«Расстройства поведения и эмоций в детском и подростковом возрасте. Психологическая коррекция»
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 5 + 5 источников
- Добавлена 23.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1. Гиперкинетическое расстройство поведения………………………...5
1.2. Расстройство поведения, ограничивающееся семьей………………..7
1.3. Несоциализированное расстройство поведения…………………...…7
1.4. Социализированное расстройство поведения………………………...8
1.5. Делинквентное поведение……………………………………………..8
1.6. Девиации сексуального поведения………………………………..…..10
2. Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста………………………………………………………………………12
3. Психологическая коррекция детей с отклоняющимся поведением…...12
Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………23
д.Равномерное и гармоничное развитие личности подростков может быть обеспечено, если при оказании помощи будут соблюдаться определенные требования. Жизненные устремления играют особую роль в становлении жизненных ориентиров трудных подростков. Дети, которые социально и педагогически запущены, имеют слабую успеваемость в школе и чувствуют свою «ненужность». Они могут перестать верить в свои силы и сформировать в себе предпосылки к совершению деликвентных проступков. Поэтому особенно важна работа педагога-психолога и классного руководителя.Дети должны сохранять веру в свои способности и чувствовать свою значимость, а также получить помощь в определении своей будущей профессии. Когда-то доктор Спок дал американским родителям простой, но эффективный совет: не узурпировать поведение бешеных кошек, то есть, проявлять терпение и стойкость в отношениях с детьми.Программы, разработанные психологами для работы с подростками, страдающими поведенческими отклонениями, включают различные методики диагностики, психотерапевтические и профилактические методы. Коррекция психического состояния может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате, но для работы с такими подростками необходимы квалифицированные психологи, специализирующиеся в данной области. В научной литературе описываются различные методы психотерапии. К ним относятся методы релаксации, письменные работы, монолог, ведение дневников, автобиографии, проективные тесты, библиотерапия, арт– терапия, музыкотерапия, натуртерапия, трудотерапия и др. Все они имеют общую черту: самопомощь, основанную на рефлексии. Помощь оказывают самому себе в любое удобное время, по принципу «здесь и сейчас» [1, c. 182].Методика «АРТ-терапии» стала довольно распространенным способом для работы психологов с подростками. Она основана на использовании творчества и искусства для корректировки психического состояния людей. Но что же такое арт-терапия на самом деле?Арт-терапия - это не просто рисование картинок или создание скульптур. Это метод, который даёт возможность установить связь между бессознательным и сознательным состоянием человека. А также между самим психологом и клиентом. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин [2, c. 10]Одна из главных задач арт-терапии - помочь человеку понять причину его проблемы, разрешить внутренние конфликты и создать план дальнейшего взаимодействия с самим собой и окружающими людьми. При этом, сам процесс создания может помочь человеку выразить свои эмоции и чувства, которые были забыты или подавлены.Одним из преимуществ арт-терапии является её доступность и универсальность. Не важно, насколько художественно одарен человек - главное, чтобы он был готов открыться и выразить свои мысли и чувства через творчество.Психологическая помощь может быть необходима каждому из нас в различных жизненных ситуациях. Однако не всегда удобно и просто высказать свои проблемы и переживания вслух. Для тех, кто склонен к замкнутости и живет в своем мире, существует метод терапии, который может быть очень полезным. Этот способ более бережный и безопасный, поскольку он позволяет предоставить столько информации, сколько человек готов принять.Такой метод помогает уменьшить внутреннее напряжение, подавить агрессию и чувство беспокойства, а также снять стресс. Но его применение не ограничивается только этими преимуществами. Для того, чтобы выявить причины затруднений в социальной адаптации детей, проводится психолого-диагностическое исследование. Оно может включать в себя разные методики, в том числе и терапию, о которой мы говорим. Однако не стоит забывать, что каждый человек индивидуален, и что помогает одному, может не сработать для другого. Поэтому важно обратиться к опытному психологу, который поможет выбрать наиболее эффективный метод лечения в каждом конкретном случае.Социальное развитие подростков - одна из ключевых задач современного общества. Для этого необходимо работать не только с самими подростками, но и с их окружением. Важную роль в этом процессе играют педагоги и родители. Однако, в процессе работы могут возникать острые и вяло проходящие конфликты, которые могут негативно сказаться на социальном развитии подростков. Страх, тревога, побои – постоянные спутники подростков. Смешение любви и ненависти, дружелюбия и садизма, впустую потраченная энергия, отсутствие простого человеческого общения по поводу фильмов, книг, забот о доме, подарков близким, семейные розыгрыши, которых никогда и не было, – портрет семейного неблагополучия и «залог» будущих нарушений правопорядка [1, c. 68].Поэтому первоочередной задачей является разрешение этих конфликтов.Для более детального анализа социального развития подростков рекомендуется проводить социометрические исследования в группах студентов на первом курсе и в школах. Такие исследования позволяют определить место, которое занимает ребенок в коллективе, а также его социальное взаимодействие с окружающими. При проведении арт-терапевтических занятий в школе очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих. Следовательно, чрезвычайно важно то, каким образом занятия представляются детям [2, c. 287].Полученные результаты могут стать основой для дальнейшей работы в группе (классе) и для работы с так называемым "изгоем".Кроме того, важно учитывать не только социальные факторы, но и психологические особенности каждого подростка. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Поэтому работа с подростками должна быть направлена на создание условий для развития их личности, а не на формирование стандартного набора качеств. Только таким образом можно достичь настоящего социального прогресса и сохранить будущее нашей страны.Чтобы добиться успеха в реабилитации подростков, необходимо уделить внимание не только медицинской помощи, но и поддержке со стороны семьи и близких. Отношения с родителями и окружающими людьми могут оказаться ключевыми в процессе выздоровления.Кроме того, важно помнить, что реабилитация не заканчивается в момент выписки из больницы или окончания курса лечения. Подростки, страдающие зависимостью, нуждаются в постоянной поддержке и мониторинге состояния здоровья, чтобы избежать рецидивов. Только тогда можно говорить о полной успешности процесса реабилитации.И, наконец, не следует забывать, что самоосознание и самодисциплина являются важными факторами в процессе лечения. Подростки должны осознать свою проблему и самостоятельно работать над ее решением, чтобы достичь полного выздоровления.ЗаключениеПроблема отклоняющегося поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства[5, c.3].В детском и подростковом возрасте формирование эмоциональной сферы у ребенка является одним из важнейших этапов. Ребята испытывают высокую потребность в новых эмоциях и впечатлениях, которые помогают им насыщаться эмоционально. Они получают это взаимодействуя со своими сверстниками, потому что в этом возрасте, по мнению большинства исследователей, главной потребностью детей является общение с ровесниками. Коммуникация с друзьями становится источником формирования норм поведения и появления новых интересов. Эмоциональная сфера детей среднего школьного возраста имеет свои особенности.Дети зачастую часто страдают от повышенной тревожности и низкой стрессоустойчивости. Их эмоциональный фон отрицательный, и они склонны к отрицательным эмоциям, что приводит к рассогласованности в мотивационной сфере. Негативные эмоциональные состояния, такие как страх, тревожность, стресс, депрессия и агрессивность, мешают нормальному личностному развитию и социализации ребенка. Особенно дети этого возраста готовы к ожиданию страха, что проявляется в их тревожности.Неудовлетворенность значимых потребностей ребенка, таких как переживание эмоционального дискомфорта и предчувствие грозящей опасности, являются общим компонентом тревожности и страха. Кратковременные переживания тревоги при ситуативном контексте и устойчиво доминирующие черты характера при тревожности, выражаются через эти негативные состояния. Неудовлетворенность возрастных ведущих потребностей связана с возникновением и закреплением этих устойчивых личностных образований тревожности и страха.Отрицательные эмоции, такие как тревога, страх, депрессия, стресс и агрессия, очень часто возникают у детей подросткового возраста. Эти эмоции часто вызываются семейными проблемами, которые могут усиливаться и закрепляться внутри «замкнутого психологического круга», что приводит к накоплению отрицательного эмоционального опыта. Негативные эмоции влияют на результаты деятельности детей среднего школьного возраста, дезорганизуя их.Коррекция психологических проблем, возникающих у здоровых людей в повседневной жизни, может быть достигнута при помощи различных методов практической психокоррекции. Эти методы могут быть использованы для коррекции разных негативных эмоциональных состояний, которые могут возникнуть у людей разного возраста. Для достижения максимальной эффективности необходимо использовать комплексный подход с использованием компетентно подобранных методов, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой практике.Список литературы1. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления /2-е издание, дополненное: Питер; Спб.; 2008. – 209 с.2. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с. 3. Клейбер, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с. 6. 4. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. — СПб.: Речь, 2007. — З68 с5.Шнейдер Л.Б.Девиантное поведение детей и подростков. – Академический проект, 2005. – 336 с.
2. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
3. Клейбер, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с. 6.
4. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. — СПб.: Речь, 2007. — З68 с
5. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – Академический проект, 2005. – 336 с.