Таинство и обряд: основные понятия и деятельность совершителей Таинств.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История
  • 65 65 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 14.08.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТАИНСТВА И ОБРЯДА В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ 7
1.1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 7
1.2.ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ 14
1.3.ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ 21
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТАИНСТВ И ОБРЯДОВ 31
2.1.РОЛЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕРШИТЕЛЕЙ ТАИНСТВ И ОБРЯДОВ 31
2.2.РИТУАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И СИМВОЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ТАИНСТВАХ И ОБРЯДАХ 38
2.3. ОПИСАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТАИНСТВ И ОБРЯДОВ,
ПРОВОДИМЫХ В РАМКАХ ИЗБРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58


Фрагмент для ознакомления

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом.Налево от престола, в северной части алтаря располагается жертвенник – небольшой стол, украшенный со всех сторон драгоценной одеждою. На нем приготовляются хлеб и вино для совершения Божественной Литургии.На жертвеннике находятся священные предметы:Святая Чаша или потир – сосуд, в который вливается вино с водою, прелагаемое на Литургии в Кровь Христову.Дискос – небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для преложения его на Божественной Литургии в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли, и гроб Спасителя.Звездица состоит из двух небольших металлических дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.Копие – нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копье, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.Лжица – ложечка, употребляемая для причащения верующих.Губка или плат – для вытирания сосудов.Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами.Большой покров, покрывающий вместе чашу и дискос, называется воздухом. Он знаменует собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, и Его погребальные пелены (плащаницу).Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.ОПИСАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТАИНСТВ И ОБРЯДОВ, ПРОВОДИМЫХ В РАМКАХ ИЗБРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙЧтобы ответить на этот вопрос, давайте проконсультируемся с ортодоксальным катехизисом. Слово «катехизис» на греческом означает «преподавание, обучение». Термин «катехизис» в церковной литературе относится к руководству, содержащему основные положения христианской веры. Одним из таких положений является доктрина таинств. Православные таинства - это священные действия, проявляющиеся в обрядах православных церкви, благодаря которым верующие получают невидимую божественную благодать или спасительную силу Бога. АрхприрчикГеннади Нефедов, профессор московской богословской семинарии, в своей книге «Таинства и обряды православной церкви пишет:« Царство Небное становится ближе к человеку в таинствах настолько, что высшая мера освящения передается человеку его милости власть через видимые священные действия. В каждом таинстве на человека выливается особый дар божественной благодати ». Архприест Джордж Флоровский, выдающийся богослов 20 -го века, отметил, что таинства составляют церковь. Без таинств не может быть церкви.В первой части исследования говорилось о 7 таинствах христианской веры. Разберем их в этом разделе несколько подробнее.Первое место среди таинств православной церкви занято святым крещением, которым человек, который пришел в веру во Христа, трижды погружаясь в воду во имя Святой Троицы (Отец, Сын и Святой Дух), очищается через божественную благодать от всех грехов (первоначальный грех и личные грехи) и переродится в новую святую и духовную жизнь. Это крещение служит дверью, через которую человек входит в дом вечной мудрости, за которой, без нее, человек не может быть полностью объединен со Спасителем, став членом его церкви, получает другие таинства и может быть наследником вечной жизни. Как сказал сам Господь, в своем дискурсе с Никодимом, действительно, истинно, я говорю вам, если не рожден водой и духом, он не может войти в Царство Божье (Иоанна 3: 5).В крещении человеку дают силу бороться с грехом, и он сталкивается с задачей перевода в жизнь дары благодати Святого Духа, данного ему в этом таинстве. Спаситель повелел своим ученикам учить веру и крестить все народы (Мф. 28:19), поскольку, как потомки Адама нуждаются в перерождении. Это перерождение достигается только благодаря крещению, поэтому должны крещены все люди, ищущие спасения, независимо от пола, национальности или любого другого состояния. Таким образом, православная церковь считает крещение столь же необходимым для младенцев, как для взрослых, поскольку они также подвержены первоначальному греху, и без крещения не могут быть освобождены от этого греха. В Ветхом Завете обрезание было прототипом таинства крещения в Новом Завете, с помощью которого верующий входит в новый завет с Богом (Кол. 2: 11-12).Став членом Церкви через Крещение, младенцы могут причащаться Святых Таин и с первых дней жизни на Земле, стать сосудами Святого Духа. Церковь учит единому Крещению, потому что возрождение через благодать, переживаемое человеком в этом Таинстве, едино и неповторимо, как едино и неповторимо наше природное рождение, наша смерть и Христово Воскресение. Крещение, однако, повторяется в тех случаях, когда первое Крещение совершалось неправильно, не во Имя Святой Троицы и не по установленному Господом способу. Крещение как взрослых, так и детей происходит в присутствии свидетелей, которые выступают поручителями за крестящегося. На самом деле необходим только один, хотя обычно их два (или больше). По церковному преданию, покровителем мужчины является мужчина, а женщины – женщина. Поручитель(и) несут ответственность за духовное и религиозное воспитание ребенка, по этой причине совершенно необходимо, чтобы данный поручитель был православным. В прежние времена Крещение иногда совершалось на 8-й день после рождения и (по крайней мере, в русской практике) ребенку давали имя того святого, чей праздник был на 8-й день.В современной практике Крещение обычно совершается на или после 40-го дня после рождения, в день воцерковления, хотя мы отмечаем, что в древности Крещение и Воцерковление совершались отдельно. Обычай воцерковления связан с ветхозаветными обрядами и, в частности, с жизнью Христа, когда на 40-й день его родители принесли во храм, исполнив условия иудейского закона. Таинству Святого Крещения предшествует подготовительный чин, который в древности не был частью самого Таинства. Этот подготовительный обряд состоит из: 1. Оглашение, совершающееся через дыхание Священника на крестимого, сопровождаемое крестным знамением и возложением рук на его голову, а также молитвой об изгнании из него древнего обольщения и чтобы он соединился с паствой Церкви. 2. Экзорцизм, состоящий из четырех молитв, повелевающих дьяволу и силам тьмы удалиться от крестящегося, а также умоляющих дать ему в помощь Ангела-Хранителя. 3. Отречение от дьявола, в котором оглашенный вместе со своим покровителем(ями) обращается к западу, который олицетворяет область, где обитают силы тьмы, и отрекается от сатаны и всех его дел, дышащих и плюющих на него в знак этого отречения. Затем оглашенный поворачивается обратно на восток (который символизирует область, где обитает Свет) и заявляет о готовности соединиться со Христом. 4. Приверженность Христу, в которой оглашенный трижды заявляет, что он соединяется со Христом. 5. Чтение Символа веры, в котором оглашенный свидетельствует о своей готовности соединиться со Христом, после чего поклоняется Святой Троице Отцу, Сыну и Святому Духу, исповедуя сущность Веры. Эта подготовительная часть ведет к самому Таинству Святого Крещения, которое начинается с того же возгласа священника, что и на Божественной литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа... Далее идут Великаяектения и Освящение воды, которые являются обязательным обрядом. После прошений на Освящение воды Священник трижды погружет в нее руку, совершая Крестное знамение. Теперь священник помазывает, по древнему обычаю, тело крестящегося елеем радости, после чего происходит тройное погружение в воду. По смыслу древней практики обязательно требуется погружение в воду, а не окропление (или даже обливание). Погружение в воду означает смерть для греха, а выход из воды означает воскресение для новой жизни во Христе, о чем ясно говорит чтение Послания к Крещению. Обязательная формула при этом – повторение Имени Святой Троицы: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как и повелено Апостолам от Господа Иисуса Христа. Псалом 31 читается после погружения в воду. Новопросвещенный облачается в белые одежды и дается ему крест. Святое Крещение – единственное Таинство, которое в крайнем случае может совершить и мирянин (как мужчина, так и женщина). Единственным требованием является то, что крестящий должен быть православным христианином, и Крещение должно быть совершено погружениемВ Таинстве Крещения человек вызывается из духовной тьмы к свету Христову и посвящается в домостроительство спасения Сыном Божиим. Однако, это посвящение совершается в Таинстве Миропомазания. Покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа, проповедовал народу Апостол Петр в Пятидесятницу, и получите дар Святого Духа (Деян. 2:38). С тех пор Божественный Дар Святого Духа дается каждому человеку, встающему из купели. И все, к чему прикасается Дух Святой, получает печать бесценного сокровища, луч вечного света, отражение Божественного действия. Таинство Миропомазания пробуждает в душе ту внутреннюю, духовную жажду, которая не дает удовлетвориться только земным и материальным, но всегда зовет нас к Небесному, к вечному и совершенному. Она делает крещеного обладателем Духа, несущего красоту, и причастником святости, Неувядаемого Света и Божественной Жизни. Именно поэтому в миропомазании новый член Церкви не только принимает Духа внутрь себя, но и внешне облекается Им, облачаясь отныне как бы в особые духовные одежды. Молитва при миропомазании Святым Миром содержит утверждение, что удостоившийся получить печать Дара Святого Духа получает помощь оставаться неукротимым, неизменным, невредимым, нетронутым, неугнетенным, защищенным от замыслов Зла. Необходимость совершения Таинства Духа через возложение рук требовала личного участия апостолов, но впоследствии они благословили епископов и пресвитеров, которых посвятили для совершения призывания Святого Духа на верующих через помазание их Святым Духом. Святое Миро, и разрешил только Епископам освящать Миро. Как говорит св. Кирилл Иерусалимский, святое миро... есть дар Христа и Святого Духа, подтверждаемый присутствием Его Божества... И когда тело помазывается видимым образом, душа освящается Духом Святым и Животворящим. Используемое здесь Миро состоит из оливкового масла, к которому добавлено белое виноградное вино и ряд ароматических веществ, символизирующих различные благодатные дары Святого Духа, даруемые через Миропомазание. Святое Миро, приготовленное в начале Страстной недели, официально освящается, обычно Предстоятелем Церкви, в Великий четверг, а затем раздается епископам, которые, в свою очередь, раздают его по мере необходимости священникам, для использования в Таинствах. В чине Таинства Миропомазания совершается миропомазание с чтением слов «Печать Дара Святого Духа», при котором Священник крестообразно помазывает Святым Миром лоб, очи, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги Новоозаренного. После миропомазания Священник затем проводит Новоосвященных и Покровителей трижды вокруг купели под пение Все во Христа крестившиеся во Христа облеклись. Аллилуйя! Это круговое шествие считается символом радости. Затем следует чтение Послания и Евангелия, которые (наряду с предыдущим гимном) относятся к Крещению, так как с древности оба Таинства были связаны в один чин. После этого смывают Миро и снимают белые крестильные одежды. Затем волосы стригут крест-накрест Постригание в знак смирения и готовности к жертвенному служению Господу посвящение вАрмия Христа.Центральное место среди Таинств Православной Церкви занимает Святая Евхаристия, драгоценное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Только принадлежностью к Церкви, или, иначе говоря, приобщением к самой сущности Христовой через Таинство Святой Евхаристии, можно обрести спасение в жизнь вечную. Единство всех верующих христиан в Святой Евхаристии сильно подчеркивается Отцами Церкви. Таким образом, согласно Православной Церкви, Евхаристия — это не просто напоминание о жертве Христа или о ее совершении, а настоящая жертва. С другой стороны, однако, это не новая жертва и не повторение Крестной Жертвы на Голгофе. Евхаристия и вся Святая Литургия по своей структуре есть жертвенное служение. Как все это происходит - загадка. Как писал митрополит Московский Филарет в своем «Большом катехизисе» о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, этого никто не может понять, кроме Бога; но означается только то, что хлеб действительно, действительно и субстанционально становится самым истинным Телом Господа, а вино — самой Кровью Господа. Что же касается самого Причащения, то в Православной Церкви и миряне, и клирики всегда причащаются и Тела, и Крови Христовых. Причащение приносится мирянам в ложке, содержащей малый кусочек Святого Хлеба вместе с порцией вина, и принимается стоя. Соблюдается строгий пост, обычно с ночи, и после пробуждения утром перед причастием ничего нельзя есть и пить. В богословии Православной Церкви человек сотворен по Образу Пресвятой Троицы и, кроме некоторых особых случаев (как, например, монашество), предназначен Богом не для одинокой, а для семейной жизни. Как Бог благословил первых людей, Адама и Еву, жить семьей, плодиться и размножаться, так и Церковь благословляет союз мужчины и женщины. Брак же есть не естественное состояние, а скорее состояние благодати, и супружеская жизнь есть особое призвание (не меньшее, чем особое призвание монашества), требующее дара или харизмы от Духа Святого, дарующий этот дар.в Таинстве Святого Брака. Благословение, данное Богом человеку в Раю, было возобновлено Христом в Новом Завете, когда в начале Своего служения Он совершил чудо превращения воды в вино. Так, в конце брачного богослужения молодожены пьют из одной чаши вина, которое напоминает об этом чуде Господа нашего. Общая чаша здесь также является символом того, что отныне они будут делить друг с другом общую жизнь. Святая Православная Церковь, однако, разрешает развод и повторный брак, приводя в качестве своего авторитета слова Спасителя: «По жестокосердию вашему Моисей позволил вам разводиться с женами вашими, но сначала не было так». А Я говорю вам: кто разведется с женою своею, кроме как за прелюбодеяние, и женится на другой, тот прелюбодействует (Мф. 19:8-9). Хотя в принципе церковь считает брачные узы пожизненными и нерасторжимыми и осуждает распад брака как грех и зло, она все же желает помочь грешникам и дать им второй шанс. Таким образом, когда брак перестал быть реальностью, Церковь не настаивает на сохранении юридической фикции. Поэтому развод рассматривается как исключительная, но необходимая уступка человеческой слабости. Тем не менее, помогая мужчинам и женщинам вновь подняться после падения, Церковь не считает второй или третий союз равным первому, и поэтому в обряде второго или третьего брака опущены некоторые радостные обряды и заменены покаянными молитвами. В Православной Церкви можно найти три Великих Ордена - Епископа. Священник и диакон и два младших чина иподиакон и чтец (хотя в древние времена были и другие низшие чины, которые сейчас вышли из употребления). Святые Апостолы поставили семерых мужей (Церковное Предание называет их диаконами) для совершения особого служения (Деян. 6:2-6), а в первом Послании к Коринфянам св. Павел говорит о различных служениях в Церкви (1 Кор. 12:28). Рукоположения в высшие чины всегда происходят во время Божественной литургии, тогда как рукоположения в меньшие чины обычно происходят в часы, предшествующие литургии. Право рукоположения имеет только архиерей (хотя в случае необходимости архимандриту или протоиерею, как представителю архиерея, может быть предоставлено разрешение на рукоположение во чтецы). Из-за коллегиального характера епископата для рукоположения другого епископа необходима коллегия епископов (по крайней мере, два или три). А так как всякое рукоположение требует согласия всего народа Божия, то в определенный момент службы собравшаяся паства провозглашает аксиос! (Он достоин!), показывая свое согласие. Чин хиротонии во епископа очень торжественен, и епископ рукополагается в Святилище, среди Конгрегации, перед пением Трисвятого(Святого Божия). Таким образом, чтение Святого Евангелия совершается уже с его благословения. Священник рукополагается после пения Херувимской песни перед освящением Св. Даров. Чин рукоположения во диакона менее торжественен и совершается до пения «Отче наш», когда уже произошло освящение Святых Даров, так как диакон лишь содействует совершению Таинств, а не совершает их. По окончании Литургии иерей выходит к народу, чтобы прочитать Молитву перед амвоном и диаконом, чтобы произнести заключительную ектению, эти действия являются первыми внешними признаками их служения. Во всех случаях посвящения в высшие ордена происходит возложение рук на голову посвящаемого и призывается благодать Святого Духа. Подобно посвящению в Главные Ордены, посвящение в Малые Ордены также включает в себя возложение рук, но в этих рукоположениях нет призывания Святого Духа. Православные священники и диаконы делятся на две отдельные группы: женатое (белое или приходское) духовенство и монашеское (или черное) духовенство. Таинство Покаяния сложилось в начале церковной истории, во времена гонений 3-го и 4-го веков, когда многие люди, поддавшись угрозам гонителей, отступились и отпали от Церкви. Отступничество считалось очень серьезным грехом; многие придерживались крайней точки зрения, что таких нельзя принять обратно в Церковь при жизни, в то время как другие считали, что отпавших следует крестить заново, то есть их грехи должны быть смыты повторным крещением. Умеренность с течением времени возобладала, и покаянная дисциплина Таинства Покаяния развилась, приняв значение Второго Крещения; по этой причине в конечном итоге оно было причислено к Таинствам Церкви. После окончания гонений осталось Таинство Покаяния, чтобы в случае совершения грехов после Крещения можно было получить прощение и грешник примирился с Церковью. Это Таинство действует и как лекарство для исцеления души, так как Священник также дает кающемуся духовный совет. Поскольку всякий грех совершается не только против Бога, но и против ближнего, исповедь и покаянная дисциплина в ранней Церкви были делом общины и происходили публично перед всей местной христианской общиной. Однако, со временем исповедь превратилась в частное действие между священником и кающимся, и священнику запрещено раскрывать какой-либо третьей стороне то, что он узнал на исповеди. В древности перед началом исповеди полагалось читать целый ряд псалмов, из которых в нынешнем чине сохранился псалом 51, известный как покаянный псалом. Затем священник читает определенные молитвы, первая из которых вспоминает о царе Давиде, который покаялся перед пророком Нафаном, когда тот стал причиной смерти Урии, мужа Вирсавии, которую любил Давид. После обличения Нафана Давид признался: я согрешил против Господа! Услышав покаяние Давида, Нафан возвестил о прощении Божием, и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь (2 Цар. 12:13). После этого начинается вторая часть Таинства, собственно Исповедь, перед которой Священник говорит о себе, как о только свидетеле, о Христе, незримо стоящем перед кающимся. Сама исповедь состоит из вопросов, которые священник задает кающемуся о его грехах, его отношении к вере, плотских искушениях, мыслях и словах. Помыслы считаются началом греха, по слову Спасителя, ибо, говоря, например, о прелюбодеянии, он говорит: говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в его сердце (Мф. 5:28). Таинство исповеди помогает здесь выявить эти мысли и последующую борьбу с ними. После Исповеди Священник может, если сочтет нужным, наложить епитимью, но это не является существенной частью Таинства и часто опускается. После этого священник возлагает епитрахиль на голову кающегося и произносит разрешительную молитву, отличающуюся в русском и греческом обрядах. В греческой практике Священник говорит: Что бы ты ни сказал моему смиренному человеку, и что бы ты не сказал, будь то по неведению или по забывчивости, что бы это ни было, да простит тебя Бог в этом мире и в следующем... больше не беспокойтесь; иди с миром. Славянская формула отпущения грехов, принятая Русской Церковью в XVIII веке, звучит так: Да простит Господь и Бог наш Иисус Христос милостью и щедротами Своего человеколюбия.ты, дитя мое [Имя], все твои прегрешения. А я, Священник, властью, данной мне от Него, прощаю тебе все твои грехи. В древней Церкви не все священники имели право выслушивать исповедь; Эту ответственность возлагали на специальных исповедников, часто опытных монахов. Однако с XVI века было принято, что каждый священник может стать исповедником, достигнув зрелого возраста. Во многих монастырях исповедником часто был опытный монах, который даже не был священником (такова практика во многих местах на Афоне), но кающегося всегда отправляли к священнику для таинства отпущения грехов. В наше время также существует обычай, когда крещеный человек начинает принимать это Таинство, когда он или она достигает возраста нравственного различения, обычно в возрасте шести или семи лет. Покаяние Путь в Царство Небесное. Еще одно таинство описано в Священном Писании св. Иаковом братом Господним: Болен ли кто из вас? Пусть призовет старейшин Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне; и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иакова 5:14-15). Из приведенного выше текста мы видим, что это Таинство имеет двойную цель: телесное исцеление и прощение грехов. И то и другое соединено, ибо человек есть единство тела и души, и не может быть резкого различия между телесными и душевными болезнями. Конечно, Церковь не верит, что за этим помазанием автоматически следует выздоровление, ибо во всех случаях преобладает воля Божия, а не человеческая. Иногда больной исцеляется и выздоравливает после принятия Таинства, а в других случаях он не выздоравливает, но Таинство, тем не менее, дает ему душевные силы для подготовки к смерти. Таинство формально совершается семью священниками, что отражает древнюю практику совершения в течение семи дней, каждый день имеет свои собственные молитвы, хотя, в случае необходимости, оно может совершаться тремя или даже одним священником. При каждом из помазаний повторяется следующая молитва: Святый Отче, Враче душ и телес, пославший Сына Твоего Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, исцелившего всякую болезнь и избавившего от смерти, исцели раба Твоего от немощи, держащей его /ее тело, или тело, или душу, и оживи его/ее благодатью Христа Твоего, молитвами Пресвятой Владычицы Богородицы и всех святых. Произносится семь чтений Послания и Евангелия и совершается семь помазаний. После седьмого над головой причащающегося кладут раскрытое Евангелие, во время которого старший священник читает Отпугивающую молитву, содержащую следующее: Не возлагаю грешных рук моих на голову приходящего... но Твоя могучая и сильная рука, которая в Святом Евангелии. Это заменяет древнюю практику возложения рук. Это Таинство предназначено не только для тех, кто находится на смертном одре, но и для всех, кто болен. Его также можно совершать и над здоровыми (как принято во многих местах в Страстную среду), а в Греции его часто совершают над здоровыми перед Святым Причастием, поскольку обряд также содержит элементы покаяния, хотя следует отметить что это не заменяет Таинство Покаяния.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении можно отметить следующее. В данной работе были рассмотрены основные понятия таинства и обряда в христианской традиции, а также роль и деятельность священнослужителей в совершении таинств. Были рассмотрены такие таинства, как крещение, миропомазание, таинство исповеди и причащения, брак и соборование. Также в работе были проанализированы отличия православной и католической традиций в совершении таинств. Были рассмотрены особенности структуры богослужения и устройства церквей в этих традициях, а также различия в понимании роли и деятельности священнослужителей. В ходе работы было выявлено, что таинства и обряды имеют важное значение в христианской традиции, считаясь одними из основных элементов религиозной практики. Они служат для восстановления взаимоотношений между человеком и Богом, а также между людьми. Таким образом, можно заключить, что таинства и обряды представляют собой важный элемент христианской религиозной традиции, и их совершение осуществляется священнослужителями, которые занимают важное место в традиции христианства.Православные обряды оказывают значительное влияние на жизнь мирян, как на их духовное, так и на материальное благополучие. Обряды помогают укрепить связь с Богом и привести ближе к Нему. Совершение обрядов позволяет ощутить присутствие Бога в нашей жизни и оздоровить душу. Многие обряды, такие как крещение, брак, и другие, связаны с семейной жизнью. Они помогают укрепить взаимоотношения внутри семьи и поддерживать ее единство и целостность. Многие таинства, такие как молитва, могут помочь людям преодолеть жизненные трудности, такие как болезни, проблемы со здоровьем, конфликты и душевные травмы. В православии существует понятие «освящения», которое может быть применено к различным предметам, таким как храмы, иконы, свечи, вода, и т.д. Это помогает людям осознать, что материальные блага могут стать пропитанными духовными ценностями и помочь им в их религиозных практиках. Многие таинства, такие как панихида и посещение могил, могут помочь людям выразить свою скорбь и утешиться в горе за утратой близкого человека. Таинства и обряды также являются неотъемлемой частью многих религий, но их формы и содержание могут отличаться в зависимости от конкретной традиции. Например, в Исламе особое значение придается пяти обязательным молитвам в день, которые считаются формой богослужения, но нет жестко определенных таинств, как в Христианстве. В Иудаизме святая традиция, которая также содержит обряды, такие как обрезание у мужчин и Тора, которая служит как связующее звено между Богом и человеком. В буддизме, напротив, нет таких жестких правил и обрядов, хотя есть ритуалы и практики, которые помогают развивать духовность. Но во многих случаях, религиозные практики служат одной цели - связыванию человека с высшими духовными силами.Исходя из проведенного исследования, можно заключить, что таинства и обряды являются неотъемлемой частью религиозной практики и играют важную роль в формировании и развитии религиозных общностей. Совершитель таинств - это специально посвященный человек, который является ключевым фигурантом в исполнении религиозных обрядов и таинств. Он несет ответственность за сохранение святости и богослужебной жизни и выполняет важнейшую деятельность внутри общины. Основная задача совершителя таинства заключается в том, чтобы связать человека со сверхъестественным, приблизить его к Богу и научить богослужению. В целом, таинства и обряды связаны с пониманием святости и духовности, и являются неотъемлемой частью религиозного опыта, который направлен на постижение высших духовных ценностей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточникиКурс лекций по пастырскому богословию для студентов Московской Духовной Академии. Загорск, 1967ЛитератураАрхиепископ Афанасий. Екклесиология Апостола Павла. Москва, 2009Богослов Г., избранные творения. Издание Книга по требованию, 2018Буров С. Систематический учебник православной богословии, Православие 2008Волокитин А. Православные таинства. Краткое объяснение святоотеческому учению о таинствах Церкви. Издание Сретенского монастыря 2012Дьяченко Г. Самоиспытание христианина. Вопросы и ответы для подготовки к исповеди Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008Молотников М.Д. Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста с пояснениями ; Скрижаль, 2022Ростовский Д. Жития святых святителя Димитрия Ростовского Издательство: Прогресс, Издательство Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, 1997Святитель Василий Великий, избранные творения. Издание Сретенского монастыря 2010Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898, т.IIIСвященник Павел Флоренский. Из богословского наследия. – Богословские труды. М., 1977, сб. 17, с. 149. Смирнов Д. Граждане неба. Проповеди 1990-1991 г. Протоиерей Димитрий Смирнов, Издание: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2015Татушев А. Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче". Поучения на Великий пост. О покаянии, Издательство Благословение 2008 Творения преподобного Симеона Нового Богослова. Слова и гимны, СибирскаяБлагозвонница, 2011Фиш Т. Таинства и обряды // Христианский взгляд [Электронный ресурс] URL: https://ir.stthomas.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1027&context=encounteringislamШмеман А. Евхаристия. Таинство Царства, Паломникъ 2006Шмеман А., протоиерей. Православное богослужение, Евхаристия – таинство Царства. / Шмеман А YMCA-PRESS», 1984Bragg,E., The Council of All Beings / Bragg,E  Workshop Manual:A Step by Step Guide [Электронныйресурс] URL: http://forests.org/ric/deep-eco/cabcont.htmlBrandon,S.G.F.,‘ReligiousRitual’,inP.Wiener (ed.) / Brandon,S.G.F Dictionary ofthe History ofIdeas ,New York:Scribners,1979 Briggs,B. «Help Wanted»/ Briggs,B.,Restoration & Management Notes 1994 – P.124Darlington,S.M.,‘The Ordination ofa Tree:The Buddhist Ecology Movement inThailand / Darlington,S.M, Ethnology ,37(1) 1998d’Aquili,E.and A.B.Newberg, The Mystical Mind:Probing the Biology ofReligious Experience/ d’Aquili,E.and A.B.Newberg ,Minneapolis:Fortress, 1999 Huxley,J.,‘A Discussion on RitualizationofBehaviour in Animals and Man / Huxley,J.,Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 1966 Jordan,W.R.III.Rituals ofRestoration / Jordan,W.R The Humanist, 1993Parker, R. Obbink D., Sales of Priesthoods on Cos I. Chiron 30. 2000 Richard A. Jesus and Spiral of Violence (Facets) by Horsley, New York/Toronto 1983Schafer,R.M.The Theatre ofConfluence II / Schafer,R.M., Descant ,22(2) 1991 Schechner,R., Essays on Performance Theory,1970–1976  / Schechner,R ,New York:Drama Book 1977Tambiah,S.J.A Performative Approach to Ritual / Tambiah,S.J.Proceedingsofthe British Academy ,65, 1979Villanueva-P., Le cas du thiasedionysiaque, Ktèma 23, 1998 Zeller D. Religion imWandelderKosmologien, Frankfurt: Peter Lang GmbH, 1999 Электронные ресурсыНекоторые обряды иудаизма // Answers [Электронный ресурс] URL: https://www.answers.com/Q/What_are_some_Jewish_sacraments Новая Скрижаль: Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных // Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул [Электронный ресурс] URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru/2014/09/25/1638/Объяснение священнодействий Таинства Крещения // Азбука веры [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zhizn Предметы для проведения таинств // Каталог-обитель [Электронный ресурс] URL: https://catalog.obitel-minsk.com/blog/2020/01/the-sacraments-and-rites-of-the-orthodox-church-what-is-the-differenceПричастие, в чем суть и как совершать правильно // РИА [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20211001/prichastie-1752746213.htmlПрообраз Крещения в Ветхом завете // Icocnews [Электронный ресурс] URL: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/obrezanie-v-vethom-zavete-proobraz-kreshheniya-v-novom.htmlРелигиозный обряд // Udmddn [Электронный ресурс] URL: https://udmddn.ru/articles/religioznyy-obryad/Святая Троица: История и традиции православного праздника // Спутник [Электронный ресурс] URL: https://sputnik.by/20230602/svyataya-troitsa-istoriya-i-traditsii-pravoslavnogo-prazdnika-1076073263.htmlСвященные объекты, используемые в христианстве // Iamruss [Электронный ресурс] URL: http://iamruss.ru/sacred-objects-used-in-orthodox-worship/Семь таинств Римско-Католической церкви // Британника [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/list/the-seven-sacraments-of-the-roman-catholic-churchСимволические знаки в разных религиозных системах // Культурология [Электронный ресурс] URL: https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/simvolicheskie-znaki-v-raznyh-religioznyh-sistemah.html/ampТаинство Пакаяния // Елисаветинский храм Одинцовской Епархии[Электронный ресурс] URL: http://xn----7sbbgncsdakjgxi3cgfp8d.xn--p1ai/confessionТаинство Исцеления // Христианский портал [Электронный ресурс] URL: https://www.truechristianity.info/library/katehizis_katolicheskoj_cerkvi/katehizis_katolicheskoj_cerkvi_0222.phpТаинства и обряды // Храм Святого духа [Электронный ресурс] URL: https://sdhram.ru/about/sacraments_and_rites/Таинства и обряды православной церкви // София [Электронный ресурс] URL: https://www.sofija.ru/blog/tainstva-i-obryady-pravoslavnoy-tserkvi/Христианские православные символы и их значение и смысл // Erudity [Электронный ресурс] URL: https://www.erudity.ru/disease/hristianskie-pravoslavnye-simvoly-ih-znachenie-i-smysl-cimvoly-hristianstva/Церемониально-ритуальные объекты // Британника [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/topic/ceremonial-object/Forms-of-ceremonial-and-ritualistic-objects-according-to-their-functionsЦерковная утварь в обрядах и ритуалах // Православный журнал Фома [Электронный ресурс] URL: https://foma.ru/kadilo.html

Источники
1. Курс лекций по пастырскому богословию для студентов Московской Духовной Академии. Загорск, 1967
Литература
2. Архиепископ Афанасий. Екклесиология Апостола Павла. Москва, 2009
3. Богослов Г., избранные творения. Издание Книга по требованию, 2018
4. Буров С. Систематический учебник православной богословии, Православие 2008
5. Волокитин А. Православные таинства. Краткое объяснение святоотеческому учению о таинствах Церкви. Издание Сретенского монастыря 2012
6. Дьяченко Г. Самоиспытание христианина. Вопросы и ответы для подготовки к исповеди Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008
7. Молотников М.Д. Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста с пояснениями ; Скрижаль, 2022
8. Ростовский Д. Жития святых святителя Димитрия Ростовского
Издательство: Прогресс, Издательство Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, 1997
9. Святитель Василий Великий, избранные творения. Издание Сретенского монастыря 2010
10. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898, т.III
11. Священник Павел Флоренский. Из богословского наследия. – Богословские труды. М., 1977, сб. 17, с. 149.
12. Смирнов Д. Граждане неба. Проповеди 1990-1991 г. Протоиерей Димитрий Смирнов, Издание: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2015
13. Татушев А. Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче". Поучения на Великий пост. О покаянии, Издательство Благословение 2008
14. Творения преподобного Симеона Нового Богослова. Слова и гимны, Сибирская Благозвонница, 2011
15. Фиш Т. Таинства и обряды // Христианский взгляд [Электронный ресурс] URL: https://ir.stthomas.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1027&context=encounteringislam
16. Шмеман А. Евхаристия. Таинство Царства, Паломникъ 2006
17. Шмеман А., протоиерей. Православное богослужение, Евхаристия – таинство Царства. / Шмеман А YMCA-PRESS», 1984
18. Bragg,E., The Council of All Beings / Bragg,E Workshop Manual:A Step by Step Guide [Электронный ресурс] URL: http://forests.org/ric/deep-eco/cabcont.html
19. Brandon,S.G.F.,‘Religious Ritual’,in P.Wiener (ed.) / Brandon,S.G.F Dictionary ofthe History ofIdeas ,New York:Scribners,1979
20. Briggs,B. «Help Wanted»/ Briggs,B.,Restoration & Management Notes 1994 – P.124
21. Darlington,S.M.,‘The Ordination ofa Tree:The Buddhist Ecology Movement inThailand / Darlington,S.M, Ethnology ,37(1) 1998
22. d’Aquili,E.and A.B.Newberg, The Mystical Mind:Probing the Biology ofReligious Experience/ d’Aquili,E.and A.B.Newberg ,Minneapolis:Fortress, 1999
23. Huxley,J.,‘A Discussion on Ritualization ofBehaviour in Animals and Man / Huxley,J.,Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 1966
24. Jordan,W.R.III.Rituals ofRestoration / Jordan,W.R The Humanist, 1993
25. Parker, R. Obbink D., Sales of Priesthoods on Cos I. Chiron 30. 2000
26. Richard A. Jesus and Spiral of Violence (Facets) by Horsley, New York/Toronto 1983
27. Schafer,R.M.The Theatre ofConfluence II / Schafer,R.M., Descant ,22(2) 1991
28. Schechner,R., Essays on Performance Theory,1970–1976 / Schechner,R ,New York:Drama Book 1977
29. Tambiah,S.J.A Performative Approach to Ritual / Tambiah,S.J.Proceedings ofthe British Academy ,65, 1979
30. Villanueva-P., Le cas du thiase dionysiaque, Ktèma 23, 1998
31. Zeller D. Religion im Wandel der Kosmologien, Frankfurt: Peter Lang GmbH, 1999
Электронные ресурсы
32. Некоторые обряды иудаизма // Answers [Электронный ресурс] URL: https://www.answers.com/Q/What_are_some_Jewish_sacraments
33. Новая Скрижаль: Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных // Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул [Электронный ресурс] URL: http://krestovayapustin.cerkov.ru/2014/09/25/1638/
34. Объяснение священнодействий Таинства Крещения // Азбука веры [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zhizn
35. Предметы для проведения таинств // Каталог-обитель [Электронный ресурс] URL: https://catalog.obitel-minsk.com/blog/2020/01/the-sacraments-and-rites-of-the-orthodox-church-what-is-the-difference
36. Причастие, в чем суть и как совершать правильно // РИА [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20211001/prichastie-1752746213.html
37. Прообраз Крещения в Ветхом завете // Icocnews [Электронный ресурс] URL: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/obrezanie-v-vethom-zavete-proobraz-kreshheniya-v-novom.html
38. Религиозный обряд // Udmddn [Электронный ресурс] URL: https://udmddn.ru/articles/religioznyy-obryad/
39. Святая Троица: История и традиции православного праздника // Спутник [Электронный ресурс] URL: https://sputnik.by/20230602/svyataya-troitsa-istoriya-i-traditsii-pravoslavnogo-prazdnika-1076073263.html
40. Священные объекты, используемые в христианстве // Iamruss [Электронный ресурс] URL: http://iamruss.ru/sacred-objects-used-in-orthodox-worship/
41. Семь таинств Римско-Католической церкви // Британника [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/list/the-seven-sacraments-of-the-roman-catholic-church
42. Символические знаки в разных религиозных системах // Культурология [Электронный ресурс] URL: https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/simvolicheskie-znaki-v-raznyh-religioznyh-sistemah.html/amp
43. Таинство Пакаяния // Елисаветинский храм Одинцовской Епархии[Электронный ресурс] URL: http://xn----7sbbgncsdakjgxi3cgfp8d.xn--p1ai/confession
44. Таинство Исцеления // Христианский портал [Электронный ресурс] URL: https://www.truechristianity.info/library/katehizis_katolicheskoj_cerkvi/katehizis_katolicheskoj_cerkvi_0222.php
45. Таинства и обряды // Храм Святого духа [Электронный ресурс] URL: https://sdhram.ru/about/sacraments_and_rites/
46. Таинства и обряды православной церкви // София [Электронный ресурс] URL: https://www.sofija.ru/blog/tainstva-i-obryady-pravoslavnoy-tserkvi/
47. Христианские православные символы и их значение и смысл // Erudity [Электронный ресурс] URL: https://www.erudity.ru/disease/hristianskie-pravoslavnye-simvoly-ih-znachenie-i-smysl-cimvoly-hristianstva/
48. Церемониально-ритуальные объекты // Британника [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/topic/ceremonial-object/Forms-of-ceremonial-and-ritualistic-objects-according-to-their-functions
49. Церковная утварь в обрядах и ритуалах // Православный журнал Фома [Электронный ресурс] URL: https://foma.ru/kadilo.html