Понятие как форма мышления: опыт анализа.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 10.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3
1. Язык как знаковая система. Основные аспекты языка.
Виды и характеристики знаков…………………………………………………..4
2. Основные семантические и синтаксические категории языковых выражений…………………………………………………………………………5
3. Выражения языка как функторы. Виды функций……………………..6
4. Принципы употребления имен и знаков вообще. Антиномии именования. Типы контекстов……………………………………………………7
5. Язык классической логики предикатов (первого и второго порядков).8
6. Исчисление предикатов первого и второго порядков
(система натурального вывода)…………………………………………………..9
7. Структура и основные характеристики понятия. Роль понятия в познании………………………………………………………………………….10
8. Логические формы понятий. Понятия и описательные имена………11
9. Признаки и предикаты. Деление признаков по структурам и содержаниям……………………………………………………………………..12
10. Основные существенные признаки. Сущность предметов…………13
11. Понятия вида и рода в логике и конкретных науках………………..14
12. Закон обратного соотношения между объемами и содержаниями понятий…………………………………………………………………………...15
13. Способ представления объемов и содержаний понятий…………...16
Список использованной литературы…………………………………….18
Совокупность основных существенных признаков того или иного вида конкретных предметов действительности называется их сущностью. Так, сущностью металлов как химически простых веществ является то, что они состоят из однородных атомов, а именно атомов с одним и тем же зарядом ядра, и атомы их обладают низким коэффициентом ионизации, в силу чего легко теряют свои внешние электроны. Этим обусловлены' общие для металлов их химические свойства, особое строение их кристаллической решетки, хорошая электропроводность, пластичность и т. д. Основным признаком общества, т. е. его сущностью, является господствующий в нем способ производства, характеризующийся определенным уровнем развития производительных сил и типом производственных отношений, т. е. тем, что называется экономическим базисом общества. Экономический базис общества определяет характер господствующих в обществе политических взглядов, правовых отношений, идеологии, морали. В истории философии имело широкое распространение представление о том, что у предметов того или иного вида или даже отдельных предметов имеется некоторая абсолютная сущность, основа всех его признаков. Эта «последняя сущность» должна быть согласно этим представлениям пределом познания соответствующих явлений. Подобное определение нашло, например, отражение в Философском энциклопедическом словаре.11. Понятия вида и рода в логике и конкретных наукахВсякое понятие, как уже подчеркивалось, выделяет некоторый класс предметов как вид некоторого рода, как особенное в чем-то общем. Параллелограмм мы выделяем как вид четырехугольников, деревья — как вид растений. Ясно, что в пределах объема того или иного понятия в свою очередь могут быть выделены виды обобщенных в нем предметов. Нетрудно видеть, что основное содержание понятия представляет собой нечто тождественное (общее) в предметах; по нему собственно и отождествляются предметы в понятии. Когда же мы обращаемся к объему, устанавливая наличие в нем тех или иных видов и элементов, то, наоборот, выявляем различия, особенности тех или иных групп предметов в пределах этого общего (от которых отвлекались, образуя понятие). Виды представляют собой особенное в общем, элементы — отдельное (единичное) в пределах этого общего. Понятия рода и вида обсуждаются Порфирием. В соответствии со взглядами Аристотеля видом некоторого рода можно считать такой класс, предметы которого выделяются в роде по некоторым существенным признакам. Однако в этом случае понятия достаточно неопределенны в силу недостаточной определенности самого понятия «существенный признак». Более всего соответствует употреблению термина «вид» в практике научного познания, очевидно, понимание вида предметов некоторого класса (рода) как такого подкласса его (рода), предметы которого отличаются от всех других предметов рода наличием или отсутствием некоторого особого структурного свойства (т. е. наличием или отсутствием некоторого особого качества). Естественно в таком случае считать, например, что материя составляет вид объектов, мыслимых в понятии «объективная реальность» (объективная реальность это все, что существует вне и независимо от сознания человека и сообщества людей, хотя может быть и возникло не без участия сознания).12. Закон обратного соотношения между объемами и содержаниями понятийЗакон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий сформулирован впервые в логике Пор-Рояля (60-е годы XVII в.). Обычная его формулировка: чем шире содержание понятия, тем уже его объем, точнее, речь идет об отношении объемов и содержаний двух каких-либо понятий, имеющих один и тот же род. Закон состоит в том, что если содержание одного понятия шире, чем другого, то объем этого первого, наоборот, уже, чем второго. Более общей формулировкой закона является: если объем одного понятия составляет часть другого, имеющего тот же род, то содержание второго составляет часть содержания первого, и наоборот, если содержание одного есть часть содержания другого, то объемы понятий находятся в обратном отношении. Однако здесь требуется ряд уточнений. Во- первых, как понимать утверждение: «Содержание одного понятия составляет часть содержания другого»? (Для объемов это ясно: объем одного понятия составляет часть объема другого понятия,— это значит, что каждый элемент первого является элементом второго согласно эквивалентности 2.) В традиционной логике подразумевалось, что содержание понятия тем шире, чем больше в нем признаков, характеризующих мыслимые в нем предметы. Однако число признаков не всегда просто подсчитать. Во-вторых, признаки могут существенно различаться по информативности. Так, в понятиях «человек, знающий какой-либо из европейских, — положим живых, — языков», «человек, знающий любой из живых европейских языков» и «человек, знающий английский язык» мы имеем в качестве видового отличия по одному признаку, но очевидно, что информативность этих понятий относительно мыслимых в них предметов, точнее, информативность самих упомянутых признаков различна. Содержание понятия и отдельные признаки естественно понимать именно как некоторую информацию.13. Способ представления объемов и содержаний понятийДля характеристики объемов понятия и обеспечения возможности сравнения объемов различных понятий необходимо представление их в некоторых стандартных формах — в совершенных нормальных формах аналогичное представление возможно и для содержаний понятий и может быть использовано для выяснения отношений между понятиями по содержанию. Приведение объемов и содержаний понятий к совершенным нормальным формам, как и сами эти формы, мы будем характеризовать как полное разложение объемов и содержаний по некоторому множеству элементарных составляющих. При этом непосредственно речь пойдет о разложении логических объемов и содержаний. Фактические объемы и содержания получаются из логических, представленных в совершенных нормальных формах, простым отбрасыванием некоторых частей.Если содержание понятия разложено по множеству его элементарных составляющих, то полученное выражение называется совершенной дизъюнктивной нормальной формой предиката А(х), выражающего это содержание. В случае же, когда разложение осуществлено по какому-либо более широкому множеству элементарных составляющих, этот термин не подходит хотя бы потому, что в логике высказываний принято и играет существенную роль положение о том, что каждая не тождественно ложная формула имеет одну совершенную дизъюнктивную нормальную форму. Учитывая это, совершенную нормальную форму указанного вида мы будем характеризовать как полное дизъюнктивное разложение содержания понятия по заданному множеству элементарных составляющих независимо от того, каково это множество. Известно, что существует алгебраический способ приведения формул логики высказываний к совершенной дизъюнктивной нормальной форме, применимый естественно и к бескванторным формам языка логики предикатов. Этим же способом может быть получено любое полное дизъюнктивное разложение бескванторной формулы.Список использованной литературы1. Асмус, В. Ф. Логика. – М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1947. – 246 с.2. Барков В. Ф. Логика: Учебник для ВУЗов. - М.: 2017. - 236 с.3. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 296 с.4. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. – М.: 1989. – 240 с.5. Ивлев Ю. В. Логика: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 314 с.6. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2018. – 440 с.7. Кузина, Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 286 с.8. Малахов В. П. Основы формальной логики. М., 2019. – 340 с.9. Маркин В.И. Понятие // Новая философская энциклопедия. Томтретий. М.: Мысль, 2010. С. 185–18710. Смирнова Е.Д. Логика и философия. М.: АСТ, 2016.
1. Асмус, В. Ф. Логика. – М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1947. – 246 с.
2. Барков В. Ф. Логика: Учебник для ВУЗов. - М.: 2017. - 236 с.
3. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 296 с.
4. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. – М.: 1989. – 240 с.
5. Ивлев Ю. В. Логика: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 314 с.
6. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2018. – 440 с.
7. Кузина, Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 286 с.
8. Малахов В. П. Основы формальной логики. М., 2019. – 340 с.
9. Маркин В.И. Понятие // Новая философская энциклопедия. Том
третий. М.: Мысль, 2010. С. 185–187
10. Смирнова Е.Д. Логика и философия. М.: АСТ, 2016.