Заикание, его сущность, причины и симптоматика
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 09.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретические аспекты заикания. 6
1.1 Заикание как речевое нарушение: понятие, причины возникновения. 6
1.2 Симптоматика и формы заикания 9
1.3 Формирование интонационной стороны речи в онтогенезе 16
1.4. Развитие интонации при коррекции заикания 22
Глава 2 Эмпирическое исследование заикания у младших школьников. 28
2.1 Организация, содержание обследования интонационной стороны речи заикающихся дошкольников. 28
2.2. Анализ результатов эксперимента 35
2.3 Методические рекомендации по коррекции заикания у дошкольников 38
Заключение 41
Список использованных источников 43
Инструкция: "Покажите, как гудит большой пароход, как животные и их детеныши подают голос".У \ – большой (низкий) У / – тихий (высокий) голосМУ\ – корова МУ / – теленокАВ \ – собака АВ / – щенокМЯУ \ – кошачье МЯУ / – котенокКритерии оценки:3 балла – задание выполнено с достаточной модуляции высоты;2 балла – задание выполнено с недостаточными модуляциями высоты тона голоса;1 балл – задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряжении задания высота голоса меняется;0 баллов – задание не выполнено.4. Исследование голосовых модуляций по силеЗадание 1. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произносимых с разной силой голоса.Инструкция № 1: "Покажите мне, как гудит пароход, самолет, автомобиль и т.д., если они находятся далеко, и как они гудят, если они близко?"Близко-далекоСамолет (ы) – ... ? ...?Пароварка(ы) – ... ? ...?Поезд (ы) – ... ? ...?Автомобиль (ы) – ... ? ...?Инструкция № 2: "Покажите, как издают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близки? (громко)"Близко-далекоЖук (ЖЖ) –... ? ...?Москит (333) –... ? ...?Кузнечик (ССС) – ... ? ...?Кукушка (КУ-КУ) – ... ?...? |Лягушка (КВА) – ... ? ...?Сова (Э–э) - ... ?...?Корова (МУ) – ... ? ...?Задание 2. Воспроизведение постепенного нарастания и спада силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.Инструкция № 1: "Покажите, как гудит приближающийся самолет, поезд, автомобиль и т.д." (отправляющийся поезд, автомобиль и т.д.).Инструкция № 2: "Покажите, как приближающиеся люди подают свой голосживотным, насекомым, птицам". Сначала тихо, шепотом, обычным голосом,затем громко, очень громко.Жук – Ж-ЖКомар – 3 3 3Кукушка – КУ-КУ, КУ-КУКорова – МУ-МУ-МУСова – УХ-УХ-УХСобака – АВ АВАВКритерии оценки:3 балла – контролирует силу голоса, легко совершает переходы от громкого к тихому и наоборот;2 балла – есть трудности в способности самостоятельно меняться сила голоса, исполняет по предложению учителя;1 балл – испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную силу голоса (громче, тише), говорить шепотом. С трудом справляется споставленными задачами;0 баллов – не имеет возможности контролировать силу голоса.5. Исследование воспроизведения тембра голосаПеред выполнением задания с детьми была проведена беседа о возможных изменениях голоса. Детям сказали, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым,грубый или хриплый, веселый или грустный, жалобный или испуганный и т. д.Задание 1. Передача междометий с использованием различных оттенков эмоционального состояния голоса.Материалом для исследования послужила серия сюжетных картинок, изображающих разные настроения актеров.Процедура: ребенка попросили рассмотреть серию сюжетных картинок и определить, какое настроениебыло у 36 изображенных на них актеров. К каждой фотографии был дан комментарий. Ребенка попросили выразить состояние актера с помощью междометий, меняя цвет голоса в соответствии с ситуацией на картинке.Инструкция: "Посмотрите на картинку, угадайте, как звучит голос, если..."Чашка упала – о! (испуганно).Мы забили гол в свои ворота – ура! (радостно).Они просят убрать игрушки – У-У (недовольно, со слезами).Устал и хочу спать – О (устал, тихо).Колоть дрова – ничего себе (тяжело).Они грозят пальцем, детям нельзя брать спички – Ая-яй (строго).Критерии оценки:Задание 2. Проведение опроса: логопед в предварительной беседе разъясняет содержание сказки "Колобок", предъявляет ребенку фигуркио его персонажах. Выясняет, какие голоса они используют —одинаковые или разные. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.Инструкция: "Помните, кто напугал булочку и захотел ее съесть? Каким голосом они говорили? Попробуй сказать как заяц, волк, медведь, лиса."Речевой материал:Фраза "Колобок, колобок, я тебя съем!"Заяц: со звонким, задорным, чистым голосом.Волк: грубым, низким голосом, с угрозой.Медведь: громкий, низкий, спокойный.Лиса: мягким, ласковым, лукавым голосом.3 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех особенности тембра голоса этого персонажа, с первой попытки и очень выразительного.2 балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после повторной демонстрации пробы.1 балл – выполнение заданий без голосовых модуляций (звук голосаневыразительное, монотонное, тусклое). 0 баллов – невыполнение задания или отказ от задания.2.2. Анализ результатов экспериментаВсе задания оцениваются бальной системой. На основе различной полноты и правильности ответов нами было выявлено три уровня сформированности интонационной стороны речи у дошкольников, страдающих заиканием: - более 23 баллов – высокий уровень; - от 17 до 23 баллов – средний уровень; - менее 17 баллов – низкий уровень. 1. Задания для проверки воспроизведения интонации: 1 ребенок показал низкий уровень, он не может воспроизвести интонацию после нескольких тестов. При произнесении с сопряженным отражением каждый раз получается одна и та же усредненная размытая интонация. Он точно так же воспроизводит восклицательныеи вопросительные интонации. 3 из обследованных детей испытывали трудности с воспроизведением различных интонаций.Так, в заданиях на воспроизведение фраз с противоположными типами интонации, отраженных логопедом, 3 ребенка просто повторяли фразы с противоположными типами интонации, что и у логопеда. 1 ребенок показал высокий уровень, ему достаточно только одного речевого образца, остальные предложения он произносит по аналогии в соответствии с заданием; если произношениесвязано со спазмом дыхательного или речевого аппарата, необходимо сопряженное произношение сложного слова или слога, интонация должна быть будьте ясны, не размазанный ребенком.2. Задания на проверку воспроизведения логического ударения: в первых двух заданиях на проверку воспроизведения логического ударения 1 ребенок самостоятельно выделил главное слово. 2 ребенка справились с этими заданиями с помощью логопеда. Остальные дети произносили предложения, не выделяя главное слово, даже после многочисленных подсказок логопеда. Остальные не смогли справиться с последним заданиемна 100% по всем предметам. Из этих детей трое понимали смысл текста, но не моглиразличить главное слово в зависимости от вложенного в него смысла.Остальные отказались выполнять это задание.3. Задания на проверку модуляции голоса по высоте: 2 ребенка показали низкий уровень, дети не могут изменить высоту голоса в соответствиис заданием, голос остается на одной ноте (на высоте для разговорной речи).Задание по воспроизведению изолированных звуков и звукоподражаний спонижением и повышением высоты голоса 3 ребенка выполнили с достаточными высотными модуляциями. Они легко показали различия между голосамиживотных и их детенышей, большого и маленького парохода. 4. Задания на обследование модуляций голоса по силе: Лишь 2 испытуемых детей управляет силой своего голоса, с легкостью делают переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. У одного ребенка не сформировано представление о том, что если предмет или животное находится далеко, то мы слышим издаваемые им звуки тихо, а если близко, то громко. Поэтому, при выполнении заданий он легко менял силу голоса, но путал моменты, когда надо было говорить громко, а когда тихо. У 3 испытуемых детей были затруднения в самостоятельном изменении силы голоса. Они выполняли задание после подсказки логопеда. 5. Задания на обследование воспроизведения тембра голоса: 2 детей справились с передачей тембра голоса персонажа, изображенного на картинке. 2 детей справились с заданием после нескольких проб. У 1 ребенка голос был монотонным и невыразительным, в связи с этим он отказался от выполнения задания. 6. В результате проведения комплекса диагностических методик по обследованию интонационной стороны речи при заикании получены следующие результаты: низкий уровень развития интонации устной речи – 60% участников, средний уровень – 20% участников, высокий уровень – 20. 7. У всех детей независимо от формы заикания в той или иной степени нарушены все компоненты просодики.2.3 Методические рекомендации по коррекции заикания у дошкольниковПредлагаемые занятия рассчитаны на детей в возрасте от 3 до 5 лет. Необходимо заниматься с ребенком каждый день от 10 до 20 минут, при необходимости с перерывом.В зависимости от возраста, интересов и возможностей ребенка, вы можете немного сократить или увеличить продолжительность занятий. Покажите своему малышу эту яркую забавную книжку и скажите ему, что теперь вы будете читать ее и играть вместе каждый вечер.Пожалуйста, обратите внимание, что игровые занятия состоят из следующих этапов:I. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.Цель состоит в том, чтобы развить диафрагмальное дыхание (животом), чтобы увеличить выдох, поскольку мы говорим о выдохе. При нормальных речевых процессах вдох в 3-4 раза короче выдоха, а при заикании происходит обратное. Короткий выдох не дает ребенку возможности нормально говорить.II. СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ И ФРАЗ, т.е. вместе со взрослым. Цель: развить у ребенка способность говорить медленно, плавно и ритмично.III. ОТРАЖЕННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ И ФРАЗ, т.е. ребенок говорит как эхо, повторяя за взрослым. В этом случае ребенок не задумывается о том, что и как сказать. Это облегчает речевой процесс. Цель та же самая.IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ — в игре, на совместных занятиях, например, по изготовлению поделок.Дыхательные упражнения1. Дыхание животом в положении лежа на спине.Тебе не кажется, что твои игрушки становятся скучными? Давай "покачаем" их у тебя на животике. Лягте на спину и положите мишку (зайчика, куклу и т.д.) себе на животик, а теперь вдыхайте воздух через нос так, чтобы мишка поднялся как можно выше. Хорошо! А теперь выдыхайте воздух через рот трубочкой как можно дольше, пока я считаю: раз-два-три. Посмотри, как счастлив мишка! Раскатайте его три раза. А завтра мы возьмем кролика на прогулку.Давайте взорвем егоДавайте нальем воды в таз и пустим кораблики в плавание. Посмотрите, какой сильный ветер (дует по-взрослому)\ Как быстро они плавали. Теперь ты попробуй это. Отличная работа!Отгадывай загадкиШуба из иголок, она будет крутиться — острая, ее рукой не возьмешь. Кто это? …Мы придумываем историю, основанную на картинкахБольшую помощь в развитии речи вашего ребенка окажет совместное изготовление всевозможных поделок. Ручная деятельность полезна ребенку и для развития моторики, и для улучшения координации движений, и для развития логического мышления.Но самое главное, что во время совместного изготовления поделок внимание вашего ребенка отвлекается от процесса произношения. У него исчезает страх перед речью, и ребенок не фиксирует на этом внимания, легко включается в разговор.Методические рекомендации1. Выбирайте поделки, которые просты в изготовлении, но интересны ребенку.2. Работайте вместе с ребенком медленно. Естественный ритм работы естественным образом переносится на речь, делая ее плавной, ритмичной.3. Говорите спокойно, четко, не торопясь.4. Чтобы активизировать речь ребенка, задавайте вопросы по ходу работы (помните только — ребенок не должен чувствовать, что вы обеспокоены тем, как он отвечает на вопросы.Он должен быть уверен, что вам интересно то, что он делает):а) сначала задавайте вопросы, относящиеся непосредственно к предметам, с с кем он работает, и к тем действиям, которые он совершает в данный момент. (Что ты взял? — Ножницы. Что у тебя в руках? — Бумага. Что ты делаешь? — Я останавливаюсь… Я раскрашиваю...);б) затем задавайте вопросы об уже проделанной работе. (Что ты только что сделал? — Я вырезал листок бумаги… Я приклеил...);в) постепенно усложняйте вопросы (а что вы делали в первую очередь? И что потом?); наконец, попросите ребенка рассказать вам, как он делал поделку от начала до конца; затем, приступая к следующему уроку, попросите его рассказать вам, что он делал вчера;г) постепенно начинайте задавать вопросы, связанные с тем, что ребенок собирается делать. Это для него сложнее, потому что это не связано с непосредственной зрительной активностью. (Ты разрезал бумагу, но что ты собираешься делать теперь?);д) наконец, когда ребенок научится отвечать спокойно и слаженно, вы можете задавать вопросы, связанные с материалами и инструментами, которые он использует, с качеством выполненной работы. (Что мы будем готовить...? Что нам нужно для работы? Хорошо ли это сработало? Тебе нравится? Почему тебе это не нравится?).ЗаключениеСегодня заикание является одним из самых сложных речевых расстройств. Статистика показывает, что число детей, страдающих заиканием, неуклонно растет.На современном этапе развития науки классификации заикания основываются на различных признаках, таких как анатомические и физиологические признаки, этиологические факторы, форма приступов, взглядна проблему заикания с нейропсихологической и клинической точек зрения.Рассматривая механизмы заикания, можно сделать вывод, что мнения ученых по этому вопросу неоднозначны. Исследователи считается, что поражения головного мозга приводят к возникновению органического заикания: нарушение функции базальных ядер, асимметрия полушарий головного мозга, нарушение межполушарного взаимодействия, недостаточная функция обратной связи. При углубленномрассмотрении проблемы мы выявили ряд характерных особенностей, которые отмечаются у детей с подкорковой дизартрией и органическим заиканием.Таким образом, сложность заикания как речевого дефекта обусловлена тем, что темпо-ритмическая организация устной речи является стержнем, объединяющим и координирующим компоненты устной речи, куда включены:лексико-грамматическое структурирование;артикуляторно-дыхательная программа;комплекс просодических характеристик.Как отмечают исследователи, начало заикания обычно совпадает с периодом интенсивного формирования речевой функции – от 2 до 6 лет, и внешне выражается как прерывание речи вынужденной остановкой, запинками, повторением отдельных звуков, слогов, слов, что образуется в свою очередь из-за судорог в речевом аппарате ребенка.У детей с невротической формой заикания наблюдается раздражительность, беспокойство и тревожность, упрямство. У детей с неврозоподобной формой заикания отмечается повышенная возбудимость, или наоборот, пассивность. Внимание детей с заиканием является неустойчивым, им присуща повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать может вызвать у заикающихся детей беззащитность, боязливость, робость.Список использованных источниковАрутюнян Л. З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи. – М. : Эребус, 1993. – 160 с.Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. – М.АСТ, 2002. – 158 с.Белякова Л. И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся. // Дефектология. – 2001. – № 4. – С. 49-53. Белякова Л.И. Логопедия. Заикание. - М.: Академия - центр, 2003. – 208 с.Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у младших школьников : книга для логопедов. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с. Драпкин Б. З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков // Клиника и терапия заикания. – М. : Смысл, 1992. – 367 с. Калягин В. А. Логопсихология. – М. : Академия, 2006. – 320 с.Левина Р. Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. Симпозиум по вопросам заикания у детей. – М. : АПН РСФСР, 1983. – 245 с.Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. :Владос, 1998. – 680 с. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : Учебное пособие. – СПб.: НОУ «Союз», 2006. Лопухна И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. – М.: Коронапринт, 2014. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Если у ребенка заикание… - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-Пресс», 2011. Меньшикова С. В. Коррекция заикания у детей. – Казань : КГУ, 1999. – 95 с. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: Астрель, 2005. Парамонова Л. Г. О заикании : профилактика и преодоление недуга. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 452 с. 16.Перри Уильям. Заикание: как научиться контролировать / пер. с англ. Ю.А. Андреева. – Минск : Попурри, 2013. 17.Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах : Практическое руководство для заикающихся и логопедов. – СПб. : Союз, 2001. – 287 с.18. Проскурякова А. А. Комплексный подход в коррекции заикания у детей младшего школьного возраста. // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 11. – С. 291-296. 19. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. – ЛГУ, 1982.Селиверстов В. И. Заикание у детей :Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М. :Владос, 2001. – 423 с.Селиверстов В. И. Заикание у детей. - М. :Владос, 2000. - 208 с.Селиверстов В. И. О психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки. – М., 1989. – С. 113-118.Сикорский И.А. Заикание. – М.: АСТ: Астрель, 2008. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и младшего школьного возраста). – М. : Просвещение, 2001. – 216 с.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2001.Филатова Ю. О. Коррекция заикания у младших школьников : дифференцированный подход // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 31-37.Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000.Ястребова А. В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. – М.:АСТ, 2002. – 93 с.
2. Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. – М.АСТ, 2002. – 158 с.
3. Белякова Л. И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся. // Дефектология. – 2001. – № 4. – С. 49-53.
4. Белякова Л.И. Логопедия. Заикание. - М.: Академия - центр, 2003. – 208 с.
5. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у младших школьников : книга для логопедов. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с. Драпкин Б. З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков // Клиника и терапия заикания. – М. : Смысл, 1992. – 367 с.
6. Калягин В. А. Логопсихология. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
7. Левина Р. Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. Симпозиум по вопросам заикания у детей. – М. : АПН РСФСР, 1983. – 245 с.
8. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
9. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : Учебное пособие. – СПб.: НОУ «Союз», 2006.
10 Лопухна И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. – М.: Коронапринт, 2014.
11 Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Если у ребенка заикание… - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-Пресс», 2011.
12 Меньшикова С. В. Коррекция заикания у детей. – Казань : КГУ, 1999. – 95 с.
13. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.
14. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: Астрель, 2005.
15. Парамонова Л. Г. О заикании : профилактика и преодоление недуга. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 452 с.
16.Перри Уильям. Заикание: как научиться контролировать / пер. с англ. Ю.А. Андреева. – Минск : Попурри, 2013.
17.Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах : Практическое руководство для заикающихся и логопедов. – СПб. : Союз, 2001. – 287 с.
18. Проскурякова А. А. Комплексный подход в коррекции заикания у детей младшего школьного возраста. // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 11. – С. 291-296.
19. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. – ЛГУ, 1982.
16. Селиверстов В. И. Заикание у детей : Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М. : Владос, 2001. – 423 с.
17. Селиверстов В. И. Заикание у детей. - М. : Владос, 2000. - 208 с.
18. Селиверстов В. И. О психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки. – М., 1989. – С. 113-118.
19. Сикорский И.А. Заикание. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
20. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и младшего школьного возраста). – М. : Просвещение, 2001. – 216 с.
21. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2001.
22. Филатова Ю. О. Коррекция заикания у младших школьников : дифференцированный подход // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 31-37.
23. Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
24. Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
25. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
26. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000.
27. Ястребова А. В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. – М.:АСТ, 2002. – 93 с.