Развитие общей выносливости у учащихся среднего школьного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 35 35 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 08.07.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности развития общей выносливости у учащихся среднего школьного возраста 6
1.1 Сущность понятия «выносливость» и ее виды 6
1.2 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста 11
Глава 2. Методические особенности развития общей выносливости у учащихся среднего школьного возраста 16
2.1 Специфика развития выносливости у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры 16
2.2 Тесты для определения уровня развития выносливости 21
2.3 Разработка упражнений на развитие общей выносливости 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Фрагмент для ознакомления

На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.В прямом методе испытуемому предлагается выполнить задание (например, пробежать с заданной интенсивностью, т.е. с определенной скоростью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости)) и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Прямой метод измерения выносливости практически не всегда подходит[1].Поэтому в физкультурной практике чаще применяется косвенный метод измерения выносливости, где выносливость участников определяется временем преодоления ими какой-либо достаточно большой дистанции. Так, например, для учащихся средних классов длина дистанции обычно составляет 1000-1500м [6]. Используются также тесты с фиксированной продолжительностью — 6 или 12 минут. В этом случае оценивается расстояние, пройденное за заданное время. Содержание 6-минутного теста показано в таблице 4.Таблица 4. - Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)КлассОценкаМальчикиДевочкиУдовл.ХорошоОтличноУдовл.ХорошоОтлично596011001230920102011206109012001310100011001180711701290140098010801120811501260137091010101140913301430153096010501240Дистанция, указанная в таблице 4, оценивается по времени бега следующим образом: отлично - 5 мин 20 с.; хорошо - 6 минут; удовлетворительно - 6 мин 40 с. [4].Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного бегового теста (по К.Куперу)Тест К. Купера позволяет определить уровень развития выносливости человека по результатам 12-минутного бега. Надежность и информативность этого теста относительно высоки и статистически значимы. Содержание теста показано в таблице 5 [3].12-минутный тест Купера предполагает преодоление максимально возможной дистанции бегом за 12 минут (по ровной поверхности, без подъемов и спусков, обычно на стадионе). Испытание прекращают, если у испытуемого появляются признаки перегрузки (резкая одышка, головокружение, боли в области сердца и т.п.)[2]. Таблица 5. - Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге (К. Купер)Оценка физической подготовленностиРасстояние (км), преодолеваемое за 12 минутВозраст13-19МальчикиОчень плохоМенее 2,1Плохо2,1-2,2Удовлетворительно2,2-2,5Хорошо2,5-2,75Отлично2,75-3,0ДевочкиОчень плохоМенее 1,6Плохо1,6-1,9Удовлетворительно1,9-2,1Хорошо2,1-2,3Отлично2,3-2,4По команде старта спортсмены начинают бег. В конце каждого круга бегунов информируют об оставшемся времени бега. Через 12 минут по сигналу бег останавливается и фиксируется пройденное спортсменом расстояние [9].Таким образом, для того чтобы правильно спланировать тренировочный процесс в школе, учителю необходимо провести диагностику подготовленности школьников к занятиям по физической культуре. Для определения выносливости в различных ее проявлениях на практике используется комплекс различных двигательных заданий (тестов). Для оценки подготовленности занимающихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали полу, возрасту, характеристикам учеников, а сами тесты были достоверными и информативными.2.3 Разработка упражнений на развитие общей выносливостиВ данном параграфе мы разработали комплексы упражнений для развития общей выносливости у учащихся средней школы. Комплексы упражнений для учащихсяпредставляют собой перечень физических упражнений на различные группы мышц, как с весом собственного тела, так и с весом внешних предметов прыжкового, силового характера, а также циклические упражнения.Тренировочные комплексы CrossFit рассчитаны на средний уровень подготовленности школьников. Следует отметить, что согласно общепризнанной методике тренировок в кроссфите существует необходимость и возможность масштабирования (изменения, корректировки параметров) всех параметров нагрузки (подбор упражнений, темп, количество кругов, интенсивность, количество упражнений, техническая сложность).Комплекс №1. Задание: выполнить как можно больше кругов за 15 минут.8 сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа/в упоре на коленях.8 подтягиваний на высокой перекладине/подтягивания из виса лежа.12 «воздушных» приседаний.«Воздушные» приседания представляют собой стандартные приседания в полный иликлассический присед, выполняемые в высоком темпе с техникой киппинга, представленной ввиде маха руками назад в фазе разгибания коленных и тазобедренных суставов.Используется круговой метод непрерывистого типа.Комплекс №2. Задание: выполнить 6 кругов.50 секунд передача набивного мяча (1 кг) в парах.50 секунд из упора присев перейти в упор лежа выпрыгивание вверх «Берпи».50 секунд прыжки через скакалку.50 секунд отдых.Особенностью данного комплекса является ограничение выполнения упражнений повремени без указания определенной дозировки.Используется круговой метод интервального типа.Комплекс №3. Задание: выполнить два круга на время.30 прыжков через скакалку.15 приседаний с набивным мячом.15 подтягиваний из виса лежа.3 круга - гладкий бег.Базовый метод при выполнении данного комплекса упражнений – круговойповторный.Комплекс №4. Данный комплекс имеет разделен на упражнения для мальчиков и девочек.Задание:выполнить два круга на время.1. Сесть на скамью, встать, встать (поочередно), поставить ноги на скамью, встать со скамьи и вернуться в исходное положение.2. Согнуть и выпрямить руки из плавающего положения (женская часть). То же самое (мальчики), но из положения лежа на спине под углом с одновременным разгибанием тазобедренных суставов.3. Лечь на спину, ноги твердо стоят на полу (стопы под скамейкой), поднять верхнюю часть туловища и вернуться в исходное положение.4. Лечь на грудь, руки вверх, ладони на полу, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты (прямо), вернуться в исходное положение.5. Встать, держась горизонтально вниз на ширине плеч, поместить правую ногу между тростью и руками и выпрямиться, вернуться в исходное положение. То же самое с левой ногой.6. Лежа на опоре, положить руки на скамью. Девочки: скрестить руки, стоя на коленях; согнуть руки и вернуться в исходное положение. Мальчики: переставить руки (поочередно) на полу, вернуться в исходное положение (также попеременно переставив руки).7. Встать сбоку от гимнастической стенки, взяться за поручень на уровне бедра, присесть на правую ногу, лицовлево, вернуться в исходное положение. То же самое слева.8. Поднять согнутые ноги из подвеса на гимнастической стенке, вернуться в исходное положение.9. Приседание, руки на коленях, подпрыгивать, прыжок в исходное положение.10. Из основной стойки держитесь горизонтально снизу, хватом сверху, шире плеч. Наклонитесь вперед, одновременно подняв палку вверх (спина прямая, палка над головой, смотреть на палку), вернуться в исходное положение.Базовый метод при выполнении данного комплекса упражнений – круговойповторный.Следует помнить, что необходимо последовательно выполнять все двигательное задание. В частности, выполнить все повторения прыжков через скакалку, а затем переходить к следующему упражнению. Дозировку в упражнении можно уменьшить в зависимости от способностей ученика.При выполнении вышеуказанных комплексов упражнений используются различные методы физического воспитания. В частности, метод непрерывных упражнений, предполагающий выполнение упражнений вместе, равномерно, без перерывов между «станциями». Использовался также метод интервальных тренировок, который заключался в постепенном прохождении станций с перерывами между ними. Метод повторяющихся упражнений заключался в повторении одного упражнения и переходе к следующему.Характерной особенностью представленных комплексов упражнений является использование упражнений на растяжку тех групп мышц, которые участвовали в рабочей фазе движения. Эти упражнения целесообразно использовать после выполнения всего комплекса упражнений в полном объеме. Также рассматривается возможность растяжки сегментов тела как средства активного отдыха между подходами, повторениями (кругами).Примерный комплекс упражнений на растяжение.1.И.п. - сед ноги вместе/врозь. Наклоны вперед с фиксацией в конечной фазе на 5-10секунд.2.И.п - сед, ноги согнуты в коленных суставах и отведены («сед брассиста»)прогибание назад, опускание туловища на пол с удержанием позы в конечной фазе 5-10секунд.3.И.п. - полный вис на перекладине. Повороты туловища влево-вправо с фиксацией вконечной фазе поворота на 5 секунд.4.И.п. - о.с. Наклоны вниз с фиксацией в конечной фазе на 5-10 сек.5.И.п. - упор одной рукой стоя боком к стене. Повороты туловища против опорнойруки с фиксацией в конечной фазе на 5-10 сек.Таким образом, комплексы упражнений с использованием кругового метода с элементами кроссфита подбирались с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста.Комплексы упражнений систематизировались с учетом задействования в оперативном движении в большей мере глобальных и в меньшей региональных мышечных групп.ЗаключениеАнализ теоретических аспектов воспитания общей выносливости школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе позволил сделать следующие выводы:Выносливость – это способность противостоять различным неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды с высокой эффективностью при сохранении работоспособности. Она отражает уровень общего уровня работоспособности конкретного человека.Воспитание общей выносливости у учащихся среднего школьного возрастаявляется одним из важных компонентов повышения результатов на всех ступенях обучения.Средний школьный возраст является возрастом, благоприятным для развития двигательных навыков (координационных и скоростных навыков, способности к длительному выполнению циклических действий в режимах высокой или хотя бы средней интенсивности). Характерной чертой современного подхода к развитию общей выносливости является стремление к совершенствованию аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения.Средствами физического воспитания в среднем школьном возрасте являются основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжки, лазание, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнес, и т. д. Основным средством развития выносливости являются физические упражнения, вызывающие максимальную работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.Для развития выносливости у детей среднего школьного возраста используются разные методы, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, метод «круговой тренировки», а также игровые и соревновательные. Каждый из методов имеет свои особенности и применяется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Изменяя вид упражнения, его продолжительность и интенсивность, количество повторений упражнения, а также продолжительность и вид отдыха, можно изменить физиологическую нагрузку выполняемой работы.Наиболее распространенными методами развития общей выносливости являются методы повторных упражнений и круговых тренировок.Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работыполностью реализованы. Теоретический и практический материал нашегоисследования может быть использован учителями физической культуры вцелях повышения общей выносливости у детей среднего школьного возраста.Список использованных источниковВиненко, В. И. Физкультуры. 5-11 классы. Годовые и рабочие планы-графики реализации программы. - М.: Учитель, 2018. - 256 c.Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2018. - 320 c.Губа, В. П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. - М.: Советский спорт, 2018. - 208 c.Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: Владос, 2019. - 512 c.Дьяченко, А.В., Мищенко В.С., Томяк Т. Специфические характеристики специальной выносливости спортсменов. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 180 c.Железняк, Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033100 - Физическая культура. – М.: Академия, 2008. – 268с.Зациорский, В. М., Алешинский С.Ю., Якунин Н.А. Биомеханические основы выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 208 c.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 2020. — 199 с.Качашкин, В. М. Методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.Коледина, С.В., Дьячкова В.М. Проблемы спортивной тренировки. - М: Физкультура и спорт. -2019. - 215 с.Листова, О. Спортивные игры на уроках физкультуры / О. Листова. - М.: СпортАкадемПресс, 2018. - 851 c.Литвинов, Е. Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Как стать сильным и выносливым. - М: СПб.: Питер, 2020. - 184 c.Оуэн, С. Питание при нагрузках. Рецепты усиления выносливости. - М.: Амфора, 2018. - 414 c.Рэй, Б. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость. - М.: Тулома, 2019. - 911 c.Сапин, М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии). Гриф Государственного Комитета РФ по физической культуре (количество томов: 2). - М.: Медицина, 2019. - 824 c.Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. - М.: ТВТ Дивизион, 2019. - 166 c.Семенов, В.Ю. Развитие выносливости у спортсменов. - М.: Спорт, 2019. - 225 c.Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие. — СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2019. —231 с.Столбов, В. В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 424 c.Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2019. - 404 c.Фёдорова, Н. А. Физическая культура. Подвижные игры. Справочник. - М.: Экзамен, 2021. - 497 c.Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебникдля студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». - М.: Академия, 2018. – 494с.Хэнкин, Дж. Тренировки с отягощениями. Сжигаем жир, наращиваем мышцы, увеличиваем силу и выносливость. - М.: Питер, 2019. - 608 c.Эллен, К. Питание для выносливости. - М.: Тулома, 2021. - 981 c.Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - М.: Феникс, 2019. - 640 c.Ищенко, С. В. Развитие общей и специальной выносливости у каратистов в учебно-тренировочном процессе. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23124/ (дата обращения: 08.06.2023).Рахматова, Д. Н. Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1682/ (дата обращения: 08.06.2023).

1. Виненко, В. И. Физкультуры. 5-11 классы. Годовые и рабочие планы-графики реализации программы. - М.: Учитель, 2018. - 256 c.
2. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2018. - 320 c.
3. Губа, В. П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. - М.: Советский спорт, 2018. - 208 c.
4. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: Владос, 2019. - 512 c.
5. Дьяченко, А.В., Мищенко В.С., Томяк Т. Специфические характеристики специальной выносливости спортсменов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 180 c.
6. Железняк, Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033100 - Физическая культура. – М.: Академия, 2008. – 268 с.
7. Зациорский, В. М., Алешинский С.Ю., Якунин Н.А. Биомеханические основы выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 208 c.
8. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 2020. — 199 с.
9. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.
10. Коледина, С.В., Дьячкова В.М. Проблемы спортивной тренировки. - М: Физкультура и спорт. -2019. - 215 с.
11. Листова, О. Спортивные игры на уроках физкультуры / О. Листова. - М.: СпортАкадемПресс, 2018. - 851 c.
12. Литвинов, Е. Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Как стать сильным и выносливым. - М: СПб.: Питер, 2020. - 184 c.
13. Оуэн, С. Питание при нагрузках. Рецепты усиления выносливости. - М.: Амфора, 2018. - 414 c.
14. Рэй, Б. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость. - М.: Тулома, 2019. - 911 c.
15. Сапин, М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии). Гриф Государственного Комитета РФ по физической культуре (количество томов: 2). - М.: Медицина, 2019. - 824 c.
16. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. - М.: ТВТ Дивизион, 2019. - 166 c.
17. Семенов, В.Ю. Развитие выносливости у спортсменов. - М.: Спорт, 2019. - 225 c.
18. Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие. — СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2019. —231 с.
19. Столбов, В. В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 424 c.
20. Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2019. - 404 c.
21. Фёдорова, Н. А. Физическая культура. Подвижные игры. Справочник. - М.: Экзамен, 2021. - 497 c.
22. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». - М.: Академия, 2018. – 494 с.
23. Хэнкин, Дж. Тренировки с отягощениями. Сжигаем жир, наращиваем мышцы, увеличиваем силу и выносливость. - М.: Питер, 2019. - 608 c.
24. Эллен, К. Питание для выносливости. - М.: Тулома, 2021. - 981 c.
25. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - М.: Феникс, 2019. - 640 c.
26. Ищенко, С. В. Развитие общей и специальной выносливости у каратистов в учебно-тренировочном процессе. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23124/ (дата обращения: 08.06.2023).
27. Рахматова, Д. Н. Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1682/ (дата обращения: 08.06.2023).