ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 12.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМИ 6
1.1 Тема путешествий в российской журналистике 6
1.2 Формы и жанры трэвел-журналистики 8
1.3 Миссия трэвел-журналистики в XXI веке 9
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1 Познавательная и просветительская функции телевизионной трэвел-журналистики в аспекте развития цифровых технологий 13
2.2 Современная телевизионная трэвел-журналистика в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 25
Молодые ведущие очень мобильны, контактны, видеоряд программы очень красивый, яркий и привлекательный. Любой зритель сразу же захочет посетить исторические центры Тулы, посмотреть уникальные пейзажи Дербента или пройтись по знаменитому родовому имению великого Льва Толстого - Ясная Поляна. Нужно отметить, что телешоу "Поехали!" очень зрелищно, ведущие используют все телевизионные средства выразительности, чтобы зритель ощутил себя участником их увлекательных поездок: постоянные стендапы, интервью с жителями городов и поселков, монтажные перебивки, ритмичное музыкальное сопровождение. Например, в программе от 13.05.2023 г. ведущие рассказывают о Воронеже. Мария Осадник записывает видео на кондитерской фабрике, где делают знаменитый воронежский зефир. При этом ведущая сама участвует в процессе производства сладкого продукта, параллельно рассказывая интересные и познавательные истории, связанные с зефиром. А Евгений Покровский делится лайфхаком: "Если будете в Воронеже, купите на местном рынке мраморную говядину, и шеф-повар ресторана, который находится прямо на рынке, пожарит его для вас абсолютно бесплатно!"8Таким образом в легкой и динамичной форме зритель получает интересную информацию о старинном российском городе. Это, несомненно, работает развитие внутреннего туризма в регионе. Еще одно телевизионное российское трэвел-шоу - "Руссо туристо". Было создано в 2015 году на телеканале СТС. В отличие от программы "Поехали!" ведущие ездят не по России а по странам Европы и Азии. Они рассказывают, что можно отдохнуть экономно и интересно, нужно только обладать соответствующей информацией. Просветительским это телешоу назвать сложно, т.к. контент сводится преимущественно к тому, где можно недорого поселиться, где можно недорого поесть, и т.д. То есть что интересно туристам из России в Европе. В данный момент программа не выходит в связи с санкциями ЕС, введенными против России. Назовем еще один проект телепрограмм о путешествиях, который также несет в себе развлекательное начало. Это программа «Поедем, поедим», которую ведет британский телеведущий и путешественник Джон Уоррен. Программа носит уточняющий заголовок: «гастрономическое путешествие британца по России». Действительно, основной темой программ Уоррена является еда. Ведущий ездит по разным регионам России, знакомится с людьми, а также с их гастрономическими предпочтениями. Эта программа также имеет успех у зрителей благодаря юмору и легкости общения Уоррена. Однако несмотря на развлекательное начало, ведущему удается соблюсти баланс между весельем и подачей информации о национальной культуре россиян. Еда является частью национальной культуры, имеет свою специфику, обусловленную географическим положением страны, ее исторической культурой. И в программах «Поедем, поедим» это четко прослеживается. Вообще же соблюдение этического баланса является важной проблемой журналистики путешествий и непосредственно жанра путевых заметок. Журналистам очень важно доносить до аудитории достоверную, актуальную информацию, которая бы раскрывала интересные особенности той или иной страны, культуры людей. Основная этическая проблема журналистики путешествий – балансирование между нажимом туристических операторов и стремлением соответствовать действительности. Кроме того, журналистика путешествий, на наш взгляд, все же не должна ставить в приоритеты политическую ситуацию, которая далеко не всегда бывает благоприятной. На первый план должна выходить качественная информация о стране, без «желтизны» и политического заказа. ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ:Анализ эмпирической базы российских трэвел-программ показал, что существуют большие возможности для расширения контента просветительской направленности.На современном этапе развития российской трэвел-журналистики актуализируется задача производства трэвел- программ просветительской тематики, направленная как на расширение кругозора аудитории, так и патриотического воспитания молодого поколения в духе уважения и любви к своей стране. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современный период, когда так осложнилась международная обстановка, когда мир сотрясают международные и межнациональные конфликты, путешествия могут выполнять подлинно гуманистическую функцию – воспитывать в человеке понимание других культур, традиций в рамках гуманности и миролюбия. И роль СМИ, которые предоставляют аудитории достоверную и актуальную информацию, трудно переоценить. Трэвел-журналистика осуществляет коммуникативную интеграцию общества посредством информации, а также закладывает определенные этические стандарты, культурный базис. Популяризации трэвел-журналистики способствуют процессы конвергенции СМИ и экспансии инфотеймента на телевидении – смеси информации и развлечения – как важнейшего тренда развития современных СМИ. Программы о путешествиях регулярно транслируются на телеканалах с широким охватом аудитории. Это позволяет говорить о развитии новых трэвел-жанров. В трэвел-журналистике за последние два десятилетия произошли радикальные изменения, что обусловлено технологическим прогрессом, политическими и экономическими факторами различной природы.Трэвел-журналистика играет важную роль в межкультурной коммуникации и помогает узнавать о быте, традициях, культурных ценностях и нравах представителей других народов. Путешествовать, делиться информацией, знакомиться с новыми странами и народами с каждым годом становится все легче, а разделение означает, что журналистам-путешественникам придется сталкиваться с новыми вызовами и преодолевать новые трудности, чтобы сохранить внимание аудитории. Задача, которую ставят перед собой современные технологии, заставляет работников средств массовой информации разрабатывать новые модели и способы представления информации. В связи с этим происходит большое разделение по количеству узкоспециализированных телевизионных программ, а значит, и разделение новых сфер влияния СМИ. Коммерциализация СМИ повлияла на то, что малосодержательная и увеселительная информация завоевала ведущие места в телеэфирах, что привело к снижению качества подаваемой информации и заметно изменило содержание программ, при этом повысив рейтинги.Авторская журналистика путешествий сегодня обладает огромным потенциалом: несмотря на кажущееся отсутствие серьезности и зрелищности, она оказывает значительное влияние на наше восприятие представителей других стран. Несмотря на стремительный рост уровня медиа маркетинга, повышение разнообразия форм жанра трэвел-журналистики в процессе межкультурной коммуникации является и будет чрезвычайно важной.В первой главе данной дипломной работы были рассмотрены основные тенденции телевизионной трэвел –журналистики, выявлены особенности российских телевизионных трэвел-программ, проанализирована культурно-просветительская функция телевидения в аспекте журналистики путешествий. Во второй главе был проведен контент-анализ телевизионных трэвел –программ на российском ТВ, выявлена проблема отсутствия трэвел-передач просветительской направленности. В качестве рекомендаций для развития российской телевизионной трэвел-журналистики предлагаются следующие действия:1.Увеличивать количество медиапроектов, посвященных познавательной трэвел-журналистике;2.Привлекать для популяризации трэвел – направления ученых, экспертов, которые могли бы в доступной форме излагать информацию;3.Систематизировать выпуск российских трэвел-программ просветительской тематики на ТВ и Интернет-платформах;4.Перестать увлекаться сенсациями и рейтингом, а сосредоточиться на культурологической и гуманистической роли журналистики путешествий в обществе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Бобров А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции// Научные труды Московского гуманитарного университета. – М., 2016, № 3Барабанова Н. А. Информационное сопровождение туристской деятельности: Практическое пособие / Н. А. Барабанова. – М.: Литера, 2011. – 160 с. Баринова Е. Е. Сюжет путешествия в научно-популярной литературе (теоретический аспект) // Лирические и эпические сюжеты: сб. науч. трудов / под. Ред. И. В. Силантьева. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 2010. - С. 256-266Гавра Д. П. Имидж территориального субъекта в современном информационном пространстве :учеб.пособие / Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. - 155 с.Калинин И.В. Трэвел-медиатекст в современной российской журналистике (на примере глянцевых журналов). Автореф.дис. к.филол.наук. М., 2019. – 35 с. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / Ким М. Н. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 224 с.Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я., Телевизионная журналистика: Учебник / 4-е издание. М.; Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2005. – 299 с.Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника. Л., 1987. - С. 525-606Лучинская С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа. Дисс.. канд. фил. наук. – М., 2009. – 32 с.Маевская А.Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации масс-медиа: российская практика// автореф. дисс….кандидата филол. наук. – СПб, 2015. - С. 3Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.Панцерев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. канд. филол. наук. – СПб, 2004. – 35 с.Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел - журналистики как явления современного медиапространства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения 14.05.2023)Показаньева И.В. Об использовании концепта «Другой» на телевидении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс] Режим доступа:: http://human.snauka.ru/2015/03/9061 (дата обращения: 15.03.2023). Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепорождения – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. – 312 с.Редькина Т. Ю. Рекламные интенции в трэвел-медиатексте / Т. Ю. Редькина // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. ст. / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. Спб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. -С. 183-190 Современный медиатекст: учебное пособие/отв.ред. Н.В.Кузьмина. – Омск, 2011. – 414 с. Соколова М. В. Туризм как культурно-исторический феномен: автореф. дисс. докт. культурологии. – М., 2007. – 30 с.Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект - Пресс, 2010. – 310 с.
2. Барабанова Н. А. Информационное сопровождение туристской деятельности: Практическое пособие / Н. А. Барабанова. – М.: Литера, 2011. – 160 с.
3. Баринова Е. Е. Сюжет путешествия в научно-популярной литературе (теоретический аспект) // Лирические и эпические сюжеты: сб. науч. трудов / под. Ред. И. В. Силантьева. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 2010. - С. 256-266
4. Гавра Д. П. Имидж территориального субъекта в современном информационном пространстве : учеб.пособие / Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. - 155 с.
5. Калинин И.В. Трэвел-медиатекст в современной российской журналистике (на примере глянцевых журналов). Автореф.дис. к.филол.наук. М., 2019. – 35 с.
6. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / Ким М. Н. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 224 с.
7. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я., Телевизионная журналистика: Учебник / 4-е издание. М.; Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2005. – 299 с.
8. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника. Л., 1987. - С. 525-606
9. Лучинская С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа. Дисс.. канд. фил. наук. – М., 2009. – 32 с.
10. Маевская А.Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации масс-медиа: российская практика// автореф. дисс….кандидата филол. наук. – СПб, 2015. - С. 3
11. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.
12. Панцерев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. канд. филол. наук. – СПб, 2004. – 35 с.
13. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел - журналистики как явления современного медиапространства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения 14.05.2023)
14. Показаньева И.В. Об использовании концепта «Другой» на телевидении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс] Режим доступа:: http://human.snauka.ru/2015/03/9061 (дата обращения: 15.03.2023).
15. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепорождения – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. – 312 с.
16. Редькина Т. Ю. Рекламные интенции в трэвел-медиатексте / Т. Ю. Редькина // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. ст. / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. Спб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. -С. 183-190
17. Современный медиатекст: учебное пособие/отв.ред. Н.В.Кузьмина. – Омск, 2011. – 414 с.
18. Соколова М. В. Туризм как культурно-исторический феномен: автореф. дисс. докт. культурологии. – М., 2007. – 30 с.
19. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект - Пресс, 2010. – 310 с.