Социальная защита Ветеранов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 61 61 страница
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 15.07.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………….........…………. 3

Глава 1. Историко-теоретический анализ социальной помощи ветеранам войн в России……………………………………………………………………....…… 8
1.1. Понятие ветеран в российском законодательстве: исторический аспект……….........…..........................................................................................… 8
1.2. Социальная защита: понятие, общая характеристика.............................. 14
1.3. Социально-психологические проблемы ветеранов……....................…. 27

Глава 2. Особенности социальной защиты отдельных категорий ветеранов……………………………………………............................................33
2.1. Законодательство РФ о социальной защите ветеранов............................... 33
2.2. Льготы и меры социальной защиты отдельных категорий ветеранов....... 37
2.3. Анализ эффективности социальной защиты ветеранов на примере законодательства Омска и Омской области…………………………………… 48

Заключение……………………………………………………………………… 53

Библиографический список ………………………………….....................…… 57
Фрагмент для ознакомления

Ежемесячная денежная выплата предоставляется при одновременном наличии следующих условий:- неполучение мер социальной поддержки в денежной форме, установленных федеральным и областным законодательством, за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно, а также на определенный срок с установленной периодичностью, и мер социальной поддержки, предоставляемых в виде ежегодных денежных выплат отдельным категориям граждан ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 –  1945 годов;- ежемесячный доход гражданина, имеющего звание "Ветеран Омской области", составляет не более 175 процентов величины прожиточного минимума пенсионера в Омской области, установленной законом Омской области на соответствующий год. Порядок определения ежемесячного дохода гражданина, имеющего звание "Ветеран Омской области", назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Омской области.Меры социальной поддержки предоставляются Министерством труда и социального развития Омской области через подведомственные учреждения Министерства по месту проживания гражданина. Размер ежемесячной денежной выплаты – 550 руб. Для получения мер социальной поддержки гражданин, имеющий право на получение мер социальной поддержки, представляет в подведомственное учреждение Министерства по месту проживания следующие документы: • заявление; • паспорт или иные документы, удостоверяющие личность гражданина и место его жительства; • документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки; • реквизиты банковского счета (при желании гражданина получать меры социальной поддержки через кредитную организацию)• трудовая книжка или ее заверенная в установленном законодательством порядке копия, а также документы, содержащие сведения о размерах заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, пособия по безработице, доходов от занятий предпринимательской деятельностью (включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства), оплаты работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, заключенным в соответствии с федеральным законодательством, за последние три месяца, предшествующие месяцу обращения гражданина в учреждение, - для граждан, достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, до назначения им пенсии.В рамках Министерства труда и социального развития Омской области функционирует Oтдел по делам ветеранов и граждан пожилого возраста.Основные задачи отдела1) реализация основных направлений и приоритетов социальной политики по решению комплексных проблем социальной защиты граждан пожилого возраста, ветеранов труда, ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей, ветеранов боевых действий и членов их семей, инвалидов, лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также предоставления социальных гарантий Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы и гражданам, награжденным государственными наградами Омской области, удостоенным почетных званий Омской области (далее – отдельные категории граждан); 2) оказание территориальным органам Министерства труда и социального развития Омской области (далее – Министерство), государственным учреждениям Омской области – многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональные центры) информационной, практической и методической помощи по вопросам, входящим в компетенцию отдела.Основные функции отдела:1) ведение региональной базы данных отдельных категорий граждан, проживающих на территории Омской области, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные областным законодательством;2) организация работы по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Омской области;3) осуществление сверки реестров граждан, представляемых организациями, оказывающими услуги населению (кроме жилищно-коммунальных услуг), в отношении которых законодательством предусмотрены меры социальной поддержки, с базой данных ветеранов, граждан пожилого возраста, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также лиц, награжденных золотой медалью "За особые заслуги перед Омской областью" или удостоенных почетного звания Омской области "Почетный гражданин Омской области", Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;4) подготовка информации о положении дел в сфере социальной защиты населения и предложений на долгосрочную и краткосрочную перспективу по вопросам, относящимся к компетенции отдела;5) разработка в установленном порядке методических материалов для территориальных органов Министерства, многофункциональных центров по основным направлениям и приоритетам социальной политики в сфере социальной защиты населения в рамках своей компетенции;6) разработка проектов правовых актов Омской области, Министерства по вопросам, относящимся к компетенции отдела;7) оказание организационно-методической помощи территориальным органам Министерства, многофункциональным центрам (проведение семинаров, встреч, других мероприятий по вопросам, входящим в компетенцию отдела);8) взаимодействие с органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, организациями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в рамках компетенции отдела;9) формирование сводных списков граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;10) рассмотрение обращений юридических и физических лиц, подготовка по ним проектов ответов, ведение приема граждан;11) подготовка информации по вопросам, входящим в компетенцию отдела, для освещения в средствах массовой информации;12) организация работы по присвоению звания "Ветеран Омской области";13) осуществление контроля за деятельностью многофункциональных центров по вопросам, входящим в компетенцию отдела, координация деятельности территориальных органов Министерства по вопросам присвоения звания "Ветеран труда", выдачи удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, о праве на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;14) ведение общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и проживающих на территории Омской области;15) осуществление расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате проезда;16) осуществление организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;17) проведение мониторинга численности ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;18) осуществление сбора, обобщения, анализа статистической информации (отчетности), предоставленной территориальными органами Министерства, многофункциональными центрами;19) обеспечение (совместно с аналитическим отделом Министерства) проведения отбора социально ориентированных некоммерческих организаций ветеранов (пенсионеров), не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющих деятельность в социальной сфере, имеющих право на получение субсидий (далее соответственно – отбор, некоммерческие организации ветеранов), а также обеспечение рассмотрения документов, представленных некоммерческими организациями ветеранов для участия в отборе, подготовки предложений по перечню мероприятий (социально значимых проектов (программ), обучения) и направлениям расходов заявленных к финансированию за счет субсидий и представление данных документов в комиссию по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющим деятельность в социальной сфере;20) осуществление взаимодействия с общественными организациями ветеранов (пенсионеров) в форме встреч, консультаций, круглых столов, семинаров и иных мероприятий, в пределах своей компетенции оказание методической и консультационной помощи общественным организациям ветеранов (пенсионеров);21) осуществление иных функции в соответствии с федеральным и областным законодательством.Таким образом, в Омске и Омской области в отношении ветеранов действует комплексная система льгот и иных мер социальной поддержки. Эффективность данный мер будет оценена в следующем параграфе дипломной работы.2.3. Анализ эффективности социальной защиты ветеранов на примере законодательства Омска и Омской областиОсновы социальной защиты населения в регионе установлены Кодексом Омской области о социальной защите граждан, утвержденным Законом Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской областидо 2030 года, в Омской области обеспечивается предоставление мер социально поддержки (далее – меры СП) различным категориям граждан (ежемесячные и ежегодные денежные выплаты, пособия, компенсации, материальное обеспечение, меры СП по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатный проезд на общественном транспорте и др.). Ежегодно меры СП предоставляются порядка 500 тыс. человек. В 2020 году в объем предоставленных мер СП составил более 11,7 млрд. рублей, из которых 7,6 млрд. рублей – средства областного бюджета. Самыми многочисленными категориями граждан, получающих меры СП, являются ветераны труда (106,9 тыс. человек), инвалиды (118,5 тыс. человек), ветераны Омской области (46,4 тыс. человек), семьи, зарегистрированные в качестве многодетных (31,1 тыс. семей, 135 тыс. детей). В рамках государственной программы Омской области "Доступная среда" реализуются мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов. С 1 января 2015 года начата реализация Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребностей конкретного гражданина в социальных услугах. Кроме того, комплексными центрами социального обслуживания населения в рамках предоставления социальных услуг проводится работа с родителями, несовершеннолетними и иными членами семьи несовершеннолетнего, направленная на восстановление детско-родительских отношений, избавление от алкогольной зависимости, повышение уровня санитарно-гигиенической грамотности, решение семейных проблем собственными силами и т.д. в целях вывода семьи из социально опасного положения, трудной жизненной ситуации, а порой из ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребенка. Ключевой задачей Правительства Омской области остается сохранение высокого уровня социальной защищенности населения с дальнейшим повышением доступности, широты охвата и качества предоставляемых услуг.Омская область отмечена в числе регионов, которые находят возможность сохранять действующие и вводить дополнительные меры поддержки ветеранов. Отмечен, в частности, опыт создания приёмных семей для ветеранов, нашедший в Омской области широкое применение. На сегодняшний день в регионе для людей старшего возраста создано уже более 160 таких семей. За счёт собственных средств Омская область продолжает ремонтировать помещения ветеранов, не имеющих права на улучшение жилищных условий в рамках федеральной программы. Ежегодно участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории жителей получают единовременные выплаты к очередной годовщине Победы из областного бюджета.В 2023 году преддверии праздника Великой Победы помимо федеральных выплат омским ветеранам Великой Отечественной войны оказывается региональная поддержка. Свидетелям военных лет денежные средства поступают автоматически, никаких заявлений подавать не нужно. Предпраздничные выплаты полагаются основным категориям граждан, которые лично застали Великую Отечественную войну.В 2023 году выплату ко Дню Победы получили участники и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы погибших и умерших участников войны, труженики тыла, сироты войны, жители блокадного Ленинграда, бывшие узники концлагерей:- участники и инвалиды Великой Отечественной войны – 5 тыс. рублей;- вдовы участников Великой Отечественной войны – Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы – 12 тыс. рублей;- вдовы погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны – 3,5 тыс. рублей;- бывшие узники концлагерей, гетто, др. мест принудительного содержания – 2,5 тыс. рублей;- награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" – 2,5 тыс. рублей;- труженики тыла – 2 тыс. руб.;- сироты войны – 2 тыс. рублей.   Порядка 12 тыс. ветеранов Омской области получили региональные выплаты на общую сумму 26,6 млн рублей.По данным Министерства труда и социального развития Омской области, за счет средств областного бюджета ветераны Великой Отечественной войны охвачены следующими мерами социальной поддержки: ежемесячные выплаты к пенсии, ежегодная выплата ко Дню Победы, бесплатный проезд по территории Омской области, зубопротезирование, компенсация расходов при приобретение слуховых аппаратов, компенсация расходов на догазификацию и др.Повышению эффективности мер по социальной защите ветеранов активно способствует деятельность Омской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) и Омского областного союза ветеранов.Задачи Организации: 1. Повышение социальной и общественной активности граждан старшего поколения, общения пожилых людей, развитию культуры, совершенствованию форм организации досуга людей пожилого возраста. 2. Совершенствование деятельности районных и сельских местных ветеранских организаций, взаимодействия между ними с использованием возможностей Интернета, повышения общей компьютерной грамотности людей пожилого возраста (Word, Internet, Skуpe) (особенно в сельской глубинке). 3. Сохранение исторической памяти, знакомство с историческим прошлым родного края. 4. Использование новых форм и методов работы областного ресурсного центра по поддержке и дальнейшему развитию общественных организаций, входящих в состав Организации, организация семинаров, круглых столов, мастер-классов по обучению представителей общественных организаций проектной деятельности и участию в конкурсных отборах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 5. Привлечение ветеранов к участию в патриотическом воспитании молодежи, передаче ей лучших традиций в труде и служении Отечеству. 6. Подготовка мероприятий и проектов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и её достойной встречи. 7. Продолжение работы по оказыванию помощи в содержании воинских захоронений, памятников, обелисков и мемориальных досок и установление памятников участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., умершим (погибших) до 12 июня 1990 года и не имеющих близких родственников.Таким образом, необходимо подчеркнуть, что Омская область является одним из лидирующих в Российской Федерации субъектов с точки зрения критерия эффективности социальной защиты ветеранов. ЗаключениеКонституционные нормы, определяющие российское государство как социальное и закрепляющие право каждого на социальное обеспечение, приводят к выводу, что у государства имеется обязанность перед гражданином обеспечить достойный уровень и качество его жизни. Актуальность теоретического осмысления и анализа правовых основ социальной защиты ветеранов в современной России подтверждается, во-первых, увеличением числа научных исследований правоведов, социологов, политологов по данной проблематике, во-вторых, выбором новых путей внутригосударственного развития страны, направленных на обеспечение прежде всего региональной безопасности.Система социальной защиты ветеранов предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на реализацию прав, гарантий, оказание социальной поддержки с целью обеспечения достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе данной категории граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.Безусловно, на современном этапе развития России основными элементами системы социальной защиты ветеранов являются социальное страхование, социальное обеспечение и социальная помощь, зависящие от развития и потенциала экономики, тесно связанные с политикой государства, заботой о социальном благополучии людей труда и неработающих слоев населения.Ветераны и участники боевых действий - это одна из самых уязвимых, нуждающихся в специальной поддержке и защите категория граждан. Статус ветерана в Российской Федерации представляет совокупность дополнительных прав и гарантий социальной защиты, а также мер социальной поддержки, которые установлены государством. Статус присваивается для обеспечения им достойного уровня жизни, почета и уважения в обществе. Понятия «ветеран» и «участник боевых действий» схожи, но с точки зрения законодательства имеют некоторые отличия. И ветераны, и участники – это те, кто непосредственно находились в зоне конфликтов и участвовали в воинских операциях. Но ветераны находятся в горячих точках более продолжительное время, чем участники боевых действий. Статус ветерана присваивается только служащим воинских подразделений, в то время как участниками признаются лица, служившие в МВД, ФСИН или гражданские лица, участвовавшие в боевых действиях. Однако, государство четко не разграничивает эти две категории и предоставляет им одинаковые права и льготы. Анализ литературы по проблеме исследования и действующего законодательства показал, что основным законодательным актом, регламентирующим меры социальной поддержки ветеранов и участников боевых действий, является Федеральный Закон «О ветеранах». Изучение данного закона и других нормативных актов позволило определить, какая помощь оказывается в нашей стране и какая необходима, для обеспечения всех необходимых потребностей лицам, имеющим статус «ветеран». Таким образом, социальная защита ветеранов предполагает осуществление системы социальных мер, направленных на создание благополучия этой категории граждан. Ветераны в Российской Федерации активно включены в систему обязательного социального страхования: им предоставляется медицинская помощь, пенсионное обеспечение как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, выплачиваются социальные пособия. Также ветераны могут стать субъектами реализации добровольного социального страхования, которое призвано обеспечить дополнительный уровень социальной защиты гражданам по сравнению с обязательным страхованием и реализуется за счет средств, полученных в виде взносов либо непосредственно от граждан за счет их собственных доходов, либо от работодателей, страхующих работников из прибыли фирмы.Важным элементом системы социальной защиты ветеранов является также социальная помощь, которая осуществляется в следующих видах: социальные услуги, денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, социальные доплаты к пенсии); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты и другие жизненно необходимые товары) [8]. Огромной проблемой в функционировании социальной помощи ветеранам является слабая реализация принципа адресности социальной поддержки ветеранов (хотя именно он указан в качестве первоочередной цели в Законе). На решение этой проблемы сегодня направлены усилия органов государственной власти.Велика роль благотворительных организаций в построении системы социальной защиты ветеранов в России. Они являются государственно-правовым механизмом поддержки гражданского общества в стране. Подобных ветеранских организаций в России немало, они оказывают помощь разным категориям ветеранов (некоммерческое партнерство «Союз благотворительных организаций России», Российский общественный благотворительный фонд ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил, Российский союз ветеранов Афганистана и др.). Анализ уставов большинства благотворительных ветеранских организаций показывает, что их ключевыми задачами являются: оказание помощи в социальной реабилитации, сохранение и улучшение духовного, морального и физического здоровья, сохранение и (или) создание благоприятного социально-бытового и общественно-политического пространства для ветеранов и членов их семей. Работа благотворительных организаций дополняет функционирование системы социальной защиты ветеранов, делает ее открытой, доступной, позволяет реализовать принципы гуманности и справедливости, на которых базируется социальное государство. Таким образом, на современном этапе развития России как социального государства сформирована устойчивая система социальной защиты ветеранов, включающая несколько структурных элементов: социальное страхование, социальное обеспечение, социальную помощь, благотворительность, каждый из которых имеет правовую базу. Несмотря на противоречия в трактовке содержания этих базовых элементов, сама система представляет собой комплексное образование, эффективное функционирование которого зависит от уровня развития экономики, гражданского общества, правовой культуры.Библиографический списокНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 04.08.2022) «О ветеранах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 16.01.1995. № 3. Ст. 168.Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О днях воинской славы и памятных датах России" / Российская газета, N 52, 15.03.1995Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ “О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации” / URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404891633/ (дата обращения 15.11.2022г.)Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (в ред. ФЗ № 1 от 28.01.2022) / Российская газета от 5 октября 2018 г. N 223Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6.1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"/ Российская газета от 27 декабря 2021 г. N 294Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ(ред. от 26.05.2021)"О накопительной пенсии" / Российская газета, N 295, 30.12.2013Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О государственной социальной помощи" / Российская газета, N 142, 23.07.1999Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" / Российская газета", N 84, 06.05.1996Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.12.2022) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" / Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328Указ Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 (ред. от 21.12.2020) "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" / СЗ РФ, 10.12.2012, N 50 (ч. 5), ст. 7017Указ Президента РФ от 19.05.1995 № 501 (ред. от 18.12.2016) «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 22.05.1995. – Ст. 1960.Постановление Правительства РФ от 05.10.1999 № 1122 (ред. от 21.05.2020) «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 18.10.1999. – Ст. 5038.Постановление Правительства РФ от 19.12.2003 № 763 (ред. от 07.10.2022) «Об удостоверении ветерана боевых действий» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.12.2003. – Ст. 5064.Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). – 15.10.2019. – № 0001201910150005.Приказ Минздрава России от 28.09.2020 № 1029н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). – 27.10.2020. – № 0001202010270044.Научная и учебная литератураАракчеев В. С. Пенсионное право России. М.: Юридический центр Пресс, 2014. 384 c.Баймуратов Б.А. Финансы Казахстана. Том 2. Алматы: БИС. 2015. 230с. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2009. 576 с.Зеленина А.Ю. Тенденции развития социально-обеспечительных процедур под влиянием всеобщей информатизации и цифровизации // Социальное и пенсионное право. 2022. N 1. С. 5 - 9Карнеева Е. Ю. Социальная защита ветеранов и пенсионеров в России: анализ региональных практик // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2019. № 1(19). С. 49-63. Кожевникова М. С. Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 8 (403). С. 107-109Чирков С.А. К постановке вопроса о целесообразности развития беззаявительных процедур в пенсионном праве // Социальное и пенсионное право. 2019. N 3. С. 17 - 19Электронные ресурсы Закон Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан"/ URL: https://base.garant.ru/15538961/)дата обращения 15.06.2023г.) Постановление Правительства Омской области от 12.10.2022 N 543-п "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года" / URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5500202210130019(дата обращения 15.06.2023г.)Опыт Омской области по социальной защите ветеранов отмечен на федеральном уровне/ URL: https://tass.ru/novosti-partnerov/1604587(дата обращения 15.06.2023г.)Ежемесячная денежная выплата // URL: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/federal_beneficiaries/edv/ (10.06.2023).URL: http://omskmintrud.ru/?newsid=47895 (дата обращения 15.06.2023г.)URL: https://guit.omskportal.ru/oiv/mtsr/otrasl/SOCPODDERZHKA/SocpoddershkaInvalidov/PerechenKategoriy (дата обращения 15.06.2023г.) URL: http://nko-omsk.ru/images/document/Veteran_pensioner_1.pdf(дата обращения 15.06.2023г.)

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 04.08.2022) «О ветеранах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 16.01.1995. № 3. Ст. 168.
3. Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О днях воинской славы и памятных датах России" / Российская газета, N 52, 15.03.1995
4. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ “О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации” / URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404891633/ (дата обращения 15.11.2022г.)
5. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (в ред. ФЗ № 1 от 28.01.2022) / Российская газета от 5 октября 2018 г. N 223
6. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6.1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"/ Российская газета от 27 декабря 2021 г. N 294
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О накопительной пенсии" / Российская газета, N 295, 30.12.2013
9. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О государственной социальной помощи" / Российская газета, N 142, 23.07.1999
10. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" / Российская газета", N 84, 06.05.1996
11. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.12.2022) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" / Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328
12. Указ Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 (ред. от 21.12.2020) "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" / СЗ РФ, 10.12.2012, N 50 (ч. 5), ст. 7017
13. Указ Президента РФ от 19.05.1995 № 501 (ред. от 18.12.2016) «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 22.05.1995. – Ст. 1960.
14. Постановление Правительства РФ от 05.10.1999 № 1122 (ред. от 21.05.2020) «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 18.10.1999. – Ст. 5038.
15. Постановление Правительства РФ от 19.12.2003 № 763 (ред. от 07.10.2022) «Об удостоверении ветерана боевых действий» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.12.2003. – Ст. 5064.
16. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). – 15.10.2019. – № 0001201910150005.
17. Приказ Минздрава России от 28.09.2020 № 1029н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). – 27.10.2020. – № 0001202010270044.

Научная и учебная литература
18. Аракчеев В. С. Пенсионное право России. М.: Юридический центр Пресс, 2014. 384 c.
19. Баймуратов Б.А. Финансы Казахстана. Том 2. Алматы: БИС. 2015. 230с.
20. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2009. 576 с.
21. Зеленина А.Ю. Тенденции развития социально-обеспечительных процедур под влиянием всеобщей информатизации и цифровизации // Социальное и пенсионное право. 2022. N 1. С. 5 - 9
22. Карнеева Е. Ю. Социальная защита ветеранов и пенсионеров в России: анализ региональных практик // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2019. № 1(19). С. 49-63.
23. Кожевникова М. С. Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 8 (403). С. 107-109
24. Чирков С.А. К постановке вопроса о целесообразности развития беззаявительных процедур в пенсионном праве // Социальное и пенсионное право. 2019. N 3. С. 17 - 19

Электронные ресурсы
25. Закон Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан"/ URL: https://base.garant.ru/15538961/)дата обращения 15.06.2023г.)
26. Постановление Правительства Омской области от 12.10.2022 N 543-п "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года" / URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5500202210130019(дата обращения 15.06.2023г.)
27. Опыт Омской области по социальной защите ветеранов отмечен на федеральном уровне/ URL: https://tass.ru/novosti-partnerov/1604587(дата обращения 15.06.2023г.)
28. Ежемесячная денежная выплата // URL: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/federal_beneficiaries/edv/ (10.06.2023).
29. URL: http://omskmintrud.ru/?newsid=47895 (дата обращения 15.06.2023г.)
30. URL: https://guit.omskportal.ru/oiv/mtsr/otrasl/SOCPODDERZHKA/SocpoddershkaInvalidov/PerechenKategoriy (дата обращения 15.06.2023г.)
31. URL: http://nko-omsk.ru/images/document/Veteran_pensioner_1.pdf(дата обращения 15.06.2023г.)