Методы ремонта магистрального трубопровода в сложных климатических условиях
Заказать уникальную дипломную работу- 124 124 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 30.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И МЕСТНОСТИ 11
1.1 Характеристика ремонтируемого участка магистрального нефтепровода 11
1.2 Общие положения о ремонте нефтепроводов 14
1.3 Оценка технического состояния нефтепровода при выборе способа ремонта 18
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ 22
2.1 Проведение земляных работ 22
2.2 Разработка и обустройство ремонтного котлована 28
2.3 Сооружение амбаров и мобильных емкостей для временного хранения нефти 29
2.4 Засыпка ремонтного котлована и земляного амбара 34
2.5 Работы по снятию изоляции 35
2.6 Врезка вантуза в нефтепровод 36
2.7 Откачка нефти из отключенного участка 37
2.8 Вырезка катушки 44
2.9 Демонтаж дефектного участка нефтепровода 51
2.10 Работы по герметизации нефтепровода 53
2.11 Подготовка и производство сварочно-монтажных работ 54
2.12 Стыковка (подгонка) катушек/захлестов, установка и монтаж запорной арматуры и соединительных деталей 55
2.13 Размагничивание стыкуемых труб перед сваркой 56
2.14 Сварочно-монтажные работы 59
2.15 Контроль качества сварных соединений 65
2.16 Изоляция врезанной катушки 67
2.17 Обратная засыпка нефтепровода 69
3 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 72
3.1 Гидравлический расчет нефтепровода 72
3.2 Расчет нефтепровода на прочность и устойчивость. Расчетные характеристики материалов 74
3.3 Нагрузки и воздействия 75
3.4 Определение толщины стенки нефтепроводов 76
3.5 Проверка прочности и устойчивости подземных и наземных (в насыпи) нефтепроводов 78
3.6 Проверка на предотвращение недопустимых пластических деформаций 80
3.7 Проверка обшей устойчивости нефтепровода в продольном направлении 82
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ И РЕШЕНИЙ 87
4.1 Обоснование применяемых технологий и анализ альтернативных вариантов и решений 87
4.2 Выбор методов ремонта магистрального мнефтепровода 93
4.3 Потребность в кадрах при проведении ремонта 97
5. БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ 102
5.1 Производственная безопасность 102
5.2 Экологическая безопасность 111
5.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 113
5.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 123
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 11 – Статья материалы врезки катушки Наименование материаловКол-воЦена, руб.Сумма,руб.Катушка1950000950000Изоляционная пленка, кг6043526100Электроды 3 мм, кг2,5225562,5Электроды 5 мм, кг151952925Праймер, кг52371185Круги отрезные, шт.19090Круги шлифовальные, шт.290180Абразивная дробь, кг5006030000Итого:1011042,5Транспортные расходы, 5%50552,1Итого с учетом1061594,6транспортных расходовТаблица 12– Статья материалы для композитной муфты Наименование материаловКол-воЦена, руб.Сумма,руб.Муфта, кг38000002000000Изоляционная пленка, кг6043526100Праймер, кг52371185Композитный состав, л118,752862673,6Растворитель, л30541620Плита дорожная ПНД-AIV51860093000(6*2*0,14), шт.Дизтопливо, кг20002754000Итого:2638578,6Транспортные расходы, 5%131928,9Итого с учетом2770507,5транспортных расходовПрочие расходы включают в себя: ремонт оборудования, накладные расходы, содержание АУП и т.д. и составляют 40% от прямых затрат. Заключительный сравнительный анализ методов ремонта представлен в таблице 13. Таблица 13 – Смета затрат на устранение дефектов участка нефтепровода№Наименование статейВрезка катушкиКомпозитная муфтатыс. руб.уд. вес, %тыс. руб.уд. вес, %1Материальные1061,666,22770,582,92Оплата труда35,42,242,81,33ЕСН9,20,611,10,34Амортизация39,02,460,91,85Прочие затраты458,128,6458,113,7Всего затрат1603,31003343,4100Итого: Затраты на устранение дефекта методом врезки катушки = 1603,3 тыс. руб.Затраты на устранение методом композитной муфты = 3343,4 тыс. руб. Дополнительная прибыль валовая составит: Прибыль чистая составит: Технико-экономические показатели представлены в таблице 17. Технико-экономические показатели представлены в таблице 17, а также на рисунке 36.Таблица 14 – Технико-экономические показатели вариантов ремонтаПоказателиЕд. изм.Врезка катушкиКомпозитная муфтаПродолжительностьдни23ремонтаЧисленность работниковчел.89Трудоемкостьчел×час128216Смета затрат, всего:тыс. руб.1603,33343,4в том числе– материальные затратытыс. руб.1061,62770,5– оплата трудатыс. руб.35,442,8– ЕСНтыс. руб.9,211,1– амортизациятыс. руб.39,060,9– прочие затратытыс. руб.458,1458,1Прирост прибыливаловойтыс. руб.1740,1––Прирост прибыличистойтыс. руб.1322,5––Рисунок 36 – Технико-экономические показатели вариантов ремонтаВывод по разделу 4. Был также существленВыбор методов ремонта магистрального мнефтепровода проведены расчеты затрат на устранение дефектов с использованием двух методов: врезки катушки и композитной муфты. Результаты расчетов показали, что затраты на устранение дефекта методом врезки катушки составляют 1603,3 тыс. руб., в то время как затраты на устранение методом композитной муфты равны 3343,4 тыс. руб.Таким образом, при использовании метода замены катушки получается дополнительная валовая прибыль в размере 1740,1 тыс. руб., а чистая прибыль составляет 1322,5 тыс. руб. Подводя итоги экономического расчета, можно сделать вывод о том, что из представленных видов ремонта более целесообразным с экономической точки зрения является метод замены катушки.5БЕЗОПАСНОСТЬРАБОТВ рамках исследования проводится анализ производственной и экологической безопасности при выполнении работ по ремонту магистрального нефтепровода методом вырезки/врезки катушки в условиях сложных климатических условиях. Объектом исследования является участок магистрального нефтепровода «Александровское-Анжеро-Судженск», расположенный в Томской области. Данный участок имеет диаметр 1220 мм.Для обеспечения производственной безопасности на рабочей зоне принимаются соответствующие меры. Рабочая зона оснащена ограждениями и знаками, указывающими на опасный производственный объект, его схему и название. Доступ на рабочую зону разрешен только уполномоченному персоналу компании, что способствует предотвращению возможных несчастных случаев и обеспечивает контроль над выполнением работ.Особое внимание также уделяется экологической безопасности. При проведении работ в сложных климатических условиях применяются меры, направленные на минимизацию воздействия на окружающую среду. Это включает контроль за соблюдением правил и требований по обращению с отходами, предотвращение утечек нефтепродуктов и применение экологически безопасных материалов и технологий.5.1 Производственная безопасностьПроизводственная безопасность является важным аспектом при выполнении работ по ремонту участка магистрального нефтепровода методами врезки/врезки катушки и композитной муфтой. Рассмотрим основные вредные и опасные производственные факторы, которые могут возникать в процессе таких работ. Представим их в виде таблицы:Таблица 15 – Основные элементы производственного процесса, формирующие опасные и вредные факторы при капитальном ремонте участка магистрального нефтепроводаНаименованиеФакторы (ГОСТ 12.0.003-2015 ССБТ. Опасные ивредные производственные факторы.)видов работОпасныеВредные1.Движущиеся машины и1.Превышениемеханизмыуровня шума.Капитальныйпроизводственного2.Повышеннаяремонтоборудования (в том числезапыленность имагистральногогрузоподъёмные).загазованностьнефтепровода2.Электрическая дуга ивоздуха рабочейметодомметаллические искры призоны.вырезки/врезкисварке.3.Отклонениекатушки3.Электрический ток.показателей4. Пожаро- иклимата.взрывоопасность.Перечислим нормативные документы и их отношение к таблице:Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: Данный закон устанавливает требования и нормы по пожарной безопасности, которые должны соблюдаться при выполнении работ, включая ремонт магистральных нефтепроводов.Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 (ред. от 01.12.2021 г.) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»: Данное постановление определяет структуру и требования к содержанию проектной документации, включая требования к проектированию и выполнению работ по ремонту магистральных нефтепроводов.Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»: Данное постановление устанавливает правила и требования к противопожарному режиму, которые должны соблюдаться при проведении работ, включая ремонт магистральных нефтепроводов.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами»: Данный приказ устанавливает правила и требования по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами при выполнении работ, включая ремонт магистральных нефтепроводов.РД – 23.040.00 КТН – 064 18 «Вырезка и врезка «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры»: Данное руководство содержит требования и рекомендации по выполнению работ по вырезке и врезке различных элементов, включая катушки, соединительные детали, заглушки и арматуру.5.1.1 Анализ опасных производственных факторов и мероприятия по их устранениюАнализ опасных производственных факторов:Работа в условиях повышенной опасности: Ремонт магистрального нефтепровода методом вырезки и врезки катушки может проводиться при работе с горючими и взрывоопасными материалами. При таких условиях существует риск возникновения пожара или взрыва. Для предотвращения таких ситуаций необходимо строго соблюдать нормативные требования и инструкции по обеспечению пожарной безопасности и применять соответствующие средства защиты, такие как специальная одежда, средства пожаротушения и системы пожарной сигнализации.Опасность работ на высоте: Во время ремонта магистрального нефтепровода возникает необходимость работы на высоте при доступе к катушке. Это может быть связано с риском падения работников и материалов, что может привести к серьезным травмам и повреждениям оборудования. Для обеспечения безопасности необходимо использовать соответствующие средства защиты от падения, такие как страховочные пояса, ограждения и платформы на высоте. Также важно обучать работников.Риск взаимодействия с опасными химическими веществами:при ремонте магистрального нефтепровода методом вырезки и врезки катушки возникает возможность взаимодействия с опасными химическими веществами, такими как нефть или нефтепродукты. Для минимизации риска необходимо соблюдать требования по обеспечению безопасности при работе с химическими веществами, использовать защитное снаряжение.Электрическая безопасность: В процессе ремонта магистрального нефтепровода методом вырезки и врезки катушки требуется проведение сварочных работ. Это связано с риском возникновения электрической дуги и металлических искр, что может привести к пожарам, взрывам и травмам персонала. Для предотвращения таких ситуаций необходимо соблюдать требования по электробезопасности, предусмотренные нормативными документами, такими как ПУЭ (Правила устройства электроустановок) и инструкции производителя оборудования. Мероприятия по устранению опасных производственных факторов:Соблюдение нормативных требований:Все работы по ремонту магистрального нефтепровода методом вырезки и врезки катушки должны выполняться в соответствии с требованиями релевантных нормативных документов, таких как СНиП, ПУЭ и другие документы, регулирующие безопасность и технику безопасности работ. Работники должны быть обучены и ознакомлены с этими требованиями и строго их соблюдать.Обеспечение безопасности работников:Работники, участвующие в ремонте магистрального нефтепровода, должны быть обучены безопасным методам работы, использованиюспециального снаряжения и средств индивидуальной защиты. Это включает в себя применение защитных очков, перчаток, масок и средств защиты органов дыхания в случае необходимости. Также следует обеспечить регулярную проверку и обслуживание используемого оборудования, чтобы гарантировать его исправность и соответствие нормативным требованиям.Планирование и организация работ: Важным аспектом безопасности при ремонте магистрального нефтепровода является правильное планирование и организация работ. Это включает разработку детального плана ремонта, учет особенностей территории и климатических условий Томской области, а также применение эффективных систем управления безопасностью. Мониторинг и контроль: Во время ремонта магистрального нефтепровода необходимо осуществлять постоянный мониторинг и контроль за выполнением безопасных процедур и использованием соответствующих средств защиты. Это включает проверку качества сварочных работ, контроль концентрации опасных веществ в окружающей среде и регулярный анализ безопасности работ. 5.1.2 Анализ вредных производственных факторов и мероприятия по их устранениюПри выполнении работ по замене катушки во время ремонта магистрального нефтепровода с использованием различного оборудования, следует учитывать вредные производственные факторы, особенно превышение уровня шума. Шум, создаваемый рабочими транспортными средствами и оборудованием, может негативно повлиять на работников и вызвать различные последствия, такие как снижение производительности труда и возникновение профессиональных заболеваний.Для снижения воздействия шума на работников, необходимо применять соответствующие мероприятия по предотвращению и контролю данного вредного фактора. В частности, работники должны быть оснащены наушниками или другими средствами индивидуальной защиты, которые помогут снизить уровень шума, достигающего ушей. При выборе и использовании защитных средств необходимо руководствоваться ГОСТом (государственным стандартом) и другими нормативными документами, которые определяют требования к средствам индивидуальной защиты от шума [13].Для измерения уровня шума используются шумометры российского производства ИШВ-1, ВШВ-003, Роботрон, а также зарубежного – «Брюль и Кьер».Допустимые уровни звукового давления и эквивалентного уровня звука [13] представлены в таблице 16. Таблица 16 – Допустимые уровни звукового давления и эквивалентного уровня звукаДля предотвращения неблагоприятных последствий указанных производственных факторов, необходимо принимать определенные меры. Прежде всего, следует избегать попадания сварочного аэрозоля в органы дыхания путем использования соответствующей защитной маски или рукавных противогазов.Если между стенкой трубы и уплотнительным устройством присутствует масло или нефтепродукт, или если в воздухе рабочей зоны обнаруживаются пары масла или нефтепродукта, необходимо немедленно приостановить противопожарные работы, выключить электрооборудование, прекратить все работы и эвакуировать работников из опасной зоны.Для защиты глаз и лица газоварщиков и газорезчиков, осуществляющих ручную и механическую газовую резку, сварку, строжку и выплавку дефектов металла, а также при нагреве изделий и материалов, рекомендуется использование закрытых защитных стекол марки ТС-2 с плотностью светофильтров ГС-3 при различных расходах ацетилена в горелках.Специальная рабочая одежда также играет важную роль в защите рабочих. Она должна быть безопасной, удобной, не ограничивающей движения и обеспечивать защиту от искр, брызг расплавленного металла, влаги, загрязнений и механических повреждений. Выбор соответствующей спецодежды должен осуществляться в соответветствии с рекомендациями ГОСТ 12.4.011-89. Кроме того, необходимо обеспечить регулярный контроль уровня запыленности и загазованности воздуха в рабочей зоне. Регулярное обучение работников по мерам безопасности, использованию индивидуальных средств защиты и правильному выполнению рабочих операций поможет снизить риск производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний.В целом, проведение ремонта магистрального нефтепровода методом вырезки и врезки катушки требует комплексного подхода к обеспечению безопасности труда. На участке ремонта нефтепровода может возникнуть проблема с неудовлетворительными метеорологическими условиями, которые могут негативно повлиять на комфорт и работоспособность работников. Климат данного района характеризуется континентальными особенностями, включая холодную зиму с низкими температурами, достигающими -50°C, и короткое теплое лето с температурами до +35°C. Осадки в осенне-зимний период достаточно значительные.Для обеспечения комфортных условий работы в таких климатических условиях, члены ремонтной бригады должны быть оснащены специальной одеждой. Летом это включает ветрозащитные костюмы, хлопчатобумажные костюмы с водоотталкивающим покрытием, а также костюмы, защищающие от энцефалита. 5.2 Экологическая безопасностьВсе мероприятия, связанные с охраной окружающей среды в процессе строительства и ремонта магистрального нефтепровода, проводятся в соответствии с требованиями СП 86.13330.2022 «СНиП III-42-80*» [5] и рабочим проектом.5.2.1 Оценка воздействия на гидросферуОдним из аспектов, который требует особого внимания, является оценка воздействия на гидросферу. Болотные массивы представляют собой динамичные образования, тесно связанные с окружающей средой. Они являются водными объектами, которые могут подвергаться загрязнению из окружающей природной среды. Оценка воздействия на гидросферу и соответствующие меры по предотвращению загрязнения водных объектов являются неотъемлемой частью ремонтных работ на магистральном нефтепроводе. Соблюдение этих мероприятий способствует сохранению экологической устойчивости и содействует бережному использованию природных ресурсов.4.2.2 Оценка воздействия на атмосферу При транспортировке по нефтепроводу основными источниками загрязнения поверхностного слоя атмосферы являются аварийные выбросы нефти и попутного газа при отказах линейной части магистральных нефтепроводов, а также выбросы, возникающие в процессе технологических операций.Аварийное разливание нефти или нефтепродуктов оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух путем загрязнения его в результате испарения легких фракций с поверхности пролива и образования продуктов горения при возникновении пожара. Расчет ущерба, вызванного загрязнением атмосферы, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», а также в соответствии с РД-19-02-200.5.2.3 Оценка воздействия на почвуДля уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и снижения затрат на их компенсацию в случае аварийной ситуации на магистральном нефтепроводе, следует принимать следующие природоохранные мероприятия: использование специальных резервуаров для сбора отработавшего топлива, оснащение мобильных резервуаров устройствами, предотвращающими разлив топлива при их транспортировке и заправке; строгое соблюдение правил работы в водоохранной зоне; благоустройство водоохранных зон; соблюдение правил пожарной безопасности в периоды без снега.Рисунок 37 – Вредные воздействия на окружающую среду и природоохранные мероприятия при гидрогеоэкологических работах5.3 Безопасность в чрезвычайных ситуацияхВ целях обеспечения экологической безопасности при проектировании подземных нефтепроводов необходимо учитывать различные виды разрушения, такие как разрыв нефтепровода, разрушение сварного шва, коррозия металла и другие. Особенно опасным для объекта и окружающей среды является разрыв нефтепровода, который может привести к значительным утечкам нефти. В связи с этим, компания активно проводит исследования и диагностику работы нефтепровода для предотвращения возможных разрушений.Для повышения экологической безопасности и предотвращения аварийных ситуаций предлагаются следующие мероприятия:Обучение и тренировки персонала по локализации и ликвидации аварий, а также способам защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях, с соблюдением требований техники безопасности и охраны труда.Оборудование взрыво- и пожароопасных производственных помещений принудительной вентиляцией и установка газоанализаторов.Использование во взрыво- и пожароопасных помещениях электрооборудования и приборов КИП во взрывозащищенном исполнении.Контроль и сигнализация параметров технологических аппаратов, таких как температура, давление, уровень жидкости и вибрация.Установка огнепреградителей на газоуровнительных обвязках резервуаров для предотвращения распространения пламени.Установка оград из стальной сетки для защиты узлов линейной запорной арматуры от доступа посторонних лиц.Обязательные мероприятия по подготовке и безопасному проведению ремонтных работ, а также проведение профилактических и плановых работ по обслуживанию и ремонту оборудования.Обеспечение герметичности фланцевых соединений задвижек, контроль за их состоянием.Контроль проведения сливо-наливных операций с соблюдением установленных регламентированных параметров.Проведение мониторинга трубопроводов, проложенных в охранных зонах водных объектов, с целью проверки их соответствия проектным решениям и требованиям безопасной эксплуатации. Это позволит своевременно выявлять потенциальные проблемы и принимать необходимые меры.Для подтверждения важности этих мероприятий можно обратиться к соответствующим документам и нормативным актам. Например, в Российской Федерации существует Постановление Правительства от 26.06.1998 № 578 «Об утверждении Правил безопасности нефтепроводного транспорта», которое устанавливает требования к эксплуатации нефтепроводов и предотвращению аварийных ситуаций. Применение всех этих мероприятий и соблюдение соответствующих норм и требований поможет предотвратить возникновение аварийных ситуаций на нефтепроводе, а также минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.5.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности5.4.1 Специальные правовые нормы трудового законодательстваВ сфере охраны труда и безопасности выполнения работ по ремонту нефтепровода деятельность работников регулируется рядом правовых и нормативных актов, а также инструктивными и отраслевыми документами. Эти документы устанавливают стандарты и требования, направленные на обеспечение безопасных условий труда.Рисунок 38–Нормативные акты и документы5.4.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоныПеред началом ремонтных работ проводится анализ состояния воздушной среды. Если концентрация паров нефти превышает установленную предельно допустимую концентрацию (ПДК), работники не допускаются к выполнению работ в этой зоне без использования средств защиты дыхательных органов [12]. Участники работ должны быть осведомлены о особенностях местности, расположении технических средств, средствах связи, противопожарном оборудовании и медицинских пунктах. Все участники работ обеспечены соответствующей сезону и видам работ специальной одеждой, а также необходимыми средствами индивидуальной защиты.Далее технические службы эксплуатирующей организации производят (рисунок 42): Рисунок 39 – Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоныВывод по разделу 4:В ходе исследования данной темы была подчеркнута как теоретическая, так и практическая значимость работ по ремонту магистрального нефтепровода методом вырезки/врезки катушки в условиях сложных климатических условиях, особенно в контексте производственной и экологической безопасности. В разделе 4 были разработаны не только правовые и организационные меры обеспечения безопасности, но и учтены факторы, связанные с экологическими аспектами, которые играют ключевую роль в нефтегазовом комплексе. Это исследование подчеркивает важность применения эффективных и безопасных методов ремонта нефтепроводов, а также внедрение соответствующих норм и правил для защиты окружающей среды и обеспечения безопасности персонала.ЗАКЛЮЧЕНИЕТема выпускной квалификационной работы (ВКР) «Методы ремонта магистральных нефтепроводов в сложных климатических условиях» является актуальной в трубопроводном транспорте нефти. В рамках данной работы было проведено исследование основных этапов выполнения работ по ремонту участка магистрального нефтепровода с использованием метода вырезки/врезки катушки в условиях заболоченной местности. Был произведен сравнительный анализ расчета эксплуатационных затрат на ремонт с применением катушки и ремонт композитной муфтой, показавший экономическую и долгосрочную целесообразность применения катушки.Участок магистрального нефтепровода «Александровское-Анжеро-Судженск» в Томской области представляет сложную инженерную систему, функционирующую в северных климатических условиях. Этот участок требует капитального ремонта, чтобы восстановить его эксплуатационные качества и обеспечить надежность и безопасность транспортировки нефти. Раздел «Характеристика объекта и местности» предоставил нам обширную информацию о ремонтируемом участке магистрального нефтепровода «Александровское-Анжеро-Судженск». Мы получили подробное описание данного участка, включая его протяженность, диаметр, материалы, использованные при строительстве, и типы изоляции.Также, были представлены основные характеристики местности, в которой находится нефтепровод. Участок расположен в северных регионах Томской области, где присутствуют сложные климатические условия, требующие особого внимания и подхода при проведении ремонта. Это подчеркивает значимость разработки специализированных технических решений и мероприятий для обеспечения безопасности и эффективности функционирования нефтепровода.В разделе также были представлены общие положения о ремонте нефтепроводов, а также оценка технического состояния нефтепровода при выборе способа ремонта. Это позволяет нам понять, что проведение капитального ремонта является неотъемлемой частью поддержания надежности и безопасности транспортировки нефти через данное сооружение.Исходя из представленной информации, можно сделать вывод о необходимости разработки и применения специализированных технических решений и мероприятий для обеспечения безопасности, устойчивости и эффективности функционирования нефтепроводной инфраструктуры на данном участке. Это позволит успешно осуществить капитальный ремонт, восстановить и поддержать первоначальные эксплуатационные качества нефтепровода, а также обеспечить непрерывность и безопасность перекачки нефти.Раздел 2, посвященный технологической части и строительным решениям, представляет собой комплекс мероприятий, необходимых для проведения капитального ремонта участка магистрального нефтепровода «Александровское-Анжеро-Судженск».В рамках данного раздела были рассмотрены различные этапы работ. Они включали проведение земляных работ, разработку и обустройство ремонтного котлована, сооружение амбаров и мобильных емкостей для временного хранения нефти, засыпку ремонтного котлована и земляного амбара, снятие изоляции, врезку вантуза в нефтепровод, откачку нефти из отключенного участка, вырезку катушки, демонтаж дефектного участка нефтепровода, работы по герметизации нефтепровода, подготовку и производство сварочно-монтажных работ, стыковку катушек/захлестов, установку и монтаж запорной арматуры и соединительных деталей, размагничивание стыкуемых труб перед сваркой, сварочно-монтажные работы, контроль качества сварных соединений, изоляцию врезанной катушки и обратную засыпку нефтепровода.Каждый этап работ имеет свою важность и представляет собой неотъемлемую часть процесса капитального ремонта. Они выполняются с использованием современных технологий, специализированного оборудования и с соблюдением строгих стандартов качества и безопасности.Реализация всех указанных работ позволяет достичь основной цели ремонта - восстановить и поддерживать первоначальные эксплуатационные качества нефтепровода, обеспечить надежность и безопасность его функционирования, а также гарантировать непрерывность перекачки нефти.В разделе 2 «Технологическая часть и строительные решения» было принято решение использовать следующие на выбор методы и технологии при проведении капитального ремонта участка магистрального нефтепровода «Александровское-Анжеро-Судженск»:1.Методы врезки и вырезки катушки: Для замены дефектных участков нефтепровода было принято применить методы врезки и вырезки катушки, что позволяет осуществлять ремонт без прекращения транспортировки нефти.2.Муфтовое соединение: Для обеспечения надежности и герметичности соединения труб было решено использовать муфтовое соединение. Этот метод позволяет эффективно объединить отдельные секции нефтепровода без применения сварки.Принятие данных решений основывалось на анализе технического состояния нефтепровода и выборе наиболее эффективных и безопасных методов ремонта. Эти решения способствуют минимизации времени простоя нефтепровода, обеспечивают высокую надежность соединений и обеспечивают сохранность окружающей среды.Таким образом, использование методов врезки и вырезки катушки, а также муфтового соединения являются важными технологическими решениями, которые позволяют эффективно и безопасно проводить ремонт магистрального нефтепровода «Александровское-Анжеро-Судженск».В разделе 3 проведены расчеты и анализ прочности, устойчивости и гидравлики нефтепровода «Александровское-Анжеро-Судженск». Были определены потери напора при перемещении жидкости по трубопроводу и рассчитаны гидравлические характеристики. Также был проведен расчет нефтепровода на прочность и устойчивость, учитывая нагрузки и воздействия, а также характеристики материалов. Были проверены условия прочности, устойчивости и предотвращение недопустимых пластических деформаций. В результате анализа и расчетов можно сделать вывод, что нефтепровод обладает достаточной прочностью, устойчивостью и гидравлической эффективностью для надежной и безопасной работы, а также соответствует требованиям по предотвращению пластических деформаций.Был также существленВыбор методов ремонта магистрального мнефтепровода проведены расчеты затрат на устранение дефектов с использованием двух методов: врезки катушки и композитной муфты. Результаты расчетов показали, что затраты на устранение дефекта методом врезки катушки составляют 1603,3 тыс. руб., в то время как затраты на устранение методом композитной муфты равны 3343,4 тыс. руб.Таким образом, при использовании метода замены катушки получается дополнительная валовая прибыль в размере 1740,1 тыс. руб., а чистая прибыль составляет 1322,5 тыс. руб. Подводя итоги экономического расчета, можно сделать вывод о том, что из представленных видов ремонта более целесообразным с экономической точки зрения является метод замены катушки.В ходе исследования данной темы была подчеркнута как теоретическая, так и практическая значимость работ по ремонту магистрального нефтепровода методом вырезки/врезки катушки в условиях сложных климатических условиях, особенно в контексте производственной и экологической безопасности. Были разработаны не только правовые и организационные меры обеспечения безопасности, но и учтены факторы, связанные с экологическими аспектами, которые играют ключевую роль в нефтегазовом комплексе. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://74.mchs.gov.ru/uploads/resource/2022-10-11/normativnye-pravovye-akty_16654872191279888637.pdfПостановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 (ред. от 01.12.2021 г.) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/uploads/document/2022-03-22/335fbde14b8ef6efc04d4f4bfd2a8007.pdfПостановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/130094/Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rzot.ru/files/npa/PrikazMintrudaN766n_29102021.pdfРД – 23.040.00 КТН – 064 18 «Вырезка и врезка «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=233654Белозеров, И. А. Усовершенствование технологии ремонта магистрального нефтепровода методом вырезки катушки / И. А. Белозеров, Б.П. Елькин // Нефтегазовый терминал : сборник научных трудов международной научно-технической конференции магистрантов имени профессора Н.А. Малюшина, Тюмень, 01 января – 31 2017 года. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2017. – С. 16-19.Воробьев И.Н. Преимущество применения композитных материалов при ремонте нефтепроводов// Экспозиция Нефть Газ. – «Рунефть, Экспозиция Нефть Газ». – Вып. 7(32). – С. 47-50.ГОСТ 34826-2022 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Линейная часть. Организация и производство строительно-монтажных работ». Москва: Издательство стандартов, 2022. 56 с.ГОСТ 12.1.004-91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования; ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны; ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности; [12] ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация; ГОСТ 12.4.103-2020 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация». - Москва: Издательство стандартов, 2020. - 10 с.ГОСТ 12.4.240-2021 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная вентилируемая для защиты от аэрозолей с твердой дисперсной фазой, включая радиоактивные аэрозоли. Общие технические требования и методы испытаний». - Москва: Издательство стандартов, 2021. - 12 с.ГОСТ 12.4.281-2021 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования и методы испытаний». - Москва: Издательство стандартов, 2021. - 8 с.Грушевский, И. Ю. Применение композитных материалов при ремонте магистральных нефтепроводов / И. Ю. Грушевский // Нефтегазовый терминал : материалы Международной научно-технической конференции «Транспорт и хранение углеводородного сырья», Тюмень, 25–26 апреля 2019 года / под. общ. ред. С. Ю. Подорожникова. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. – С. 180-183.Гумеров А.Г., Азметов Х.А., Гумеров Р.С., Векштейн М.Г. «Аварийновосстановительный ремонт магистральных нефтепроводов» / Под ред. А.Г.Гумерова. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 1998 – 271 с. Гумеров А.Г., Зубаиров А.Г., Векштейн М.Г., Гумеров Р.С., Азметов Х.А. «Капитальный ремонт подземных нефтепроводов». Бизнеспентр», 1999 – 525 с.: ил. ISВN 5-8365-0013-4; Ивличева, Е. А. Земляные работы при капитальном ремонте нефтепровода / Е. А. Ивличева // Наука через призму времени. – 2019. – № 12(33). – С. 37-38.Ищенко, С. И. Применение композитных материалов при ремонте магистральных нефтепроводов / С. И. Ищенко, В. А. Кочерыгин // Инновационные технологии в нефтегазовой отрасли.. – Ставрополь: ООО ИД ТЭСЭРА, 2018. – С. 254-257.Кочергина, А. В. Перспективный метод ремонта нефтепроводов с помощью усиливающей композиционной муфты / А. В. Кочергина, И. А. Томарева, Р. В. Беляков // Инженерный вестник Дона. – 2020. – № 4(64). – С. 25.Кочерыгин, В. А. Исследование эффективности композитно-муфтовой технологии ремонта магистральных нефтепроводов / В. А. Кочерыгин // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство : сборник научных статей по итогам четвертой международной научной конференции, Казань, 31 мая 2019 года. – Казань: ООО «Конверт», 2019. – С. 142-147.Кутушева, А. Р. Современные способы защиты магистральных нефтепроводов при прокладке и эксплуатации магистральных нефтепроводов на участках многолетнемерзлых грунтов / А. Р. Кутушева // Гражданская оборона на страже мира и безопасности : Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В четырех частях, Москва, 01 марта 2021 года. – Москва: Академия Государственной противопожарной службы МЧС Росси, 2021. – С. 293-297.Мамаева, О. Э. Техническое обслуживание и ремонт электропривода запорной арматуры магистрального нефтепровода / О. Э. Мамаева // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 18 ноября 2018 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2018. – С. 112-113.Машина для безогневой резки труб нефтегазопровода / Ш. К. Мукушев, О. С. Миклухина, Д. А. Гамалий, А. А. Байбисенова // Техника и технологии строительства. – 2019. – № 4(20). – С. 29-36.Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология. Учебник для вузов. – 2-е изд. исп. – М.: Высшая школа, 2007. – 463 с. – ISBN 978-5-06-005815-4; Набоков, К. В. Технология ремонта и монтажа шиберной задвижки на нефтепровод / К. В. Набоков // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.10(27). – С. 296-298.Насонова, А. С. Технология ремонта магистральных нефтепроводов / А. С. Насонова // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности : материалы VIII всероссийской (с международным участием) научно-технической конференции молодых исследователей, Волгоград, 19–24 апреля 2023 года. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2021. – С. 64-66.Нефтегазовые технологии: физико-математическое моделирование течений : учебное пособие для вузов / А. Б. Шабаров [и др.] ; под редакцией А. Б. Шабарова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 215 сОптимизация технологических параметров и диаметра нефтепровода с учетом энерго- и ресурсосбережения / А. Б. Голованчиков, Т. А. Дулькин, Н. А. Прохоренко, Н. А. Меренцов // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2020. – Т. 26. – № 1. – С. 91-99ОР-03.100.50-КТН-221-14 Магистральный нефтепроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Технологическое управление и контроль за работой магистральных нефтепродуктопроводов. Организация и порядок проведения работ;ОР-13.020.30-КТН-138-14 Магистральный нефтепроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Производственный экологоаналитический контроль за состоянием компонентов окружающей среды. Порядок планирования и организации работ;Павлов, Д. А. Определение минимально допустимой толщины стенки нефтепровода при капитальном ремонте нефтепровода с подъемом / Д. А. Павлов, Б. Р. Шайбаков, О. В. Шингаркина // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. – 2020. – № 2. – С. 32-35.ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;ПьявченкоН.И.. Лесное болотоведение. Основные вопросы. М.: АН СССР, 1963. – 192 с.; РД 153-39.4-067-00. Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов. – М.: ОАО «АК «Транснефть», ОАО ЦТД «Диаскан», ОАО «Верхневолжскнефтепровод», ОАО «Приволжск-нефтепровод», 2001. – 47 с.РД 39-00147105-015-98 «Правила ремонта магистральных нефтепроводов». – Введ. 01.09.1998 г. – М.: ОАО «АК «Транснефть», 1998;РД-23.040.00-КТН-064-18 «Магистральный нефтепроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Вырезка и врезка «катушек», соединительных деталей, запорной и регулирующей арматуры. Подключение участков магистральных нефтепроводов». – Введ. 15.06.2018 г. – М.: ОАО «АК «Транснефть», 2018;Ровенская, О. П. Экологическая безопасность при строительстве и капитальном ремонте участка магистрального нефтепровода / О. П. Ровенская, Л. А. Горовенко, А. В. Нагайцева // Наука и технологии в нефтегазовом деле : Тезисы докладов II Международной научно-практической конференции. – Армавир: Кубанский государственный технологический университет, 2020. – С. 291-294.РЭ 4496-010-79732551-2011. Самогерметизирующие ремонтные зажимы «FurmaSeal». – СПб.: ОАО «АК «Транснефть», Ltd«Furmanite IPSCO», 2011. – 60 с. Свидетельство о гос. рег. программ для ЭВМ № 2019615073. Программа для расчета технологических и экономических параметров и оптимального диаметра нефтепровода для перекачивания жидкостей и газов / А. Б. Голованчиков, Н. А. Прохоренко, Н. А. Меренцов, Т. А. Дулькин (РФ). Зарегистр. в реестре программ для ЭВМ. – 18 апреля 2019.Скобелева, И. Е. Обзор методов ремонта мелких дефектов на магистральных нефтепроводах / И. Е. Скобелева, А. Агафонов // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Самара, 19 октября 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 71-73.СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки; СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»; [18] ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление (с Изменением N 1); СП 393.1325800.2018 «Свод правил. Трубопроводы магистральные и промысловые для нефти и газа. Организация строительного производства». Москва: Издательство стандартов, 2018. 120 с.Спириденок, Л. М. Научно-методические подходы к разработке стандарта по ремонту линейной части нефтепроводов и нефтепродуктопроводов / Л. М. Спириденок, В. А. Ершов, Е. Михайленко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия F. Строительство. Прикладные науки. – 2019. – № 8. – С. 112-115.Шаммазов, И. А. Анализ способов и устройств для ремонта магистральных нефтепроводов с вырезкой дефектного участка / И. А. Шаммазов, Д. И. Сидоркин, Э. Р. Джемилев // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2022. – № 3(131). – С. 52-66.Швецов, А. В. Оценка применимости комплексов для ремонта нефтепроводов / А. В. Швецов, В. А. Слепченко, И. В. Слепченко // Избранные доклады 65-й Юбилейной университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых : Сборник докладов, Томск, 25 апреля 2019 года. – Томск: Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2019. – С. 417-421ПРИЛОЖЕНИЕ АПрофиль участка трассы магистрального нефтепроводаПрофиль участка трассы магистрального нефтепроводаПРИЛОЖЕНИЕ БПродольный профиль участка нефтепровода. Протяженность отдельных участков, подлежащих освобождению ПНУПРИЛОЖЕНИЕ ВСхема гидравлического испытания участка нефтепровода ПРИЛОЖЕНИЕ ГСтроительные работыСхема заглубленного амбара 1 – земляной вал; 2 – противофильтрационное покрытие (вкладыш); 3 – приямок; 4 – площадка для размещения ПН; 5 – задвижка; 6 – рукав напорно-всасывающий; 7 – ВПТ.Схема наземного амбара1 – земляной вал; 2 – противофильтрационное покрытие (вкладыш); 3 – приямок; 4 – площадка для размещения ПН; 5 – задвижка; 6 – рукав напорно-всасывающий; 7 – ВПТПРИЛОЖЕНИЕ ДОтремонтированный участокПРИЛОЖЕНИЕ ЕРемонтные конструкцииПРИЛОЖЕНИЕ ЖРемонтные конструкции Катушка-вставкаПРИЛОЖЕНИЕ ЗСитуационный планМагистральный нефтепровод «Александровское-Анжеро-Судженск»ПРИЛОЖЕНИЕ ИЧертежи сварки корневого слоя шваСборка и сварка катушкиПРИЛОЖЕНИЕ КСборочный чертеж
1. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://74.mchs.gov.ru/uploads/resource/2022-10-11/normativnye-pravovye-akty_16654872191279888637.pdf
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 (ред. от 01.12.2021 г.) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/uploads/document/2022-03-22/335fbde14b8ef6efc04d4f4bfd2a8007.pdf
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/130094/
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rzot.ru/files/npa/PrikazMintrudaN766n_29102021.pdf
5. РД – 23.040.00 КТН – 064 18 «Вырезка и врезка «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=233654
6. Белозеров, И. А. Усовершенствование технологии ремонта магистрального нефтепровода методом вырезки катушки / И. А. Белозеров, Б.
П. Елькин // Нефтегазовый терминал : сборник научных трудов международной научно-технической конференции магистрантов имени профессора Н.А. Малюшина, Тюмень, 01 января – 31 2017 года. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2017. – С. 16-19.
7. Воробьев И.Н. Преимущество применения композитных материалов при ремонте нефтепроводов// Экспозиция Нефть Газ. – «Рунефть, Экспозиция Нефть Газ». – Вып. 7(32). – С. 47-50.
8. ГОСТ 34826-2022 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Линейная часть. Организация и производство строительно-монтажных работ». Москва: Издательство стандартов, 2022. 56 с.
9. ГОСТ 12.1.004-91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования;
10. ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны;
11. ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности; [12] ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация;
12. ГОСТ 12.4.103-2020 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация». - Москва: Издательство стандартов, 2020. - 10 с.
13. ГОСТ 12.4.240-2021 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная вентилируемая для защиты от аэрозолей с твердой дисперсной фазой, включая радиоактивные аэрозоли. Общие технические требования и методы испытаний». - Москва: Издательство стандартов, 2021. - 12 с.
14. ГОСТ 12.4.281-2021 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования и методы испытаний». - Москва: Издательство стандартов, 2021. - 8 с.
15. Грушевский, И. Ю. Применение композитных материалов при ремонте магистральных нефтепроводов / И. Ю. Грушевский // Нефтегазовый терминал : материалы Международной научно-технической конференции «Транспорт и хранение углеводородного сырья», Тюмень, 25–26 апреля 2019 года / под. общ. ред. С. Ю. Подорожникова. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. – С. 180-183.
16. Гумеров А.Г., Азметов Х.А., Гумеров Р.С., Векштейн М.Г. «Аварийновосстановительный ремонт магистральных нефтепроводов» / Под ред. А.Г.Гумерова. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 1998 – 271 с.
17. Гумеров А.Г., Зубаиров А.Г., Векштейн М.Г., Гумеров Р.С., Азметов Х.А. «Капитальный ремонт подземных нефтепроводов». Бизнеспентр», 1999 – 525 с.: ил. ISВN 5-8365-0013-4;
18. Ивличева, Е. А. Земляные работы при капитальном ремонте нефтепровода / Е. А. Ивличева // Наука через призму времени. – 2019. – № 12(33). – С. 37-38.
19. Ищенко, С. И. Применение композитных материалов при ремонте магистральных нефтепроводов / С. И. Ищенко, В. А. Кочерыгин // Инновационные технологии в нефтегазовой отрасли.. – Ставрополь: ООО ИД ТЭСЭРА, 2018. – С. 254-257.
20. Кочергина, А. В. Перспективный метод ремонта нефтепроводов с помощью усиливающей композиционной муфты / А. В. Кочергина, И. А. Томарева, Р. В. Беляков // Инженерный вестник Дона. – 2020. – № 4(64). – С. 25.
21. Кочерыгин, В. А. Исследование эффективности композитно-муфтовой технологии ремонта магистральных нефтепроводов / В. А. Кочерыгин // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство : сборник научных статей по итогам четвертой международной научной конференции, Казань, 31 мая 2019 года. – Казань: ООО «Конверт», 2019. – С. 142-147.
22. Кутушева, А. Р. Современные способы защиты магистральных нефтепроводов при прокладке и эксплуатации магистральных нефтепроводов на участках многолетнемерзлых грунтов / А. Р. Кутушева // Гражданская оборона на страже мира и безопасности : Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В четырех частях, Москва, 01 марта 2021 года. – Москва: Академия Государственной противопожарной службы МЧС Росси, 2021. – С. 293-297.
23. Мамаева, О. Э. Техническое обслуживание и ремонт электропривода запорной арматуры магистрального нефтепровода / О. Э. Мамаева // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 18 ноября 2018 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2018. – С. 112-113.
24. Машина для безогневой резки труб нефтегазопровода / Ш. К. Мукушев, О. С. Миклухина, Д. А. Гамалий, А. А. Байбисенова // Техника и технологии строительства. – 2019. – № 4(20). – С. 29-36.
25. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология. Учебник для вузов. – 2-е изд. исп. – М.: Высшая школа, 2007. – 463 с. – ISBN 978-5-06-005815-4;
26. Набоков, К. В. Технология ремонта и монтажа шиберной задвижки на нефтепровод / К. В. Набоков // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.10(27). – С. 296-298.
27. Насонова, А. С. Технология ремонта магистральных нефтепроводов / А. С. Насонова // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности : материалы VIII всероссийской (с международным участием) научно-технической конференции молодых исследователей, Волгоград, 19–24 апреля 2023 года. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2021. – С. 64-66.
28. Нефтегазовые технологии: физико-математическое моделирование течений : учебное пособие для вузов / А. Б. Шабаров [и др.] ; под редакцией А. Б. Шабарова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 215 с
29. Оптимизация технологических параметров и диаметра нефтепровода с учетом энерго- и ресурсосбережения / А. Б. Голованчиков, Т. А. Дулькин, Н. А. Прохоренко, Н. А. Меренцов // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2020. – Т. 26. – № 1. – С. 91-99
30. ОР-03.100.50-КТН-221-14 Магистральный нефтепроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Технологическое управление и контроль за работой магистральных нефтепродуктопроводов. Организация и порядок проведения работ;
31. ОР-13.020.30-КТН-138-14 Магистральный нефтепроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Производственный экологоаналитический контроль за состоянием компонентов окружающей среды. Порядок планирования и организации работ;
32. Павлов, Д. А. Определение минимально допустимой толщины стенки нефтепровода при капитальном ремонте нефтепровода с подъемом / Д. А. Павлов, Б. Р. Шайбаков, О. В. Шингаркина // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. – 2020. – № 2. – С. 32-35.
33. ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;
34. Пьявченко Н.И.. Лесное болотоведение. Основные вопросы. М.: АН СССР, 1963. – 192 с.;
35. РД 153-39.4-067-00. Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов. – М.: ОАО «АК «Транснефть», ОАО ЦТД «Диаскан», ОАО «Верхневолжскнефтепровод», ОАО «Приволжск-нефтепровод», 2001. – 47 с.
36. РД 39-00147105-015-98 «Правила ремонта магистральных нефтепроводов». – Введ. 01.09.1998 г. – М.: ОАО «АК «Транснефть», 1998;
37. РД-23.040.00-КТН-064-18 «Магистральный нефтепроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Вырезка и врезка «катушек», соединительных деталей, запорной и регулирующей арматуры. Подключение участков магистральных нефтепроводов». – Введ. 15.06.2018 г. – М.: ОАО «АК «Транснефть», 2018;
38. Ровенская, О. П. Экологическая безопасность при строительстве и капитальном ремонте участка магистрального нефтепровода / О. П. Ровенская, Л. А. Горовенко, А. В. Нагайцева // Наука и технологии в нефтегазовом деле : Тезисы докладов II Международной научно-практической конференции. – Армавир: Кубанский государственный технологический университет, 2020. – С. 291-294.
39. РЭ 4496-010-79732551-2011. Самогерметизирующие ремонтные зажимы «FurmaSeal». – СПб.: ОАО «АК «Транснефть», Ltd «Furmanite IPSCO», 2011. – 60 с.
40. Свидетельство о гос. рег. программ для ЭВМ № 2019615073. Программа для расчета технологических и экономических параметров и оптимального диаметра нефтепровода для перекачивания жидкостей и газов / А. Б. Голованчиков, Н. А. Прохоренко, Н. А. Меренцов, Т. А. Дулькин (РФ). Зарегистр. в реестре программ для ЭВМ. – 18 апреля 2019.
41. Скобелева, И. Е. Обзор методов ремонта мелких дефектов на магистральных нефтепроводах / И. Е. Скобелева, А. Агафонов // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Самара, 19 октября 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 71-73.
42. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки;
43. СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»; [18] ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление (с Изменением N 1);
44. СП 393.1325800.2018 «Свод правил. Трубопроводы магистральные и промысловые для нефти и газа. Организация строительного производства». Москва: Издательство стандартов, 2018. 120 с.
45. Спириденок, Л. М. Научно-методические подходы к разработке стандарта по ремонту линейной части нефтепроводов и нефтепродуктопроводов / Л. М. Спириденок, В. А. Ершов, Е. Михайленко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия F. Строительство. Прикладные науки. – 2019. – № 8. – С. 112-115.
46. Шаммазов, И. А. Анализ способов и устройств для ремонта магистральных нефтепроводов с вырезкой дефектного участка / И. А. Шаммазов, Д. И. Сидоркин, Э. Р. Джемилев // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2022. – № 3(131). – С. 52-66.
47. Швецов, А. В. Оценка применимости комплексов для ремонта нефтепроводов / А. В. Швецов, В. А. Слепченко, И. В. Слепченко // Избранные доклады 65-й Юбилейной университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых : Сборник докладов, Томск, 25 апреля 2019 года. – Томск: Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2019. – С. 417-421