Просвещенный абсолютизм" Екатерины II : идеи и реальность воплощения в государственной форме Российской Империи
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 14.08.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ II И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ- 5 -
1.1 Правление Екатерины II- 5 -
1.2 Екатерина II и французские просветители- 7 -
ГЛАВА 2. “ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ” ЕКАТЕРИНЫ II- 13 -
2.1 Наказ и Комиссия 1767 – 1768 гг.- 15 -
2.2 Деятельность Комиссии- 19 -
2.3 Губернские учреждения Екатерины II и грамоты 1785 года.- 23 -
2.4 Сословия.- 27 -
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА» НА ИСТОРИЮ РОССИИ- 32 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ- 37 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.- 40 -
Такими стали главнейшие права всех дворян при Екатерине II. Помимо этого дворянские общества имели все права юридических лиц. К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII века: исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. К этим результатам следует причислить и прогресс крепостного права. Положение крестьян непрерывно ухудшалось в XVIII веке. Екатерина мечтала об освобождении крестьян, строила проекты, но она взошла на престол и правила с помощью дворянства и не могла нарушить свой союз с господствующим сословием. При Екатерине крепостное право росло и в смысле его силы и широты его распространения. Но вместе с тем появлялись мысли о его уничтожении и у самой императрицы, и у людей, шедших в ногу со временем. Законодательство времени Екатерины в крестьянском вопросе по-прежнему направлялось к дальнейшему ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними помещика. Во время крестьянских волнений в 1765 – 1766 гг. помещики получили право ссылать своих крестьян не только на поселение в Сибирь, но и на каторгу. Помещик в любой момент мог отдать крестьянина в солдаты. Крестьянин был лишён права подавать в суд жалобу на помещика. Но такой противоречивый взгляд на крестьянство не повёл к полному уничтожению гражданской личности крестьян: они продолжали считаться податным классом общества, имели право подавать иски в суд и быть свидетелями на суде, могли вступать в гражданские обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика. Казна даже позволяла им откупаться за поручительством помещика. В глазах закона крестьянин одновременно был и частным рабом и гражданином. Такая двойственность законодательства в отношении крестьян указывала на отсутствие твёрдого взгляда на них у правительства. У правительства было два направления в вопросе о крестьянах: императрица хотела их освобождения, окружающие её люди - дальнейшего развития помещичьих прав. Вот почему в положении крестьянского вопроса при Екатерине наблюдается ряд противоречий. Рассмотрим некоторые из них. Рядом указов Екатерина старалась ограничить распространение крепостного права и прямо запрещала свободным людям и вольноотпущенным вновь вступать в крепостную зависимость. Превращая сёла, населённых крепостными, в новые города, правительство выкупало крестьян и обращало в горожан. Вся масса, около миллиона крестьян, принадлежащих духовенству, была окончательно изъята из частного владения и превращена в особый разряд государственных крестьян под именем экономических (1763). Но одновременно с этим Екатерина щедро раздавала приближённым людям имения, и число новых крепостных в этих имениях достигало громадной цифры. Далее, во всё свое царствование Екатерина искренне строила проекты освобождения крестьян. Уже во второй половине её царствования был создан проект закона о том, чтобы объявить свободными всех крестьян рождённых после Жалованной грамоты 1785 года. Но наряду с этим Екатерина запретила свободный переход малорусских крестьян и тем формально установила в Малороссии крепостное право, хотя сама жизнь до неё уже подготовила его. Результатом таких противоречий было не прекращение или ограничение крепостного права, а ещё больший его расцвет. Как раз в это же самое время общество обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права. В обществе явился так называемый крестьянский вопрос и два взгляда на него: один в пользу освобождения крестьян, другой – против освобождения. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, где судьба крестьянства давно являлась очень важным вопросом, но и в сфере общественной жизни. В Петербургском Вольном Экономическом Обществе, устроенном в 1765 г. для поощрения знаний в области сельского хозяйства, был поднят вопрос о быте крестьян. Г. Орлов предложил публично обсудить вопрос о крепостной зависимости и о правах крестьян. Было рассмотрено большое количество предложений из России и заграничных предложений. Премия была присуждена ахенскому ученому Беарде-Делабею, который был за освобождение крестьян. Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом. Она не успела выполнить своего плана целиком и не провела последовательно своих идей. Идеи Наказа не перешли в практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отношения сословий остались, в основном, прежними и развивались в том же направлении, которое было дано и раньше. Развитие крепостного права и сословное самоуправления прямо противоречили отвлеченным теориям императрицы, но соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Екатерина всегда уступала действительности во всех важных делах. Это ещё раз доказало бессилие личности изменить общий ход событий. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна началам русской жизни, она продолжала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшественники, хотя иногда не хотела и не действовала как они.Глава 3. Влияние концепции «просвещенного абсолютизма» на историю РоссииСвоеобразие исторической ситуации, складывавшейся в России на протяжении XVIII века, превращало ее в страну, где концепция «просвещенного абсолютизма» находила, казалось бы, свое реальное воплощение. Несомненные политические успехи России в ходе Северной войны, активная реформаторская деятельность Петра I и особенно его заботы по развитию в стране просвещения и наук служили для этого веским основанием. Сам Петр I меньше всего заботился о том, чтобы заслужить лавры «просвещенного монарха». Однако заданный им пример «труженика на троне», а главное, результаты его преобразований определили на несколько десятилетий тот эталон, которым общественное мнение XVIII века измеряло требования, предъявляемые к венценосцам. Литературе и публицистике принадлежала в создании этого эталона едва ли не решающая роль. Преемники Петра I на российском престоле оказались в большинстве своем мало достойными в продолжении его политики. Но с началом царствования Екатерины II апелляции к концепции «просвещенного абсолютизма» вновь обнаруживают в условиях России свою актуальность. При этом императрица, в отличие от царя-реформатора, открыто объявляет о своей приверженности новейшим теориям просветителей. Обстоятельства ее вступления на престол (с юридической точки зрения незаконного) объясняют ее настойчивое стремление выглядеть в глазах общественного мнения как внутри страны, так и за ее пределами, «просвещенной» государыней и подтверждать эти претензии реальными делами. Для новой постановки власти имели первостепенное значение некоторые свойства характера Екатерины. Екатерина сама обозначила их словами «быть просвещенным». И одна из главных принципов этой «просвещенности» заключается в разделении политики и «литературы» (идеологии). Правление захватившей «революционным» путем власть Екатерины должно было быть популярным, либеральным, осторожным, преобразовательным и, одновременно, охранительным. Сама она старалась возвыситься над всякими частными интересами во благо интересов всенародных. Удержать такую противоречивую позицию императрица смогла, разделив различные задачи по особым сферам правительственной деятельности. Екатерина стала действовать в области идеологии в европейском масштабе, используя в своих целях корифеев европейской мысли и располагая общественное мнение Европы в свою пользу. Во внутренней политике она занялась «просвещением народа». «Екатерина поняла, — пишет Ключевский, — что в просветительном движении эта власть может и должна стать в другое отношение к обществу, непохожее на то, какое существовало между обеими этими силами на Западе. Там общество через литературу поучало правительство; здесь правительство должно было направлять и литературу и общество». Царица устроила — и не одну — кампанию общения с народом выходами, поездками, манифестами и более всего разговорами. Разговоры эти по преимуществу велись в салонах, поскольку и «народ» тогдашний вращался в них же. Салон был не только местом общения и типом времяпрепровождения. Это были еще и своеобразные «средства массовой информации», которые, вместе с перепиской, вполне создавали имиджи и паблисити для любого члена высшего общества. Поэтому тогда не быть допущенным в салон означало примерно то же, что современному политику не быть допущенным на программу телевидения. Иностранные послы были фактически представителями одного салона в другом. Путешествующие дворяне перемещались не только из города в город, но и из общества в общество, из салона в салон, где принимали любого приезжего, если он соответствовал «рангу» салона. Просвещение как форма, стиль жизни — это и есть салон плюс его «аксессуары». Салон не имел никакого прямого отношения к нравственности, это была форма организации жизни и общения по своим строгим правилам, и времяпрепровождение в нем могло казаться пустым, пошлым, никчемным, безнравственным тому, кто «не играл в эти игры», кто смотрел на эту форму жизни извне, был чужим и воспринимал лишь внешнюю сторону «праздника жизни». Атмосфера роскоши и праздника — необходимая часть салона (бала, маскарада — как разновидностей салона). Кроме естественного стремления разнообразить, украшать свою жизнь и развлекаться, существовали еще причины «купания в роскоши»: древнее стремление выказыванием роскоши и богатства демонстрировать свою власть и благополучие, возможность «разговора» культурным языком символов с себе подобными. Просвещенный абсолютизм — это абсолютизм салонов. Просвещение — это салонная беседа. Письма — это «салон по переписке», это продолжение и расширение салона на тех, кто отсутствует, но остается частью «общества» (многие письма были рассчитаны на чтение вслух). Даже беседа один на один была частным случаем салона, она так и понималась современниками (ср. беседы Екатерины и Дидро, Дашковой и Дидро и т. д.). Мемуары были «салоном для будущего». Просвещенный человек — это человек, приобщенный к салону, то есть обладающий всеми возможностями, необходимыми для ведения салонной жизни. Жизнь в усадьбе — это тоже салон, только на пленэре, она невозможна без гостей, званых обедов, праздников, охоты, бесконечных разговоров. Общение это — словесными ли символами или символами музыкальными, визуальными и т. д. — было весьма содержательным. Содержательность (символика в широком смысле) была выражена особым культурным кодом, слегка отличавшимся при каждом европейском дворе и в каждом салоне, но в основе своей едином, опирающемся на французский язык, античную мифологию и придворный этикет. В процесс просвещения личности необходимо входило создание имиджа этой личности как человека разумного, разностороннего, стремящегося к благу и т. д. Согласно концепции, высказанной в «Энциклопедии», высшим уровнем просвещенной личности является философ-эклектик, а лучшим монархом — монарх-философ. Такой свой образ и создавала Екатерина, трудясь над ним сознательно и настойчиво. То есть то, что, по мнению Ключевского, наиболее интересно в социально-психологическом восприятии екатерининского царствования современниками и потомками, и является смыслом понятия «просвещенная монархия».Руководствуясь, быть может, стремлением обосновать свое право на престол необходимостью служить всеобщему благу, Екатерина не лицемерила, а создавала мощную идеологическую поддержку своей внутренней и внешней политике.В проведении Екатериной II политики «просвещенного абсолютизма» следует различать две стороны. Во-первых, конкретные политические мероприятия, объективно соответствовавшие программе гуманизации монархической системы власти. Это, например, создание Вольного экономического общества (1766), перед членами которого почти сразу после открытия была поставлена задача на конкурсное сочинение о целесообразности обеспечения помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность. Конкурс результатов не имел. Это законодательная деятельность императрицы, связанная с подготовкой ею знаменитого «Наказа» и созывом Комиссии по составлению Нового уложения (1767 - 1769). Это дальнейшее расширение сети образовательных учреждений, создание воспитательных домов, наконец, уничтожение практики жестоких наказаний за неумышленное оскорбление высшей власти, столь часто применявшихся при прежних правительницах. Стремясь постоянно выступать в роли продолжательницы политики Петра I в деле распространения в стране образования и пробуждения в подданных чувства соучастия в предпринимаемых к общему благу переменах, Екатерина очень ревниво следит за максимальным пропагандистским обеспечением проводимой ею политики. При этом особая роль отводится ею тем культурным мероприятиям, которые были призваны формировать общественное мнение. В этом отношении следует отметить постоянное стремление Екатерины II лично участвовать в данном процессе. Такова другая сторона проведения Екатериной II в жизнь политики «просвещенного абсолютизма». Прежде всего пропаганде ее просветительских начинаний служит ее многолетняя переписка с европейскими деятелями культуры просветительского лагеря, в частности, с д’Аламбером, Вольтером, Гриммом, ее отношения с Д. Дидро. В этой переписке Екатерина предстает тонким тактиком, никогда не забывающим о своем сане монархини крупнейшей европейской державы, но умеющей при этом выглядеть послушным учеником философов. В начальный период своего царствования Екатерина способствует популяризации в России сочинений европейских авторов, где концепция «просвещенного абсолютизма» противопоставлялась примерам деспотического самовластья. К таким акциям Екатерины II относится организация ею перевода романа Мармонтеля «Велизарий» в 1767 г., в котором она лично участвует. Позднее Екатерина, как бы закрепляя за собой репутацию продолжательницы дел Петра I, сооружает памятник царю-реформатору, привлекая для его создания знаменитого Фальконе. Наконец, в ряде своих драматургических сочинений 1780-х годов Екатерина II проводит идею исконности на Руси системы монархической власти, подчиняя содержание летописной легенды целям популяризации доктрины просвещенной монархии, для чего идет на прямое нарушение исторической достоверности. События Французской буржуазной революции 1789 г. обнаружили иллюзорность упований монархов на целительность рецептов просветительской философии по созданию разумного миропорядка в рамках монархической государственности. В России вопрос о свержении монархии еще не стоял. Но Екатерина II сразу сбросила маску либерализма, как только поняла объективные последствия просветительских учений.ЗАКЛЮЧЕНИЕЕкатерина после вступления на престол мечтала о больших внутренних преобразованиях. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при дворе, но результаты её деятельности были такими, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и русского правительства. Под эгидой концепции «просвещенного абсолютизма» проходило царствование Екатерины II. Екатерина стала действовать в области идеологии в европейском масштабе, используя в своих целях корифеев европейской мысли и располагая общественное мнение Европы в свою пользу. Во внутренней политике она занялась «просвещением народа». Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался за много лет до неё. Равновесие в положении сословий, существовавшее при Петре Великом, окончательно разрушилось при Екатерине. Дворянство стало не только привилегированным классом, который имел правильную внутреннюю организацию, но и господствующим в уездах (в качестве землевладельцев) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав падают гражданские права крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке стал одной из причин расцвета крепостного права. Время Екатерины II стало временем полного и наибольшего развития крепостного права. Екатерина во внутренней политике действовала согласно традициям, завещанным ей от ближайших её предшественников, и довела до конца их начинания.Результаты деятельности Екатерины: 1. Устроено губерний по новому образцу: 29 Построено городов: 144 Заключено конвенций и трактатов: 30 Одержано побед: 78 Издано указов: 88 Указов для облегчения положения народа: 123; итого, 492 дела. Отвоёваны у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. человек. Население империи увеличено с 19 млн. человек (1762 г.) до 36 млн. (1796 г.). Армия с 162 тыс. человек усилена до 312 тыс. Флот с 21 линейных кораблей и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40 фрегатов.Сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн. рублей.Число фабрик увеличилось с 500 до 2000.Увеличен ввоз - вывоз внешней балтийской торговли с 9 млн. до 44 млн. рублей.В проведении Екатериной II политики «просвещенного абсолютизма» следует различать две стороны. Во-первых, конкретные политические мероприятия, объективно соответствовавшие программе гуманизации монархической системы власти. Это законодательная деятельность императрицы, связанная с подготовкой ею знаменитого «Наказа» и созывом Комиссии по составлению Нового уложения (1767 - 1769). С другой стороны, это дальнейшее расширение сети образовательных учреждений, создание воспитательных домов, наконец, уничтожение практики жестоких наказаний за неумышленное оскорбление высшей власти, столь часто применявшихся при прежних правительницах. Однако события Французской буржуазной революции 1789 г. обнаружили иллюзорность упований монархов на целительность рецептов просветительской философии по созданию разумного миропорядка в рамках монархической государственности.Тем не менее, русская мысль эпохи Екатерины, воспринимая и перерабатывая идеи Руссо и Монтескье в «Наказе», поставила вопросы, во многом актуальные для России и на сегодняшний день:Ответственности всех подданных, независимо от их социального статуса перед законом. Взаимосвязи естественного права, естественного и государственного законов. Определенной ответственности верховной власти перед народом. «Всегда государь виноват, если подданные против него огорчены». Разумному и гуманному использованию мер государственного принуждения. «Не надо вести людей крайними путями». Соединению позитивного и обычного права. «Законы должны быть приближены к народному умствованию». Необходимости юридического просвещения народа.Данный комплекс идей был скорее социальным идеалом, нежели служил конкретной политической практике, но в том и состоит культурная ценность «Наказа», также как и «Духа законов» Монтескье, что он стал для России мировоззренческой парадигмой новой эпохи, качественно новым социальным ориентиром.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.Екатерина II «Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения» // Екатерина II, имп. О величии России. — М.: ЭКСМО, 2003. — (Серия: Антология мысли).“Россия и Романовы: Россия под скипетром Романовых”. Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год. Под.ред. П.Н.Жуковича. М.: “Россия”. Ростов-на-Дону: А/О “Танаис”, 2005Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая,– М.: Панорама, 2006Брикнер А. “История Екатерины Второй”, М.: Современник, 2008Бутромеев В. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и религия. Титулы. - М.: Деконт+,2000 – 384с.Вольтер. Переписка c Екатериной II. //Вольтер. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 2. М., 1998.Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. // Пер. с англ. - М.: Новое литературное обозрение. 2003.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II – М.: Мысль, 2005Императрица Екатерина Вторая : Наука и жизнь / Архив журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ» / Исторические портреты. Доктор исторических наук М.РАХМАТУЛЛИН., №2, 2003 годКаменский А. Б. «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой» М., 2003Ключевский В. О. О русской истории. Под ред. проф. В. И. Буганова. – М.: Просвещение, 2007Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. 2-е издание- М.: НОРМА - ИНФРА, 2000.- 656 с.Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. 2-е Издание- М.: «ПБОЮЛ А. В. Рожников», 2001.- 520 с.Павленко Н. “Екатерина Великая” // Родина. - 2007. - №10-11,2007. - №1,6.Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. – СПб.: Литера, 2004 Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции:опыт сравнительного анализа. – М., 2001.Рейно Ж.М. Екатерина II в зрительной трубе Вольтера// Вольтер и Россия. М., 1999.
2.“Россия и Романовы: Россия под скипетром Романовых”. Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год. Под.ред. П.Н.Жуковича. ? М.: “Россия”. Ростов-на-Дону: А/О “Танаис”, 2005
3.Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая,– М.: Панорама, 2006
4.Брикнер А. “История Екатерины Второй”, М.: Современник, 2008
5.Бутромеев В. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и религия. Титулы. - М.: Деконт+,2000 – 384с.
6.Вольтер. Переписка c Екатериной II. //Вольтер. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 2. М., 1998.
7.Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. // Пер. с англ. - М.: Новое литературное обозрение. 2003.
8.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II – М.: Мысль, 2005
9.Императрица Екатерина Вторая : Наука и жизнь / Архив журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ» / Исторические портреты. Доктор исторических наук М.РАХМАТУЛЛИН., №2, 2003 год
10.Каменский А. Б. «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой» М., 2003
11.Ключевский В. О. О русской истории. Под ред. проф. В. И. Буганова. – М.: Просвещение, 2007
12.Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. 2-е издание- М.: НОРМА - ИНФРА, 2000.- 656 с.
13.Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. 2-е Издание- М.: «ПБОЮЛ А. В. Рожников», 2001.- 520 с.
14.Павленко Н. “Екатерина Великая” // Родина. - 2007. - №10-11,2007. - №1,6.
15.Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. – СПб.: Литера, 2004
16.Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции:
опыт сравнительного анализа. – М., 2001.
17.Рейно Ж.М. Екатерина II в зрительной трубе Вольтера// Вольтер и Россия. М., 1999.
Вопрос-ответ:
Какими идеями была вдохновлена Екатерина II в своем правлении?
Екатерина II была вдохновлена идеями Просвещения, которые пропагандировались французскими просветителями, такими как Вольтер и Дидро. Она стремилась к модернизации и прогрессу России, и считала, что государственная власть должна быть использована для благотворного влияния на общество.
Какое влияние оказали французские просветители на Екатерину II?
Французские просветители, такие как Вольтер и Дидро, оказали значительное влияние на Екатерину II. Она поддерживала их идеи о благородстве и свободе человека, о необходимости просвещенного абсолютизма. Екатерина II перевела на русский язык множество произведений французских просветителей и активно общалась с ними в письмах, что вдохновляло ее на действия в политике и реформах.
Помогли ли идеи Просвещения Екатерине II воплотить их в государственной форме?
Идеи Просвещения помогли Екатерине II придать прогрессивные черты ее правлению и воплощить ряд реформ в государственной форме Российской Империи. Она создала Наказ, который являлся первой русской конституцией, запустила Комиссию, занимавшуюся просветительской деятельностью, и приняла грамоты 1785 года, которые признавали равные права для разных сословий. Однако, не все идеи Просвещения были успешно воплощены, и некоторые реформы были ограничены или отменены в будущем.
Какие реформы были проведены Екатериной II во время ее правления?
Во время своего правления Екатерина II провела ряд реформ. Она создала Наказ, который включал новое законодательство и принципы для управления государством. Она также запустила Комиссию, которая занималась просветительской деятельностью и привлекала иностранных ученых и экспертов. В 1785 году Екатерина II приняла грамоты, которые признавали равные права для разных сословий. Кроме того, она осуществила реформы в судебной системе, административном делении страны и образовании.
Какие идеи просветителей оказали влияние на Екатерину II?
Екатерина II под влиянием французских просветителей осуществляла просветительские идеи, такие как разработка новых законов, основанных на принципах справедливости и равенства, и модернизация государственных учреждений.
Какими реформами занималась Комиссия при Екатерине II?
Комиссия, созданная Екатериной II, занималась борьбой с коррупцией и неэффективным управлением, проводила реформы в образовательной системе, судебной системе и государственном аппарате.
Какими изменениями в системе управления занималась Екатерина II?
Екатерина II внесла ряд изменений в систему управления, включая создание губернских учреждений, реорганизацию сословий и усиление контроля над ними, а также издание грамоты 1785 года, призванной улучшить управление в Российской империи.
Какие препятствия были у Екатерины II при воплощении идей просвещенного абсолютизма?
Екатерина II сталкивалась с препятствиями в виде сопротивления со стороны дворянства, нежеланием менять привилегии и привычки, а также возможной угрозой со стороны дворцовых заговоров и мятежей.
Какую роль играла Екатерина II в развитии образования в России?
Екатерина II активно поддерживала развитие образования в России. Она создала Комиссию, занимающуюся реформой образовательной системы, основала множество школ и учебных заведений и пригласила знаменитых ученых и просветителей из Европы для работы в России.