чтение как концепт когнетивной лингвистики
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 10.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
II. Концепты когнитивной лингвистики 4
1. Связь между концептами когнитивной лингвистики и чтением 9
III. Понимание текста 11
1. Связь между пониманием текста и когнитивной лингвистикой 13
IV. Способы и виды чтения 14
1.Виды чтения 14
2. Когнитивные процессы вступающие в действие при каждом виде чтения 16
3. Какой способ чтения оптимален для разных типов текстов? 18
VI. Заключение 22
Список использованной литературы 23
Классификация видов чтения (по С.К. Фоломкиной):
- Изучающее чтение (study reading) — медленный вид чтения, целью которого является полное (100% информации) понимание содержания текста. Скорость не является существенным критерием, но желательно не меньше 50-60 слов в минуту.
- Ознакомительное чтение (normal fast reading/average reading/survey reading). Это, например, чтение художественной литературы. Цель — ознакомление с основным содержанием текста, полнота понимания составляет около 75% (main ideas and supporting details). Быстрый вид чтения, скорость не менее 180-200 слов в минуту (для английского языка).
- Просмотровое чтение (skimming). Цель — просмотр текста с целью определить, необходим ли он, определить, какие вопросы в нем поднимаются. Просматриваются заголовки, подзаголовки. Полнота понимания невелика, скорость около 500 слов в минуту.
- Поисковое чтение (search reading). Цель — поиск информации о которой известно, что она в тексте есть. Скорость — более 300 слов в минуту.
Иногда также выделяют так называемое филологическое чтение (для студентов языковых вузов), то есть чтение с целью анализа филологических аспектов текста.
Существует также чтение вслух (oral reading/reading aloud) и чтение про себя (silent reading).Целью чтения про себя является получение информации, внутреннее проговаривание при этом свернуто, скорость чтения более 180-200 слов в минуту. Это настоящее чтение как вид речевой деятельности.Целью чтения вслух является передача информации, полученной из текста, внутреннее проговаривание при этом развернутое, скорость равна скорости говорения. Такое чтение не является видом речевой деятельности, это прием в обучении.
В зависимости от целей и задач, у каждого человека может быть свой предпочтительный подход к чтению. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки, и важно выбрать подход, который наиболее подходит для конкретной ситуации. Хорошее чтение - это важный навык, который может быть улучшен с помощью тренировки и практики.
Выделим умения, необходимые для развития чтения.
Умение перцептивной обработки (техника чтения). Техника чтения включает в себя такие аспекты, как свернутое внутреннее проговаривание, укрупнение единиц восприятия (eye span), контекстуальная догадка, вероятностное прогнозирование.
Понимание текста на уровне значения. Понимание фактов, которые содержатся в тексте, а именно умение выделить отдельные факты, события, мысли, умение сгруппировать и обобщить их.
Умения, связанные с пониманием текста на уровне смысла, когда информация не только перерабатывается, но и интерпретируется.
2. Когнитивные процессы вступающие в действие при каждом виде чтения
При чтении люди используют различные способы, каждый из которых включает в себя определенные когнитивные процессы:
1. Silent reading – при этом способе чтения читатель читает текст молча и концентрируется на понимании содержания. Когнитивные процессы, которые вступают в действие, включают в себя внимание, восприятие, память, анализ, синтез и оценку информации.
2. Oral reading–здесь вступают в действие внимание, восприятие, память, артикуляция и понимание.
3. Scanning – внимание, восприятие, память, анализ и сравнение информации.
4. Skimming) – восприятие, память, адаптацию и оценка информации.
3. Какой способ чтения оптимален для разных типов текстов?
Оптимальный способ чтения зависит от типа текста и цели чтения. Рассмотрим несколько примеров:
1. Академический текст: для чтения академических текстов, таких как учебники, статьи в научных журналах или диссертации, оптимальным способом является silent, intensive reading. Этот способ помогает установить связь между идеями и концепциями в тексте.
2. Распорядок дня: для быстрых текстов, таких как расписания или списки дел, оптимальным способом чтения является scanning. Этот способ помогает найти нужную информацию быстро.
3. Роман: для чтения художественной литературы оптимальным способом является intensive and extensive. Это поможет передать атмосферу и настроение произведения и позволит полностью погрузиться в историю.
4. Новости: для чтения новостных статей или сообщений социальных сетей оптимальным способом является прохождение глазами через текст. Этот способ чтения позволяет быстро ознакомиться с информацией и понять главный смысл.
Кроме того, для чтения научных или технических документов может потребоваться дополнительная обработка информации, такая как заметки или аннотации.
VI. Заключение
В данной работе была рассмотрена тема "Чтение как концепт современной лингвистики". Были проанализированы основные понятия чтения, его свойства и процесс, а также его значение в нашей жизни.
В результате исследования было выявлено, что чтение - это сложный процесс, включающий различные когнитивные процессы, такие как восприятие, понимание, анализ и интерпретация информации. Кроме того, чтение является необходимым навыком в нашей жизни, так как от него зависит уровень образованности и успешности в социальной сфере.
Дальнейшие возможные исследования в этой области могут включать изучение различных моделей чтения, влияние культурных особенностей на чтение, а также разработку методов повышения эффективности чтения.
Значение данной темы для общества заключается в том, что развитие навыков чтения является важным элементом социальной мобильности и личностного развития. Кроме того, чтение является ключевым инструментом в получении знаний и информации, что имеет прямое отношение к развитию общества в целом.
В итоге, можно сделать вывод, что чтение - это не просто процесс восприятия информации, а сложный когнитивный процесс, умение владеть которым имеет важное значение для нашей жизни и развития общества в целом.
Список использованной литературы
1. Перфетти, Ч.А. Чтение и восприятие текста / пер. с англ. Н.А. Беляевой. – М.: Логос, 1994.
2. Лебедева, М.М. Психология чтения: учебник для вузов / М.М. Лебедева, Т.Л. Асафина. – М.: Академия, 2007.
3. Завилопуло, А.С., Потапова, Ю.А. Способы чтения и понимания профессиональной информации: учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Романенко, В.И. Язык чтения: проблемы психолингвистики / В.И. Романенко. – М.: Наука, 2000.
5. Синица, М.П. Проблемы чтения и восприятия текста. / М.П. Синица. – М.: Высшая школа, 1980.
6. Левенталь, В.В. Чтение: языковой аспект / В.В. Левенталь. – М.: Высшая школа, 1982.
7. Максимова, Е.И. Психология чтения: учебное пособие. / Е.И. Максимова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
8. www.longman.com
Синица, М.П. Проблемы чтения и восприятия текста. / М.П. Синица. – М.: Высшая школа, 1980.
www.longman.com
Перфетти, Ч.А. Чтение и восприятие текста / пер. с англ. Н.А. Беляевой. – М.: Логос, 1994.
Левенталь, В.В. Чтение: языковой аспект / В.В. Левенталь. – М.: Высшая школа, 1982.
1
20
1. Перфетти, Ч.А. Чтение и восприятие текста / пер. с англ. Н.А. Беляевой. – М.: Логос, 1994.
2. Лебедева, М.М. Психология чтения: учебник для вузов / М.М. Лебедева, Т.Л. Асафина. – М.: Академия, 2007.
3. Завилопуло, А.С., Потапова, Ю.А. Способы чтения и понимания профессиональной информации: учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Романенко, В.И. Язык чтения: проблемы психолингвистики / В.И. Романенко. – М.: Наука, 2000.
5. Синица, М.П. Проблемы чтения и восприятия текста. / М.П. Синица. – М.: Высшая школа, 1980.
6. Левенталь, В.В. Чтение: языковой аспект / В.В. Левенталь. – М.: Высшая школа, 1982.
7. Максимова, Е.И. Психология чтения: учебное пособие. / Е.И. Максимова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
8. www.longman.com