые служили ориентирами для патриархального общественного сознания, были наивными и формировали высокую моральную культуру русского крестьянина, что подтверждается множеством древнерусских эпических литературных произведений. Данный образ и способность преодолевать эгоистические инстинкты, сохранять самообладание, оптимизм и дружелюбие к окружающим, Толстой считал важными чертами народного характера и противопоставлял лицемерию русской аристократии и агрессивной войне.В высказываниях и действиях русского солдата Пьер Безухов видитсовокупность всех аспектов существования, которые кажутся разделенными и несоединимыми. Главный геройвсегда стремился найти всеохватывающий принцип, объединяющий все аспекты жизни. В настоящем напряженном периоде поворотов судьбы Пьера стихийная основа его философских поисков должна проявиться в его поведении. Разрыв между его взглядами и реальностью поведения всегда мучил Пьера. Когда Пьер поражается смыслом его речи и просит повторить сказанное, Платон не может вспомнить, что он говорил, так же как он не может словами передать Пьеру то, о чем он любит петь. Он не понимает значения отдельных слов в речи. Речи и поступки Платона являются проявлением самой жизни во всей ее полноте. По его собственному восприятию, его жизнь не имеет смысла как отдельная сущность – только как один элемент от всей совокупности, что он ощущает. Его слова и действия вытекают из него так естественно, необходимо и прямо. Он не может понять стоимость илизначение отдельных действий или слов. Для Пьера имеет большое значение совокупность слов и поступков, их единение. При этом появляется совокупность всеохватности различных аспектов реальности, где каждое частное предстает как «частица целого». Присутствует легкий и органичный переход между общим и частным,одним человеком и целим миром. Русского солдата, который оказал такое влияние на Пьера Безухова,трудно представить как некую единицу, ведь он часть мировой целостности[Линков 2004: 40].Знакомство с этим персонажемоказываетглавному героюпостижении народного мировосприятия: жизнелюбие и воспринятие самого себя как части общего мира. Истинное единение с народом осуществляется у главного героя во время пленения, когда он оказывается в общей судьбе со всем народом. Процесс формирования неопределенного ощущения в ясную мысль происходит у Пьера также во время сна, где он видит мир как живой шар с водяными каплями. После сна он освобождается из плена и снова вступает в поток народной жизни, становясь активным участником. Под влиянием встречи с Платоном Каратаевым, который научился видеть вечное и бесконечное во всем и увидел Бога в этом вечном и бесконечном, Пьер переживает трансформацию своего мировоззрения.Итогом поисков героя оказываетсямысль о том, что счастье человека заключается в удовлетворении естественных потребностей. При этом герой испытывает чувства, которые приводят к возвышенным мыслям. Кроме земных забот о пище и крове, по мнению главного героя, человек обращается к небу, которое является символом вечности. В этой мысли заключается идея о бессмертии души. Пьер не просто поверил в эту идею, но и смог пережить чувство бессмертия своей души. Пьер смог осознать, пережить свою связь с бесконечностью, сопричастность с ней, и это чувство смогло преобразить мир и нашло в природе отклик и подтверждение своих чувств. В этом и заключается вершина, которой удалось достичь в своем жизненном пути Пьер. Новое понимание мира, которое обрел Пьер, является сложным и многогранным, его целостность, единство обеспечивается пониманием бессмертия.Понимание бессмертия привело Пьера к пиковому состоянию осознания во время его пребывания в плену. Он осознал, что все несчастья исходят от «излишества» и что на самом деле «нет ничего страшного» на свете. Пьер, находясь в мирное время, имея все, чувствовал себя несчастным и мучился от тоски. Однако, когда он оказался в плену и испытал лишения и физические страдания, он осознал, что настоящее счастье заключается в другом. В плену герой осознал гармонию с миром и самим собой.Лев Толстой показывает, что только ощущение бесконечности позволяет герою правильно построить свою жизнь. Это ощущение создает правильную перспективу на картину мира, которая открывается человеку в его повседневном опыте. Оно помогает главному герою решать многие практические проблемы взаимоотношений с окружающим миром.Общее направление развития образа Пьера Безухова заключается в стремлении сблизиться с народным мировосприятием путем сложного синтеза интуитивных, эмоциональных и рациональных элементов. Его внутреннее развитие происходит в поединке между духовной и интеллектуальной сферами, чувственностью и страстью. ЗаключениеВ соответствии с целями и задачами исследования в настоящей работе рассмотрен образ Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», описана история создания персонажа, названы его прототипы; указаны особенности внешности и характера героя; рассмотрены взгляды Пьера Безухова на мир и их эволюция. На основании этого сделаны следующие выводы:1.Образ Пьера Безухова является собирательным. В его основе несколько прототипов реально существовавших людей, с которыми лично был знаком Л.Н. Толстой. Кроме того, герой вобрал в себя и некоторые черты самого писателя, в частности его взгляды на жизнь эволюционировали так же, как они эволюционировали и у самого Л.Н. Толстого. 2.Внешность героя и его характер в романе также представлены в развитии, на них накладывается отпечаток становления личности Пьера Безухова, его эволюции как персонажа: от юноши с немного детской внешностью, добрым и мягким характером до зрелого мужчины с уточившимся отношением к себе и к окружающему миру.3.Взгляды Пьера Безухова также претерпевают изведения: если сначала перед нам молодой человек - горячий поклонник Наполеона, убежденности в правильности всех его действий и верящий в него как в божество и только в него, то потом герой разочаровывается в своем кумире, а его взгляды на мир проходят через ряд крушений и становлений, пиком которых становится общение с Платоном Каратаевым во французском плену. Именно после этого герой принимает жизнь и мир такими, какими они являются, осознает свою связь с бесконечностью, Богом и народным мировосприятием, что происходит на основе сложного синтеза интуитивных, эмоциональных и рациональных элементов.Список литературы:Краснов Г.В. Пьер Безухов на войне // Герой и народ. О романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Москва: Советский писатель, 1964. – С.189-234.Линков В.Я. «Война и мир» Л. Толстого. – М.: Высшая школа, 2004. – 104 с.Потапов И.А. Пьер Безухов в романе Л. Толстого «Война и мир» // Материалы IX научной конференции литературоведов Поволжья. – Пенза: 1969. – С.130-145.Слитинская Л.Н. Бессознательное и художественная фантазия [Электронный ресурс]. – URL: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st093.shtml (Дата обращения 26.05.2023).Толстой Л.Н. Война и мир [Электронный ресурс]. – URL: https://ilibrary.ru/text/11/index.html (Дата обращения 26.05.2023).Шеваров Д. «Клянись не страшиться» фантазия [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2012/08/16/dmitriev-mamonov.html (Дата обращения 26.05.2023).Rancour-Laferriere D. Tolstoy’s Pierre Bezukhov: a psychoanalytic study. – Bristol Classical Press, 1993. – 120 p.Undurianu D. Plotting History: The Russian Historical Novel in the Imperial Age[Электронныйресурс]. – https://books.google.ru/books?id=7HP3dpNnAk4C&pg=PA296&dq=war+and+peace+prototype+tolstoy&hl=ru&sa=X&ei=6XkrUffiEqL-4QSpzIGgDQ&ved=0CDwQ6AEwAjgK#v=onepage&q=war%20and%20peace%20prototype%20tolstoy&f=false (Датаобращения 26.05.2023).
2. Линков В.Я. «Война и мир» Л. Толстого. – М.: Высшая школа, 2004. – 104 с.
3. Потапов И.А. Пьер Безухов в романе Л. Толстого «Война и мир» // Материалы IX научной конференции литературоведов Поволжья. – Пенза: 1969. – С.130-145.
4. Слитинская Л.Н. Бессознательное и художественная фантазия [Электронный ресурс]. – URL: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st093.shtml (Дата обращения 26.05.2023).
5. Толстой Л.Н. Война и мир [Электронный ресурс]. – URL: https://ilibrary.ru/text/11/index.html (Дата обращения 26.05.2023).
6. Шеваров Д. «Клянись не страшиться» фантазия [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2012/08/16/dmitriev-mamonov.html (Дата обращения 26.05.2023).
7. Rancour-Laferriere D. Tolstoy’s Pierre Bezukhov: a psychoanalytic study. – Bristol Classical Press, 1993. – 120 p.
8. Undurianu D. Plotting History: The Russian Historical Novel in the Imperial Age [Электронный ресурс]. – https://books.google.ru/books?id=7HP3dpNnAk4C&pg=PA296&dq=war+and+peace+prototype+tolstoy&hl=ru&sa=X&ei=6XkrUffiEqL-4QSpzIGgDQ&ved=0CDwQ6AEwAjgK#v=onepage&q=war%20and%20peace%20prototype%20tolstoy&f=false (Дата обращения 26.05.2023).