Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 59 + 59 источников
- Добавлена 21.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Общая характеристика конституционного права на социальное обеспечение 6
1.1. Социальные права в системе конституционных прав человека и гражданина 6
1.2. Исторический аспект развития конституционных положений о социальном обеспечении 16
1.3. Конституционное право на социальное обеспечение в законодательстве Российской Федерации 21
Глава 2. Реализация права на социальное обеспечение в РФ 27
2.1. Конституционные гарантии реализации права на социальное обеспечение 27
2.2. Практические аспекты реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение 39
2.3. Проблемы реализации конституционного права на социальное обеспечение и пути их решения 49
Заключение 63
Список использованных источников 69
Приложение 76
В то же время необходимо отметить, что региональное законодательство, в отличие от федерального, в сфере регулирования права на социальную защиту многодетных семей более развито, содержательно и разнообразно. Об этом свидетельствует немногочисленность правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах федерального уровня. Это, в первую очередь, касается самого определения многодетной семьи, которое, по сути, определяется региональным законодательством, так как основной критерий отнесения семьи к числу многодетных – количество детей в семье, определяется именно его нормами. Содержательность норм региональных актов также значительно шире в той части, в которой закрепляются основания и порядок предоставления поддержки многодетным семьям, размер выплат.Разнообразие же заключается в отсутствии единого подхода к понятию многодетной семьи, к перечню гарантий, предоставленных многодетным семьям. Представляется, что такое нормативное многообразие в определении многодетных семей, закреплении перечня мер социальной поддержки не вполне оправданно, поскольку при отсутствии гарантированного минимума мер социальной защиты может появиться ситуация конституционного неравенства прав граждан в зависимости от места их жительства. Каким бы развитым в сфере предоставления гарантий многодетным семьям ни являлось законодательство определенных регионов, это не освобождает государство от обязанности обеспечить наличие единого государственного стандарта социальной защиты многодетной семьи.Кроме того, сходя из действующего законодательства сложно составить представление о перечне мер, которые предоставляются именно многодетным семьям. Единственным средством контроля за соблюдением интересов многодетных семей является соответствие региональных нормативно-правовых актов федеральным. В то же время, в связи с отсутствием единого нормативного акта, который бы обеспечивал функционирование системы социального обеспечения по отношению к многодетным семьям, сопоставление норм федеральной и региональной правовой базы усложняется.Решением данной проблемы, на наш взгляд, является принятие единого закона на федеральном уровне, который бы закрепил перечень нормативно-правовых актов, которыми осуществляется регулирование социальной защиты многодетных семей, принципы предоставления им социальной помощи, понятие многодетной семьи и другие основные понятия, круг субъектов, которые вправе и (или) обязаны получать социальную поддержку от государства, минимальные требования к мерам, принимаемым в субъектах государства, а также перечень мер социальной поддержки для многодетных семей, установил бы круг лиц, ответственных за неисполнение закрепленных законом требований. Другую проблему можно обозначить в сфере системы органов исполнительной власти и фондов, которые являются участниками отношений по социальному обеспечению. Например, участниками правоотношений в связи с ОМС являются территориальные фонды и медицинские организации. Основой правового положения территориальных фондов являются также норы ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Так, в статье 13 Закона территориальные фонды не названы страховщиком, однако, указывается на то, что такие фонды создаются в форме некоммерческих организаций субъектов государства. Ими выполняются отдельные полномочия страховщика в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. В частности, территориальными фондами выполняются функции страховщика по дополнительным объемам страхования и страхового обеспечения по базовым и дополнительным основаниям наступления страховых случаев. Например, территориальный фонд Московской области является некоммерческой организацией, которая создана Московской областью. На официальном сайте фонда его основными задачами названо обеспечение предоставления качественной медицинской помощи населению региона. Правовое положение территориальных фондов определяется не только государством (законами и подзаконными нормативно-правовым актами), но и правовыми актами субъектов государства. Однако такие правовые акты должны соответствовать Типовому положению.Следует обратить внимание на то, что в своей деятельности территориальные фонда подотчетны как высшему исполнительному органу государственной власти субъекта государства, так и Федеральному фонду. Однако более детально полномочия Федерального фонда и субъекта государства по осуществлению контроля за деятельностью территориальных фондов законом не закреплены, что, по нашему мнению, является недостатком правового регулирования деятельности территориальных фондов. Что касается контрольных полномочий, то реализация данных полномочий является видом государственной деятельности и представляет собой самостоятельное направление реализации функций государства. Контрольная деятельность часто рассматривается в качестве положительно влияющей на подконтрольных лиц деятельности, которая обусловлена определенной целью и может иметь творческий характер.При этом контроль является вспомогательной функцией по отношению к общим функциям государства. Вторичный характер контрольной функции связан с тем, что осуществление контроля не является основной задачей государства, данная задача направлена на выполнение иных основных функций. Например, функцией государства является правоохранительная деятельность. С целью соблюдения в рамках данной деятельности требований законодательства осуществляется контроль за выполнением полномочий органами власти и должностными лицами. В научной литературе выделяют следующие признаки контроля: - подчиненность отношений между субъектами; - контроль осуществляется с целью проверки соблюдения требований законности и целесообразности действий подконтрольного лица;- при осуществлении контроля контролирующему органу может быть предоставлено полномочие по отмене актов подконтрольного лица;- в рамках контроля к подконтрольному лицу могут быть применены применяться меры административного воздействия.Кроме того, в статье 34 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» перечислены полномочия территориальных фондов. К числу таких полномочий отнесены полномочия:- по разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;- полномочия по администрированию страховых взносов на ОМС неработающего населения;- по предъявлению требований к иным субъектам и участникам ОМС в интересах застрахованного лица, данное право включает право заявления требования в судебном порядке;- осуществляет контрольные мероприятия, обусловленные использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Территориальные фонды осуществляют и ряд других полномочий. Однако перечисленные выше полномочия, на наш взгляд, характерны исключительно для территориальных фондов. Федеральных фонд, во-первых, не заинтересован в разработке и исполнении региональных программ, во-вторых, не имеет возможность исполнения перечисленных полномочий в связи с обширной территорией. В случае передачи указанных полномочий Федеральному фонду для их исполнения в любом случае потребовалось бы существование территориальных подразделений, аналогичных действующим территориальным фондам. В то же время, в соответствии с ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальные фонды не отнесены к субъектам ОМС. На наш взгляд, в связи с приведенными доводами, такое положение территориальных фондов требует законодательной корректировки, поскольку, по сути, деятельность по обязательному медицинскому страхованию в их отсутствии невозможна. Это подтверждается сведениями о наличии территориальных фондов во всех регионах страны. Связанной с обязательным страхованием проблемой в сфере социального обеспечения является проблема недостаточности предоставления отдельным категориям нуждающихся граждан в дополнительных мерах социального характера. Например, направления медицинского обеспечения граждан, подвергшихся радиационному воздействию, определяется ФЗ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1). Перечень граждан, наделенных правом получения медицинских и оздоровительных услуг, закреплен в ст. 13 Закона, к ним, в частности, относятся:- граждане, которые перенесли лучевую болезнь и иные заболевания, которые были обусловлены радиационным воздействием;- лица, получившие инвалидность в результате чернобыльской катастрофы;- лица, которые принимали участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, которые работали в зоне отчуждения в 1986-1990 годах;- лица, которые выполняли различные работы и проживавшие в зоне отчуждения и на территории зоны проживания;- эвакуированные и выехавшие самостоятельном граждане из зоны отчуждения в 1986 году и в зоне отселения;- военнослужащие, которые проходили службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания. В соответствии со ст. 24 Закона № 1244-1 перечисленные категории граждан и дети данных граждан, которые родились после чернобыльской катастрофы, подлежит обязательному медицинскому страхованию (ОМС) в рамках государственной программы. В рамках такой программы указанным лицам предоставляется медицинское и лекарственное обслуживание. Кроме того, данная сфера может обеспечиваться территориальными программами. Также перечисленным гражданам гарантированы медицинские и лекарственные услуги, которые закреплены базовой программой ОМС. Таким образом, нормы Закона № 1244-1, который является специальным для регулирования рассматриваемых отношений, по сути, содержатся отсылки к другим нормативно-правовым актам, которыми регламентируется предоставление гражданам медицинской помощи.На примере этой же категории обеспечиваемых социально граждан можно рассмотреть проблему недостаточности предоставляемых компенсаций и выплат. Компенсации и финансовая поддержка представляют собой часть социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию. Соответствующие меры финансового характера определены специальными нормами, в качестве основного закона в данной сфере можно назвать Закон № 1244-1. Функции по предоставлению компенсации выполняет Фонд пенсионного и социального страхования (ФПОС), которому средства, исходя из количества нуждающихся в обеспечении и размера выплат, предоставляются из федерального бюджета (ст. 5.1 Закона).Меры финансирования определены ст. 14 закона № 1244-1, к ним относятся:- компенсация половины расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; - компенсация платы за наем и содержание жилого помещения, половины взноса на капитальный ремонт, платы за водоснабжение и электрическую энергию, стоимости топлива;- ежемесячные денежные компенсации, размер которых определяется в зависимости от основания назначения. Анализ норм закона позволяет утверждать, что большинство компенсаций в настоящее время носит формальный характер, они утратили актуальность в связи с низким размером. При этом нельзя утверждать, что они утратили актуальность вовсе в связи с давностью события, ставшего причиной получения социальных гарантий. В соответствии с законом ряд мер распространяется на детей граждан, пострадавших от радиационного воздействия (См. Приложение).Таким образом, территориальные фонды являются участниками системы обязательного медицинского страхования и соответствующих правоотношений, при этом в законе не закреплено понятие участников ОМС В соответствии с действующими нормами Закона об ОМС территориальные фонды не отнесены к числу субъектов ОМС. Однако анализ деятельности и полномочий территориальных фондов свидетельствует об их значимости, что говорит о необходимости отнесения территориальных фондов к числу субъектов. Для этого предлагаем включить в часть 1 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» пункт 4 «территориальные фонды», исключив пункт 1 из часть 2 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; дополнить часть 2 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определением и указанием признаков участников ОМС. Также, основываясь на перечне и направленности контрольных функций государства, считаем, что часть из них по отношению к территориальным фондам может осуществляться исключительно Федеральным фондом, как специализированной организацией, другая часть – органами исполнительной власти субъектов государства. Соответствующее разграничение необходимо закрепить в статье 34 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».Кроме того, обеспечение граждан, пострадавших от радиации, исключительно за счет медицинского страхования, частично перекладывает обязанность государства по их социальному обеспечению на других лиц, в частности, работодателей, которые обязаны уплачивать обязательные страховые взносы на ОМС. Представляется, что проанализированные специальные нормы законодательства, в том числе, ст. 24 Закона № 1244-1, устарели, в настоящее время они не являются гарантией, обеспечивающей действительные преимущества в получении медицинского обеспечения. С этой целью необходимо совершенствование норм указанного закона, в частности, расширение перечня гарантий, предоставляемых с точки зрения медицинских и оздоровительных услуг гражданам, которые были подвергнуты радиационному воздействию.Выводы по Главе 2. Реализация права на социальное обеспечение с точки зрения практики применения законодательства сталкивается с проблемами, которые заключаются в пробелах и коллизиях положений нормативно-правовых актов, а также в толковании правоприменительными органами норм закона. В судебном порядке зачастую разрешаются споры, вытекающие из недостаточной точности формулировок норм права, что препятствует гражданам и уполномоченным органам толковать их единообразно. Рассмотренные в главе проблемы в реализации права на социальное обеспечение препятствуют воплощению в жизнь норм Конституции РФ, в том числе, принятых недавно, направленных на обеспечение социальных прав граждан. Решение данных проблем видится в совершенствовании законодательства, которое должно быть основано на проблемах его применения на практике и выявленных недостатках предоставления социальной помощи.ЗаключениеТаким образом, социальные права представляют собой права человека и гражданина, возможность реализации которых зависит от государства, волеизъявление которого осуществляется через закрепление определенных норм в законодательстве. Основная часть социальных прав в России может осуществляться только гражданами, что следует из буквального толкования норм соответствующих законов. Государством для реализации указанных прав предоставляется социальная помощь в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. В Конституции РФ 1993 году права человека были провозглашены высшей ценностью, закреплена социальная политика государства, направленная на формирование достойных условий жизни для граждан. Однако, по нашему мнению, закрепленные в конституционных нормах положения до настоящего времени во многом не реализуются. Нормативно-правового закрепления социальных прав недостаточно для действительного их обеспечения. Так, в настоящее время в государстве установлен достаточно низкий размер пенсий, государственных пособий различного характера, который не обеспечивает достойный уровень жизни человека, не имеющего возможности на равных с остальным населением самостоятельно обеспечивать себя и детей. Исследованное правовое обеспечение сферы социального обеспечения свидетельствует о том, что законодательные и исполнительные органы власти признают необходимость полного и детального регулирования рассматриваемой сферы, о чем свидетельствует множество нормативных актов, как общего, так и специального характера. Вместе с тем правовая основа предоставления социальной помощи в настоящее время требует структурирования, исключения повторений и заполнения пробелов. Конституцией РФ закреплены не только социальные права человека и гражданина, но и гарантии их реализации. В настоящее время одной из наиболее эффективных гарантий является деятельность государственных внебюджетных фондов, которые являются субъектами права социального обеспечения, созданными с целью государственного социального обеспечения и обязательного страхования, для поддержки граждан в случаях наступления предусмотренных законом обстоятельств, с которыми связано осуществление выплат из фондов. Фонды могут участвовать в правоотношениях как субъекты предоставления социального обеспечения, а также как субъекты, материально участвующие в аккумуляции средств для социального обеспечения. Другой важной гарантией является право на судебную защиту, состоящее в объеме возможностей, который предоставлен управомоченному лицу для пресечения нарушения права; для восстановления того положения, которое существовало до нарушения этого права; для компенсации потерь. При этом возможность применения тех или иных возможностей, направленных на защиту субъективного гражданского права, зависит от способа защиты нарушенного права, который выбран носителем гражданских прав. В связи с этим одной из важных задач гражданско-правовой доктрины выступает определение критериев выбора подходящего в том или ином случае способа защиты нарушенного гражданского права в типичных ситуациях. Одним из направлений социальной защиты является обязательное государственное страхование, к которому относится медицинское, пенсионное страхование, страхование на случай нетрудоспособности и заболеваний. Представляется, что характер трудовой деятельности некоторых категорий граждан позволяет говорить о необходимости предоставления дополнительных социальных гарантий в виде дополнительного медицинского страхования. Данная мера социальной поддержки повысила бы качество жизни граждан при одновременно невысоких затратах на ее обеспечение в сравнении с иными мерами социальной поддержки, поскольку наступление страховых случаев – не обязательный элемент отношений страхования, так как он наступает далеко не всегда. В настоящее время государством проводится такая социальная политика, которая направлена на демографический рост и одновременное улучшение качества жизни семей с детьми, особенно, многодетных семей. Государством обеспечивается принятие и реализация специальных программ, направленных на финансирование поддержания многодетных семей. Данной тенденции, как было отмечено, не соответствует подход законодателя к учету в качестве периодов страхового стажа всех периодов ухода за детьми до полутора лет. В связи с изложенным считаем целесообразным внести изменения в п. 3 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, исключив из него фразу «…но не более четырех с половиной лет в общей сложности». Данное изменение в законодательстве позволит предоставить полноценные гарантии получения пенсии гражданам, которыми созданы многодетные семьи.Практика применения судами законодательства складывается таким образом, что за основу принимается факт уплаты либо не уплаты страховых взносов работодателем. Например, в суд обратился гражданин, который в иске к УПФР требовал включить один из периодов работы в страховой стаж для назначения пенсии по старости. УПФР гражданину было отказано, так как за указанный период страховые отчисления указанным работодателем не производились. Для устранения недостатка считаем необходимым внести изменения в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях, в частности, в определение страхового стажа, из которого предлагается исключить слово «учитываемая», заменив его на «подлежащая учету в соответствии с законом», а также заменив фразу «…в течение которых уплачивались страховые взносы…» на фразу «…в течение которых уплачивались или должны были уплачиваться страховые взносы…».Законодательство субъектов государства, в отличие от федерального, в сфере регулирования права на социальную защиту многодетных семей более развито, содержательно и разнообразно. Содержательность норм региональных актов также значительно шире в той части, в которой закрепляются основания и порядок предоставления поддержки многодетным семьям, размер выплат.Разнообразие же заключается в отсутствии единого подхода к понятию многодетной семьи, к перечню гарантий, предоставленных многодетным семьям. Представляется, что такое нормативное многообразие в определении многодетных семей, закреплении перечня мер социальной поддержки не вполне оправданно, поскольку при отсутствии гарантированного минимума мер социальной защиты может появиться ситуация конституционного неравенства прав граждан в зависимости от места их жительства. Каким бы развитым в сфере предоставления гарантий многодетным семьям ни являлось законодательство определенных регионов, это не освобождает государство от обязанности обеспечить наличие единого государственного стандарта социальной защиты многодетной семьи.Исходя из действующего законодательства сложно составить представление о перечне мер, которые предоставляются именно многодетным семьям. Единственным средством контроля за соблюдением интересов многодетных семей является соответствие региональных нормативно-правовых актов федеральным. В то же время, в связи с отсутствием единого нормативного акта, который бы обеспечивал функционирование системы социального обеспечения по отношению к многодетным семьям, сопоставление норм федеральной и региональной правовой базы усложняется.Решением данной проблемы, на наш взгляд, является принятие единого закона на федеральном уровне, который бы закрепил перечень нормативно-правовых актов, которыми осуществляется регулирование социальной защиты многодетных семей, принципы предоставления им социальной помощи, понятие многодетной семьи и другие основные понятия, круг субъектов, которые вправе и (или) обязаны получать социальную поддержку от государства, минимальные требования к мерам, принимаемым в субъектах государства, а также перечень мер социальной поддержки для многодетных семей, установил бы круг лиц, ответственных за неисполнение закрепленных законом требований. В настоящее время территориальные фонды являются участниками системы обязательного медицинского страхования и соответствующих правоотношений, при этом в законе не закреплено понятие участников ОМС В соответствии с действующими нормами Закона об ОМС территориальные фонды не отнесены к числу субъектов ОМС. Однако анализ деятельности и полномочий территориальных фондов свидетельствует об их значимости, что говорит о необходимости отнесения территориальных фондов к числу субъектов. Для этого предлагаем включить в часть 1 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» пункт 4 «территориальные фонды», исключив пункт 1 из часть 2 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; дополнить часть 2 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определением и указанием признаков участников ОМС. Также, основываясь на перечне и направленности контрольных функций государства, считаем, что часть из них по отношению к территориальным фондам может осуществляться исключительно Федеральным фондом, как специализированной организацией, другая часть – органами исполнительной власти субъектов государства. Соответствующее разграничение необходимо закрепить в статье 34 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».Обеспечение граждан, пострадавших от радиации, исключительно за счет медицинского страхования, частично перекладывает обязанность государства по их социальному обеспечению на других лиц, в частности, работодателей, которые обязаны уплачивать обязательные страховые взносы на ОМС. Представляется, что проанализированные специальные нормы законодательства, в том числе, ст. 24 Закона № 1244-1, устарели, в настоящее время они не являются гарантией, обеспечивающей действительные преимущества в получении медицинского обеспечения. С этой целью необходимо совершенствование норм указанного закона, в частности, расширение перечня гарантий, предоставляемых с точки зрения медицинских и оздоровительных услуг гражданам, которые были подвергнуты радиационному воздействию.Список использованных источниковНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета. 1998. № 153-154.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // Российская газета. 2022. № 154-155.Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - № 274.Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 29 (часть I). Ст. 5204.Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - № 274.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 07.04.2003. № 14. Ст. 1257.Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Российская газета. 2022. № 278.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 (ред. от 15.12.2014) «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» // Российская газета. № 282. 21.12.2004.Информация Минтруда России от 25.11.2015 «Информация по организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Солидарность. № 46. 09 - 16.12.2015.Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н (ред. от 07.10.2013) «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» // Российская газета. - 2011. - № 29.Приказ ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.10.2022.Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ (ред. от 17.04.2023) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 7, 18.01.2006.Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 № 72-оз (ред. от 10.04.2023) «Социальный кодекс Ленинградской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2017.Закон Тверской области от 29.12.2004 № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» // Тверские ведомости, № 57 (30 декабря), 2004.Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 05.02.1955, протокол № 3, п. 2) // Бюллетень ВЦСПС. 1955. № 4. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» // Ведомости ВС СССР. 1956. № 15. Ст. 313.Закон СССР от 15.07.1964 № 2688-VI «О пенсиях и пособиях членам колхозов» // Ведомости ВС СССР. 1964. № 29. Ст. 340.Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.Материалы судебной практикиОпределение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.05.2023). – Текст : электронный. Учебная и научная литератураАрхипов П.С. Проблемы реализации принципа независимости судебной власти в современной России / П.С. Архипов // Universum: экономика и юриспруденция. - 2022. - № 2 (89). - С. 10-12.Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий / В.П. Беляев // Право и политика. 2014. №2. С. 245-251.Бекбулатов А., Бекбулатов Д.Р. семья как малая группа или социальный институт // StudNet. 2021. № 3. С. 15-19.Батоболотова Е.Б. Судебная власть в контексте аксиологического подхода // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11 (91). С. 22-27.Буянова М.О. Государственная социальная помощь / Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2016. С. 67.Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.Владимирова, О. А. Право социального обеспечения : учебно-методическое пособие / О. А. Владимирова, Л. Е. Логунова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. – С. 42.Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. С. 406.Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - № 4. - С. 417-421.Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.Исламов Р.Э. Определение понятия «Здоровье» в теоретико-правовом аспекте // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 379-381.Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.Корнеева О.В., Лысенко Т.И., Танага А.Н., Чебунин А.В., Беляев М.А., Томтосов А.А., Котухов С.А., Слесарев С.А. Комментарий к главе 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. – 2017.Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Известия вузов. Правоведение. 1999. № 4. С. 138.Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.Михайлич А.М. Личные права, их осуществление и защита // Осуществление и защита гражданских и трудовых прав : сб. науч. трудов. Краснодар, 1959. С. 60.Махеева Е.Б. Независимость судей в современной России / Е.Б. Махеева // Вестник науки и образования. - 2018. - № 8 (44). - С. 66-68.Нохрина М.Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб., 2004. 92 с.Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье // Образование и право. 2021. № 10. С. 403-408. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.Сидоренко Е.Н., Ширинов Р.М. Проблемы взаимодействия государственного и муниципального управления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1-2. С. 104.Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. М., 2006. 135 с.Хайдарова М.К. Специфика и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения // Общество и государство. 2023. № 1. С. 33-36.Чаннов С.Е. О социальных правах и социальных стандартах // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 198-206.Черных А.В. Актуальные вопросы правового регулирования форм совместного проживания // Адвокатская практика. 2018. № 6. С. 30 - 32.Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. С. 105.Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.Электронные ресурсыРешение Малого Совета Московского областного совета народных депутатов совместно с Администрацией Московской области от 09.06.1993 № 7/49 «О создании Московского областного фонда обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=112018423&backlink=1&&nd=112016453 (дата обращения: 11.06.2023).Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ffoms.gov.ru/ (дата обращения: 11.06.2023).Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofoms.ru/fond/about/ (дата обращения: 11.06.2023).ПриложениеВиды компенсаций лицам, подвергшихся радиационному воздействиюВид компенсацииРазмер в месяц (руб)Категория Оплата детских учреждений 90Перенесшие лучевую болезньНа приобретение продовольственных товаров300Перенесшие лучевую болезньИнвалидам, перенесшим лучевую болезнь (I, II и III группы, соответственно)500025001000Перенесшие лучевую болезньНа приобретение продовольственных товаров200Ликвидаторы последствий На ежегодное оздоровление 100 (ежегодно)Эвакуированные из зоны отчуждения Ежемесячная денежная компенсация 20Постоянно работающих на территории зоны отселения Дополнительная выплата зарегистрированным безработным (дополнительная)100 Постоянно работающих на территории зоны отселенияКомпенсация на питание в дошкольных учреждениях180Постоянно работающих на территории зоны отселенияЕжемесячная компенсация на питание в образовательных учреждениях70Постоянно работающих на территории зоны отселенияВыпускная квалификационная работа – дипломная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. Выпускная квалификационная работа – дипломная работа прошла проверку на корректность заимствования в системе «АНТИПЛАГИАТ».Настоящим подтверждаю, что даю разрешение Университету «Синергия» на размещение полного текста моей выпускной квалификационной работы – дипломной работы, отзыва на мою выпускную квалификационную работу – дипломную работу в электронно-библиотечной системе Университета «Синергия»._______________ /_______________________/ (Подпись) (Ф.И.О.) «___» ______________ 20__ г.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета. 1998. № 153-154.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
6. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // Российская газета. 2022. № 154-155.
7. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - № 274.
8. Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 29 (часть I). Ст. 5204.
9. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - № 274.
10. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.
11. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 07.04.2003. № 14. Ст. 1257.
12. Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Российская газета. 2022. № 278.
13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.
14. Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 (ред. от 15.12.2014) «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» // Российская газета. № 282. 21.12.2004.
15. Информация Минтруда России от 25.11.2015 «Информация по организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Солидарность. № 46. 09 - 16.12.2015.
16. Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н (ред. от 07.10.2013) «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» // Российская газета. - 2011. - № 29.
17. Приказ ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.10.2022.
18. Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ (ред. от 17.04.2023) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 7, 18.01.2006.
19. Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 № 72-оз (ред. от 10.04.2023) «Социальный кодекс Ленинградской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2017.
20. Закон Тверской области от 29.12.2004 № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» // Тверские ведомости, № 57 (30 декабря), 2004.
21. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.
22. Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 05.02.1955, протокол № 3, п. 2) // Бюллетень ВЦСПС. 1955. № 4.
23. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» // Ведомости ВС СССР. 1956. № 15. Ст. 313.
24. Закон СССР от 15.07.1964 № 2688-VI «О пенсиях и пособиях членам колхозов» // Ведомости ВС СССР. 1964. № 29. Ст. 340.
25. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
Материалы судебной практики
26. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.05.2023). – Текст : электронный.
Учебная и научная литература
27. Архипов П.С. Проблемы реализации принципа независимости судебной власти в современной России / П.С. Архипов // Universum: экономика и юриспруденция. - 2022. - № 2 (89). - С. 10-12.
28. Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.
29. Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий / В.П. Беляев // Право и политика. 2014. №2. С. 245-251.
30. Бекбулатов А., Бекбулатов Д.Р. семья как малая группа или социальный институт // StudNet. 2021. № 3. С. 15-19.
31. Батоболотова Е.Б. Судебная власть в контексте аксиологического подхода // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11 (91). С. 22-27.
32. Буянова М.О. Государственная социальная помощь / Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2016. С. 67.
33. Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.
34. Владимирова, О. А. Право социального обеспечения : учебно-методическое пособие / О. А. Владимирова, Л. Е. Логунова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. – С. 42.
35. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. С. 406.
36. Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - № 4. - С. 417-421.
37. Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.
38. Исламов Р.Э. Определение понятия «Здоровье» в теоретико-правовом аспекте // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 379-381.
39. Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.
40. Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.
41. Корнеева О.В., Лысенко Т.И., Танага А.Н., Чебунин А.В., Беляев М.А., Томтосов А.А., Котухов С.А., Слесарев С.А. Комментарий к главе 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. – 2017.
42. Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Известия вузов. Правоведение. 1999. № 4. С. 138.
43. Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.
44. Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.
45. Михайлич А.М. Личные права, их осуществление и защита // Осуществление и защита гражданских и трудовых прав : сб. науч. трудов. Краснодар, 1959. С. 60.
46. Махеева Е.Б. Независимость судей в современной России / Е.Б. Махеева // Вестник науки и образования. - 2018. - № 8 (44). - С. 66-68.
47. Нохрина М.Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб., 2004. 92 с.
48. Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье // Образование и право. 2021. № 10. С. 403-408.
49. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // Lex Russica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.
50. Сидоренко Е.Н., Ширинов Р.М. Проблемы взаимодействия государственного и муниципального управления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1-2. С. 104.
51. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. М., 2006. 135 с.
52. Хайдарова М.К. Специфика и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения // Общество и государство. 2023. № 1. С. 33-36.
53. Чаннов С.Е. О социальных правах и социальных стандартах // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 198-206.
54. Черных А.В. Актуальные вопросы правового регулирования форм совместного проживания // Адвокатская практика. 2018. № 6. С. 30 - 32.
55. Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. С. 105.
56. Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.
Электронные ресурсы
57. Решение Малого Совета Московского областного совета народных депутатов совместно с Администрацией Московской области от 09.06.1993 № 7/49 «О создании Московского областного фонда обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=112018423&backlink=1&&nd=112016453 (дата обращения: 11.06.2023).
58. Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ffoms.gov.ru/ (дата обращения: 11.06.2023).
59. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofoms.ru/fond/about/ (дата обращения: 11.06.2023).