Преодоление дизартрии у постинсультных больных с применением технологий дополненной реальности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 31 31 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 24.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Нарушение речевой функции как последствие инсульта 6
2. Восстановление речевой функции после инсульта 12
3. Применение технологий дополненной реальности в медицинской реабилитации 18
Выводы по первой главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Фрагмент для ознакомления

Общепринято, что при моторно-речевых расстройствах большая частота терапии приводит к лучшей конечной эффективности.  Инструмент предоставляет набор упражнений, визуальное и слуховое моделирование целевых высказываний и адекватную обратную связь с точным выполнением. Она имеет доступный интерфейс для пациентов с повреждением головного мозга, которые часто имеют дело с другими моторными и сенсорными дисфункциями и имеют ограничения в языке и познании. Кроме того, это может значительно увеличить возможности логопедической терапии для пациентов с практическими ограничениями (расстояние, финансовые ограничения и т.д.).Разработка системы состояла из трех основных этапов: (1) разработка обширной базы упражнений для тренировки артикуляции; (2) внедрение алгоритма обнаружения фонологических ошибок с целью обеспечения необходимой обратной связи с пациентами;(3) внедрение набора новых разработок в привлекательный, удобный для пациента пользовательский интерфейс [18].Содержание речевого материала состоит из двух различных программ интенсивного обучения для улучшения артикуляции и разборчивости фонем у лиц с дизартрией. Основанные на принципах моторного обучения программы тренировок включают артикуляционные упражнения и минимальные пары.В каждой программе предусмотрено четыре уровня сложности, структурированных в соответствии с целевым положением согласной в начальной, медиальной и конечной позициях в словах. Это позволяет пациенту пройти интенсивную терапию. В предыдущем исследовании этот конкретный подход привел к значительному улучшению разборчивости речи на разных уровнях в группе взрослых с дизартрией [18]. Обширный, хорошо структурированный и иерархичный практический пакет упражнений, рекомендованный в этом предыдущем исследовании, реализован в VAT.Упражнения включают только серию моно- и двусложных слов. Эти типы слов обычно не представляют проблем для понимания или чтения пациентами с легкими когнитивными нарушениями. Большинство выбранных слов имеют смысл и подчеркивают правильное произношение целевой фонемы, что делает терапию более эффективной и целенаправленной.Таким образом, Как и во многих предыдущих технологических прорывах, технологии AR/VR получили раннее развитие в индустрии развлечений и в настоящее время находят широкое применение в различных сферах экономики. Использование VR/AR в индустрии здравоохранения снижает затраты, расширяет доступ к услугам и улучшает результаты лечения. Технологии VR/AR облегчают боль и беспокойство пациентов, помогают в диагностике, реформируют обучение врачей, предоставляя возможность практиковать и ограничивать ошибки в условиях безрисковой симуляции, а также позволяют адаптировать новые стратегии в хирургии.В настоящее время получены данные об успешном использовании технологий виртуальной реальности в реабилитации больных после острых нарушений мозгового кровообращения. При этом есть два основных направления, в которых это возможно: диагностика и собственно восстановление пораженных функций. Использование технологий искусственного интеллекта в программном обеспечении позволяет подбирать для пациента целевые упражнения, изначально исходя из его функциональности, сводя к минимуму степень участия специалиста в этом процессе.При этом анализ имеющейся практики применения технологий дополненной реальности в рамках реабилитации пациентов после инсульта показал, что большинство исследований посвящено использованию рассматриваемой технологии для восстановления двигательных функций. При этом область логопедической работы практические не затронута. Разработка приложений виртуальной реальности для логопедии все еще находится в зачаточном состоянии. Технологии виртуальной терапии не совсем новы; однако было предпринято лишь несколько попыток для взрослых с двигательными нарушениями речи. В большинстве опубликованных исследований с использованием виртуальной терапии участвовали взрослые с афазией. Существует несколько автоматизированных систем, отвечающих потребностям людей с дизартрией. Разработанные и протестированные экспериментальные модели включают в себя одно тематическое исследование.Таким образом, в настоящее время при работе с пациентами с дизартрией используются программы, которые направлены на восстановление моторных и артикуляционных функций. Также используется специальное программное обеспечение, которое позволяет имитировать процесс общения в повседневных ситуациях, что позволяет пациентам практиковать речевые навыки без дополнительного стресса, который может возникать в процессе личного общения. Выводы по первой главеДизартрия рассматривается как нервно-моторное расстройство, возникающее в результате нарушений скорости, силы, устойчивости, диапазона, тона или точности движений, необходимых для контроля речи. При данном нарушении наблюдается речевые проблемы в артикуляции, фонации, дыхания, назальности и просодии и влияют на разборчивость, слышимость, естественность и эффективность устного общения. Дизартрия возникает в результате различных локализаций поражения при инсульте, и ее наличие может не иметь локализующего значения. Важным условием для успешной реабилитации пациентов с речевыми расстройствами является правильная постановка целей и задач терапевтического процесса. Необходимо помнить, что целью речевой реабилитации является не успех реализации отдельных аспектов языка, не заученное воспроизведение необходимых компонентов речи, а именно восстановление эффективной коммуникации с окружающими для независимости и успешной адаптации в повседневной жизни. В настоящее время начинает появляться все больше новых методов для проведения реабилитации пациентов, в том числе и для восстановления речевых функций после инсульта. При работе с пациентами с дизартрией используются программы, которые направлены на восстановление моторных и артикуляционных функций. Также используется специальное программное обеспечение, которое позволяет имитировать процесс общения в повседневных ситуациях, что позволяет пациентам практиковать речевые навыки без дополнительного стресса, который может возникать в процессе личного общения.ЗАКЛЮЧЕНИЕДизартрия рассматривается как нервно-моторное расстройство, возникающее в результате нарушений скорости, силы, устойчивости, диапазона, тона или точности движений, необходимых для контроля речи . Нарушения речи при дизартрии касаются артикуляции, фонации, дыхания, назальности и просодии и влияют на разборчивость, слышимость, естественность и эффективность устного общения. Степень тяжести варьируется от отсутствия речи или полной неразборчивости до незначительных изменений, которые могут быть очевидны только говорящему или при детальной оценке речи. В современном понимании дизартрия не охватывает нарушения речи, вызванные структурными аномалиями, такими как расщелина неба или глоссэктомия. Дизартрия возникает в результате различных локализаций поражения при инсульте, и ее наличие может не иметь локализующего значения. Однако у большинства пациентов дизартрия возникает в контексте других нарушений и, как следствие, ограничений в активности и участии, относящихся к физической, сенсорной, психологической и когнитивной областям. Для успешного восстановления движений необходимо проведение тренировок в среде, максимально приближенной к реальной, активное участие пациента, а также наличие интерактивной обратной связи, позволяющей пациенту контролировать правильность выполнения двигательной задачи и корректировать собственные усилия. С развитием компьютерных технологий появилась возможность усовершенствовать классические подходы в реабилитации пациентов, перенесших инсульт.  Для соблюдения данных условий и успешного целенаправленного обучения двигательной задаче, в Научном центре неврологии активно применяются технологии виртуальной реальности. Данные технологии позволяют воссоздать необходимое рабочее пространство для тренировки моторного навыка, а также обеспечить интерактивную обратную связь и высокую интенсивность реабилитации. Реабилитационные программы, использующие виртуальную реальность при восстановлении после инсульта демонстрируют повышение реабилитационного потенциала, улучшение психологического статуса и повышение мотивации больных. Индивидуальный подход в разработке программы, а также учет личностных особенностей, отсутствие потоковости и формализации благотворно сказываются на мотивации пациента к реабилитации.Технология дополненной реальности (AR) — технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в виде текста, компьютерной графики, аудио и других представлений в режиме реального времени. Технологии виртуальной реальности широко используются для уменьшения острой и хронической боли путем воздействия на механизм ее восприятия. В настоящее время получены данные об успешном использовании технологий виртуальной реальности в реабилитации больных после острых нарушений мозгового кровообращения. При этом есть два основных направления, в которых это возможно: диагностика и собственно восстановление пораженных функций. Использование технологий искусственного интеллекта в программном обеспечении позволяет подбирать для пациента целевые упражнения, изначально исходя из его функциональности, сводя к минимуму степень участия специалиста в этом процессе.При этом анализ имеющейся практики применения технологий дополненной реальности в рамках реабилитации пациентов после инсульта показал, что большинство исследований посвящено использованию рассматриваемой технологии для восстановления двигательных функций. При этом область логопедической работы практические не затронута. Разработка приложений виртуальной реальности для логопедии все еще находится в зачаточном состоянии. Технологии виртуальной терапии не совсем новы; однако было предпринято лишь несколько попыток для взрослых с двигательными нарушениями речи. В большинстве опубликованных исследований с использованием виртуальной терапии участвовали взрослые с афазией. Существует несколько автоматизированных систем, отвечающих потребностям людей с дизартрией. Разработанные и протестированные экспериментальные модели включают в себя одно тематическое исследование.В настоящее время при работе с пациентами с дизартрией используются программы, которые направлены на восстановление моторных и артикуляционных функций. Также используется специальное программное обеспечение, которое позволяет имитировать процесс общения в повседневных ситуациях, что позволяет пациентам практиковать речевые навыки без дополнительного стресса, который может возникать в процессе личного общения. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАхутина Т.В., Микадзе Ю.В. и др. Логопедическая диагностика и реабилитация пациентов с повреждениями головного мозга в остром периоде. Клинические рекомендации. – М.: Союз реабилитологов России, 2014. – 46 с.Воздействие технологий виртуальной реальности на психоэмоциональное состояние пациентов с афазией во время реабилитации / О.Э.Карпов, В.Д.Даминов, Э.В.Новак, О.Ю.Бронов, Н.И.Слепнева // Вестник НМХЦ им. Н.И. Пирогова. – 2022. – № 17(3). – С. 72-77Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности», 2019 г., Минцифры России. – [сайт]. – URL: https://digital.gov.ru/ru/ documents/6654/Клиническая эффективность технологий виртуальной реальности в восстановлении функции верхней конечности после инсульта / Н.И.Слепнева, В.Д.Даминов, Э.В.Новак, О.Э. Карпов // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова. – 2021. – №2. Краснова-Гольева В.В., Гольев М.А. Виртуальная реальность в реабилитации после инсульта // Современная зарубежная психология. – 2015. – Том 4. – № 4. – С. 39—44Медицина сквозь VR: кейсы, тренды и барьеры. – [сайт]. – URL: https://ict.moscow/news/vr-v-meditsine/Нарушения речи и их коррекция у пациентов после инсульта / О.В.Курушина, А.Е.Барулин, Е.А.Куракова, Х.Ш.Ансаров // МС. – 2017. – №5. – С. 28-32Реабилитация больных в раннем и позднем восстановительном периодах инсульта: учеб.пособие / сост.: Л.Б. Новикова, А.П. Акопян, К.М. Шарапова. – Уфа: БГМУ, 2019. – 74с. Технологии виртуальной и дополненной реальности в здравоохранении / Е. И. Аксенова, С. Ю. Горбатов. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021. – 40 с.Технологии виртуальной реальности в медицинской реабилитации, как пример современной информатизации здравоохранения / О.Э.Карпов, В.Д.Даминов, Э.В.Новак, Д.А.Мухаметова, Н.И.Слепнева // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. – 2020. – Т15. – №1. – С. 89-98Холод, Н. Ю. Нарушение речевой функции как последствие инсульта // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. – С. 30-35.Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: Воронеж, 2014.Шкловский В.М., Визель Т.П Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2011.Distinct patterns of imprecise consonant articulation among Parkin-son’s disease, progressive supranuclear palsy and multiple systematrophy / T.Tykalova, J.Rusz, J.Klempir, R.Cmejla, E.Ruzicka//Brain and Language. –2017. – №165. – P.1–9Duffy J.R.bMotor speech disorders E-book: Substrates, differen-tial diagnosis, and management // Elsevier Health Sciences. – 2019Effect ofboost articulation therapy (BArT) on intelligibility in adults withdysarthria / Ramos V Mendoza, C.Paulyn, L.Van Den Steen, M.E. Hernandez-DiazHuici, M.De Bodt // International Journal of Language & CommunicationDisorders. –2021. –№ 56(2) . –P. 271–282Lee, S.A.S. (2019) Virtual speech–language therapy for individualswith communication disorders: current evidence, limitations, andbenefits // Current Developmental Disorders Reports. – 2019. – №6(3). – P. 119–125MonskyW., James R.,Seslar S. Virtual and Augmented Reality Applications in Medicine and Surgery The Fantastic Voyage is here” // Anatomy & Physiology: Current Research. –2019. – Vol. 9 Iss. 1. – No: 313Receiving aphasia intervention in a virtual environ-ment: the participants’ perspective / A.Amaya, C.Woolf, N.Devane, J.Galliers, R.Talbot, S.Wilson // Aphasiology. – 2018. – №32(5). – P. 538–558Rofes L et al. Neuogenic and oropharyngeal dysphagia // Annals of The NewYork Academy of Sciences. The 11th OESO World Conference: Reflux Disease. 2013. –1300 P.Stark J., Pons C., Csaba D. Integrating face to face language therapy with virtual reality applications for persons with aphasia //  Proceedings of the International Conference on Virtual Reality; 2013

1. Ахутина Т.В., Микадзе Ю.В. и др. Логопедическая диагностика и реабилитация пациентов с повреждениями головного мозга в остром периоде. Клинические рекомендации. – М.: Союз реабилитологов России, 2014. – 46 с.
2. Воздействие технологий виртуальной реальности на психоэмоциональное состояние пациентов с афазией во время реабилитации / О.Э. Карпов, В.Д. Даминов, Э.В. Новак, О.Ю. Бронов, Н.И. Слепнева // Вестник НМХЦ им. Н.И. Пирогова. – 2022. – № 17(3) . – С. 72-77
3. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности», 2019 г., Минцифры России. – [сайт]. – URL: https://digital.gov.ru/ru/ documents/6654/
4. Клиническая эффективность технологий виртуальной реальности в восстановлении функции верхней конечности после инсульта / Н.И. Слепнева, В.Д. Даминов, Э.В. Новак, О.Э. Карпов // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова. – 2021. – №2.
5. Краснова-Гольева В.В., Гольев М.А. Виртуальная реальность в реабилитации после инсульта // Современная зарубежная психология. – 2015. – Том 4. – № 4. – С. 39—44
6. Медицина сквозь VR: кейсы, тренды и барьеры. – [сайт]. – URL: https://ict.moscow/news/vr-v-meditsine/
7. Нарушения речи и их коррекция у пациентов после инсульта / О.В. Курушина, А.Е. Барулин, Е.А. Куракова, Х.Ш. Ансаров // МС. – 2017. – №5. – С. 28-32
8. Реабилитация больных в раннем и позднем восстановительном периодах инсульта: учеб. пособие / сост.: Л.Б. Новикова, А.П. Акопян, К.М. Шарапова. – Уфа: БГМУ, 2019. – 74с.
9. Технологии виртуальной и дополненной реальности в здравоохранении / Е. И. Аксенова, С. Ю. Горбатов. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021. – 40 с.
10. Технологии виртуальной реальности в медицинской реабилитации, как пример современной информатизации здравоохранения / О.Э. Карпов, В.Д. Даминов, Э.В. Новак, Д.А. Мухаметова, Н.И. Слепнева // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. – 2020. – Т15. – №1. – С. 89-98
11. Холод, Н. Ю. Нарушение речевой функции как последствие инсульта // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. – С. 30-35.
12. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: Воронеж, 2014.
13. Шкловский В.М., Визель Т.П Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2011.
14. Distinct patterns of imprecise consonant articulation among Parkin-son’s disease, progressive supranuclear palsy and multiple systematrophy / T. Tykalova, J. Rusz, J. Klempir, R. Cmejla, E. Ruzicka //Brain and Language. – 2017. – №165. – P. 1–9
15. Duffy J.R.b Motor speech disorders E-book: Substrates, differen-tial diagnosis, and management // Elsevier Health Sciences. – 2019
16. Effect ofboost articulation therapy (BArT) on intelligibility in adults withdysarthria / Ramos V Mendoza, C. Paulyn, L. Van Den Steen, M.E. Hernandez-DiazHuici, M. De Bodt // International Journal of Language & CommunicationDisorders. – 2021. – № 56(2) . – P. 271–282
17. Lee, S.A.S. (2019) Virtual speech–language therapy for individualswith communication disorders: current evidence, limitations, andbenefits // Current Developmental Disorders Reports. – 2019. – №6(3). – P. 119–125
18. Monsky W., James R., Seslar S. Virtual and Augmented Reality Applications in Medicine and Surgery The Fantastic Voyage is here” // Anatomy & Physiology: Current Research. – 2019. – Vol. 9 Iss. 1. – No: 313
19. Receiving aphasia intervention in a virtual environ-ment: the participants’ perspective / A. Amaya, C. Woolf, N. Devane, J. Galliers, R. Talbot, S. Wilson // Aphasiology. – 2018. – № 32(5). – P. 538–558
20. Rofes L et al. Neuogenic and oropharyngeal dysphagia // Annals of The NewYork Academy of Sciences. The 11th OESO World Conference: Reflux Disease. 2013. – 1300 P.
21. Stark J., Pons C., Csaba D. Integrating face to face language therapy with virtual reality applications for persons with aphasia // Proceedings of the International Conference on Virtual Reality; 2013