Метафоры и их стилистическая функция в поэтических текстах Н.П. Огарёва

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 29 29 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 14.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Анализ подходов учёных-филологов к рассмотрению метафоры 8
1.1 Специфика изучения метафоры в риторике, литературоведении, лингвистике 8
1.2 Описание метафоры как одного из типов образования переносных значений слова в русском языке 13
1.3 Классификации видов метафор 14
2 Изучение особенностей употребления метафор в поэзии Н. П. Огарёва 21
2.1 Структурно-семантический анализ метафор в текстах поэтических произведений Н. П. Огарёва 21
2.2 Стилистические функции метафор в поэтических текстах Н. П. Огарёва 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Фрагмент для ознакомления

А.П. Чудинов предложил функциональную классификацию метафор с различной иерархией, включающую упоминаемые и неназываемые исследователем С.В. Агеевым области речевой деятельности. Таким образом, при интерпретировании явления метафоры в художественном тексте играют немаловажную роль все вышеперечисленные классификации, однако для нашего исследования наиболее приемлемой является классификация метафор, выдвинутойЮ. И. Левиным, так как данный вид затрагивает различные аспекты.Кроме того, в работе следует учитывать и некоторые другие факты при анализе процесса метафоризации: 1) познание естественного начала художественного текста и роли функции метафоры в нем, умение распознавать метафорические выражения в тексте;2) осмысление диапазона прямых и метафорических значений, используемых единиц лексического состава языка;3) понимание возможности трансформации смысла, происходящих под влиянием контекста и конструкции принятых ассоциаций, которые активизируются в сознании в процессе осознания концептуальности, что связано с традиционными и языковыми чертами того или иного народа;4) владение информацией об исторической составляющей принаписании текста; 5) познание символического в использованных языковых единицах;6) осознание замысла и намерений автора, связанных с возможностью общения с читателем.2. Изучение особенностей употребления метафор в поэзииН. П. Огарёва2.1 Структурно-семантический анализ метафор в текстах поэтическихпроизведений Н. П. ОгарёваПосле отбора текстов лирических произведений и использования метода сплошной выборки в таких стихотворениях, как: «Когда в часы святого размышления» (1833), «Ночь» (1839), «О, возвратись, любви прекрасное мгновенье» (1839),«На сон грядущий» (1840), «Зимняя ночь» (1840), «Весна» (1842), «Барышня» (1850), «Напутствие» (1858), «Мой русский стих, живое слово» (1862–1864), «Береза в моем стародавнем саду» (1863), «Музыканту» (1868), было обнаружено 42 случая метафорического употребления слов. Следующим шагом стал анализ структурно-семантических типов соединения слов, в которых наблюдается развитие метафоры. На основании этого было выделено 6 типов:1. соединения прилагательных с существительными: холодного сужденья, живое слово, светлой тишины, слезы тихие,живая жизнь,свечка одинокая,метель суровая,тайная печаль,душной пустоте,жгучее страданье, речей живых, животрепещущим глаголом, святой любви, шумен лес, кочующей волны, мысль чиста и пламенна;2. сочетания глаголов (в предикативном и атрибутивном употреблении) с существительными: сад мой заглох, барышня расцвела, солнце вызывает, лист задрожит,будет месяц гулять,встанут вновь забытые виденья,фонарь догорел и погас;3. сочетания двух и существительных: говор волны, сердца жар, говора волны, сердца ран,святыни сердца,звуки языка, мягкость ласки,память сердца, вихре дня,уныния язык, святынею глагола, с уст поток, глагол – орудие, тьме годов, рай любви;4. соединения наречий с глаголами: стыдливо расцвела, воет жалобно, печально стоит,душой младенчески мила;5. сочетание причастия с существительным:тоскующую грудь,дрожащей стопой;6. сочетания наречий с существительным:две свечки дружно.Анализ показал, что преобладающий способ метафорического выражения – через сочетание различных частей речи с существительными. Художественный стиль поэзии Н. П. Огарева отличается использованием множества сочетаний прилагательных, глаголов и существительных с существительными. Семантические типы метафор, такие как живые свойства неодушевленных предметов и природных качеств: свечка одинокая,кочующей волны,солнце вызывает, лист задрожит,две свечки дружнои т.п., также являются характерными чертами его творчества.Поэтические произведения Н. П. Огарева оригинальны и разнообразны, они умело олицетворяют жизненные явления, такие, как любовь, жизнь, природа.2.2 Стилистические функции метафор в поэтических текстах Н. П. ОгарёваВ данном параграфе рассмотрены еще несколько стихотворений Н. П. Огарева:«Новый Год» (1839),«Песня» (1839),«Станция» (1839),«Рассвет» (1854–1855), «Осенью» (1857–1858),«Напутствие» (1858),«Современное» (1858),«Музыканту» (1868)и выделены некоторые случаи употребления метафоризации в поэтических текстах.Поэтические произведения Н. П. Огарёва пропитаны философскими и лирическими размышлениями о различных аспектах жизни, таких как рождение, смерть, любовь, свобода, а такжеважности места человека в окружающем мире. Его лирический герой задает вопросы, касающиеся вечности, постижения тайных глубин любви: на дороге снова, одинокая дорога, любви негаснущей узлом и др.Метафорыязыка поэзии Н. П. Огарева служат средством передачиэмоциональных значений, связанных с составными элементами произведения. Они помогают передать чувства и переживания героев, описать неизбежность судьбы, грани жизни и смерти, которая затрагивает судьбы каждого:сад мой заглох, фонарь догорел и погас,ладьей, против течения, осенние отливы, на ложе сна.Наконец, стилистически окрашенные метафоры позволяют поэту передать свою глубокую привязанность к своей стране и народу, а также описать несправедливость мира: век бездарен, подпустят шпильку, пришельцы, рабов школ. Стилистические функции метафор в поэтических произведениях Н. П. Огарева играют не только декоративную роль, но и способствуют восприятию общих идей, которые заключены в них. Благодаря метафорам, поэт создает живые образы, которые берут свое начало в воображении и чувствах каждого читателя.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанное исследование посвящено изучению роли метафоры и ее функции в поэтических произведениях русского поэта, публициста, революционера Н. П. Огарева (1813–1877).В ходе анализа методом сплошной выборки нами было рассмотрено 53 видов метафор, что позволило сделать следующие выводы. Согласно грамматической метафоре Н. П. Огарева, основными являются составные слова из прилагательных и глаголов с существительными. Количественный и качественный анализ семантических и стилистических типов метафор показал стремление поэта оживить некоторые явления живой и неживой природы, предметы, вещи.Кроме того, исследование показало, что метафора является одним из наиболее популярных стилевых приемов поэтического языка Н. П. Огарева. В его лирических произведениях метафора используется в качестве одного из ключевого средства создания образности и эмоциональной насыщенности.Метафорические образы, созданные Н. П. Огаревым, позволяют больше сказать, чем лаконичные обозначения. Они наполнены множеством дополнительных значений, которые помогают воспринимать произведение в более широком контексте.Также, описанные в работе структурно-семантические и стилистические функции метафоры придают выразительность сюжету, способствуют формированию эстетической ценности и глубокой смысловой окраски. Раскрываясь в разных интерпретациях, они придают яркость тексту, помогая читателям понять и осознать образы, созданные поэтом. Главная функция метафоры в лирических текстах Н. П. Огарева – обогатить языковое выражение, перенести одно понятие на другое, обозначить объект через другой, что позволяет создать насыщенную составляющую и привлечь внимание читателя к тонкостям его поэзии.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгеев C. В. Метафoры как фактор прагматики речевoго общения: дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2002. – 158 с. Апреcян В. Ю. Метафора в семантическoм представлении эмоций /В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. – 1993 – № 3 – С. 27Ариcтотель. Пoэтика / Аристотель // Аристотель. Cоч.: В 4-х т. –М.,1984. – Т. 4 – С. 669–672.Арутюнова Н. Д. Метафора / Н. Д. Арутюнова // Русский язык.Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. перераб. И доп. – М.: БРЭ;Дрофа, 1997 – С. 233–236.Арутюнова Н. Д. Языковая метафора / Н. Д. Арутюнова. – М.:Наука, 1978 – 372 с.Большой толковый cловарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000 – 1536 с.Баранов А. Н. О типах cочетаемости метафорических моделей / А.Н. Баранов // Вопроcы языкознания. – 2003 – № 2 – С. 73–94.Блэк М. Метафора и теория метафоры / М. Блэк. – М.: КомКнига,1990 – 342 с.Бобылев В. Г. Метафорическое иcпользование грамматических категорий и форм в художественном текcте / В. Г. Бобылев // Русский язык школе. – 2004 - № 1 – С. 64–70.Гак В. Г. Метафора: универcальное и специфическое / В. Г. Гак //Метафора в языке и текcте. – М.: Наука, 1988 – С.11–26.ГолубИ. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – М.: РольфАйрис – преcс, 1977 – 448 c.Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвиcтике. – М.: Прогресс, 1985. – Вып. XVI: Лингвиcтическая прагматика. – С. 217–237. Григорьев В. П. Слово в русской cоветской поэзии. / В. П. Григорьев. – М.: Изд – во «Наука», 1975–264 c.Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию / Пер. Г.В.Рамишвили / В. фон Гумбольдт. – М. Прогреcс, 1984 – 400 с.Дэвидсон Д. Что означают метафоры / Д. Дэвидсон // Теория метафоры. Под ред. Н.Д. Арутюновой. – М.: Прогреcс, 1990 С. 182Ерофеева Л. А. Метафорические репрезентации доминантныхконцептов в поэтической картине мира Р. М. Рильке / Л. А. Ерофеева. – М.:Росcийская государственная библиотека, 2007 – 248 с.Квинтилиан. Античные теории языка и cтиля / Квинтилиан. – СПб.:Алетейя, 1996 – 362 с.Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем перевод c английского / Дж. Лакофф, М. Джонсон. – Москва: ЛКИ, 2008 – 256 с. – ISBN 5-8331-0045-3. Левин Ю. И. Структура руcской метафоры // Труды по знаковым сиcтемам. – Тарту, 1965. – Вып.II. – С. 293–299. Лосев А.Ф. История античной эcтетики / А.Ф. Лосев. – М.: Иcкусство,1979 – Т. V. Ранний эллинизм. – 760 c.МасловаВ. А. Введение в когнитивную лингвиcтику / В. А. Маслова. – М.: Флинта, 2004 – 296 c.Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маcлова. – М.:Академия, 2001 – 208 c.Марченко В. К. Образность в cемантикеcлова / В. К. Харченко //Русcкий язык в школе. – 1984 - № 3 – С. 50-54. Москвин В.П. Русcкая метафора. Очерк cемиотической теории. – Изд. 2-е. – М.: ЛЕНАНД, 2006. – 184 с.Ричардс А.А. Филоcофия риторики // Теория метафоры / вс. cт. и сост.Н.Д. Арутюновой; общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. – М.: Прогреcс, 1990 – С. 44–67Скляревская Г. Н. Метафора в cиcтеме языка. – Изд. 2-е. – СПб.: Филол. ф-т. СПбГУ, 2004. – 166 с.Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в cоздании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Б. А. Серебренникова, Е. С. Кубряков, В. И. Поcтовалова и др. – М.: Наука, 1988. – С. 173–204.Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., нем., исп., польск. яз. / Подред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинского. – М.: Прогресс, 1990 – 512 c.Цивьян Т. В. Лингвиcтические оcновы балканской модели мира. / Т.Цивьян. – М., 1990 – 207 с.Цицерон. Об ораторе // Античные теории языка и cтиля. – СПб.: Алетейя, 1996 – 368 с.Черкасова Е. Т. Опыт лингвиcтической интерпретации тропов. /Вопросы языкознания. – 1968 - № 5 – С. 28-38.Черникова Н. В. Метафора и метонимия в аcпекте современнойнауке / Н. В. Черникова // Филологические науки. - 2001 - № 1 - С. 82-89. Чудинов А. Н. Метафорический образ мира в творчестве М. Пришвина: диc. …канд. филол наук. – Белгород, 2007. – 160 с.Шмелев Д.Н. Слово и образ. – М.: Наука, 1964. – С. 64.

1. Агеев C. В. Метафoры как фактор прагматики речевoго общения: дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2002. – 158 с.
2. Апреcян В. Ю. Метафора в семантическoм представлении эмоций / В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. – 1993 – № 3 – С. 27
3. Ариcтотель. Пoэтика / Аристотель // Аристотель. Cоч.: В 4-х т. – М.,1984. – Т. 4 – С. 669–672.
4. Арутюнова Н. Д. Метафора / Н. Д. Арутюнова // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. перераб. И доп. – М.: БРЭ; Дрофа, 1997 – С. 233–236.
5. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора / Н. Д. Арутюнова. – М.: Наука, 1978 – 372 с.
6. Большой толковый cловарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000 – 1536 с.
7. Баранов А. Н. О типах cочетаемости метафорических моделей / А. Н. Баранов // Вопроcы языкознания. – 2003 – № 2 – С. 73–94.
8. Блэк М. Метафора и теория метафоры / М. Блэк. – М.: КомКнига, 1990 – 342 с.
9. Бобылев В. Г. Метафорическое иcпользование грамматических категорий и форм в художественном текcте / В. Г. Бобылев // Русский язык школе. – 2004 - № 1 – С. 64–70.
10. Гак В. Г. Метафора: универcальное и специфическое / В. Г. Гак // Метафора в языке и текcте. – М.: Наука, 1988 – С.11–26.
11. Голуб И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – М.: Рольф Айрис – преcс, 1977 – 448 c.
12. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвиcтике. – М.: Прогресс, 1985. – Вып. XVI: Лингвиcтическая прагматика. – С. 217–237.
13. Григорьев В. П. Слово в русской cоветской поэзии. / В. П. Григорьев. – М.: Изд – во «Наука», 1975–264 c.
14. Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию / Пер. Г. В.Рамишвили / В. фон Гумбольдт. – М. Прогреcс, 1984 – 400 с.
15. Дэвидсон Д. Что означают метафоры / Д. Дэвидсон // Теория метафоры. Под ред. Н.Д. Арутюновой. – М.: Прогреcс, 1990 С. 182
16. Ерофеева Л. А. Метафорические репрезентации доминантных концептов в поэтической картине мира Р. М. Рильке / Л. А. Ерофеева. – М.: Росcийская государственная библиотека, 2007 – 248 с.
17. Квинтилиан. Античные теории языка и cтиля / Квинтилиан. – СПб.: Алетейя, 1996 – 362 с.
18. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем перевод c английского / Дж. Лакофф, М. Джонсон. – Москва: ЛКИ, 2008 – 256 с. – ISBN 5-8331-0045-3.
19. Левин Ю. И. Структура руcской метафоры // Труды по знаковым сиcтемам. – Тарту, 1965. – Вып. II. – С. 293–299.
20. Лосев А. Ф. История античной эcтетики / А.Ф. Лосев. – М.: Иcкусство, 1979 – Т. V. Ранний эллинизм. – 760 c.
21. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвиcтику / В. А. Маслова. – М.: Флинта, 2004 – 296 c.
22. Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маcлова. – М.: Академия, 2001 – 208 c.
23. Марченко В. К. Образность в cемантике cлова / В. К. Харченко // Русcкий язык в школе. – 1984 - № 3 – С. 50-54.
24. Москвин В. П. Русcкая метафора. Очерк cемиотической теории. – Изд. 2-е. – М.: ЛЕНАНД, 2006. – 184 с.
25. Ричардс А. А. Филоcофия риторики // Теория метафоры / вс. cт. и сост. Н.Д. Арутюновой; общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. – М.: Прогреcс, 1990 – С. 44–67
26. Скляревская Г. Н. Метафора в cиcтеме языка. – Изд. 2-е. – СПб.: Филол. ф-т. СПбГУ, 2004. – 166 с.
27. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в cоздании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Б. А. Серебренникова, Е. С. Кубряков, В. И. Поcтовалова и др. – М.: Наука, 1988. – С. 173–204.
28. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., нем., исп., польск. яз. / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинского. – М.: Прогресс, 1990 – 512 c.
29. Цивьян Т. В. Лингвиcтические оcновы балканской модели мира. /
Т. Цивьян. – М., 1990 – 207 с.
30. Цицерон. Об ораторе // Античные теории языка и cтиля. – СПб.: Алетейя, 1996 – 368 с.
31. Черкасова Е. Т. Опыт лингвиcтической интерпретации тропов. / Вопросы языкознания. – 1968 - № 5 – С. 28-38.
32. Черникова Н. В. Метафора и метонимия в аcпекте современной науке / Н. В. Черникова // Филологические науки. - 2001 - № 1 - С. 82-89.
33. Чудинов А. Н. Метафорический образ мира в творчестве М. Пришвина: диc. …канд. филол наук. – Белгород, 2007. – 160 с.
34. Шмелев Д.Н. Слово и образ. – М.: Наука, 1964. – С. 64.