Мульт-терапия как инструмент в работе детского психолога
Заказать уникальную дипломную работу- 30 30 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 22.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы использования мульт-терапии в работе детского психолога 5
1.1. Возрастные особенности дошкольников и младших школьников 5
1.2. Социально-психологические характеристики дошкольников и младших школьников 7
1.3. Возможности использования мульт-терапии в работе психолога и дошкольниками и младшими школьниками на основе их возрастных и социально-психологических особенностей 11
Глава 2. Теоретические основы использования мульт-терапии в работе детского психолога 15
2.1. Основные аспекты работы детского психолога 15
2.2. Сущность и актуальные особенности мульт-терапии 17
Глава 3. Практические основы использования мульт-терапии в работе детского психолога 23
3.1. Анализ опыта использования мульт-терапии в детской психологии 23
3.2. Описание опыта реализации мульт-терапии в работе детского психолога 24
3.2. Разработка рекомендаций по использованию мульт-терапии в работе детского психолога 26
Выводы 27
Заключение 28
Список литературы 30
Требования к образу персонажей мультфильма. 1. Оригинальный, типичный (узнаваемый), красочный, экспрессивный образ с запоминающимся характером; 2. Яркое, четкое и наглядное проявление характерных черт героя на протяжении всей сюжетной линии; 3. Демонстрация норм и правил поведения; 4. Черты характера положительного героя должны способствовать появлению у ребенка желания подражать ему. Требования к нравственному аспекту – постановка перед ребенка нравственной проблемы, ставящей перед ситуацией выбора и принятия решения. 1. Прослеживание идеи добра, дружбы, единения, ценности каждого героя; 2. Явное или скрытое формулирование нравственных выводов – морали, то есть мультфильм должен нести поучительный смысл; 3. Связь частей сюжетной линии с реальной жизнью ребенка, его отношениями со сверстниками и взрослыми дает возможность переноса образцов поведения в личный опыт ребенка. [6] Помимо общих критериев отбора мультипликационных фильмов для детей, также необходимо соблюдать и возрастной аспект вопроса. Познавательный потенциал мультфильма определяется прежде всего, основываясь на возрасте предполагаемого зрителя. Эмоциональный отклик, сопереживание героям возможно только в том случае, если учитываются возрастные особенности. Е.О. Смирнова и М.В. Соколова выделили критерии возрастной психологической экспертизы художественных мультипликационных фильмов для детей. [10] Таким образом, мульт-терапия, которая учитывает все выше представленные критерии, может выступать в качестве средства в работе детского психолога.Глава 3. Практические основы использования мульт-терапии в работе детского психолога3.1. Анализ опыта использования мульт-терапии в детской психологииВ рамках данного исследования проанализируем возможности использования мульт-терапии в работе психолога.Для детей среднего дошкольного возраста (4года) использовался мультфильм «Как лиса зайца догоняла». Данный мультфильм интересен для использования в разных аспектах.Так, первый аспект использования данного мультфильма – это развитие коммуникативных качеств. На примере зайца, который, не побоявшись коварной лисы, первым вступил с ней в диалог. При этом ему удалось раскрыть слабые стороны хищницы. Он искренне помог ей поверить в себя.Второй аспект работы, - это преодоление застенчивости, низкой самооценки на примере лисы. Так, фраза «Я могу» подействовала на неё положительно и помогла найти в себе внутренние ресурсы.В этой работе можно предложить детям ролевую игру на основе данного мультфильма, в котором лиса и заяц предстанут в других ситуациях в зависимости от целей мульт-терапии. Важно, чтобы ети сами участвовали в создании сюжета.Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) целесообразным станет использование мультфильма «Мой дедушка был вишней». Здесь мир взрослых показан глазами ребёнка. Данный мультфильм может стать основой морально-нравственного воспитания ребёнка, развития его ценностных ориентиров. По данному мультфильму можно давать различные творческие задания для детей: проиллюстрировать мультфильм, представить себя на месте главного героя.Помимо этого, на основе мультфильма можно использовать психотехнику «Превращение в предмет»: ребёнок представляет, что он превратился в какой-либо объект. При этом ему необходимо ответить на ряд опросов:- Почему я превратился именно в это?- Каким стало мое окружение?- Что я буду делать в новом образе?- Какими качествами теперь я обладаю?Для детей в возрасте 8-9 лет существенными возможностями обладает использование мультфильма «Чик-чирик». Здесь зритель видит, как проходят различные события в жизни человека, а также то, как воробей на протяжении всего жизненного пути сопровождает человека. Младшим школьникам важно проанализировать сюжет мультфильма, задуматься о следующем:- есть ли у меня такая поддержка, как воробей из мультфильма «Чик-чирик?»- являюсь ли я для кого-либо такой же поддержкой, как тот воробей?- почему воробей так поддерживал человека? Таким образом, выявлены особенности использования мульт-терапии на различных возрастных этапах. Показаны развивающие и воспитательные возможности мультфильмов в соответствии с поставленными целями и задачами. 3.2. Описание опыта реализации мульт-терапии в работе детского психологаВ рамках данной исследовательской работы проанализируем особенности использования мульт-терапии в работе с детьми в возрасте 5-9 лет. Детям было предложено создать фильм на интересную им тематику, с использованием материалов для творчества, игрушек, а также специальных приложений. Они самостоятельно лепили героев из пластилина, сами придумали сюжет, выбрали музыкальное сопровождение. Свой мультфильм дети назвали «Планета ЗУМ». Речь в нём шла об инопланетянах, которые отправляются в путешествие на новую для себя планету Земля. Дети были поглощены созданием мультфильма: данная деятельность явно доставляла им удовольствие. Для создания персонажей они выбрали яркие насыщенные цвета, что свидетельствует об их оптимизме, позитивных ожиданиях и активности.Для создания персонажей практически не использовались элементы агрессии. В то же время отметим, что дети придумали весьма оригинальных персонажей. Это является свидетельством того, что дети данной выборки имеют хорошие творческие задатки. Впоследствии важно развивать эти способности в интересных для детей видах деятельности.Сложные особенности персонажей мультфильма также свидетельствуют о том, что для детей данной выборки большое значение занимает их интеллектуальное развитие: к настоящему времени важно отметить наличие хороший когнитивных способностей, для которых важно создать специальную среду.В мультфильме дети преимущественно использовали разнообразные междометия. Это говорит о том, что в настоящее время происходит активное развитие их эмоционально-волевой сферы. В то же время отсутствие сложных фраз, связного текста и краткая форма сюжета может свидетельствовать о том, что дети, принявшие участие в работе по созданию мультфильма, испытывают некоторые сложности в коммуникативном развитии, поэтому в данном направлении требуется специальная работа.Таким образом, в ходе работы детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием мульт-терапевтических технологий выявлены их значимые психологические и личностные характеристики, определены развивающие перспективы.3.3. Разработка рекомендаций по использованию мульт-терапии в работе детского психологаНа основе проведённого анализа опыта использования мульт-терапевтических технологий в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста были разработаны рекомендации по использованию этой технологии в деятельности детского психолога.Мульт-терапия требует создания специальной предметной среды. Для детей должны быть доступными современные развивающие материалы для лепки персонажей: воздушный пластилин, плэй до, глина для лепки, кинетический песок и т.п.Важно наблюдать то настроение, с которым ребёнок создаёт персонажей мультфильма и определяет его сюжет. Эти элементы должны быть значимыми для ребёнка, соответствовать его интересам. Атмосфера, которую создаёт психолог, должна способствовать полному включению детей в творческий процесс. В этом большое значение имеют особенности интерьера, в котором проводится занятие в рамках мульт-терапии, использование лёгкой музыки.Важно наблюдать за тем, чтобы каждый ребёнок был включён в процесс создания мультфильмов. В группе детей не должно быть конфликтный ситуаций.Для психолога важно проанализировать тех персонажей, которых создают дети. Чем оригинальнее они представлены, тем в большей степени у детей происходит развитие творческих способностей. Также анализируется наличие или отсутствие элементов агрессии: острые клыки и зубы, угрожающий внешний вид, особенности пропорций. Для оценки эмоционального состояния ребёнка существенное значение для психолога будет иметь выбор цвета. Чтобы использование мульт-терапии стало эффективным для ребёнка, при выявлении негативных проявлений важно своевременно скорректировать создаваемых персонажей.Психологу также важно оценить соответствие внешнего облика персонажа с его словами и действиями. Наблюдение несоответствий внешности героя с его действиями и словами может свидетельствовать о внутреннем конфликте у самого ребёнка и быть важным сигналом для психолога. Таким образом, в работе детского психолога с использованием мульт-терапевтического подхода важно создать специальные условия, проводить психологическое наблюдение, на основе полученного продукта (мультфильма) осуществлять психокоррекционные мероприятия.ВыводыТаким образом, в рамках данного исследования выявлены возможности мульт-терапии в различных возрастных категориях. На конкретных примерах показаны основные аспекты использования мультфильмов в соответствии с поставленными целями и задачами. Была организованна самостоятельная деятельность детей в рамках мульт-терапевтического подхода. Созданный детьми мультфильм свидетельствует о том, что дети, принявшие участие в этой работе, не испытывают проблем страха и агрессивности, стремятся к активному развитию творческих способностей, также у них происходит активное развитие эмоционально-волевой сферы. При этом коммуникативная сфера нуждается в дополнительном развитии.На основе проведённого исследования разработаны рекомендации по использованию мульт-терапии в работе с детьми.ЗаключениеВ рамках проведённого исследования выявлены особенности развития детей на различных этапах возрастной периодизации. При этом показано, что дети до трёх лет, у которых начинается формирование речи, развивают главным образом наглядно-действенное мышление. Развитие наглядно-образного мышления активно происходит у старших школьников. С переходом к младшему школьному возрасту создаются эффективные возможности развития логического мышления и для обогащения речи.В социально-психологическом развитии детей также выделяются отдельные этапы. Так, в раннем возрасте социально-психологические характеристики определяются особенностями взаимосвязи с близкими взрослыми. В развитии социально-психологических характеристик дошкольников большое значение имеет взаимодействие с воспитателем, а также со сверстниками. На социально-психологическое значение младших школьников влияние оказывает их переход в новый коллектив в аспекте учебной деятельности.Специалисты в области детской психологии отмечают важность мультфильмов для развития детей. Так, герои мультфильмов интересны детям. Сюжеты мультфильмов могут развивать интеллект детей. Детский психолог может использовать различные подходы в своей деятельности. Одним из самых эффективных является использование арт-терапии (а именно такого раздела арт-терапии, как сказкотерапия). Здесь имеются возможности психологического наблюдения за развитием дошкольников, а также использование многочисленных развивающих и психокоррекционных мероприятий.На современном этапе развития психологии специалисты придают серьёзное значение мульт-терапии, которая рассматривается как самостоятельный раздел сказкотерапии. Различные аспекты использования мультфильмов должны иметь развивающее значение. Мульт-терапевтические технологии могут быть направлены на физическое, коммуникативное, эмоциональное, интеллектуальное развитие детей, формировать их познавательный интерес и активность. При организации мульт-терапии важно учитывать психолого-педагогические особенности детей различных возрастных категорий. Развитие на данных этапах очень активно. У детей в плане коммуникативного развития формируются важные компетенции: умение чётко и грамотно произносить слова, обогащение словарного запаса, умение использовать невербальные средства общения. Мульт-терапия для детей на основе современных мультфильмов является интересной деятельностью для них и поэтому мотивируют на творческое и познавательное развитие. Как правило, для детей имеет значение прежде всего собственно игровая деятельность, а не её результат, что важно учитывать психологу при организации мульт-терапевтических занятий.В рамках данного исследования проведён анализ психологической практики использования мульт-терапии в работе с детьми различных возрастных категорий. Также организована самостоятельная работа детей по созданию мультфильма. При этом выявлено, что у детей нет проблем страха и агрессивности, стремятся к активному развитию творческих способностей, также у них происходит активное развитие эмоционально-волевой сферы, в то же время коммуникативная сфера нуждается в дополнительном развитии.На основе проведённого исследования разработаны рекомендации для детского психолога по использованию мульт-терапии.Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — (Стандарты второго поколения).
4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
6. Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М., 2009.-517с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
8. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
9. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
10. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. Психолого-социальный ин-т, 2017. – 384 с.
12. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
15. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с.
17. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с
18. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
19. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.