Профессиональные оркестры и ансамбли народных инструментов Республики Татарстан (Республик Поволжья)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 24 24 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 14.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1.1 Особенности сохранения и развития народного профессионального исполнительства в современной музыкальной культуре 5
1.2 Развитие профессионального оркестрового и ансамблевого исполнительства 9
Глава 2. Теоретический обзор профессиональных оркестров и ансамблей народных инструментов Республики Татарстан (Республик Поволжья) 14
2.1 Обзор профессиональных оркестров и ансамблей народных инструментов Республики Татарстан 14
2.2 Характеристика профессиональных оркестров и ансамблей народных инструментов Республик Поволжья 18
Заключение 23
Список литературы 24



Фрагмент для ознакомления

«Марийский край»). Основные задачи оркестра: пропаганда музыки марийского народа, приобщение людей разных возрастов к миру национальной музыки и «живому» оркестровому звучанию. Идея создания оркестра «Марий кундем» принадлежит Станиславу Михайловичу Элембаеву. Он с первых лет работы в Йошкар-Олинском музыкальном училище им. И.С. Палантая загорелся мыслью о создании небольшого коллектива, который был бы компактным, мобильным (способным выехать с выступлениями в любое место), но при этом по своим возможностям не уступал бы оркестру. Так, в 1984 году появился ансамбль народных инструментов «Марий кундем», состоявший из педагогов и наиболее способных студентов музыкального училища. Первое выступление состоялось в октябре того же года (1984) в зале музыкального училища; первый сольный концерт – 31 мая 1985 года. Более того, на протяжении следующих лет ансамбль и его руководитель неоднократно удостаивались государственных почетных званий. Рост концертной деятельности, репертуара, состава неизбежно приводил к смене статуса: от профессионального коллектива (Приказом министра культуры МАССР Н. Н. Гаврилова, 1991) до оркестра народных инструментов «Марий кундем»[11, с. 59].Концертная деятельность оркестра «Марий кундем» активна и разнообразна. Важной ее составляющей является участие в ежегодных мероприятиях, например, на фестивалях искусств «Марийская осень» и «Весенняя Йошкар-Ола» (Йошкар-Ола), а также Международном фестивале-конкурсе русского романса «Белая акация». Также коллектив принимает участие в торжественных церемониях открытия и закрытия таких важных мероприятий, как Культурная программа XXII Олимпийских зимних игр (2014) и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи.В оркестре наряду с исконно русскими народными инструментами, такими как домра, балалайка и баян, используются и марийские национальные инструменты: шиялтыш (свирель), шÿвыр (волынка), тÿмыр (марийский барабан), гармонь. Репертуар «Марий кундем» охватывает музыку разных стилей, эпох и направлений:– оригинальные произведения для русских народных инструментов (например, Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц» В. Андреева, «Русский вальс» В. Городовской и т.д.);– обработки народных песен;– произведения русской и зарубежной классики («Вальс», «Романс», «Тройка» Г. Свиридова; «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, Увертюра к опере «Травиата» Дж. Верди и др.), в том числе многочисленные арии из опер и романсы; – музыка к кинофильмам («Цыган», «Судьба», «Кубанские казаки», «Неуловимые мстители» и др.);– пьесы современных композиторов (Е. Дога, Е. Дербенко и др.)[14, с. 78].Лауреат международных и всероссийских конкурсов Оркестр народных инструментов «Золотая мелодия» – молодой и амбициозный коллектив, который имеет богатый исполнительский опыт. Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств УР Накаряков Лев Брониславович. Директор оркестра – Петрова Евгения Альбертовна.Оркестр является постоянным участником фестиваля «Рождественские вечера в филармонии», неоднократно принимал участие в телевизионных передачах «Играй гармонь». С 2007 года, в экспериментальном проекте «Rok, Jazz и крезь», оркестр начал сотрудничать с рок-группами г. Ижевска (Анри, Сны, Нос-Провинц, Фавориты Луны) и успешно продолжают.2010 году был совместный проект с группой 208 Talks of Angels (Ижевск).Чебоксарский оркестр народных инструментов является старейшим коллективом Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова. Свои истоки коллектив берет из учебного оркестра народных инструментов домрового состава, которым руководил первый преподаватель по классу домры М.М. Анисимов. Более ста произведений русских, зарубежных и чувашских композиторов инструментовал Э.Г. Борисов, что значительно обогатило репертуар оркестра. Часто коллектив выступал в роли аккомпаниатора, что позволило солистам-студентам получить бесценный опыт исполнения с оркестром.В настоящее время руководит оркестром преподаватель по классу балалайки Сергей Валентинович Жаднов. В последние годы коллектив – неизменный участник мероприятий Международного конкурса-фестиваля русского романса «Белая акация». В рамках конкурса оркестр в 2016 году выезжал на гастроли в Москву, в 2020 – в Йошкар-Олу и Волжск. Благодаря участию в мероприятиях конкурса репертуар оркестра обогатился произведениями вокальной музыки русских, зарубежных и чувашских композиторов. Оркестр народных инструментов является учебным и концертным коллективом. Ежегодно выпускники отделения народных инструментов готовят программу по дирижированию, состоящую из двух произведений, одно из которых инструментуют самостоятельно. Также оркестр является неизменным участником значимых для училища мероприятий.Таким образом, можно сделать вывод о том, что Республики Поволжья и сегодня активно продолжают сохранять и популяризировать народные музыкальные традиции, использовать народные инструменты народов Поволжья. Профессиональные ансамбли и оркестры гастролируют по всему миру, принимают участие в конкурсах и фестивалях, а также активно сотрудничают с музыкантами-солистами, певцами и другими коллективами.ЗаключениеВ народном инструментальном творчестве происходит непрерывный процесс развития, который сопровождается отмиранием старых, отживших форм и жанров, совершенствованием популярных, жизнестойких и нарождением новых, современных произведений народного инструментального исполнительства.Cегодня в России, в том числе и в Татарстане, достаточно остро стоит вопрос сохранения национально-культурной идентичности народов нашего многоконфессионального государства. В республике работает множество фольклорных коллективов: татарские, русские, чувашские, удмуртские, марийские, мордовские. Они хранят, изучают и пропагандируют этнический фольклор, а также возрождают некогда забытые музыкальные инструменты.Оркестровое искусство Республик Поволжья демонстрирует высочайший профессионализм музыкантов и богатство национальной инструментальной культуры, благодаря чему этномузыкальные традиции Татарстана могут войти в сокровищницу мирового музыкального искусства и ярко представить многогранную творческую жизнь республики в международном культурном пространстве.Республики Поволжья и сегодня активно продолжают сохранять и популяризировать народные музыкальные традиции, использовать народные инструменты народов Поволжья. Профессиональные ансамбли и оркестры гастролируют по всему миру, принимают участие в конкурсах и фестивалях, а также активно сотрудничают с музыкантами-солистами, певцами и другими коллективами.Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.Список литературыАверин, В.А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций / В.А. Аверин.–Красноярск: КрасГУ, 2002. –296 с.Алданов, Н. М. Традиции игры на народных инструментах: прошлое и настоящее / Н. М. Алданов // Профессионал года 2020: сборник статей Всероссийского профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 23 декабря 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 75-87.Артищева, Р. В. Союз композиторов Республики Марий Эл / Р. В. Артищева. –Йошкар-Ола: Стринг, 2015.– 310 с.Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан // Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая / сост. А.А. Халилова. – Казань: Идел-Пресс, 2004. – С. 20-29.Гунин, В. Н. Ансамблевое музицирование на русских народных инструментах: прошлое и настоящее / В. Н. Гунин, И. А. Гунина // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2018. – Т. 9, № 2(19). – С. 77-81.Имханицкий, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. И. Имханицкий.– М.: Музыка, 1987. –190 с.Калимуллина, О. А. Родники народной души: из истории становления культуры Казани ХХ века / О. А. Калимуллина // Наследие и современность. – 2021. – Т. 4, № 2. – С. 198-204.Кочеков, В. Ф. Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: пути преодоления разрыва академического и фольклорного направлений / В. Ф. Кочеков // Вестник культуры и искусств. – 2019. – № 4(60). – С. 66-75.Лебедев, А. Е. Развитие русских народных музыкальных инструментов: пути и перспективы / А. Е. Лебедев // Современное культурно-образовательное пространство гуманитарных и социальных наук: Материалы VIII Международной научной конференции, Саратов, 08 апреля 2020 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. – С. 191-200.Максимов, Е.И. Первые российские народные оркестры / Е. И. Максимов.–М.: 2001. –176 с.Муртазина, Г. Р. Развитие народно-инструментального творчества в учреждениях культуры Республики Татарстан / Г. Р. Муртазина // Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Казань, 28 апреля 2011 года. Том Часть II. – Казань: ИИЦ "Культура", 2011. – С. 55-59.Нургаянова, Н. Х., Халитов, Р. Ф. Функционирование традиционного музыкального инструментария народов Поволжья в современном образовательном пространстве / Н. Х. Нургаянова, Р. Ф. Халитов// Вестник ТГГПУ. 2015. –№1 (39). –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-traditsionnogo-muzykalnogo-instrumentariya-narodov-povolzhya-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 14.06.2023).Оркестр русских народных инструментов: характеристики инструментов // Оркестровый аккомпанемент: исторический ракурс: для оркестра русских народных инструментов: учебное пособие. – Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2021. – С. 38.Петров, Г. Н. Сохранение и развитие народной художественной культуры в условиях региона (на примере Чувашской Республики) / Г. Н. Петров, Р. П. Ксенофонтова // Нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание в государственных учреждениях образования и культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 13–15 мая 2019 года / Под редакцией В.С. Головачева, редколлегия: А.И. Аршинова [и др.]. – Москва: Плакат, 2019. – С. 78-81. Полынина, А.Д. Оркестр русских народных инструментов в творчестве композиторов XX века / А. Д. Полынина.–М.: ГМПИ, 1978. –64 с.Родина, В. А. История создания и развития оркестра русских народных инструментов / В. А. Родина // Идеи и проекты молодежи России: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 мая 2019 года. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2019. – С. 128-131. Сайдашева, З. Н. Развитие сценического фольклоризма в татарской музыкальной культуре / З. Н. Сайдашева // Вестник КазГУКИ. 2014. –№1. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-stsenicheskogo-folklorizma-v-tatarskoy-muzykalnoy-kulture (дата обращения: 14.06.2023).Селюкова, Т. А. Традиционные музыкальные фольклорные инструменты в современных формах народного инструментального исполнительства / Т. А. Селюкова, Э. А. Селюков // Народная музыка как средство межкультурной коммуникации славянских народов в современном мире: сборник докладов международного симпозиума, Белгород, 08–09 ноября 2018 года. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. – С. 281-285.Хабибуллин, С. М. Роль В. И. Егорова в формировании и развитии народно-инструментальной музыки Удмуртии / С. М. Хабибуллин // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 06 апреля 2016 года / Составитель В. И. Яковлев; Казанская государственная консерватория. Том Выпуск 9. – Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2017. – С. 175-180.Чупахина, Т. И. История и теория исполнительства на народных инструментах: курс лекций для студентов по направлению «Музыкально-инструментальное искусство» / Т. И. Чупахина. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Омск: ООО "Амфора", 2021. – 496 с.Яковлев, В. И. Казанская народно-инструментальная оркестровая школа: дирижер в историческом времени и пространстве / В. И. Яковлев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 4. – С. 123-128.Народное наследие. – URL: https://gosansambl.com/narodnoe-nasledie (дата обращения: 14.06.2023)

Список литературы

1. Аверин, В. А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций / В.А. Аверин. – Красноярск: КрасГУ, 2002. – 296 с.
2. Алданов, Н. М. Традиции игры на народных инструментах: прошлое и настоящее / Н. М. Алданов // Профессионал года 2020: сборник статей Всероссийского профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 23 декабря 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 75-87.
3. Артищева, Р. В. Союз композиторов Республики Марий Эл / Р. В. Артищева. – Йошкар-Ола: Стринг, 2015. – 310 с.
4. Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан // Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая / сост. А. А. Халилова. – Казань: Идел-Пресс, 2004. – С. 20-29.
5. Гунин, В. Н. Ансамблевое музицирование на русских народных инструментах: прошлое и настоящее / В. Н. Гунин, И. А. Гунина // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2018. – Т. 9, № 2(19). – С. 77-81.
6. Имханицкий, М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. И. Имханицкий. – М.: Музыка, 1987. – 190 с.
7. Калимуллина, О. А. Родники народной души: из истории становления культуры Казани ХХ века / О. А. Калимуллина // Наследие и современность. – 2021. – Т. 4, № 2. – С. 198-204.
8. Кочеков, В. Ф. Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: пути преодоления разрыва академического и фольклорного направлений / В. Ф. Кочеков // Вестник культуры и искусств. – 2019. – № 4(60). – С. 66-75.
9. Лебедев, А. Е. Развитие русских народных музыкальных инструментов: пути и перспективы / А. Е. Лебедев // Современное культурно-образовательное пространство гуманитарных и социальных наук: Материалы VIII Международной научной конференции, Саратов, 08 апреля 2020 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. – С. 191-200.
10. Максимов, Е. И. Первые российские народные оркестры / Е. И. Максимов. – М.: 2001. – 176 с.
11. Муртазина, Г. Р. Развитие народно-инструментального творчества в учреждениях культуры Республики Татарстан / Г. Р. Муртазина // Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Казань, 28 апреля 2011 года. Том Часть II. – Казань: ИИЦ "Культура", 2011. – С. 55-59.
12. Нургаянова, Н. Х., Халитов, Р. Ф. Функционирование традиционного музыкального инструментария народов Поволжья в современном образовательном пространстве / Н. Х. Нургаянова, Р. Ф. Халитов // Вестник ТГГПУ. 2015. – №1 (39). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-traditsionnogo-muzykalnogo-instrumentariya-narodov-povolzhya-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 14.06.2023).
13. Оркестр русских народных инструментов: характеристики инструментов // Оркестровый аккомпанемент: исторический ракурс: для оркестра русских народных инструментов: учебное пособие. – Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2021. – С. 38.
14. Петров, Г. Н. Сохранение и развитие народной художественной культуры в условиях региона (на примере Чувашской Республики) / Г. Н. Петров, Р. П. Ксенофонтова // Нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание в государственных учреждениях образования и культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 13–15 мая 2019 года / Под редакцией В.С. Головачева, редколлегия: А.И. Аршинова [и др.]. – Москва: Плакат, 2019. – С. 78-81.
15. Полынина, А. Д. Оркестр русских народных инструментов в творчестве композиторов XX века / А. Д. Полынина. – М.: ГМПИ, 1978. – 64 с.
16. Родина, В. А. История создания и развития оркестра русских народных инструментов / В. А. Родина // Идеи и проекты молодежи России: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 мая 2019 года. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2019. – С. 128-131.
17. Сайдашева, З. Н. Развитие сценического фольклоризма в татарской музыкальной культуре / З. Н. Сайдашева // Вестник КазГУКИ. 2014. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-stsenicheskogo-folklorizma-v-tatarskoy-muzykalnoy-kulture (дата обращения: 14.06.2023).
18. Селюкова, Т. А. Традиционные музыкальные фольклорные инструменты в современных формах народного инструментального исполнительства / Т. А. Селюкова, Э. А. Селюков // Народная музыка как средство межкультурной коммуникации славянских народов в современном мире: сборник докладов международного симпозиума, Белгород, 08–09 ноября 2018 года. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. – С. 281-285.
19. Хабибуллин, С. М. Роль В. И. Егорова в формировании и развитии народно-инструментальной музыки Удмуртии / С. М. Хабибуллин // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 06 апреля 2016 года / Составитель В. И. Яковлев; Казанская государственная консерватория. Том Выпуск 9. – Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2017. – С. 175-180.
20. Чупахина, Т. И. История и теория исполнительства на народных инструментах: курс лекций для студентов по направлению «Музыкально-инструментальное искусство» / Т. И. Чупахина. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Омск: ООО "Амфора", 2021. – 496 с.
21. Яковлев, В. И. Казанская народно-инструментальная оркестровая школа: дирижер в историческом времени и пространстве / В. И. Яковлев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 4. – С. 123-128.
22. Народное наследие. – URL: https://gosansambl.com/narodnoe-nasledie (дата обращения: 14.06.2023)