Организация тьюторского сопровождения ребёнка с ОВЗ
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 18.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ 5
1.1 Становление и развитие тьюторской деятельности в России 5
1.2 Дети с ОВЗ как объект государственной поддержки, их характеристика 9
1.3 Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ 15
Глава 2. Практические особенности организации тьюторского сопровождения ребёнка с ОВЗ 19
2.1 Особенности работы тьютора с детьми с ОВЗ 19
2.2Модель тъюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Стоит отметить работу тьютора с родителями (для этого разрабатываются дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сущности и цели занятий является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.Основными направлениями работы с родителями могут быть [6]:1) установление контакта с родителями вновь прибывших детей, разъяснение задач, составление плана совместной работы;2) оказание эмоциональной поддержки родителям;3) помощь родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогнозе его развития;4) формирование соответствующего отношения родителей к своему ребенку, умение брать на себя ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;5) формирование интереса к приобретению теоретических и практических навыков в процессе воспитания и социализации ребенка;6) совместный анализ промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.Таким образом, основной задачей дошкольного образования в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми. Тьютор – специалист, организующий условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.2.2 Модель тъюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организацииМоделью проведения коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, которое осуществляет системную поддержку детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специальной поддержки детей с ограниченными возможностями. Степень участия специалистов поддержки, а также организационные формы работы могут различаться.Рассмотрим модель тъюторского сопровождения детей с ОВЗ на примере ГБОУ № 760 г. Москвы.Индивидуальную поддержку детей с ОВЗ в данном учреждении оказывают педагог-психолог, логопеды, дефектологи, а также воспитатели, взявшие на себя обязанности тьюторов. Индивидуальное сопровождение направлено на создание условий для успешной интеграции детей с ОВЗ в дошкольную среду и реализацию комплексного индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий на основе единства и непротиворечивости требований к ребенкус ОВЗ в семье и образовательном учреждении.При поступлении ребенка с ОВЗ в группу в период адаптации осуществляется работа тьютора, в роли второго воспитателя группы, который помогает детям адаптироваться в новой для него среде. Сроки адаптации варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Адаптация также означает приспособление к потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья: помещений ДОУ, режима дня, учебных программ, методических пособий. Единое образовательное пространство создается за счет предоставления вариативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот аспект важен, так как успешность интеграции таких детей в среду нормально развивающихся детей определяется с точки зрения развития их познавательной, коммуникативной, эмоциональной сферы и самостоятельности.Категория детей-инвалидов, поступающих в данное дошкольное отделение, крайне неоднородна по степени выраженности проявлений нарушений. Среди них есть дети с очень сложной структурой дефекта, пребывание которых среди нормально развивающихся сверстников и их адаптация без помощи тьютора крайне затруднены. Учитывая сложность контингента, на сегодняшний момент имеются следующие варианты предоставления тьюторского сопровождения: родители-тьюторы, воспитатели-тьюторы, специалисты службы сопровождения, которые берут на себя роль тьюторов.В данном учреждении созданы равные условия для всех воспитанников, то есть даже для тех, кто имеет некоторые ограничения для включения в общеобразовательный процесс. Это связано с физическими, интеллектуальными и поведенческими особенностями детей. Эффективным условием, открывающим детям с ограниченными возможностями здоровья доступ к развитию своих способностей, является организация субъектной, коррекционно-развивающей и коммуникативной среды.Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации индивидуальных образовательных программ, учитывающих потенциал, особенности развития, личностные возможности каждого ребенка, так и в ходе режимных моментов: приемов пищи, сна, прогулки, организации взаимодействия в детском сообществе; активных действий в специально организованной среде(игры в группе и в специально оборудованных помещениях), посещение группы праздников, проведение досуга (в зависимости от возможностей ребенка). Обязательным условием развития дошкольников с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия.Педагоги способствуют взаимодействию детей, организуя игровую деятельность. Для реализации программ инклюзивного образования создана модель комплексного сопровождения образовательного процесса в течение всего периода пребывания детей в учреждении. В соответствии с этими направлениями процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная работа, консультирование воспитателей, родителей, совместная деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуальной траектории обучения). Каждое направление включается в единый процесс поддержки, приобретает свою специфику, конкретное содержание.Индивидуальные занятия под руководством специалистов службы сопровождения направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на основе достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.Каждое занятие составлено с учетом деятельности всех специалистов, работающих с ребенком, которые дополняют друг друга. В качестве тьютора выступает один из специалистов, проводящих занятия с ребенком. Один специалист ведет занятие, другой помогает ребенку выполнить конкретное задание, создать удобную физическую позу и среду, в которой ребенок сможет максимально раскрыть свой потенциал. Далее специалисты меняются. И другой специалист выполняет роль тьютора. В процессе работы отслеживается динамика усвоения знаний и умений ребенка, вносятся коррективы в индивидуальную образовательную программу. Специалисты службы сопровождения, выступающие в роли тьютора, максимально помогают детям решать поставленные на занятии задачи. Каждый из них имеет высшую или первую квалификационную категорию, владеет педагогическими технологиями дифференцированного, развивающего обучения и постоянно совершенствуется. Это позволяет максимально продуктивно работать с детьми с ОВЗ.Кроме того, проводятся консультации педагогов и родителей по вопросам подбора индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми, применения коррекционно-воспитательной работы.Родители детей получают подробное описание того, что и насколько успешно сделал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями. Благодаря тому, что образовательная среда, в рассматриваемом учреждении, формируется целой командой педагогов и специалистов — коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов, постоянно осуществляется гибкое регулирование образовательного процесса.При этом критерием эффективности работы является возможность посещения детьми с ограниченными возможностями здоровья коллектива сверстников их адаптация в нем и появление новых характеристик, формирующихся у ребенка в процессе работы всей службы сопровождения.Таким образом, идеологическая позиция инклюзивного образования и тьюторскогосопровождения исключает любую дискриминацию детей с особенностями развития и предполагает доступность образования для всех,в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.ЗаключениеТьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ОВЗи детей с инвалидностью.Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых не позволяет освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья крайне неоднородна. Это связано прежде всего с тем, что в нее могут входить дети с различными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, со значительными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с задержкой и сложными нарушениями развития.Важнейшим приоритетом при работе с такими детьми является индивидуальный подход, учет особенностей психики и здоровья каждого ребенка, а тьютор помогает реализовывать это.Тьютор – педагог-наставник, ответственный за личностное, творческое и психологическое развитие ребенка через создание индивидуальной образовательной траектории и индивидуального образовательного пространства.Введение в штатное расписание образовательных организаций ставки тьютора поможет решить многие проблемы в организации учебно-воспитательного процесса, в т.ч. и повышение качества образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.Тьюторство может способствовать не только развитию более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор способствует максимальному развитию личности ребенка, формированию его мотивов и ценностей. Педагогическая деятельность тьютора в рамках реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации.Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога(безоговорочное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, развитые коммуникативные навыки и т. д.Таким образом, для успешной реализации тьюторского сопровождения необходима такая позиция специалиста, которая сопровождает ребенка по индивидуальной траектории в образовательном пространстве и, по сравнению с деятельностью педагога, ориентирована на индивидуализацию для разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.Список использованных источниковАлександрова, Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока / Е.А. Александрова. - М.: СФК-офис, 2018. - 683 c.Атертон, Дж. Теория тьюторства / Дж. Атертон. - М.: ERGO, 2018. - 834 c.Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2019. - 427 c.Гордон, Э. Революция в тьюторстве / Э. Гордон. - М.: ERGO, 2020. - 821 c.Гордон, Э. Столетия тьюторства / Э. Гордон, Э. Гордон. - М.: ERGO, 2018. - 352 c.Грачева, Н.Ю. Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура. Сопровождение индивидуальных образовательных программ / Н.Ю. Грачева. - М.: Буки Веди, 2018. - 621 c.Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2018. - 364 c.Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2018. - 498 c.Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 840 c.Ковалева, Т.М. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования / Т.М. Ковалева. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 126 c.Ковалева, Т.М. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения / Т.М. Ковалева. - Москва: Огни, 2019. - 990 c.Курепина, Т.В. Становление тьюторства в России на рубеже XX-XXI веков / Т.В. Курепина. - Москва: ИЛ, 2018. - 200 c.Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c.Орлова, Е. Дети с ограниченными возможностями здоровья / Е. Орлова, В. Дюков, И. Семенов. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 404 c.Рыбалкина, Н.В. Размышления о тьюторстве / Н.В. Рыбалкина. - М.: СФК-офис, 2018. - 561 c.Сироткин, С.Ф. Тьюторство как практика субъективации / С.Ф. Сироткин. - М.: ERGO, 2019. - 117 c.Чередилина, М.Ю. Тьюторство в открытом образовательном пространстве и коучинг. Взаиморесурсность двух профессий / М.Ю. Чередилина. - М.: Буки Веди, 2019. - 557 c.Чернявская, А.Г. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2 ч. Учебное пособие для СПО / А.Г. Чернявская. - М.: Юрайт, 2019. - 563 c.Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2-х частях. Часть 1. Учебное пособие для вузов / С.А. Щенников. - М.: Юрайт, 2018. - 398 c.Юсупова, А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / А.Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2018. - 306 c.
2. Атертон, Дж. Теория тьюторства / Дж. Атертон. - М.: ERGO, 2018. - 834 c.
3. Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2019. - 427 c.
4. Гордон, Э. Революция в тьюторстве / Э. Гордон. - М.: ERGO, 2020. - 821 c.
5. Гордон, Э. Столетия тьюторства / Э. Гордон, Э. Гордон. - М.: ERGO, 2018. - 352 c.
6. Грачева, Н.Ю. Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура. Сопровождение индивидуальных образовательных программ / Н.Ю. Грачева. - М.: Буки Веди, 2018. - 621 c.
7. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2018. - 364 c.
8. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2018. - 498 c.
9. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 840 c.
10. Ковалева, Т.М. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования / Т.М. Ковалева. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 126 c.
11. Ковалева, Т.М. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения / Т.М. Ковалева. - Москва: Огни, 2019. - 990 c.
12. Курепина, Т.В. Становление тьюторства в России на рубеже XX-XXI веков / Т.В. Курепина. - Москва: ИЛ, 2018. - 200 c.
13. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c.
14. Орлова, Е. Дети с ограниченными возможностями здоровья / Е. Орлова, В. Дюков, И. Семенов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 404 c.
15. Рыбалкина, Н.В. Размышления о тьюторстве / Н.В. Рыбалкина. - М.: СФК-офис, 2018. - 561 c.
16. Сироткин, С.Ф. Тьюторство как практика субъективации / С.Ф. Сироткин. - М.: ERGO, 2019. - 117 c.
17. Чередилина, М.Ю. Тьюторство в открытом образовательном пространстве и коучинг. Взаиморесурсность двух профессий / М.Ю. Чередилина. - М.: Буки Веди, 2019. - 557 c.
18. Чернявская, А.Г. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2 ч. Учебное пособие для СПО / А.Г. Чернявская. - М.: Юрайт, 2019. - 563 c.
19. Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2-х частях. Часть 1. Учебное пособие для вузов / С.А. Щенников. - М.: Юрайт, 2018. - 398 c.
20. Юсупова, А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / А.Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2018. - 306 c.