Проектность творческого метода Леонардо да Винчи: интеграция науки, техники и искусства в практических целях

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 14 14 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 21.07.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Особенности творчества Леонардо да Винчи 4
2. Вклад Леонардо да Винчи в развитие науки и искусства 9
Заключение 14
Список использованных источников 15

Фрагмент для ознакомления

Занимаясь проблемами статики, Леонардо расширил понятие моментасилыпоотношениюкточке,открылдлячастныхслучаевтеоремуоразложениимоментовиприменилеедлярешениязадачиосложениииразложении сил. Знал условия равновесия тела, опирающегося на наклоннуюплоскость.Изучаяпроблемуустойчивостинаклонныхбашен,открылтеорему об опорном многоугольнике: тело опирающееся на горизонтальнуюплоскость, остается в равновесии, если основание вертикали, проведенное изцентратяжести,попадаетвнутрьплощади опоры.Пыталсясоздатьтеориюарки,атакжезанималсяпроблемамисопротивлениябалокрастяжениюисжатию,анализировалмеханизмтренияи установил еговлияниенаравновесиетел.Леонардо приписывают, что он предугадал принцип инерции, также вряде своих высказываний в «Атлантическом кодексе» предвосхитил третийзаконНьютонаоравенстведействияипротиводействия:такаяжесиласоздаетсяпредметомпротиввоздуха,чтоивоздухомпротивпредмета.Установил, чтовоздухимеетвесипытался измерятьатмосферноедавление.Являясьхудожником,ЛеонардодаВинчиинтересовалсятеориейоптики. Дал описание камеры-обскуры и использовал ее в теории зрения.Предложил очки для наблюдения Луны, установил, что глаза видят объемныетелапо-разному,занималсяпараболическимизеркалами.Первымпредположил, что пепельный свет Луны является светом, который сначалаотражен от Земли, а потом от Луны. Предложил первую схему телескопа сдвумялинзами.В своих анатомических исследованиях Леонардо да Винчи обобщиврезультаты вскрытий, заложил основы современной научной иллюстрации,сделавряддетализированныхрисунковвсевозможныхорганов,мышцисистемчеловеческого тела.ОрганизмчеловекаЛеонардо охарактеризовалкак образец «природной механики». Открыл и описал ряд костей и нервов,изучал проблемы эмбриологии и сравнительнойанатомии.Занимался ботаникой, выделяя ее в отдельную дисциплину, описываллисторасположение растений, изучал корневое давление и движение соковрастений.ЛеонардодаВинчипричисляетсякосновоположникампалеонтологии, утверждая, что окаменелости, находимые на вершинах гор,опровергаютбиблейскиепредставленияо всемирномпотопе.Леонардоврядекниготносяткоснователямэкспериментальногонаучногометода,хотяэкспериментыставилисьестествоиспытателямисглубокой древности. Он говорил, что «знание‒ дочь опыта» и утверждал, чтопосколькузнаниеначинаетсясчувств,тонужноограничиватьрассуждениеопытом.ПоЛеонардо всяприрода пронизана математическими законами,чтороднитегосГалилеем,выдвинувшимпрограммуматематизациинаучного знания: никакое человеческое исследование не может претендоватьна то, чтобы быть истинной наукой, если оно не использует математическихдоказательств, и нет никакой уверенности там, где нельзя применить одну изматематическихнаук.Егоискусство,научныеитеоретическиеисследования,самаеголичность оказали громадное воздействие на развитие мировой культуры. Егорукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие обуниверсальности гения Леонардо. Здесь и тщательно прорисованные цветы, идеревья,наброскиневедомыхорудий,машиниаппаратов.Нарядусаналитически точными изображениями встречаются рисунки, отличающиесянеобычайным размахом, эпичностью или тончайшим лиризмом. Страстныйпоклонникопытногопознания,Леонардостремилсякегокритическомуосмыслению,кпоиску обобщающих законов.«Опыт‒этоединственныйисточникпознания»,‒говорилхудожник.«Книгаоживописи»раскрываетеговзглядытеоретикареалистического искусства, для которого живопись одновременно и «наука изаконная дочь природы». В трактате содержатся высказывания Леонардо поанатомии, перспективе, он ищет закономерности построения гармоническойчеловеческой фигуры, пишет о взаимодействии цветов, о рефлексах. Средиего последователей и учеников не было ни одного приближающегося по силеодаренности к учителю; лишенные самостоятельного взгляда на искусство,они лишьвнешнеусваивали егохудожественнуюманеру.Такимобразом,ЛеонардодаВинчиявляетсяоднимизвеличайшихдеятелей эпохи Возрождения, а также - всей истории человечества. Широкоизвестныдостижениявобластиизобразительногоискусства,инженерно-техническиеразработки,открытиявестествознании.Можнотолькоудивляться и восхищаться многогранностью интересов и пытливостью умаэтого мыслителя.ЗаключениеЛеонардо да Винчи – итальянский художник, скульптор, архитектор,ученый, инженер, естествоиспытатель, воплотивший в себе возрожденческийидеалуниверсальногочеловека.Егонеобычайнаяиразносторонняяодаренность вызывала изумление и восхищение современников, видевших внемживоевоплощениеидеалагармоническиразвитогосовершенногочеловека.Вовсехсвоихначинанияхонбылисследователемипервооткрывателем, и это самым непосредственным образом сказалось на егоискусстве. Он оставил после себя немного произведений, но каждое из нихявилосьэтапомвисториикультуры.ЛеонардодаВинчиизвестентакжекакразностороннийученый.Омасштабе и уникальности дарования Леонардо да Винчи позволяют судитьего рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. СрисункамиЛеонардодаВинчи,зарисовками,набросками,схемаминеразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но иработыпотеорииискусства.Многоместоотданопроблемамсветотени,объемноймоделировке,линейноивоздушнойперспективе.ЛеонардодаВинчипринадлежатмногочисленныеоткрытия,проектыиэкспериментальныеисследованиявматематике,механике,другихестественныхнаук.Именнотесноевзаимодействиенауки(втомвиде,вкоторомонасуществовалавданномпериоде)иискусствапородилотакойбурныйпрогресс в развитии человечества. Именно в эпоху Возрождения появляютсялюди-титаны, которые являются воплощением универсальной гармонично ивсестороннеразвитойличности.Таккакдействительноесближениеивзаимопроникновение науки и искусства происходит за счет именно такойличности,вкоторойвравноймеренеобходимыинаука,иискусство.Конечно,новаяидея,новыйхудожественныйилитеоретическийсинтезможет зародиться только в отдельной голове. Самым ярким примером этогоявляетсяЛеонардодаВинчи.СписокиспользованныхисточниковГаспаров,М.Л.Историямировойкультуры/М.Л.Гаспаров.-М.:АСТ,2019.- 720c.Горелов,А.А.Историямировойкультуры:Учебноепособие/А.А.Горелов.-М.:Флинта,2018.- 512 c.Капица,Ф.С.Историямировойкультуры/Ф.С.Капица.-М.:АСТ,2018.- 287c.Креленко,Н.С.Историякультуры:отВозрождениядомодерна:Учебноепособие/ Н.С.Креленко.-М.:Инфра-М,2019.-224 c.Никитич,Л.А.Культурология.Теория,философия,историякультуры:Учебник/ Л.А.Никитич.-М.:Юнити,2019.-559 c.Садохин,А.П.Историямировойкультуры.Учебноепособие/А.П.Садохин,Т.Г.Грушевицкая.-М.:Юнити,2018.- 320c.

1. Гаспаров, М.Л. История мировой культуры / М.Л. Гаспаров. - М.: АСТ, 2019. - 720 c.
2. Горелов, А.А. История мировой культуры: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Флинта, 2018. - 512 c.
3. Капица, Ф.С. История мировой культуры / Ф.С. Капица. - М.: АСТ, 2018. - 287 c.
4. Креленко, Н.С. История культуры: от Возрождения до модерна: Учебное пособие / Н.С. Креленко. - М.: Инфра-М, 2019. - 224 c.
5. Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник / Л.А. Никитич. - М.: Юнити, 2019. - 559 c.
6. Садохин, А.П. История мировой культуры. Учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - М.: Юнити, 2018. - 320 c.