"АСЕАН в начале XXI века: актуальные проблемы и перспективы"
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 12.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Общие сведения о монографии 5
2. Содержание исследования и актуальные проблемы 6
3. Важнейшие вопросы деятельности АСЕАН 11
4. Перспективы развития 25
Вывод 27
Список литературы: 29
По инициативе Китая в АРФ идет работа по подготовке правового регулирования оказания экстренной гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий. Исследователи отмечают, что в начале XXIвекадля АСЕАН стали особенно актуальны такие проблемы, как ликвидация стихийных бедствий и их последствий. Многочисленные цунами в 2004 г. приведшие к потере четверти миллиона жизней и разорившие целые провинции в Индонезии и другие страны ЮВА, многочисленные землетрясения, эпидемии типичной пневмонии (SARS), гриппа птиц, распространение ВМЧ/СПИД, мутации вирусов и появление новых болезней подталкивают членов Ассоциации к сотрудничеству. Серьезным испытанием стал мощный тайфун Наргис, пронесшийся над Мьянмой 2—3 мая 2008 г., в результате которого пострадали 2,4 млн человек, погибли 140 тыс. человек. Для ликвидации его последствий в ближайшие три года, даже по самым скромным подсчетам, потребуется около 700 млн долл. Природная катастрофа в Мьянме вновь актуализировала ряд взаимосвязанных проблем. Одна из них организация эффективной международной помощи в скорейшей ликвидации последствий природной катастрофы, поскольку ее масштабы оказались столь велики, что одному национальному правительству оказалось не под силу в экстренном порядке решить весь комплекс проблем, возникших в связи с катастрофой. К ним добавились и политические осложнения с военным режимом, который воспротивился попыткам западных государств оказывать гуманитарную помощь непосредственно пострадавшим жителям, минуя местные власти. И тут свою положительную роль сыграла АСЕАН. По ее предложению была создана специальная трехсторонняя Комиссия в составе представителей Мьянмы, АСЕАН и ООН, координатором которой является генеральный секретарь АСЕАН. Под ее руководством было начато восстановление пострадавших жилищ, мелких сельскохозяйственных и рыболовецких ферм и предприятий. Начали работать школы, медицинские пункты, предприятия социального обслуживания населения, в том числе система пунктов выдачи микрокредитов пострадавшему населению. Действие разработанной тремя сторонами программы рассчитано до июня 2010 г.В целом можно констатировать, что в последние годы АСЕАН удается находить ответы на новые угрозы, носящие трансграничный характер. Государства АСЕАН, сознавая хрупкость позиций каждого из них в отдельности, попытались преодолеть свои нескончаемые споры и противоречия в рамках установки на сохранение солидарности и единства, даже если при этом ближайшие интересы отдельных стран не были реализованы в полной мере.7) АСЕАН и вопросы развития гражданского общества.Во всех программных документах АСЕАН последних лет неизменно подчеркивается, что условием успеха любых планов интеграции является необходимость того, чтобы власти и народ разделяли общие цели и действовали в партнерстве таким образом, чтобы обе стороны получали выгоды от этого процесса. Только на этом можно строить «общественно-ориентированную АСЕАН» («people-centered ASEAN»).Поначалу в АСЕАН никто не проявлял никакого интереса к расширению участия гражданского общества (общественно- сти) в процессах подготовки и принятия каких-либо решений. АСЕАН была хорошо известна как организация элит, политика которых была мало связана с интересами народов ЮВА.Только в последние годы, особенно в связи с обсуждением и выработкой Хартии АСЕАН, стало все более заметно проявляться нарастающее недовольство интеллектуалов и организаций гражданского общества закрытым элитарным характером этого клуба политиков и дипломатов ЮВА. Тогда появились различные форумы, на которых группы гражданского общества получили возможность заявить о себе в АСЕАН. Первым в их числе стала Народная ассамблея АСЕАН, созванная впервые на индонезийском острове Батам в 2000 г., за которой последовали многие другие, вплоть до Конференции гражданского общества, впервые проведенной в Шах-Аламе (Малайзия) в декабре 2005 г., и с тех пор ре- гулярно проходящей накануне саммитов лидеров АСЕАН.Еще одна сеть организаций гражданского общества стран Ассоциации возникла в начале 2006 г. под названием «Солидарность в защиту народов Азии». Она объединяет в основном неправительственные организации, проявляющие интерес к региональным проблемам. Все они были призваны направлять предложения группе выдающихся деятелей 10 стран АСЕАН, которым была поручена разработка проекта Хартии.Постепенно в ЮВА научились извлекать пользу не только из сотрудничества правительств и бизнеса, но и из сближения народов.Недавно создана и активно работает Межпарламентская ассамблея АСЕАН, активное участие в работе которой принимают депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации РФ. Внимание к неправительственным организациям исключительно велико, и на их форумы и публикации спонсоры явно не жалеют средств, как и на многочисленные научно-исследовательские центры, изучающие все процессы в ЮВА и АТР. Создана даже Народная ассамблея АСЕАН, в которой участвуют многочисленные организации формирующегося гражданского общества. Однако имевшие место попытки наладить какой-то диалог с организациями гражданского общества до сих пор успеха не имели и каждый раз приводили к громким скандалам либо из-за отказа лидеров ряда стран АСЕАН говорить с этими, по их мнению, самозванными представителями, либо из-за того, что на встречи допускались только те, кто был этими лидерами отобран и привезен с собой в качестве «представителей общественности». 4. Перспективы развитияАСЕАН является гарантом мира и сдерживания противоречий. Разумеется, странам АСЕАН далеко не всегда удаётся выступать на международной арене с единой позицией, о чём и говорят авторы исследования. В числе внешних угроз безопасности на сессиях АРФ всегда анализируются такие проблемы, как ситуация на Корейском полуострове и в Тайваньском проливе, китайско-японские отношения, ядерная проблема Ирана, индо-пакистанский ближневосточный конфликт. Страны АСЕАН проявляют постоянное внимание к проблемам недопущения использования ядерного оружия Северной Кореей и недопущение появления оружия у Ирана, неизменно выступая за решение обеих проблем путем переговоров. С понятным вниманием в АСЕАН следят за всеми событиями в Тайваньском проливе, отдавая отчет в том, что если здесь когда-либо дело дойдет до военного конфликта, то последствия его коснутся всех и каждого.Четкие позиции занимают страны АСЕАН и в одной из самых трудных проблем международных отношений — проблеме Ближнего Востока. Они хотя и не единогласно, но в целом осудили англо-американскую интервенцию в Ираке, активно критиковали мессианские планы принудительной «демократизации» так называемого Большого Ближнего Востока и последовательно выступают за мирное решение палестино-израильского конфликта путем конструктивных переговоров при содействии международного «квартета» (Евросоюз, Россия, США, ООН) и на основе известных резолюций ООН.Страны АСЕАН активно поддерживают попытки ООН и мирового сообщества поставить под контроль торговлю оружием, особенно легким стрелковым, и запретить применение противопехотных мин.Создание полноценного сообщества безопасности пока тормозится слишком большими различиями в позициях, принципах и ценностях между двумя группами стран АСЕАН-6 (10 стран АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия) и АСЕАН-4 (Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма). Предстоит еще создать эффективный механизм для того, чтобы появился навык и была выработана устойчивая привычка вместе предотвращать, пресекать, контролировать и разрешать возникающие конфликты и противоречия между странами путем переговоров. Пока результаты в этом деле остаются довольно скромными.Многое будет зависеть от продвижения экономической интеграции в регионе. Только она и может создать взаимозависимость государств, при которой никто из них не захочет применять силу. Процесс в этом направлении идет, но медленно.Относительный мир, безопасность и стабильность, которые АСЕАН все-таки помогла сохранить как в ЮВА, так и в ATP в целом, были благом для экономического развития. Это помогло создать условия, при которых стал возможным быстрый и устойчивый экономический рост первой половины 1990-х годов, принесший больший социальный прогресс и развитие человеческого капитала. И это стало возможным благодаря сильному стремлению государств-членов к сотрудничеству между собой в интересах стабильности и безопасности для всех.На рубеже веков с появлением всех так называемых нетрадиционных угроз стало очевидно, что пришло время для более «кооперативного зонтика безопасности», и его можно было бы создать в течение периода после провозглашения отношений «стратегического партнерства» Китая с АСЕАН, но все вновь затормозилось в связи с территориальными спорами в Южно-Китайском море. Вопрос о суверенитете над островами в этом море отложен на неопределенный срок, но, как бомба замедленного действия, он постоянно угрожает взорвать улучшающиеся международные отношения в регионе.Главный вопрос для всех аналитиков: будет ли Китай державой, сохраняющей статус-кво в ЮВА, или начнет его ревизию? Если в 2010 г мало кто ожидал, что Китай станет возмутителем спокойствия по проблеме с Тайванем, то сегодня, в 2023 г., все больше исследователей допускают наихудший вариант развития событий. Также, мало кто сейчас верит, что Китай согласится и на статус-кво в Южно-Китайском море. Главное в этих условиях не становиться в воинственные позы по отношению друг к другу, а искать выход в политическом диалоге на всех уровнях, включая и неправительственный так называемую вторую дорожку (Track Two) – и руководствуясь тем, что в современных условиях ни одна страна не может надолго обеспечить свои интересы в ущерб интересам всех других. Об этом говорит весь пятидесятишестилетний опыт АСЕАН, позволивший выработать свой путь решения споров знаменитый «Метод АСЕАН».ВыводТаким образом, АСЕАН это главное звено диалоговых структур по проблемам безопасности и сотрудничества в АТР. На сегодняшний день Ассоциация имеет высшиеруководящие органы, за которыми четко закреплены функции по организации и управлению объединением. АСЕАН, которая в течение многих лет подвергалась критике за неэффективность и неповоротливость и рассматривалась многими аналитиками просто как «региональная говорильня» («talk- shop»), превратилась в площадку для заключения обязывающих торговых и инвестиционных соглашений. С принятием Балийской Хартии деятельность стала результативной. В регионе уже более пятидесяти лет формируется экономическое объединение с перспективой превращения в «общий рынок». На этом пути страны АСЕАН достигли существенных результатов, причем не только во внешней торговле за счет создания Зоны свободной торговли, но и в других сферах хозяйственной деятельности (привлечение инвестиций, сотрудничество в промышленности, на транспорте и т. п.). Процесс интеграции носит длительный и сложный характер. Продвижение вперед наталкивается на серьезные препятствия, для него все время требуются сильные стимулы извне.За прошедшее время удалось во многом либерализовать условия торговли и инвестиций, ускорить развитие стран-участниц, общими усилиями продвинуться вперед в преодолении социально-экономической отсталости самых слабых стран. Для более развитых региональных государств такое взаимодействие открыло обширные рынки дешевой рабочей силы, сбыта товаров и приложения капиталов, наукоемких технологий и знаний.Снижение торговых барьеров стимулировало рост взаимной торговли, в результате чего достигнут классический статический эффект регионального торгового соглашения «создание торговли». Страны-члены расширяют импорт более дешевых товаров (не подлежащих таможенному обложению и имеющих более высокий уровень конкурентоспособности, в том числе ценовой) с целью замещения производства национальной продукции с более высокими издержками производства. Снижение цен на товары позволяет увеличить объем внутреннего потребления и товарооборота, повысить реальные национальные доходы.Таким образом, увеличение емкости разрозненных рынков стран членов АСЕАН за счет их объединения в единый рынок стимулирует рост совокупного ВВП группировки, повышение эффективности и конкурентоспособности экономик. Ликвидация торговых и инвестиционных ограничений в рамках группировки ведет к созданию более эффективной структуры производства, опирающейся на сравнительные преимущества. Это продвигает вперед рационализацию производства с учетом дифференциации факторов, влияющих на производство и определяющих эффективный спрос.Список литературы:АСЕАН в начале XXI актуальные проблемы и перспективы / Л. Е. Васильев [и др.]; [под ред. Е.В. Кобелева, Г.М. Локшина, Н.П. Малетина]. М., 2010. 368 с. Интерфакс. https://www.interfax.ru/world/902138 (дата обращения 09.06.2023)Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных международных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития: сб. ст.: Москва: Дипломатическая академия МИД России. 2020. 494 с.
1. АСЕАН в начале XXI актуальные проблемы и перспективы / Л. Е. Васильев [и др.]; [под ред. Е.В. Кобелева, Г.М. Локшина, Н.П. Малетина]. М., 2010. 368 с.
2. Интерфакс. https://www.interfax.ru/world/902138 (дата обращения 09.06.2023)
3. Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных международных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития: сб. ст.: Москва: Дипломатическая академия МИД России. 2020. 494 с.