Развитие вокально-хоровых навыков у детей школьного возраста

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 22 22 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.07.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………………………..3..  1. Развитие вокально-хоровых навыков детей 5
1.1.  Вокально-хоровые навыки 5   
1.1.2.  Певческое дыхание 7  
1.1.3.  Звукообразование………………………………………………………9    1.4.  Певческая артикуляция 11
1.2  Дикция в хоровом пении 12     
1.3.  Правила работы над гласными  и согласными звуками 14
Заключение                                                                                          20
Список литературы                                                                                  22
Фрагмент для ознакомления

Работа гортани может быть ослаблена гласными звуками "о" и "у". Эти звуки способствуют более краевому смыканию голосовых складок и формируются при явном понижении типа дыхания. Звук "а" занимает нейтральное положение, в то время как звук "ы" округляет звук и стимулирует активность мягкого неба. Работа над гласными в хоре направлена на достижение их чистого произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием. Однако, в пении гласные не всегда произносятся четко и ясно, и степень яркости гласного звука зависит от построения музыкальной фразы. Гласные звучат наиболее ярко и определенно под ударением в словах или в момент кульминаций музыкальных фраз, а в других случаях - затушеванно и редуцированно.Фонетическая ясность гласных, которые распеваются на несколько звуков, является обязательной, а при переходе со звука на звук они подобно повторяются. Сочетание двух гласных требует особой ясности в произношении. Гласные, расположенные внутри слова или на стыке предлогов и частиц, произносятся слитно. В случае, если два гласных на стыке разных слов, они разделяются цезурой. В таких случаях второе слово следует произносить с новой атакой для сохранения смысла словосочетания. В отличие от гласных, формирование согласных связано с возникновением преграды для движения воздуха в речевом тракте. Согласные разделяются на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса в их образовании.Полугласные звуки, также известные как сонорные, занимают второе место после гласных в функции голосового аппарата. Они включают в себя звуки «м», «л», «н» и «р», которые могут употребляться как гласные. Звонкие согласные звуки, такие как «б», «г», «в», «ж», «з» и «д», образуются с помощью голосовых складок и ротовых шумов. В то время как глухие звуки, такие как «п», «к», «ф», «с» и «т», состоят только из шумов. Шипящие звуки, такие как «х», «ц», «ч», «ш» и «щ», также состоят только из шумов.Для достижения наилучших результатов в пении необходимо обращать особое внимание на глухие согласные, особенно на их конце слов. Именно эти звуки часто выпадают, поэтому дирижеры и певцы должны уделить им особое внимание и произносить их четко и уверенно. Кроме того, возникает проблема, когда глухому согласному на конце слова предшествует долго тянущийся звук. В этом случае все певцы должны произнести последний согласный одновременно, что может быть обеспечено мысленным повторением предшествующего гласного. Вокальная педагогика уделяет огромное значение сочетанию гласных и согласных в словах и слогах.В пении сочетание гласных и сонорных звуков способствует их округлению и смягчению работы гортани, а также приближению звука позиционно. Гортань, фактически, не участвует в произношении глухих согласных и ослабляется на последующих гласных. Поэтому, чтобы избежать зажатости мышц гортани при пении, рекомендуется использовать сочетания слогов «по», «ку», «та» и т. д. Кроме того, стоит учитывать, что согласные произносятся коротко, особенно шипящие и свистящие согласные «с», «ш», которые могут создавать впечатление свиста и шума, поэтому их необходимо смягчать и укорачивать до предела.Для достижения непрерывности мелодии, важно соблюдать правило, которое заключается в том, чтобы при пении кантилены не замыкали звук. Кроме того, существует еще одно очень важное правило, которое подразумевает, что согласные, стоящие на конце слова или слога, должны присоединяться к последующему слогу, чтобы обеспечить максимальное распевание гласных. В случае, если одно слово заканчивается и другое начинается на похожие согласные звуки, такие как «д – т», «б — п», «в — ф» и т.д., при медленном темпе их следует разделять. Если же темп быстрый и эти звуки приходятся на мелкие ритмические доли, их следует соединять.Для того чтобы корректно произносить согласные звуки, необходимо уделить им больше внимания, так как они не такие мощные и длительные, как гласные. Правильное произношение согласных и гласных должно основываться на литературно правильном произношении с учетом всех правил орфоэпии. Важно помнить, что произношение звонких согласных в конце слова и перед глухими согласными должно быть оглушенным, то есть они произносятся как соответствующие глухие согласные. Например, слово «паровоз» произносится как «парово(с) (ф)пере(т) лети...».1) Согласные звуки «д», «з», «с», «т» перед мягкими согласными подвергаются смягчению: д(ь)венадцать, каз(ь)нь, пес(ь)ня и другие.2) Звук «н» при наличии мягкого согласного звучит мягко: стран(ь)ник.3) Согласные звуки «ж» и «ш» при наличии мягкого согласного звучат твердо: прежний, вешний.4) Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов звучат твердо, как «са» и «с».5) Сочетания «чн» и «чт» в некоторых словах звучат как «шн» и «шт»: (ш)то, коне(ш)но, ску(ш)но.6) В сочетаниях «стн» и «здн» звуки «т» и «д» не звучат: гру(сн)о, по(зн)о.Основные навыки вокально-хорового искусства включают в себя звукообразование, певческое дыхание, артикуляцию, дикцию и эмоциональную выразительность исполнения. Для достижения качественного исполнения необходимо уметь правильно произносить сочетания «сш» и «зш», которые в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твердое долгое «ш», а на стыке двух слов - как написано. Также необходимо уподобить сочетания «сч» и «зч» долгому «щ», чтобы достичь максимального качества звучания. В большинстве случаев сонорный звук «р» произносится утрированно, что также является важным навыком исполнения. Каждый из этих навыков базируется на совокупности певческих действий, которые должны быть выполнены точно всеми учениками.ЗаключениеВовлечение детей в музыкальный творческий процесс в форме пения является доступным каждому ребёнку способом формирования общей музыкальной культуры. Этот процесс глубоко взаимосвязан с развитием таких качеств личности, как мышление, наблюдательность, память, воображение, внимание и воля. Пение также способствует воспитанию лучших человеческих качеств у детей, включая уважение к окружающим, терпимость, чуткость и творческий подход к решению задач. Кроме того, пение укрепляет здоровье ребёнка через дыхательную и сердечно-сосудистую системы.В современном мире, где массовая информация и уличная среда часто оказывают разрушающее действие на личность, пение является мощным инструментом, который приобщает детей к подлинным нравственным и моральным ценностям. Это помогает детям развивать свою индивидуальность и становиться лучшими версиями самих себя. Таким образом, пение является важным компонентом образования и воспитания детей, который помогает им развиваться как личности и приносит множество пользы для их здоровья и общественной жизни.Настоящие специалисты в области музыки разработали множество эффективных методик, которые помогают развивать вокально-хоровые навыки. Однако основная задача учителя музыки не только в том, чтобы правильно применять эти материалы, но и в том, чтобы привить учащимся любовь к музыке и пению. Особенно важно в наше время, когда подростки, в основном, слушают простые мелодии попсовых песен и репа, в которых пения практически нет. Учитель музыки должен открыть для детей богатое наследие отечественной и зарубежной музыкальной культуры, помочь им оценить и полюбить эту культуру и захотеть самим приобщиться к ее исполнению. Таким образом, учитель музыки сможет расширить сферу практики пения, привить детям интерес к хоровому пению, научит петь правильно и красиво, воспитает хороший музыкальный вкус у своих учеников. Ведь музыка - это не только развлечение, но и искусство, которое может стать важной частью жизни каждого человека. Создавая музыку вместе, дети учатся работать в команде, развиваются как личности и получают удовольствие от творческого процесса. Кроме того, музыкальное образование способствует развитию мозга и улучшению когнитивных функций, что может повлиять на успехи ребенка в учебе и жизни в целом. Поэтому, если вы хотите дать своему ребенку возможность раскрыть свой творческий потенциал и получить навыки, которые пригодятся ему в будущем, обязательно обратитесь к профессиональному учителю музыки.Список литературы1. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса. / Е.И. Алмазов. - М., 1963. – 181 с.2. Венгрус, Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: монография. / Л. А. Венгрус. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 204 с.3. Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение: монография./ Л.А. Венргус - СПб., Музыка, 2000. – 276 с.4. Гладкая, С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. / С. Гладкая. - М., 1989. – 187 с.5. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. / В.В. Емельянов - СПб., Лань, 1997. – 190 с.6. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. / В.С. Попов - М., Музыка, 1985. – 92 с.7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8классы. / Под рук. Д.Б. Кабалевского. 2-е изд. – М., Просвещение, 2005. – 205 с.8. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб.пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. / Г.П. Стулова – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. – 176 с.9. Струве, Г.А. Школьный хор. / Г.А. Струве - М., Просвещение, 1981. – 81 с.10. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. / В.К. Тевлина - М., Музыка, 1982. – 289 с.11. Педсовет [Электронный ресурс]: Методическое сообщение «Дикция в хоровом пении»  = pedsovet.su. – Нижний Новгород: PEDSOVET.SU, 2007-2012. Режим доступа: http://pedsovet.su/load/252-1-0-12031

1. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса. / Е.И. Алмазов. - М., 1963. – 181 с.
2. Венгрус, Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: монография. / Л. А. Венгрус. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 204 с.
3. Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение: монография./ Л.А. Венргус - СПб., Музыка, 2000. – 276 с.
4. Гладкая, С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. / С. Гладкая. - М., 1989. – 187 с.
5. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. / В.В. Емельянов - СПб., Лань, 1997. – 190 с.
6. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. / В.С. Попов - М., Музыка, 1985. – 92 с.
7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8классы. / Под рук. Д.Б. Кабалевского. 2-е изд. – М., Просвещение, 2005. – 205 с.
8. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. / Г.П. Стулова – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. – 176 с.
9. Струве, Г.А. Школьный хор. / Г.А. Струве - М., Просвещение, 1981. – 81 с.
10. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15. / В.К. Тевлина - М., Музыка, 1982. – 289 с.
11. Педсовет [Электронный ресурс]: Методическое сообщение «Дикция в хоровом пении»  = pedsovet.su. – Нижний Новгород: PEDSOVET.SU, 2007-2012. Режим доступа: http://pedsovet.su/load/252-1-0-12031