Проблемы реорганизации юридических лиц
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 14.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
1.1. Понятие реорганизации юридического лица 5
1.2. Формы и этапы реорганизации юридического лица 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Проблемы осуществления комбинированной реорганизации юридических лиц 15
2.2. Проблемы лицензирования при реорганизации юридических лиц 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Чтобыполучить лицензию, соискатель представляет в лицензирующий органзаявление в установленной форме. Лицензирующий орган в течение трёх дней принимает решение о рассмотрении заявленияи рассматривает егов течениепятидней. А затем принимает решение о предоставлениилицензии либо отказывает в её предоставлении и оформляет приказ (распоряжение). Послеэтого,когдалицензияподписанаизарегистрирована,втечениетрёхрабочихднейонавручаетсялицензиату.Однакоприслияниизаконодательпредоставляеторганизацииправопереоформлениялицензии,приусловииналичияукаждогоучаствующеговслиянииюридическоголица,надатугосударственнойрегистрацииправопреемникареорганизованныхюридическихлиц,лицензиинаодинитотжевиддеятельности.Приреорганизациипутемпреобразованияюридическоелицо,всвоюочередь,такжеимеетправопереоформитьлицензию.СогласнонормамГКРФ),преобразованиеюридическоголицазаключаетсявсменеоднойорганизационно-правовойформынадругую,прикоторойправаиобязанностиреорганизованногоюридическоголицавотношениидругихлицнеизменяются,заисключениемправиобязанностейвотношенииучредителей,изменениекоторыхвызванореорганизацией[24, с. 95].ПорядокпереоформлениялицензиизакрепленвФедеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Чтобыпереоформитьлицензию,лицензиатлибоегоправопреемниквцеляхзакреплениязасобойспециальногоправадолженнепозднеечемчерезпятнадцатьднейсоднявнесенияизмененийвединыйгосударственныйреестрюридическихлиц,связанныхсреорганизацией,податьзаявлениеопереоформлениилицензии.Взаявленииорганизациинеобходимоуказатьновыесведенияолицензиателибоправопреемникеиподтвердитьдокументомфактихвнесениявединыйгосударственныйреестрюридическихлиц,указаввнемегоданные.Приэтомдопереоформлениялицензииорганизациявправеосуществлятьлицензируемыйвиддеятельностипутемвыполненияуказанныхвлицензииработиоказанияуслугтолькопоадресам,указаннымвлицензии,идоистеченияустановленногопятнадцатидневногосрока.Наибольшийинтереспредставляютособенностилицензирования,возникающиеприреорганизацииюридическихлицвформеприсоединения.Приданномспособереорганизациивозникаетнесколькоконструкций.Впервомслучае,когдаюридическоелицо«А»,имеющеелицензию,присоединяетсякюридическомулицу«Б»,неимеющемутаковой,врезультатеданнойпроцедурылицензиат«А»прекращаетсвоесуществованиеиимеющаясяунеголицензияпрекращаетсвоёдействиевследзаним.Следовательно,втакойситуацииюридическомулицу«Б»предстоитполучениеновойлицензии.Такимобразом,пообщемуправилу,представляетсяневозможнымосуществлениелицензируемыхвидовдеятельностивпорядкеправопреемстванаоснованиилицензий,ранеевыданныхюридическомулицу,ккоторомуприсоединяетсядругое[18, с. 233].Вовторомслучае,когдаюридическоелицо«Б»,котороенеимеетлицензиинаосуществлениеопределенноговидадеятельности,присоединяетсякюридическомулицу«А» –лицензиату,возникаетоснованиеполагать,чтолицензиялицензиата«А»непрекратитсвоёдействие,посколькуприсоединениеневлечетпоявленияновогоюридическоголица,алишьизменяетобъемправиобязанностейупродолжающегодействоватьюридическоголица«А»врезультатеприсоединениякнемуюридическоголица«Б».Однакоеслиорганизация«А»планируетосуществлениелицензируемоговидадеятельностиподругим,неуказаннымвлицензииадресам,онодолжнопереоформитьлицензию.Втретьемслучае,когдаюридическиелица«А»и«Б»,участвующиевприсоединении,имеютлицензиюнаосуществлениеодного вида лицензируемой деятельности, для организации, к которой присоединяется другое юридическое лицо, появляется право на переоформление лицензии с добавлением к ней новых адресов, по которым присоединяемое юридическое лицо осуществляло лицензируемый вид деятельности.Несмотря на то, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения и выделения возникает возможность переоформления лицензии, законодателем она не установлена, что является существенным пробелом в действующем законодательстве[27, с. 405].Полагается необходимым дополнить ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» положением: «В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения, при присоединении к лицензиату или в форме выделения – при выделении нового юридического лица из юридического лица – лицензиата, допускается переоформление лицензии при наличии оснований, указанных в ч. 1 настоящей статьи», а также ч. 6 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»дополнить следующим образом: «В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния или присоединения переоформление лицензии допускается в порядке, установленном ч. 3 настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии или присоединении юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности».Итак, стоит отметить, что недостаточная законодательная регламентация процесса лицензирования при разных способах реорганизации юридических лиц ставит перед участниками гражданского оборота проблему легального осуществления лицензируемых видов деятельности. Существование множества не урегулированных законодателем и практически возможных вариаций легализации лицензии вызывает необходимость реформирования действующего законодательства о лицензировании. Регламентация процесса лицензирования при реорганизации юридических лиц не только устранит пробел в законодательстве, но и позволит значительно улучшить правовое положение участников гражданского оборота в этих вопросах. Это предотвратит допущение ошибок юридическими лицами при реорганизации, совершаемых в попытках сохранить возможность реализации видов деятельности, подлежащих лицензированию.В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений и дополнений в действующее законодательство:– ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» дополнить положением: «В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения, при присоединении к лицензиату или в форме выделения – при выделении нового юридического лица из юридического лица – лицензиата, допускается переоформление лицензии при наличии оснований, указанных в ч. 1 настоящей статьи»;– ч. 6 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»дополнить следующим образом: «В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния или присоединения переоформление лицензии допускается в порядке, установленном ч. 3 настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии или присоединении юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности».ЗаключениеВ настоящее время можно выделить два подхода к толкованию определения реорганизации юридического лица. Представляется более правильной позиция, которая заключается в том, что реорганизация представляет собой совокупность юридических фактов, последовательное наступление которых и приводит к завершению процесса реорганизации, при этом реорганизация представляет собой не сделку, а юридический состав ‒ совокупность юридических фактов, некоторые из которых действительно являются сделками.Различают добровольную реорганизацию юридического лица (например, реорганизация, осуществляемая по решению общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью), и принудительную, осуществляемую по решению уполномоченных государственных органов или решению суда. ВГК РФ прописаны пять форм реорганизации:слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование. При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ).Внесенные в 2014 г. изменения в ГК РФ, с одной стороны, сняли множество вопросов относительно возможности проведения комбинированной реорганизации, включающего в себя одновременное совмещение отличных организационно-правовых форм при реорганизации, и детально сократили «цепочку» проводимых реорганизационных процедур, с другой стороны, данные изменения породили множество новых вопросов относительно конкретных реорганизационных процедур с определенными организационно-правовыми формами юридических лиц, а также вопросов, связанных с уставным капиталом реорганизуемых и возникающих в ходе реорганизации акционерных обществ, способом и порядком размещения акций таких акционерных обществ, что в первую очередь связано с отсутствием детального правового регулирования данных правоотношений в конкретных федеральных законах.Стоит отметить, что недостаточная законодательная регламентация процесса лицензирования при разных способах реорганизации юридических лиц ставит перед участниками гражданского оборота проблему легального осуществления лицензируемых видов деятельности. Существование множества не урегулированных законодателем и практически возможных вариаций легализации лицензии вызывает необходимость реформирования действующего законодательства о лицензировании. Регламентация процесса лицензирования при реорганизации юридических лиц не только устранит пробел в законодательстве, но и позволит значительно улучшить правовое положение участников гражданского оборота в этих вопросах. Это предотвратит допущение ошибок юридическими лицами при реорганизации, совершаемых в попытках сохранить возможность реализации видов деятельности, подлежащих лицензированию.В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений и дополнений в действующее законодательство:– ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» дополнить положением: «В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения, при присоединении к лицензиату или в форме выделения – при выделении нового юридического лица из юридического лица – лицензиата, допускается переоформление лицензии при наличии оснований, указанных в ч. 1 настоящей статьи»;– ч. 6 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»дополнить следующим образом: «В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния или присоединения переоформление лицензии допускается в порядке, установленном ч. 3 настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии или присоединении юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности».Список использованных источниковГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О хозяйственных партнерствах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (часть V). Ст. 7058.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 785.Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1.Положение Банка России от 19.12.2019 № 706-П (ред. от 04.07.2022) «О стандартах эмиссии ценных бумаг» // Вестник Банка России. 2020. № 37-38. 26 мая.Бабич С. А. Реорганизация: какой ей быть // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. – № 6. – С. 20-24.Баттахов П.П. Понятие и формы реорганизации юридических лиц // Право и государство: теория и практика. – 2019. – № 4 (172). – С. 62-64.Воронков В.М. Проблемы реорганизации юридических лиц // Инновационные научные исследования. – 2020. – № 11-1 (1). – С. 166-171.Габов А. В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). – М.: Статут, 2014. – 880 с.Губарева В.Р. К вопросу о понятии реорганизации юридического лица: Актуальные проблемы становления и развития правовой системы Российской Федерации: сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – Сыктывкар, 2022. – С. 44-47.Кариполла Х. Ж. Понятие и значение реорганизации юридических лиц // NovaInfo.Ru. – 2022. – № 130. – С. 68-70.Карлин А. А. Реорганизация акционерного общества: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. – М., 2004. – 158 с.Курганова А.В. Основы реорганизации юридического лица: формы, этапы // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – № 12 (30). – С. 219-221.Кусакина О. А. Понятие и сущность реорганизации юридических лиц // Актуальные исследования. – 2022. – № 6 (85) – С. 26-29.Мирзаева Р.М. Понятие и сущность реорганизации коммерческих юридических лиц: теоретико-правовой анализ // Закон и право. – 2022. – № 8. – С. 116-118.Нестерова О.А. Проблемы реорганизации юридических лиц // Молодой ученый. – 2020. – № 42 (332). – С. 232-233.Никиткова Л.В., Поляков М.В. Понятие и особенности реорганизации юридических лиц // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. – Курск, 2021. – С. 300-303.Нуждин Т. А. Понятие, классификация и правовая природа комбинированной реорганизации юридических лиц // Право и экономика. – 2018. – № 11. – С. 59-64.Ординян П. А., Рубанов С. А. Теоретические положения об институте реорганизации юридических лиц: понятие, виды, правовая характеристика // Актуальные исследования. – 2019. – № 1 (1). – С. 32-35.Плеханова Т. П., Вилкова Н. Г. Анализ понятия и правовой природы реорганизации коммерческого юридического лица // Наукосфера. – 2022. – № 5-1. – С. 142-145.Прокофьева Е.В. Формы, процедура реорганизации юридических лиц и баланс интересов субъектов // Синергия Наук. – 2022. – № 70. – С. 295-313.Рик О. Е., Киселева Н. А. Проблемы лицензирования при реорганизации юридических лиц // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 14. – № 2. – С. 95-98.Сташева А.Д. Реорганизация юридического лица: понятие и общий порядок // Синергия Наук. – 2022. – № 72. – С. 177-195.Степанов Д. И. Основные проблемы, связанные с реформой законодательства о реорганизации // Закон. – 2009. – № 2. – С. 23-45.Титов Н.И. Проблемы реорганизации юридических лиц // Синергия Наук. – 2023. – № 82. – С. 403-408.Чурсова С. И. Реорганизация юридического лица: понятие и общий порядок // Синергия Наук. – 2023. – № 81. – С. 250-266.Шарафутдинова Э.Р. Актуальные проблемы реорганизации юридических лиц в Российской Федерации // Современные вопросы государства, права, юридического образования: сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции. – Тамбов, 2020. – С. 265-269.Шаульская М.В. Реорганизация юридических лиц: основные формы и этапы // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 3 (104). – С. 1301-1304.Шишкин С.Н., Субботкина А.Э. Особенности некоторых форм реорганизации юридических лиц // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 2 (74). – С. 103-106.
2. Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О хозяйственных партнерствах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (часть V). Ст. 7058.
3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.
5. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 785.
6. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1.
7. Положение Банка России от 19.12.2019 № 706-П (ред. от 04.07.2022) «О стандартах эмиссии ценных бумаг» // Вестник Банка России. 2020. № 37-38. 26 мая.
8. Бабич С. А. Реорганизация: какой ей быть // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. – № 6. – С. 20-24.
9. Баттахов П. П. Понятие и формы реорганизации юридических лиц // Право и государство: теория и практика. – 2019. – № 4 (172). – С. 62-64.
10. Воронков В. М. Проблемы реорганизации юридических лиц // Инновационные научные исследования. – 2020. – № 11-1 (1). – С. 166-171.
11. Габов А. В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). – М.: Статут, 2014. – 880 с.
12. Губарева В. Р. К вопросу о понятии реорганизации юридического лица: Актуальные проблемы становления и развития правовой системы Российской Федерации: сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – Сыктывкар, 2022. – С. 44-47.
13. Кариполла Х. Ж. Понятие и значение реорганизации юридических лиц // NovaInfo.Ru. – 2022. – № 130. – С. 68-70.
14. Карлин А. А. Реорганизация акционерного общества: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. – М., 2004. – 158 с.
15. Курганова А. В. Основы реорганизации юридического лица: формы, этапы // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – № 12 (30). – С. 219-221.
16. Кусакина О. А. Понятие и сущность реорганизации юридических лиц // Актуальные исследования. – 2022. – № 6 (85) – С. 26-29.
17. Мирзаева Р. М. Понятие и сущность реорганизации коммерческих юридических лиц: теоретико-правовой анализ // Закон и право. – 2022. – № 8. – С. 116-118.
18. Нестерова О. А. Проблемы реорганизации юридических лиц // Молодой ученый. – 2020. – № 42 (332). – С. 232-233.
19. Никиткова Л. В., Поляков М. В. Понятие и особенности реорганизации юридических лиц // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. – Курск, 2021. – С. 300-303.
20. Нуждин Т. А. Понятие, классификация и правовая природа комбинированной реорганизации юридических лиц // Право и экономика. – 2018. – № 11. – С. 59-64.
21. Ординян П. А., Рубанов С. А. Теоретические положения об институте реорганизации юридических лиц: понятие, виды, правовая характеристика // Актуальные исследования. – 2019. – № 1 (1). – С. 32-35.
22. Плеханова Т. П., Вилкова Н. Г. Анализ понятия и правовой природы реорганизации коммерческого юридического лица // Наукосфера. – 2022. – № 5-1. – С. 142-145.
23. Прокофьева Е. В. Формы, процедура реорганизации юридических лиц и баланс интересов субъектов // Синергия Наук. – 2022. – № 70. – С. 295-313.
24. Рик О. Е., Киселева Н. А. Проблемы лицензирования при реорганизации юридических лиц // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 14. – № 2. – С. 95-98.
25. Сташева А. Д. Реорганизация юридического лица: понятие и общий порядок // Синергия Наук. – 2022. – № 72. – С. 177-195.
26. Степанов Д. И. Основные проблемы, связанные с реформой законодательства о реорганизации // Закон. – 2009. – № 2. – С. 23-45.
27. Титов Н.И. Проблемы реорганизации юридических лиц // Синергия Наук. – 2023. – № 82. – С. 403-408.
28. Чурсова С. И. Реорганизация юридического лица: понятие и общий порядок // Синергия Наук. – 2023. – № 81. – С. 250-266.
29. Шарафутдинова Э. Р. Актуальные проблемы реорганизации юридических лиц в Российской Федерации // Современные вопросы государства, права, юридического образования: сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции. – Тамбов, 2020. – С. 265-269.
30. Шаульская М. В. Реорганизация юридических лиц: основные формы и этапы // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 3 (104). – С. 1301-1304.
31. Шишкин С. Н., Субботкина А. Э. Особенности некоторых форм реорганизации юридических лиц // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 2 (74). – С. 103-106.