Понятие страховых пенсий по случаю потери кормильца
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 61 + 61 источник
- Добавлена 20.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА И УСЛОВИЯ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие и правовое регулирование страховых пенсий по случаю потери кормильца 6
1.2. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца 15
ГЛАВА 2. ИСЧИСЛЕНИЕ РАЗМЕРА СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА И ПОРЯДОК ЕЕ ОФОРМЛЕНИЯ 33
2.1. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров страховой пенсии по случаю потери кормильца 33
2.2. Порядок назначения, перерасчета, выплаты и доставки страховой пенсии по случаю потери кормильца 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Отличительной особенностью определения пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, является коэффициент «КН» который выражает количество иждивенцев, при увеличении их количества размер пенсии для каждого снижается. Перерасчет пенсий возможен при наличии установленных в п. 2 ст. 18 Закона о страховых пенсиях, в том числе в отношении страховой пенсии по старости (увеличение суммы коэффициентов, учет неучтённых страховых взносов обстоятельств, которые включают, увеличение величины ИПК), и в отношении фиксированной выплаты (в том числе, при изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца и т.д.). Индексация пенсии направлена на снижения неблагоприятных последствий роста цен и осуществляется в целях поддержания достойного уровня жизни для пенсионера. В рамках индексации фиксированная выплата к страховой пенсии подлежит регулярному пересмотру с 1 февраля на основе индекса роста цен на потребительские товары за прошедший год. Помимо индексации, применяется корректировка в целях увеличения стоимости пенсионного коэффициента. Таким образом, механизм корректировки и индексации направлен на соразмерность пенсии с расходами в изменяющихся экономических условиях и они направлены на поддержание определенного уровня дохода пенсионера в реальном выражении. 2.2. Порядок назначения, перерасчета, выплаты и доставки страховой пенсии по случаю потери кормильцаДокументы, представляемые в целях назначения пенсии и действия соответствующих органов Социального фонда, регламентированы такими документами, какЗакон № 400-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», Приказ Минтруда России от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 № 16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» .Социальный фонд в лице своих территориальных органов осуществляет оценку представленных документов (сведений) и принимает решения и распоряжения по следующим вопросам: приостановление, прекращение, продление, возобновление и восстановление выплаты пенсии; выплата накопительной пенсии; отказ в возобновлении выплаты пенсии; отказ в восстановлении выплаты пенсии; выплата сумм страховой пенсии; фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения) пенсионерам в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.Существует перечень документов который подтверждает соответствующие факты в рамках пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца (свидетельство о смерти кормильца, подтверждение его стажа и периоды работы, оформленных согласнозаписям в трудовойкнижке, а также личность пенсионера и факты, имеющие отношение к личности заявителя (свидетельства о подтверждении родственных отношений с кормильцем, о рождении, усыновлении, заключении брака). Кроме того, может потребоваться судебное решение об установлении факта признания кормильца умершим, подтверждение состояние иждивения, осуществление ухода и иные обстоятельства.Следует обратить внимание на то, что документы, которые требуются для назначения пенсии могут быть запрошены лишь в случае, если ими не располагают фонд Социального страхования, органы государственной власти и местного самоуправления или иные организации, подведомственные указанным органам. При этом по желанию обратившегося лица они могут быть предоставлены.На данный момент в связи с развитием электронных систем расширяются возможности обращения в территориальные органы Социального фонда. Так, заявления и прилагающиеся документы могут быть представлены лично при обращении в территориальный орган Социального фонда, через многофункциональныйцентр (МФЦ)в случае оказания им подобной услуги, посредством обращения к Единому порталу госуслуг. При этом стоит отметит, что допускается обращение в любой территориальный орган Социального фонда, что предоставляется положительным аспектом и позволяет пенсионеру реализовать право выбора такого органа по своему усмотрению.На рассмотрение представленных документов и принятие соответствующего решения территориальному органу Социального фонда отводится срок не более 10 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов. При наличии у органа все требуемыхдокументов, заявление подлежит рассмотрению в срок не более пяти рабочих дней и втечение последующих трех рабочих дней осуществляет информирование заявителя о результатах рассмотрения представленных документов. Допускается увеличение продолжительности срока рассмотрения, однако в совокупности оно не должно превышать три месяца.Однако, при возникновении спора с территориальным органом Социального фонда, потребуется подготовить и представить в суд определённые доказательства, что зачастую включает необходимость предоставления подтверждающих иждивение доказательств. Спор будет рассматриваться в районном суде по месту жительства заявителя (ст. ст. 24, 266 ГПК РФ).В качестве доказательств может использоваться широкий круг документов, содержащих подтверждение наличие родственных отношений с кормильцем, обстоятельств, выраженных справками, а также и свидетельские показания ответы на запросы государственных органов, имеющие отношения к обстоятельствам рассматриваемого дела.Помимо этого при обращении в суд заявитель подтверждает и уплаты государственной пошлины либо ходатайство о ее рассрочке или освобождении от уплаты, направление документов – доказательств иными лицам, участвующим деле, доверенность при и обращении через представителя. Заявление и документы к нему могут быть поданы в суд на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в электронном виде в установленном порядке.Суд должен рассмотреть и решить гражданские дела в течение двух месяцев после получения заявления в суд, в соответствии с установленными процедурными правилами (ч. 1 ст. 154 и ч. 1 ст. 263 ГПК РФ), направить лицу копию решения, предоставить ее под расписку либо довести со сведения также в электронном виде при наличии соответствующей технической возможности.Следует отметить, что был установлен порядок назначения некоторых страховых и социальных пенсий беззаявительного характера - Федеральный закон от 29.05.2023 № 190-Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О страховых пенсиях». Однако на текущий момент документ еще не вступил в законную силу. Это произойдет с 1 января 2024 года - в беззаявительном порядке будут назначаться социальная пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по случаю потери кормильца. Страховая пенсия для несовершеннолетних детей, лишившихся кормильца, будет назначена в течение пяти рабочих дней после получения информации о смерти кормильца и данных о детях в федеральном регистре населения. Представляется, что подобные нормы могут быть отмечены к положительным аспектам в целом, хотя практика реализации данных мер, вероятно, потребует совершенствования в связи с неизбежным появлением проблем при реализации нормативного регулирования.Данные о назначении пенсии подлежат размещению в личном кабинете на сайте Госулуг в личном кабинете застрахованного лица.Пенсионные выплаты начисляются и выплачиваются за текущий календарный месяц в полном объеме, без каких-либо ограничений, даже в случае банкротства данного гражданина в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».Выплаты пенсии регулируются, в том числе, согласно Приказу Минтруда России от 05.08.2021 № 545н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» .Выплатное дело и организация выплаты пенсии осуществляются по месту нахождения территориального органа Социального фонда России. К полномочиям данного органа относится, в то числе, организация выплат как таковая, включая взаимодействия с соответствующими организациям, заключение договоров, взаимодействие, получение необходимых для организации указанной функции сведений и документации. В связи с выплатой пенсии на территориальный орган Социального фонда возлагаются обязательства по разъяснению правил выплаты пенсии пенсионерам, осуществлении взаимодействия с юридическими лицами в целях осуществления должной и своевременной доставки, вправе получать от таких организаций необходимые сведения для осуществления заданных функций. В целях обеспечения пенсией каждого пенсионера, Социальный фондРоссийской Федерации открывает и осуществляет учет электронного лицевого счета. На этом счете происходит начисление сумм, которые должны быть выплачены пенсионеру, включая прошедший период, на основании финансовых и документов выплат. Пенсионеры могут выбирать способ доставки своей пенсии.Территориальный орган Социального фонда получает уведомление от пенсионера в письменном виде о том способе доставки пенсии, который тот избирает, исходя из целесообразности и удобства и может быть осуществлен посредством доставки на дом, в банковское учреждение, организацию почтовой связи и т.д.В связи с возможным проживанием пенсионера в различных организациях, в том, числе, оказывающих услуги по уходу, доставка пенсии может производиться на счет такого заведения. Суммы пенсий, предназначенные для несовершеннолетних, должны быть зачислены на отдельный счет, открытый для них их опекуном или попечителем. Они могут быть использованы без необходимости получения разрешения от органа опеки и попечительства. Такой же порядок распространяется и на родителей. При достижении возраста 14 лет ребенок имеет право самостоятельно получать пенсию, выделенную ему, через почтовую организацию или зачислять ее на свой счет в банке.Начало выплаты пенсии исчисляется со дня обращения за ней, однако не ранее возникновения соответствующего права. При обращении не позднее двенадцати месяцев со дня смерти кормильца, датой начала выплаты будет считаться дата смерти. Если же двенадцать месяцев уже истекли, то датой начла выплаты следует исчислять, отсчитав двенадцать месяцев до даты соответствующего обращения, что закреплено в ч. 1, п. 3 ч. 5 ст. 22 Закона № 400-ФЗ.Тот день, в который происходит получение органом Социального фонда заявления и документов, прилагающихся к нему, рассматривается как дата обращения за пенсией. Если заявление отправляетсяпо почте либо в электронном виде, дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи на месте отправки заявления, или дата подачи заявления в электронной форме будут считаться датой подачи. Если заявитель подает документы через МФЦ, то дата приема заявления МФЦ будет считаться датой подачи, при условии, что заявление было подано в тот же день.Таким образом, взаимодействие лица, претендующего на получение пенсии по случаю потери кормильца и Социального фонда включает несколько стадий, не завершаясь собственно с назначением пенсии, поскольку впоследствии происходят такие процедуры, как перерасчет, корректировка, индексация пенсии. Данные процедуры достаточно подробно регламентированы, нормы содержатся как в Законе о страховых пенсиях, так и в приказах Минтруда, а также Регламенте Пенсионного фонда Российской Федерации (сейчас- Социальный фонд). Перерасчет выполняется как в отношении фиксированной выплаты для более полного учета обстоятельств, имеющих отношение как к получателю пенсии (например, достижение 80 лет), так и к иным лицам (увеличение количества получателей пенсии). Целью индексации и корректировки пенсии является снижение отрицательных последствий роста цен и обеспечение достойного уровня жизни для пенсионеров. Индексация выплаты страховой пенсии осуществляется путем пересмотра фиксированной суммы на основе индекса роста цен на потребительские товары за предыдущий год с 1 февраля. В дополнение к индексации, также применяется корректировка коэффициента пенсии для увеличения его стоимости. Это позволяет соразмерить пенсию с расходами в изменяющихся экономических условиях и поддерживать определенный уровень дохода пенсионера в реальном выражении.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ качестве итога настоящего исследования могут быть названы следующие положения. Во-первых, страховая пенсия по случаю потери кормильца представляет собой регулярную денежную выплату, которая выплачивается за счет средств социального страхования лицам, потерявшим кормильца, которые отвечают определенным условиям в целях компенсации поддержки, которую кормилец оказывал данным лицам. Отличительной особенностью является то, что лица, получающие пенсию, своими страховыми отчислениями ее не формируют, ее «зарабатывает» кормилец в ходе своей трудовой деятельности. Данный вид пенсионного обеспечения имеет важное значение для государства, поскольку выступает в качестве поддержки членов семьи, оказавшихся в сложной ситуации и способствует налаживанию и поддержанию определённого уровня жизни семьи и детей, что в рамках государственной поддержки семьи, детства, материнства и отцовства является важным элементом. Во-вторых, ключевым документом в рамках нормативно-правового регулирования по случаю потери кормильца является Федеральный закон о страховых пенсиях, который закрепляет легальное определение страховой пенсии, устанавливает условия назначения данного вида пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, определяет порядок определения размера страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, закрепляет в каком порядке устанавливается пенсия, производится ее перерасчет, корректировка, индексация, осуществляется выплата и доставка. В-третьих, порядок определения страховой пенсии по случаю потери кормильца основывается на нормах ст.15-17 Закона о страховых пенсиях, что включает применение таких величин, как показатель индивидуальногопенсионного коэффициента умершего кормильца и стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия. Впоследствии размер назначенной пенсии может изменяться в случае ее корректировки, индексации, а также перерасчета. Назначение пенсии представляет собой многоэтапную процедуру, включающую несколько стадий, а именно, подготовку будущим пенсионером документов, написание и предоставление а распоряжения органа Социального фонда заявления и материалов к нему, оценку их органами Социального фонда с юридической и фактической точек зрения, принятие решения о назначении, фиксирование результатов, информирование о них заявителя, реализация выплаты, осуществление перерасчета, корректировки и индексации.Основаниями для перерасчета данной пенсии являются условия, предусмотренных Законом о страховых пенсиях, что осуществляется с целью полного учета суммы пенсионных коэффициентов, учета неучтенных страховых взносов и других факторов. Также перерасчет может быть осуществлен для фиксированной выплаты, например, при изменении количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии в случае потери кормильца и т.д. Индексация страховой пенсии по случаю потери кормильца и корректировка её размеров предусмотрена Законом о страховых пенсиях и производится для смягчения отрицательных последствий увеличения цен и с целью обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров. В рамках индексации, фиксированная выплата страховой пенсии периодически пересматривается с 1 февраля на основе индекса роста цен на товары и услуги потребления за предыдущий год. Помимо индексации, также применяется корректировка для увеличения стоимости пенсионного коэффициента. Предусматривающая дополнительную индексацию при определенных условиях и с 1 апреля норма была заморожена до 2025 г., а затем и отменена. В-четвертых, порядок назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца предусматривает учет факторов, которые имеют отношение к кормильцу, оказывают влияние на размер пенсии, так же как и обстоятельства, которые имеют отношение к обеспечиваемым лицам. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца складывается с фиксированной выплатой, формируя итоговый размер пенсионного обеспечения. Сумма страховой пенсии определяется на основе «заработанных» к моменту смерти пенсионных коэффициентов. Таким образом, в связи с расчетом страховой пенсии по случаю потери кормильца ключевая роль отводится страховому стажу, хотя имеют значение и определенные нестраховые периоды, засчитываемые за время осуществления социально важной деятельности, такой как служба в ворожённых Силах Российской Федерации или уход за ребёнком и др. В целом, страховая пенсия по случаю потери кормильца представляется достаточно подробно урегулированной на законодательном уровне. При этом во много направления ее возможного совершенствования совпадают с задачами, имеющими место и в отношении иных видов пенсий, что касается, в первую очередь, повышения ее размера. Следует отметить наличие некоторых положительных преобразований в рамках ее правового регулирования, в том числе, увеличение количества электронных процедур, предусмотрение порядка беззаявительного назначения пенсии. При этом представляется целесообразным закрепление на законодательном уровне конкретизации понятия «иждивение» в целях приведения к единообразию различающихся на данный момент судебной и правоприменительной практик. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации» (была принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (ред. на 04.10.22) // Официальный интернет-портал www.pravo.gov.ru. Дата обращения 14.06.2023. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) //Российская газета.1994.№ 238-239.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ//Российская газета. 2002. № 220.Федеральный закон от 29.05.2023 № 190-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон «О страховых пенсиях»//СЗ РФ. 2023.№ 23 (часть I). Ст. 4010.Федеральному закону от 01.05.2022 № 136-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»//Российская газета. 2013. № 296.Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» //Российская газета. 2018. № 223.Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//Российская газета.2001. № 247.Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// Российская газета. 2001. №247.Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» //Российская газета.1999. № 139.Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»// Российская газета.2014. № 232.Приказ Минтруда России от 05.08.2021 N 546н //Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru.Дата обращения 15.06.2023.Приказ Минтруда России от 05.08.2021 № 545н//Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. Дата обращения 15.06.2023.Приказ Минтруда России от 04.08.2021 № 538н«Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению»(Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 № 65471)//Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. Дата обращения 14.06.2023. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации РФ от 23.01.2019 № 16п (ред. от 23.09.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019.Международные нормативные правовые актыВсеобщая декларация прав человека 1948 г.//Российская газета. 1995.№ 67.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Ведомости Верховного Совета СССР. -1976. -№ 17. Ст. 291.СтатьиАзарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 112 -127.Веревкин И.Е. Проблемы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца // Вопросы российской юстиции. 2019. № 4. – С. 280 – 285.Довгань К. Е., Королева И. В., Коваленко Н. Е. Анализ практики реализации права на пенсию по случаю потери кормильца некоторых категорий граждан //Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2021. – Т. 40. – №. 4. – С. 95-100.Дорофеев М. Л. Направления совершенствования механизма индексации пенсий в условиях трансформации российской экономики //Вестник университета. – 2022. – №. 9. – С. 110-119.Галаева Л.А. Неофициальная занятость: проблемы привлечения к ответственности субъектов трудовых отношений // Российский журнал правовых исследований .2016. № 3 (8). С. 138-143.Галаева Л.А. Особенности установления (подтверждения) иждивенства в целях назначения страховых пенсий по случаю потери кормильца (на примере обучающихся лиц) // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №7. С. 81-91.Гречко В. Труд должен быть легальным полностью // Вестник государственного социального страхования. 2015. №8.Гусаков С. Безвестное отсутствие как основание получения денежного содержания на ребенка. ЭЖ-Юрист. 2017.№ 26.Дианова И. В., Шайхатдинов В. Ш. Еще раз о корректировке российской пенсионной системы //Право и практика. – 2020. – №. 4. – С. 47-60.Дорофеев М. Л. Направления совершенствования механизма индексации пенсий в условиях трансформации российской экономики //Вестник университета. – 2022. – №. 9. – С. 110-119.Зуева Н. Л. Пробелы и коллизии пенсионного законодательства //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – №. 1 (44). – С. 119-128.Кожина Ю. А., Фроловская Ю. И. Социальная политика государства в отношении пенсионных прав ребенка //Социальное и пенсионное право. – 2019. – №. 3. – С. 32-34.Корсаненкова Ю. Б. Пенсионеры как межотраслевые субъекты трудового права и права социального обеспечения //Трудовое право в России и за рубежом. – 2020. – №. 1. – С. 43-46.Маматказин И.Р. Лица, осуществляющие уход, как особые субъекты пенсионных отношений по случаю потери кормильца//Социальное и пенсионное право. № 4.2022.Маматказин И. Р. Структурно-функциональный анализ пенсии как объекта пенсионных правоотношений //Сибирское юридическое обозрение. – 2021. – Т. 18. – №. 2. – С. 138-150.Маматказин И.Р. Юридические составы пенсионных правоотношений: актуальные проблемы //Russian Juridical Journal/Rossijskij Juridiceskij Zurnal. – 2021. – Т. 138. – №. 3.Каландия, А. Н. Пенсия по потере кормильца и проблемы социального обеспечения / А. Н. Каландия // Академическая публицистика. – 2022. – № 3-1. – С. 119-123. Рыбакова О. С. Реализация конституционного права ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца //Социальное и пенсионное право. – 2018. – №. 4. – С. 25-29.Сафонов А. Л., Угодников К. В. Индексация пенсионных выплат: поиски баланса между инфляцией и изменением заработной платы в экономике //Финансы: теория и практика. – 2022. – Т. 26. – №. 1. – С. 156-168.Чирков С. А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца //СПС КонсультантПлюс. – 2016. – Т. 15. – С. 107-234.Чирков С. А. Юридические факты и фактические составы в пенсионном праве //Пенсия. – 2018. – №. 2. – С. 23.Чирков С.А. О праве на пенсию по случаю потери кормильца в связи с Постановлением Конституционного Суда России от 5 декабря 2017 г. № 36-П // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 17.06.2023Шестакова Е. Е. На пути реформирования пенсионных систем: новые технологии и старые проблемы //Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – №. 78. – С. 179-197.Научная и специальная литератураАктуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / под редакцией В.Ш. Шайхатдинова. Москва: Юрайт, 2021. 631 с.Андреев В. С.Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР // Андреев В.С. Научные труды: в 2 томах. Т. 1 / В.С. Андреев. Москва: Издательский центр университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. 342 с.Бобров Е.А. Реализация права на страховую пенсию (вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2016.Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт, 2019. - 428 с.Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография / Т.С. Гусева; Пенз. гос. пед. ун-т.- Пенза, 2011. -228с.Захаров М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. Москва: Волтерс Клувер, 2014. 608 с.Захаров И.Н. Совершенствование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации : диссертация ... канд. Экон. наук : 08.00.05. М., 2022.- 178 с.Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография. Москва.:Проспект,2022. -312 с.Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. - М: Юрайт, 2020. 430 с.Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.Филиппов М.В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. - М: Юрайт, 2021. 406 с.Электронные ресурсыКомментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) /В.Г.Белоглазова., В.Г.Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др; отв. Редактор Ю.В.Воронин[Электронный ресурс]; Режим доступа: СПС Консультант Плюс (дата обращения 15.06.2023).На начало 2023 года число пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде России, снизилось до 41,8 миллиона человек Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2023/0977/barom05.php.[Электронный ресурс]; (дата обращения 16.06.2023).Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года(утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13//[Электронный ресурс]; Режим доступа: СПС Консультант Плюс. Дата обращения 15.06.2023. Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: Учебное пособие[Электронный ресурс] Режим доступа:СПС КонсультантПлюс, 2017(дата обращения 12.06.2023).Судебная практикаОпределение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2014 г. № 2428-О по запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс] (дата обращения 12.06.2023).Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 26-КГ15-43// СПС ГАРАНТ https://base.garant.ru/71176912/. Электронный документ (дата обращения 12.06.2023).Решение Кировского районного суда г.Уфы № 2-1710/2017 2-1710/2017-М-962/2017 М-962/2017 от 17 марта 2017 г. по делу № 2-1710/2017//[Электронный ресурс]; Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/aEQX4K9AbeYK/ (дата обращения 12.06.2023).Апелляционное определение Московского городского суда от 14 января 2016 г.по делу № 33-0292/2016// [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-civil/details/94cae4c2-a848-4ab8-b473-4dc4253caa95#tabs-3 (дата обращения 12.06.2023).
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (была принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (ред. на 04.10.22) // Официальный интернет-портал www.pravo.gov.ru. Дата обращения 14.06.2023.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Российская газета.1994.№ 238-239.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ// Российская газета. 2002. № 220.
5. Федеральный закон от 29.05.2023 № 190-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон «О страховых пенсиях»// СЗ РФ. 2023.№ 23 (часть I). Ст. 4010.
6. Федеральному закону от 01.05.2022 № 136-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»//Российская газета. 2013. № 296.
8. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Российская газета. 2018. № 223.
9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// Российская газета.2001. № 247.
10. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// Российская газета. 2001. №247.
11. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета.1999. № 139.
12. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»// Российская газета.2014. № 232.
13. Приказ Минтруда России от 05.08.2021 N 546н // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. Дата обращения 15.06.2023.
14. Приказ Минтруда России от 05.08.2021 № 545н//Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. Дата обращения 15.06.2023.
15. Приказ Минтруда России от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 № 65471)// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. Дата обращения 14.06.2023.
16. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации РФ от 23.01.2019 № 16п (ред. от 23.09.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019.
Международные нормативные правовые акты
17. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.// Российская газета. 1995.№ 67.
18. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Ведомости Верховного Совета СССР. -1976. -№ 17. Ст. 291.
Статьи
19. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 112 -127.
20. Веревкин И.Е. Проблемы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца // Вопросы российской юстиции. 2019. № 4. – С. 280 – 285.
21. Довгань К. Е., Королева И. В., Коваленко Н. Е. Анализ практики реализации права на пенсию по случаю потери кормильца некоторых категорий граждан //Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2021. – Т. 40. – №. 4. – С. 95-100.
22. Дорофеев М. Л. Направления совершенствования механизма индексации пенсий в условиях трансформации российской экономики //Вестник университета. – 2022. – №. 9. – С. 110-119.
23. Галаева Л.А. Неофициальная занятость: проблемы привлечения к ответственности субъектов трудовых отношений // Российский журнал правовых исследований .2016. № 3 (8). С. 138-143.
24. Галаева Л.А. Особенности установления (подтверждения) иждивенства в целях назначения страховых пенсий по случаю потери кормильца (на примере обучающихся лиц) // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №7. С. 81-91.
25. Гречко В. Труд должен быть легальным полностью // Вестник государственного социального страхования. 2015. №8.
26. Гусаков С. Безвестное отсутствие как основание получения денежного содержания на ребенка. ЭЖ-Юрист. 2017.№ 26.
27. Дианова И. В., Шайхатдинов В. Ш. Еще раз о корректировке российской пенсионной системы //Право и практика. – 2020. – №. 4. – С. 47-60.
28. Дорофеев М. Л. Направления совершенствования механизма индексации пенсий в условиях трансформации российской экономики //Вестник университета. – 2022. – №. 9. – С. 110-119.
29. Зуева Н. Л. Пробелы и коллизии пенсионного законодательства //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – №. 1 (44). – С. 119-128.
30. Кожина Ю. А., Фроловская Ю. И. Социальная политика государства в отношении пенсионных прав ребенка //Социальное и пенсионное право. – 2019. – №. 3. – С. 32-34.
31. Корсаненкова Ю. Б. Пенсионеры как межотраслевые субъекты трудового права и права социального обеспечения //Трудовое право в России и за рубежом. – 2020. – №. 1. – С. 43-46.
32. Маматказин И.Р. Лица, осуществляющие уход, как особые субъекты пенсионных отношений по случаю потери кормильца//Социальное и пенсионное право. № 4.2022.
33. Маматказин И. Р. Структурно-функциональный анализ пенсии как объекта пенсионных правоотношений //Сибирское юридическое обозрение. – 2021. – Т. 18. – №. 2. – С. 138-150.
34. Маматказин И.Р. Юридические составы пенсионных правоотношений: актуальные проблемы //Russian Juridical Journal/Rossijskij Juridiceskij Zurnal. – 2021. – Т. 138. – №. 3.
35. Каландия, А. Н. Пенсия по потере кормильца и проблемы социального обеспечения / А. Н. Каландия // Академическая публицистика. – 2022. – № 3-1. – С. 119-123.
36. Рыбакова О. С. Реализация конституционного права ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца //Социальное и пенсионное право. – 2018. – №. 4. – С. 25-29.
37. Сафонов А. Л., Угодников К. В. Индексация пенсионных выплат: поиски баланса между инфляцией и изменением заработной платы в экономике //Финансы: теория и практика. – 2022. – Т. 26. – №. 1. – С. 156-168.
38. Чирков С. А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца //СПС КонсультантПлюс. – 2016. – Т. 15. – С. 107-234.
39. Чирков С. А. Юридические факты и фактические составы в пенсионном праве //Пенсия. – 2018. – №. 2. – С. 23.
40. Чирков С.А. О праве на пенсию по случаю потери кормильца в связи с Постановлением Конституционного Суда России от 5 декабря 2017 г. № 36-П // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 17.06.2023
41. Шестакова Е. Е. На пути реформирования пенсионных систем: новые технологии и старые проблемы //Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – №. 78. – С. 179-197.
Научная и специальная литература
42. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / под редакцией В.Ш. Шайхатдинова. Москва: Юрайт, 2021. 631 с.
43. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987.
44. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР // Андреев В.С. Научные труды: в 2 томах. Т. 1 / В.С. Андреев. Москва: Издательский центр университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. 342 с.
45. Бобров Е.А. Реализация права на страховую пенсию (вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2016.
46. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт, 2019. - 428 с.
47. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография / Т.С. Гусева; Пенз. гос. пед. ун-т.- Пенза, 2011. -228с.
48. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. Москва: Волтерс Клувер, 2014. 608 с.
49. Захаров И.Н. Совершенствование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации : диссертация ... канд. Экон. наук : 08.00.05. М., 2022.- 178 с.
50. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография. Москва.:Проспект,2022. -312 с.
51. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. - М: Юрайт, 2020. 430 с.
52. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
53. Филиппов М.В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. - М: Юрайт, 2021. 406 с.
Электронные ресурсы
54. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) /В.Г.Белоглазова., В.Г.Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др; отв. Редактор Ю.В.Воронин [Электронный ресурс]; Режим доступа: СПС Консультант Плюс (дата обращения 15.06.2023).
55. На начало 2023 года число пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде России, снизилось до 41,8 миллиона человек Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2023/0977/barom05.php. [Электронный ресурс]; (дата обращения 16.06.2023).
56. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13// [Электронный ресурс]; Режим доступа: СПС Консультант Плюс. Дата обращения 15.06.2023.
57. Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: Учебное пособие [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС КонсультантПлюс, 2017 (дата обращения 12.06.2023).
Судебная практика
58. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2014 г. № 2428-О по запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс] (дата обращения 12.06.2023).
59. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 26-КГ15-43// СПС ГАРАНТ https://base.garant.ru/71176912/. Электронный документ (дата обращения 12.06.2023).
60. Решение Кировского районного суда г.Уфы № 2-1710/2017 2-1710/2017-М-962/2017 М-962/2017 от 17 марта 2017 г. по делу № 2-1710/2017// [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/aEQX4K9AbeYK/ (дата обращения 12.06.2023).
61. Апелляционное определение Московского городского суда от 14 января 2016 г. по делу № 33-0292/2016// [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-civil/details/94cae4c2-a848-4ab8-b473-4dc4253caa95#tabs-3 (дата обращения 12.06.2023).