Развитие здорового образа жизни у детей как социально-педагогическая проблема (дисциплина Социальная педагогика)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 16.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования здорового образа жизни 5
1.1 Понятие здорового образа жизни в педагогической науке 5
1.2 Проблемы формирования здорового образа жизни у детей 8
1.3 Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни 13
Глава 2. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни детей 19
2.1 Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ у детей 19
2.2 Разработка занятия по формированию здорового образа жизни 24
Заключение 28
Библиографический список 30
Фрагмент для ознакомления

Важным моментом в работе социального педагога по формированию здорового образа жизни является работа со школьными учителями. Вопросы формирования здорового образа жизни должны обсуждаться на заседаниях методических объединений классных руководителей. Положительный результат работы в этом направлении достигается за счет повышения методического уровня преподавателей, подготовки кадров в области здоровьесберегающих технологий. Использование активных методов в работе по формированию навыков здорового образа жизни активизирует интерес школьников, привлекает их внимание, позволяет ученику быть «субъектом» обучения, выполнять творческие задания, вступать в диалог с учителем, принять обдуманное решение. Активные методы работы помогают и при работе с родителями учащихся.Наиболее эффективными образовательными технологиями, на которые следует обратить внимание учителям, являются:1. Групповые технологии, при выполнении которых каждая группа получает определенное задание (одинаковое, дифференцированное) и выполняет его совместно под руководством руководителя группы или педагога. Состав группы вариативен и выбирается с учетом возможности максимально эффективного использования навыков каждого участника в зависимости от содержания и характера работы.2. Деловая игра, в ходе которой у учащихся появляется возможность поучаствовать в межгрупповой, «ролевой» дискуссии, произвести оценку и самооценку работы.3. Коммуникативные тренинги, которые помогают детям создать различные аспекты положительного опыта общения, опыт общения с использованием групповой практической психологии: узнавание и взаимопонимание, обращение, поведение в проблемных для учащихся ситуациях, приобретение определенного социального опыта в модельной форме.4. КТД, которые помогают детям в самоутверждении и самовыражении. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.В заключение отметим, что педагогами школы накоплен богатый опыт по привитию учащимся здорового образа жизни, но очевидно, что ни один учитель в одиночку не может добиться положительного результата. Эффективность работы социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей будет зависеть от того, насколько он сможет выстроить систему сотрудничества общества, школы и семьи, насколько все вовлеченные будут стремиться к общей цели - сохранению здоровьяребенка.2.2 Разработка занятия по формированию здорового образа жизниВ данном параграфе мы разработали урок-тренинг по теме «Время быть здоровым» для учащихся 7-9 классов.Тема: «Время быть здоровым».Задачи: расширить знания детей о здоровье и здоровом образе жизни; показать важность здоровья для каждого учащегося и для общества в целом, поддерживать формирование ценностного отношения к собственному здоровью, воспитывать ответственное поведение у детей.Оборудование: бейджи двух цветов; мяч, «Река ожиданий», «Экспресс здоровья», «Стена вредных привычек»; стикеры: в виде корабликов, кирпичиков; листы А-4, ватманы, маркеры, цветные карандаши (для каждой группы).Целевая аудитория: (участники тренинга): учащиеся 7-9 классов.Ход тренинга:Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать значки понравившегося цвета и сесть за соответствующий стол. Это создает две рабочие группы за зеленым и желтым столами.І. Вступительная часть.Рада приветствовать вас на тренинге, который позволит нам расширить наши знания о здоровье и здоровом образе жизни «Время быть здоровым!».Неизвестно кто, когда, но кто-то сказал слова, которые передаются нам и которые мы передаем нашим потомкам: «Старайтесь каждый день, для каждого дела, найти какое-то положительное начало, потому что от настроения, с которым вы вступаете в день, или в какое-то дело зависят ваши успехи, а возможно, и неудачи».Упражнение «Пожелание на сегодняшнее занятие».Желаю вам начать тренинг с хорошим настроением, получить от него удовольствие и хорошие результаты. Начнем нашу работу с того, что произнесем пожелания на сегодняшний тренинг. Пожелание должно быть коротким. Вы бросаете мяч тому, кому желаете, и одновременно говорите пожелание. Тот, кому был брошен мяч, перекидывает его следующему, тем самым выражая свое пожелание на сегодняшнее занятие. Мы позаботимся о том, чтобы у всех был мяч, и постараемся никого не упустить.Упражнение «Река ожиданий».Идя на сегодняшнее занятие, каждый задавал себе вопрос: «Чего я жду от тренинга?». Пожалуйста, укажите на корабликах, что вы ожидаете от нашего мероприятия. Озвучьте их, пожалуйста.Участники высказывают свои ожидания и размещают их на плакате «Река ожиданий», прикрепив к берегу надежд.II. Основная часть.Упражнение «Ассоциации».Что такое здоровье? У каждого из вас возникают свои ассоциации при упоминании здоровья. Я предлагаю каждой команде написать на стикерах по три ассоциации.Так чтоже такое здоровье для вас...Участники называют слова-ассоциации, записанные на стикерах.Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Предлагаю вам посмотреть видео «Здоровье и его виды».Участники смотрят и обсуждают видеоролик «Здоровье и его виды»Итак, ребята, мы рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу здорового образа жизни.Упражнение «Экспресс здоровья».Таким образом, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Вы узнали, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.У вас есть раздаточный материал со словесными ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.Участники прикрепляют листочки со словами-ассоциациями к плакату с изображением паровоза с тремя вагонами: вагон 1 – социальное здоровье, вагон 2 – психическое здоровье, вагон 3 – физическое здоровье.Упражнение «Модель здорового и нездорового человека».Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников). Подберите слова, характеризующие здорового человека: красивый, умный, величественный, сильный, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, крепкий, рыжий, толстый, трудоспособный. Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.Участники групп создают модели здорового и нездорового человека.Какой человек, здоровый или нездоровый, по-вашему, чувствует себя комфортно? От чего это зависит? (Ответы участников). Человек, ведущий здоровый образ жизни, чувствует себя намного лучше.Упражнение «Ромашка здорового образа жизни».Что такое здоровый образ жизни? (Ответы участников).Здоровый образ жизни – это сознательное, активное отношение к собственному здоровью, накопление определенных положительных или нейтрализация отрицательных факторов, внешних и внутренних. Предлагаю вырастить ромашку, лепестки которой будут частью здорового образа жизни.Упражнение «Стена вредных привычек».Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников). На каждом шагу человек сталкивается с опасностями: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного времяпрепровождения могут превратиться в привычку. Но что такое привычка? (Ответы участников).Привычка – это поведение, способ действия, ставший нормальным, постоянным. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.Участники записывают свои вредные привычки на стикерах и размещают их на стене вредных привычек между моделями здорового и нездорового человека.На пути человека стоит стена вредных привычек, и только от него зависит, сможет он ее обойти или нет. А впоследствии и состояние его здоровья. По мнению ученых, на здоровье человека действительно влияет множество факторов: наследственность (20%), здоровье (10%), окружающая среда (20%) и образ жизни (50%).ІІІ. Заключительный этап.Упражнение «Река ожиданий».Мы провели с вами отличный тренинг по здоровому образу жизни. Я предлагаю вам вернуться к «Реке Ожиданий». Скажите, оправдались ли ваши ожидания? (Ответы участников).Участники делятся своими мыслями, если их ожидания оправдались, они перемещают кораблики к берегу сбывшихся надежд.Надеюсь, сегодняшний урок был для вас полезен, вы смогли чему-то научиться и сделать для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!Таким образом, данный материал будет полезен классным руководителям, социальным педагогам, учителям-предметникам. Учебное занятие направлено на расширение знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показважности здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; формирование ценностного отношения к собственному здоровью; формирование ответственного поведения детей.ЗаключениеВ основе ценностного отношения к здоровью находится здоровый образ жизни. Изучение разных подходов к определению здорового образа жизни позволило отметить главное: здоровый образ жизни – это деятельность человека, направленная на интенсивное создание собственного здоровья.Современная тенденция ухудшения состояния здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, побуждает к поиску новых путей охраны и поддержания здоровья. Школа должна помочь будущим взрослым научиться сохранять свое здоровье, здоровье будущих детей и избегать пагубных вредных привычек.В своей деятельности школа исходит из потребности творческого развития личности, способствует формированию и развитию интеллектуальных и психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии в образовательном учреждении благоприятной для здоровья среды, психологического благополучия учащегося и учителя, планомерно организованной воспитательной работы.Основными условиями формирования здорового образа жизни являются действия, направленные на работу со следующими составляющими здорового образа жизни: отказ от употребления запрещенных веществ (курения, алкоголя, наркотиков и др.); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; позитивные эмоции.Совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов, обученных основам валеологии, необходимо формировать у детей представление о здоровом образе жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, которые будут способствовать эффективности мер социальной и правовой защиты здоровья детей.Деятельность социального педагога должна быть направлена ​​прежде всего на профилактику возникновения у школьников вредных привычек - наркомании, курения. Большое внимание следует уделить и организации свободного времени воспитанников – занятиям в кружках и спортивных секциях. При этом важно развивать адекватные потребности в образовательном процессе, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность так, чтобы у них практически не оставалось свободного времени.Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако успешная реализация этой важнейшей социальной задачи возможна при определенном уровне подготовки педагога, включающего в себя широкий спектр знаний, умений и навыков.Библиографический списокАнастасова, Л. П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - Москва: Гостехиздат, 2021. - 208 c.Ачкасов, Е. Е. Инструктор здорового образа жизни и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Учебное пособие / Е.Е. Ачкасов, Е.В. Машковский, С.П. Левушкин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 258 c.Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2021. - 368 c.Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 978 c.Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Наука, 2019. - 125 c.Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2019. - 126 c.Гаевая, В.В. За здоровый образ жизни. 9 класс. Элективный курс / В.В. Гаевая. - М.: Учитель, 2021. - 152 c.Копаев, В. Здоровье и работоспособность человека / В. Копаев. - М.: Знание, 2019. - 346 c.Красоткина, И.Н. Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни / И.Н. Красоткина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 224 c.Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 777 c.Мардахаев, Л. В. Основы социальной педагогики. Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2019. - 376 c.Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2019. - 144 c.Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2018. - 176 c.Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Academia, 2020. - 256 c.Оранский, И.Е. Будьте здоровы / И.Е. Оранский. - М.: Свердловск, Средне-Уральское кн. изд, 2019. - 288 c.Пискунов, В. А. Здоровый образ жизни / В.А. Пискунов. - М.: Прометей, 2021. - 487 c.Текучева, Л.Ф. Здоровый образ жизни. Правильное питание / Л.Ф. Текучева. - М.: DrugoeReshenie, 2020. - 810 c.Трча, С.В. Искусство вести здоровый образ жизни / С.В. Трча. - М.: Медицина, 2018. - 232 c.Шицкова, А.В. Здоровье здоровых / А.В. Шицкова, Ю.С. Новиков. - М.: Знание, 2019. - 187 c.Юнас, Д.Я. Детская энциклопедия здоровья / Д.Я. Юнас. - М.: Освета, 2019. - 262 c.

1.Анастасова, Л. П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - Москва: Гостехиздат, 2021. - 208 c.
2.Ачкасов, Е. Е. Инструктор здорового образа жизни и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Учебное пособие / Е.Е. Ачкасов, Е.В. Машковский, С.П. Левушкин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 258 c.
3.Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2021. - 368 c.
4.Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 978 c.
5.Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Наука, 2019. - 125 c.
6.Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2019. - 126 c.
7.Гаевая, В.В. За здоровый образ жизни. 9 класс. Элективный курс / В.В. Гаевая. - М.: Учитель, 2021. - 152 c.
8.Копаев, В. Здоровье и работоспособность человека / В. Копаев. - М.: Знание, 2019. - 346 c.
9.Красоткина, И.Н. Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни / И.Н. Красоткина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 224 c.
10.Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 777 c.
11.Мардахаев, Л. В. Основы социальной педагогики. Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2019. - 376 c.
12.Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2019. - 144 c.
13.Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2018. - 176 c.
14.Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Academia, 2020. - 256 c.
15.Оранский, И.Е. Будьте здоровы / И.Е. Оранский. - М.: Свердловск, Средне-Уральское кн. изд, 2019. - 288 c.
16.Пискунов, В. А. Здоровый образ жизни / В.А. Пискунов. - М.: Прометей, 2021. - 487 c.
17.Текучева, Л.Ф. Здоровый образ жизни. Правильное питание / Л.Ф. Текучева. - М.: Drugoe Reshenie, 2020. - 810 c.
18.Трча, С.В. Искусство вести здоровый образ жизни / С.В. Трча. - М.: Медицина, 2018. - 232 c.
19.Шицкова, А.В. Здоровье здоровых / А.В. Шицкова, Ю.С. Новиков. - М.: Знание, 2019. - 187 c.
20.Юнас, Д.Я. Детская энциклопедия здоровья / Д.Я. Юнас. - М.: Освета, 2019. - 262 c.