Центр занятости населения как орган государственной власти, реализующий политику в сфере социальной защиты населения
Заказать уникальную дипломную работу- 39 39 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 08.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности Центра занятости населения…………………………………………………………………………..6
1.1. История развития занятости населения в России…………………………..6
1.2. Цели, задачи и функции Центра занятости населения…………………….11
1.3. Правовое регулирование деятельности Центра занятости населения……15
Глава 2. Характеристика правового статуса Центра занятости населения…..20
2.1. Полномочия Центра занятости населения…………………………………20
2.2. Обязанности Центра занятости населения…………………………………25
2.3. Проблемы и недостатки в деятельности Центра занятости населения….31
Заключение……………………………………………………………………….37
Библиография…………………………………………………………………….40
Благодаря этому граждане могут быстрее найти работу и улучшить свое финансовое положение.Одной из основных обязанностей центров занятости является выдача направлений для трудоустройства, перечня вариантов работы или предложения о предоставлении других услуг.Выдача направлений для трудоустройства – это процесс, при котором центр занятости предоставляет безработному гражданину информацию о вакансиях, которые соответствуют его профессиональным навыкам и опыту работы. Центр занятости может также помочь в составлении резюме и подготовке к собеседованию.Перечень вариантов работы – это список различных видов работ, которые могут быть доступны безработному гражданину. Центр занятости может предложить работу в различных сферах, таких как производство, торговля, услуги и т.д. В перечень могут входить вакансии, как для временного трудоустройства, так и для постоянного.Предложения о предоставлении других услуг – это дополнительные услуги, которые могут быть предоставлены центром занятости. Например, центр занятости может предложить обучение новым профессиональным навыкам, консультации по трудоустройству, помощь в оформлении документов и т.д.Не менее важная обязанность состоит в согласовании с работодателем кандидатуры гражданина.Согласование с работодателем кандидатуры гражданина через центры занятости – это процесс, в ходе которого работодатель и центр занятости сотрудничают для нахождения подходящего кандидата на вакансию.Для начала, работодатель обращается в центр занятости с запросом на поиск кандидата на определенную вакансию. Центр занятости проводит поиск среди зарегистрированных у них безработных граждан и предлагает работодателю несколько кандидатов, которые соответствуют требованиям вакансии.Работодатель может выбрать одного или нескольких кандидатов для собеседования. Если работодатель находит подходящего кандидата, он сообщает об этом центру занятости, который проводит собеседование с кандидатом и проверяет его документы.Таким образом, согласование с работодателем кандидатуры гражданина через центры занятости – это эффективный способ помочь безработным гражданам найти работу и обеспечить работодателям квалифицированных сотрудников.В качестве еще одной обязанности можно указать необходимость внесения сотрудниками ЦЗН результатов посещения заявителя в бланки учетной документации и в регистры получателей государственных услуг.Внесение результатов посещения заявителя в бланки учетной документации и в регистры получателей государственных услуг центрами занятости является важным этапом в оказании государственных услуг по трудоустройству.После того, как заявитель обратился в центр занятости с целью получения помощи в трудоустройстве, заполняется бланк учетной документации, в котором фиксируются все этапы оказания государственной услуги. Этот бланк заполняется сотрудниками центра занятости на каждом этапе работы с заявителем.Кроме того, результаты посещения заявителя вносятся в регистры получателей государственных услуг. Эти регистры ведутся в электронном виде и содержат информацию о каждом заявителе, обратившемся в центр занятости.Внесение результатов посещения заявителя в бланки учетной документации и в регистры получателей государственных услуг позволяет центрам занятости контролировать процесс оказания государственных услуг и обеспечивать своевременное и качественное выполнение своих функций.В завершение параграфа можно подчеркнуть, что на центры занятости возлагается множество обязанностей, которые имеют своей главной целью снизить уровень безработицы на муниципальном уровне.2.3. Проблемы и недостатки в деятельности центра занятости населенияРабота по содействию занятости населения проводимая центрами занятости базируется как на проведении активной политики, так и на материальной поддержке временно безработных граждан. Созданная в центре занятости база данных позволяет без особых проблем получить информацию как о соискателе, состоявшем на учете, так и о наличии вакансий подходящей тому или иному гражданину. Однако, несмотря на активные мероприятия, проводимые ЦЗН и их значимостью в сфере трудоустройства, центры занятости на практике сталкиваются с рядом проблем.В первую очередь стоит выделить следующий проблемный аспект: порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) не предусматривает практику профилирования целевой аудитории, что затрудняет принятие обоснованного решения работниками службы занятости и работодателями в отношении зарегистрированных безработных. Об этом свидетельствуют экспертные предпочтения реализации нормативной инициативы – подготовки проекта приказа Минтруда «Об утверждении единого стандарта профилирования получателей государственных услуг в области содействия занятости населения», по результатам опроса 1013 специалистов органов службы занятости в 20 субъектах РФ (проведен Российским государственным социальным университетом)[23, с. 44].При этом практика подобного профилирования уже встречается в некоторых субъектах РФ, например, в Республике Татарстан. Сама методика профилирования на основе формирования четырех профильных групп: группа «А» – имеющие достаточно высокий потенциал трудоустройства, готовы приступить к работе в короткий срок (востребованные и мотивированные); группа «БП» – степень мотивации к трудовой деятельности достаточно высокая, готовы приступить к работе в короткий срок, но испытывают сложности в поиске работы, имеют низкий потенциал трудоустройства (мотивированные, но невостребованные); группа «БМ» – имеют достаточно высокий потенциал трудоустройства, но не готовы приступить к работе немедленно (востребованные, но не мотивированные); группа «В» – имеют низкий потенциал трудоустройства, степень мотивации к трудовой деятельности низкая или отсутствует (невостребованные и немотивированные). Как видим, критерий «профилирование» имеет две оси измерения: первая – мотивированность, вторая – востребованность.Меры по оказанию содействия в трудоустройстве применительно к каждой профильной группе, включая реализацию специальных программ со следующими направлениями работы: - направление на профессиональное обучение; - получение государственной услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; - получение государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.Подобное профилирование значительно облегчает работу центров занятости, особенно учитывая большой поток обращающихся к ним граждан-соискателей и работодателей. Таким образом, полагаем необходимым принять нормативно-правовой акт, который бы регулировал вопросы профилирования целевой аудитории центров занятости, что поможет упорядочить работу центра. При этом совершенствование регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, распространение передовой практики субъектов Российской Федерации по профилированию зарегистрированных безработных граждан целесообразно вести по правовому, методическому, техническому и обучающему направлениям.Следующая проблема в деятельности центров занятости, а соответственно и трудоустройства населения, состоит в недостаточном объеме сотрудничества с работодателями и различными образовательными учреждениями. На данную проблему неоднократно обращали внимание исследователи в своих научных трудах[20, с. 113].Так, главными участниками рынка труда являются работодатели и наемные работники. Под воздействием их взаимоотношений формируются структура, объем спроса и предложения. Только здесь товаром выступает рабочая сила, за которую работодатель готов заплатить определенную стоимость. Основные участники рынка труда взаимодействуют между собой, устанавливая равновесие спроса и цены на рабочую силу. К ним относятся три основных субъекта: наемные работники, работодатели, государство, а также его соответствующие органы[28].Проблема недостаточного сотрудничества центров занятости с работодателями и образовательными учреждениями заключается в том, что центры занятости не всегда могут своевременно и точно определить потребности рынка труда и требования работодателей к кандидатам на вакансии. Кроме того, они не всегда могут предоставить своим клиентам необходимую информацию о вакансиях и требованиях к соискателям.Недостаточное сотрудничество с работодателями может привести к тому, что центры занятости не получат актуальной информации о вакансиях и требованиях к соискателям, что затруднит их работу по трудоустройству безработных. Кроме того, работодатели могут не получить нужного качества кандидатов на вакансии, что может привести к затратам времени и средств на поиск и обучение персонала.Недостаточное сотрудничество с образовательными учреждениями может привести к тому, что центры занятости не будут знать о новых профессиях и требованиях к квалификации работников, что затруднит профориентацию и подбор персонала. Кроме того, образовательные учреждения могут не получить достаточной информации о потребностях рынка труда, что может привести к выпуску большого количества специалистов в ненужных областях.Кроме того, многие образовательные учреждения не всегда ориентированы на потребности рынка труда и не всегда готовы обучать студентов тем навыкам, которые требуются работодателям. В результате многие выпускники не имеют необходимых навыков и знаний для того, чтобы успешно устроиться на работу.Для решения этой проблемы необходимо установить более тесные связи между центрами занятости, работодателями и образовательными учреждениями. Например, центры занятости могут проводить регулярные консультации с работодателями, чтобы узнать, какие навыки и квалификации требуются на рынке труда. Для того, чтобы успешно находить работу, необходимо иметь соответствующие навыки и квалификацию. Поэтому центры занятости могут проводить регулярные консультации с работодателями, чтобы узнать, какие навыки и квалификации требуются на рынке труда. Эта информация может быть полезна для людей, которые ищут работу, чтобы они могли узнать, какие навыки им необходимо развивать и какие квалификационные требования нужны для конкретной профессии.Центры занятости могут также предоставлять персональные консультации и помощь в разработке резюме и сопроводительного письма. Они также могут организовывать семинары и тренинги, чтобы помочь людям улучшить свои навыки поиска работы и собеседования.Образовательные учреждения могут также участвовать в этих консультациях и адаптировать свои программы обучения под требования работодателей.Так, в научной литературе предлагается для активной работы (сотрудничества) работодателей и ЦЗН, а также улучшения подбора сотрудников рекомендуется внедрение проекта «Электронный работодатель», который повысит качество предоставления государственных услуг службы занятости работодателям[16, с. 93]. Целью данного проекта будет максимальное упрощение получения информации для продуктивной работы и взаимодействия работодателей и ЦЗН. Основные задачи проекта:- определить списки работодателей, взаимодействующих с ЦЗН;- проанализировать проблемы взаимодействия работодателей и ЦЗН;- определить пути упрощения передачи данных и ознакомления с документацией;- привлечь спонсоров со стороны.Для подтверждения эффективности внедрения программы как пример необходимо привести один из видов взаимодействия. Каждый месяц все организации обязаны подавать в службу занятости населения информацию в виде отчета о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а также:1) сообщать о применении процедур о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 25 Закона РФ о занятости населения);2) не позднее чем за два месяца до начала проведения ликвидации организации, сокращения штата работников и возможного расторжения трудовых договоров, а в случае, если такое решение может привести к массовому увольнению, - не позднее чем за три месяца.Тем самым массово внедрив АИС «Электронный работодатель» по Ростовской области среди ЦЗН и работодателей, всю отчетность и документы можно будет представлять в электронном виде через защищенные каналы связи в службы, отвечающие за занятость населения[18, с. 407].Кроме того, можно создать специальные программы обучения и стажировки, которые будут ориентированы на потребности рынка труда. Это позволит выпускникам получить необходимые навыки и знания, а работодателям – найти квалифицированных специалистов.Электронный документооборот сможет повысить и упростить качество получения информации. К примеру, если установить платформу «Электронный работодатель» на персональном компьютере работодателя, он сможет импортировать сведения из НПК «Катарсис», а также в свободном доступе заполнять и редактировать сведения о вакансиях в Общероссийском банке вакансий.Таким образом, проведенные исследования показали необходимость более активного сотрудничества центра занятости с работодателями региона, расширения форм взаимодействия такого сотрудничества и разработки различных проектов, которые позволили бы повысить информированность работодателей об услугах в сфере занятости населения.По завершении главы можно сделать вывод, что центры занятости населения обладают множеством полномочий и обязанностей. Они имеют широкий спектр функций, которые включают в себя оказание помощи в поиске работы, проведение профориентационной работы, организацию обучения и повышения квалификации, а также предоставление социальной поддержки. Кроме того, центры занятости населения занимаются сбором и анализом информации о рынке труда, разработкой программ и проектов по его развитию, а также содействием в создании новых рабочих мест. В целом, центры занятости населения играют важную роль в регулировании рынка труда и обеспечении социальной защиты населения.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог настоящей дипломной работы, с учетом проведенного анализа положений действующего законодательства, материалов научных публикаций, можно сделать следующие выводы.Активная политика в сфере обеспечения трудоустройства граждан в нашей стране началась после распада СССР и образования РФ, когда произошел переход к рыночной экономике, а также в силу массовых случаев потери гражданами работы. Происходящие на тот период времени изменения в стране требовали урегулирования ситуации. В целом, периодизацию развития в России деятельности в сфере занятости населения можно разделить на 4 этапа. Первый этап с 1991 по 1995 год – здесь только зарождался институт содействия в трудоустройстве, но уже был принят Закон о занятости населения, который действует до сих пор. Второй этап с середины 1995 до 2001 года – образуются специальные органы, содействующие трудоустройству, разрабатываются программы. Третий этап: с 2001 г. по 2005 г. – в данный период ситуация уже несколько стабилизировалась, выстроена система органов, оказывающие содействие в трудоустройстве. И, наконец, 4 этап – с 2005 г. по настоящее время. На современном этапе законодателем определена четкая иерархия органов занятости, разработаны и приняты различные нормативно-правовые акты.Политика занятости на муниципальном уровне осуществляется Центром занятости населения, который является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории муниципального образования реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от незанятости, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.Целью центра занятости населения является содействие гражданам в поиске работы и работодателям в поиске квалифицированных сотрудников.Деятельность центров занятости обеспечивает активное взаимодействие незанятых граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а также обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.Сегодня центр занятости – это посредник между соискателями,работодателями и образовательными учреждениями. Этот посредник больше не ограничивается оказанием отдельных услуг, а решает целый комплекс проблем с учетом личных ситуаций соискателей и бизнес-ситуаций работодателей. К обязанностям сотрудников центров занятости помимо трудоустройства граждан и оказания помощи работодателям с подбором персонала добавилась организация собеседования с работодателем, подготовка соискателя к такому собеседованию, консультирование, по оценке возможностей соискателя Проведенный анализ прав и обязанностей центров занятости позволяет заключить, что на сотрудников ЦЗН возлагается множество задач в различных сферах, которые так или иначе связаны со сферой трудоустройства населения. Так, к числу полномочий ЦЗН относятся: регистрация безработных граждан, предоставление информации о вакансиях, организация профориентационной работы, проведение ярмарок, выставок, оказание социальной помощи лицам, оставшимся без работы и пр.Что касается обязанностей, то к ним относятся: Сотрудничество с работодателями, сотрудничество с образовательными учреждениями, организация мероприятий по трудоустройству, контроль за выполнением обязательств работодателей, обеспечение достоверности предоставляемых соискателями документов, ведение государственного регистра и т.д.При проведении настоящего исследования были выявлены некоторые проблемы в деятельности центров занятости населения:1. На настоящий момент в центрах занятости практически не ведется профилирование целевой аудитории, что затрудняет принятие обоснованного решения работниками службы занятости и работодателями в отношении зарегистрированных безработных. При этом в отдельных регионах данная практика активно и эффективно используется. Таким образом, полагаем необходимо на законодательном уровне определить, что центры занятости в своей деятельности должны осуществлять профилирование целевой аудитории.2. Еще одна проблема заключается в недостаточном уровне взаимодействия центров занятости с работодателями.Проблема заключается в том, что центры занятости недостаточно активно взаимодействуют с работодателями, что приводит к тому, что многие вакансии остаются не заполненными, а безработные не могут найти работу.Решением данной проблемы может стать внедрение в работу центров занятости информационного ресурса «Электронный работодатель». Проект «Электронный работодатель» представляет собой систему, которая позволяет работодателям получать информацию о вакансиях, услугах и программах службы занятости через интернет. Это позволит значительно упростить процесс поиска и подбора персонала, а также повысить качество предоставления государственных услуг службы занятости.Внедрение проекта «Электронный работодатель» позволит значительно упростить процесс поиска и подбора персонала, а также повысить качество предоставления государственных услуг службы занятости. Это приведет к увеличению числа вакансий на рынке труда и улучшению взаимодействия между работодателями и службой занятости.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 1. Ст. 10.
3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.
4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 10.01.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2901.
6. Приказ Минтруда России от 22.02.2019 № 116н (ред. от 24.08.2021) «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2019.
7. Приказ Минтруда России от 06.12.2021 № 871н «О порядке ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, а также перечень видов информации, содержащейся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Закон Новосибирской области от 10.12.2012 № 279-ОЗ О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области содействия занятости населения (с изменениями на 27 февраля 2023 года). Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/465703747 (дата обращения: 25.05.2023).
9. Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 17.08.2015 № 44г-57/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Антропов Р. В. Государственная услуга по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест как эффективный инструмент поиска работы и работника на рынке труда (часть первая) // Взаимодействие науки, бизнеса и общества как. – 2019. – С. 7-12.
11. Бондарева Э.С., Шавин В.А., Чершинцева Е.А., Зенков М.Ю., Бирюкова Т.А., Богатырева Н.В., Слесарев С.А., Тишин Р.В. Комментарий к Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2017.
12. Вдовина Э. Л., Симакова Н. А., Артемова С. Н. Этноконфессиональные особенности населения как фактор формирования регионального рынка труда // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. – 2017. – №. 4 (20). – С. 141-148.
13. Востриков К. В. Организация деятельности Центра занятости муниципального округа // Учим управлять и учимся управлять. – 2021. – С. 21-26.
14. Гарунова А. В., Лугуева А. С., Курбанова Ф. Ф. Безработица в России как социально-экономическое явление // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. – № 12 (98). – С. 242-250.
15. Горина Е. Е. Развитие государственной службы занятости в России // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. – 2012. – №. 6. – С. 2-8.
16. Джабраилова Х., Кудаева Б. Ш. Рынок труда и его проблемы // Региональные экономические проблемы инновационного развития. – 2018. – С. 92-94.
17. Колесниченко М. Н. Положение службы занятости населения на современном рынке труда // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. – 2016. – С. 79-81.
18. Костикова О. Н., Коробова Е. В. Формы взаимодействия государственных структур с предприятиями в вопросах занятости трудоспособного населения //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – №. 4-2. – С. 406-410.
19. Котляр А. Государственная служба или бюрократия? / /Человек и труд. – 2003. – № 1. – С. 28-32.
20. Молотова Т. В., Пашина Н. Н. Качественная профориентация и сотрудничество с рекрутерами-залог успешного трудоустройства молодежи // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. – 2016. – С. 112-116.
21. Пашин Н. П. Взаимодействие службы занятости населения с работодателями: анализ применения информационных систем //Социально-трудовые исследования. – 2019. – №. 1. – С. 57-70.
22. Радонова А. В. Правовое регулирование занятости в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2021. – №. 3. – С. 79-85.
23. Результаты опросов органов службы занятости в 20 субъектах Российской Федерации по вопросам исследования способов и форм их взаимодействия с работодателями. – М.: РГСУ, 2018. – 84 с.
24. Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государство и государственная служба. – М.: Академический проект, 2020. – 312 с.
25. Черкасова М. С. Этапы развития Российской Государственной службы занятости населения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – №. 4. – С. 98-100.
26. Четвернина Т.Я. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд. – 2004. – № 3. – С. 48-53.
27. Шеремет Н. Г., Коротков А. В. Сравнительный статистический анализ доходов и расходов потребителей по субъектам Российской Федерации // Молодой ученый. – 2016. – № 5. – С. 451-455.
28. Корниенко Е. В., Сулоева Е. О. Механизмы оптимизации взаимодействия службы занятости населения и работодателей. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-optimizatsii-vzaimodeystviya-sluzhby-zanyatosti-naseleniya-i-rabotodateley (дата обращения: 04.06.2023).