Действующая практика осуществления выездных налоговых проверок
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 23.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Теоретические основы осуществления налогового контроля Федеральной налоговой службы РФ 5
1.1 Экономическая сущность налогов, их классификация и функции 5
1.2 Содержание налогового контроля, его роль и значение 10
1.3 Формы и методы налогового контроля 15
2 Анализ действующей практики осуществления выездных налоговых проверок и формирование предложений по совершенствованию мероприятий налогового контроля 22
2.1 Анализ действующей практики осуществления выездных налоговых проверок органами Федеральной налоговой службы 22
2.2 Пути повышения эффективности проведения выездных налоговых проверок 29
3 Формирование предложений по совершенствованию мероприятий налогового контроля 35
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 1 47
Приложение 2 48
/тех, Эотн., Ээк.Четвертый уровеньЧастные показатели эффективности функционально-целевых блоковх1…х20Применение предложенной системы показателей дает комплексную оценку эффективности выездного налогового контроля. В предложенной модели такая возможность реализуется посредством методики расчета профилактической эффективности контрольных мероприятий на основе учета организационно-технологической и превентивнодисциплинирующей эффективности контрольных проверок.3 Формирование предложений по совершенствованию мероприятий налогового контроляВ процессе осуществления мероприятий налогового контролявозникает ряд сложностей, которые отражаются на качестве и достоверности налогового контроля, а именно:1. трудоемкость процесса осуществления налогового администрирования, которая приводит к увеличению срока его проведения;Возникновение данной проблемы обусловлено тем, что для проверки достоверности и полноты исчисления налогов, правильности заполнения налоговых документов сотрудникам налогового органа необходимо изучить не только сам механизм расчета, но и подтвердить правильность определения налоговой базы. Для этого необходимо изучить организационные документы экономического субъекта (штатное расписание, табели учёта рабочего времени, приказы о назначении на должность, о предоставлении отпусков и т.д.), проверить документы, подтверждающие право организации на получение налоговых вычетов, рассмотреть достоверность исчисления соответствующих налогов и сборов и т.д. Проверка всех вышеуказанных документов требует большого количества времени и усилий эксперта.2. сложность процесса проведения процедур налогового контроля, обусловленная тем, что мероприятия налогового контроля требует от сотрудников налоговых инспекцийприменения специальных глубоких знаний в области бухгалтерского и налогового законодательства Российской Федерации;3. отсутствие необходимого методического обеспечения для проведения мероприятий налогового администрирования в связи с частотой изменений, вносимых в положения Налогового кодекса РФ и нормативно-правовую базу, регулирующую ведение хозяйствующими субъектами бухгалтерского и налогового учета.Совершенствование налогового контролявозможно добиться путем повышения качества проводимых контрольных мероприятий. Основным источником информации о соблюдении налогоплательщиками требований действующего налогового законодательства является предоставляемая бухгалтерская и налоговая отчетность, позволяющая налоговым инспекторам осуществлять контроль за полнотой и своевременной уплатой налогов, а также сформировать представление о результатах финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.Одним из направлений совершенствования деятельности налоговых инспекцийв области налогового контроля показателей, содержащихся в налоговых декларациях, является утверждение единой системы соотношения показателей, содержащихся в налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности.Контрольные соотношения данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговой отчетности в настоящее время не утверждены. Однако, в процессе проведения налоговых проверок, налоговыми инспекторамимогут быть запрошены объяснения о причинах несоответствия аналогичных показателей. Рассмотрим основные показатели бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности, взаимосвязь между которыми может быть проконтролирована сотрудникамиФедеральной налоговой службы РФ,Выручка, отраженная в отчете о финансовых результатах и выручка в декларации по налогу на прибыль организаций.Налоговыми инспекторами должен проводится анализ того, насколько выручка по данным бухгалтерской отчетности превышает выручку по данным налоговой отчетности. Как правило, разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком) образуется в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и налоговом законодательстве.Различия указывают на возможность присвоения экономическому субъекту высокого уровня риска, более тщательной и глубокой проверке отчетности.Размер запасов, отраженный в бухгалтерском балансе и выручка в декларации по налогу на прибыль организаций.Налоговыми инспекторами долженпроводиться сравнительный анализ показателя «Запасы» за отчетный период и предыдущий, и в случае уменьшения данного показателя – уделять внимание размеру полученной выручки. Данный показатель должен быть не меньше суммы, на которую уменьшились запасы. В ситуации, когда размере выручки, отраженной в налоговой декларации, меньше – для налоговых инспекторов должно являться показателем риска.Расходы в бухгалтерском учете меньше, чем в налоговом учетеНалоговыми инспекторами должен осуществлятьсясравнительный анализ суммы расходов в отчете о финансовых результатах и в декларации по налогу на прибыль –налоговые расходы не должны превышать сумму расходов по данным бухгалтерской отчетности. Если данное соотношение не выполняется, инспекторы должны убедиться, что экономический субъект не завысил расходы и, соответственно, не занизил сумму налога на прибыль к уплате.Размер дебиторской задолженности, отраженный в бухгалтерском балансе и выручка в декларации по налогу на прибыль организацийНалоговыми инспекторами должен проводиться сравнительный анализ показателя бухгалтерского баланса «Дебиторская задолженность» за отчетный период и предыдущий, и в случае увеличения данного показателя – обращает внимание на размер выручки. Данный показатель должен быть не меньше суммы, на которую увеличилась задолженность. Разница между прямыми расходами, отраженными в налоговой декларации, и себестоимостью, отраженной в составе Отчета о финансовых результатах.В процессе налоговой проверки должно проводится сопоставление размера себестоимости производства продукции и/или реализации товаров, работ услуг с данными, отраженными в прямых, косвенных и внереализационных расходах, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Пообнаруженным отклонениями, инспекторами должны быть запрошены пояснения у налогоплательщика. Вторым направлением совершенствования системы налогового администрирования является повышение уровня налоговой культуры налогоплательщиков. Для увеличения уровня налоговой культуры работникам налоговых органов необходимо проводить работы по повышению финансовой и налоговой грамотности населения; формирование позитивного отношения к налогам, в т. ч. посредством принципиально иного облика социальной рекламы. Развитие системы льгот субъектам малого и среднего бизнеса поспособствуют увеличению налогового потенциала, как субъектов, так и государства в целом. Помимо решения вышеизложенных проблем, необходимо также продолжать совершенствовать действующие процедуры контрольных проверок, поскольку это является важнейшим фактором повышения эффективности налогового контроля.Еще одним направлениям совершенствования системы налогового администрирования является совершенствование взаимодействия между органами налогового контроля, другими органами контроля и органами правопорядка.Осуществление налогового контроля необходимо в целях организации достоверного учета и исчисления налоговых платежей, проверки достоверности данных, отражаемых налогоплательщиками в налоговых декларациях по соответствующим видам налогов. Анализ эффективности работы налоговых органов показал, что эффективность проверок с участием органов внутренних дел значительно выше, о чем говорит размер доначисленных платежей по результатам совместной проверки, который превышает практически в 5 раз суммы, доначисленные по результатам одной выездной налоговой проверки. В целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов необходимо реализовать планирование и проведение совместных мероприятий, направленных на решение задач такого взаимодействия, проводить совместные совещания по обеспечению реализации эффективных совместных мероприятий налогового контроля в целях защиты экономической безопасности РФ.Третьим предлагаемым мероприятием по совершенствованию налогового контроля является совершенствование нормативно-правовой базы налогообложения организаций.Совершенствование нормативно-правовой базы необходимо в целях исключения возможности двоякого толкованию норм и положений Налогового кодекса РФ. Прозрачность в определении объекта налогообложения, понятный для налогоплательщика и налоговых органов порядок определения налоговой базы, определенная налоговая ставка позволит снизить объем нарушений в области налогового законодательства. Упрощение системы налогообложения, отсутствие «лазеек» в нормативно-правовых актах позволит также не допустить незаконной налоговой оптимизации в организациях, что положительным образом отразить на объеме налоговых платежей, поступающих в бюджетную систему РФ. На сегодняшний день одной из главных проблем в работе налоговых органов, является отсутствие в распоряжении налоговых органов документа, определяющего конкретные действия должностных лиц налогового органа в разных ситуациях, а также мер, которые необходимо предпринимать в ходе проверки, чтобы доказать наличие налогового правонарушения. Наличие подобного документа позволило бы более тщательно подготавливать доказательственную базу по налоговым спорам и разрешать конфликтные ситуации в пользу налоговых органов в судах и вышестоящих налоговых органах. Случается, что налоговому органу может быть недостаточно тех документов, который предоставил налогоплательщик, и он сомневается в их достоверности. В данном случае сотрудникам налоговых органов необходимо получить (истребовать) документы у контрагентов проверяемого лица, по взаимоотношениям с которыми он получил убыток. Однако, что делать, если эти взаимоотношения с контрагентом были до 2018 года? Ведь налоговый орган уже не имеет право истребовать документы за предыдущие года. Даже если должностные лица направят поручение об истребовании документов у контрагента в другую инспекцию, то эта инспекция попросту откажет в выполнении данного поручения в связи с несовпадение проверяемого налогового периода. В случае, если все же документы по поручению, в которых имеются нарушения, доказывающие необоснованность принятого убытка, поступят в проверяющий налоговый орган и он использует эту информацию в качестве доказательной базы, налоговым органом будет осуществлено доначисление налогов и сборов, то налогоплательщик в порядке возражения на акт выездной налоговой проверки, апелляционной жалобы или в судебном порядке может обжаловать факт незаконного истребования налоговым органом документов. И с большой долей вероятности организация положительно отстоит свои интересы и «снимет» данное доказательство из выводов, описанных налоговыми органами.Таким образом, необходимо создать единый регламент для сотрудников выездных отделов, в котором должна быть отражена четкая и ясная инструкция для должностных лиц налоговых органов как им нужно действовать в различных ситуациях в рамках проведения выездной налоговой проверки. Эта инструкция должна нести не рекомендательный, а императивный характер.Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности России совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры организаций. Для увеличения уровня налоговой культуры организаций необходимо проводить работы по повышению финансовой и налоговой грамотности, формирование позитивного отношения к налогам, в т. ч. посредством принципиально иного облика социальной рекламы. Повышение уровня налоговой культуры возможно путем развития налогового консультирования компаний, проведением рекламно-информационных мероприятий, использования каналов средств массовой информации, пропаганда налоговой дисциплины и ответственности.ЗаключениеПо результатам написания курсовой работы были сделаны следующие выводы.В настоящее время установленная система налогов и сборов, а также утвержденные механизмы налогового регулирования являются важнейшими рычагами, при помощи которых государство оказывает влияние на экономику. Система налогообложения экономических субъектов, которая существует в настоящее время в РФ, и методы налогового регулирования оказывают существенное влияние на их финансово-хозяйственную деятельность, что обусловлено обязанностью полного и своевременного перечисления налогов в бюджет. Налоги являются одним из существенных элементов, определяющих функционирование социально-экономической системы современного российского общества. За счет поступления налоговых платежей государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей, но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно - экономической деятельности организаций и частных лиц.Одним из наиболее важных инструментов, использующихся для снижения теневой составляющей российской экономики и стимулирования инвестиционной деятельности, выступает система налогового контроля РФ. Налоговый контроль представляет собой комплекс мер по проверке исполнения норм налогового законодательства РФ, цель которого выявление нарушений законодательства. В рамках системы налогового администрирования, включающей в себя налоговый контроль, осуществляется государственное управление налоговыми отношениями. Налоговый контроль выступает центральным звеном системы налогового администрирования, за счет его фискальной и регулирующей направленности.Среди ключевых функций налогового контроля можно выделить следующие:фискальная функция;конституционная функция;координирующая функция;правовая функция;межотраслевая функция;внешнеэкономическая функция.Сформированная на сегодняшний день система налогового контроля является недостаточно эффективной, как следствие, требует грамотных мероприятий в данной области, в частности с целью увеличение уровня экономической грамотности организаций и осуществления деятельности в рамках требований налогового законодательства РФ. Реализация сформулированных предложений, направленных на усовершенствование существующей системы налогового контроляэкономических субъектов будет способствовать снижению налогового бремени для налогоплательщиков, избавлению их от необходимости скрывать доходы и уходить от уплаты налогов (особенно косвенных), обеспечит требуемый уровень налогового контроля, и, в конечном счете, создаст условия для того, чтобы поддерживать стабильные темпы роста российской экономики, улучшить предпринимательский климат в России и развивать производство.Список использованных источниковНалоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.– Федеральный законот 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.11.2021 № 383-ФЗ). Принят Государственной Думой19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства РоссийскойФедерации.– 2000. –№32. – С. 3340.Агирбова, А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства [Текст] // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 15. С. 565-569.Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.Брякина, А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы [Текст] // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2017. № 3. С. 57-61.Врублевской, О. В. Налоги и налогообложение / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Питер, 2021. - 37 c.Вылкова, Е. С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2020. - 89 c.Глухов, В. В. Налоги. Теория и практика / В.В. Глухов, И.В. Дольдэ, Т.П. Некрасова. - М.: Лань, 2019. - 70 c.Дорофеева, Н.А. Налоговое администрирование. Учебник / Н.А. Дорофеева. - М.: Дашков и К°, 2020. - 195 c.Захарьин, В. Р. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Р. Захарьин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. - 336 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1523865Елицур М.Ю. Экономика и бухгалтерский учет. Проф.модули: Уч. / М.Ю. Елицур, О.М. Носова, М.В. Фролова. – М.: Форум, 2019г. – 190 c.Имыкшенова, Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова [Текст] // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5.Казакова, О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики [Текст]: монография // Казакова О.Б.— Электрон.текстовые данные.— М.: Палеотип, 2019.— 164 c.Кондраков, Н. П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2022. - 24 c.Миронов, О. А. Налоговое администрирование (+ CD-ROM) / О.А. Миронов, Ф.Ф. Ханафеев. - М.: Омега-Л, 2019. - 288 c.Морозов, А. А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения / А.А. Морозов. - М.: Знание, 2020. - 74 c.Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы [Текст] //Apriori. Гуманитарные науки. — 2020. -№ 5.Налоги и налогообложение. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. И. Яшина, М.Ю. Гинзбург, Л. А. Чеснокова, Е. А. Иванова. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 118 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1072123.Налоги и налогообложение : учебник для вузов / Л. Я. Маршавина [и др.] ; под редакцией Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 510 с. Налоги и налогообложение: учебник для среднего профессионального образования / Л. Я. Маршавина [и др.] ; под редакцией Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 510 с. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / Г. Б. Поляк [и др.] ; ответственный редактор Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 385 с. Налоговое право : Курс лекций : Учебное пособие для бакалавров / Под ред. С.Г. Пепеляева, А.В. Ема. – Москва : Статут, 2022. – 414 с.Налогообложение, финансирование и оценка бизнеса на основе Международных стандартов финансовой отчетности : учебник / Л. Н. Павлова. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. – 256 с. Новак, М.А Современные методики анализа прибыли и рентабельности / М.А. Новак, К.Н. Митрофанова, ВВ. Тонких // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – №. 8. – С. 82-86.Пансков, В. Г. Налоги и Налогообложение. Теория и практика. Учебник. В 2 томах. Том 2 / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2019. - 35 c.Пономарев, А.И., Топоров, И.В. «Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ» [Текст] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 1 (56) С. 47-51 Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение / О.В. Скворцов. - М.: Academia, 2019. - 80 c.Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю. Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. Сидорова, А.В., Черевиченко, Т.С. Становление и развитие понятия «Налог» [Текст] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 1. С. 5-11.Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю. Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 309 с. Шарохина, С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 6. № 11 (11). С. 122-125.Приложение 1Приложение 2Механизм проведения налогового мониторинга
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. – Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.11.2021 № 383-ФЗ). Принят Государственной Думой 19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – С. 3340.
2. Агирбова, А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства [Текст] // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 15. С. 565-569.
3. Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.
4. Брякина, А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы [Текст] // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2017. № 3. С. 57-61.
5. Врублевской, О. В. Налоги и налогообложение / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Питер, 2021. - 37 c.
6. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2020. - 89 c.
7. Глухов, В. В. Налоги. Теория и практика / В.В. Глухов, И.В. Дольдэ, Т.П. Некрасова. - М.: Лань, 2019. - 70 c.
8. Дорофеева, Н.А. Налоговое администрирование. Учебник / Н.А. Дорофеева. - М.: Дашков и К°, 2020. - 195 c.
9. Захарьин, В. Р. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Р. Захарьин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. - 336 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1523865
10. Елицур М.Ю. Экономика и бухгалтерский учет. Проф.модули: Уч. / М.Ю. Елицур, О.М. Носова, М.В. Фролова. – М.: Форум, 2019г. – 190 c.
11. Имыкшенова, Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова [Текст] // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5.
12. Казакова, О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики [Текст]: монография // Казакова О.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2019.— 164 c.
13. Кондраков, Н. П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2022. - 24 c.
14. Миронов, О. А. Налоговое администрирование (+ CD-ROM) / О.А. Миронов, Ф.Ф. Ханафеев. - М.: Омега-Л, 2019. - 288 c.
15. Морозов, А. А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения / А.А. Морозов. - М.: Знание, 2020. - 74 c.
16. Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы [Текст] //Apriori. Гуманитарные науки. — 2020. -№ 5.
17. Налоги и налогообложение. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. И. Яшина, М.Ю. Гинзбург, Л. А. Чеснокова, Е. А. Иванова. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 118 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1072123.
18. Налоги и налогообложение : учебник для вузов / Л. Я. Маршавина [и др.] ; под редакцией Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 510 с.
19. Налоги и налогообложение: учебник для среднего профессионального образования / Л. Я. Маршавина [и др.] ; под редакцией Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 510 с.
20. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / Г. Б. Поляк [и др.] ; ответственный редактор Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 385 с.
21. Налоговое право : Курс лекций : Учебное пособие для бакалавров / Под ред. С.Г. Пепеляева, А.В. Ема. – Москва : Статут, 2022. – 414 с.
22. Налогообложение, финансирование и оценка бизнеса на основе Международных стандартов финансовой отчетности : учебник / Л. Н. Павлова. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. – 256 с.
23. Новак, М.А Современные методики анализа прибыли и рентабельности / М.А. Новак, К.Н. Митрофанова, ВВ. Тонких // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – №. 8. – С. 82-86.
24. Пансков, В. Г. Налоги и Налогообложение. Теория и практика. Учебник. В 2 томах. Том 2 / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2019. - 35 c.
25. Пономарев, А.И., Топоров, И.В. «Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ» [Текст] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 1 (56) С. 47-51
26. Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение / О.В. Скворцов. - М.: Academia, 2019. - 80 c.
27. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю. Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с.
28. Сидорова, А.В., Черевиченко, Т.С. Становление и развитие понятия «Налог» [Текст] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 1. С. 5-11.
29. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю. Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 309 с.
30. Шарохина, С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 6. № 11 (11). С. 122-125.