Понятие инвалидности. Порядок и основания признания гражданина инвалидом, группы инвалидности
Заказать уникальную дипломную работу- 58 58 страниц
- 62 + 62 источника
- Добавлена 18.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Общие положения об инвалидности в российском праве 6
1.1 Понятия «инвалид» и «инвалидность» в праве социального обеспечения 6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность и значение 12
1.3 Правовая основа признания гражданина инвалидом 17
2. Практические аспекты признания гражданина инвалидом: проблемы и пути их решения 24
2.1 Условия признания гражданина инвалидом и установления группы инвалидности 24
2.2 Порядок признания гражданина инвалидом 29
2.3 Правовые последствия признания гражданина инвалидом 36
3. Актуальные проблемы признания гражданина инвалидом и пути их решения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Кроме того, понятие медицинской услуги закреплено и в Правилах их предоставления, где указано на возмездный характер отношений между пациентом и медицинской организацией. То есть, рассматриваемые понятия соотносятся как целое и часть, где медицинская услуга имеет вспомогательное значение по отношению к медицинской помощи. Верной представляется и точки зрения А.В. Тихомирова, который рассматривает медицинскую помощь и медицинскую услугу как содержание и форму, соответственно.Несмотря на то, то в науке и законодательстве (общих нормах об ответственности и специализированных правовых актах) отсутствует единство понимания терминов «медицинская помощь» и «медицинская услуга», ответственность медицинская организация несет в любом случае. Однако, по нашему мнению, применительно к отношениям по возмещению вреда, верным будет употребление термина «медицинская помощь», поскольку понятие «медицинская услуга» является более узким по содержанию.В настоящее время, исходя из положений закона, медицинское обеспечение инвалидов осуществляется в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, которая распространяется и на остальные категории населения. Такой способ медицинского обеспечениянаправлен на защиту не только интересов граждан, предоставление им социальных гарантий, но и на защиту интересов государства, которое таким способам снижает расходы на социальную помощь населению за счет формирования фонда страхования. Данный вид страхования обусловлен потребностями общества, а также необходимостью формирования условий для осуществления предупредительных мероприятий, которые направлены на устранение отрицательных последствий. Таким образом, правовыми последствиями признания гражданина инвалидом является предоставление ему социальных гарантий, перечисленных в Законе о защите инвалидов и других нормативно-правовых актах. Однако указанным законом закреплены особенности и преимущества получения соответствующих гарантий, которые обусловлены жизненной ситуацией, в которую попал человек, признанный инвалидом. Представляется, что в настоящее время некоторые меры, направленные на обеспечение жизнедеятельности инвалидов, носят формальный характер, поскольку их закрепление в законе не соответствует действительным потребностям инвалидов. Такой вывод можно сделать, исходя из норм о медицинском обеспечении, которое практически равно предоставляется инвалидам, как и другим категориям населения, а также из норм о компенсациях, выплачиваемых ежемесячно, размер которых не позволяет обеспечить достойный уровень жизни.3. Актуальные проблемы признания гражданина инвалидом и пути их решенияВ действующей редакции закона о защите инвалидов (ст. ст. 4, 5) закреплена компетенция федеральных органов власти и органов власти субъектов в сфере социального обеспечения инвалидов и признания лица инвалидом. Например, компетенции федеральных органов власти отнесено установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; установление критериев наступления инвалидности; разработка целевых программ для инвалидов. Важными полномочиями субъектов государства являются полномочия по обеспечению трудовой занятости инвалидов, стимулирования создания рабочих мест для инвалидов и др.Недостатком в таком распределении полномочий является отсутствие достаточно четкого разграничения между органами власти на горизонтальном уровне. Так, как показал анализ нормативно-правовых актов, которыми регулируется процедура признания лица инвалидом, существует множество приказов и иных актов, которые принимаются Минтруда РФ и Минздравом РФ. Данные акты носят фрагментарный характер, в частности, для утверждения формы какого-либо документа выносятся отдельные приказы. В результате нормативная основа установления инвалидности сложна в восприятии и построении в какую-либо логическую систему. Для граждан, которые претендуют на получение статуса инвалида, такое нагромождение правовых актов создает дополнительные трудности в реализации их прав.Другой проблемой, на наш взгляд, является закрепление некоторых предметов ведения в рассматриваемой сфере за субъектами государства, в результате чего складывается разница в правовом и социальном положении инвалидов в разных регионах. Кроме того, государством часть полномочий делегируются регионам, что также негативно отражается ан гарантии прав инвалидов. Например, в соответствии со ст. 28.2 закона о защите инвалидов регионам переданы полномочия по предоставлению жилья инвалидам и семьям с детьми-инвалидами. Фактически в таком случае государство возлагает на регион обязанность решения вопроса обеспечения граждан жильем, при том ,что данный вопрос является одним из наиболее проблемных в настоящее время.Особенность предоставления компенсаций и финансирования заключается в том, что данная деятельность осуществляется государством, которое передает некоторые соответствующие полномочия (например, по компенсации стоимости социальных услуг) с федерального уровня субъектам государства, а также внебюджетными фондами, в которые средства на предоставление компенсаций направляются из средств федерального бюджета. Таким образом, система социального обеспечения получается достаточно сложной. Государственные органы и организации как субъекты права социального обеспечения имеют разный статус. Так, государство, действуя в лице органов власти, в том числе, предоставляя полномочия органам местного самоуправления, осуществляет принятые на себя функции по социальному обеспечению, что входит в понимание социального государства. Государственные органы (к которым, в данном случае, мы приравниваем органы местного самоуправления, далее – МСУ), наделены полномочиями в различных сферах оказания социальной помощи. В научной литературе выделяют насколько основных направлений, на которые осуществляется воздействие в процессе государственного управления. Так, Н.М. Конин выделяет три направления государственного управления: непосредственно реализация управленческих полномочий; обеспечение общественного порядка и безопасности; защита прав и законных интересов физических и юридических лиц. В рамках настоящей темы нам интересно первое.Указанный исследователь первое из названных направлений рассматривает как непосредственно деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направленную на выполнение функций государственного управления. Полномочия соответствующих органов и их должностных лиц регулируются отраслевыми правовыми нормами, в результате чего органами власти и должностными лицами выполняются регулятивные функции.Следует согласиться, что эффективность реализации полномочий органами власти и должностными лицами в целом построена на правильном понимании термина «полномочие». В доктрине имеется три наиболее распространенных подхода к его толкованию в соответствии с одним из них полномочие представляет собой совокупность прав и обязанностей. Другой подход состоит в том, что полномочие, в том числе, в деятельности государства, является группой прав и обязанностей конкретных лиц. третья позиция основана на том, что полномочие государственного органа представляет собой часть компетенции государства с точки зрения власти.Представляется, что полномочием в праве социального обеспечения является совокупность прав и обязанностей органа власти и должностных лиц органа власти в рамках предмета ведения соответствующего органа власти по выполнению государственных функций в сфере оказания социальной помощи гражданам.Для организаций в сфере социального обеспечения характерно два правовых статуса, которые зависят от выполняемых функций. Так, организации могут участвовать в предоставлении социальной помощи, в частности, в оказании социальных услуг, аккумулировании средств на предоставление социальных выплат, в осуществлении таких выплат, а также осуществлять иные полномочия, которые предоставлены им государством с цель обеспечения граждан социальной поддержкой.В то же время организации выступают субъектами права социального обеспечения с точки зрения участников отношений, не наделенных властными полномочиями. Так, организации выступают субъектами социального страхования. Являясь работодателями, организации производят отчисления – страховые взносы на обязательное страхование (пенсионное, медицинское). Частью системы социального обеспечения можно рассматривать организации и как участников предоставления социальной помощи, хотя и не наделенными властными полномочиями, но реализующими функции государства по предоставлению помощи. К таким организациям можно отнести, например, медицинские организации, которые за счет получаемых средств из фонда страхования предоставляют гражданам бесплатную медицинскую помощь.Таким образом, можно сделать вывод о том, что компенсации и иные формы финансирования социальной защиты инвалидов в настоящее время не вполне соответствуют назначению социального обеспечения. Социальной защитой является форма предоставления государством помощи гражданам в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг гражданам за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. Вместе с тем в рассматриваемом случае социальная функция государством, на наш взгляд, выполняется формально. Признание государством необходимости определенных мер социальной поддержки должно сопровождаться действительными и эффективными мерами такой поддержки, но не закреплением в нормах права способов защиты граждан в виде предоставления незначительных сумм в виде компенсаций. В связи с указанным считаем необходимым пересмотреть размер выплат, которые осуществляются в пользу инвалидов в сторону их значительного увеличения. На федеральном уровне следует обратить внимание на значительное количество правовых актов, которыми регулируется процедура признания лица инвалидом, что приводит к сложности соблюдения требований уполномоченными лицами, а для граждан становится дополнительным препятствием в реализации их прав на признание инвалидом и получение соответствующей социальной защиты. Представляется, что решением данной проблемы может стать принятие единого акта, которым бы закреплялись формы документов, методические рекомендации, а также иные руководящие положения, которые в настоящее время закреплены в разрозненныхактах. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в законодательстве закреплено определение термина «инвалид», представляется, что данный термин вполне обоснованно построен на перечне признаков, свидетельствующих о таком расстройстве здоровья, которое требует предоставления лицу социальной защиты. Однако данное определение следует дополнить указанием на признание лица инвалидом в результате СМЭ, в связи с чем предлагаем дополнить абзац 1 ст. 1 Закона о защите инвалидов фразой: «... признанное таковым в результате проведения социально-медицинской экспертизы». Также считаем необходимым включить в ст. 1 Закона о защите инвалидов определение термина «инвалидность», под которым предлагаем понимать правовой статус лица, признанного в установленном законе порядке инвалидом. Социальной защитой инвалидов является форма предоставления государством и муниципальными образованиями, иными лицами помощи инвалидам в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг инвалидам за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. Условия установления инвалидности в отношении гражданина и группы инвалидности закреплены в Правилах признания лица инвалидом. Исходя из буквального толкования правил, для установления инвалидности достаточно не менее двух условий, которым должно соответствовать такое лицо. Однако для направления лица на МСЭ достаточно одного, первого условия, то есть, стойкого нарушения здоровья. Наличие данного условия устанавливается медицинской организацией, в которой проходит лечение гражданин, по результатам рассмотрения необходимости его направления на МСЭ врачебной комиссией. В Правилах закреплено право на обращение в МСЭ гражданина, проходящего лечение в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, что предоставляет возможность направления на МСЭ частными медицинскими организациями. Вопрос о наличии условия, выявленного медицинской организацией, а также о наличии остальных условий установления инвалидности, решает комиссия МСЭ в порядке, установленным Правилами. Закрепленный в настоящее время порядок признания гражданина инвалидом является достаточно эффективным. Преимуществами, по нашему мнению, являются такие обстоятельства, как установление порядка электронного обмена между медицинскими организациями и бюро СМЭ, что значительно сокращает время, затрачиваемое на проведение МСЭ. Также эффективной считаем допущение отсутствия личного участия гражданина при проведении экспертизы, если им выражено соответствующее желание, а члены комиссии экспертов не усматривают оснований для обязательного личного участия гражданина. Такой порядок также сокращает время проведения экспертизы, временные и трудозатраты на проведение исследование в отношении каждого лица, а также упрощает процедуру признания инвалидом для самого лица, в отношении которого проводится экспертиза. Компенсации и иные формы финансирования социальной защиты инвалидов в настоящее время не вполне соответствуют назначению социального обеспечения. Социальной защитой является форма предоставления государством помощи гражданам в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг гражданам за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. Вместе с тем в рассматриваемом случае социальная функция государством, на наш взгляд, выполняется формально. Признание государством необходимости определенных мер социальной поддержки должно сопровождаться действительными и эффективными мерами такой поддержки, но не закреплением в нормах права способов защиты граждан в виде предоставления незначительных сумм в виде компенсаций. В связи с указанным считаем необходимым пересмотреть размер выплат, которые осуществляются в пользу инвалидов в сторону их значительного увеличения. На федеральном уровне следует обратить внимание на значительное количество правовых актов, которыми регулируется процедура признания лица инвалидом, что приводит к сложности соблюдения требований уполномоченными лицами, а для граждан становится дополнительным препятствием в реализации их прав на признание инвалидом и получение соответствующей социальной защиты. Представляется, что решением данной проблемы может стать принятие единого акта, которым бы закреплялись формы документов, методические рекомендации, а также иные руководящие положения, которые в настоящее время закреплены в разрозненныхактах. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 234. Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества : монография. М.; Берлин : Директ-Медиа, 2014. 184 с.Устав АНО «Второе дыхание» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/16mldlEn3S7guvaBtpgRT76_FYZU940eL/view (дата обращения: 14.06.2023).Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 24.01.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства РФ. 2022. № 15. Ст. 2506. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10000 единиц. М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Транзиткнига», 2004. 394 с.Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) // СПС Консультант Плюс.Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект / Е.В. Кулагина; АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. М. : ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2014. 294 с.Ткаченко В.С. Инвалидность как состояние социальной дезадаптированности (социофункцио-нальный аспект) // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. № 2(30). С. 318-330.Петросян В.А. Социальная политика, определяющая интеграцию инвалидов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2012. № 4. С. 173-175.Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. М., 2006. 135 с.Исламов Р.Э. Определение понятия «Здоровье» в теоретико-правовом аспекте // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 379-381.Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье // Образование и право. 2021. № 10. С. 403-408. Нохрина М.Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб., 2004. 92 с.Михайлич А.М. Личные права, их осуществление и защита // Осуществление и защита гражданских и трудовых прав : сб. науч. трудов. Краснодар, 1959. С. 54-67.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - 4-е изд. Доп. - М.: Азбуковник, 1999. 740 с. Редких С.В. Понятие правового статуса: формально-правовой контекст // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 3. С. 42-44.Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О // СПС Консультант Плюс.Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45 – 67.Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Российская газета. 2022. № 278.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 01.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2059.Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 24.01.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства РФ.2022. № 15. Ст. 2506.Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 (ред. от 15.12.2014) «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» // Российская газета. № 282. 21.12.2004.Информация Минтруда России от 25.11.2015 «Информация по организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Солидарность. № 46. 09 - 16.12.2015.Приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н (ред. от 06.10.2021) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 19.11.2019. Приказ Минтруда России от 21.06.2019 № 435н «Об утверждении формы сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.08.2019 .Приказ Минтруда России от 16.02.2023 № 90н «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.03.2023.Приказ Минтруда России N 488н, Минздрава России № 551н от 12.08.2022 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией и порядка ее заполнения» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 10.11.2022.Приказ Минздрава России от 07.06.2022 № 385н «Об утверждении формы согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.10.2022.Буянова М.О. Государственная социальная помощь / Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2016. С. 67.Хайдарова М.К. Специфика и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения // Общество и государство. 2023. № 1. С. 33-36.Чаннов С.Е. О социальных правах и социальных стандартах // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 198-206.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) // Российская газета. - № 263. - 23.11.2011.Косарев К.В. Субъекты гражданско-правовой ответственности за причинение вреда здоровью пациента // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 131-134.Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере. М.: Юрист, 2008. 231 с.Гадаборшев М.И., Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи. - М: НИЦ Инфра-М, 2016. 314 с.Лошкарев А.В., Гусарова Е.А. Процесс лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - № 4-8 (61). - С. 20-21.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - № 97. - 06.05.2011.Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 28.11.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // Собрание законодательства РФ. - 23.04.2012. - № 17. - Ст. 1965.Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. 167 с.Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий / В.П. Беляев // Право и политика. 2014. №2. С. 245-251.Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. 159 с.Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. С. 93-96.Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. Изд. 2-е, стереотип. - М.: Статут, 2001. – 217 с.Яковлев Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика / Е.В. Яковлев. М-во образования Рос. Федерации. Челяб. гос. пед. ун-т. Науч.-исслед. лаб. Упр. качеством образования в высш. шк. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. 374 с.Ротанова В.А., Власова А.А., Торопова А.И., Рыбина Е.А., Сочнева А.С. Основные подходы к определению понятия качество образования // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 (109). С. 24-29.Баранчук Н.А., Утробин Г.Ф. О неоднозначности понятия «образование» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 7-12Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 263.Определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 №115-О // СПС «КонсультантПлюс». Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.Тихомиров А.В. Медицинская услуга: правовые аспекты // Здравоохранение. 1999. № 8. С. 173.Виноградова Е.В. Формирование России как социального государства // Образование и право. 2022. № 11. С. 27-30.Мазуров И.И. Общеправовые подходы к изучению личности // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2022. № 2. С. 77-86.
2.Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества : монография. М.; Берлин : Директ-Медиа, 2014. 184 с.
3.Устав АНО «Второе дыхание» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/16mldlEn3S7guvaBtpgRT76_FYZU940eL/view (дата обращения: 14.06.2023).
4.Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 24.01.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства РФ. 2022. № 15. Ст. 2506.
5.Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10000 единиц. М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Транзиткнига», 2004. 394 с.
6.Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) // СПС Консультант Плюс.
7.Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект / Е.В. Кулагина; АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. М. : ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2014. 294 с.
8.Ткаченко В.С. Инвалидность как состояние социальной дезадаптированности (социофункцио-нальный аспект) // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. № 2(30). С. 318-330.
9.Петросян В.А. Социальная политика, определяющая интеграцию инвалидов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2012. № 4. С. 173-175.
10.Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. М., 2006. 135 с.
11.Исламов Р.Э. Определение понятия «Здоровье» в теоретико-правовом аспекте // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 379-381.
12.Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье // Образование и право. 2021. № 10. С. 403-408.
13.Нохрина М.Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб., 2004. 92 с.
14.Михайлич А.М. Личные права, их осуществление и защита // Осуществление и защита гражданских и трудовых прав : сб. науч. трудов. Краснодар, 1959. С. 54-67.
15.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - 4-е изд. Доп. - М.: Азбуковник, 1999. 740 с.
16.Редких С.В. Понятие правового статуса: формально-правовой контекст // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 3. С. 42-44.
17.Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
18.Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О // СПС Консультант Плюс.
19.Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.
20.Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // Lex Russica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.
21.Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.
22.Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.
23.Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45 – 67.
24.Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.
25.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.
26.Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Российская газета. 2022. № 278.
27.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.
28.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 01.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2059.
29.Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 24.01.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства РФ.2022. № 15. Ст. 2506.
30.Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 (ред. от 15.12.2014) «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» // Российская газета. № 282. 21.12.2004.
31.Информация Минтруда России от 25.11.2015 «Информация по организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Солидарность. № 46. 09 - 16.12.2015.
32.Приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н (ред. от 06.10.2021) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 19.11.2019.
33.Приказ Минтруда России от 21.06.2019 № 435н «Об утверждении формы сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.08.2019 .
34.Приказ Минтруда России от 16.02.2023 № 90н «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.03.2023.
35.Приказ Минтруда России N 488н, Минздрава России № 551н от 12.08.2022 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией и порядка ее заполнения» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 10.11.2022.
36.Приказ Минздрава России от 07.06.2022 № 385н «Об утверждении формы согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.10.2022.
37.Буянова М.О. Государственная социальная помощь / Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2016. С. 67.
38.Хайдарова М.К. Специфика и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения // Общество и государство. 2023. № 1. С. 33-36.
39.Чаннов С.Е. О социальных правах и социальных стандартах // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 198-206.
40.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) // Российская газета. - № 263. - 23.11.2011.
41.Косарев К.В. Субъекты гражданско-правовой ответственности за причинение вреда здоровью пациента // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 131-134.
42.Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере. М.: Юрист, 2008. 231 с.
43.Гадаборшев М.И., Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи. - М: НИЦ Инфра-М, 2016. 314 с.
44.Лошкарев А.В., Гусарова Е.А. Процесс лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - № 4-8 (61). - С. 20-21.
45.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - № 97. - 06.05.2011.
46.Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 28.11.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // Собрание законодательства РФ. - 23.04.2012. - № 17. - Ст. 1965.
47.Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.
48.Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.
49.Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. 167 с.
50.Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий / В.П. Беляев // Право и политика. 2014. №2. С. 245-251.
51.Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. 159 с.
52.Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. С. 93-96.
53.Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. Изд. 2-е, стереотип. - М.: Статут, 2001. – 217 с.
54.Яковлев Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика / Е.В. Яковлев. М-во образования Рос. Федерации. Челяб. гос. пед. ун-т. Науч.-исслед. лаб. Упр. качеством образования в высш. шк. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. 374 с.
55.Ротанова В.А., Власова А.А., Торопова А.И., Рыбина Е.А., Сочнева А.С. Основные подходы к определению понятия качество образования // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 (109). С. 24-29.
56.Баранчук Н.А., Утробин Г.Ф. О неоднозначности понятия «образование» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 7-12
57.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 263.
58.Определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 №115-О // СПС «КонсультантПлюс».
59.Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.
60.Тихомиров А.В. Медицинская услуга: правовые аспекты // Здравоохранение. 1999. № 8. С. 173.
61.Виноградова Е.В. Формирование России как социального государства // Образование и право. 2022. № 11. С. 27-30.
62.Мазуров И.И. Общеправовые подходы к изучению личности // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2022. № 2. С. 77-86.