Конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 30 30 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 24.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика конституционно-правового статуса Государственной Думы как элемента структуры Федерального Собрания Российской Федерации……………………………………..……...………..…6
1.1 Место Федерального Собрания Российской Федерации в системе органов государственной власти.…………………………..…………………….………6
1.2 Государственная Дума как элемент структуры Федерального собрания РФ……………………………………………………………………………....…10
1.3 Значение реализации полномочий Государственной Думы РФ…………..12
Глава 2. Основания и механизм роспуска Государственной Думы РФ……………………………………………………………………………..….14
2.1 Роспуск Государственной Думы на основании статьи 111 Конституции Российской Федерации…………………………………………………………..14
2.2 Роспуск Государственной Думы на основании статьи 112 Конституции Российской Федерации…………………………………………………………..
2.3 Роспуск Государственной Думы на основании статьи 117 Конституции Российской Федерации……………………………………………………….….17
2.4 Последствия роспуска Государственной Думы. Условия, исключающие возможность роспуска………………………………………………………..….23
Заключение………………………..………………………..………………….…28
Список использованной литературы……………………………….…………..31
Фрагмент для ознакомления

Также, назначение новых выборов гарантирует, что народ будет представлен в правительственных структурах, а его мнение будет учтено при принятии ключевых решений.Также, роспуск Государственной Думы может стать сильным стимулом для политических лидеров и депутатов, которые будут вынуждены пересмотреть свои позиции и стратегии. В результате этого может быть достигнут компромисс между различными политическими структурами, и будут разработаны и приняты решения, способствующие экономическому развитию и благополучию Российской Федерации.Однако роспуск Государственной Думы может вызвать и негативные последствия. В первую очередь, это приведет к замедлению политических процессов, которые уже не особо быстры и эффективны. Также, в случае непредвиденного роспуска, могут возникнуть серьезные проблемы в работе экономических и социальных структур, так как новый парламент возьмет на себя рутину, связанную с подготовкой и принятием законов.Кроме того, новый парламент не обязательно будет более компетентным и эффективным, хотя это было одной из главных причин роспуска. Новые депутаты могут продолжать игнорировать интересы народа и продолжать работать в интересах корпораций и других структур.В целом, роспуск Государственной Думы на основании статьи 117 Конституции РФ – это серьезный шаг, который может быть выполнен только в том случае, если это всего лишь последний выход в сложившейся ситуации. При этом он связан с рисками и негативными последствиями, но может дать новый импульс для политической стабильности и экономического развития Российской Федерации.2.4 Последствия роспуска Государственной Думы. Условия, исключающие возможность роспускаРоссийская Федерация является демократическим государством, основанным на принципах разделения властей, защиты прав и свобод граждан, государственного суверенитета и целостности территории. Согласно статье 1 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью и основой демократического общества, а их признание, уважение и защита обязанностью государства.В соответствии с этими принципами Государственная Дума РФ является одним из ключевых институтов государственной власти. Она осуществляет законодательную власть в соответствии со своими полномочиями, определенными конституцией и федеральными законами. Роспуск Государственной Думы РФ может иметь серьезные последствия для политической ситуации в стране и ее будущего.Положениями Конституции РФ предусмотрены основания для роспуска Государственной Думы. Данные положениянеобходимы для решения политических кризисов и конфликтов между ветвями власти.Однако, роспуск Государственной Думы РФ может привести к серьезным последствиям. Во-первых, это может привести к политической и экономической нестабильности и негативно сказаться на репутации страны. Во-вторых, роспуск Государственной Думы РФ может оказать негативное влияние на социальную и экономическую политику государства и привести к изменению законов и нормативных актов.Также стоит уточнить, что роспуск Государственной Думы может повлечь за собой существенные изменения в политическом и правовом ландшафте страны. Некоторые эксперты указывают на возможность ослабления политической оппозиции и более гладкого функционирования законодательной власти, в то время как другие считают, что это может привести к недостаточному контролю над властью и ограничению прав граждан. В любом случае, важно тщательно анализировать последствия роспуска Государственной Думы и регулярно отслеживать изменения в законодательстве в этой области.Связь между роспуском Государственной Думы РФ и досрочными выборами является неотъемлемой. Для того чтобы корректно осветить эту тему, необходимо обратить внимание на положения Конституции РФ, которые раскрывают дату выборов и время начала работы нового состава Государственной Думы (ч. 2 ст. 109 и ч. 2 ст. 99). Для того чтобы понять, какие условия исключают возможность роспуска ГД, необходимо обратиться к частям 3-5 статьи 109 Конституции РФ. Например, статья 109 в части 4 конституции РФ содержит информацию о максимальной продолжительности запрета на роспуск Государственной Думы. Ранее было установлено, что Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. ст. 11, 112 и 117 Конституции РФ.По определенным основаниям ГД не может быть распущена в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109 Конституции РФ), а также не может распускаться, в частности, в случае:а) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;б) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;в) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.Указанные положения непосредственно характеризуют условия, исключающие возможность роспуска.Согласно содержанию Конституции Российской Федерации роспуск Государственной Думы имеет конституционно значимые последствия, заключающиеся в том, что после роспуска Государственная Дума не может принимать законы и осуществлять иные полномочия. Это связано с тем, что роспуск возникает в случае конфликта, который должен быть разрешен через свободные выборы и избрание нового состава Государственной Думы, которая является высшим непосредственным выражением власти народа. В отличие от роспуска, истечение срока полномочий Государственной Думы не прекращает ее полномочия до начала работы нового созыва. Предназначение конституционно-правовых последствий роспуска Государственной Думы заключается в удержании Президента Российской Федерации и Государственной Думы от необоснованных конфликтов и обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.Последствия роспуска Государственной Думы в Конституции РФ непосредственно не урегулированы, из чего следует, что на практике данные вопросы должны решаться напрямую законодателем.Чтобы исключить возможность роспуска Государственной Думы РФ, необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, необходимо укрепление институций гражданского общества и развитие политической культуры граждан. Только при достаточно высокой политической культуре можно общественно-политические конфликты решать мирными путями, а не прибегая к роспуску Парламента.Во-вторых, необходимо укреплять принцип разделения властей и гарантировать независимость судебной власти. Эти меры способны защитить законность и обеспечить конституционный порядок в стране.Наконец, необходимо развивать механизмы диалога между ветвями власти и между властью и гражданским обществом. Соблюдение конституционных принципов и законов Российской Федерации обеспечит принятие законодательных решений и решение политических вопросов без роспуска Государственной Думы.Таким образом, роспуск Государственной Думы РФ может привести к серьезным последствиям для политической ситуации и экономии страны. Для предотвращения роспуска необходимо укрепить гражданское общество, развивать диалог между ветвями власти и соблюдать принципы конституционного порядка. Только это позволит Российской Федерации сохранить стабильность и достичь демократического и экономически благополучного развития.Подводя итоги рассматриваемым вопросам настоящей главы следует отметить следующее. Роспуск Государственной Думы РФ – это институт, предусмотренный Конституцией Российской Федерации для решения политических кризисов и обеспечения деятельности государственных органов. По сути, это крайнее средство, которое может быть использовано в случае, если Дума неспособна выполнять свои задачи, принимать необходимые решения или если существует угроза нарушения конституционного строя.Процедура роспуска Государственной Думы РФ регламентирована положениями Конституции РФ, однако не детализирована в полном объеме.Роспуск Государственной Думы РФ может быть проведен только один раз в течение одного года. При этом, после роспуска Думы, Президент Российской Федерации назначает новые выборы в течение 90 дней, которые должны быть проведены в соответствии с установленным законодательством.Следует отметить, что роспуск Государственной Думы РФ является крайней мерой и должен проводиться только в случае необходимости. Это средство не должно использоваться для решения политических конфликтов или для достижения своих политических целей. Кроме того, при роспуске Думы количество депутатов не должно уменьшаться и новые выборы должны быть проведены в соответствии с установленной процедурой.Тем не менее, использование института роспуска Государственной Думы РФ может вызывать определенные общественно-политические последствия. Это может привести к политической нестабильности, ухудшению экономической ситуации и нарушению прав человека и гражданина. Поэтому, необходимо использовать данную процедуру с крайней осторожностью и только в крайних случаях.В целом, институт роспуска Государственной Думы РФ является неотъемлемой частью конституционного права Российской Федерации и предназначен для решения политических кризисов и обеспечения деятельности государственных органов в соответствии с установленной процедурой. Его использование должно осуществляться с соблюдением всеобщих принципов правосудия, демократии и защиты прав и свобод человека и гражданина.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в заключительной части настоящей работы следует отметить следующее.Государственная Дума и Совет Федерации являются органами народного представительства и государственными органами, соответствующие признаки которых обозначены в Конституции РФ. В функционировании указанных палат особую роль играет вопрос о возможности роспуска Государственной Думы РФ. Оснований для роспуска Государственной Думы всего три, они сформулированы в ст. 111, 112 и 117 Конституции РФ.Конституция РФ - это основной закон страны, определяющий права и обязанности граждан, государственные институты и их взаимоотношения. Однако один из важных аспектов конституционного порядка России - это гарантии против произвольного употребления Президентом РФ своего права роспуска Государственной Думы.Согласно положениям Конституции РФ, роспуск Государственной Думы не допускается в нескольких случаях. Гарантии, изложенные в Конституции РФ, обеспечивают поддержку демократических процессов в стране и предотвращают отвод страны от народной воли. Нельзя проводить всеобщие парламентские выборы слишком часто, тем более, когда воля народа была выражена совсем недавно. Эти гарантии логически вытекают из понимания того, что регулярные выборы, которые проходят в стране, являются важнейшими инструментами взаимоотношений граждан и государства.В целом, гарантии против произвольного употребления Президентом РФ своего права роспуска Государственной Думы, изложенные в Конституции РФ, являются важной практический мерой защиты демократических прав и свобод граждан, а также сохранения стабильности государственных институтов в стране. Эти гарантии обеспечивают уверенность, что Россия будет развиваться демократически и стабильно в будущем.Роспуск Государственной Думы вызывает определенные риски и негативные последствия, так как он не позволяет продолжить деятельность парламента в обычном режиме. Однако любое принятое решение имеет свои плюсы и минусы, и в случае роспуска Государственной Думы его преимущества на первый взгляд кажутся очевидными.Прежде всего, роспуск Государственной Думы дает возможность Президенту РФ сформировать новый парламент, который бы отвечал интересам государства и народа. Также, назначение новых выборов гарантирует, что народ будет представлен в правительственных структурах, а его мнение будет учтено при принятии ключевых решений.Также, роспуск Государственной Думы может стать сильным стимулом для политических лидеров и депутатов, которые будут вынуждены пересмотреть свои позиции и стратегии. В результате этого может быть достигнут компромисс между различными политическими структурами, и будут разработаны и приняты решения, способствующие экономическому развитию и благополучию Российской Федерации.Однако роспуск Государственной Думы может вызвать и негативные последствия. В первую очередь, это приведет к замедлению политических процессов, которые уже не особо быстры и эффективны. Также, в случае непредвиденного роспуска, могут возникнуть серьезные проблемы в работе экономических и социальных структур, так как новый парламент возьмет на себя рутину, связанную с подготовкой и принятием законов.Кроме того, новый парламент не обязательно будет более компетентным и эффективным, хотя это было одной из главных причин роспуска. Новые депутаты могут продолжать игнорировать интересы народа и продолжать работать в интересах корпораций и других структур.Чтобы исключить возможность роспуска Государственной Думы РФ, необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, необходимо укрепление институций гражданского общества и развитие политической культуры граждан. Только при достаточно высокой политической культуре можно общественно-политические конфликты решать мирными путями, а не прибегая к роспуску Парламента.Во-вторых, необходимо укреплять принцип разделения властей и гарантировать независимость судебной власти. Эти меры способны защитить законность и обеспечить конституционный порядок в стране.Наконец, необходимо развивать механизмы диалога между ветвями власти и между властью и гражданским обществом. Соблюдение конституционных принципов и законов Российской Федерации обеспечит принятие законодательных решений и решение политических вопросов без роспуска Государственной Думы.В целом, роспуск Государственной Думы РФ – это институт, предусмотренный Конституцией Российской Федерации для решения политических кризисов и обеспечения деятельности государственных органов. По сути, это крайнее средство, которое может быть использовано в случае, если Дума неспособна выполнять свои задачи, принимать необходимые решения или если существует угроза нарушения конституционного строя. Институт роспуска Государственной Думы РФ является неотъемлемой частью конституционного права Российской Федерации и предназначен для решения политических кризисов и обеспечения деятельности государственных органов в соответствии с установленной процедурой. Его использование должно осуществляться с соблюдением всеобщих принципов правосудия, демократии и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
3. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Российская газета. 2021. 27 декабря.
4. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 08 июля.
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 7. – Ст. 635.
6. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 28.02.2023) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 25 февраля.

Книги и статьи
7. Авакьян, С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М., 1999. – 432 с.
8. Авакьян, С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография. М.: Юстицинформ, 2022. – 486 с.
9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2005. – 767 с.
10. Васильев, В.Г. Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием // Современное право. - 2020. - № 12. - С. 37 - 43.
11. Винокуров, В.А. Должности Российского государства: понятие и классификация // Журнал российского права. - 2020. - № 7. - С. 133 - 143.
12. Вишняков, В.Г. Майские указы: почему затянулось проведение преобразований // Законодательство и экономика. - 2014. - № 1. - С. 5-9.
13. Галуева, В.О. Конституционное закрепление контрольной деятельности Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 8. - С. 44 - 47.
14. Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства: Учеб.: В 2 т. Т. 2. – Новосибирск: Наука, 2016. – 490 с.
15. Миерхольд, А.А. Конституционная эволюция порядка формирования и полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Lex russica. - 2018. - № 11. - С. 134 - 144.
16. Минникес И.В. Нетипичные источники в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 9. С. 3 – 7.
17. Парламентское право России: монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М.: Издательство Государственной Думы, 2013. – 398 с.
18. Парламент и парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации. Актуальные вопросы современного права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.А. Глотова. – М., 2019. – 166 с.
19. Писарев, А.Н. Конституционно-правовые основы системы органов публичной власти в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: РГУП, 2018. – 298 с.
20. Тхабисимова Л. О некоторых вопросах роспуска законодательных органов субъектов Российской Федерации / Л. Тхабисимова, Э. Ахъядов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 2. С. 106 - 113.
21. Фомичева, О.А. Конституционное право депутата на участие в законотворческом процессе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 11. - С. 3 - 10.
22. Фомичева, О.А. Основные направления деятельности субъектов законотворческого процесса: монография. М.: Юрлитинформ, 2019. – 181 с.
23. Червинская, А.П. Институт досрочного прекращения полномочий в механизме обеспечения конституционного статуса парламента // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 12. С. 13 - 18.

Авторефераты и диссертации
24. Галицков, В.А. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. – 35 с.
25. Обухов, С. П. Современный российский парламент: политические проблемы развития и их отражение в общественном мнении страны (1989– 2005 гг.): Автореф. дисс…. д-ра полит. наук. – М., 2006. – 49 с.

Материалы юридической практики
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 21 июня.
27. Постановление Конституционного Суда от 11 ноября 1999 г. № 15-П // Российская газета. 1999. 18 ноября.
28. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. № 26-П // Российская газета. 1998. 08 декабря.
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 29 декабря.

Иные источники информации
30. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2020. 16 января.